Новости по теме «Аппаратное ускорение Direct3D в Linux»

Поддержка Direct3D в Linux будет выпущена с закрытым исходным кодом

Zack Rusin был вынужден огорошить ожидающих слишком многого от VmWare.

Новость о планах Thungsten Graphics по созданию аппаратного ускорения Direct3D в архитектуре открытых графических драйверов Gallium3D в Linux создала много шума, и её источник решил остудить пыл как «пингвинопоклонников», так и «пингвинопротивников». В новом сообщении в своём блоге Zack Rusin разъяснил позицию своей компании. Реализация аппаратного ускорения Direct3D 9 уже некоторое время имеется в коммерческих продуктах виртуализации от VmVare, и разработка интерфейсов ускорения Direct3D 10 планируется лишь как её развитие. Исходный код данных наработок VmWare открывать не планирует.

Zack Rusin справедливо отметил, что одного ускорения функций Direct3D мало для полноценного портирования Windows-игр в Linux — есть еще уйма отличий между платформами. Выигрыш получат прежде всего виртуальные машины, возможно проект WINE, но последнему пока неплохо удаётся реализация конверсии вызовов Direct3D в OpenGL, и вполне возможно, что этого пути им и стоит придерживаться.

Linux Proton обеспечивает производительность в DirectX наравне с Windows

Несомненно, что Windows является основной платформой для игр на PC, однако Linux делает большие успехи в адаптации, благодаря таким проектам, как Proton и Wine/DXVK.

Сейчас всё больше Windows-игр запускается на Linux без проблем. Более того, от этого уже не страдает производительность. Реддитор и Ютьюбер FlightlessMango опубликовал видео, на котором сравнил производительность в игре Far Cry New Dawn на платформах Windows 10 и Linux. Во всех случаях игра запускалась на процессоре Intel i9-9900K и видеокарте GeForce GTX 1080 Ti.

Steam Linux

Игра Far Cry: New Dawn никогда не создавалась Ubisoft для Linux, поэтому производительность в эмуляторах Proton и Wine/DXVK, не уступающая Windows, попросту поражает. Показанная в Linux производительность лишь на 3% уступает Windows, и это самый маленький показатель, из всех показанных ранее.

Far Cry New Dawn Benchmark - Proton vs Windows 10

Таким образом, игры на Linux становятся всё более реальными, и возможно, уже в скором будущем, игроки начнут чаще использовать именно открытую ОС.

В Steam Play доступны более 2600 игр

В конце августа Valve анонсировала новую версию Steam Play for Linux, которая включала Proton, форк WINE, позволяющий запускать множество игр для Windows в Linux.

При этом изначально были доступны даже современные игры, среди которых Witcher 3, Dark Souls 3 и Dishonored. И вот, спустя два месяца, база данных Proton содержит более 2600 поддерживаемых игр, и эта величина быстро растёт.

Когда Valve Software запустила Steam Play с Proton, она хотела обеспечить пользователям Linux доступ к Windows играм, которые пока не были портированы. При этом доступ должен быть максимально простым.

Конечно, не все игры хорошо идут на Linux, но и на Windows 10 старые игры иногда не запустить. Что касается игр для Linux, то их в Steam существует порядка 5000, а значит, Proton расширяет поддержку более чем на 50%. И со временем этот коэффициент будет только расти.

Steam Play позволяет запустить игры Windows на Linux

Недавно мы сообщали, что Valve готовит функцию Steam Play, которая позволит запускать игры Windows игры на Steam Machine, работающих под управлением Linux. И вот эта функция выпущена официально.

Пока она доступна как публичное бета тестирование, позволяя пользователям Linux протестировать некоторые игры, изначально доступные лишь для Windows.

Разработка этой системы велась на протяжении двух лет. Технологи Steam Play построена на усовершенствованной версии Wine под названием Proton. Это значит, что можно установить и запустить игру, не имеющую поддержки Linux, прямо из клиента Steam, и получить поддержку Steamworks и OpenVR.

Steam

Рендер DirectX 11 и DirectX 12 реализован через Vulkan, что повышает совместимость игр и снижает негативные эффекты виртуализации. Среди прочих усовершенствований отмечается поддержка полноэкранного режима, игровых контроллеров и производительность в многопоточной нагрузке. Особо разработчики отметили именно улучшения в многопоточной нагрузке, по сравнению с обычным Wine.

