7994420702;horizontal

RivaTuner

Наблюдаются искажения изображения — «артефакты»: цветные точки, полосы, пропадание частей #

  1. Прежде всего следует проверить температуру и работу системы охлаждения графического процессора. Для современных видеокарт можно воспользоваться функцией мониторинга утилиты RivaTuner. Если температура GPU превысила 90 °C, и система охлаждения работает с низкой или нулевой эффективностью,  следует немедленно выключить компьютер и проверить исправность вентилятора на карте. Для устаревших карт и карт с пассивным охлаждением следует осторожно проверить температуру радиатора вручную. Рекомендованными действиями является замена вентилятора или его разборка и прочистка, а также замена термоинтерфейса между графическим процессором и радиатором на свежую термопасту.
  2. Если температура в пределах нормы и система охлаждения работает нормально, следует протестировать видеопамять с помощью программ из специального вопроса FAQ.
  3. Если тесты памяти ошибок не показали, с помощью RivaTuner снизьте частоту графического процессора на 100 МГц и проверьте, не исчезли ли ошибки изображения. Если тесты видеопамяти показали наличие ошибок, снизьте частоту видеопамяти на 100 МГц и прогоните тесты снова.
  4. Если после снижения частоты ошибки исчезли, это свидетельствует об определенной деградации компонентов видеокарты. Если видеокарта еще находится на гарантии, и ошибки появились не после перегрева/разгона, следует обратиться в сервис-центр. Если гарантийный срок истек, частоты, при которых ошибок не наблюдается, следует закрепить (установив в RivaTuner признак применения заданных частот при загрузке) и эксплуатировать карту в таком режиме до приобретения новой.
  5. Если после снижения частоты ошибки не исчезли, следует проверить систему на возможные неполадки по списку ниже:
    • причиной может быть некорректный драйвер AGP контроллера чипсета материнской платы. Обновите драйверы чипсета с сайта производителя материнской платы/разработчика чипсета;
    • обновите драйвер видеокарты. Если обновление не помогло, попробуйте наоборот, установить более старую версию драйвера. В частности, в настоящее время при наблюдении артефактов в старых играх рекомендуется использовать драйвер NVIDIA версии 178.24;
    • возможно, в системе установлена звуковая карта Yamaha на базе чипов 7x4. Имеется конфликт между драйвером NVIDIA и драйвером MIDI-синтезатора этих звуковых карт. Воспользуйтесь утилитой PowerYMF для отключения MIDI синтезатора;
    • причина может быть в конфликте между установленной виртуальной машиной Sun Java (или Java Runtimes) и утилитой драйвера nView Desktop Manager. Отключите nView Desktop Manager в панели управления Windows;
    • проверьте, не включен ли в BIOS материнской платы режим «write combining» (опция его включения обычно имеет вид «Video Memory Cache Mode : USWC»). В системе Windows XP снимите флажок «Совмещенная запись» в свойствах экрана, на закладке «Диагностика»;
    • если материнская плата построена на чипсете VIA с поддержкой AGP 3.0, порча изображения может быть вызвана имеющейся несовместимостью чипсета с видеокартами на базе NVIDIA. Эта проблема исправлена в драйвере NVIDIA версии 77.72 и выше, обновите драйвер видеокарты;
    • имеется несовместимость драйверов ТВ-тюнеров фирмы AverMedia и драйверов NVIDIA (70.ХХ и выше). Обновите драйвер ТВ-тюнера с сайта производителя;
    • ряд процессоров AMD К6-2, Athlon и Duron с индексами до 1400 имел дефект блоков MMX/3DNow, приводящий к различным ошибкам в воспроизведении видео, отображении JPEG изображений, и в 3D играх. Это официально признанная ошибка. Проверить, имеет ли ваш процессор данную ошибку, можно с помощью утилиты pmultest.
  6. Если ничего из списка выше не наблюдается/не помогает, это свидетельствует о серьезных неисправностях компонентов видеокарты. Следует обратиться по гарантии (если есть), иначе карта не подлежит дальнейшей эксплуатации. Если гарантии нет, до замены видеокарты на новую можно предпринять следующие действия:
    • может иметь место несовместимость видеокарты и материнской платы. Проверьте по возможности видеокарту в другом компьютере;
    • возможно, поврежден один из конвейеров графического процессора. Для видеокарт на базе графических процессоров от GeForce 6Х00 до GeForce 8800 (на базе G80) можно попытаться с помощью драйвера NVStrap из поставки RivaTuner обнаружить и отключить сбойный конвейер. Запустите RivaTuner и перейдите на закладку драйвера NVStrap в низкоуровневых системных настройках (low-level system settings). Установите драйвер. В поле «Конфигурация активных блоков» (Active pixel/vertex units configuration) выберите режим произвольной конфигурации для перехода к окну управления конфигурацией. Запомните изначальную конфигурацию. Выключите один из конвейеров графического процессора, сохраните конфигурацию, перезагрузитесь и проверьте те приложения, в которых наблюдались искажения. Если проблема исчезла, оставьте конвейер выключенным. Если проблема осталась, включите конвейер обратно и выключите следующий, после перезагрузки проверьте проблемные приложения снова. Следует ставить/снимать флажки только для строк, прямо подписанных как пиксельные или вершинные конвейеры (pixel/vertex unit), и больше ни в каких других.

AGP, AMD, Aver, BIOS, CPU, GeForce 8800, Java, RivaTuner, VIA, Windows XP, артефакты, видео, драйвер, конвейер, системы охлаждения

При работе 3D приложений и игр они аварийно завершаются, компьютер зависает или операционная система выпадает в «синий экран» #

  1. Прежде всего следует проверить температуру и работу системы охлаждения графического процессора. Для современных видеокарт можно воспользоваться функцией мониторинга утилиты RivaTuner. Если температура GPU превысила 90 °C, и система охлаждения работает с низкой или нулевой эффективностью,  следует немедленно выключить компьютер и проверить исправность вентилятора на карте. Для устаревших карт и карт с пассивным охлаждением следует осторожно проверить температуру радиатора вручную. Рекомендованными действиями являются замена вентилятора или его разборка и прочистка, а также замена термоинтерфейса между графическим процессором и радиатором на свежую термопасту.
  2. Если видеокарта имеет интерфейс AGP:
    • eсли материнская плата построена на базе чипсета VIA 694, то проверьте, не включена ли в BIOS поддержка AGP FastWrites. Данная возможность в этом чипсете может приводить к фатальным ошибкам 3D приложений;
    • уменьшите размер AGP апертуры, выделенный в BIOS материнской платы;
    • причиной может быть некорректный драйвер AGP контроллера чипсета материнской платы. Обновите драйверы чипсета с сайта производителя материнской платы/разработчика чипсета;
    • с помощью RivaTuner уменьшите скорость работы AGP порта и отключите возможности SBA и/или Fast-Writes.
    • если используются процессор AMD и Windows 2000, обязательно установите заплатку, исправляющую проблему недостаточного выделения памяти.
  3. Для видеокарт с интерфейсом PCI Express проверьте, что в BIOS материнской платы отключена опция автоматического разгона. Подробнее смотрите специальный вопрос FAQ.
  4. С помощью таких утилит, как SpeedFan и HWMonitor, проверите значения напряжений электропитания во время работы игр/3D приложений (запустив игру в окне, например). Если значения для напряжения +3.3V падают ниже 3.25 и/или напряжения +12V — ниже 11.90 Вольт, блок питания компьютера не справляется с нагрузкой. Обратитесь к специальному вопросу FAQ за информацией о выборе блока питания.
  5. Функция использования многопоточности в драйверах NVIDIA версии 81.ХХ и выше может приводить к проблемам с 3D приложениями в многопроцессорной системе (несколько процессоров, многоядерный процессор или процессор с HyperThreading). Для Windows XP следует установить обновление или SP3. Если используется процессор AMD, следует также установить драйвер процессора. Если обновления не помогли, для отключения оптимизаций в драйвере следует с помощью RivaTuner на закладке «Реестр» (PowerUser) загрузить базу для текущей версии драйвера и в разделе «Direct3D» присвоить ключу WTD_EXECMODEL значение 0, в разделе «OpenGL» присвоить ключу OGL_ThreadControl значение 2.
  6. Если устранялась проблема 60 Гц в играх, то некоторые игры, жестко использующие режим с частотой обновления 60 Гц для отображения вступительного ролика или меню, будут аварийно завершаться. Если проблема возникает сразу после запуска игры, попробуйте восстановить доступность частоты 60 Гц.
  7. Некоторым играм при максимальных настройках графики может потребоваться объем памяти (физической и виртуальной) более 2 Гб, являющихся максимальным объемом памяти для 32-разрядных приложений в Windows. При этом игра может зависнуть или будет аварийно завершена системой. В Windows Vista рекомендуется установить обновление или SP1, но полностью проблемы это не решит. Существует способ расширить доступный приложениям объем памяти до 3 Гб. Для этого в Windows 2000/XP следует в скрытом файле boot.ini в корне загрузочного диска в строку загрузки операционной системы дописать ключ /3GB, в Windows Vista следует в запущенной с правами администратора командной строке выполнить команду BCDEDIT /Set IncreaseUserVa 3072. Однако, само приложение должно уметь использовать этот прием, проверить это можно с помощью утилиты imagecfg, выполнив в командной строке imagecfg.exe файл_игры.exe, в выводе программы должна быть строчка: Image can handle large (>2GB) addresses. В крайнем случае можно самостоятельно модифицировать приложение, выполнив команду imagecfg.exe -l файл_игры.exe. После данной процедуры могут перестать работать защита от копирования, защита от мошенничества (античит) и будущие патчи.
  8. Причина может быть в конфликте драйвера NVIDIA с режимом работы с оперативной памятью PAE операционной системы. Обратитесь к специальному вопросу FAQ.
  9. Приложения ASUS, такие как SmartDoctor и GamerOSD и их компонент Enchanced Driver, могут конфликтовать с драйвером видеокарты. Обновите или деинсталлируйте указанные приложения ASUS.
  10. Встроенные профили драйвера для приложений и игр нередко содержат критические ошибки. Особенно это характерно для бета-версий. В случае проблем попробуйте с помощью утилиты nHancer удалить профиль приложения/игры.

