Новости по теме «Mesa3D версий 7.7 и 7.6.1»

Mesa 3D версий 7.10 и 7.9.1 с поддержкой Sandy Bridge

Обновление открытых графических библиотек поддержки OpenGL.

Новая версия 7.10 реализации OpenGL Mesa3D, основной графической библиотеки для драйверов видеокарт с открытым исходным кодом в Linux и FreeBSD, содержит ряд нововведений и исправлений:

  • поддержка расширений: GL_ARB_explicit_attrib_location, GL_ARB_texture_rg, GL_EXT_separate_shader_objects, GL_NV_primitive_restart (доступность расширений зависит от драйвера и оборудования);
  • поддержка встроенной графики процессоров Intel Sandy Bridge в драйвере i965 DRI;
  • переработанный механизм исполнения пиксельных шейдеров для драйвера i965;
  • множество исправлений и улучшений в подсистемах Gallium и GLSL, драйверах R600c/g, i915, i965, NV50/nouveau;

Релиз 7.10 пока считается «сырым» и предназначен для разработчиков, для конечных пользователей выпущен 7.9.1, содержащий только исправления, без новой функциональности. Загрузить исходный код библиотек для самостоятельной сборки можно с FTP-сервера Freedesktop.org:

Mesa3D 7.9

Обновление графической библиотеки с открытым исходным кодом.

OpenGl-совместимая библиотека Mesa3D лежит в основе графической подсистемы операционных систем с открытым исходным кодом, таких как Linux, так что её обновление имеет большое значение для всех пользователей, не имеющих возможности или не желающих использовать закрытые драйверы и библиотеки OpenGL от производителей оборудования. Версия 7.9 Mesa3D ориентирована на разработчиков и вносит следующие изменения:

  • новый компилятор шейдеров GLSL от Intel;
  • экспериментальный драйвер Gallium для AMD R600/700;
  • поддержка видеокарт AMD Radeon HD 5000 (с архитектурой Evergreen);
  • добавлены расширения OpenGL GL_EXT_timer_query extension, GL_EXT_framebuffer_multisample, GL_ARB_texture_swizzle extension, GL_ARB_draw_elements_base_vertex, GL_ARB_fragment_program_shadow, GL_ARB_window_pos, GL_EXT_gpu_program_parameters,     GL_ATI_texture_env_combine3, GL_MESA_pack_invert, GL_OES_EGL_image, GL_APPLE_object_purgeable, GL_ARB_depth_clamp, GL_NV_depth_clamp, GL_ARB_half_float_vertex, GL_EXT_draw_buffers2, GL_EXT_texture_swizzle, GL_ATI_texture_mirror_once, GL_NV_conditional_render (доступность расширений зависит от оборудования и драйвера);
  • подготовка к поддержке архитектуры CPU-GPU Intel Sandy Bridge в драйвере i965;
  • множество исправлений в функциях GLSL;
  • исправления в драйверах i965 и r300g;

К сожалению, максимальная поддерживаемая версия OpenGL по-прежнему ограничена OpenGL 2.1.

Загрузить исходный код библиотек можно с официального FTP, готовые сборки будут доступны в репозиториях дистрибутивов.

Mesa3D 7.8 и 7.7.1

Обновление графической библиотеки с открытым исходным кодом.

OpenGl-совместимая библиотека Mesa3D лежит в основе графической подсистемы операционных систем с открытым исходным кодом, так что её обновление имеет большое значение для всех пользователей, не имеющих или не желающих использовать закрытые драйверы и библиотеки OpenGL от производителей оборудования. Версия 7.8 Mesa3D предназначена для разработчиков и содержит следующие изменения

  • добавлены расширения OpenGL GL_NV_conditional_render, GL_EXT_draw_buffers2, GL_ARB_fragment_coord_conventions, GL_EXT_texture_array, GL_APPLE_object_purgeable (доступность расширений зависит от оборудования и драйвера);
  • обновлён интерфейс EGL для мобильных/веб-приложений;
  • в архитектуру Gallium3D включена поддержка для OpenGL ES версий 1.1 и 2.0;
  • отдельная документация Gallium3D;
  • многочисленные исправления в драйвере для AMD R300-500 с архитектурой Gallium3D;
  • удалена поддержка рендеринга с индексированной цветовой палитрой;
  • удалена поддержка GCC 3.3.0 и ранее для сборки библиотек;

Загрузить исходный код библиотек и примеров использования можно с официального FTP.

Одновременно вышла и версия 7.7.1, исправляющая ошибки, обнаруженные со времени прошлого релиза. Исходный код также доступен на официальном FTP, а вскоре будет включён в основные репозитории Linux.

