Новости по теме «Предварительная версия Mesa3D 7.7»

Mesa 3D версий 7.10 и 7.9.1 с поддержкой Sandy Bridge

Обновление открытых графических библиотек поддержки OpenGL.

Новая версия 7.10 реализации OpenGL Mesa3D, основной графической библиотеки для драйверов видеокарт с открытым исходным кодом в Linux и FreeBSD, содержит ряд нововведений и исправлений:

  • поддержка расширений: GL_ARB_explicit_attrib_location, GL_ARB_texture_rg, GL_EXT_separate_shader_objects, GL_NV_primitive_restart (доступность расширений зависит от драйвера и оборудования);
  • поддержка встроенной графики процессоров Intel Sandy Bridge в драйвере i965 DRI;
  • переработанный механизм исполнения пиксельных шейдеров для драйвера i965;
  • множество исправлений и улучшений в подсистемах Gallium и GLSL, драйверах R600c/g, i915, i965, NV50/nouveau;

Релиз 7.10 пока считается «сырым» и предназначен для разработчиков, для конечных пользователей выпущен 7.9.1, содержащий только исправления, без новой функциональности. Загрузить исходный код библиотек для самостоятельной сборки можно с FTP-сервера Freedesktop.org:

Mesa3D 7.9

Обновление графической библиотеки с открытым исходным кодом.

OpenGl-совместимая библиотека Mesa3D лежит в основе графической подсистемы операционных систем с открытым исходным кодом, таких как Linux, так что её обновление имеет большое значение для всех пользователей, не имеющих возможности или не желающих использовать закрытые драйверы и библиотеки OpenGL от производителей оборудования. Версия 7.9 Mesa3D ориентирована на разработчиков и вносит следующие изменения:

  • новый компилятор шейдеров GLSL от Intel;
  • экспериментальный драйвер Gallium для AMD R600/700;
  • поддержка видеокарт AMD Radeon HD 5000 (с архитектурой Evergreen);
  • добавлены расширения OpenGL GL_EXT_timer_query extension, GL_EXT_framebuffer_multisample, GL_ARB_texture_swizzle extension, GL_ARB_draw_elements_base_vertex, GL_ARB_fragment_program_shadow, GL_ARB_window_pos, GL_EXT_gpu_program_parameters,     GL_ATI_texture_env_combine3, GL_MESA_pack_invert, GL_OES_EGL_image, GL_APPLE_object_purgeable, GL_ARB_depth_clamp, GL_NV_depth_clamp, GL_ARB_half_float_vertex, GL_EXT_draw_buffers2, GL_EXT_texture_swizzle, GL_ATI_texture_mirror_once, GL_NV_conditional_render (доступность расширений зависит от оборудования и драйвера);
  • подготовка к поддержке архитектуры CPU-GPU Intel Sandy Bridge в драйвере i965;
  • множество исправлений в функциях GLSL;
  • исправления в драйверах i965 и r300g;

К сожалению, максимальная поддерживаемая версия OpenGL по-прежнему ограничена OpenGL 2.1.

Загрузить исходный код библиотек можно с официального FTP, готовые сборки будут доступны в репозиториях дистрибутивов.

Mesa3D 7.8 и 7.7.1

Обновление графической библиотеки с открытым исходным кодом.

OpenGl-совместимая библиотека Mesa3D лежит в основе графической подсистемы операционных систем с открытым исходным кодом, так что её обновление имеет большое значение для всех пользователей, не имеющих или не желающих использовать закрытые драйверы и библиотеки OpenGL от производителей оборудования. Версия 7.8 Mesa3D предназначена для разработчиков и содержит следующие изменения

  • добавлены расширения OpenGL GL_NV_conditional_render, GL_EXT_draw_buffers2, GL_ARB_fragment_coord_conventions, GL_EXT_texture_array, GL_APPLE_object_purgeable (доступность расширений зависит от оборудования и драйвера);
  • обновлён интерфейс EGL для мобильных/веб-приложений;
  • в архитектуру Gallium3D включена поддержка для OpenGL ES версий 1.1 и 2.0;
  • отдельная документация Gallium3D;
  • многочисленные исправления в драйвере для AMD R300-500 с архитектурой Gallium3D;
  • удалена поддержка рендеринга с индексированной цветовой палитрой;
  • удалена поддержка GCC 3.3.0 и ранее для сборки библиотек;

Загрузить исходный код библиотек и примеров использования можно с официального FTP.