Идеей запуска эмулятора является поддержка всего каталога игр Steam, но пока гарантированно работает несколько проектов. Их список представлен ниже.

  • Beat Saber
  • Bejeweled 2 Deluxe
  • Doki Doki Literature Club!
  • DOOM
  • DOOM II: Hell on Earth
  • DOOM VFR
  • Fallout Shelter
  • FATE
  • FINAL FANTASY VI
  • Geometry Dash
  • Google Earth VR
  • Into The Breach
  • Magic: The Gathering – Duels of the Planeswalkers 2012
  • Magic: The Gathering – Duels of the Planeswalkers 2013
  • Mount & Blade
  • Mount & Blade: With Fire & Sword
  • NieR: Automata
  • PAYDAY: The Heist
  • QUAKE
  • S.T.A.L.K.E.R.: Shadow of Chernobyl
  • Star Wars: Battlefront 2
  • Tekken 7
  • The Last Remnant
  • Tropico 4
  • Ultimate Doom
  • Warhammer® 40,000: Dawn of War® – Dark Crusade
  • Warhammer® 40,000: Dawn of War® – Soulstorm

Остальные игры также могут заработать, но это пока не гарантируется.

Mesa 3D версий 7.10 и 7.9.1 с поддержкой Sandy Bridge

Обновление открытых графических библиотек поддержки OpenGL.

Новая версия 7.10 реализации OpenGL Mesa3D, основной графической библиотеки для драйверов видеокарт с открытым исходным кодом в Linux и FreeBSD, содержит ряд нововведений и исправлений:

  • поддержка расширений: GL_ARB_explicit_attrib_location, GL_ARB_texture_rg, GL_EXT_separate_shader_objects, GL_NV_primitive_restart (доступность расширений зависит от драйвера и оборудования);
  • поддержка встроенной графики процессоров Intel Sandy Bridge в драйвере i965 DRI;
  • переработанный механизм исполнения пиксельных шейдеров для драйвера i965;
  • множество исправлений и улучшений в подсистемах Gallium и GLSL, драйверах R600c/g, i915, i965, NV50/nouveau;

Релиз 7.10 пока считается «сырым» и предназначен для разработчиков, для конечных пользователей выпущен 7.9.1, содержащий только исправления, без новой функциональности. Загрузить исходный код библиотек для самостоятельной сборки можно с FTP-сервера Freedesktop.org:

Открытый драйвер Nouveau поддерживает управление энергопотреблением

Прогресс в разработке драйвера с открытым исходным кодом.

Драйвер Nouveau, разрабатывающийся энтузиастами как более функциональная замена драйверу nv, а в перспективе — и бинарному драйверу NVIDIA, на днях прибавил в функциональности. Согласно официальному сайту, теперь поддерживается управление энергопотреблением почти в полном объёме на видеокартах от GeForce FX и вплоть до GeForce 9000.

Основной проблемой остается работа с таймингами видеопамяти, в связи с чем разработчики драйвера обратились к владельцам видеокарт на базе NV40 и более новых с просьбой помочь данными из видеоBIOS. Желающие посодействовать совершенствованию драйвера могут ознакомиться с информацией о тестировании и инструкциями.

Mesa3D 7.9

Обновление графической библиотеки с открытым исходным кодом.

OpenGl-совместимая библиотека Mesa3D лежит в основе графической подсистемы операционных систем с открытым исходным кодом, таких как Linux, так что её обновление имеет большое значение для всех пользователей, не имеющих возможности или не желающих использовать закрытые драйверы и библиотеки OpenGL от производителей оборудования. Версия 7.9 Mesa3D ориентирована на разработчиков и вносит следующие изменения:

  • новый компилятор шейдеров GLSL от Intel;
  • экспериментальный драйвер Gallium для AMD R600/700;
  • поддержка видеокарт AMD Radeon HD 5000 (с архитектурой Evergreen);
  • добавлены расширения OpenGL GL_EXT_timer_query extension, GL_EXT_framebuffer_multisample, GL_ARB_texture_swizzle extension, GL_ARB_draw_elements_base_vertex, GL_ARB_fragment_program_shadow, GL_ARB_window_pos, GL_EXT_gpu_program_parameters,     GL_ATI_texture_env_combine3, GL_MESA_pack_invert, GL_OES_EGL_image, GL_APPLE_object_purgeable, GL_ARB_depth_clamp, GL_NV_depth_clamp, GL_ARB_half_float_vertex, GL_EXT_draw_buffers2, GL_EXT_texture_swizzle, GL_ATI_texture_mirror_once, GL_NV_conditional_render (доступность расширений зависит от оборудования и драйвера);
  • подготовка к поддержке архитектуры CPU-GPU Intel Sandy Bridge в драйвере i965;
  • множество исправлений в функциях GLSL;
  • исправления в драйверах i965 и r300g;

К сожалению, максимальная поддерживаемая версия OpenGL по-прежнему ограничена OpenGL 2.1.

Загрузить исходный код библиотек можно с официального FTP, готовые сборки будут доступны в репозиториях дистрибутивов.

Mesa3D 7.8 и 7.7.1

Обновление графической библиотеки с открытым исходным кодом.

OpenGl-совместимая библиотека Mesa3D лежит в основе графической подсистемы операционных систем с открытым исходным кодом, так что её обновление имеет большое значение для всех пользователей, не имеющих или не желающих использовать закрытые драйверы и библиотеки OpenGL от производителей оборудования. Версия 7.8 Mesa3D предназначена для разработчиков и содержит следующие изменения

  • добавлены расширения OpenGL GL_NV_conditional_render, GL_EXT_draw_buffers2, GL_ARB_fragment_coord_conventions, GL_EXT_texture_array, GL_APPLE_object_purgeable (доступность расширений зависит от оборудования и драйвера);
  • обновлён интерфейс EGL для мобильных/веб-приложений;
  • в архитектуру Gallium3D включена поддержка для OpenGL ES версий 1.1 и 2.0;
  • отдельная документация Gallium3D;
  • многочисленные исправления в драйвере для AMD R300-500 с архитектурой Gallium3D;
  • удалена поддержка рендеринга с индексированной цветовой палитрой;
  • удалена поддержка GCC 3.3.0 и ранее для сборки библиотек;

Загрузить исходный код библиотек и примеров использования можно с официального FTP.

Одновременно вышла и версия 7.7.1, исправляющая ошибки, обнаруженные со времени прошлого релиза. Исходный код также доступен на официальном FTP, а вскоре будет включён в основные репозитории Linux.

NVIDIA прекращает развитие драйвера nv в Linux

Используйте драйвер VESA, чтобы скачать бинарный драйвер.

Вчера в рассылках разработчиков графического интерфейса Х куратор стандартного драйвера для видеокарт NVIDIA xf86-video-nv, больше известного как просто nv, Andy Ritger, объявил, что NVIDIA прекращает развитие данного драйвера.

Драйвер nv много лет предлагался в составе Х интерфейса как базовый видеодрайвер, реализующий поддержку переключения видеорежимов и работу с 2D графикой. Он практически не обеспечивал аппаратного ускорения и заметно отставал в поддержке новых графических процессоров. Для тех, кому нужно было что-то большее, поддержка осуществлялется через бинарные драйверы, с (по большей части) закрытым исходным кодом. Отставание в функциональности стало особенно заметным после внедрения трёхмерных интерфейсов Compiz и выхода сервера Х-интерфейса X.Org 1.7, не поддерживаемых в драйвере nv в полном объёме до сих пор.

Теперь официально объявлено, что развитие драйвера nv будет остановлено. В драйвере не будет поддержки новых GPU Fermi, поддержки DisplayPort. Драйвер еще будет дорабатываться для поддержки новых версий серверов X.Org для GPU прежних поколений, но пользователям рекомендуется использовать стандартный режим VESA на время установки операционной системы, после чего загрузить и установить бинарный драйвер NVIDIA.

Следует отметить, что потеря не столь велика. Недостатки драйвера nv вызвали к жизни разработку стороннего драйвера с открытым исходным кодом Nouveau, и к настоящему времени тот уже вполне готов заменить nv в современных дистрибутивах Linux, а в перспективе — стать полноценной альтернативой и бинарному драйверу NVIDIA.

