Как уже всем известно, в этом году на рынок выходит целый ряд устройств, поддерживающих стерео-вывод, однако большинство из них нуждается в специальных очках, что может сделать технологию часто непрактичной.
Новости по теме «Intel продемонстрировала 3D-экраны, не требующие очков»
Samsung представила 3D-мониторы не требующие очков
В ходе Gamescom 2024 компания Samsung представила новые 3D-мониторы, которые не требуют очков.
Все они вошли в серию Odyssey 3D и предлагаются с экранами диагональю от 27” до 37”. В мониторах исполдьзуется новая технология «светового поля», которая позволяет создавать реалистичные трёхмерные изображения, используя двумерный контент. Для достижения эффекта используются «двояковыпуклые линзы» с отслеживанием взгляда и картированием поля обзора. Таким образом, по словам Samsung, создаётся оптимизированное 3D-изображение без применения специальных очков.
В монитор встроены специальные камеры, которые квартируют пространство и отслеживают взгляд, создавая эффекты глубины на изображении за счёт демонстрации каждому глазу собственного отличительного изображения.
Всего пока представлены две модели Oddysey 3D. Обе обладают разрешением 4K при 165 Гц. Время отклика составляет 1 мс от серого к серому. Имеется поддержка AMD FreeSync Premium.
О цене на дисплеи пока ничего не известно.
Lenovo выпускает 3D-монитор, не требующий очков
Компания Lenovo представила 27” монитор разрешением 4K, который предлагает вывод трёхмерного изображения с возможностью его отключения.
Монитор оснащён двояковыпуклыми линзами и технологией отслеживания взгляда в реальном времени, что позволяет создавать объёмный эффект. Монитор нацелен на создателей контента, таких как дизайнеры 3D-графики и разработчики.
Как и прочие 3D-экраны, не требующие очков, Lenovo ThinkVision 27 3D Monitor отображает два различных изображения для каждого глаза, создавая, таким образом, объёмную картинку. В трёхмерном режиме разрешение монитора составляет 1920×2160 пикс. При этом двояковыпуклые линзы можно отключать, переводя монитор в стандартный 2D-режим разрешением 3840×2160 пикс.
В двумерном режиме монитор вполне обычный: IPS-матрица и 60 Гц кадровой развёртки. Максимальная яркость составляет 310 кд/м², контрастность 1000:1 и 99% покрытие палитр DCI-P3 и Adobe RGB с калибровкой Delta E < 2.
Из интерфейсов монитор предлагает два входа HDMI 2.1, один DisplayPort 1.4, 4 порта USB-A (3.1 Gen 1) и один USB-C (3.2 Gen 1) с питанием 15 Вт. Имеется разъём RJ45, аудиовыход 3,5 мм и один восходящий порт USB-C с передачей мощности до 100 Вт.
Монитор поступит в продажу в феврале по цене 3000 евро.
LG представила первую WiDi панель
Компания LG Display, ведущий мировой инноватор технологий вывода изображений, анонсировала разработку первой в мире ЖК панели для мониторов, оснащённых технологией Intel Wireless Display (WiDi), что стало возможным благодаря сотрудничеству с Intel.
Этот новый 23,8” жидкокристаллический дисплей является последней модернизацией, которая позволяет пользователям без проводов передавать контент с ноутбуков и настольных ПК прямо на телевизоры и мониторы наиболее простым способом.
Корейская компания разработала панель, которая внедряет решение Intel WiDi благодаря изготовлению специального чипсета, встраиваемого непосредственно в жидкокристаллический модуль. И вместе с этой передовой LCD панелью, оснащённой решением Intel WiDi, LG Display даёт возможность насладиться качественными изображениями простым и удобным способом для доступа к технологии Intel WiDi без использования дополнительных устройств, а также помогает производителям мониторов и OEM сборщикам легко и выгодно принять эти современные технологии.
В официальном пресс-релизе вице-президент ИТ и по планированию мобильных продуктов LG Display Сан-Йеоль Ким заявил: «Последняя разработка LG Display приблизила нас к эре N-экранов. Благодаря нашему сотрудничеству с Intel мы смотрим вперёд как лидеры эпохи беспроводных устройств вместе с нашими мировыми партнёрами».