60 Hz, AGP, AMD, Asus, BIOS, BSOD, CPU, nHancer, PAE, PCI Express, RivaTuner, SmartDoctor, VIA, Windows 2000, Windows Vista, Windows XP, драйвер, реестр, системы охлаждения, электропитание

Медленная работа игр #

  1. Проверьте, что ваша видеокарта соответствует требованиям игры к видеосистеме. Обновите драйвер NVIDIA.
  2. С помощью утилит RivaTuner и GPU-Z проверьте, что видеокарта с интерфейсом AGP работает не в режиме совместимости с PCI, видеокарта с интерфейсом PCI Express работает не с меньшим, чем х16, числом линий шины. Если да, обратитесь к специальным вопросам FAQ: AGP, PCI Express.
  3. Попробуйте отключить синхронизацию рендеринга с вертикальной разверткой монитора (V-sync) средствами панели драйвера NVIDIA или RivaTuner. При включенном V-sync число FPS не может превышать частоты обновления изображения на дисплее. На практике, если система не успевает рассчитывать кадры синхронно с циклами вертикальной развертки изображения на дисплее, число FPS дополнительно уменьшается сразу в два или в четыре раза. Если и после выключения V-sync число FPS все равно меньше частоты обновления изображения на дисплее, при этом возникают погрешности изображения, попробуйте снова включить V-sync и использовать тройную буферизацию изображения (tripple buffering). Предпочтительно включать тройную буферизацию в настройках конкретного приложения. Если такой опции в игре не предусмотрено, то для приложений, использующих OpenGL, можно принудительно включить тройную буферизацию в панели драйвера NVIDIA. Для приложений, использующих Direct3D версии 9 и более старые версии, воспользуйтесь утилитой D3DOverrider.exe из поставки RivaTuner (в Tools\D3DOverrider папки с RivaTuner). Следует отметить, что включение тройной буферизации увеличивает нагрузку на видеопамять. Если объема видеопамяти не будет хватать, также будет наблюдаться падение производительности.
  4. Если используется выход карты на ТВ, то проверьте, не включены ли мультимониторные режимы «Клон» или «Расширение» в панели управления драйвера — эти режимы снижают производительность и могут препятствовать нормальной работе игр.
  5. Если видеокарта основана на GeForce FX и более новых графических процессорах, причина может заключаться в срабатывании защиты в драйвере. Обратитесь к специальному вопросу FAQ.
  6. Если используется многопроцессорная система (несколько процессоров, многоядерный процессор или процессор с HyperThreading), то в системе Windows XP следует установить обновление или SP3. Если используется процессор AMD, следует также установить драйвер процессора. Также можно попробовать запускать игру с исполнением всех процессов игры только на одном конкретном процессоре. Для этого воспользуйтесь утилитой Task Assignment Manager. Существует также способ модифицировать исполняемый файл игры так, чтобы операционная система исполняла его только на одном процессоре. Для этого воспользуйтесь утилитой imagecfg, выполнив в командной строке команду: imagecfg.exe -u файл_игры.exe. После данной процедуры могут перестать работать защита от копирования, защита от мошенничества (античит) и будущие патчи.
  7. В ноутбуках причиной проблем может быть работа технологии энергосбережения NVIDIA PowerMizer. За информацией об отключении данной технологии обратитесь к специальному вопросу FAQ.
  8. Рекомендуется установить последний сервис-пак для операционной системы, особенно в Windows Vista.
  9. Если используется процессор с поддержкой 64-битных расширений и 64-битная версия операционной системы Windows XP или Vista, имеет смысл попробовать 64-битную версию игры. Некоторые игры имеют встроенную поддержку 64-битных систем, нужно лишь запускать другой исполняемый файл или выбрать соответствующую опцию при установке игры (Chronicles of Riddick, Crysis, Gothic 3), для других существуют отдельно загружаемые патчи (Unreal Tournament 2004, FarCry, Half-Life 2).
  10. Снижайте настройки качества изображения в игре. В первую очередь уменьшайте степени постобработки изображения — FSAA и AF. Наиболее ресурсоемкими настройками обычно являются качество текстур, качество теней и использование HDR. Значительную нагрузку на графические процессоры до 8Х00 семейства создают такие эффекты как Bloom и Motion blur, до GTX 200 — Global Illumination и Ambient Occlusion (последний может быть включен для некоторых игр в панели управления драйвера, «Затенение фонового освещения»).
  11. Если игра использует технологию ускорения расчетов физики PhysX, попробуйте отключить поддержку данной технологии в игре. Причина может заключаться в некорректном использовании технологии игрой, или в недостатке вычислительной мощности графического процессора для одновременного обсчета графики и физики.

64-bit, AGP, AMD, Chronicles of Riddick, CPU, Crysis, FarCry, FPS, FSAA, Gothic, GPU-Z, Half-Life, HDR, OpenGL, PCI Express, PhysX, PowerMizer, RivaTuner, Unreal, Vsync, Windows Vista, Windows XP, автотормоз, драйвер, игры, клон, контрольная панель, ноутбуки, сглаживание

Неожиданно все объекты на рабочем столе становятся в два раза больше, вытягиваясь по вертикали. Видеокарта фирмы ASUS. #

Проблема вызвана конфликтом между приложением SmartDoctor и последними версиями драйвера NVIDIA. Попробуйте установить другую версию приложения SmartDoctor с сайта ASUS, а также обновить ASUS Enchanced Driver. В крайнем случае можно удалить SmartDoctor и использовать RivaTuner версии 15.6 и выше для мониторинга температур и напряжений, выбрав в списке источников данных для соответствующих графиков в модуле мониторинга «Fintek F75373S sensor»:

 RivaTuner Fintek sensor

Asus, RivaTuner, SmartDoctor

Программа или игра не запускаются, сообщая об отсутствии у моей видеокарты определенных функций (TnL, шейдеров и тому подобного). Можно ли все-таки запустить программу/игру? #

В зависимости от графического API, используемого программой или игрой, существует несколько вариантов действий:

  1. Если приложение использует Direct3D:

    Вы можете воспользоваться такими утилитами как 3D Analyze и DxTweaker, и включить неподдерживаемые видеокартой возможности в разделе «Hw Limits» (3D Analyze), «Caps bits» (DXTweaker) для каждого приложения индивидуально.

    Предупреждение: этот метод не эмулирует недостающие функции! Он лишь имитирует их поддержку. Части изображения, которые невозможно отрисовать без аппаратной поддержки этих функций, будут отображены равномерной заливкой черного или белого цвета, или не будут отображены вовсе!

    Утилита SSAA-Tool позволяет форсировать для конкретной игры программный рендеринг на CPU с помощью «референсного» растризатора, включенного в набор инструментов для разработчиков DirectX SDK (имитирует «эталонную» видеокарту со всеми возможностями Direct3D 9.0), или WARP в Windows Vista (c обновлением) и Windows 7 (имитирует «эталонную» видеокарту со всеми возможностями Direct3D 10.1) . В качестве альтернативы можно попробовать программный эмулятор SwiftShader, который, хоть и не обеспечивая полной эмуляции, отличается более приемлемой производительностью.
  2. Если приложение использует OpenGL:

    В утилите RivaTuner возможно включить встроенный режим эмуляции возможностей более новых графических процессоров драйвера NVIDIA. В настройках OpenGL перейдите на закладку Compatibility (совместимость), выбрав из списка «NVXX Emulation Mode» вместо стоящего по-умолчанию «Max Acceleration». Отсутствующие аппаратные функции будут эмулироваться драйвером программно, за исключением некоторых шейдерных эффектов.

