NVIDIA: Давид против Голиафа

Завязка

Итак, что же так поссорило двух именитых производителей? С одной стороны, Intel уже давно присматривается к рынку дискретных видеоадаптеров, с другой стороны, еще присутствует и нешуточная конкуренция на рынке чипсетов, и с выходом новой линейки процессоров Core i Intel наотрез решила избавиться от «лишних» игроков при производстве чипсетов для новых платформ. Но ни первое, ни второе не могли так кардинально повлиять на отношение этих компаний. В первом случае Intel, при всём своём большом желании и стараниях, так и не смогла представить достойный продукт, а в борьбе за рынок чипсетов для новой платформы многое зависит от судебных решений, а именно: как суд растолкует уже подписанные ранее договоры между NVIDIA и Intel, на право использования патентов.

Главным же камнем преткновения является такой аппетитный и стремительно растущий кусок пирога, такой как рынок ультрапортативных устройств, сначала нетбуков, а позже и еще более широкого спектра устройств. Здесь Intel и «затаила обиду» на NVIDIA за то, что она ворвалась на эту территорию со своими ION, на территорию, которая больше года была под монополией первой, да еще и с платформой, которая явно превосходила морально устаревшую логику Intel GMA 9XX и 5XX в разы, особенно по части графической производительности. Вот здесь монстр и показал свои зубы. Intel сразу же разослала письма производителям нетбуков, где недвусмысленно дал понять, что Atom будет продаваться только в связке с собственными чипсетами. Правда, когда эта информация стала достоянием широкой публики, компания быстренько сделала заявление, что не будет предпринимать ничего такого, «что может быть расценено как противодействие продвижению ION». Однако, хотя Intel и отгружает OEM-производителям процессоры Atom отдельно, но запрашивает за них непомерные цены, около 45 долларов за отдельный процессор, притом, что за связку CPU и чипсета просит только 25. Хотя, казалось бы, можно было бы выбросить логику чипсета и ставить только процессоры, однако, Intel настаивает на использовании всех элементов.

Делёжка рынка

За такие нечестные методы борьбы с конкурентами Intel уже неоднократно подвергалась судебным преследованиям. Даже на родине, в США, Федеральная торговая комиссия (FTC) подала на Intel в суд за нарушения антимонопольного законодательства за последние 5 лет. В их число входят принуждение производителей компьютеров отказываться от использования конкурирующих процессоров при помощи метода кнута и пряника (FTC, в частности, упоминает компании Dell, Hewlett-Packard и IBM), а также внедрение в компилятор секретного алгоритма, который замедляет выполнение программного кода конкурирующими процессорами. В конце концов, даже такому гиганту как Intel будет непосильно тащить такое бремя, ведь с каждым годом штрафные санкции стают все больше и больше и их частота увеличивается.

Еще и аналитики подливают масло в огонь. Так, в ABI Research считают, что к 2013 году в сегменте нетбуков, мобильных интернет-устройств и ультрамобильных ПК будут доминировать процессоры с ARM архитектурой. А здесь позиции NVIDIA в перспективе намного сильнее, чем у Intel, ведь первая уже имеет Tegra, которая успешно нашла применение и прекрасно себя зарекомендовала во многих устройствах, причиной чему стали прекрасные мультимедийные возможности гаджетов, основанных на данном процессоре. И хотя сейчас 90 % рынка занимают устройства с х86-совместимой архитектурой, то уже в следующем году расстановка сил будет 75 : 25, хотя всё еще в пользу x86-совместимых решений, в 2012, соответственно, 60 : 40, а вот в 2013 произойдет рокировка — 40 : 60. Тогда понятно, почему руководство Intel прибегает к таким мерам, но это их не оправдывает. Этот сегмент является очень перспективным, и обещает еще много сенсаций.

Если взять рынок графики в целом, то здесь Intel ведет так же крайне агрессивную игру, от чего очень страдает не только NVIDIA, но и AMD. NVIDIA является крупнейшим производителем дискретной графики, однако если брать рынок графики в целом, то Intel сейчас занимает 53 %, при том, что год назад эта доля составляла 49 %, то есть доля последней постоянно растет, доля же NVIDIA, наоборот — уменьшается, при том, что последняя поставляет на рынок более производительные продукты. Сейчас NVIDIA имеет 24% рынка, в то время как в прошлом году было 28%. Как же Intel удается достигать таких результатов? Если хотя бы краем глаза посмотреть на рынок интегрированной графики, то монополия последней станет просто очевидной — 80%, и это при том, что компания не производит чипсеты для AMD. Получается, что практически весь рынок интегрированной графики на своих платформах Intel контролирует сама. Здесь также просматривается схема, описанная выше: когда процессоры вместе с чипсетами продаются по очень выгодной цене. Это хорошо просматривается в годовом финансовом отчете Intel за прошедший год, количество проданной продукции увеличилась, но прибыль уменьшилась. Отчасти виной тому послужил финансовый кризис, но не исключено, что повлияла и более агрессивная игра на рынке.