Разрабатывается эффективный программный рендер для Linux

Программный рендеринг тоже бывает востребован.

В рамках проекта llvmpipe в составе графической архитектуры Gallium 3D разрабатывается программный растризатор с использованием многопоточности. Программный растризатор OpenGL всегда существовал в составе библиотеки Mesa3D, но его эффективность оставляла желать много лучшего, в то время как коммерческие решения вроде SwiftShader уже достаточно давно обеспечивали достаточно высокую эффективность эмуляции Direct3D, и даже Microsoft начала проект полноценного «запасного» программного рендеринга в архитектуре DirectX под названием WARP.

«Эмулятор» в составе llvmpipe уже в значительной части завершён для пиксельных шейдеров и начаты работы над реализацией вершинной части. По сообщениям разработчика, игра на основе движка Quake 3 OpenArena в системе с процессором Intel Xeon E5405 (четыре ядра, 2 ГГц) с программным рендерингом работает со скоростью 25 FPS, против 3,5 FPS с эмуляцией Mesa3D.

Программный рендеринг полезен в системах, где нет аппаратного ускорителя или доступ к нему сильно затруднён, а необходимо отображать не слишком сложную трёхмерную графику, например в виртуальных машинах и в серверах.

Драйвер Nouveau будет использован в Ubuntu 10.04 и Fedora 13

Альтернативный, написанный энтузиастами драйвер для видеокарт на базе NVIDIA становится основным в следующем поколении дистрибутивов Linux.

Драйвер с открытым исходным кодом Nouveau разрабатывается уже достаточно давно методом изучения обмена проприетарного драйвера NVIDIA с оборудованием, анализа видеоBIOS и использования наработок утилит вроде NvClock. В прошлом году разработка драйвера достигла такого уровня, что часть кода была включена в следующее ядро Linux, а сам драйвер был пробно включен в состав дистрибутива Fedora 12. И вот теперь появилась информация, что Nouveau станет драйвером по-умолчанию для видеокарт NVIDIA в будущих дистрибутивах Fedora и Ubuntu, самых популярных версий Linux по данным сайта DistroWotch.com. Тестирования команд Fedora и Ubuntu показали, что Nouveau уже справляется с базовыми функциями Х, управлением дисплеем, воспроизведением видео, и даже 3D/OpenGL в достаточном для Compiz и игр на движке Quake 3 объёме, хотя остаются заметные проблемы с режимами энергосбережения и переключением Virtual terminal.

До прошлого года у поставщиков дистрибутивов выбор в поддержке графических решений NVIDIA был небогат: либо базовый драйвер nv из XFree86/X.Org, обеспечивающий лишь минимальный набор функций и запаздывающий с поддержкой последних версий ядра Linux и X-интерфейса, либо включение бинарного драйвера NVIDIA, что требует написания отдельной обвязки для его установки и обновления и плохо сочетается с лицензионной политикой некоторых компаний. В этом году всё изменится, и уже драйверы самой NVIDIA рискуют стать «альтернативными».

ATI Stream SDK 2.01 с улучшенной поддержкой OpenCL

AMD дорабатывает средства GPGPU для разработчиков приложений.

Новая версия 2.01 пакета Stream для неграфического использования GPU AMD содержит изменения «средней тяжести»:

  • ATI Stream Profiler теперь полностью интегрируется в среду Microsoft Visual Studio 2008;
  • поддержка Red Hat® Enterprise Linux версии 5.3;
  • поддержка отладки ядра приложений OpenCL с помощью отладчика GNU в среде Linux;
  • предварительная реализация взаимодействия OpenCL и Direct3D 9/10;
  • четыре новых примера;
  • поддержка отдельно загружаемого средства анализа производительности Stream KernelAnalyzer;
  • исправление множества проблем с компиляцией и исполнением OpenCL;
  • поддержка разработки на Radeon HD 5670 и 5570.

Загрузить пакет ATI Stream можно с сайта AMD для 32- и 64-разрядных версий OpenSUSE, RHEL, Ubuntu, Windows XP, Vista и 7.

