На мероприятии GPU Technology Conference компания NVIDIA представила ряд планов на будущее. В субботу мы писали о новой дорожной карте видеопроцессоров для настольных систем и суперкомпьютеров, теперь же речь пойдёт о мобильном секторе.
Новости по теме «NVIDIA обновила мобильную дорожную карту»
NVIDIA будет использовать 14 нм процесс Samsung
Компания NVIDIA стала последним дизайнером процессоров, который решился использовать 14 нм технологический процесс от компаний Samsung и GlobalFoundries.
В этом фирма будет не одинока, компанию ей в том же техпроцессе составят Apple, Qualcomm, AMD и, конечно, сама Samsung.
По информации Business Korea, новый процесс заработает во второй четверти 2015 года. Первым производителем чипов на новой производственной линии станет Samsung, которая, по слухам, выпустит 14 нм SoC для своего флагманского смартфона Galaxy S6. Также среди первых, кто испробует новую производственную линию, станут Apple, Qualcomm и NVIDIA.
По официальным данным, главным процессом производства для Samsung является 20 нм. Конкуренты стараются противостоять ей с 16 нм узлами, однако корейский производитель продолжает удерживать преимущество, в первую очередь из-за технологических проблем с 16 нм FinFET процессором.
Для производства Snapdragon 810 компания Qualcomm использовала плоскую 20 нм технологию TSMC, при этом чип столкнулся с некоторыми температурными проблемами. Что касается NVIDIA, то её первым процессором, изготовленным по технологии FinFET, должен стать чип Parker, который основан на 64-битном ядре Denver собственной разработки и графике Maxwell.
Tegra Parker выйдет после Erista
С января дорожная карта NVIDIA Tegra несколько изменилась, особенно после того, как NVIDIA представила 64-битный чип ARMv8 под именем Denver.
На недавней презентации компании ничего не говорила об этом процессоре, поскольку это была научная конференция, посвящённая CUDA, а не нацеленная на потребителей, именно поэтому тут не нашлось места информации о Tegra.
При этом глава подразделения NVIDIA Tegra Дипу Тала подтвердил раннюю информацию о процессоре Denver, который получит графику Kepler и выйдет во втором полугодии. Он не стал рассказывать о каких-либо ранее не объявленных функциях или производительности.
Тем не менее в докладе было сказано несколько слов о процессоре Parker. Оказывается, он не исчез из дорожной карты, а был перенесен на более поздний срок, после недавно анонсированного Erista. Сам же чип Erista станет небольшим эволюционным шагом для K1. Возможно, это будет тот же чип, но с GPU Maxwell, правда, это лишь догадка.
В последний раз NVIDIA демонстрировала слайд, на котором SoC Parker представляла собой комбинацию из CPU Denver, GPU Maxwell с транзисторами FinFET. Как известно, компании часто сталкиваются с проблемами, когда меняется технология производства микросхем, ведь даже Intel пришлось отложить 3D транзисторы на более поздний срок.
К сожалению, больше никаких деталей об изменении дорожной карты не известно и пока не ясно, пошло ли что-то не так при проектировании процессоров Parker и Volta. По словам NVIDIA, всем теперь нужно пользоваться картой, по которой Erista выйдет после Tegra K1.
NVIDIA представила мобильную SoC Tegra K1
Не дождавшись начала CES, компания NVIDIA представила свой новый мобильный процессор под названием Tegra K1. Как и следует ожидать, новый чип привнесёт значительный рост производительности в мобильные вычислениях.
По словам исполнительного директора NVIDIA Дзень-Сунь Хуана, новая SoC будет работать быстрее игровых консолей PlayStation 3 и Xbox 360, однако при этом получит в разы меньшее энергопотребление. И хотя все ожидали, что новый чип будет называться Tegra 5, директор сказал, что «будет просто неправильно называть его Tegra 5, он просто нелинейный». Таким образом, чип K1 выпадает из стройной модельной системы NVIDIA Tegra.
Так что же представляет собой новая система-на-чипе? Она будет содержать GPU, состоящий из 192 ядер CUDA архитектуры Kepler (1 SMX). Как следствие, она будет поддерживать все современные графические технологии, включая API DirectX 11 и OpenGL 4.4. Собственно, разработчики продемонстрировали производительность SoC на примере Unreal 4, и она впечатляет.