Процессоры Ivy Bridge будут поддерживать дисплеи разрешением до 16 Мпикс
Со всеми перипетиями конференции IDF, завершившейся на прошлой неделе в Сан-Франциско, не все технические новинки были достаточно освещены. Речь идёт о некоторых неназванных возможностях обновленного графического в процессоре Intel нового поколения с кодовым именем Ivy Bridge.
Мы уже писали о поддержке этими процессорами графики DirectX 11 и возможностей ускорения OpenCL. Теперь же мы обратим внимание на поддержку этими чипами больших дисплеев сверхвысокого разрешения, такого же, как поддерживается только самыми производительными решениями дискретной графики. Благодаря Multi Format Codec от Intel (или MFX) процессоры следующего поколения могут одновременно воспроизводить несколько видеопотоков с разрешением 4000 пикселей на сторону.
Движок MFX способен не только выводить изображение размером 4096х4096 пикселей на одном дисплее, но и декодировать QuadHD видео. Напомним, что два года назад компания NVIDIA первой анонсировала поддержку разрешений 4k. Тогда это было изображение размером 3840x2400, или как его назвал исполнительный директор компании Дзень-Сунь Хуан — «XHD2». Теперь же Intel превзошли это достижение, причем сделали это с интегрированной графикой.
Поставки пассивных 3D TV превысят поставки систем с затворными очками уже в этом квартале.
В первой четверти этого года по всему миру было продано порядка одного миллиона 3D TV панелей, работающих с затворными очками. В то же время, количество стереоскопических панелей, изготовленных по технологии FPR, составило около 900 тысяч штук.
Однако, по заявлению компании AU Optronics (AUO) поставки экранов для пассивных очков превзойдут первую группу уже во второй половине этого года.
Из лидирующей четверки компаний, производящих LCD панели, Samsung Electronics и Chimei Innolux (CMI) являются сторонниками 3D TV панелей, для работы которых необходимы затворные очки, а компании AUO и LG Display выбрали для своих 3D устройств технологию FPR. AUO производит в основном недорогие дисплеи с пленочной маской, в которых для получения стереоэффекта зритель должен надеть пассивные поляризующие очки.
Однако компания изготавливает также и более дорогие экраны, в которых используется система подвижных линз и технологии слежения за нахождением зрителя. Такой подход, по заявлению компании, позволяет им проектировать 3D TV панели без мёртвых, в стереоскопическом плане, зон.
Общемировые поставки 3D TV дисплеев в первом квартале 2011 года составили всего 4%, однако уже во втором квартале ожидается рост поставок до 10% от общего объема произведенных ЖК-панелей.
Обновление поддержки NVIDIA 3DTV 1.0.0.17
С поддержкой новых 3D-телевизоров Mitsubishi и Samsung.
NVIDIA расширила список поддерживаемых моделей 3D-телевизоров в очередном обновлении поддержки 3DTV 1.0.0.17. Добавилась поддержка телевизоров:
Mitsubishi: WD-60738, WD-65638, WD-65738, WD-65838, WD-65C10, WD-73638, WD-73738, WD-73838, WD-73C10, WD-82738, WD-82838
Philips: 46PFL9705H
Samsung: PN63C7000, PS50C490, UN55C9000ZF
Sony: KDL-46HX805
Обновление устанавливается на драйвер GeForce версии 266.58. Загрузить его можно с сайта NVIDIA (~4 Мб).
Подробности о технологии стерео от Zecotek, не требующей очков
До 100 зрителей стереоизображения одновременно без необходимости в очках и без потери в качестве.
Основной текущей технологией для получения стереоизображения остаётся чередование полей с активными затворными очками, когда на экране последовательно появляются изображения то для одного, то для другого глаза, а очки зрителя, синхронизируясь с источником по ИК или радиоканалу, закрывают то один, то другой глаз изменением ориентации элементов в LCD покрытии. Главным недостатком технологии является необходимость в наличии очков у каждого зрителя — совместный просмотр 3D-телевидения или игры становится весьма накладным с увеличением числа участников. Кроме того, очки требуют подзарядки, работают на ограниченном расстоянии, легко пачкаются и натирают переносицу.