Одновременно вышла и версия 7.7.1, исправляющая ошибки, обнаруженные со времени прошлого релиза. Исходный код также доступен на официальном FTP, а вскоре будет включён в основные репозитории Linux.

Unigine Heaven 2.0

Обновлённый DirectX 11-бенчмарк, теперь с поддержкой Linux.

Бенчмарк Unigine Heaven служит демонстрацией возможностей движка Unigine и в прошлом году стал одним из первых приложений, поддержавших DirectX 11. В новой версии 2.0 были сделаны следующие изменения:

  • еще большее использование теселляции, новые режимы «moderate» и «extreme»;
  • ряд оптимизаций движка;
  • больше динамического освещения;
  • добавлены новые объекты и физические эффекты.

Но главным новшеством второй версии стала поддержка Linux. Помимо Direct3D, движок Unigine может использовать и OpenGL, но из-за проблем с качеством драйверов ATI Catalyst для Linux соответствующая версия бенчмарка для данной ОС вышла только сейчас. К сожалению, сторонников открытого кода это не сильно обрадует. Для того, чтобы насладиться красотами, понадобится закрытый бинарный драйвер от AMD или NVIDIA, поскольку реализация OpenGL 3.x в библиотеке Mesa3D на данный момент отсутствует — следствие наличия в спецификации OpenGL третьего поколения защищённых патентами технологий. К этим технологиям члены ARB/Khronos получают доступ по кросс-патентным соглашениям, но независимым разработчикам Mesa надо либо получать отдельные лицензии, либо выносить работу с данными функциями во внешние модули, что уже сделано для форматов текстур, но представляется малореальным для некоторых обязательных методов рендеринга (render targets).

Вследствие изменений движка, сравнивать результаты предыдущих версий с результатами нынешней некорректно. Загрузить последнюю версию бенчмарка можно по ссылкам ниже:

Unigine Heaven 2.0 Benchmark (DirectX 11 with hardware tessellation)

Напомним, что движок Unigine ляжет в основу игры Primal Carnage, Linux-версия которой также ожидается.

Mesa3D версий 7.7 и 7.6.1

Досрочный релиз новых версий библиотек реализации OpenGL с открытым исходным кодом.

Ранее было объявлено о выходе новых версий самой популярной реализации OpenGL для Unix-систем к католическому рождеству (25 декабря), но релиз состоялся уже сегодня. Mesa3D версии 7.7 предназначена для разработчиков и содержит ряд новшеств:

  • драйвер Gallium3D для эмулируемой видеокарты виртуальных машин VmWare;
  • поддержка OpenGL расширений GL_ARB_draw_elements_base_vertex, GL_ARB_depth_clamp, GL_NV_depth_clamp, and GL_ARB_provoking_vertex;
  • новая инфраструктура для работы с форматами буфера и текстур;
  • множественные исправления в драйвере i965;
  • улучшенный драйвер ATI R300g для Gallium3D.

Версия 7.6.1 содержит лишь исправления ошибок, обнаруженных в версии 7.6, и является рекомендованным стабильным релизом. Загрузить исходный код библиотек можно с официального FTP сервера.

Mesa3D версий 7.5.2 и 7.6

Вышли сразу две новых версии OpenGL-совместимых графических библиотек с открытым исходным кодом Mesa3D.

Версия 7.5.2 является bug-fix релизом и рекомендована большинству пользователей. В ней сделаны следующие изменения:

  • драйверы интегрированной графики Intel определяют чипсет B43;
  • исправлен ряд ошибок в драйверах i965/i945;
  • исправлена ошибка в парсере шейдеров GLSL, приводившая к проблемам в Wine;
  • исправлен ряд ошибок в реализации Gallium3D.
Версия 7.6 является экспериментальной и предназначена для разработчиков и энтузиастов. В ней сделаны следующие изменения:

  • реализована поддержка OpenVG (стандарта ускорения векторной графики, используется для сглаживания шрифтов и Adobe Flash);
  • добавлена поддержка некоторых расширений OpenGL 3.0 (поддерживаются не всеми драйверами): GL_ARB_vertex_array_object,  GL_APPLE_vertex_array_object extensions, GL_ARB_copy_buffer extension, GL_ARB_map_buffer_range, GL_ARB_seamless_cube_map extension, GL_ARB_vertex_array_bgra, GL_ARB_sync, GL_EXT_provoking_vertex extension;
  • драйвер radeon/r200/r300 переписан с использованием диспетчера буферов, добавлена поддержка OpenCL 1.5, расширений GL_EXT_framebuffer_object support, GL_ARB_occlusion_query,  GL_EXT_vertex_array_bgra, GL_EXT_texture_sRGB;
  • драйвер i915/945 теперь поддерживает расширения GL_ARB_point_sprite, GL_EXT_stencil_two_side и GL_ATI_separate_stencil extensions;
  • исправлен ряд ошибок в драйвере i965 DRI;
  • добавлена альфа-версия основанного на LLVM драйвера для Gallium3D.