К сожалению, о GPU новой системы-на-чипе больше ничего не известно. Зато известно, что сама система будет изготавливаться в двух вариантах: 32 и 64- разрядном. Первая, 32-битная версия K1 появится уже в первом полугодии. Она будет содержать CPU с 4+1 ядрами архитектуры Cortex A15, работающих на частоте 2,3 ГГц. Вторая модель, с 64-битным CPU будет иметь лишь 2 вычислительных ядра ARMv8. Причиной тому служит убеждение разработчиков, считающих что использование двух высокопроизводительных ядер наиболее эффективно для мобильных расчётов. Этот CPU под кодовым именем Denver будет иметь тактовую частоту в 2,5 ГГц и будет содержать 128+64 КБ кэша первого уровня. Данная запись скорее всего означает, что фактически CPU будет иметь 2+1 вычислительное ядро. Данная версия K1 увидит свет во втором полугодии.
Tegra 5 выйдет без встроенного LTE модема
Традиции продолжаются. Сайт Fudzilla, ссылаясь на собственные источники, сообщает, что SoC NVIDIA Logan, известная также под именем Tegra 5, возможно не получит интегрированного LTE модема.
Подобно Apple NVIDIA может сделать большой мощный чип с GPU Kepler, но при этом не станет включать в тот же чип модем Icera.
Модем Icera i500 совместим с Tegra 5. При этом он уже получил сертификацию одного из крупнейших операторов мобильной связи — AT&T, и скоро может получить лицензию и других крупнейших мировых игроков рынка.
Такое положение дел может оказаться достаточно большой проблемой для NVIDIA, ведь производителям придётся установить в свои устройства два чипа, вместо одного, что является явным недостатком, по сравнению с решением от Qualcomm, которое выйдет в 2014 году и будет содержать графику Adreno 400 и обновлённый CPU, наряду с LTE модемом.
С другой стороны, поскольку Apple решилась использовать два чипа, вместо одного, то, скорее всего, и использование NVIDIA двух микросхем не повлечёт значительного повышения энергопотребления, по сравнению с одним процессором, имеющим LTE на борту. Как бы то ни было, NVIDIA выпустит новую SoC с графикой Kepler, которая наверняка станет самым быстрым GPU на рынке, так что такое решение станет более интересным для производителей смартфонов и планшетов, чем Tegra 4, даже, несмотря на отсутствие модуля связи.
По всей видимости, устройства с новыми процессорами Tegra 5, как и с Tegra 4i, будут анонсированы в январе на CES 2014, ну а в продажу они поступят ещё через пару месяцев.
Бенчмарк Intel раскрыл производительность Bay Trail-T
Несколько дней назад была опубликована производительность мобильного процессора Intel Bay Trail-T, с которым компания хочет значительно расширить своё присутствие на рынке смартфонов. И надо сказать, что его производительность впечатляюща.
Так, были опубликованы бенчмарки, сравнивающие новый чип Intel с ARM конкурентами, включая таких монстров как Samsung Exynos 6 и NVIDIA Tegra 5. Тем не менее, у этого теста есть одна проблема: производительность чипов-конкурентов ещё никому не известна.
Так, процессор Intel обойдёт новый процессор Qualcomm 8х74 более чем в 2 раза. Кроме того в воображаемом мире Bay Trail будет быстрее Samsung Exynos 6 на ощутимые 37%, а NVIDIA Tegra 5 на 40%.
Главная проблема этого теста заключается, как мы уже отмечали, в том, что пока ни NVIDIA, ни Samsung пока не объявляли спецификации своих SoC нового поколения, и это вряд ли случится раньше январских выставок CES или Mobile World Congress.
Тем не менее, это не помешало Intel строить свои прогнозы. На слайде из внутренней OEM презентации Intel приведено сравнение современных самых быстрых и будущих SoC. В качестве источника отмечаются «Внутренние данные тестирования Intel», и по ним собственный чип станет новым лидером.
После того, как ни NVIDIA, ни Samsung не стали комментировать данную информацию, представитель Intel предложил «подождать информацию из авторизованных источников внутри Intel». Однако вряд ли чипзилла имеет свои информационные источники у конкурентов, так что, по всей видимости, эти цифры основаны на слухах об ожидаемой скорости работы систем от ARM.
Tegra 6 будет 64-битным чипом для Android
Диаграмма дорожной карты мобильных чипов NVIDIA говорит о том, что процессор Tegra 6, разрабатываемый под кодовым именем Parker, на самом деле будет 64-битной SoC.