На прошедшей в январе выставке потребительской электроники CES в Лас-Вегасе обозначился явный сдвиг в сторону технологий т.н. автостереоскопии, не требующих очков. Работа таких технологий основана на наличии некого барьера или системы линз в дисплее, разделяющих изображение на два для разных глаз. Подобная технология, в частности, применена в компактной игровой консоли Nintendo 3DS. Однако, технологии автостереоскопии имеют свои недостатки, главным из которых является проблема поддержки большего, чем один, числа зрителей. Можно увеличивать число создаваемых в фильтре-барьере изображений, но при этом исходное разрешение будет делиться по числу зрителей, то есть в системе для 5 зрителей каждый получит изображение лишь с 1/5 разрешения исходного изображения дисплея. Кроме того, в большинстве случаев зритель должен занимать строго определённое положение перед экраном для работы стереоэффекта. С первой проблемой борются увеличением разрешения матрицы, со второй — применением систем с отслеживанием положения головы зрителя, но подобные решения сильно удорожают и без того недешевую технологию.
Канадская компания Zecotec уже некоторое время заявляет о создании системы автостереоскопии, решающей две вышеуказанные проблемы, и теперь опубликовала подробности о своей технологии. Подход компании основан на разделении изображения между несколькими зрителями не в пространстве (с помощью дополнительных барьеров/линз), а во времени. В разрабатываемом компанией 3D-дисплее деление изображения осуществляет одна система микролинз, динамически перестраивающаяся для создания до 40 (в перспективе — до 100) копий стереоизображения в различных позициях перед дисплеем в секунду. При таком подходе каждый зритель получает копию изображения с полным исходным разрешением, кроме того, большое число копий решает проблему с необходимостью занимать строго определённое положение перед экраном — сдвинувшись, зритель попадёт в зону трансляции другой копии. Разумеется, для работы технологии требуется действительно большая частота обновления исходного изображения — более 2000 Гц, но, по утверждениям Zecotec, имеющаяся технология DLP-телевизоров вполне в состоянии обеспечить подобные частоты.
Еще одним преимуществом своей технологии в Zecotec указывают «честную» реализацию эффекта перекрытия объектов (occlusion), когда один объект может быть перекрыт другим, но при этом на него можно взглянуть, сменив позицию перед дисплеем или угол зрения. Технологии очков по-определению поддерживают лишь одну перспективу стереоизображения, в то время как с технологией автостереоскопии Zecotec вполне можно реализовать различные варианты изображения для разных копий/позиций перед экраном.
Пока что технология находится на стадии разработки первого коммерческого продукта. Zecotec в настоящее время демонстрирует концепт настольного проекционного (DLP) дисплея с диагональю 32 дюйма и разрешением 1024x768. В будущем, по мере роста поддерживаемых частот обновления, Zecotec допускает переход на ЖК-экраны.
TriDef 3D будет поддерживать графические ядра Sandy Bridge
Разработчик стороннего стереодрайвера намерен поддержать новые процессоры Intel.
Пакет поддержки стерео в играх и фильмах на широком спектре оборудования TriDef 3D будет поддерживать встроенную графику процессоров Intel с архитектурой Sandy Bridge, как следует из распространённого его разработчиком (DDD Group) заявления в первый день CES 2011. Для Sandy Bridge IGP Intel реализовала технологию InTru™ 3D, включающую поддержку ускорения декодирования кодека MVC, применяемого на дисках Blu-ray 3D, и порт HDMI 1.4 с выводом стереоизображения на 3D-телевизоры. Пакет TriDef 3D может дополнить этот функционал поддержкой стерео в играх с помощью стереодрайвера Ignition и конверсией обычного 2D видео в стерео «на лету» посредством TriDef Media Player.
У DDD Group уже имеется положительный опыт поддержки специфических функций стерео на примере видеокарт AMD Radeon 5000/6000. Строго говоря, ПО TriDef способно было работать и с предыдущими поколениями IGP, но лишь сейчас встроенная графика Intel «нарастила мускулы» для играбельных значений FPS в стереорежиме, а работа с выделенными интерфейсами для стерео графического драйвера Intel позволит дополнительно поднять производительность, хотя в любом случае её будет хватать лишь в нетребовательных играх.
3D Vision-совместимый монитор Lenovo L2363d
Стереомонитор от Lenovo с поддержкой 3D-видеоконференций.
Lenovo выпустит 23-дюймовый монитор с разрешением FullHD L2363d с поддержкой 120 Гц режима для стереотехнологии NVIDIA 3D Vision.