Наиболее интересным представляется запрятанная в нёдрах Release Notes улучшенная поддержка ATI CAL, низкоуровневого API для AMD GPU, являющегося эквивалентом CUDA driver-level API у NVIDIA. Теперь можно использовать CAL и OpenCL в одном приложении, и даже запускать OpenCL-программы при неустановленном драйвере Catalyst, что будет востребованным в серверной среде. ATI CAL также позволяет достичь большей производительности с графическими процессорами AMD предыдущих поколений, чья совместимость с OpenCL ограничена.

А вот что не исчезло, так это проблемы с работой OpenCL в системах с установленными реализациями как от AMD, так и от NVIDIA. Разработчикам по-прежнему, как в цирке, приходится перебрасывать из руки в руку библиотеки OpenCL.dll от конкурентов для отладки универсального приложения.

Продолжается развитие открытого драйвера Nouveau

Более тесная интеграция с ядром Linux и начальная поддержка управления энергопотреблением видеокарт на базе NVIDIA.

Команда разработчиков драйвера с открытым исходным кодом для видеокарт NVIDIA в среде Linux приняла решение удалить из драйвера код, отвечающий за управление видеорежимами в пространстве пользователя (UMS). Теперь управление видеорежимами будет осуществляться только из пространства ядра (KMS), соответствующий код недавно был включен в состав Linux kernel. Это решение позволит удалить более 15 тысяч строк из кода драйвера, уменьшить потребление памяти и улучшить стабильность работы и быстродействие.

Также в драйвере появились функции управления энергопотреблением видеокарты, пока для чипов NV40 и более новых. За основу были взяты наработки из утилиты NvClock. Впрочем, пока эти функции не будут использоваться — разработчики сначала должны определиться с общим подходом к управлению состоянием графического процессора.

Mesa3D версий 7.7 и 7.6.1

Досрочный релиз новых версий библиотек реализации OpenGL с открытым исходным кодом.

Ранее было объявлено о выходе новых версий самой популярной реализации OpenGL для Unix-систем к католическому рождеству (25 декабря), но релиз состоялся уже сегодня. Mesa3D версии 7.7 предназначена для разработчиков и содержит ряд новшеств:

  • драйвер Gallium3D для эмулируемой видеокарты виртуальных машин VmWare;
  • поддержка OpenGL расширений GL_ARB_draw_elements_base_vertex, GL_ARB_depth_clamp, GL_NV_depth_clamp, and GL_ARB_provoking_vertex;
  • новая инфраструктура для работы с форматами буфера и текстур;
  • множественные исправления в драйвере i965;
  • улучшенный драйвер ATI R300g для Gallium3D.

Версия 7.6.1 содержит лишь исправления ошибок, обнаруженных в версии 7.6, и является рекомендованным стабильным релизом. Загрузить исходный код библиотек можно с официального FTP сервера.

Код драйвера Nouveau включен в ядро Linux

На официальном сайте проекта появилось подтверждение, что код уровня ядра включен в состав Linux kernel 2.6.33.

Линус Торвальдс лично внес переработанный DRM код Nouveau в хранилище кода ядра Linux. На сайте проекта отдельно отмечают, что это не означает официального релиза и ABI-совместимость в будущем не гарантируется. Firmware с неясным правовым статусом ctx_voodoo в состав ядра не войдет, и должно будет устанавливаться отдельно как внешний модуль.

Понятно, что включение Nouveau в ядро Linux и, как следствие, в большинство дистрибутивов в будущем, в ближайшее время не изменит ни подход NVIDIA к обеспечению пользователей драйверами в целом, ни их отношение к проекту Nouveau, высказанное в ходе недавнего интервью в форме «не помогать и не мешать». Однако, как отмечают обозреватели сайта Phoronix.com, базовый open-source 2D драйвер xf86-nv, многие годы выполнявший роль ширмы от критических взглядов сообщества, скорее всего, ждёт незавидная судьба окончательной невостребованности.

Первый бенчмарк с использованием DirectX 11

Разработчики создаваемого в России трёхмерного движка Unigine выпустили демонстрацию-бенчмарк «Heaven», использующую DirectX 11.