Изначально Parker планировался к выходу на 2015 год, однако теперь он перенесён на 2014 год. Такое предположение сделано ExtremeTech на основании того, что компания начала разработку этого 64-битного процессора ARMv8 в конце 2010 года, после приобретения лицензии. Таким образом, первые опытные образцы стоит ожидать в начале следующего года. А значит, уже в конце 2014 года Tegra 6 должна появится в потребительских устройствах. В результате жизненный цикл Tegra 5 будет предельно коротким.
Многие конкуренты NVIDIA, включая Samsung и Qualcomm, уже объявили о разработке 64-битных чипов. Intel уже давно имеет архитектуру такой разрядности, так что NVIDIA стоит поторопиться, чтобы вовремя выпустить свой продукт на рынок и успешно конкурировать с прочими лидерами рынка.
Процессор Tegra 6 будет содержать на кристалле CPU с кодовым именем Denver и новейший GPU Maxwell, который будет представлен в видеокартах также в следующем году. А учитывая, что Tegra 6 будет производиться по 16 нм техпроцессу FinFET, то наиболее вероятно, что NVIDIA удастся выпустить действительно производительный и конкурентный продукт.
Появились сведения об NVIDIA Tegra Tab
Пару недель назад мы писали о том, что компания NVIDIA готовит к выпуску собственный планшетный ПК, и вот появились некоторые подробности об этой модели.
Сейчас известно, что в следующем году фирма выпустит свой хай-энд планшет на базе Tegra 5, однако компания готовит к более раннему анонсу недорогой 7” гаджет.
И вот китайский сайт mydrivers опубликовал первые изображения нового гаджета. На снимках виден 7” планшет с довольно интересными возможностями. К примеру, на снимке можно рассмотреть специальную нишу для стилуса, что означает, что планшет будет продаваться со стилусом, как и устройства Samsung. Вообще же поддержка стилуса довольно редкая на сегодня вещь в устройствах с ОС Android, так что наверняка именно поддержка стилуса позволит выделить это устройство из сотен прочих 7” планшетов. Кроме того, некоторые аналитики сделали предположение, что этот планшет будет поддерживать особые функции работы со стилусом, такие как определение нажатия по экрану.
Также в планшете на снимках можно отметить наличие порта microHDMI. Этот видеовыход был весьма популярен в планшетах пару лет назад, но сейчас его уже почти никто не использует.
На оборотной стороне планшета расположилась камера разрешением 5 Мпикс., а крышка имеет резиновую отделку, такую же, как и Nexus 7, но вот чисто внешне планшет Nexus выглядит намного эффектнее. Ожидается, что устройство получит экран разрешением 1280х800, однако пока нет никакой конкретики о том, какую же версию из своих SoC будет использовать NVIDIA в этом планшете, а также о том, какая будет ОС и сколько этот планшет будет стоить.
Дело в том, что для такого устройства процессора Tegra 4 будет слишком много, Tegra 4i ещё далёк от завершения, Tegra 3 уже устарел, именно поэтому и нет уверенности в модели SoC, которой NVIDIA оснастит Tegra Tab. Однако если NVIDIA всё же решится поставить в свой планшет Tegra 4, то мы увидим очень мощное устройство, а учитывая довольно скромную начинку, конечная цена может быть довольно демократичной.
NVIDIA продемонстрировала Project Logan на Siggraph 2013
Компания NVIDIA проявила высокую активность на мероприятии Siggraph этого года. Кроме анонса профессиональных видеоускорителей компания решила, что стоит также представить и свой мобильный GPU нового поколения — Project Logan, запустив на нём демонстрацию FaceWorks Ira при энергопотреблении всего в 2—3 ватта.
Ранее продемонстрированная на GTC 2013 FaceWorks Ira, работала на GPU GTX Titan 250 Вт, и это казалось огромным прорывом в качестве вычислений мимики человеческих лиц. Но это не так впечатляло. Впечатляет то, что теперь то же самое работает на GPU мощностью всего в 3 Вт! Конечно, всё было несколько упрощено, ведь это мобильная платформа, однако всё равно демонстрация выглядит эффектно.
Согласно ранней информации процессор Kepler в SoC Logan превзойдёт производительность Playstation 3 и даже видеокарты 8800 GTX. При этом он будет в 5,2 раза быстрее GPU PowerVR SGX 554MP4 в iPad 4. Также NVIDIA сделала интересную сравнительную таблицу, показав производительность «мобильной Kepler» относительно Geforce GTX Titan и «близких мобильных конкурентов», указав, что в отличие от последней Tegra, SoC Logan имеет полностью унифицированную архитектуру, поддерживающую OpenGL ES 3.0, OpenGL 4.4, DirectX 11, Тесселяцию и CUDA 5.0.