Особенностью монитора является наличие веб-камеры со специальной оптической системой, позволяющей снимать фотографии в формате 3D и даже участвовать в 3D-видеоконференциях. К сожалению, подробностей о характеристиках, цене и дате появления данного монитора в продаже ничего не сообщается. Однако, тот факт, что поддержка данного монитора уже добавлена в последнюю бета-версию драйвера NVIDIA позволяет надеяться, что речь идет о вот-вот выходящем на рынок продукте.
Новые продукты Acer с поддержкой 3D Vision
Компания выпустит мониторы и компьютер «всё-в-одном» с поддержкой 3D Vision.
На проходящей в Лас-Вегасе, США, выставке потребительской электроники CES 2011 Acer объявила о планах по выпуску трёх новых устройств с поддержкой стереотехнологии NVIDIA 3D Vision.
Первый объявленный продукт — компьютер конструктива All-in-One Aspire Z5763, оснащённый 23-дюймовым FullHD монитором с поддержкой режима 120 Гц (пока неизвестно, будет ли дисплей этого ПК сенсорным), графическим процессором GeForce GT 440 или 445M, приводом Blu-ray, звуковой системой с поддержкой Dolby и встроенным ИК-эмиттером для очков NVIDIA 3D Vision (будут ли очки в комплекте, тоже пока неясно).
Также объявлена пара 3D Vision-совместимых LCD-мониторов со светодиодной подсветкой с разрешением FullHD, 24-дюймовый GN245HQ и 27-дюймовый HN274H. Последний может стать первым монитором для 3D Vision с подобной диагональю. Особый интерес вызывает наличие встроенного ИК-эмиттера 3D Vision и входов HDMI 1.4 в дополнение к DVI у обеих моделей — это позволит использовать данные мониторы в качестве устройств отображения стерео совместно с очками 3D Vision для источников, отличных от компьютера с видеокартой NVIDIA, например для приставки PlayStation 3 или Blu-ray 3D-проигрывателя, а может даже и компьютера с видеокартой AMD с поддержкой технологии HD3D. Подобную гибкость можно будет только приветствовать.
Подробностей о том, когда и по какой цене данные изделия поступят в продажу, традиционно не раскрывается.
3D Vision-совместимый монитор от I-O Data
Еще одним готовым к стерео монитором больше.
Японская компания I-O Data начала принимать заказы в Японии на свой первый 120 Гц LCD дисплей, совместимый с технологией 3D Vision от NVIDIA. Модель LCD-3D231XBR уже предлагается с сайта компании по цене примерно в USD 536. За эти деньги покупатели в первых числах декабря получат 23-дюймовый монитор с разрешением 1920x1080 (FullHD), контрастностью 1000:1, временем обновления 3 мс, входами VGA, HDMI и DVI с поддержкой HDCP и двумя динамиками мощностью 1,5 Вт.
Хотя продукция компании известна высоким качеством, цена выглядит явно высоковатой для ничем особо не выдающегося 120 Гц монитора.
Samsung разработала 3D-LCD экран следующего поколения
70 дюймов, разрешение 3840x2160, частота 240 Гц и поддержка 3D.
Еще не все познали HDTV, а производители мониторов и телевизоров вовсю готовятся к UDTV — следующей «ступеньки» повышения разрешения изображения. Компания Samsung показала образец 70" ЖК-экрана, состоящего из восьми миллионов пикселей, что эквивалентно разрешению 3840 x 2160. Это вчетверо больше, чем элементов изображения в FullHD.
Но кроме размера в экране заложены и другие новшества. Благодаря новой технологии полупроводников для TFT удалось обеспечить частоту обновления изображения 240 Гц и поддержку 3D режима, для полного разрешения экрана. При просмотре в активных стероочках удастся получить общую частоту кадров в 120 FPS — гораздо лучше 25/30 FPS для нынешних 3D-телевизоров, и даже лучше 60 FPS, обеспечиваемых 120 Гц мониторами ПК.
Когда такие чудеса технологий объявятся в продаже, Samsung пока не сообщает.
23-дюймовый монитор Planar SA2311W, совместимый с 3D Vision
Пополнение в линейке 3D Vision-совместимых 120 Гц дисплеев.
Компания Planar, больше известная как производитель дисплеев для профессиональных применений, выпустила монитор, ориентированный на осваивающих стерео геймеров — SA2311W.
