Небольшое исследование производительности драйверов NVIDIA

Вступление

Многие задумывались на вопросом — как можно увеличить производительность компьютера, ничего не изменяя в аппаратной части? Хорошей прибавкой к производительности может послужить разгон, однако, не для всех он является доступным и не все хотят этим заниматься. Другой вариант — оптимизация работы операционной системы, что требует определенных знаний и понимания того, что нужно сделать. Но бывает, что и более простой вариант может принести дивиденды. Это замена драйверов на новые версии. Так ли это, мы проверим в небольшом исследовании (конкурсная работа).

Ранее многими энтузиастами выпускались специализированные (оптимизированные) версии драйверов, нацеленные на достижения максимальной производительности. В их основе, конечно же, лежали драйверы, выпускаемые основными производителями видеокарт: ATI и NVIDIA. Энтузиасты лишь меняли некоторые параметры с помощью твикеров реестра.  В настоящее время подобные сборки потеряли былую популярность и пользователям ничего не остается, как надеяться на оптимизацию драйверов самими производителями.

В данной статье проводится попытка оценить изменения в производительности драйверов NVIDIA разных версий для видеокарт семейства GeForce 8x00.

Платформа

Видеокарты

В качестве испытуемых использовались две видеокарты: Asus GeForce 8600 GT 256 Мб и Palit GeForce 8800 GT 512 Мб.

Первая из видеокарт — Asus GeForce 8600 GT 256 Мб DDR3 128-бит — это бюджетное решение, в основе которого лежит ядро G84, а оснащение включает всего 256 Мб видеопамяти, которой по сегодняшним меркам явно недостаточно. Но тем интереснее будет получить результат.

Аналогом её можно считать семейство видеокарт GeForce 9500 GT. Основные технические характеристики можно узнать из скриншота диагностической утилиты GPU-Z:

Видеокарта Palit GeForce 8800 GT 512 Мб DDR3 256-бит — более производительное решение, ядро G92 и 512 Мб видеопамяти. Современным аналогом является GeForce 9800 GT.

Основные технические характеристики отображены в показаниях утилиты GPU-Z:

Эти видеокарты появились в 2007 году, таким образом можно проанализировать производительность одних из ранних версий драйверов NVIDIA и посмотреть, насколько сильно они (драйверы) «отстали» от более новых версий.

Драйверы

В качестве точки отсчёта был выбран драйвер 175.16 WHQL — эта версия драйвера изначально поставлялась с видеокартой GeForce 8800 GT и датирована 13 мая 2008 года. Она также подходит и для видеокарты GeForce 8600GT.

Промежуточной точкой (спустя год) выбран драйвер 185.85 WHQL (6 мая 2009 года), в котором, согласно описанию, была добавлена поддержка новых видеокарт семейства GT200, введена поддержка CUDA 2.2 и улучшена производительность в некоторых играх под управлением операционной системы Windows XP, а так же автоматически устанавливается новая версия физического движка PhysX.

Последней доступной сертифицированной версией на момент подготовки статьи стал драйвер 196.21 WHQL (19 января 2010 года), в котором улучшена поддержка SLI систем в различных играх, обновлено ПО PhysX и исправлены ошибки.

Прочие оборудование и ПО

Конфигурация тестового стенда

  • центральный процессор: Intel Pentium DualCore E2160 @ 3000 МГц (9 x 333 МГц);
  • система охлаждения: боксовый кулер с медной вставкой, поставляемый со старшим семейством процессоров Core 2 Duo;
  • материнская плата: Asus P5L-MX (чипсет i945G, mATX);
  • оперативная память: Samsung DDR2-667 2x512 Мб;
  • жёсткий диск: 250 Гб WDC WD2500JS (IDE);
  • блок питания: PowerMan (InWin) 450 Вт;
  • монитор: LCD 19” Samsung 940N (1280x1024@75 Гц);
  • операционная система: Microsoft Windows XP Professional Service Pack 2 (x86);
  • DirectX 9.0с (август 2009 года).

Методика тестирования

После установки драйверов никакие оптимизации в их работу не вносились – настройки определяются приложением. Максимальное разрешение 19” LCD-монитора составляет 1280х1024, поэтому тестирование проходило только в этом разрешении Режим тестирования — Direct3D 9.