Стали известны кодовые имена новых NVIDIA Tegra
Графическая архитектура Kepler компании NVIDIA оказалась крайне эффективной и производительной, но ни для кого не секрет, что её время пройдёт, равно как и любой другой технологии.
На смену Kepler в 2014 году придут процессоры с кодовым именем Maxwell, однако нынешняя архитектура сохранит своё существование. Kepler продолжит работать в новой ARM платформе для планшетов, которая имеет предварительное имя Tegra 5.
Основываясь на информации ресурса Sweclockers можно утверждать, что Tegra 5 получит кодовое имя Logan, в то время как Tegra 6 будет по ряду причин называться Strong.
Система-на-чипе Logan будет иметь от 192 до 384 ядер CUDA (один или два блока Kepler XMX). До выхода чипа Strong, с ядром Maxwell, пока ещё слишком далёко, но очевидно, что в нём мы увидим дальнейшее увеличение числа ядер.
Процессор Logan Tegra 5 дебютирует в четвёртом квартале 2013 года, а значит, срок жизни Tegra 4 будет крайне коротким.
NVIDIA ограничила подписки GeForce NOW сотней часов в месяц
Компания NVIDIA ввела лимит на игровое время в 100 часов в стриминговом сервисе GeForce NOW. Это сделано для оптимизации операционных затрат и сохранения нынешних цен на пописки.
Нынешние подписчики в тарифных планах Priority и Ultimate столкнуться с изменениями с 1 января 2026 года, в то время как новые подписчики будут ограничены уже 1 января 2025 года. Для компенсации неудобств компания пообещала перенести 15 неиспользованных игровых часов на следующий месяц.
Введя новое ограничение, компания планирует контролировать траты, связанные с содержанием высокопроизводительных игровых серверов. Отмечается, что более 100 игровых часов в месяц используют лишь 6% подписчиков. При этом, если вам недостаточно этого времени, то вы его можете докупить 15 часов за 3 доллара в тарифе Priority и за 6 долларов в тарифе Ultimate.
Кроме новых ограничений компания также вносит некоторые изменения в набор услуг сервиса. К примеру, подписка Priority переименовывается на Performance с рядом улучшений, вроде повышения разрешение с 1080p до 1440p и поддержки сверхширокоэкранных мониторов.
NVIDIA планирует выпустить высокопроизводительный процессор в 2025 году
Компания NVIDIA планирует выйти на рынок центральных процессоров, предложив CPU высокого уровня производительности на базе архитектуры ARM, уже в следующем году. Выпуск CPU запланирован на сентябрь 2025 года, и он будет предназначен для премиального сегмента персональных компьютеров.
Этот новый процессор будет включать как CPU, так и GPU от NVIDIA. Спроектирован он будет для обеспечения наилучшей производительности ПК. После выпуска NVIDIA нацелит свои усилия на продвижение данного интегрированного решения до марта 2026 года, установив жизненный цикл продукта и готовность рынка.
Этот шаг демонстрирует стратегию NVIDIA как будущего конкурента Intel и AMD в сфере CPU. Применяя свой опыт в искусственном интеллекте и современных процессах производства, компания хочет застолбить себе место среди лидеров рынка. Важно отметить, что у NVIDIA есть неплохой опыт выпуска CPU с высокой производительностью. Речь идёт о Grace и Tegra. Первый из них создавался для ИИ-задач в центрах обработки данных и показывает отличные результаты, в то же время Tegra может служить отличным примером интеграции CPU и GPU на фоне неизменно высокой производительности.
Эксперты считают, что возможности NVIDIA действительно позволят ей повлиять на рынок ПК и потеснить в будущем доминацию Qualcomm, разрушив эксклюзивные договорённости последней с PC-сектором рынка.
NVIDIA готовится заменить GeForce Experience и Панель управления
Компнаия NVIDIA с марта разрабатывает новое приложения для управления настройками графики. Это приложение с очевидным названием NVIDIA App объединяет в себе функционал GeForce Experience и встроенную в драйвер Панель управления.
Пока точных сроков выпуска нового приложения нет, но скорее всего, это произойдёт до конца текущего года. Несмотря на продолжающийся перенос настроек, компания также вносит в приложение и новые функции. К примеру, теперь приложение позволяет активировать кодирование видео в AV1 со 120 к/с для высококачественного стриминга. Также появились возможность настраивать G-Sync и RTX HDR для многомониторных систем.