    Предупреждение: данная настройка имеет глобальное действие! Включайте ее только на время запуска проблемных приложений. 

    Вы также можете включить полностью программный OpenGL-рендеринг драйвером NVIDIA в утилите NVemulate, или воспользоваться библиотекой Mesa3D для конкретного приложения.

3D Analyze, CPU, DirectX, DXTweaker, Microsoft, NVemulate, OpenGL, RivaTuner, SSAA-Tool, SwiftShader, Windows 7, Windows Vista, игры, шейдеры

7994420702;horizontal

После установки в систему видеокарты на базе NVIDIA звук начал заикаться и трещать #

  1. В большинстве случаев достаточно обновить драйвер звукового адаптера с сайта производителя карты или разработчика звукового процессора/кодека.
  2. В системах Windows 9x-ME, NT4 с помощью диспетчера оборудования проверьте, не делит ли звуковая карта прерывание с видеокартой. Если это так, попробуйте переставить звуковую карту в другой слот на материнской плате. Иногда в BIOS материнской платы есть опции назначения прерываний устройствам вручную, тогда назначьте звуковой карте или видеокарте другое прерывание. Там же можно попробовать отключить неиспользуемые интегрированные устройства, такие как COM/LPT порты, звуковой или сетевой контроллер и т.д.
  3. Частой причиной такого явления (при любой используемой видеокарте) является использование энергосберегающих технологий центрального процессора и/или материнской платы («программное охлаждение»). Установите последнюю версию драйвера процессора от производителя. Отключите программное охлаждение или уменьшите его агрессивность в BIOS/программе от производителя материнской платы. Также рекомендуется в случае проблем в панели управления Windows выбрать политику энергосбережения, отличную от «Диспетчер энергосбережения» (Minimal Power Management).
  4. Отключите в BIOS материнской платы опции вида «C2P P2P Concurrency», «Delayed Transactions», «PCI Dynamic Bursting».
  5. Для систем, построенных на устаревших чипсетах VIA, проблема может решена с помощью установки неофициального патча PCI Latency, исправляющего проблему задержки шины PCI чипсетов VIA, особенно со звуковыми картами фирмы Creative.
  6. Если в системе установлен многоядерный процессор/процессор с технологией HyperThreading и используется операционная система Windows XP 64-bit или Windows 2000, в скрытом файле boot.ini в корне загрузочного диска отредактируйте строку операционной системы, добавив в нее ключ /usepmtimer, например:
    multi(0)disk(0)rdisk(0)partition(1)\WINDOWS="Windows 2000" /fastdetect /usepmtimer. В системе Windows XP 32-bit установите обновление системы или SP3. Если используется процессор AMD, следует также установить драйвер процессора.
  7. В ноутбуках причиной проблем может быть работа технологии энергосбережения NVIDIA PowerMizer. За информацией об отключении данной технологии обратитесь к специальному вопросу FAQ.
  8. Скачайте утилиту PCI Latency и попробуйте уменьшить величину Latency для видеокарты. Этот способ в основном адресован видеокартам с интерфейсом PCI, но может сработать и для карт с интерфейсом AGP. Карты PCI Express не имеют параметра Latency. Также можно зафиксировать значение Latency для видеокарты средствами драйвера с помощью RivaTuner. Перейдите на закладку «Реестр» (PowerUser), загрузите базу данных для текущего драйвера и в разделе «System» присвойте ключу PciLatencyTimerControl нужное значение в 16-ричной форме, кратное 8. Например, 40 задаст параметр Latency как 64.

    RivaTuner PciLatencyTimerControl

AMD, BIOS, CPU, Creative, IRQ, PCI, PowerMizer, RivaTuner, VIA, Windows 2000, Windows 9x, Windows NT4, Windows XP, звук, ноутбуки, прерывание, реестр, системы охлаждения

Как определить характеристики видеокарты, такие как тип графического процессора, частоты, разрядность шины видеопамяти, тип видеопамяти? #

Воспользуйтесь опцией «Диагностический отчет» (Diagnostic report) утилиты RivaTuner. В разделе «NVIDIA specific display adapter information» Вы увидите искомое. Убедитесь, что вы используете последнюю версию программы.Также можно воспользоваться утилитой GPU-Z.

GPU-Z, RivaTuner, VRAM, видеопамять, конвейер

Объем видеопамяти, определяемый Windows, программами или драйвером, отличается от указанного в спецификациях видеокарты и/или определяемого видеоBIOS #

  1. У многопроцессорных видеокарт, таких как GeForce 7950 GX2, 9800 GX2, GTX 295, каждый из графических процессоров имеет свой объем видеопамяти и он не объединяется с памятью другого процессора. Из заявленного для всей карты объема 3D приложениям доступна лишь половина — память второго GPU дублирует данные для многопроцессорного рендеринга SLI. Определённым исключением из правила являются некоторые приложения CUDA (OpenCL, DirectCompute), умеющие при отключенном в панели драйвера режиме MultiGPU использовать видеопамять каждого графического процессора независимо от памяти другого, таким образом загружая полный объем памяти на видеокарте.
  2. В операционных системах Windows Vista и более новых изменен механизм определения объема видеопамяти. Вместо отчета драйвера/BIOS видеокарты операционная система сама считает объем видеопамяти при использовании драйвера видеокарты, совместимого с архитектурой WDDM. Независимо от объема видеопамяти на видеокарте к ней прибавляется определенный объем оперативной памяти по формуле:

    (Оперативная память - 512) / 2 , Мб

    «Излишняя» видеопамять выделяется из оперативной памяти только на время непосредственной в ней необходимости. Всем приложениям, в том числе и многим системным, в качестве объема видеопамяти сообщается сумма памяти на видеокарте, зафиксированной для видеокарты оперативной памяти (для интегрированных/мобильных решений) и добавленной по формуле выше оперативной памяти. Для определения объема именно памяти на видеокарте приложение должно использовать новые вызовы DirectX 10 (апплет панели управления «Счетчики и средства производительности»(Performance Information and Tools)) или прямой доступ к оборудованию (RivaTuner). Для приложений, использующих старые версии DirectX, нет программных способов определить физический объем видеопамяти в данной операционной системе.
  3. В операционных системах Windows Vista и 7 драйвер NVIDIA ограничивает сообщаемый приложениям через устаревшие интерфейсы DirectX общий объем видеопамяти во избежание ошибок обработки больших значений. При использовании видеокарт с большим объемом буфера (таких как Quadro) такое поведение может ограничивать и доступный приложениям объем физической видеопамяти. Для отключения данного поведения драйвера в утилите TAG Memory Tool включите опцию «Maximum memory», однако, некоторые программы могут перестать работать.
  4. Для интегрированных графических процессоров и видеокарт с технологией Turbo Cache с объемом локальной видеопамяти 64 Мб и менее драйвер всегда сообщает максимально возможный объем памяти с учетом использования системной памяти. Определение фактически установленного объема видеопамяти на видеокарте с технологией Turbo Cache с объемом локальной видеопамяти 64 Мб и менее возможно лишь с помощью низкоуровневых утилит, таких как RivaTuner.
  5. При определении доступного объема видеопамяти через вызовы DirectX достаточно сложно выделить локальную память видеокарты из общего объема вместе с AGP апертурой или добавленной с помощью технологии Turbo Cache системной памяти. Подобные ошибки определения объема видеопамяти характерны для большинства игр.
  6. Алгоритм определения объема видеопамяти диалога отображения производительности компьютера в Windows Vista и 7 неправильно работает для видеокарт с нестандартным объемом видеопамяти. Так, GeForce 8800 GTS с 640 Мб видеопамяти будет определена как имеющая 512 Мб видеопамяти, а 8800 GTS с 320 Мб видеопамяти — как имеющая 256 или 384 Мб. Это официально признанная ошибка.
  7. Если вы покупали видеокарту с рук, то вы могли стать жертвой мошенников. Строка с объемом памяти, отображаемая видеоBIOS при включении компьютера, может быть легко подделана редактированием BIOS, тогда как драйвер определяет истинный объем.
  8. Были отмечены случаи, когда такое наблюдалось с видеокартами имевшими физически (чипами) заявленный объем. Помимо случаев брака в разводке платы ряд пострадавших отметил, что с другой версией драйвера распознавался полный объем. Предположительно, драйвер переинициализирует видеокарту при загрузке системы, проводя некий тест памяти. Попробуйте снизить рабочие частоты видеопамяти с помощью RivaTuner или установить дополнительное охлаждение на память видеокарты (радиаторы на чипы). Попробуйте другие версии драйвера. При наличии возможности обновите BIOS видеокарты.
  9. Недостаточный уровень электропитания карты также может приводить к такой проблеме. Особенно это актуально для карт на базе чипов GeForce 2, GeForce 2 MX и GeForce 4 MX, в которых применяется видеопамять с напряжением питания внутренних цепей +3.3V. Во многих таких картах память запитывается непосредственно от линий питания в AGP разъеме. Если блок питания или стабилизатор на материнской плате «проседают» по +3.3V, память может перестать определяться.