Unigine Heaven 2.0

Обновлённый DirectX 11-бенчмарк, теперь с поддержкой Linux.

Бенчмарк Unigine Heaven служит демонстрацией возможностей движка Unigine и в прошлом году стал одним из первых приложений, поддержавших DirectX 11. В новой версии 2.0 были сделаны следующие изменения:

  • еще большее использование теселляции, новые режимы «moderate» и «extreme»;
  • ряд оптимизаций движка;
  • больше динамического освещения;
  • добавлены новые объекты и физические эффекты.

Но главным новшеством второй версии стала поддержка Linux. Помимо Direct3D, движок Unigine может использовать и OpenGL, но из-за проблем с качеством драйверов ATI Catalyst для Linux соответствующая версия бенчмарка для данной ОС вышла только сейчас. К сожалению, сторонников открытого кода это не сильно обрадует. Для того, чтобы насладиться красотами, понадобится закрытый бинарный драйвер от AMD или NVIDIA, поскольку реализация OpenGL 3.x в библиотеке Mesa3D на данный момент отсутствует — следствие наличия в спецификации OpenGL третьего поколения защищённых патентами технологий. К этим технологиям члены ARB/Khronos получают доступ по кросс-патентным соглашениям, но независимым разработчикам Mesa надо либо получать отдельные лицензии, либо выносить работу с данными функциями во внешние модули, что уже сделано для форматов текстур, но представляется малореальным для некоторых обязательных методов рендеринга (render targets).

Вследствие изменений движка, сравнивать результаты предыдущих версий с результатами нынешней некорректно. Загрузить последнюю версию бенчмарка можно по ссылкам ниже:

Unigine Heaven 2.0 Benchmark (DirectX 11 with hardware tessellation)

Напомним, что движок Unigine ляжет в основу игры Primal Carnage, Linux-версия которой также ожидается.

Предварительная версия Mesa3D 7.7

Следующая версия самой популярной реализации OpenGL для Unix-систем должна выйти к католическому рождеству, но уже сейчас появился первый предварительный выпуск библиотек.

В Mesa3D версии 7.7 ожидается улучшение поддержки графических процессоров AMD Radeon семейств 600/700, переработанный драйвер ATI R300, основанный на Gallium3D и поддержка ряда новых расширений OpenGL для интегрированной графики Intel. Проверить часть новых возможностей можно уже сейчас, загрузив исходный код предварительного выпуска библиотек с сайта проекта. Финальная версия Mesa3D запланирована к выходу на 25 декабря этого года.

Mesa3D версий 7.5.2 и 7.6

Вышли сразу две новых версии OpenGL-совместимых графических библиотек с открытым исходным кодом Mesa3D.

Версия 7.5.2 является bug-fix релизом и рекомендована большинству пользователей. В ней сделаны следующие изменения:

  • драйверы интегрированной графики Intel определяют чипсет B43;
  • исправлен ряд ошибок в драйверах i965/i945;
  • исправлена ошибка в парсере шейдеров GLSL, приводившая к проблемам в Wine;
  • исправлен ряд ошибок в реализации Gallium3D.
Версия 7.6 является экспериментальной и предназначена для разработчиков и энтузиастов. В ней сделаны следующие изменения:

  • реализована поддержка OpenVG (стандарта ускорения векторной графики, используется для сглаживания шрифтов и Adobe Flash);
  • добавлена поддержка некоторых расширений OpenGL 3.0 (поддерживаются не всеми драйверами): GL_ARB_vertex_array_object,  GL_APPLE_vertex_array_object extensions, GL_ARB_copy_buffer extension, GL_ARB_map_buffer_range, GL_ARB_seamless_cube_map extension, GL_ARB_vertex_array_bgra, GL_ARB_sync, GL_EXT_provoking_vertex extension;
  • драйвер radeon/r200/r300 переписан с использованием диспетчера буферов, добавлена поддержка OpenCL 1.5, расширений GL_EXT_framebuffer_object support, GL_ARB_occlusion_query,  GL_EXT_vertex_array_bgra, GL_EXT_texture_sRGB;
  • драйвер i915/945 теперь поддерживает расширения GL_ARB_point_sprite, GL_EXT_stencil_two_side и GL_ATI_separate_stencil extensions;
  • исправлен ряд ошибок в драйвере i965 DRI;
  • добавлена альфа-версия основанного на LLVM драйвера для Gallium3D.

Пользователи операционных систем Linux могут обновиться из репозиториев, пользователям остальных платформ следует собрать библиотеки самостоятельно из исходного кода или ждать готовых сборок от сообщества.

Mesa3D версии 7.5.1

Очередное обновление библиотек OpenGL-совместимого APIMesa3D с открытым исходным кодом. 