Пока приложение NVIDIA находится на этапе бета-тестирования, компания продолжает перенос оставшихся функций из GeForce Experience. После выпуска NVIDIA App, нынешние GeForce Experience и панель управления будут упразднены.
Утекли спецификации RTX 5080 и RTX 5090
Известный инсайдер kopite7kimi опубликовал спецификацию готовящихся видеокарт NVIDIA RTX 5090 и RTX 5080. Эти две модели будут первыми в серии карт Blackwell.
По его сведениям, NVIDIA RTX 5080 получит GPU с 10752 ядер CUDA, 256-битную шину памяти GDDR7 объёмом 16 ГБ. Тепловыделение карты составит 400 Вт. Всё это позволит карте быть на 10% быстрее, чем RTX 4090.
Что касается RTX 5090, то она будет вдвое производительнее RTX 5080. Её GPU получит 21760 ядер CUDA, связанные с 32 ГБ GDDR7 с шиной 512 бит. TDP этой видеокарты составит 600 Вт, а значит её производительность будет урезанной. Такая карта будет требовать 2 6-контактных коннектора 12 В. Очевидно, что у карты будет огромный разгонный потенциал, но также очевидно, что оверклокеры столкнуться с большой проблемой эффективного охлаждения. В общем, это будет просто зверская карта, но и цена ей будет соответствующая.
NVIDIA: Искусственный интеллект стал неотъемлемым в компьютерной графики и науке
Перед Технологической конференцией в Сан-Франциско, которую организовал Goldman Sachs, исполнительный директор NVIDIA Дженсен Хуан заявил, что будущее компьютерной графики невозможно без искусственного интеллекта.
«Мы вычисляем один пиксель, а затем накладываем ещё 32, это невероятно. Таким образом мы галлюцинируем, если позволите, остальные 32, и это выглядит непрерывно стабильно, это выглядит фотореалистично, а картинка невероятна, производительность невероятна», — отметил Хуан.
При этом вычисление одного пикселя потребляет много энергии, в то время как наложение остальных 32 требует очень мало и может быть предельно невероятно быстро.
Снижение нагрузку на GPU за счёт наложения пикселей и создания дополнительных кадров с помощью ИИ и DLSS Frame Generation изменило игры. Конкурентное решение AMD, FSR, всё ещё полагается вычислительные средства масштабирования, хотя в будущем с RDNA4 компания может перейти также на ИИ-решение, чтобы лучше конкурировать с NVIDIA и Intel.
Кроме того, Хуан считает, что и для науки искусственный интеллект становится обязательным: «Работы, что мы проводим в робототехнике, цифровой биологии… просто каждая биотехнологическая компания что я встречал в наши дни построена [технологиях] на NVIDIA». «Маломолекулярная генерация, виртуальный скрининг. В смысле, просто всё это пространство будет изобретено заново, впервые с лекарствами, открытыми с помощью компьютеров благодаря искусственному интеллекту. Так что здесь проводится невероятная работа».
NVIDIA RTX 5060 Blackwell получат память GDDR7
В недавнем мероприятии, которое провёл китайский производитель ноутбуков Hasee, глава компании Ву Хаиджун раскрыл секреты о новой ноутбучной модели GeForce RTX 5060 Blackwell.
В ходе конференции было объявлено, что RTX 5060 для ноутбуков будет первой видеокартой на рынке, в которой будет применяться память GDDR7. На самом деле, эта информация соответствует ранним заявлениям, согласно которым все карты серии Blackwell будут использовать данный тип видеопамяти. Также Ву заявил, что RTX 5060 будет иметь производительность сравнимую с ноутбучной версией RTX 4070. В первую очередь, это касается растровых задач, а в задачах трассировки лучей даже превысит производительность предшественницы.
Ещё одним важным изменением станет снижение энергопотребления. Для сравнения, современная RTX 4060 потребляет 140 Вт, а ожидаемая RTX 5060 — 115 Вт. При этом снижение энергопотребления коснётся не только данной модели, а и всего ряда и составит 40—50 Вт.
Что касается GPU, то RTX 5060 будет использовать ядро GB206 с 8 ГБ памяти GDDR7 на скорости 28 Гб/с, по крайней мере, в самом начале.