Монитор имеет диагональ 23", разрешение FullHD (1920x1080), поддержку режима 120 Гц для технологии NVIDIA 3D Vision, время задержки заявлено на уровне 2 мс. Размер элемента матрицы составляет 0,2655 мм, комбинация входов состоит из VGA, Dual-Link DVI и HDMI, хотя для 3D Vision поддерживается только DVI подключение.
Монитор уже доступен для предказа в США по цене 449, либо 820 долларов в комплекте с 3D Vision Kit и специальной клавиатурой ProGlow, с подсветкой клавиш для лучшей видимости при надетых стереоочках. Начало отгрузок намечено на декабрь, о появлении в продаже за пределами США пока ничего не сообщается.
ViewSonic выпускает 3D-дисплей для Radeon от AMD
Евпропейское отделение компании ViewSonic заявило о выпуске еще одного 3D-монитора.
Спустя два года после выпуска 22" дисплея с поддержкой 3D Vision, ViewSonic выпускает модель V3D241wm-LED с поддержкой Full HD (1920*1080 пикселей) и частотой развертки в 120 Гц. Интересно то, что в отличие от прошлой модели, в этой отсутствует поддержка NVIDIA 3D Vision, но присутсвует сертифицированная поддержка AMD Radeon (на базе Evergreen) и пара очков затворного типа. Внизу дисплея расположена пара двухватных SRS-динамиков.
Из других характеристик нового монитора можно отметить: время отклика в 2 мс (Gray-to-Gray), яркость дисплея в 300 кд/м², динамическую контрастность в 20 000 000:1. Последнее — безусловный маркетинговый ход.
Напоследок ложка дегтя — источник сетует на то, что производитель не обеспечивает конечного потребителя встроенными наушниками, наподобие тех, которые мы можем лицезреть в линейке продуктов VUZIX — вам придется подключать ваши головные стереотелефоны к 3,5 мм разъёму на корпусе монитора.
3D мониторы Zalman без затворных очков
Zalman представляет недорогое решение для 3D Stereo игр и видео.
Zalman собирается представить линейку 3D LCD-мониторов Trimon, использующих технологию круговой поляризации.
Технология 3D Stereo очков с круговой поляризацией имеет несколько преимуществ перед существующими решениями:
- во-первых, цена — затворные очки стоят 100$, а очки Zalman около 20$;
- во-вторых, очки легкие и удобные для ношения в течение длительного периода времени, а если глаза устали — стекла всегда можно перевернуть;
- в-третьих, использование круговой поляризации стекол Zalman означает, что можно лежать и смотреть 3D фильм, не беспокоясь, что ваше изображение будет полностью черным, как это происходит с вертикально-горизонтальными поляризационными очками, использующимися с некоторыми из последних моделей 3D телевизоров Samsung.
Также, хотелось бы отметить еще один из основных полюсов данной технологии — возможность одновременного использования нескольких мониторов с одними очками, что не возможно при затворной технологии из-за синхронизации ЖК-дисплеев.
По заявлению представителей Zalman цена на 21,5″ монитор составит примерно 480$, цены на 24 и 32 дюймовые решения уточняются.
Zalman представила стереомонитор ZM-M240W 3D
Южнокорейская компания Zalman собирается вскоре расширить серию стереомониторов Trimon. Вслед за 21,5-дюймовой моделью ZM-M215W она выпускает 24-дюймовую ZM-M240W.
Как и младший представитель линейки, новый 24-дюймовый монитор поставляется в комплекте со стереоскопическими очками, имеет простую клавишу, переключающую вывод из 2D-режим в 3D и основан на TN-матрице с разрешением 1920x1080 со временем отклика 5 мс и динамическим уровнем контрастности 10 000:1. Среди входов в наличие D-Sub и DVI, а максимальный уровень энергопотребления составляет 50 Вт.
Trimon ZM-M240W будет стоить 380 € и появится в магазинах Европе в мае.
3D-дисплей от Sharp, не требующий стереоочков
Сенсорный и 3D экран «в одном флаконе», специально для портативных устройств.
Sharp объявила о выпуске 3D-дисплея следующего поколения, впервые обеспечивающего сенсорные функции и стереоэффект одновременно. Дисплей основан на фирменной технологии изготовления LCD-матриц с использованием «кристаллического кремния» (CG Silicon), для разделения изображения используется параллакс-барьер. Заявлены следующие характеристики:
- размер диагонали до 3,4 дюйма;
- разрешение до 480x854 (правда, в стереорежиме половина вертикального или горизонтального разрешения, в зависимости от ориентации изображения, будет потеряна);
- яркость до 500 кд/м2;
- контрастность до 1000:1;
Массовое производство дисплеев нового типа намечено на первую половину 2010 года. Подобные дисплеи уже демонстрировались в концептах смартфонов, не исключено, что именно решения Sharp ляжет в основу игровой платформы Nintendo 3DS, которая как раз обещает стереоэффект без очков в сочетании с сенсорным управлением.