Демонстрация «Heaven» создана с помощью последней версии фирменного движка Unigine и поддерживает некоторые «фишки» нового API трёхмерной графики Microsoft Direct3D 11, в частности шейдеры 5.0, теселляцию и алгоритм физики с использованием DirectCompute.

Демонстрация также показывает использование Ambient Occlusion, «объемные» облака, поддерживает технологию многомониторности ATI Eyefinity, представленную в видеокартах AMD Radeon семейства 5000. Впрочем, наличие DX11-оборудования для просмотра демонстрации необязательно — движок Unigine способен показать неплохую картинку и средствами Direct3D 9 и OpenGL.

По сообщению сайта Phoronix.com, разработчики через месяц или два также собираются выпустить версию бенчмарка для операционной системы Linux, в которой планируют показать большинство функций DirectX 11, реализуемых с помощью последних версий OpenGL, в частности, теселляцию.

Unigine "Heaven" DX11 benchmark (2009)

Загрузить бенчмарк можно с официального сайта (~128 Мб), поддерживаются Windows XP, Vista и 7, требуется .NET Framework 2.0 и видеокарта не ниже NVIDIA GeForce 7x00 или AMD Radeon HD 2x00.

Новый API Microsoft позволит ускорить игры

Софтверный король Microsoft представила новый API для операционной системы Windows, который позволит легко интегрировать технологии масштабирования на базе искусственного интеллекта, которые сейчас предлагают все производители видеокарт.

Джошуа Такер, менеджер компании, описал новый DirectSR API как «потерянное звено» между игрой и технологией суперразрешения, обещая «гладкую, более эффективную работу, которая масштабируется на любом аппаратном обеспечении».

Так, новый API обеспечивает работу с технологиями суперразрешения от разных производителей через общий набор входов и выходов, позволяя одинаковым кодом активировать различные решения, включая NVIDIA DLSS Super Resolution, AMD FidelityFX Super Resolution и Intel XeSS.

В блоге отмечается, что в тестовая версия функции Automatic Super Resolution была опробована в Windows 11 и позволила поддерживаемым играм работать более плавно с улучшенной детализацией.

Технология будет доступна в ближайшее время посредством превью-версии Agility SDK.

Linux преодолел порог 4%

Согласно свежим данным статистики от StatCounter, операционная система Linux получила гигантский рывок популярности.

Так, рыночная доля Linux достигла 4,03%. Это не выглядит, как большая популярность. Однако на самом деле, динамика ОС просто невероятная. Для сравнения, за последние 30% ОС достигла лишь 3% рынка. Случилось это в июне прошлого года, и вот теперь, спустя лишь 8 месяцев, рыночная доля увеличилась на четверть, до 4%. В любом случае, для тотального доминирования такими темпами потребуется ещё под сотню лет.

1812 будет годом Linux на PC

Радости фанатов Linux нет предела. Однако причины этой радости так и не определены. Дело в том, что этот 1% роста связан с эквивалентным спадом у MacOS. Но очевидно, что фанаты Mac не перейдут на весьма непростую и требующую детальной настройки открытую ОС. Так что пока сообщество Linux вряд ли сможет усилить этот эффект популярности, ведь его причины не ясны.

Linux стала популярнее MacOS в Steam

Популярность операционной системы Linux в игровом сервисе Steam превзошла MacOS, и всё благодаря компьютеру Steam Deck на базе системы Arch Linux, который вышел в феврале прошлого года.

Так, доля Linux в сервисе занимает 1,82% рынка, в то время как MacOS упала на 0,27%, до 1,57%. Правда, фанаты Linux при этом забывают, что доля Windows при этом выросла на 0,4% и достигла 96,61%. Более этого, за последний месяц популярность Linux немного упала, на 0,14%, однако это связывают с ограничениями, введенными в Китае.

Игры в Linux

Что касается различных дистрибутивов Linux, то тут однозначным лидером, с 44%, выступает SteamOS Holo, базовая ОС для Steam Deck.

Также самым популярным производителем CPU среди пользователей Linux стал AMD, заняв 71%. Это неудивительно, поскольку именно на APU AMD построен Steam Deck. В то же время, среди пользователей Windows доля AMD составляет лишь 33%.