Новая версия 7.5.1 является bug-fix релизом и содержит следующие изменения:

  • Исправлена низкая производительность игр на движке Doom3 с драйверами Intel
  • Устранены ошибки рендеринга с драйверами Intel
  • Исправлена утечка памяти в GLX
  • Исправлен ряд ошибок с Gallium
  • Исправлена функция glXCreateGLXPixmap()
  • Устранены проблемы компиляции gen_matypes.c
  • Добавлены опции конфигурации --with-max-width=W, --with-max-height=H для задания максимального размера буфера кадров и области изображения

Пользователи операционных систем семейства Linux могут обновиться из репозиториев, пользователям прочих систем следует собрать библиотеки самостоятельно из исходного кода.

Вышел драйвер видеокарт NVIDIA версии 290.03 для Linux

Нечасто можно наблюдать ситуацию, когда NVIDIA решает выпустить графический драйвер собственных видеокарт для операционных систем *nix раньше, чем для Windows.

Тем не менее, в субботу разработчиками был представлен драйвер версии 290.03, предназначенный для 32 и 64-битных версий Linux и FreeBSD.

Новая версия имеет ряд изменений, самые важные из которых приведены ниже:

  • Исправлена ошибка препятствовавшая загрузке драйвера на некоторых системах со встроенной графикой;
  • Исправлена проблема в VDPAU, которая препятствовала размещению и отображению экстремально больших VdpOutputSurfaces;
  • Добавлена поддержка ограничения размещения множеств в драйвере OpenGL посредством переменной окружения __GL_HEAP_ALLOC_LIMIT;
  • В X драйвер добавлена опция «Accel», позволяющая отключить использование им графического аппаратного обеспечения. Такая функция будет полезной в случаях, когда другие компоненты, такие как CUDA, требуют эксклюзивного использования ядер GPU;
  • Модифицировано использование драйвером OpenGL исполнимой памяти таким образом, что она может продолжать функционировать правильно при условии установки флага noexec на /tmp;
  • Исправлена ошибка, приводившая к тому, что различные встроенные унификации GLSL не обновлялись соответствующим образом при вызове glPopAttrib;
  • Улучшена производительность благодаря кэшированию на диск скомпилированных OpenGL шейдеров. В X драйвер добавлена опция GLShaderDiskCache с возможностью включения и отключения. Для возможности дальнейшей конфигурации были добавлены переменные окружения __GL_SHADER_DISK_CACHE и __GL_SHADER_DISK_CACHE_PATH.

Загрузить новый драйвер можно на странице загрузки NVIDIA, либо по ссылкам приведенным ниже:

Драйверы NVIDIA для Unix 260.19.36

Обновление драйверов для альтернативных операционных систем.

В новых драйверах 260.19.36 были сделаны следующие изменения:

  • модуль ядра обновлён для обнуления назначенной GPU и компонентам драйвера системной памяти при выделении;
  • исправлено аварийное завершение сервера Х-интерфейса версий 1.9 и новее при включении наложений с индексированной цветовой палитрой;
  • исправлено отображение пикселей с цветовым кодом 255 как прозрачных при использовании наложений с индексированной цветовой палитрой.

Поддерживаются графические процессоры GeForce 6X00 и более новые, а также эквивалентные видеокарты Quadro и интегрированные графические ядра GeForce/ION. Загрузить дистрибутивы для разных операционных систем можно с сайта NVIDIA по ссылкам ниже:

Драйверы NVIDIA для Unix 260.19.29

Поддержка новых видеокарт и работа над ошибками.

В новых драйверах 260.19.29 были сделаны следующие изменения:

  • добавлена поддержка видеокарт GeForce GTX 460 SE, GTX 570, Quadro 5000M, NVS 300;
  • исправлена ошибка, приводившая к минутному зависанию приложений OpenGL в некоторых системах после смены разрешения или частоты обновления;
  • добавлена поддержка технологии NVIDIA 3D Vision Pro;
  • исправлены функции для разгона видеокарт GeForce серий 8000 и 9000.

Поддерживаются графические процессоры GeForce 6X00 и более новые, а также эквивалентные видеокарты Quadro и интегрированные графические ядра GeForce/ION. Загрузить дистрибутивы для разных операционных систем можно с сайта NVIDIA по ссылкам ниже:

Драйверы NVIDIA для Unix 260.19.12

Поддержка GeForce GTS/GTX 400 в альтернативных операционных системах.