HP готовит монитор для 3D Vision
3D-ready дисплей от HP для профессиональных и игровых применений.
Компания HP показала свой будущий 120 Гц монитор HP2310g с диагональю 23 дюйма.
Предварительные характеристики заявлены как разрешение FullHD, 2 мс задержки, яркость 400 кд/мм². Тип подсветки неизвестен, покрытие экрана глянцевое. Монитор должен поступить в продажу во второй половине этого года по цене «не дороже подобных продуктов на рынке», впрочем, сам монитор будет произведён кем-то из OEM/ODM партнёров HP.
Хотя монитор демонстрировался на мероприятии, посвящённом запуску новых рабочих станций HP, и, казалось бы, намечен в профессиональные применения, глянцевый экран и использование для демонстрации стереорежима мультфильма «How To Train Your Dragon» говорят скорее об игровой/домашней ориентированности дисплея.
Новая технология 3D-дисплеев, не требующих стереоочков
Учёные с Тайваня обещают стереодисплеи нового поколения.
Текущее поколение стереодисплеев, не требующих использования очков, основано на двух технологиях: либо специальный слой, создающий эффект параллакса, либо микролинзы, рассеивающие свет от пиксела; в обоих случаях правый и левый глаз получают несколько отличающиеся изображения и мозг воссоздаёт по ним иллюзию объёмного изображения. Обе технологии имеют ряд недостатков: помимо общего момента потери половины разрешения по горизонтали или по вертикали, технология линз имеет крайне ограниченные углы обзора при сохранении стереоэффекта, параллакс-барьер же страдает от неполной изоляции изображения разных глаз (ghosting/crosstalk) и «съедает» заметную часть светового потока.
Группа учёных с Тайваня разработала оригинальный способ сепарации изображения с помощью микропризм. На поверхность пиксела наносится несколько плоскостей под особыми углами, создающие копии изображения для разных глаз.
Подобный метод позволяет многократно снизить эффекты недостаточного разделения изображения для разных глаз, он также обеспечивает несколько лучшие углы обзора и в меньшей степени снижает световой поток. Но главное преимущество технологии — возможность наращивания числа микропризм на пиксел для увеличения числа одновременных зрителей в режиме стерео. Микролинзы имеют слишком большие размеры и позволяют увеличивать число зрителей лишь дальнейшим делением разрешения дисплея по числу наблюдателей.
Технология на данный момент находится на стадии изготовления опытных образцов, но разработчики уже работают над вторым поколением микропризменной системы.
Видео демонстраций графических технологий с Intel Core Event
На прошедшем в конце февраля в Лондоне мероприятии Intel Core Event демонстрировались различные разработки Intel в области трёхмерной графики.
На первом видео Intel показывает рендеринг по методу трассировки лучей на примере игры Enemy Territory: Quake Wars. В целом, никаких изменений с нашего последнего исследования, за исключением упоминания языка описания шейдеров для ray-tracing — интересно, поддержит ли Intel инициативу стандартизации OpenRL от Caustic?
Второе видео посвящено разрабатываемым в Intel системам стереовидения на основе поляризационной технологии.
Ну и не обошлось без игр, в том числе стереоигр. Для демонстрации использовался ноутбук от ASUS с технологией NVIDIA 3D Vision. Заслуга Intel заключается в процессоре Core i7, на котором основан ноутбук.
Следующее поколение драйверов Catalyst
Команда драйверописателей AMD Catalyst намерена догнать и перегнать драйверы NVIDIA по функциональности и удобству для пользователей.
Ресурс HardOCP.com собрал наиболее полную информацию о следующем поколении драйверов видеокарт на базе AMD GPU ATI Catalyst. В версии 10.2 (бета-версия уже утекла в Интернет) будут следующие крупные новшества:
- Поддержка приложений для CrossFire вынесена из «тела» драйвера в отдельный файл. Ранее обновления профилей могли приходить только с ежемесячным выпуском драйвера после получения им сертификации WHQL, но теперь в AMD планируют выпускать промежуточные обновления профилей, подобно SLI Profile Update от NVIDIA или EVGA. А вот появление сторонних редакторов профилей, подобных nHancer для драйверов NVIDIA, маловероятно — профили будут хранятся в бинарном, и не исключено что и зашифрованном, файле atiapfxx.blb.
