GeForce FX 5900 и Radeon 9800Pro - сравнение в реальных играх

23.05.2004


Введение

Прошел почти год со времени анонса графических процессоров R350 и NV35. На протяжении этого времени и АТИ и НВИДИА старательно пытались убедить нас, своих покупателей, в превосходстве своего детища перед конкурентом. Программисты изыскивали возможности вытянуть из своих карт еще немного производительности в популярных бенчмарках. PR-отделы компаний поливали конкурентов грязью при любом удобном случае. Уже отгремели былые скандалы, компании выпустили новые карты по космическим ценам, при этом бывший Hi-End значительно потерял в цене. Сегодня, когда цены на карты на базе процессоров R350 и NV35 упали до 240-260$ и продолжают снижаться, все больше покупателей обращают на них внимание, и, вопрос, насколько та или иная карта хорошо подойдет для любимых игр, встает все более остро. Смогут ли эти карты сегодня обеспечить приемлемую скорость в любой игре при максимальных настройках качества графики? Можно ли будет играть в любые игры при использовании таких возможностей как антиалиасинг и анизотропная фильтрация?

В этом исследовании мы решили обойти вниманием популярные синтетические и полусинтетические тесты. Их результаты уже банальны и скучны. Результаты многих из таких тестов, уже нельзя уверенно интерполировать (в свете историй с "заточками") даже на очень похожие игры. Мы сосредоточим наше исследование на производительности карт в реальных играх. Играх, которые содержат встроенные бенчмарки и играх, бенчмарков не имеющих. Посмотрим, как хорошо справляются рассмотренные карты со своей основной задачей - быстрый качественный рендеринг в играх, и постараемся найти победителя на базе только этих результатов.

Спецификации

Прежде всего, обратим внимание на технические характеристики рассмотренных карт, на базе процессоров GeForce FX 5900 и Radeon 9800Pro:

 

GeForce FX 5900

Radeon 9800Pro

Чип:

Кодовое имя

NV35

R350

Технологический процесс, мкм

0.13

0.15

Рабочая частота, МГц

400

380

Пиксельных конвейеров

8 (4)

8

Текстурных блоков в пиксельном конвейере

1 (2)

1

Наложение текстур за проход

16

16

Скорость заполнения в режиме мультитекстурирования, млн. пикселей/текселей

3200/3200

3040/3040

Память:

Тип

DDR SDRAM

DDR SDRAM

Рабочая частота, МГц

425

338

Шина обмена с чипом, бит

256

256

Максимальня пропускная способность (без учета оптимизаций)

27.2

21.6

Технологии экономии полосы пропускания памяти

Intellisample

HyperZ III

  "Перекрестный" контроллер памяти

+

+

  Быстрая очистка Z-буфера

+

+

  Сжатие Z-буфера

+

+

  Сжатие цвета в режимах антиалиасинга

+

+

  Удаление скрытых поверхностей

+

+

  UltraShadow

+

-

3D-возможности:

Наложение рельефа:

  Emboss

+

+

  Environment

+

+

  DOT3 Product

+

+

  Displacement

-

+

Кубические карты среды

+

+

Объемные текстуры

+

+

Компрессия текстур

+

+

Анизотропная фильтрация

+

+

Совмещение анизотропной и трилинейной фильтраций

+

+

Антиалиасинг

+

+

  Тип

MSAA

MSAA

  Маски

2x, Quincunx, 4x, 4xS, 6xS, 8x

2x, 4x, 6x

Вершинные шейдеры

2.0

2.0

Пиксельные шейдеры

2.0

2.0

Версия DirectX

9.0

9.0

Версия OpenGL

1.5

1.5.4201

2D-возможности:

Интегрированный RAMDAC, МГц

400x2

400x2

Интегрированная поддержка DVI

+

+

Интегрированная поддержка TV-out

+

+

Возможность работы одновременно: с двумя мониторами/монитором и TV

+/+

+/+

Особенности дизайна:

Интегрированный мониторинг температуры

+

-

Внешнее питание

+

+

Рекомендуемая разработчиком мощность блока питания, Вт

350

300

Прекрасно видно, что по базовым характеристикам, таким как скорость закраски и пропускная способность памяти, процессор NVIDIA несколько превосходит конкурента от ATI. Посмотрим, как будут обстоять дела в реальных играх, но сначала представим карты, которые будут отстаивать флаги NVIDIA и ATI в нашем исследовании



Карты

ASUS V9950/TD 128MB

Карты на базе процессора GeForce FX 5900 в нашем исследовании представляет продукт тайваньской компании ASUSTeK - ASUS V9950/TD 128MB.