Новые видеокарты требуют новых драйверов, и вслед за выпуском драйверов для Windows NVIDIA выпустила новые драйверы и для Unix/Linux систем. В драйверах 260.19.12 сделано множество изменений:

  • добавлена поддержка видеокарт на базе GeForce GTS 450, GTX 460M, GT 415M, GT 425M, GT 420M, GT 435M, Quadro 2000, 600;
  • файлы заголовков для OpenGL, VDPAU, CUDA и OpenCL больше не включены в пакет драйвера;
  • добавлена поддержка API nvcuvid, предназначенного для ускорения операций над видеоконтентом с помощью CUDA. nvcuvid представляет собой альтернативу VDPAU, ориентированную на приложения редактирования видео и видеокодеки;
  • добавлена поддержка OpenGL 4.1 для видеокарт на базе GPU архитектуры Fermi;
  • VDPAU теперь совместим с расширением Xinerama, а также в режиме наложения с конфигурациями SLI и расширением Composite;
  • исправлен ряд серьёзных ошибок в поддержке Xinerama драйвером, включая неработоспособность в системах с несколькими графическими процессорами разных поколений и отключение рендеринга OpenGL на части экранов;
  • переработана закладка для управления технологией энергосбережения PowerMizer в утилите nvidia-settings. Теперь закладка показывает действующее значение частоты GPU;
  • добавлена поддержка режима SLI Mosaic для Quadro FX 5800 и Quadro на базе архитектуры Fermi;
  • добавлена настройка режима сглаживания изображения для цифровых выходов видеокарт GeForce 8X00 и более новых, и эквивалентных карт Quadro.
  • добавлена поддержка следующих расширений OpenGL для протокола GLX: GL_EXT_texture_integer, GL_ARB_stencil_two_side, GL_EXT_transform_feedback2, GL_NV_transform_feedback2, GL_NV_conditional_render, GL_NV_point_sprite, GL_EXT_stencil_two_side, GL_EXT_point_parameters, GL_ARB_transpose_matrix, GL_EXT_framebuffer_blit, GL_EXT_framebuffer_multisample;
  • добавлена настройка цветового пространства выходного видеосигнала для HDMI;
  • для пассивного стерео теперь можно назначить индивидуальный дисплей для каждого глаза в режимах TwinView и SLI Mosaic;
  • исправлена проблема медленного рендеринга шрифтов в серверах Х-интерфейса Х.Org версий 1.9;
  • в VDPAU добавлена возможность взаимодействия с приложениями CUDA и OpenGL при активном расширении Xinerama;
  • исправлено включение устранения чересстрочности в VDPAU по методу temporal-spatial;
  • опция конфигурации «CustomEDID» теперь совместима с дампами файловой системы procfs.

Загрузить новые драйверы для различных операционных систем можно с сайта NVIDIA по ссылкам ниже:

Открытый драйвер Nouveau поддерживает управление энергопотреблением

Прогресс в разработке драйвера с открытым исходным кодом.

Драйвер Nouveau, разрабатывающийся энтузиастами как более функциональная замена драйверу nv, а в перспективе — и бинарному драйверу NVIDIA, на днях прибавил в функциональности. Согласно официальному сайту, теперь поддерживается управление энергопотреблением почти в полном объёме на видеокартах от GeForce FX и вплоть до GeForce 9000.

Основной проблемой остается работа с таймингами видеопамяти, в связи с чем разработчики драйвера обратились к владельцам видеокарт на базе NV40 и более новых с просьбой помочь данными из видеоBIOS. Желающие посодействовать совершенствованию драйвера могут ознакомиться с информацией о тестировании и инструкциями.

Бета-драйверы NVIDIA 260.19.04 для Linux

Первый взгляд на следующий «шаг» в разработке драйвера для Linux.

Новая бета-версия драйверов 260.19.04 содержит ряд важных нововведений, позволяющих взглянуть на будущий вид бинарного драйвера NVIDIA для Linux:

  • файлы заголовков для OpenGL, VDPAU, CUDA и OpenCL больше не будут включаться в пакет драйвера;
  • добавлена поддержка API nvcuvid, предназначенного для ускорения операций над видеоконтентом с помощью CUDA. nvcuvid представляет собой альтернативу VDPAU, ориентированную на приложения редактирования видео и видеокодеки;
  • добавлена поддержка OpenGL 4.1 для видеокарт на базе GPU архитектуры Fermi;
  • VDPAU теперь совместим с расширением Xinerama, а также в режиме наложения с конфигурациями SLI и расширением Composite;
  • исправлен ряд серьёзных ошибок в поддержке Xinerama драйвером, включая неработоспособность в системах с несколькими графическими процессорами разных поколений и отключение рендеринга OpenGL на части экранов;
  • переработана закладка для управления технологией энергосбережения PowerMizer в утилите nvidia-settings. Теперь закладка показывает действующее значение частоты GPU;
  • добавлена поддержка режима SLI Mosaic для Quadro FX 5800 и Quadro на базе архитектуры Fermi;
  • добавлена настройка режима сглаживания изображения для цифровых выходов видеокарт GeForce 8X00 и более новых, и эквивалентных карт Quadro.
  • добавлена поддержка следующих расширений OpenGL для протокола GLX: GL_EXT_texture_integer, GL_ARB_stencil_two_side, GL_EXT_transform_feedback2, GL_NV_transform_feedback2, GL_NV_conditional_render, GL_NV_point_sprite, GL_EXT_stencil_two_side, GL_EXT_point_parameters, GL_ARB_transpose_matrix, GL_EXT_framebuffer_blit, GL_EXT_framebuffer_multisample;
  • добавлена настройка цветового пространства выходного видеосигнала для HDMI;
  • для пассивного стерео теперь можно назначить индивидуальный дисплей для каждого глаза в режимах TwinView и SLI Mosaic.

Загрузить новый драйвер можно с FTP сайта NVIDIA по ссылкам ниже:

NVIDIA прекращает развитие драйвера nv в Linux

Используйте драйвер VESA, чтобы скачать бинарный драйвер.

Вчера в рассылках разработчиков графического интерфейса Х куратор стандартного драйвера для видеокарт NVIDIA xf86-video-nv, больше известного как просто nv, Andy Ritger, объявил, что NVIDIA прекращает развитие данного драйвера.

Драйвер nv много лет предлагался в составе Х интерфейса как базовый видеодрайвер, реализующий поддержку переключения видеорежимов и работу с 2D графикой. Он практически не обеспечивал аппаратного ускорения и заметно отставал в поддержке новых графических процессоров. Для тех, кому нужно было что-то большее, поддержка осуществлялется через бинарные драйверы, с (по большей части) закрытым исходным кодом. Отставание в функциональности стало особенно заметным после внедрения трёхмерных интерфейсов Compiz и выхода сервера Х-интерфейса X.Org 1.7, не поддерживаемых в драйвере nv в полном объёме до сих пор.

Теперь официально объявлено, что развитие драйвера nv будет остановлено. В драйвере не будет поддержки новых GPU Fermi, поддержки DisplayPort. Драйвер еще будет дорабатываться для поддержки новых версий серверов X.Org для GPU прежних поколений, но пользователям рекомендуется использовать стандартный режим VESA на время установки операционной системы, после чего загрузить и установить бинарный драйвер NVIDIA.

Следует отметить, что потеря не столь велика. Недостатки драйвера nv вызвали к жизни разработку стороннего драйвера с открытым исходным кодом Nouveau, и к настоящему времени тот уже вполне готов заменить nv в современных дистрибутивах Linux, а в перспективе — стать полноценной альтернативой и бинарному драйверу NVIDIA.

Разрабатывается эффективный программный рендер для Linux

Программный рендеринг тоже бывает востребован.

В рамках проекта llvmpipe в составе графической архитектуры Gallium 3D разрабатывается программный растризатор с использованием многопоточности. Программный растризатор OpenGL всегда существовал в составе библиотеки Mesa3D, но его эффективность оставляла желать много лучшего, в то время как коммерческие решения вроде SwiftShader уже достаточно давно обеспечивали достаточно высокую эффективность эмуляции Direct3D, и даже Microsoft начала проект полноценного «запасного» программного рендеринга в архитектуре DirectX под названием WARP.

«Эмулятор» в составе llvmpipe уже в значительной части завершён для пиксельных шейдеров и начаты работы над реализацией вершинной части. По сообщениям разработчика, игра на основе движка Quake 3 OpenArena в системе с процессором Intel Xeon E5405 (четыре ядра, 2 ГГц) с программным рендерингом работает со скоростью 25 FPS, против 3,5 FPS с эмуляцией Mesa3D.

Программный рендеринг полезен в системах, где нет аппаратного ускорителя или доступ к нему сильно затруднён, а необходимо отображать не слишком сложную трёхмерную графику, например в виртуальных машинах и в серверах.

Драйверы NVIDIA для Unix 195.36.08

Релиз новых драйверов для текущих видеокарт для систем Linux/Solaris/FreeBSD.