- Для конфигураций CrossFire будет введена поддержка технологии энергосбережения ATI PowerPlay. При отсутствии нагрузки драйвер будет переводить дополнительные графические процессоры в режимы с пониженными частотами и напряжением GPU.
- Все конфигурации CrossFireX будут поддерживать технологию многомониторности Eyefinity.
- Работа с многопроцессорными конфигурациями CrossFire и X2 выделена в драйвере в отдельный файл. Раньше за распределение работы и управление конфигурацией отвечал общий 3D драйвер, что не способствовало стабильности работы.
- Будет добавлена поддержка передачи аудио на монитор через интерфейсы DisplayPort.
Не мене важные изменения ожидаются в Catalyst 10.3:
- Поддержка 3D стерео. До недавнего времени AMD практически игнорировала стереотехнологии, полностью полагаясь на сторонние решения вроде iZ3D и TriDef. Но успех решений NVIDIA 3D Vision и явные проблемы у партнёров с реализацией поддержки DirectX 10 для стерео вынудили драйверописателей AMD сделать встречные шаги. Пока не раскрываются подробности, будет ли это какой-то низкоуровневый API для взаимодействия с Catalyst или же прямая поддержка драйвером открытого стандарта вроде разрабатываемого альянсом S3DGA, но что-то определённо появится.
- Компенсация «мёртвых зон» в многомониторных системах Eyefinity (Bezel compensation). Специальный механизм в 3D драйвере будет осуществлять рендеринг в повышенном разрешении для учёта и исключения потерь части кадра на обрамлении и расстоянии между экранами Eyefinity.
- Раздельная настройка яркости, контраста и цвета для каждого из дисплеев в многомониторной системе Eyefinity, позволяющая выровнять различия в яркости и цветопередаче экранов.
- Поддержка нескольких групп дисплеев Eyefinity.
- Поддержка мобильных и дискретных решений в одном пакете позволит решить проблему слишком редкого обновления драйверов видеосистем ноутбуков их производителями. Драйверы с поддержкой ноутбуков всех моделей и производителей, оснащённых графическими адаптерами на базе Radeon Mobility HD 2000, 3000 и 4000 серий будут выходить каждый месяц.
- Запоздалое отделение профилей приложений для CrossFire было вызвано наличием куда более срочных задач у команды Catalyst.
- Создание профилей приложений теперь будет поставлено по-другому: инженер будет получать игру перед ее выходом или сразу после релиза, тестировать и подбирать подходящую настройку конфигурации CrossFire, добавлять код в файл профилей и загружать обновление на сайт AMD. В идеале появление поддержки новой игры будет занимать всего несколько часов.
- Давать конечным пользователям функции создания и редактирования профилей в AMD не считают хорошей идеей. Вряд ли кто-то лучше инженеров самой AMD адаптирует драйвер для приложения, но даже если улучшение поддержки действительно будет возможным, команда Catalyst всегда открыта для обратной связи.
- На GDC 2010 в следующем месяце AMD планирует выпустить новую версию Eyefinity SDK для разработчиков игр.
- AMD не располагала достаточно серьёзными людскими ресурсами для полноценного тестирования качества и поддержки пользователей для официального релиза поддержки Eyefinity в системах CrossFire. Статус поддержки пока остается как «непроверенный и не гарантированный», но это не значит, что работы над ней не ведутся.
- Для AMD не представляет особой сложности реализация 3D стерео своими силами, но компания дорожит отношениями с партнёрами и предпочитает доверить реализации для конечных пользователей им.
- Поддержка графических решений для ноутбуков в настоящее время является приоритетной для команды Catalyst. Но поддержки решений до Radeon HD 2000 ждать не следует, эти решения больше не поддерживаются AMD официально.
- Единственной текущей нерешённой проблемой с поддержкой мобильных решений остается управление дисплеем по нажатию «горячих» клавиш — комбинации могут различаться между моделями и нет возможности привести их к единому виду.