Карта использует интерфейс AGP 3.0 и поддерживает скорость передачи данных по шине AGP 2x, 4x и 8x. Дизайн - эталонный NVIDIA, хотя различия в элементной базе стабилизатора питания все же есть:

GeForce FX 5900 референс-дизайн

Система охлаждения карты ASUS V9950/TD заслуживает всяких похвал:

Во-первых, в отличие от эталона NVIDIA, она достаточно компактна, чтобы не занимать первый слот PCI. Во-вторых, отказ от "турбинного" кулера, гоняющего воздух, в направлении, задаваемом желобами, в пользу двух традиционных вентиляторов положительно сказывается на шумовых характеристиках карты. Радиатор карты составлен из тонких медных пластин и основания. Такая конструкция традиционно превосходит по своим характеристикам прессованные алюминиевые "поделки", которые пользуются популярностью у многих производителей (прежде всего из-за дешевизны технологии их изготовления). Нельзя не отметить и надежность крепления радиатора ASUS к печатной плате. Крепление выполнено с помощью трех винтов и обеспечивает надежное, без возможности малейшего смещения, прилегание радиатора как к чипу, так и к микросхемам памяти. Мы даже не решились разбирать эту монолитную конструкцию, чтобы посмотреть тип установленной на карте памяти. :)

Рабочие частоты ASUS V9950/TD соответствуют эталонным NVIDIA для FX 5900 - 400MHz ядро и 425MHz память. Причем, частоты эти используются не только в 3D, но и в 2D режимах. Такое решение весьма спорно. С одной стороны, постоянная работа на максимальных частотах приводит к повышенному нагреву карту (в нашем случае температура в простое держалась в районе 60 градусов). С другой стороны, карты обладающие возможностью "сбрасывать" частоты в 2D режиме, часто, вместе с частотами, "сбрасывают" и обороты вентилятора (либо даже останавливают вентилятор вовсе!) что так же ведет к повышенному разогреву карты. Кроме того, в определенных ситуациях драйвер, управляющий частотами карты, может "путать" 2D и 3D режимы, что может приводить к проблемам со скоростью или температурой. Таким образом, вряд ли можно считать недостатком карты постоянную ее работу на максимальных частотах. Скорее это особенность, со своими достоинствами и недостатками.

Карта поставляется в большой, красивой коробке с изображением, так полюбившегося ASUSTeK, "терминатора":

В комплект поставки, помимо самой карты, входят:

  1. Кабель для подключения к композитному входу TV ("тюльпан"). Заметим, что комплектация карты таким кабелем кажется странным решением, учитывая, что она оснащена S-Video выходом, позволяющем получить более высокое качество изображения. Кабель, обеспечивающий такую возможность, в комплекте поставки карты отсутствует. Экономия на скрепках?
  2. Переходник DVI-I на VGA
  3. Руководство по установке (в том числе и на русском языке)
  4. Набор необходимого программного обеспечения, включающий программу для просмотра DVD от ASUSTeK, драйверы и набор игр и демо-версий

Sapphire Atlantis Radeon 9800Pro 128MB

Карты на базе процессора ATI Radeon 9800Pro в нашем исследовании представляет карта от гонконгской компании Sapphire.

Карта использует интерфейс AGP 3.0 и поддерживает скорость передачи данных по шине AGP 2x, 4x и 8x. Дизайн - эталонный ATI, как и у большинства других производителей, самостоятельно подобных карт не производящих, а заказывающих их у старого партнера ATI - компании PC Partner. Такая практика уже давно стала обычной для карт, печатная плата которых слишком сложна, чтобы ее производство "осилили" производители третьего и даже второго эшелона. Сегодня практически только компания ASUSTeK полностью освоила производство High-End карт на чипах компании ATI, в то время как большинство других производителей продают карты PC Partner под собственным именем, максимум, что меняя в дизайне, так это кулер. Впрочем, в нашем случае, Sapphire не стал делать даже этого. На карте установлен эталонный кулер ATI.

Нетрадиционная, напоминающая ромб, форма этого кулера - скорее элемент дизайна, нежели решение позволяющее улучшить теплообмен. Тем не менее, есть в этом кулере и некоторые конструктивные решения, действительно теплообмен улучшающие. Основание кулера имеет выступ, нивелирующий вредное влияние защитной рамки, предохраняющей чип от сколов, из-за которой было возможно недостаточно плотное прилегание основания радиатора к процессору. Правда, в таком случае, смысл установки на чип самой защитной рамки равен нулю. Вторым интересным решением, улучшающим теплообмен, являются овальные отверстия в основании радиатора. Их назначением, очевидно, является обеспечение доступа потока воздуха на подложку чипа с целью исключить застой горячего воздуха там. Подобное решение не ново, и, например, используются так же компанией Intel в боксовых кулерах для старших моделей своих процессоров, а так же процессоров на ядре Prescott. Итак, эталонный кулер ATI совсем не так прост, как кажется. Видно, что компания при его создании заботилась не только о дизайне. Впрочем, есть у этого кулера и недостатки - довольно хлипкое крепление к чипу, которое, как и у недорогих карт, обеспечивается двумя "клипсами". В результате кулер "ездит" по чипу при небольшом усилии, что может привести к нарушению контакта радиатора и чипа (образование воздушных пузырей). Кроме того, кулер может расколоть кристалл процессора или попросту оторваться, если взять довольно тяжелую карту за него.