Пользователи операционных систем Linux могут обновиться из репозиториев, пользователям остальных платформ следует собрать библиотеки самостоятельно из исходного кода или ждать готовых сборок от сообщества.

Mesa3D версии 7.5.1

Очередное обновление библиотек OpenGL-совместимого APIMesa3D с открытым исходным кодом. 

Новая версия 7.5.1 является bug-fix релизом и содержит следующие изменения:

  • Исправлена низкая производительность игр на движке Doom3 с драйверами Intel
  • Устранены ошибки рендеринга с драйверами Intel
  • Исправлена утечка памяти в GLX
  • Исправлен ряд ошибок с Gallium
  • Исправлена функция glXCreateGLXPixmap()
  • Устранены проблемы компиляции gen_matypes.c
  • Добавлены опции конфигурации --with-max-width=W, --with-max-height=H для задания максимального размера буфера кадров и области изображения

Пользователи операционных систем семейства Linux могут обновиться из репозиториев, пользователям прочих систем следует собрать библиотеки самостоятельно из исходного кода.

Бета-драйверы NVIDIA 260.19.04 для Linux

Первый взгляд на следующий «шаг» в разработке драйвера для Linux.

Новая бета-версия драйверов 260.19.04 содержит ряд важных нововведений, позволяющих взглянуть на будущий вид бинарного драйвера NVIDIA для Linux:

  • файлы заголовков для OpenGL, VDPAU, CUDA и OpenCL больше не будут включаться в пакет драйвера;
  • добавлена поддержка API nvcuvid, предназначенного для ускорения операций над видеоконтентом с помощью CUDA. nvcuvid представляет собой альтернативу VDPAU, ориентированную на приложения редактирования видео и видеокодеки;
  • добавлена поддержка OpenGL 4.1 для видеокарт на базе GPU архитектуры Fermi;
  • VDPAU теперь совместим с расширением Xinerama, а также в режиме наложения с конфигурациями SLI и расширением Composite;
  • исправлен ряд серьёзных ошибок в поддержке Xinerama драйвером, включая неработоспособность в системах с несколькими графическими процессорами разных поколений и отключение рендеринга OpenGL на части экранов;
  • переработана закладка для управления технологией энергосбережения PowerMizer в утилите nvidia-settings. Теперь закладка показывает действующее значение частоты GPU;
  • добавлена поддержка режима SLI Mosaic для Quadro FX 5800 и Quadro на базе архитектуры Fermi;
  • добавлена настройка режима сглаживания изображения для цифровых выходов видеокарт GeForce 8X00 и более новых, и эквивалентных карт Quadro.
  • добавлена поддержка следующих расширений OpenGL для протокола GLX: GL_EXT_texture_integer, GL_ARB_stencil_two_side, GL_EXT_transform_feedback2, GL_NV_transform_feedback2, GL_NV_conditional_render, GL_NV_point_sprite, GL_EXT_stencil_two_side, GL_EXT_point_parameters, GL_ARB_transpose_matrix, GL_EXT_framebuffer_blit, GL_EXT_framebuffer_multisample;
  • добавлена настройка цветового пространства выходного видеосигнала для HDMI;
  • для пассивного стерео теперь можно назначить индивидуальный дисплей для каждого глаза в режимах TwinView и SLI Mosaic.

Загрузить новый драйвер можно с FTP сайта NVIDIA по ссылкам ниже:

Разрабатывается эффективный программный рендер для Linux

Программный рендеринг тоже бывает востребован.

В рамках проекта llvmpipe в составе графической архитектуры Gallium 3D разрабатывается программный растризатор с использованием многопоточности. Программный растризатор OpenGL всегда существовал в составе библиотеки Mesa3D, но его эффективность оставляла желать много лучшего, в то время как коммерческие решения вроде SwiftShader уже достаточно давно обеспечивали достаточно высокую эффективность эмуляции Direct3D, и даже Microsoft начала проект полноценного «запасного» программного рендеринга в архитектуре DirectX под названием WARP.