CUDA, DirectX, GeForce 2, GeForce 2 MX, GeForce 4 MX, GeForce 7950 GX2, GeForce 8800 GTS, GeForce 9800 GX2, GeForce GTX 295, RivaTuner, SLI, TAG Memory Tool, Turbo Cache, VRAM, Windows 7, Windows Vista, видеопамять, драйвер, электропитание

Можно ли превратить видеокарту семейства GeForce в видеокарту семейства Quadro? #

Видеокарты GeForce и Quadro действительно построены на одинаковых базовых моделях графических процессоров. Основные отличия заложены в модели драйверов для каждого семейства, драйверы для видеокарт Quadro не могут быть установлены на видеокарты семейства GeForce. В разное время для разных видеокарт были открыты способы обмануть драйверы Quadro и все-таки заставить работать их с видеокартой GeForce как с видеокартой Quadro. Вместе с тем это не означает идентичности карт из разных семейств:

  • оригинальные карты Quadro обычно имеют повышенный объем видеопамяти по сравнению с картами GeForce;
  • графические процессоры для видеокарт Quadro (с приставкой GL), начиная с NV25, имеют аппаратные блоки, отсутствующие(или физически отключенные) у графических процессоров для видеокарт GeForce. Например, блоки аппаратного сглаживания линий и четверной буферизации, функции которых востребованы в профессиональных приложениях;
  • карты Quadro могут нести дополнительное оборудование (блок синхронизации с внешним сигналом, разъем для прямого подключения стереоочков, профессиональный видеовыход SDI), не встречающееся у видеокарт GeForce.

 Ниже приведены известные проверенные способы «превращения» видеокарт GeForce в видеокарты Quadro. Все способы работают только в 32-битных версиях Windows 2000 и XP.

  1. Видеокарты GeForce 256 — GeForce 3. Следует с помощью драйвера NVSTRAP из поставки утилиты RivaTuner изменить PCI DeviceID видеокарты на ID от примерно эквивалентной видеокарты Quadro, после чего установить драйвер NVIDIA для Quadro.
  2. Видеокарты GeForce 4 Ti/MX. Следует с помощью драйвера NVSTRAP из поставки утилиты RivaTuner изменить DeviceID видеокарты на ID от примерно эквивалентной видеокарты Quadro. Затем надо снять защиту с драйвера NVIDIA для Quadro с помощью патч-скрипта SoftQuadro4 (также из поставки RivaTuner) до его установки, и только после этого установить пропатченный драйвер. Патч-скрипт SoftQuadro4 поддерживает только драйверы версий 27.ХХ — 42.51 и 6Х.ХХ для данной операции. С помощью патч-скрипта NV25AALines можно также включить блок аппаратного сглаживания линий для графических процессоров NV25 ревизии А2 и ранних.
  3. Видеокарты GeForce FX 5800, 5900. Следует с помощью драйвера NVSTRAP из поставки утилиты RivaTuner изменить DeviceID видеокарты на ID от примерно эквивалентной видеокарты Quadro. Затем надо снять защиту с драйвера NVIDIA для Quadro с помощью патч-скрипта SoftQuadro4 (также из поставки RivaTuner) до его установки, и только после этого установить пропатченный драйвер. Патч-скрипт SoftQuadro4 поддерживает только драйверы версий 44.ХХ, 45.28 и 6Х.ХХ для данной операции. Блок аппаратного сглаживания линий графических процессоров NV30 не отключен, NV35 — отключен и включить его невозможно.
  4. Видеокарты GeForce 6600, 6800 на базе графических процессоров NV40, NV45, NV43 (последний — только ревизии до А3). Следует с помощью драйвера NVSTRAP из поставки утилиты RivaTuner изменить DeviceID видеокарты на ID от примерно эквивалентной видеокарты Quadro и в нем же включить опцию «Разблокировать блок профессиональных свойств» (Unlock professional capabilities). После этого установить драйвер NVIDIA для Quadro.

Предупреждения:

  • Драйверы NVIDIA для Quadro, начиная с версии 27.ХХ имеют защиту от подмены DeviceID видеокарты. Для видеокарт GeForce 4 Ti и более ранних следует снимать защиту с драйвера с помощью патч-скрипта NVStrapAntiprotection из комплекта RivaTuner до его установки. Внимательно читайте текст в окне скрипта, от вас может потребоваться совершение дополнительных действий перед пропатчиванием. Для видеокарт GeForce FX и более новых вместо NVStrapAntiprotection следует использовать опцию драйвера NVSTRAP «Использовать коммутаторы ROM для изменения PCI DeviceID» (Use ROM straps for PCI DeviceID programming).
  • Дополнительные специализированные драйверы (для 3DMax, для Autocad и т.п.) содержат собственную защиту, которая не обходится NVSTRAP/SoftQuadro4. В настоящее время нет способов заставить их работать на преобразованных картах GeForce.
  • Преобразование существенно повлияет только на производительность профессиональных приложений, работающих через API OpenGL. Скорости в играх не прибавится, скорее убавится за счет отключения игровых оптимизаций и задействования режима высокой точности рендеринга.
  • Любые (ранее не отмечавшиеся) проблемы в профессиональных приложениях, такие как очень медленная работа, зависания и BSOD, означают, что была допущена ошибка и преобразование не осуществилось.

AutoCAD, GeForce 3, GeForce 4 MX, GeForce 4 Ti, GeForce 6600, GeForce 6800, GeForce FX, GeForce FX 5800, GeForce FX 5900, OpenGL, RivaTuner, SoftQuadro, Windows 2000, Windows XP, драйвер

Можно ли включить конвейеры графического процессора, отключенные производителем? #

Все чипы одного семейства (например, NV40) производятся по единому процессу и имеют одинаковый набор блоков на выходе с конвейера. Причин последующего отключения части блоков две: брак кристалла в процессе производства ( в этом случае отключают тот блок, который не прошел выходное тестирование), и маркетинговые соображения (как для получения дополнительного количества дешевых карт, так и для укладывания в спецификации NVIDIA). И если брак есть брак, то маркетинговые соображения означают определенную вероятность исправности всех или части отключенных блоков. К примеру, в большинстве случаев все 6 вершинных блоков графического процессора в картах GeForce 6800 являются исправными, однако по спецификации таким картам положено 5 вершинных блоков, поэтому производители один блок отключают.

Само отключение производится двумя возможными способами - аппаратным и программным. Аппаратный заключается в задании списка включенных блоков в регистрах графического процессора. Таким способом конвейеры обычно блокируют непосредственно на заводе в случае обнаружения ошибок в готовом чипе. Программный заключается в использовании видеоBIOS для отключения блоков на стадии POST. К нему обычно прибегают непосредственно производители видеокарт.

Утилита RivaTuner позволяет активировать конвейеры, заблокированные как одним, так и другим способом, для графических процессоров NV 40 и NV43 (последнего — только ревизий до А3), начиная с версии RC15.2.

Перед тем, как начать использовать возможности RivaTuner, следует уточнить, какие блоки каким способом заблокированы. Для этого воспользуйтесь модулем диагностического отчета (Diagnostic report) из RivaTuner. Включите создание отчета по категориям «NVIDIA VGA BIOS information» и «NVIDIA specific display adapter information». После создания отчета проверьте значения строк «SW units mask» в разделе «NVIDIA VGA BIOS information» и «HW units mask» в разделе «NVIDIA specific display adapter information». Значение «none» означает, что таким способом блоков не отключено, в противном случае будут перечислены номера отключенных блоков. Сравните значения строк, один и тот же блок может быть отключен сразу двумя способами.

Для разблокировки в RivaTuner существуют два инструмента:

Драйвер NVSTRAP.

  • Запустите RivaTuner и перейдите на закладку драйвера NVStrap в низкоуровневых системных настройках (low-level system settings). Установите драйвер.
  • Если диагностический отчет показал, что конвейеры отключены аппаратно, включите опцию «Включить аппаратно маскированные блоки» (Allow enabling hardware masked units).
  • В поле «Конфигурация активных блоков» (Active pixel/vertex units configuration)  выберите режим произвольной конфигурации для перехода к окну управления конфигурацией.
  • Запомните изначальную конфигурацию. Включите отключенные конвейеры. Следует ставить/снимать флажки только для строк, прямо подписанных как пиксельные или вершинные конвейеры (pixel/vertex unit), и больше ни в каких других. Рекомендуется сначала включить пиксельные конвейеры. Сохраните конфигурацию.
  • Перезагрузите компьютер. Запустите RivaTuner и проверьте конфигурацию графического процессора, число активных блоков. Начните тестирование графического процессора, желательно используя такие утилиты как FurMark и OCCT PerestroÏka. Если не отмечается искажений и ошибок рендеринга («артефактов»), значит включенные блоки исправны и можно переходить к включению вершинных. Наличие артефактов означает брак включенных блоков, следует вернуть исходную конфигурацию и лишь потом попробовать включить вершинные блоки.
  • После включения вершинных блоков и перезагрузки снова протестируйте графический процессор на предмет стабильности работы включенных блоков и новой конфигурации в целом.