То что NVIDIA сможет добиться разрешения выпуска чипсетов для новых платформ под Core i, не вызывает сомнения, но в Intel уже предусмотрели такой сценарий и перенесли графику непосредственно в процессор. И хотя глубокое интегрирование (как правило) — это хорошо, но это только усугубит ситуацию на рынке, а монополия ничего хорошего конечному пользователю не сулит. Apple уже выразила свое недовольство подобным шагом в свете своего тесного партнёрства с NVIDIA в последнее время, и даже пригрозили, что будут специально извлекать графический чип с подложки. Ситуация складывается довольно непростая. Уже сейчас многие бывшие «эксклюзивными» технологии интегрированной графики NVIDIA перекочевали на новую платформу IGP Intel, и как долго первая сможет противостоять такому гиганту полупроводниковой индустрии? Но у NVIDIA есть и дискретные решения, а они ценны не только отличной работой с 3D приложениями, но и тем, что имеют огромный потенциал для универсальных вычислений посредством GPU. Здесь-то и таится угроза для Intel, так как Larrabee не оправдал возложенные на его надежды, хотя направление было выбрано верное, ведь за объединением преимуществ CPU и GPU — будущее, ярким примером того является Cell.

CPU vs GPGPU

Если говорить о суперкомпьютерах, то, на первый взгляд, позиции Intel как никогда непоколебимы. В этом году клиенты охотно приняли новую линейку процессоров Xeon и удалось отбить несколько процентов рынка у AMD. Но в то же время тенденции развития данного рынка не очень благоприятные как казалось бы. Во-первых, новые шестиядерные AMD Opteron оказались уж больно удачные, о этом наглядно свидетельствует список ТОР500 самых производительных суперкомпьютеров: первое место занял Cray XT5 Jaguar, да и в пятёрке четверо — представители на процессорах AMD. А в этом году должны выйти еще и 8- и 12-ядерные процессоры Opteron.

Во-вторых, прослеживается перспективная тенденция выполнять трудоёмкие вычисления посредством GPU. Здесь как раз NVIDIA имеет козырь в рукаве в виде Tesla — серии вычислительных модулей, построенных на графических процессорах (GPU) NVIDIA. При подключении к ПК стандартной архитектуры x86, графические процессоры играют роль математических сопроцессоров, разгружая центральный процессор и, в зависимости от обсчитываемой задачи, существенно повышая производительность всего комплекса. Модуль Tesla C1060 в форм-факторе видеокарты содержит 240 ядер и подключается к ПК через шину PCI-Express. Его производительность составляет 1 Тфлопс в пике. Сфера применения Tesla совпадает с классическими суперкомпьютерными задачами: гидро- и газодинамикой, молекулярной химией, геологоразведкой, распознаванием образов, обработкой звука и видео.

На сайте NVIDIA можно найти более 200 приложений, написанных для Tesla. Для переноса на платформу новых программ существует программная среда CUDA, семантически близкая языку С. Не требуется переносить на CUDA весь код задачи: достаточно ограничиться наиболее его самыми ресурсоемкими частями. Программирование на CUDA не должно отпугнуть разработчиков, так как в мире сейчас работает более 100 млн. устройств, построенных на CUDA — помимо вычислительных ускорителей Tesla к ним относятся видеокарты NVIDIA GeForce, начиная с 8000-й серии, и профессиональные решения NVIDIA Quadro. Как пример, можно посмотреть суперкомпьютер на базе видеокарт NVIDIA, созданный в университете Антверпена. Цена системы оказалась менее 6000 евро, но по производительности она сопоставима с кластером из сотен ПК. Суперкомпьютер использует исследовательская группа ASTRA, задачей которой является разработка вычислительных методов томографии. Новая система решает задачи быстрее и потребляет энергии гораздо меньше, чем суперкомпьютерный кластер.

Перспектива

Пока в данном направлении NVIDIA лидирует, да и новая архитектура Fermi должна быть довольно революционной. Она обещает быть еще более предрасположенной для расчётов, да и в 3D среде должна быть на высоте, что позволит легко конкурировать и с AMD. В целом, ситуация для NVIDIA на рынке не такая и облачная, просто сейчас непростое время, так как появляются новые ниши, появляются новые приоритеты и каждому производителю нужно найти свое место.

 / 
Максим Титов (tuareg)