На карте установлены микросхемы памяти производства Samsung со временем доступа равным 2.8ns, что соответствует 357MHz.

Никакое охлаждение микросхем памяти Sapphire не использовал, впрочем, его не предусматривает и эталонный дизайн ATI.. Рабочие частоты карты соответствуют эталонным ATI - 378MHz ядро и 338MHz память.

Попавшая к нам карта Sapphire поставляется в OEM упаковке, а значит ни о какой коробке и играх в комплекте речи не идет.

В большом и совсем некрасивом :) пакете, помимо карты, поставляются:

  • Кабель S-Video для подключения к TV оснащенным соответствующим входом.
  • Кабель Composite Video (тюльпан-тюльпан) для подключения к TV не оснащенным S-Video входом.
  • Переходник, обеспечивающий возможность подключения карты с помощью композитного кабеля.
  • Переходник DVI-I на VGA
  • Удлинитель, позволяющий подключать карту к Molex-разъему блока питания, если этот разъем достаточно удален от карты или свободный разъем отсутствует.
  • Диск с драйверами.



Как мы тестировали

Для исследования производительности, в играх, не имеющих бенчмарков, мы использовали утилиту Fraps 2.0, умеющую собирать статистику по FPS в любом 3D-приложении. Для сбора статистики мы использовали ролики на движке игр, которые присутствуют практически в каждой из них. Однако нужно себе отдать отчет, что подобная методика, в отличие от традиционной, дает большую погрешность измерений (мы отметили разброс результатов порядка 5%). Тем не менее, вне пределов погрешности, такое исследование очень заманчиво, ибо, будучи практически не ограничено набором игровых тестов, позволяет сравнить производительность карт наиболее всесторонне.

Система

  • Процессор: AMD Athlon XP 2600+ (Model 8, 2133 MHz)
  • Материнская плата: ASUS A7V333
  • Системная память: Kingston PC2700 2x512MB
  • Жесткий диск: HDS722516VLAT80
  • Монитор: Samsung SyncMaster 700IFT
  • Блок питания: Inwin IW-P300A3-1
  • Программная часть: Windows XP Pro, SP1, DirectX9b
  • Версии драйверов: NVIDIA - Detonator 56.72, ATI - Catalyst 4.3

Настройки тестов

Все игры, используемые при тестировании, мы настраивали на максимальное качество изображения, за исключением случаев оговариваемых отдельно. Для каждой игры, помимо базовой скорости, проводились измерения скорости при одновременном форсировании антиалиасинга и анизотропной фильтрации посредством драйвера. Так же мы сравним качество изображения, которое дают карты, в каждой из рассмотренных игр.



Качество 2D

В этом разделе сегодня у нас все без нареканий. И карта ASUS V9950/TD и Sapphire Atlantis Radeon 9800Pro продемонстрировали нам отличное качество 2D, на используемом в тестировании мониторе, в оптимальном для него рабочем режиме 1024x768x100Hz. Стоит отметить так же, что никаких проблем с "наводками в некоторых разрешениях", которые мы отмечали ранее у карт на базе процессора ATI R300, у карты Sapphire Atlantis Radeon 9800Pro не наблюдалось.

Далее: Тесты Direct3D (скорость и качество)


Введение
Спецификации карт
Карты
   -ASUS V9950/TD 128MB
   -Sapphire Atlantis Radeon 9800Pro 128MB
Как мы тестировали
   -Система
   -Настройки тестов
Качество 2D
Тесты Direct3D (скорость и качество)
   -Aquanox
   -Enclave
   -The Kreed
   -Tomb Raider: The Angel of Darkness
   -Halo: Combat Evolved
   -Unreal II: The Awakening
   -Unreal Tournament 2003
   -Unreal Tournament 2004 Demo
   -Postal 2
   -Prince of Persia - Sands of Time
   -Vietcong - Fist Alpha
   -Contract J.A.C.K.
   -TRON 2.0
   -Max Payne 2 - The Fall Of Max Payne>
   -RalliSport Challenge
   -Colin McRae Rally 04 Demo
   -World Racing
   -Grand Theft Auto - Vice City
   -Mafia
   -Yager
   -Lock On
Тесты OpenGL (скорость и качество)
   -IL-2 Sturmovik Forgotten Battles
   -Serious Sam - The Second Encounter
   -Return to Castle Wolfenstein
   -Soldier of Fortune II - Double Helix
   -Call Of Duty
Выводы