Патч-скрипты NV40BIOSSwUnitsMaskEliminator и NV4хBIOSHwUnitsMaskEliminator.

  • Предварительно вам нужно получить файл-образ BIOS. Инструкции по работе с видеоBIOS смотрите в соответствующем разделе FAQ.
  • Примените к файлу BIOS патч-скрипт NV40BIOSSwUnitsMaskEliminator.rts (для разблокирования программно отключенных конвейеров) и/или NV4хBIOSHwUnitsMaskEliminator.rts (для аппаратно заблокированных). Эти патч-скрипты разблокируют все отключенные соответствующим способом конвейеры. Вследствие этого изменять BIOS следует только после того, как вы проверите работоспособность всех конвейеров карты, включив их в NVSTRAP.
  • Полученный в итоге образ BIOS нужно будет прошить обратно в видеокарту.

Предупреждение: Настоятельно рекомендуем ограничиться разблокировкой только программно отключенных модулей, так как активация сбойного блока, заблокированного аппаратно, может привести к фатальным ошибкам в работе компьютера, вплоть до незагружаемости операционной системы до удаления драйвера NVStrap из автозагрузки.

GeForce 6600, GeForce 6800, RivaTuner, VideoBIOS, конвейер

Фильмы воспроизводятся рывками, подтормаживают. #

  1. Большинство версий драйвера не включает функцию наложения видео (оверлей), если размер видеоизображения по горизонтали и вертикали не кратен 32. Попробуйте обновить драйвер. Для фильмов в формате DivX можно воспользоваться функцией Extended Overlay, появившейся в пакете кодека 5.0 и более новых. Запустите программу config.exe в папке, куда установили пакет кодека DivX, и на закладке Quality Settings (Decoder) включите опцию «Overlay Extended Mode» (Use Advanced overlays), выбрав значение аспекта 4:3. Также можно установить кодек ffdshow и воспользоваться его функцией постобработки resize.
  2. Проверьте, что видеокарта с интерфейсом AGP работает не в режиме совместимости с PCI, видеокарта с интерфейсом PCI Express работает не с меньшим, чем х16, числом линий шины. Для этого воспользуйтесь утилитами RivaTuner и GPU-Z. Если да, обратитесь к специальным вопросам FAQ: AGP, PCI Express.
  3. Имеется несовместимость драйверов ТВ-тюнеров фирмы AverMedia и драйверов NVIDIA (70.ХХ и выше). Обновите драйвер ТВ-тюнера с сайта производителя.
  4. Если проблема наблюдается лишь с фильмами в формате WMV/ASF, то она может быть вызвана использованием аппаратного ускорения видеокартой для воспроизведения. Найдите в реестре в разделе HKCU\Software\Microsoft\Scrunch\WMVideo ключ DXVA и присвойте ему значение 0. Если в этом разделе имеется ключ DXVAPROFILE со значением больше 1, попробуйте перед отключением DXVA уменьшить значение DXVAPROFILE. Число в значении ключа DXVAPROFILE отражает степень использования аппаратного ускорения видеопроцессора.
  5. Новые функции драйверов 91.ХХ и более новых версий по улучшению качества воспроизведения видео отличаются большой ресурсоемкостью, и сильно нагружают центральный и графический процессоры. В новой панели управления NVIDIA в настройках видео отключите такие опции как «Коррекция цветовой температуры», Edge Enhancement и Noise Reduction, «Динамическое усиление контрастности», «Использовать обратную кинопроекцию» (Use inverse telecine).
  6. Установите последнюю версию DirectX.

AGP, Aver, DirectX, GPU-Z, overlay, PCI Express, RivaTuner, видео, реестр

Цвета на мониторе временами смещаются в область какого-то одного цвета #

  1. Поврежден соединительный шнур монитора к видеокарте. Замените шнур.
  2. Опасный перегрев процессора видеокарты. Проверьте, вращается ли вентилятор на видеокарте, проверьте температуру графического процессора с помощью RivaTuner или вручную.
  3. Инструмент панели драйвера NVIDIA DirectAccess может приводить к таким проблемам. Инструкции по его отключению смотрите в специальном вопросе FAQ.

Direct Access, RivaTuner, монитор

Размножители VGA-сигнала, удлинители и переключатели мониторов с видеокартами на базе NVIDIA #

Вышеупомянутые устройства могут не обеспечивать конструктивно соединения контактов разъемов монитора и видеокарты, используемых для обмена информацией по интерфейсу DDC. Это приводит к проблемам в эксплуатации видеокарт на базе NVIDIA. В частности, станет недоступен ряд возможностей таких утилит как RivaTuner или PowerStrip по настройке видеорежимов. Также, при использовании возможностей многомониторности, могут появиться проблемы с нераспознаванием/невключением монитора, подключенного через такое устройство. Перед покупкой убедитесь у продавца, что устройство-посредник поддерживает передачу DDC-канала.

PowerStrip, RivaTuner, монитор

Проблемы совместимости некоторых чипсетов с видеокартами на базе NVIDIA #

VIA 691

Данный чипсет несовместим с видеокартами GeForce 256 и выше. Использование их в системах на базе этого чипсета возможно лишь в режиме совместимости с PCI. Для этого не надо устанавливать драйвер VIA AGP в системах Windows 9x-ME. В системах Windows 2000/XP следует отключить поддержку AGP с помощью RivaTuner.

RivaTuner AGP
Отключение AGP возможно лишь с драйвером версии до 56.ХХ.

VIA 694

  • Режим AGP 4x работает нестабильно. Драйвер NVIDIA по-умолчанию форсирует режим 2х. Информацию о включении режима смотрите в специальном вопросе FAQ.
  • Режим AGP Fast-Writes работает нестабильно. Включение Fast-Writes в системах на базе этого чипсета чаще всего приводит к фатальным ошибкам 3D, а иногда и Windows приложений.

VIA P4X266

Реализация AGP в данном чипсете имеет серьезные проблемы совместимости с большинством видеокарт. На практике это выражается в том, что установленная AGP-видеокарта не инициализируется при включении или же наблюдаются значительные искажения изображения. Не существует способов решения данной проблемы.

VIA КТ266А

При установке видеокарты на базе NVIDIA GeForce 4 MX может происходить зависание/невключение компьютера после «мягкой» (инициированной операционной системой) или «жесткой» (кнопкой Reset) перезагрузки. Это вызвано недостаточным уровнем сигнала «сброс» по шине AGP у чипсета КТ266 для сброса регистров состояния графических процессоров GeForce 4 MX 420-460. NVIDIA обновила спецификацию видеокарт на базе этих графических процессоров, карты, выпущенные после июня 2002 года, ей не подвержены, также как и карты с поддержкой AGP 3.0 (8x). Для владельцев карт первых выпусков существует экстремальное решение в виде припаивания резистора 120 Ом для повышения чувствительности карты к сигналу Reset.

GF4MX mod

VIA KT880, KM400

В данных чипсетах содержится ошибка в механизме обмена видеокарт AGP 3.0 с оперативной памятью, приводящая к искажению данных при передаче по шине. Ошибка проявляется, в частности, в порче интерфейса рабочего стола Windows. Эта проблема не затрагивает 3D приложения, работающие через AGP апертуру, и обходится драйвером NVIDIA версии 77.72 и более новыми.

VIA PT880, K8T(M)890, P4T(M)890

Данные чипсеты имеют проблемы совместимости с видеокартами с интерфейсом шины PCI Express 2.0 на базе графических процессоров GeForce 8800 GT, приводящие к невключению компьютера при установленной видеокарте. ASUS и EVGA выпустили специальные обновления BIOS видеокарт для пользователей подобных сочетаний оборудования, однако для обновления видео-BIOS придется воспользоваться другим компьютером. Также существует экспериментальная методика исправления проблемы для видеокарт других производителей путем редактирования видеоBIOS. В редакторе NiBiTor откройте файл видеоBIOS, зайдите в меню «Tools», «Set PCIE gen» и выберите из выпадающего списка gen1

NiBiTor PCIE gen1
Инструкции по работе с видеоBIOS смотрите в специальном разделе FAQ.