Спустя 30 лет Linux достиг 3% рынка

Операционная система Windows продолжает доминировать на рынке ПК, да и большинство коммерческих приложений созданы именно для Windows. Но есть и альтернатива — Linux. Энтузиасты уже несколько раз объявляли «год Linux» на PC, но это не помогало популяризации ОС.

По данным аналитической компании StatCounter, операционная система Windows продолжает доминировать на рынке персональных компьютеров, занимая 68,23%. Apple macOS занимает 21,32%. Что касается операционных систем на базе ядра Linux, то они занимают лишь 3,07% рынка. Примечательно, что даже Google ChromeOS более популярен — 4,13%. Категория «неизвестных ОС» также больше, она составляет 3,24% и включает ОС в основном на ядре BSD.

Линус Торвальдс объявляет год Linux на ПК

По всей видимости положительное влияние на Linux оказала Steam со своим популярным компьютером Steam Deck, работающим под управлением SteamOS 3.0, которая основана на дистрибутиве Arch Linux.

Процессор AMD Ryzen Pro с Microsoft Pluton не загружает Linux

Компания AMD разрабатывает специализированные центральные процессоры Ryzen по заказу некоторых производителей, в частности, Lenovo. Эти процессоры Ryzen Pro оснащены чипами безопасности Microsoft Pluton, которые, как оказалось, ограничивают использование ОС.

Специалист в области безопасности Linux Мэтью Гарретт решил проанализировать реализацию Microsoft Pluton на процессорах Ryzen Pro 6860Z Zen3+, но он столкнулся с проблемами, поскольку система Linux даже не установилась.

Чип безопасности Microsoft Pluton

По всей видимости прошивка не доверяет любому загрузчику, отличному от Microsoft, а также любым драйверам, использующим сторонний ключ UEFI CA. Иными словами, установить любую ОС, отличную от Windows, на машину с этим процессором невозможно. Кроме того, любая сторонняя периферия, подключённая через Thunderbolt работать не будет.

По данным Гарретта решение не обеспечивает дополнительной безопасности, а лишь усложняет пользователям работу с любой ОС, отличной от Windows. К счастью, чип Pluton можно отключить в UEFI, что позволит полноценно пользоваться купленным компьютером.

Проект Moziila по распознаванию речи набрал 20 000 часов контента

Организация Moziila сообщила, что набор данных проекта Common Voice превысил 20 000 часов контента, что позволяет кому угодно на планете создавать собственное ПО для распознавания речи.

За год объём этих данных увеличился вдвое. Последний добавленный набор данных для английского языка составляет гигантские 71 ГБ, а поддержка языков выросла ещё сильнее. Теперь к списку добавились такие редкие языки, как тигре, тайваньский (миннан), марийский, бенгальский, токипона и кантонский.

Mozilla Common Voice

По информации Mozilla, проект Common Voice важен, поскольку позволяет каждому вложить свой голос в его развитие, чтобы позволить виртуальным помощникам лучше понимать акценты. В дополнение, крупные технологические компании становятся не единственными держателями больших объёмов данных, что позволяет мелким разработчикам создавать собственные конкурентные продукты в сфере распознавания речи.

Среди важных изменений в свежем наборе данных Common Voice компания Mozilla отметила поддержку новых шести языков (перечислены выше); 27 языков, которые теперь имеют более 100 часов начитки (бенгальский, тайский, баскский, кантонский); 9 языков с более чем 500 часов начитки (киняруанда, каталанский и суахили).

Если вы хотите внести свой вклад, то это можно сделать на сайте проекта. Вам будет предложено прочитать текст, или послушать его и дать собственную оценку его правильности.

Linux столкнулась с массовым ростом зловредов

Многие годы операционная система Linux считывалась достаточно безопасной в плане киберугроз. На ней работало очень мало вирусов, а если рассматривать Unix-системы, то их вообще единицы. Однако ситуация стремительно меняется, притом не в лучшую сторону. За прошедший год деятельность зловредов на Linux выросла на 35%.

Операционная система Linux получила широкое распространение среди устройств Интернета вещей. И по мере того, как всё большее число людей оснащают свои дома подобными устройствами, создавая смарт-окружение, в мире становится всё больше целей для кибератак, несравнимо больше, чем во времена одиноких энтузиастов на PC и системных администраторов.