NVIDIA и MediaTek хотят сделать G-Sync доступным
Компания NVIDIA наконец-то решила сократить ценовой разрыв между специализированными G-Sync и более доступными FreeSync моделями, анонсировав партнёрство с MediaTek, которая будет создавать специальный чип масштабирования для мониторов, который придёт на смену дорогому модулю G-Sync Ultimate от NVIDIA.
Благодаря использованию нового чипа от MediaTek, мониторы смогут использовать полный набор функционала технологии G-Sync Ultimate. При этом сама MediaTek является популярным производителем чипов для дисплеев, поэтому их внедрение для G-Sync позволит заметно снизить стоимость мониторов. Когда технология NVIDIA впервые была представлена, она добавляла к стоимости монитора 200 долларов. Кроме того, она требовала активного охлаждения в мониторе. Переход на ASIC-чип от MediaTek не только снизит стоимость, но и избавит от активного охлаждения.
Насколько же это будет дешевле конечным пользователям, пока судить рано. На цену могут повлиять различные факторы, к примеру, оплата лицензии MediaTek за реализацию FreeSync, цена которой также не определена.
Мониторы на базе G-Sync с чипами MediaTek получат также новую технологию Pulsar, которая обеспечит 4-кратное повышение чистоты изображения в движении с сохранением детализации. Первыми моделями таких мониторов будут Acer Predator XB273U F5, AOC Agon Pro AG276QS2 и Asus ROG Swift PG27AQNR. Все они — 27” дисплеи разрешением 1440p и кадровой частотой 360 Гц.
NVIDIA Blackwell задерживается из-за проблем конструкции
Похоже, что появления промышленных ускорителей серии Blackwell придётся подождать немного дольше. По данным изданий процессоры Blackwell откладываются на несколько месяцев из-за ошибок в конструкции, выявленных в ходе выпуска опытной партии.
На данный момент NVIDIA не анонсировала дату выпуска ускорителей Blackwell, хотя опытное производство уже началось. О задержке уже сообщили таким крупным партнёрам, как Microsoft. В отчёте Bloomberg сообщается, что NVIDIA будет разрабатывать новую конструкцию чипа и снова проводить все этапы верификации, после чего GPU будут представлены заново.
Из-за этой задержки процессоры Blackwell не выйдут в 1 квартале 2025 года. Примерно в то же время ожидалось и появление следующего поколения потребительских видеокарт GeForce, и пока не ясно, повлияет ли задержка с Blackwell на потребительский сегмент.
Данная проблема может обойтись NVIDIA довольно дорого. Только в 2024 году компания планировала выпустить почти полмиллиона чипов, а в следующем — от 1,5 до 2 миллионов. Учитывая, что каждый GPU B100 продаётся за 30—35 тысяч, а GB200 за 60—70 тысяч долларов США, даже незначительное снижение продаж больно ударит по финансовому благополучию NVIDIA.
NVIDIA предлагает генерировать материалы в играх с помощью ИИ
В современных играх материалы, такие как металл, стекло или ткани, отображаются фактически с фотореалистичной точностью, однако это довольно тяжёлая задача для видеокарты. К тому же, реалистичность достигается за счёт трассировки лучей, что так же требует значительных вычислительных ресурсов.
Компания NVIDIA предложила новый подход к этому вопросу. На выставке SIGGRAPH 2024 она представила технологию под названием Real-Time Neural Appearance Models, «нейронную систему материалов, работающую полностью в реальном времени». Эта технология нацелена на добавление реалистичности к материалам в реальном времени, резко увеличивая производительность, по сравнению с традиционным рендером. По-простому это значит, что объекты в играх будут выглядеть ещё лучше, а обрабатываться это будет быстрее.
На представленном примере компания показала керамический чайник с металлической ручкой. При этом картинка была настолько детальна, что на поверхности были видны отпечатки пальцев, пыль и разводы. «ИИ модель точно изучает детали керамики, неидеальность глазури, отпечатки пальцев, пятна и пыль», — написала NVIDIA, — «Наша нейронная модель способна сохранить эти сложные свойства материалов будучи при этом быстрее, чем традиционные многослойные материалы».
И если посмотреть на представленные текстуры в высоком разрешении, например, 16K×16K, то можно понять, насколько эффективно представленный ИИ позволяет воссоздавать изображения.