Intel 440LX

Этот первый чипсет с поддержкой AGP имеет ряд проблем с видеокартами AGP 2.0. В случае проблем рекомендуется с помощью RivaTuner отключить поддержку SBA и ограничить скоростной режим до 1х. Также, если был установлен (через адаптер) процессор Intel Pentium III с ядром Coppermine, то драйвер NVIDIA не стартует. В настоящее время нет решения этой проблемы.

Intel X38

Чипсет содержит ошибку логики управления состоянием шины PCI Express 2.0. Хотя некоторые производители материнских плат исправили данную ошибку с помощью обновлений BIOS, большинство производителей — нет. Вследствие этого, NVIDIA в драйверах 190.хх и более новых ограничивает режим работы шины PCI Express видеокарт версией 1.1 вместо 2.0.

AMD 750/760

  • Режим AGP 2x чипсетов AMD 750 работает нестабильно. Драйвер NVIDIA по-умолчанию форсирует режим 1х. Информацию о включении режима смотрите в специальном вопросе FAQ.
  • Режим AGP SBA чипсетов AMD 750 работает нестабильно. Драйвер NVIDIA по-умолчанию отключает SBA. Информацию о включении режима смотрите в специальном вопросе FAQ.
  • Реализация обмена шины AGP с оперативной памятью в данных чипсетах чрезвычайно чувствительна к стабильности работы оперативной памяти. В случае фатальных сбоев всех 3D приложений тщательно протестируйте оперативную память.

SiS 648

Режим AGP 8x работает нестабильно. В случае проблем рекомендуется обновить BIOS материнской платы, отключить функцию AGP Fast-Writes и ограничить скорость работы порта AGP до 4х через BIOS Setup. В крайнем случае рекомендуется форсирование режима AGP 2.0, смотрите специальный вопрос FAQ.

ALi 1647

Чипсет имеет серьезные проблемы совместимости с видеокартами на базе NVIDIA. Фирма-разработчик рекомендует использовать драйвер версии 23.11 для видеокарт GeForce 2/2 MX и более ранних. Драйверы NVIDIA версии 27.ХХ и более новые по-умолчанию отключают поддержку AGP. Информацию о включении режима смотрите в специальном вопросе FAQ. Рекомендуется с помощью утилиты от разработчика отключить функцию AGP SBA и ограничить скоростной режим порта AGP.

nForce3

  • В сочетании с видеокартами на базе графических процессоров GeForce 6X00 использование функции AGP Fast-Writes может приводить к ложным срабатываниям защиты драйвера, выражающимся в лагах изображения 3D приложений и игр. В таких случаях отключите использование Fast-Writes в BIOS материнской платы или с помощью RivaTuner.
  • Драйвер контроллера чипсетов nForce 3, включенный в состав Windows Vista, не совместим с двуядерными/двухпроцессорными системами. Подробнее смотрите в специальном вопросе FAQ.

AGP, ALI, AMD, Asus, BIOS, BSOD, CPU, EVGA, GeForce 2, GeForce 2 MX, GeForce 256, GeForce 4 MX, GeForce 8800 GT, Intel, nForce, nForce 3, NiBiTor, PCI Express, RAM, RivaTuner, SIS, VIA, VideoBIOS, автотормоз, артефакты, драйвер

Утилиты мониторинга, такие как ASUS SmartDoctor или nTune, выдают предупреждение о том, что напряжение +3.3V или +12V вышло за безопасные пределы #

Рекомендуется сначала проверить показания напряжений с помощью таких утилит, как SpeedFan и HWMonitor. Если ваша видеокарта оснащена расширенной системой мониторинга (например, на основе чипа F75373S или ADT7473), то можно посмотреть данные с датчиков напряжений на самой видеокарте с помощью утилиты RivaTuner, включив соответствующие плагины в настройках модуля мониторинга. Допустимые величины для +3.3 В по стандарту ATX лежат в пределах +3.14 — +3.47 Вольт, для +12 В в пределах +11.40 — +12.60 Вольт. Следует учитывать, что, с одной стороны, в большинстве случаев в видеокарте не используются напрямую напряжения от блока питания, все необходимые напряжения формируются из них схемой стабилизации на самой карте, с другой стороны, современные компоненты гораздо чувствительнее к отклонениям основных напряжений. Стоит задуматься о замене блока питания при значениях напряжения +3.3V ниже 3.25 и +12V ниже 11.90 Вольт, особенно если заметное падение напряжений происходит во время работы 3D приложений/просмотра видео. Рекомендации по выбору блока питания смотрите в специальном вопросе FAQ.

nTune, RivaTuner, SmartDoctor, мониторинг, электропитание

Установка драйвера выдает, что в системе не обнаружено оборудование NVIDIA. При попытке установить драйвер вручную сообщается, что в указанном месте не найдено сведений об оборудовании. #

  • Видеокарта может быть основана на новом графическом процессоре, вышедшем после выпуска версии драйвера, которую вы пытаетесь установить. Проверьте сайт NVIDIA или сайт производителя видеокарты на предмет наличия обновленного драйвера.
  • Видеокарта может быть основана на устаревшем графическом процессоре, поддержка которых отсутствует в новом драйвере. Проверьте список поддерживаемых продуктов на странице загрузки драйвера на сайте NVIDIA или сайте производителя видеокарты.
  • Для видеокарты в ноутбуке требуются отдельные драйверы. Смотрите специальный вопрос FAQ.
  • Данная ситуация может возникнуть после попытки преобразования карты игровой серии GeForce в карту профессиональной серии Quadro с помощью драйвера NVSTRAP из RivaTuner. При выборе в поле «Идентификация» (Graphics Adapter Identification) значения «Quadro» драйвер осуществляет изменение DeviceID по определенному алгоритму для совпадения с Quadro версией видеокарты. Однако, существуют определенные комбинации, для которых алгоритм дает сбой, назначая видеокарте идентификатор, никогда не использовавшийся видеокартами NVIDIA Quadro. Обычно такие исключения учитываются в новых версиях программы, но если сбой все же произошел, то следует в поле «Идентификация» конфигурации NVSTRAP выбрать режим «Произвольная» (Custom) и вручную ввести DeviceID ближайшего аналога вашей карты из семейства Quadro. Список DeviceID видеокарт на базе NVIDIA можно посмотреть в .inf файле драйвера NVIDIA или на сайте developer.nvidia.com.
  • Если ни одна из полученных через Интернет версий драйвера не устанавливается, это может свидетельствовать о том, что ваша видеокарта — подделка. Смотрите специальный вопрос FAQ.

RivaTuner, SoftQuadro, драйвер, подделка

При установке драйвера, а также в DxDiag и других утилитах сообщают, что драйвер не сертифицирован Microsoft, хотя был установлен драйвер, помеченный как WHQL #

  1. Проверьте, что запущена системная служба криптографии (Cryptographic Services). Данная служба отвечает за проверку в том числе и цифровых подписей.
  2. Цифровая подпись недействительна для так называемых «урезанных» (Lite) дистрибутивов драйвера, из которых выброшены многоязыковая поддержка и инсталлятор для уменьшения размера, а также для т.н. «оптимизированных» (Omega, DNA, NGO) драйверов, в файл сведений для установки (.inf) которых внесены изменения.
  3. Это может означать, что файлы драйвера были изменены относительно исходного состояния. В частности, модификация файлов драйвера с помощью PatchScripts из поставки RivaTuner, приводит к такому эффекту. Если драйвер не патчился вручную, восстановите файл из дистрибутива драйвера с помощью архиватора (например, WinRAR).
  4. Цифровые подписи WHQL имеют срок годности. Для драйверов, выпущенных два года назад и ранее, цифровая подпись при установленной последней версии DirectX уже недействительна.

Предупреждение: Вы не сможете установить измененный драйвер в 64-битных версиях Windows из-за расширенной защиты ядра (PatchGuard).