В новых бинарных драйверах NVIDIA сделаны следующие изменения:

  • добавлена поддержка видеокарт Quadro FX 880M, GeForce GTS 350M, GeForce GTS 360M;
  • исправлена порча изображения при использовании приложением GLX_NV_present_video device;
  • исправлено аварийное завершение работы сервера X-интерфейса при запуске утилиты nvidia-settings, когда Х не является активным VT;
  • исправлена работа «горячих клавиш» для управления яркостью экрана ноутбука;
  • исправлена ошибка в утилите nvidia-settings, приводившая к выдаче сообщения «Bad argument» при запуске программы как: nvidia-settings --query all ;
  • исправлена ошибка в установщике, приводившая к выдаче сообщения об ошибке «Unable to perform the runtime configuration check for library 'libGL.so.1'», подразумевая успешное завершение установки драйвера;
  • исправлена ошибка неработоспособности синхронизации G-Sync после включения FrameLock;
  • исправлена ошибка с падением OpenGL-приложений при выходе;
  • исправлена ошибка декодирования видео в форматах MPEG 1/2 на графических процессорах с уровнем VDPAU A (G9x);
  • исправлены ошибки постобработки видео в микшере VDPAU;
  • утилита nvidia-settings теперь корректно применяет параметры GPUFanControlState из командной строки;
  • добавлена предварительная поддержка интерфейсов ABI 7 серверов X-интерфейса X.Org 1.7.x;
  • исправлено множество ошибок в VDPAU и GLX для FreeBSD и Solaris;
  • исправлено снижение стабильности работы драйвера после использования опции "TVStandard" конфигурации Х-интерфейса в системах с видеокартами GeForce семейств 6X00 и 7X00.
  • улучшена поддержка DisplayPort.

Драйверы поддерживают видеокарты GeForce, начиная с семейства 6Х00, эквивалентные видеокарты Quadro и интегрированные графические ядра чипсетов GeForce/nForce/ION. Загрузить драйверы можно по ссылкам ниже:

Анонсирован бенчмарк Unigine Heaven 2.0

Разработчик движка Unigine планирует следующую версию своего бенчмарка. 

Компания Unigine сообщила, что на грядущей выставке графических и игровых технологий Game Developers Conference 2010, которая пройдёт с 9 по 13 марта в Сан-Франциско, США, на своём стенде покажет последнее поколение движка Unigine и вторую версию бенчмарка Unigine Heaven.

Движок Unigine стал одним из первых движков, поддерживающих DirectX 11. Осенью прошлого года к выходу Windows 7 и DirectX 11 решений от AMD Unigine выпустила бенчмарк Heaven, продемонстрировавший возможности новой версии API, включая теселляцию, и самого движка Unigine. Планировалась к выходу и Linux-версия бенчмарка, которая должна была продемонстрировать достижимость сравнимого качества графики с помощью OpenGL 3.2, но из-за «сырой» поддержки OpenGL 3.x в драйверах ATI Catalyst она была отменена. Возможно теперь, после недавнего радикального обновления драйверов Catalyst, вторая версия бенчмарка Unigine Heaven будет выпущена на всех платформах.

Драйвер Nouveau будет использован в Ubuntu 10.04 и Fedora 13

Альтернативный, написанный энтузиастами драйвер для видеокарт на базе NVIDIA становится основным в следующем поколении дистрибутивов Linux.

Драйвер с открытым исходным кодом Nouveau разрабатывается уже достаточно давно методом изучения обмена проприетарного драйвера NVIDIA с оборудованием, анализа видеоBIOS и использования наработок утилит вроде NvClock. В прошлом году разработка драйвера достигла такого уровня, что часть кода была включена в следующее ядро Linux, а сам драйвер был пробно включен в состав дистрибутива Fedora 12. И вот теперь появилась информация, что Nouveau станет драйвером по-умолчанию для видеокарт NVIDIA в будущих дистрибутивах Fedora и Ubuntu, самых популярных версий Linux по данным сайта DistroWotch.com. Тестирования команд Fedora и Ubuntu показали, что Nouveau уже справляется с базовыми функциями Х, управлением дисплеем, воспроизведением видео, и даже 3D/OpenGL в достаточном для Compiz и игр на движке Quake 3 объёме, хотя остаются заметные проблемы с режимами энергосбережения и переключением Virtual terminal.

До прошлого года у поставщиков дистрибутивов выбор в поддержке графических решений NVIDIA был небогат: либо базовый драйвер nv из XFree86/X.Org, обеспечивающий лишь минимальный набор функций и запаздывающий с поддержкой последних версий ядра Linux и X-интерфейса, либо включение бинарного драйвера NVIDIA, что требует написания отдельной обвязки для его установки и обновления и плохо сочетается с лицензионной политикой некоторых компаний. В этом году всё изменится, и уже драйверы самой NVIDIA рискуют стать «альтернативными».

Бесплатный 3D движок Cafu Engine

Еще один бесплатный 3D движок для игр под GPL.