Опубликована часть спецификаций HDMI 1.4 в свободном доступе
Конкуренция на рынке цифровых интерфейсов для подключения дисплеев усиливается, новое поле битвы — системы стереовидения.
Как следует из опубликованного пресс-релиза, подразделение по лицензированию консорциума HDMI решило опубликовать в свободном доступе часть спецификации HDMI 1.4, ответственную за поддержку 3D стерео систем. Впрочем, словосочетание «свободный доступ» не стоит воспринимать буквально, желающих ознакомиться на сайте консорциума встречает устрашающая форма регистрации, и никаких прав на использование данной части спецификации в готовых продуктах не даётся — spice money must flow. Заявлено также, что в скором времени будет утверждена спецификация HDMI 1.4а, с расширенной поддержкой стереосистем, и открытая часть спецификации также будет обновлена.
Трудно сказать, почему часть спецификации решили открыть только сейчас (сама спецификация HDMI 1.4 была утверждена еще в июне 2009 года), но не исключено, что причиной стали действия основного конкурента: публикация спецификации DisplayPort 1.2, стандарта цифровых интерфейсов от ассоциации VESA, выгодно отличающегося от HDMI отсутствием требований «уплаты дани» за каждое конечное устройство, оснащённое портом.
Напомним, что для систем 3D Vision от NVIDIA в настоящее время не поддерживается подключение LCD дисплеев по порту HDMI, только по Dual-Link DVI. Возможно, это связано с тем, что видеокарты на базе NVIDIA в настоящее время поддерживают максимум HDMI 1.3, но анализ спецификаций 120 Гц мониторов показывает, что максимальная вертикальная частота обновления при подключении по HDMI составляет лишь 75 Гц — слишком мало для достижения качественного стереоэффекта.
Alienware начала отгрузки стерео-монитора OptX AW2310
Похоже, все продукты Alienware, впервые показанные на выставке потребительской электроники в начале месяца, поступят в продажу почти в одно время.
На днях устройства M15x, M17x и OptX AW2310 начали отгружаться на рынок. OptX AW2310 — это первый стерео-монитор компании.
Он имеет 23-дюймовый экран с разрешением 1920x1080, частотой 120 Гц и временем отклика 3 мс. При использовании набора NVIDIA GeForce 3D Vision, на нём можно добиться качественного стереоэффекта. Поддержка монитора уже имеется в последней версии стереодрайвера 3D Vision.
Стоимость монитора составляет 470 $. К этой цене стоит добавить ещё 200 $ за набор NVIDIA GeForce 3D Vision. Однако, никто не говорил, что третье измерение обойдётся дёшево.
Необычный стенд Intel
Во время CES 2010 можно было не только увидеть интересные новинки, концепты и прототипы, но и совершенно необычные решения.
К одному из последних можно отнести довольно впечатляющий стенд Infoscape компании Intel, который, правда, она не собирается делать коммерческим продуктом: это лишь реклама возможностей процессоров Core i7.
Стенд Infoscape состоит из двух сенсорных панелей, каждая из которых имеет диагональ 2,1 метра и разрешение 1920x1920. При этом на экранах одновременно выводится и обновляется в реальном времени 576 интернет-ссылок. Пользователи могут нажать пальцем в любой из информационных «кубиков», чтобы получить больше сведений по каждой из ссылок. При этом одновременно без всяческих проблем может быть открыто множество таких страниц.
Интересно, что вся установка работает на одном лишь процессоре Core i7 и собственной графике Intel. На сайте Engadget можно ознакомиться с видеозаписью, которая демонстрирует работу стенда, а также со множеством детальных фотографий.
27-дюймовый монитор Dell UltraSharp U2177
Компания Dell официально представила 27-дюймовый монитор UltraSharp U2711 с разрешением WQHD. В сети появились его первые фотографии.
Экран имеет разрешение 2560×1440, построен на базе IPS-матрицы, имеет отличные углы обзора и цветопередачу при контрастности 1000:1 и яркости 350 Кд/м2. Также стоит отметить 12-битную внутреннюю обработку сигнала и 6-мс время отклика.
Среди прочих характеристик в наличии поддержка режимов Adobe RGB и sRGB, порты HDMI 1.3, DisplayPort, DVI-D x2, VGA, USB x4, картвод 8-в-1, компонентные и композитные входы.
Появление решения на рынке ожидается в следующем месяце по рекомендованной цене в 1050 $.