«Эмулятор» в составе llvmpipe уже в значительной части завершён для пиксельных шейдеров и начаты работы над реализацией вершинной части. По сообщениям разработчика, игра на основе движка Quake 3 OpenArena в системе с процессором Intel Xeon E5405 (четыре ядра, 2 ГГц) с программным рендерингом работает со скоростью 25 FPS, против 3,5 FPS с эмуляцией Mesa3D.

Программный рендеринг полезен в системах, где нет аппаратного ускорителя или доступ к нему сильно затруднён, а необходимо отображать не слишком сложную трёхмерную графику, например в виртуальных машинах и в серверах.

Анонсирован бенчмарк Unigine Heaven 2.0

Разработчик движка Unigine планирует следующую версию своего бенчмарка. 

Компания Unigine сообщила, что на грядущей выставке графических и игровых технологий Game Developers Conference 2010, которая пройдёт с 9 по 13 марта в Сан-Франциско, США, на своём стенде покажет последнее поколение движка Unigine и вторую версию бенчмарка Unigine Heaven.

Движок Unigine стал одним из первых движков, поддерживающих DirectX 11. Осенью прошлого года к выходу Windows 7 и DirectX 11 решений от AMD Unigine выпустила бенчмарк Heaven, продемонстрировавший возможности новой версии API, включая теселляцию, и самого движка Unigine. Планировалась к выходу и Linux-версия бенчмарка, которая должна была продемонстрировать достижимость сравнимого качества графики с помощью OpenGL 3.2, но из-за «сырой» поддержки OpenGL 3.x в драйверах ATI Catalyst она была отменена. Возможно теперь, после недавнего радикального обновления драйверов Catalyst, вторая версия бенчмарка Unigine Heaven будет выпущена на всех платформах.

Бесплатный 3D движок Cafu Engine

Еще один бесплатный 3D движок для игр под GPL.

Ранее известный как Ca3DE, движок Cafu Engine переведён в разряд FreeWare и открыт исходный код. Cafu Engine, как и недавно также ставший бесплатным 3Impact, ориентирован на «хардкорных» C++ разработчиков, но содержит большое количество готовых инструментов. Графическая часть поддерживает работу с материалами, попиксельным освещением и шейдерными эффектами, для рендеринга используется OpenGL 2.0 с поддержкой фирменного языка шейдеров NVIDIA Cg. Движок предлагает встроенные функции создания многопользовательского режима (клиент-серверной архитектуры), импорт моделей из популярных форматов, создание растительности, кривые поверхности Безье, эффекты на системе частиц. Для игровой физики используется Bullet Physics.

Движок доступен для платформ Windows (~80 Мб) и Linux (~70 Мб) под лицензией GPLv3. Поддерживаются как 32-, так и 64-разрядные версии, версия для MacOS планируется в будущем. Средний рейтинг движка на сайте DevMaster.net составляет 4 балла — как у популярного OGRE.

Cafu Engine Demo Video
Возможно, кто-то найдёт в нём то, чего не нашел в Unreal Engine 3.

Adobe испытывает затруднения с аппаратным ускорением Flash в Linux

Сотрудник компании в своем блоге поделился проблемами реализации аппаратного ускорения видеодекодирования Flash-плагина в Linux. 

Mike Melanson, ведущий инженер Adobe по поддержке технологии Flash в операционных системах Unix/Linux, опубликовал в своем блоге серию сообщений о проблемах, с которыми компания столкнулась при реализации аппаратного ускорения декодирования и воспроизведения видео в Linux.

Первой проблемой является разнообразие и различный уровень реализации API работы с аппаратными ускорителями видеодекодирования в Linux, представленное на специальной иллюстрации:

Разработчикам приходится иметь дело по меньшей мере с тремя проприетарными API, каждый из которых поддерживает лишь оборудование одного вендора (AMD для XvBA, NVIDIA для VDPAU и Broadcom для CrystalHD), причем, например, для XvBA спецификации в открытом доступе отсутствуют. Заявленные же как «универсальные» API вроде VA на самом деле являются лишь программными прослойками ко всё тем же VDPAU и XvBA. Мало того, определенное распространение получило использование оборудования напрямую из программ или через API универсальных вычислений, такие как CUDA и OpenCL.