64-bit, DirectX, Microsoft, RivaTuner, драйвер

Почему экран темнеет на мгновение при старте Windows на этапе загрузки рабочего стола, и при заходе в свойства экрана? #

Это может быть вызвано использованием ряда функций панели драйвера NVIDIA по настройке оборудования:

  • разгон видеокарты при использовании драйверов NVIDIA версий до 95.ХХ. Применение разгона в большинстве случаев связано с необходимостью переинициализации видеорежима. К сожалению, такая необходимость есть и при определении драйвером текущих частот видеокарты. Это определение происходит при автозагрузке панели драйвера (NvCplDaemon), и при каждом последующем обращении к ней. Единственный способ избавится от проблемы — отключить закладку управления тактовой частотой в панели драйвера. Для этого удалите ключ реестра HKLM\SOFTWARE\NVIDIA Corporation\Global\NVTweak\CoolBits или смените его значение на 5;
  • использование возможностей драйвера по коррекции положения/размера/угла поворота изображения на экране дисплея;
  • использование закладки управления режимом AGP шины при использовании драйверов NVIDIA версий до 95.ХХ. Сбросьте все значения на умолчания и используйте сторонние утилиты (RivaTuner или PowerStrip) для управления AGP;
  • особенности вашего монитора могут потребовать пересинхронизации для корректной работы с видеокартой. Можно попробовать изменить способ синхронизации с монитором в панели драйвера, смотрите специальный вопрос FAQ;
  • использование возможностей многомониторности. Сброс изображения происходит при применении специальных режимов nView (клон, расширение), а также в процессе обнаружения подключенных дисплеев. К сожалению, механизм автодетекта подключенных дисплеев иногда приводит к сбросу видеорежима уже подключенных устройств. Единственный выход — отключить панель драйвера целиком, для чего следует удалить файл nvcpl.dll;
  • закладка Direct Access, присутствовавшая в некоторых версиях драйвера в панели настройки, предназначена для прямого управления изображением на мониторе по каналу DDC. При открытии панели драйвера эта функция инициализирует протокол DDC, что может приводить к миганию монитора. Смотрите специальный вопрос FAQ для информации по отключению данного средства драйвера.

AGP, Direct Access, PowerStrip, RivaTuner, драйвер, контрольная панель, монитор, реестр

Не работают настройки качества 3D графики в утилитах с новыми драйверами #

В драйверах NVIDIA для видеокарт версий 256.хх и выше введена новая система хранения настроек 3D графики. Существующие программы для видеокарт на базе NVIDIA, такие как RivaTuner и nHancer, должны быть переписаны для работы с новым форматом хранения настроек в драйвере. До появления новых версий утилит для настройки качества графики и создания профилей приложений, включая настройки SLI, используйте контрольную панель NVIDIA. Утилиты NVIDIA Inspector и NvTray (версии 1064) имеют частичную поддержку новых драйверов.

nHancer, NVIDIA Inspector, RivaTuner, SLI, драйвер, контрольная панель

В играх и 3D приложениях частота обновления только 60 Гц #

Для Direct3D приложений Вы можете воспользоваться стандартным средством DirectX. Запустите утилиту DxDiag.exe и на последней закладке пропишите нужную частоту в соответствующей опции.

В системах Windows 9х/ME можно поочередно установить на рабочем столе все используемые вами разрешения и установить для каждого из них желаемую частоту обновления. Важно не забыть, что устанавливать частоту обновления, для одного и того же разрешения, но с разной разрядностью цвета, нужно отдельно (например 1024*768*16bit*100Hz и 1024*768*32bit*100Hz). Вы также можете воспользоваться утилитой HZTool, позволяющей настроить частоты обновления для каждого видеорежима.

В системах Windows 2000/XP вы можете воспользоваться средством Low-level refresh rate settings из RivaTuner. Пользуйтесь контекстной помощью для инструкций. Если используется драйвер NVIDIA версий 50.ХХ - 91.ХХ, используйте штатное средство в панели управления драйвером «Измененная частота» (Refresh Rate Override). В ряде версий драйвера панель управления частотой обновления может быть недоступна. Для ее активации создайте в разделе реестра HKLM\SOFTWARE\NVIDIA Corporation\Global\NVTweak ключ (DWORD) NvCplDisableRefreshRatePage со значением 0. Учтите, что данная закладка панели драйвера недоступна при включенном режиме SLI. Также можно воспользоваться утилитой RefreshForce.

В системе Windows Vista воспользуйтесь утилитами DirectRefresh или Refresh Rate Patcher. Учтите, что частота, выставленная в этих утилитах, будет применяться во всех приложениях, в том числе на рабочем столе.

Предупреждение: Не исправляйте проблему этими средствами для разрешений экрана, используемых вами при выводе на телевизор, иначе изображения на ТВ не будет.

Предупреждение: Некоторые игры жестко настроены на использование видеорежима с частотой обновления 60 Гц, например, для вывода видеороликов или главного меню. После удаления 60 Гц из диапазона возможных частот эти игры могут перестать работать. Если после устранения проблемы стали вылетать/зависать некоторые игры, верните частоту 60 Гц для видеорежимов 800х600 и меньших.

60 Hz, DirectRefresh, HZTool, Refresh Rate Patcher, RefreshForce, RivaTuner, SLI, TV, Windows 2000, Windows 9x, Windows Vista, Windows XP, игры, телевизоры

Перестали работать некоторые OpenGL приложения и игры, ссылаясь на то, что OpenGL не поддерживается системой. Те, что запускаются, работают очень медленно. Что произошло? #

  1. В драйверах для видеокарт NVIDIA, поставляемых в составе операционной системы Windows, поддержка OpenGL обычно отсутствует. Приложения будут использовать программный рендеринг Windows OpenGL (враппер в Direct3D в Windows Vista). Проверить наличие в системе драйвера OpenGL можно с помощью утилит OpenGL Extensions Viewer и GPU Caps Viewer. Если они показывают, что поставщик OpenGL — Microsoft, значит в системе нет драйвера OpenGL. Загрузите и установите последнюю версию драйвера для видеокарты с сайта NVIDIA.
  2. В новой версии драйвера могла быть добавлена поддержка новой версии API OpenGL, неизвестная приложению. Например, драйвер сообщает приложениях о поддержке OpenGL версии 2.0, а приложение/игра проверяет поддержку версии OpenGL в формате 1.Х. Для решения проблемы можно с помощью RivaTuner в настройках OpenGL на закладке «Совместимость» (Compatibility) форсировать сообщаемое драйвером значение версии OpenGL (OpenGL version string override) на поддерживаемую приложением, например на 1.5. Эта опция не влияет на исполнение OpenGL видеокартой, но по той же причине могут перестать работать приложения, требующие OpenGL версии 2.0. Более гибкий способ — создать для проблемного приложения профиль драйвера с помощью утилиты nHancer, указав нужную версию в опции «Reported OpenGL Version» на закладке «Compatibility».
  3. Проблема может возникать, если в системе по какой-либо причине установлены несколько драйверов OpenGL. В реестре по адресу HKLM\SOFTWARE\Microsoft\Windows NT\CurrentVersion\OpenGLDrivers (HKLM\Software\Microsoft\Windows\CurrentVersion\OpenGLdrivers для Windows 9x-ME) проверьте, что имеется единственный подраздел RIVATNT и ключ Dll в этом разделе имеет значение nvoglnt (имеется единственный ключ со значением nvopengl.dll для Windows 9x-ME). Если имеются иные подразделы, например ati2dvag (OpenGL драйвер ATI), их следует удалить, предварительно экспортировав в файл .reg.
  4. Реализация OpenGL 2.0 для графических процессоров GeForce FX и выше в драйвере NVIDIA требует поддержки центральным процессором расширений SSE. Если эти расширения недоступны, драйвер OpenGL ICD не будет инициализирован, OpenGL приложения будут закрываться или будет использован программный рендеринг. Проверить инициализацию драйвера можно с помощью утилит OpenGL Extensions Viewer и GPU Caps Viewer, проверить поддерживаемые процессором расширения можно с помощью утилит CPU-Z или Sandra. Если процессор не поддерживает SSE, можно или использовать более ранние версии драйвера (до 75.ХХ), или с помощью RivaTuner в настройках OpenGL на закладке «Совместимость» (Compatibility) включить режим «NV25 Emulation mode» вместо стоящего по-умолчанию «Max acceleration». В крайнем случае можно воспользоваться OpenGL->Direct3D враппером GLDirect или TitaniumGL. Иногда процессор поддерживает SSE, но поддержка не работает из-за устаревшего BIOS материнской платы. Особенно данная проблема характерна для систем с процессорами AMD Athlon XP и Duron. Обновление BIOS материнской платы может восстановить поддержку SSE.
  5. Если в системе есть несколько видеокарт на базе разных графических процессоров NVIDIA, то OpenGL драйвер будет поддерживать лишь OpenGL поддерживаемой всеми видеокартами версии.

AMD, ATI, BIOS, CPU, GPU Caps Viewer, Microsoft, nHancer, OpenGL, OpenGL Extensions Viewer, RivaTuner, драйвер, игры

Недоступна опция включения режима DualView после подключения второго монитора/телевизора #

  1. Функция DualView недоступна в Windows Vista и 7 Starter-редакциях из-за ограничений операционной системы.
  2. В некоторых версиях драйверов, особенно в комплектных к готовым компьютерам brand-name, режим DualView отключен. Для снятия блокировки с помощью RivaTuner на закладке PowerUser (Реестр) загрузите базу данных для текущей версии драйвера, в разделе «NVIDIA/System advanced» найдите ключ DisableDualView и присвойте ему значение 0.