Технология работает в реальном времени с применением трассировки пути на базе Tensor Core. Благодаря этому можно заметно ускорить отображение материалов с помощью ИИ даже используя современные видеокарты, причём NVIDIA демонстрировала даже работу технологии на GeForce RTX 2080 Ti. При этом скорость работы увеличивается в 24 раза, по сравнению с традиционными шейдерами. Похоже, что RTNAM станет очередным знаковым этапом развития индустрии, как недавно им стал DLSS.
NVIDIA готовит RTX 3050 A на базе Ada Lovelace
Компания NVIDIA работает над новой видеокартой RTX 3050 A, в основе которой ляжет графический процессор AD106 (Ada Lovelace). По крайней мере такие слухи начали циркулировать в Сети.
Этот переход ознаменует отказ от чипов Ampere в картах серии RTX 30 и станет началом перехода на новые поколения GPU. Официально об этом не сообщается, однако в последнем драйвере компании и базе данных PCI ID появилась видеокарта GeForce RTX 3050 A Laptop.
Выбор процессора AD106 примечателен, ведь в нём больше транзисторов, чем в нынешнем GA107, установленном в RTX 3050 и ноутбучных RTX 4050. В то же время AD106 используется в настольной RTX 4060 Ti и ноутбучной RTX 4070. В процессоре имеется 22,9 миллиарда транзисторов, 4608 ядер CUDA, что намного больше, чем в GA107 с 8,7 миллиардами процессоров и 2560 ядер CUDA и AD107 с 18,9 миллиардами транзисторов и 3072 ядрами CUDA.
Такой переход наверняка позволил был резко поднять производительность, но наверняка NVIDIA использует сильно урезанные варианты чипа, чтоб сохранить прежний уровень производительности. Тем не менее, переход от процесса Samsung 8N в чипах Ampere к TSMC 4N в AD106 может заметно повлиять на энергопотребление, а значит, на срок автономной работы ноутбуков.
Производители часто используют плохую термопасту в видеокартах
Igor’s Lab опубликовал отчёт, в котором высветил ряд проблем с перегревом видеокарт. И причиной тому является использование некачественной термопасты.
Специалисты провели глубокий анализ причин перегрева множества GPU разных производителей и выяснили, что зачастую производители используют термопасту, которая не соответствует стандартам. Проблема касается множества производителей.
Из-за плохой термопасты перегрев начинает происходить уже через несколько месяцев эксплуатации. Поначалу карты работают хорошо, но очень быстро качество охлаждения ухудшается. Пользователи жаловались, что даже такие модели, как RTX 4080, страдали от перегрева в 100° C, что приводит к троттлингу.
Igor’s Lab протестировал видеокарты Manli Geforce RTX 4080 16GB Gallardo и Asus RTX 4080 TUF Gaming и установил, что производитель применил термопасту с крупными частицами оксида алюминия и маслянистой жидкостью. В результате, тонкий слой такой пасты работает неплохо, однако быстро деградирует, приводя к перегреву GPU.
Замена термопасты на более качественную решает проблему, однако это непростая процедура, особенно для неопытных пользователей, ведь для этого требуется разборка видеокарты. Кроме того, такие манипуляции лишают карту гарантии. С другой стороны, некоторые производители снимают карты с гарантии в случае перегрева, так что сложившаяся проблема комплексная, и производителям стоит предпринять меры для её решения.
NVIDIA CUDA может работать на любом GPU благодаря SCALE
У индустрии появилась очередная попытка сломать доминирование NVIDIA в вопросах использования расчётах на GPU. Как известно, отрасль захватила CUDA, которая жёстка связана с оборудованием NVIDIA. Ранее уже осуществлялись попытки проведения CUDA-расчётов на GPU AMD. Эта технология получила названием ZLUDA, но теперь у неё есть конкурент под названием SCALE.
Исполнительный директор Spectral Compute Михаэль Зондергаард выражает уверенность, что GPU должны использовать открытое окружение, как современные CPU, при этом все платформы должны быть взаимосвязаны. Его разработка SCALE выступает мостом, заполняя совместимость между CUDA и другими производителями аппаратного обеспечения, расширяя лимиты существующих рынков. По словам Михаэля, SCALE — это набор инструментов GPGPU, подобный NVIDIA CUDA, использующий бинарники не-NVIDIA GPU для компиляции CUDA, исключая необходимость в слое трансляции.
Инструменты SCALE разрабатывались семь лет. Они не полагаются на код NVIDIA, но используют свой набор, совместимый с CUDA, что делает SCALE легко адаптируемым для различных платформ.