Второй проблемой является отсутствие у имеющихся API ускорения декодирования и соответствующих драйверов оборудования функций по возврату полностью декодированных кадров приложению. В реализациях NVIDIA и AMD декодированный поток сразу уходит в устройство отображения, что может быть приемлемо для «чистых» проигрывателей мультимедиа, но неприемлемо для Flash, которому нужно объединять видео и прочие элементы веб-страницы в единое изображение. Проблема наглядно показана на иллюстрациях:

При этом в среде Windows возможность возврата декодированного видеопотока приложению реализована.

На иллюстрациях видна и третья проблема ускорения видео Flash в Linux — необходимость конверсии цветового пространства YUV в RGB. В частности, именно поэтому невозможно использовать расширение Х-интерфейса Xv для вывода и масштабирования видео. Два года назад Adobe предпринимала попытку задействовать OpenGL для данных операций, но столкнулась с низким качеством реализации OpenGL во многих открытых драйверах видеокарт и невозможностью одновременного использования OpenGL для видео и набиравших популярность эффектов Compiz.

В результате, если на платформе Windows бета-версия Adobe Flash 10.1 с поддержкой аппаратного ускорения декодирования и воспроизведения видео в формате H.264 доступна уже несколько месяцев, Linux версия Flash-плагина по-прежнему использует лишь программное воспроизведение. Но Mike Melanson сообщает, что так или иначе работа над реализацией аппаратного ускорения Flash в Linux продолжается, и что Adobe рассчитывает на встречные движения разработчиков драйверов по реализации необходимых функций.

Первый бенчмарк с использованием DirectX 11

Разработчики создаваемого в России трёхмерного движка Unigine выпустили демонстрацию-бенчмарк «Heaven», использующую DirectX 11.

Демонстрация «Heaven» создана с помощью последней версии фирменного движка Unigine и поддерживает некоторые «фишки» нового API трёхмерной графики Microsoft Direct3D 11, в частности шейдеры 5.0, теселляцию и алгоритм физики с использованием DirectCompute.

Демонстрация также показывает использование Ambient Occlusion, «объемные» облака, поддерживает технологию многомониторности ATI Eyefinity, представленную в видеокартах AMD Radeon семейства 5000. Впрочем, наличие DX11-оборудования для просмотра демонстрации необязательно — движок Unigine способен показать неплохую картинку и средствами Direct3D 9 и OpenGL.

По сообщению сайта Phoronix.com, разработчики через месяц или два также собираются выпустить версию бенчмарка для операционной системы Linux, в которой планируют показать большинство функций DirectX 11, реализуемых с помощью последних версий OpenGL, в частности, теселляцию.

Unigine "Heaven" DX11 benchmark (2009)

Загрузить бенчмарк можно с официального сайта (~128 Мб), поддерживаются Windows XP, Vista и 7, требуется .NET Framework 2.0 и видеокарта не ниже NVIDIA GeForce 7x00 или AMD Radeon HD 2x00.

Linux преодолел порог 4%

Согласно свежим данным статистики от StatCounter, операционная система Linux получила гигантский рывок популярности.

Так, рыночная доля Linux достигла 4,03%. Это не выглядит, как большая популярность. Однако на самом деле, динамика ОС просто невероятная. Для сравнения, за последние 30% ОС достигла лишь 3% рынка. Случилось это в июне прошлого года, и вот теперь, спустя лишь 8 месяцев, рыночная доля увеличилась на четверть, до 4%. В любом случае, для тотального доминирования такими темпами потребуется ещё под сотню лет.

1812 будет годом Linux на PC

Радости фанатов Linux нет предела. Однако причины этой радости так и не определены. Дело в том, что этот 1% роста связан с эквивалентным спадом у MacOS. Но очевидно, что фанаты Mac не перейдут на весьма непростую и требующую детальной настройки открытую ОС. Так что пока сообщество Linux вряд ли сможет усилить этот эффект популярности, ведь его причины не ясны.

Linux стала популярнее MacOS в Steam

Популярность операционной системы Linux в игровом сервисе Steam превзошла MacOS, и всё благодаря компьютеру Steam Deck на базе системы Arch Linux, который вышел в феврале прошлого года.

Так, доля Linux в сервисе занимает 1,82% рынка, в то время как MacOS упала на 0,27%, до 1,57%. Правда, фанаты Linux при этом забывают, что доля Windows при этом выросла на 0,4% и достигла 96,61%. Более этого, за последний месяц популярность Linux немного упала, на 0,14%, однако это связывают с ограничениями, введенными в Китае.