Согласно опубликованным данным, устройства на Linux в 2021 подвергались атакам в основном со стороны трёх семейств зловредов: XorDDoS, Mirai, и Mozi. Все они объединяли уязвимые устройства IoT в бот-сеть для дальнейшего проведения атак типа DDoS и на крупные ресурсы.

Эти три типа зловредов заняли 22% среди всех на Linux IoT устройствах в 2021 году. Троян XorDDoS показал рост на 123%, по сравнению с 2020 годом. Mozi вырос в 10 раз. Наконец, случаи использования Mirai выросли на 83%. Он является прародителем для Sora (рост 33%), IZIH9 (39%) и Rekai (рост 83%).

Кроме использования устройств IoT для проведения DDoS атак, есть ещё одна сфера, для которой применяют взломанные устройства — майнинг криптовалют. И эту проблему не удастся решить в обозримом будущем.

Аналитики из Crowdstrike ожидают, что за три года к Интернету будет подключено более 30 миллионов устройств IoT. Это огромное количество потенциальных целей для злоумышленников, что означает необходимость в приложении больших усилий для защиты домашней инфраструктуры.

80% игр на Steam из Top 100 уже работают на Linux

В 2012 году компания Microsoft выпустила Windows 8, в которой мечтала стать главным поставщиком программ и игр при помощи Microsoft Store. Valve увидела в этом угрозу и решила создать собственную экосистему для дистрибуции.

Так, в 2013 появилась SteamOS, основанная на Linux операционная система Valve, предназначенная для игр. Компания продвигала её разными способами, выпуская Steam Controller, Steam Link и Steam Machines. Всё это не имело коммерческого успеха, но создавало шумиху вокруг проекта. В 2018 году вышел Proton — слой совместимости, который позволил запускать игры для Windows в Linux, что дало рывок для развития геймерства в этой ОС.

Steam

Proton внёс огромный вклад в обеспечение совместимости игр и связанных технологий, таких как DXVK, включающей поддержку DirectX 9, 10 и 11, а также Vulkan. Даже Amazon использовал его для стримингового сервиса Luna.

Прогресс в обеспечении совместимости всё это время отображался на ProtonDB, и вот, на этом сервисе появилось знаковое событие: 80% всех игр из Top 100 на Steam теперь работают в Linux.

Поддержка Proton популярных игр

Рейтинг совместимости использует медальную систему, равно, как это было с WineDB более 20 лет. Если игра имеет золотую медаль, это значит, что с использованием Proton в неё можно играть так же, как и Windows. Среди этих игр с уровнем Gold+ такие крупные проекты, как Microsoft Flight Simulator, No Man’s Sky, Back for Blood, Cookie Clicker, Dark Souls III, Stardew Valley и много-много других.

Общая поддержка игр в Proton

В общем, дела у Valve в этой сфере идут отлично. О портативном компьютере Steam Deck пресса отзывается хвалебно, а совместимость с играми продолжает расти. Фактически, из 21 244 игры на SteamOS работают 17 649.

Valve уменьшает размер SteamOS

Компания Valve готовит игровой портативный компьютер Steam Deck, для чего ей пришлось значительно переработать собственную операционную систему SteamOS, которая теперь получила номер версии 3.0.

Обновлённая ОС, основанная на Linux, стала намного меньше. Её размер сократился с 24 ГБ до 10 ГБ. Учитывая, что базовая версия Steam Deck имеет объём встроенной памяти лишь 64 ГБ, такое сокращение имеет большое значение. Да и вообще, доступность дополнительных 14 ГБ дискового пространства не помешает даже в версиях с накопителем объёмом 512 ГБ.

Valve Steam Deck

Кроме оптимизации размеров системы SteamOS версии 3.0 получила большую надёжность при работе с сенсорным экраном Steam Deck, увеличенную производительность Wi-Fi, и изменения в ядре подсистем звука, GPU и прочих компонентов. Кроме того, Valve Steam Deck будет поддерживать альтернативные BIOS для работы с памятью Samsung и Micron.

Ожидается, что продажи консоли Valve Steam Deck будут поставляться с февраля 2022 года. Изменения же в ПО Steam Deck будут вноситься и после релиза компьютера.