Ранее известный как Ca3DE, движок Cafu Engine переведён в разряд FreeWare и открыт исходный код. Cafu Engine, как и недавно также ставший бесплатным 3Impact, ориентирован на «хардкорных» C++ разработчиков, но содержит большое количество готовых инструментов. Графическая часть поддерживает работу с материалами, попиксельным освещением и шейдерными эффектами, для рендеринга используется OpenGL 2.0 с поддержкой фирменного языка шейдеров NVIDIA Cg. Движок предлагает встроенные функции создания многопользовательского режима (клиент-серверной архитектуры), импорт моделей из популярных форматов, создание растительности, кривые поверхности Безье, эффекты на системе частиц. Для игровой физики используется Bullet Physics.

Движок доступен для платформ Windows (~80 Мб) и Linux (~70 Мб) под лицензией GPLv3. Поддерживаются как 32-, так и 64-разрядные версии, версия для MacOS планируется в будущем. Средний рейтинг движка на сайте DevMaster.net составляет 4 балла — как у популярного OGRE.

Cafu Engine Demo Video
Возможно, кто-то найдёт в нём то, чего не нашел в Unreal Engine 3.

Поддержка Direct3D в Linux будет выпущена с закрытым исходным кодом

Zack Rusin был вынужден огорошить ожидающих слишком многого от VmWare.

Новость о планах Thungsten Graphics по созданию аппаратного ускорения Direct3D в архитектуре открытых графических драйверов Gallium3D в Linux создала много шума, и её источник решил остудить пыл как «пингвинопоклонников», так и «пингвинопротивников». В новом сообщении в своём блоге Zack Rusin разъяснил позицию своей компании. Реализация аппаратного ускорения Direct3D 9 уже некоторое время имеется в коммерческих продуктах виртуализации от VmVare, и разработка интерфейсов ускорения Direct3D 10 планируется лишь как её развитие. Исходный код данных наработок VmWare открывать не планирует.

Zack Rusin справедливо отметил, что одного ускорения функций Direct3D мало для полноценного портирования Windows-игр в Linux — есть еще уйма отличий между платформами. Выигрыш получат прежде всего виртуальные машины, возможно проект WINE, но последнему пока неплохо удаётся реализация конверсии вызовов Direct3D в OpenGL, и вполне возможно, что этого пути им и стоит придерживаться.

Аппаратное ускорение Direct3D в Linux

Ведутся работы по добавлению интерфейсов аппаратного ускорения функций Direct3D в архитектуру открытых графических драйверов Gallium3D.

Сотрудник Tungsten Graphics (в настоящее время подразделение VmWare) Zack Rusin в своем блоге рассказал о планах по реализации функций API Direct3D версий 10 и 11 в Gallium3D. Zack Rusin верит, что подобная работа поможет разработке открытой графической архитектуры в целом. Особый интерес вызывает реализация ускорения геометрических шейдеров и функции «dual-source blending», позволяющей значительно ускорить качественный рендеринг текста. Также будут продолжены работы по реализации OpenCL через Gallium3D.

Впрочем, это будет далеко не первой попыткой реализации Direct3D в Linux. Проект поддержки Windows-приложений в Linux WINE на протяжении нескольких последних релизов улучшал компонент Direct3DOpenGL враппера и даже послужил основой для неофициальных релизов Direct3D 10 для Windows XP. Но реализация ускорения Direct3D на уровне Gallium3D, хотя и не является напрямую средством запуска 3D Windows-программ в Linux/Unix, позволит значительно повысить быстродействие для графики виртуальных машин c Windows и того же WINE. Также, несколько ранее и независимо от объявления Zack Rusin, появился концепт Direct3D 9-ускорения для Gallium3D.

Adobe испытывает затруднения с аппаратным ускорением Flash в Linux

Сотрудник компании в своем блоге поделился проблемами реализации аппаратного ускорения видеодекодирования Flash-плагина в Linux. 

Mike Melanson, ведущий инженер Adobe по поддержке технологии Flash в операционных системах Unix/Linux, опубликовал в своем блоге серию сообщений о проблемах, с которыми компания столкнулась при реализации аппаратного ускорения декодирования и воспроизведения видео в Linux.

Первой проблемой является разнообразие и различный уровень реализации API работы с аппаратными ускорителями видеодекодирования в Linux, представленное на специальной иллюстрации:

Разработчикам приходится иметь дело по меньшей мере с тремя проприетарными API, каждый из которых поддерживает лишь оборудование одного вендора (AMD для XvBA, NVIDIA для VDPAU и Broadcom для CrystalHD), причем, например, для XvBA спецификации в открытом доступе отсутствуют. Заявленные же как «универсальные» API вроде VA на самом деле являются лишь программными прослойками ко всё тем же VDPAU и XvBA. Мало того, определенное распространение получило использование оборудования напрямую из программ или через API универсальных вычислений, такие как CUDA и OpenCL.