Игры в Linux

Что касается различных дистрибутивов Linux, то тут однозначным лидером, с 44%, выступает SteamOS Holo, базовая ОС для Steam Deck.

Также самым популярным производителем CPU среди пользователей Linux стал AMD, заняв 71%. Это неудивительно, поскольку именно на APU AMD построен Steam Deck. В то же время, среди пользователей Windows доля AMD составляет лишь 33%.

Спустя 30 лет Linux достиг 3% рынка

Операционная система Windows продолжает доминировать на рынке ПК, да и большинство коммерческих приложений созданы именно для Windows. Но есть и альтернатива — Linux. Энтузиасты уже несколько раз объявляли «год Linux» на PC, но это не помогало популяризации ОС.

По данным аналитической компании StatCounter, операционная система Windows продолжает доминировать на рынке персональных компьютеров, занимая 68,23%. Apple macOS занимает 21,32%. Что касается операционных систем на базе ядра Linux, то они занимают лишь 3,07% рынка. Примечательно, что даже Google ChromeOS более популярен — 4,13%. Категория «неизвестных ОС» также больше, она составляет 3,24% и включает ОС в основном на ядре BSD.

Линус Торвальдс объявляет год Linux на ПК

По всей видимости положительное влияние на Linux оказала Steam со своим популярным компьютером Steam Deck, работающим под управлением SteamOS 3.0, которая основана на дистрибутиве Arch Linux.

Процессор AMD Ryzen Pro с Microsoft Pluton не загружает Linux

Компания AMD разрабатывает специализированные центральные процессоры Ryzen по заказу некоторых производителей, в частности, Lenovo. Эти процессоры Ryzen Pro оснащены чипами безопасности Microsoft Pluton, которые, как оказалось, ограничивают использование ОС.

Специалист в области безопасности Linux Мэтью Гарретт решил проанализировать реализацию Microsoft Pluton на процессорах Ryzen Pro 6860Z Zen3+, но он столкнулся с проблемами, поскольку система Linux даже не установилась.

Чип безопасности Microsoft Pluton

По всей видимости прошивка не доверяет любому загрузчику, отличному от Microsoft, а также любым драйверам, использующим сторонний ключ UEFI CA. Иными словами, установить любую ОС, отличную от Windows, на машину с этим процессором невозможно. Кроме того, любая сторонняя периферия, подключённая через Thunderbolt работать не будет.

По данным Гарретта решение не обеспечивает дополнительной безопасности, а лишь усложняет пользователям работу с любой ОС, отличной от Windows. К счастью, чип Pluton можно отключить в UEFI, что позволит полноценно пользоваться купленным компьютером.

Linux столкнулась с массовым ростом зловредов

Многие годы операционная система Linux считывалась достаточно безопасной в плане киберугроз. На ней работало очень мало вирусов, а если рассматривать Unix-системы, то их вообще единицы. Однако ситуация стремительно меняется, притом не в лучшую сторону. За прошедший год деятельность зловредов на Linux выросла на 35%.

Операционная система Linux получила широкое распространение среди устройств Интернета вещей. И по мере того, как всё большее число людей оснащают свои дома подобными устройствами, создавая смарт-окружение, в мире становится всё больше целей для кибератак, несравнимо больше, чем во времена одиноких энтузиастов на PC и системных администраторов.

Согласно опубликованным данным, устройства на Linux в 2021 подвергались атакам в основном со стороны трёх семейств зловредов: XorDDoS, Mirai, и Mozi. Все они объединяли уязвимые устройства IoT в бот-сеть для дальнейшего проведения атак типа DDoS и на крупные ресурсы.

Эти три типа зловредов заняли 22% среди всех на Linux IoT устройствах в 2021 году. Троян XorDDoS показал рост на 123%, по сравнению с 2020 годом. Mozi вырос в 10 раз. Наконец, случаи использования Mirai выросли на 83%. Он является прародителем для Sora (рост 33%), IZIH9 (39%) и Rekai (рост 83%).

Кроме использования устройств IoT для проведения DDoS атак, есть ещё одна сфера, для которой применяют взломанные устройства — майнинг криптовалют. И эту проблему не удастся решить в обозримом будущем.

Аналитики из Crowdstrike ожидают, что за три года к Интернету будет подключено более 30 миллионов устройств IoT. Это огромное количество потенциальных целей для злоумышленников, что означает необходимость в приложении больших усилий для защиты домашней инфраструктуры.