    RivaTuner DisableDualView
  3. Проблема возникает потому, что поддержка многомониторности в операционной системе Windows XP не всегда корректно обрабатывает подключение дополнительного дисплея после первичной инициализации видеосистемы. Чтобы избежать проблемы, второй монитор или телевизор должны быть подключены при включении компьютера. Вариантами также может быть использование переключателя мониторов (KVM) или заглушек (loopback). Примеры реализации заглушек: для выхода VGA, для выхода ТВ (предоставлено участником форума шин):

    TVOutTVDummy

DualView, RivaTuner, TV, Windows 7, Windows Vista, Windows XP, драйвер, реестр, телевизоры

Отключение энергосбережения PowerMizer #

Технология NVIDIA PowerMizer для видеоадаптеров ноутбуков позволяет управлять различными аспектами энергопотребления: частотами и напряжением GPU, работой видеопамяти, яркостью и частотой обновления экрана ноутбука, режимом шины PCI Express видеоадаптера. PowerMizer позволяет продлить работу ноутбука от батареи даже при значительной нагрузке на видеокарту в виде декодирования видео или трёхмерных игр. Вместе с тем, работа системы PowerMizer порой приводит к проблемам:

  • неровная производительность (средний и, особенно, минимальный FPS) в играх;
  • конфликты в работе со звуковым адаптером: щелчки, треск из-за слишком частого переключения режимов работы видеокарты, вызывающих большое количество прерываний IRQ;
  • работа видеокарты не в полную мощность даже при питании от сети.

 Для отключения PowerMizer в Windows XP следует в панели управления NVIDIA зайти в раздел «Изменить параметры PowerMizer» (Change PowerMizer settings) и поставить флажок в опции «Не управлять потреблением мощности» (Not manage my power consumption). В системе Windows Vista и более новых контрольная панель драйвера не имеет такой закладки, настройки PowerMizer унифицированы с встроенными планами энергопотребления Windows. Как правило, достаточно в панели управления Windows выбрать план «Высокая производительность» (High performance) для устранения негативных эффектов PowerMizer.

Если выбор плана энергопотребления не решает проблему, можно отключить PowerMizer через реестр. Этот же способ будет полезен, если производитель ноутбука отключил показ закладки PowerMizer в панели NVIDIA в драйвере для Windows XP. В утилите RivaTuner перейдите на закладку «Реестр» (PowerUser), загрузите базу данных для текущего драйвера и в разделе «System» присвойте следующим ключам такие значения:

  • PerfLevelSrc — 2222
  • PowerMizerEnable0
  • PowerMizerLevel — 1
  • PowerMizerLevelAC1

RivaTuner powermizer

Утилиты PowerMizer Switch и PowerMizer Manager позволяют при необходимости более тонко настроить работу PowerMizer без его полного отключения.

В Linux настройка режима PowerMizer может быть осуществлена на соответствующей закладке в утилите nvidia-settings, но доступность опций сильно зависит от версии драйвера и используемого оборудования. Некоторые версии драйвера NVIDIA воспринимают аналоги ключей реестра Windows для управления PowerMizer. В файл конфигурации сервера Х-интерфейса в секцию видеокарты добавить строку: Option "RegistryDwords" "PowerMizerEnable=0x0; PerfLevelSrc=0x2222; PowerMizerDefault=0x1; PowerMizerDefaultAC=0x1". Также существует экспериментальная методика отключения PowerMizer в Linux путем добавления в конфигурацию сервера Х-интерфейса в секцию видеокарты строки: Option "ConnectToAcpid" "false", но после этого может быть выбран и зафиксирован не самый оптимальный уровень энергосбережения.

FPS, IRQ, Linux, PCI Express, PowerMizer, PowerMizer Manager, PowerMizer Switch, RivaTuner, Windows Vista, Windows XP, драйвер, игры, контрольная панель, ноутбуки, прерывание, реестр, электропитание

Где найти обновления видеоBIOS? #

Если производитель видеокарты известен, то с сайта производителя. Иногда проивзодитель предлагает утилиты автоматического поиска и обновления BIOS, например ASUS LiveBios или MSI LiveUpdate. Если производитель неизвестен, или на его сайте нет нужного обновления, можно поискать BIOS на следующих сайтах:

Предупреждение: Не пытайтесь использовать «образцовый» (reference) BIOS NVIDIA для карт от известных производителей, использующих не-референс схему печатной платы! В частности, видеокарты ASUS, MSI, LeadTek и ряда других производителей после такого обновления могут стать неработоспособными!

Предупреждение: Будьте внимательны при выборе файла BIOS. Убедитесь, что файл BIOS предназначен для вашей видеокарты. Параметры видеокарты можно определить с помощью утилит RivaTuner и GPU-Z.

  • Удостоверьтесь, что вы выбрали BIOS для видеокарты, оснащенной видеопамятью того же типа, что и ваша (SDRAM, SGRAM, DDR, DDR2, DDR3). Для разных типов памяти используются разные настройки видеоBIOS, и прошивка BIOS с настройками для типа видеопамяти, отличающегося от типа видеопамяти вашей видеокарты приведет к ее неработоспособности. Тип видеопамяти, для которого предназначен BIOS, пока ни одна из известных утилит не определяет. Можно с помощью редактора BIOS, такого как NiBiTor, сравнить значения таймингов в текущем BIOS и в файле обновления, они не должны заметно отличаться. Прошивайте BIOS только если Вы уверены в совпадении типа видеопамяти.
  • Удостоверьтесь, что вы выбрали BIOS для видеокарты, оснащенной графическим процессором той же ревизии, что и процессор на вашей видеокарте. Графические процессоры разных ревизий могут отличаться техпроцессом, предельными частотами и температурой эксплуатации, напряжением питания и даже числом конвейеров. Прошивка в карту с графическим процессором старой ревизии видеоBIOS, предназначенного для процессора новой ревизии, может привести к физическому повреждению графического процессора.
  • В видеокартах на базе графических процессоров GeForce 6X00 и более новых часто применяется градация по ценовому диапазону с помощью изменения числа конвейеров одного и того же графического процессора. Как правило, производители отключают конвейеры, не прошедшие тестирование из-за наличия аппаратных ошибок в их работе. Смена видеоBIOS на BIOS от другой видеокарты может привести к разблокировке сбойных конвейеров, что приведет к различным сбоям в работе видеокарты. Даже если в новом BIOS заблокировано такое же количество конвейеров, порядковые номера конвейеров в маске могут не совпасть, в результате будут отключены работоспособные блоки и включены неработоспособные. Проверить совпадение программной маски для видеокарт семейства GeForce 6X00 можно с помощью функции эмуляции видеоBIOS из файла утилиты RivaTuner. Для этого создайте диагностический отчет (Diagnostic report) c включенной опцией «NVIDIA VGA BIOS information», посмотрите в соответствующем разделе отчета строки «SW units mask» и «HW units mask» и запомните номера отключенных конвейеров. После этого перейдите на закладку «Реестр» (PowerUser), загрузите базу RivaTuner.rtd и в разделе «System» в ключе EmulateBIOSFromFile пропишите путь к файлу видеоBIOS

    RivaTuner BIOS Emulation

    Перезапустите программу и снова создайте диагностический отчет. Проверьте номера отключенных конвейеров в разделе «NVIDIA VGA BIOS information». Если они не совпадают, прошивать этот файл BIOS нельзя. Если модуль отчета пишет об ошибке доступа к BIOS, на закладке «Реестр» (PowerUser) присвойте ключу DisablePCIRCheck значение 1 и пересоздайте отчет.

Asus, GPU-Z, LeadTek, MSI, NiBiTor, PCI, RivaTuner, VideoBIOS, VRAM, видеопамять, реестр

После обновления видеоBIOS стали появляться цветные точки на сплошных фонах, произвольно меняться цвета графических элементов #

  1. Возможно прошитый видеоBIOS настроен на более высокие частоты, нежели изначальный. Если видеопамять недостаточно быстродействующая для новых частот или охлаждение графического процессора стало недостаточным, уменьшите рабочие частоты с помощью RivaTuner или воспользуйтесь редактором BIOS для исправления их в файле BIOS. Проверьте также соответствие характеристик графического процессора и оперативной памяти файла BIOS и видеокарты.
  2. Проблема может быть в отличных от изначальных временных параметрах (таймингах) синхронизации для видеопамяти в новом BIOS. Данную проблему возможно исправить либо радикальным снижением рабочей частоты видеопамяти, либо редактированием таймингов в BIOS с помощью редактора. Лучше восстановите предыдущую версию BIOS.
  3. Если обновленная версия BIOS добавляла поддержку возможностей AGP SBA или Fast-Writes, рекомендуется обновить драйвер контроллера AGP материнской платы и драйвер NVIDIA. Если обновление не помогает, отключите добавившиеся возможности шины AGP с помощью RivaTuner.

AGP, RivaTuner, VideoBIOS, VRAM, артефакты, видеопамять, системы охлаждения