Второй проблемой является отсутствие у имеющихся API ускорения декодирования и соответствующих драйверов оборудования функций по возврату полностью декодированных кадров приложению. В реализациях NVIDIA и AMD декодированный поток сразу уходит в устройство отображения, что может быть приемлемо для «чистых» проигрывателей мультимедиа, но неприемлемо для Flash, которому нужно объединять видео и прочие элементы веб-страницы в единое изображение. Проблема наглядно показана на иллюстрациях:

При этом в среде Windows возможность возврата декодированного видеопотока приложению реализована.

На иллюстрациях видна и третья проблема ускорения видео Flash в Linux — необходимость конверсии цветового пространства YUV в RGB. В частности, именно поэтому невозможно использовать расширение Х-интерфейса Xv для вывода и масштабирования видео. Два года назад Adobe предпринимала попытку задействовать OpenGL для данных операций, но столкнулась с низким качеством реализации OpenGL во многих открытых драйверах видеокарт и невозможностью одновременного использования OpenGL для видео и набиравших популярность эффектов Compiz.

В результате, если на платформе Windows бета-версия Adobe Flash 10.1 с поддержкой аппаратного ускорения декодирования и воспроизведения видео в формате H.264 доступна уже несколько месяцев, Linux версия Flash-плагина по-прежнему использует лишь программное воспроизведение. Но Mike Melanson сообщает, что так или иначе работа над реализацией аппаратного ускорения Flash в Linux продолжается, и что Adobe рассчитывает на встречные движения разработчиков драйверов по реализации необходимых функций.

Продолжается развитие открытого драйвера Nouveau

Более тесная интеграция с ядром Linux и начальная поддержка управления энергопотреблением видеокарт на базе NVIDIA.

Команда разработчиков драйвера с открытым исходным кодом для видеокарт NVIDIA в среде Linux приняла решение удалить из драйвера код, отвечающий за управление видеорежимами в пространстве пользователя (UMS). Теперь управление видеорежимами будет осуществляться только из пространства ядра (KMS), соответствующий код недавно был включен в состав Linux kernel. Это решение позволит удалить более 15 тысяч строк из кода драйвера, уменьшить потребление памяти и улучшить стабильность работы и быстродействие.

Также в драйвере появились функции управления энергопотреблением видеокарты, пока для чипов NV40 и более новых. За основу были взяты наработки из утилиты NvClock. Впрочем, пока эти функции не будут использоваться — разработчики сначала должны определиться с общим подходом к управлению состоянием графического процессора.

Драйверы NVIDIA для Unix версии 190.53

NVIDIA опубликовала «стабильную» версию драйверов видеокарт для операционных систем семейства Unix.

Драйверы 190.53 содержат следующие изменения:

  • исправлены возможные ошибки в работе графических приложений, запускаемых сразу после окончания работы другого приложения, использовавшего OpenGL или VDPAU;
  • ряд исправлений в реализации VDPAU;
  • декодирование нескольких видеопотоков через VDPAU включено по-умолчанию:  
  • исправлена ошибка, приводившая к порче изображения на подключенных к DisplayPort мониторах Apple Cinema;
  • отключена по-умолчанию опция UseEvents из-за наличия ошибки в отслеживании событий, приводящей к кратковременным нарушениям работы графических процессоров GeForce семейств 8X00 и более новых.

Загрузить драйвер можно по ссылкам ниже. Поддерживаются графические процессоры GeForce 6X00 и более новые.

Код драйвера Nouveau включен в ядро Linux

На официальном сайте проекта появилось подтверждение, что код уровня ядра включен в состав Linux kernel 2.6.33.

Линус Торвальдс лично внес переработанный DRM код Nouveau в хранилище кода ядра Linux. На сайте проекта отдельно отмечают, что это не означает официального релиза и ABI-совместимость в будущем не гарантируется. Firmware с неясным правовым статусом ctx_voodoo в состав ядра не войдет, и должно будет устанавливаться отдельно как внешний модуль.

Понятно, что включение Nouveau в ядро Linux и, как следствие, в большинство дистрибутивов в будущем, в ближайшее время не изменит ни подход NVIDIA к обеспечению пользователей драйверами в целом, ни их отношение к проекту Nouveau, высказанное в ходе недавнего интервью в форме «не помогать и не мешать». Однако, как отмечают обозреватели сайта Phoronix.com, базовый open-source 2D драйвер xf86-nv, многие годы выполнявший роль ширмы от критических взглядов сообщества, скорее всего, ждёт незавидная судьба окончательной невостребованности.