80% игр на Steam из Top 100 уже работают на Linux

В 2012 году компания Microsoft выпустила Windows 8, в которой мечтала стать главным поставщиком программ и игр при помощи Microsoft Store. Valve увидела в этом угрозу и решила создать собственную экосистему для дистрибуции.

Так, в 2013 появилась SteamOS, основанная на Linux операционная система Valve, предназначенная для игр. Компания продвигала её разными способами, выпуская Steam Controller, Steam Link и Steam Machines. Всё это не имело коммерческого успеха, но создавало шумиху вокруг проекта. В 2018 году вышел Proton — слой совместимости, который позволил запускать игры для Windows в Linux, что дало рывок для развития геймерства в этой ОС.

Steam

Proton внёс огромный вклад в обеспечение совместимости игр и связанных технологий, таких как DXVK, включающей поддержку DirectX 9, 10 и 11, а также Vulkan. Даже Amazon использовал его для стримингового сервиса Luna.

Прогресс в обеспечении совместимости всё это время отображался на ProtonDB, и вот, на этом сервисе появилось знаковое событие: 80% всех игр из Top 100 на Steam теперь работают в Linux.

Поддержка Proton популярных игр

Рейтинг совместимости использует медальную систему, равно, как это было с WineDB более 20 лет. Если игра имеет золотую медаль, это значит, что с использованием Proton в неё можно играть так же, как и Windows. Среди этих игр с уровнем Gold+ такие крупные проекты, как Microsoft Flight Simulator, No Man’s Sky, Back for Blood, Cookie Clicker, Dark Souls III, Stardew Valley и много-много других.

Общая поддержка игр в Proton

В общем, дела у Valve в этой сфере идут отлично. О портативном компьютере Steam Deck пресса отзывается хвалебно, а совместимость с играми продолжает расти. Фактически, из 21 244 игры на SteamOS работают 17 649.

Valve уменьшает размер SteamOS

Компания Valve готовит игровой портативный компьютер Steam Deck, для чего ей пришлось значительно переработать собственную операционную систему SteamOS, которая теперь получила номер версии 3.0.

Обновлённая ОС, основанная на Linux, стала намного меньше. Её размер сократился с 24 ГБ до 10 ГБ. Учитывая, что базовая версия Steam Deck имеет объём встроенной памяти лишь 64 ГБ, такое сокращение имеет большое значение. Да и вообще, доступность дополнительных 14 ГБ дискового пространства не помешает даже в версиях с накопителем объёмом 512 ГБ.

Valve Steam Deck

Кроме оптимизации размеров системы SteamOS версии 3.0 получила большую надёжность при работе с сенсорным экраном Steam Deck, увеличенную производительность Wi-Fi, и изменения в ядре подсистем звука, GPU и прочих компонентов. Кроме того, Valve Steam Deck будет поддерживать альтернативные BIOS для работы с памятью Samsung и Micron.

Ожидается, что продажи консоли Valve Steam Deck будут поставляться с февраля 2022 года. Изменения же в ПО Steam Deck будут вноситься и после релиза компьютера.

Linux наконец-то заработал на процессоре Apple M1

Выпуск операционной системы Linux для компьютеров Apple на базе процессора M1 был сложной задачей. Чип использует массу проприетарных технологий и методов, а компания плохо идёт на контакт. Тем не менее, энтузиасты смогли создать дистрибутив, который можно применять для базовых задач.

Проект Asahi Linux создал версию ОС, которая может работать на компьютерах Apple Silicon и выполнять базовые задачи, но без ускорения GPU.

Разработчики Asahi Linux объединили множество различных драйверов (PCIe, USB-C и так далее) в Linux 5.16. Также они включили драйвер pinctrl (управление контактами Apple GPIO), драйвер I2C, управление питанием, драйвер NVMe + SART и DCP (управление дисплеем).

Asahi Linux на MacBook Pro

«С этими драйверами M1 Mac можно использовать как настольную Linux-машину», — заявил Гектор Мартин, руководитель проекта, «Хотя пока нет ускорения GPU, процессоры M1 достаточно мощные для программной отрисовки рабочего стола, которая на самом деле быстрее, чем на машинах Rockchip ARM64 с аппаратным ускорением».

Поскольку Apple использует проприетарную технологию работы с GPU (от PowerVR), обеспечение корректной работы аппаратного ускорения является сложной задачей, для решения которой нужны отдельные разработчики, которые напишут драйвер видеокарты, идентичный созданному самой Apple.