 В качестве тестов использовались следующие приложения:

  • 3DMark`06: настройки по-умолчанию, Anti-Aliasing — None, Filtering Optimal
  • FurMark 1.70: режим Benchmarking, MSAA — None, время прогона 60 с.
  • S.T.A.L.K.E.R.: Clear Sky Benchmark 1.00: установки — средние, рендер — улучшенное полное освещение.
  • World in Conflict: Soviet Assault: встроенный тест, настройки по-умолчанию, сглаживание: 0х.
  • Far Cry 2 Benchmark Tool: качество рендеринга — оптимальное (Medium), производительность — Very High, Anti-Aliasing — None, Vsync — off.

Во всех тестах, кроме 3DMark`06, использовались показатели значения FPS: минимальное (min), среднее (avg) и максимальное (max).

Количество прогонов каждого из тестов — 3, после чего результаты складывались, и высчитывалось среднее значение.

Результаты тестирования

3DMark`06

Прирост не превысил 3 % для видеокарты 8600 GT и наиболее заметен при переходе с драйверов версии 175.16 на 185.85. В случае 8800 GT прирост ещё меньше — 1 %, и можно считать его погрешностью измерений (сдерживающим фактором является процессор).

FurMark 1.70

Как видим, прирост производительности более заметен и составил в среднем 20 % по сравнению со старой версией драйверов — 175.16 . Более новые драйверы показывают абсолютно идентичный результат на разных видеокартах.

S.T.A.L.K.E.R.: Clear Sky

С видеокартой 8800 GT в тестах «Солнце» и «День» значения минимального и среднего FPS можно считать «стабильными».

В тесте «День» заметно как повышение, так и снижение производительности при переходе от одной версии драйвера к другой. В целом прирост составил 4 %.

В тесте «Ночь» и «Дождь» заметно снижение минимального и среднего FPS на ~9 % и ~6 % соответственно, но при этом выросло значение максимального FPS на 16 % и 10,5 %.

 

Во всех тестах с видеокартой 8600 GT значения минимального и среднего FPS практически совпадают. Заметно падение максимального FPS в тесте «День» при переходе на новые версии драйверов, суммарно оно составило 25 %.

В тестах «Дождь» и «Ночь» максимальный FPS вырос на 6 % и 12 %, соответственно.

World in Conflict: Soviet Assault

Странные результаты наблюдаются при переходе на новые драйвера с видеокартой 8800 GT —максимальное значение FPS понизилось на 6 %, при этом на 8600 GT наблюдается увеличение максимального FPS на 19 %. То же самое относится и среднему значению FPS, где показатели составили -4 % для 8800 GT и +7 % для 8600 GT.

Far Cry 2

Так же, как и в 3DMark`06, повышение FPS больше всего заметно на «слабой» видеокарте 8600 GT и составляет 10 % (переход с версии драйверов 175.16 на 196.21). Для 8800 GT смена драйвера практически ничего не даёт — прирост составил менее 1 %, что можно считать погрешностью измерений (сказывается слабый процессор).

Заключение

Итак, даже из такого короткого обзора можно сделать некоторые выводы:

  1. Разработчики драйверов NVIDIA не сидят на месте и постоянно оптимизируют драйверы. Конечно, в некоторых конкретных случаях возможно падение производительности, но в целом новые драйверы показывают производительность выше старых.
  2. Для раскрытия потенциала видеокарты (и драйверов) нужен хороший процессор, т.к. в нашем случае производительность видеокарты с новыми версиями драйверов в некоторых играх сдерживал именно процессор.
  3. Темпы прироста производительности при переходе от одной версии драйвера к другой не так высоки и связано это по большей части к раскрытию всего потенциала «старых» видеокарт. Более заметный он может быть на новых видеокартах, т.к. в основном оптимизация драйверов осуществляется с привязкой к возможностям новых видеокарт.

В качестве общего вывода — стоит или нет менять драйверы, то, как уже многократно отмечалось в различных источниках (в том числе и на МИРе NVIDIA), заменять драйвера на более новые НУЖНО, особенно если сам разработчик отображает в описании драйвера, в каких приложениях повышена производительность!

P.S. В статье не рассматривалось, как замена драйверов влияет на качество изображения, но надеюсь это будет тема отдельной статьи. 

Артём Галай (schaos)