Компания NVIDIA известна ревностным отношением к своим разработкам. Ранее она уже предупреждала аналогичные платформы о нарушениях, не позволяя своим продуктам лишаться статуса эксклюзивности. Посмотрим, как компания будет реагировать в этот раз.
72-ядерный процессор NVIDIA имеет производительность на уровне Ryzen Threadripper 7995WX
Новый 72-ядерный процессор NVIDIA был подвергнут тестированию в Geekbench, после чего появился в его базе. И, к удивлению, результаты оказались весьма высокими.
Процессор Grace — это чип на основе архитектуры ARM от NVIDIA. При его создании применяется микроархитектура Neoverse V2. В бенчмарке Geekbench 5.5.1 он показал весьма высокие баллы, сравнимые с 96-ядерным процессором AMD Ryzen Threadripper 7995WX.
В однопоточном тесте SoC NVIDIA была неубедительна, продемонстрировав 1636 баллов. Для сравнения, ядра Zen 4 в Threadripper выдают почти 2100. Однако при многопоточной нагрузке разница между процессорами оказалась не столь велика, и даже имея на 24 ядра больше, процессор AMD смог обойти конкурента лишь на 7000 баллов.
Насколько хорошо Geekbench масштабирует нагрузку со столь большим количеством потоков неизвестно, особенно, когда речь идёт о CPU AMD. Тем не менее, результаты тестирования дают отличное понимание, что NVIDIA всё делает правильно и способна достигать превосходных результатов в задачах с большим количеством потоков.
NVIDIA доминирует на рынке дискретных GPU
Согласно свежему отчёту JPR компания NVIDIA является лидером на рынке графических процессоров.
В настоящее время NVIDIA занимает 88% рынка видеокарт. На втором месте оказалась AMD с 12%. Почётное третье место занимает Intel с… 0% рынка.
За I квартал 2024 года было поставлено 8,7 миллиона видеокарт, что меньше, чем 9,5 миллионов в IV квартале 2023 года. При этом выросла доля дискретных GPU. В этом сегменте NVIDIA показала рост 8%, а AMD — 7%.
Что касается Intel, то она вышла на рынок видеокарт в III квартале 2022 года, то есть почти 2 года назад. Тогда она выпустила Arc A770 и Arc A750, и их популярность осталась неизменной, хотя JPR считает, что у Intel «ещё есть большие возможности по развитию на рынке плат расширения». За всё это время популярность видеокарт лишь один раз достигала 2%.
У NVIDIA есть проблемы с памятью Samsung HBM3
По информации Reuters у компании NVIDIA имеются большие проблемы с использованием чипов памяти HBM3 производства Samsung, что не позволило финализировать процесс валидации.
Информационное агентство ссылается на нескольких своих источников, которые утверждают о начличии больших проблем у Samsung с её чипами HMB3. Они заключаются в том, что чипы не просто горячие, что само по себе крайне важно для NVIDIA, которая уже завершила верификацию систем охлаждения, но и потребляют больше энергии, чем нужно. Сообщается, что Samsung пытается провести валидацию HBM3 и HBM3E у NVIDIA ещё с 2023 года, а значит, проблема длиться уже более 6 месяцев.
Проблема наблюдается как с 8-слойными, так и с 12-слойными стеками HMB3E, а это означает, что NVIDIA сейчас может использовать лишь память от Micron и SK Hynix. В чём кроется проблема у Samsung, в производстве пластин или упаковке чипов — не ясно. Сам Reuter полагает, что корейский гигант просто не успел отладить производство и поспешил с выпуском продукта. В то же время Samsung в реакции на статью говорит о проблемах кастомизации под требования NVIDIA.
NVIDIA тестирует кулеры с теплоотводом 600 Вт
Компания NVIDIA активно сотрудничает с производителями систем охлаждения для готовящихся видеокарт серии RTX 50. И уже 4 конструкции систем охлаждения готовы к внедрению.
Сообщается, что NVIDIA тестирует различные варианты с теплоотводом от 250 Вт до 600 Вт, что будет использовано для карт серии Founders Edition. При этом компания не собирается выпускать серию Founders Edition для карт среднего и нижнего ценового диапазона. К примеру, в серии RTX 40 младшим «референсным» решением была RTX 4070 мощностью 200 Вт.
При этом для топовых версий карт серии RTX 50 планируется использовать кулеры мощностью 600 Вт, что заметно больше 450 Вт у RTX 4090 Founders Edition. Похоже, что карты NVIDIA Blackwell будет куда более энергоёмкие, чем нынешнее поколение.