Прошлые поколения GPU AMD получили поддержку трассировки лучей Vulkan

Компания AMD представила трассировку лучей в видеокартах серии RX 6000. Однако оказывается и более старые поколения видеокарт могут выводить изображения с трассировкой лучей используя библиотеку Linux Mesa.

В современных видеокарта AMD архитектуры RDNA2 ускорение трассировки лучей выполняется аппаратно инструкциями BVH. Но на старых GPU без специализированных компонентов также возможна трассировка лучей, которая будет получена методами программной эмуляции.

Видеокарта AMD Radeon

Джошуа Эштон, работавший над проектами DXVK и VKD3D-Proton, определил, что трассировка лучей реализована на архитектурах до RDNA2 посредством «программной эмуляции инструкций AMD BVH». В настоящее время она проходит набор тестов подтверждения как GPU RDNA2, но, как ожидается, эта старая архитектура не сможет обеспечить производительность на уровне RDNA2.

Пользователи отмечают, что трассировка лучей в таких играх как Quake II RTX уже работает, однако не в версии игры со Steam, а в версиях, собранных из исходного кода.

Intel готовит систему тихого обновления прошивки

Сайт Phoronix сообщает, что компания Intel разрабатывает новый механизм установки микрокода, который не будет требовать перезагрузки.

Технология под названием Intel Seamless Update, которая появится в будущих платформах, стала известной благодаря патчам ядра операционной системы Linux. С помощью этой технологии Intel сможет устанавливать обновления системных прошивок, такие как UEFI, на работающей системе и без необходимости перезагрузки.

Процессоры Xeon Sapphire Rapids

Данная технология нацеливается на пользователей, которые имеют высокий аптайм и не приемлют перезагрузки, то есть для серверов. Традиционно обновление прошивки требует перезагрузки. Это останавливает работу серверов на несколько минут и потенциально влияет на стабильность работы компаний и облачных решений. В то же время Intel Seamless Update позволит избежать перезагрузки за счёт установки нового BIOS в процессе работы. Благодаря такому подходу промышленные и корпоративные клиенты смогут не откладывать обновления, а устанавливать их сразу по доступности, максимально быстро реагируя на возникающие проблемы безопасности.

Возможно, что после того, как технология будет обкатана на серверах, она появится и для бытовых потребителей.

Доля Linux в Steam выросла до 1%

Ежемесячные статистические отчёты по используемому аппаратному обеспечению от Steam всегда интересно изучать. Они демонстрируют тенденции рынка видеоигр и предпочтения пользователей. Однако отчёт за июль оказался интересен не процессорами или видеокартами, а статистикой операционных систем.

Согласно данным Steam Hardware Survey операционные системы семейства Linux впервые набрали 1% рыночной доли. Безусловно, это нельзя назвать большим достижением, ведь подавляющее большинство, 90%, игроков в Steam использует Windows 10. Тут стоит учесть особенности Linux. Это малораскрученная операционная система, которая обладает несравнимо меньшими ресурсами, чем вкладывает Microsoft в Windows. Однако она становится популярной в качестве второй ОС, которой можно пользоваться альтернативно и бесплатно.

Тукс смотри в окно

Так что, даже 1% для Linux в её тяжёлом и медленном пути к вершине стало важным достижением. Самым интересным стало то, что согласно опубликованной статистике, на Linux перешли недавние пользователи Windows 10.

Статистика операционных систем в Steam за июль

Эта открытая ОС по-прежнему является нишевым продуктом. Среди своих коллег вы вряд ли найдёте кого-то, кто использует её в качестве основной ОС. Но кто знает, может быть именно этот показатель в 1% популярности подтолкнёт разработчиков к большему вниманию к ней в качестве игровой платформы.

Миллион вложенных директорий даёт root-доступ в Linux

Исследовательская компания Qualys выявила очень интересную уязвимость, которая работает во всех дистрибутивах операционной системы Linux. Эта уязвимость получила название CVE-2021-33909 и она позволяет недоверенным пользователями получить привилегии Root.

Ошибка была выявлена при изучении исходного кода ядра Linux. Её использование требует создание массивной глубокой структуры каталогов, чтобы достичь ошибки переполнения при записи, после чего повышаются привилегии. Атака требует создания миллиона вложенных директорий с суммарной длиной пути более 1 ГБ.

Исследователи отмечают, что это очень надёжная атака, которую можно провести за 3 минуты. Самым большим ограничением является 5 ГБ оперативной памяти.

Отмечается, что большинство дистрибутивов Linux уже выпустили соответствующие патчи.