Интервью с создателем ретрошоу «16 бит тому назад» и «Кремниевые Титаны», часть 2

«МИР NVIDIA»: У тебя вышли интереснейшие выпуски, где ты рассказываешь об IT-гигантах, в частности у тебя четыре части противостояния «Intel vs AMD» и столько же ты рассказал об ATi и NVIDIA. Планируешь ли ты продолжить серию или в рамках ретро-направленности канала тебе не столь интересно то, что происходит сейчас между этими компаниями?

Дмитрий: Да, происходящее сейчас между этими гигантами меня как блогера совсем не интересует. Но я очень внимательно слежу за этим как потребитель. В том числе и в профессиональном смысле. Сейчас я поклонник связки Intel + NVIDIA, просто потому что мои субъективные тесты показывают мне, что так я получу лучший результат. Так было более или менее всегда, но был момент, когда вышел AMD64, мои тесты стали показывать, что AMD даёт более хороший результат, чем Intel, и я пересел на AMD на пару лет. Так что никакого фанатизма, мне просто нужна производительность, причём не на картинках, а в моих прикладных задачах. Но когда речь идёт об истории, я считаю одинаково восхитительной как историю Intel, так и историю AMD, как историю NVIDIA, так и историю ATi. Я не принимаю ничью сторону, мне нравится освещать те события такими, какими они были, во всяком случае, с моей точки зрения. Если мне не нравятся какие-то конкретные действия одних или других — я об этом говорю. Нечестную игру вели все эти компании, каждая — в своё время, так что там есть «грязное бельё», о котором можно рассказать, и рассказать явно критически, но главное тут — не показать, что одна компания лучше другой, а просто сделать хороший развлекательный сюжет, выводы пусть зритель делает сам. Я думаю, что к таким «версусам» я ещё вернусь, и не раз, но прямо сейчас таких планов нет.

Шоу «16 бит тому назад»

«МИР NVIDIA»: Не кажется ли тебе, Дмитрий, что пары AMD-Intel и AMD-NVIDIA играют в определённую «игру», не уничтожая конкурента, для того, чтобы не попасть под антимонопольное законодательство Штатов? А вся эта яростная конкурентная борьба лишь ширма для обывателя?

Дмитрий: Нет, я так не думаю. Всё гораздо сложней. Во-первых, нельзя забывать, что Intel сам принёс свои «чертежи» в AMD, чтобы подписать контракт с IBM. Если бы не AMD, может быть никакой компании Intel вообще бы не было. Во-вторых «антимонополька» не запрещает конкурентную борьбу как таковую. Она запрещает лишь «нечестные» приёмы, если можно так сказать. Если бы Intel мог «честно» вытеснить AMD с рынка — он бы вытеснил. Ему для этого не понадобилось бы даже «убивать» AMD как компанию, достаточно было бы сделать для AMD невыгодным производство, допустим, процессоров для ПК. Но у Intel нет таких инструментов, более того, все эти Core i9, на мой взгляд — не более чем реакция (причём явно нервная и непродуманная) на появление соответствующих процессоров AMD, которые угрожали вытеснить из определённого сегмента микропроцессоров как раз Intel. В результате Intel дал «ответку», которая не очень-то оправдала ожидания, потому что надо было спешить.

Тот же AMD64 — причём я и про архитектуру, и про семейство процессоров времён Athlon 3000+, и про укоренившееся название 64х-битных x86-совместимых процессоров в целом — с моей точки зрения — явное следствие провала технологии и политики Intel в конкретный исторический момент. Так что борьба там совершенно не картинная, она весьма серьёзная, и потребитель от неё очень выигрывает. Да, есть аспекты, в которых банкротство ATi не слишком выгодно NVIDIA, но давайте вспомним момент, когда ATi никто не замечал, а главным конкурентом NVIDIA был 3Dfx — ничего не помешало NVIDIA технологически обогнать «старшего брата», сделать для него невыгодным продажу его собственных последних разработок, а затем с потрохами купить его и стать абсолютным монополистом в этом секторе. Когда гигант может — гигант делает, и «антимонополька» ему тут никак не помешает, если конечно он не будет откровенно «фолить», как говорят футболисты.

«МИР NVIDIA»: Почему абсолютным монополистом? Ведь был Matrox, была ATi, даже S3 Graphics со своей серией Savage. И у всех были свои плюсы, по сравнению с той же NVIDIA, разве не так?

Дмитрий: Так и сейчас есть как минимум Intel. Во времена 3Dfx к продукции NVIDIA, и уж тем более к продукции ATi, относились примерно так же, как мы сейчас к видеочипам Intel. Matrox был для совсем других целей. Когда NVIDIA стала демонстрировать сопоставимые с 3Dfx чипы (сопоставимые в том смысле, что они были безусловно слабее, но это было хотя бы что-то), существованием остальных производителей видеочипов можно было смело пренебречь. Примерно как мы сейчас можем пренебречь существованием, например, видеочипов Mali — они есть, они умеют неплохую 3D-графику, они умеют кодирование h264 в FullHD «налету», но мы же не будем всерьёз думать о том, что они кому-то конкурент?

Если вмиг исчезнут ATi и NVIDIA, ну, поставим себе какой-нибудь HP Visualize FX10, да будем играть в игры дальше, не пропадём. Но так же, как в 1999 году было понятно: видеокарта — это или Voodoo3 или Riva TNT2, а всё остальное — так, «затычки», так и сейчас понятно, что выбирать видеокарту можно только от двух вендоров, а остальных для нас не существует. И так же как в 2000 году мир не рухнул, когда NVIDIA в честной борьбе обанкротила и купила 3Dfx, так не рухнет он и сейчас, случись что с AMD, а то и, глядишь, наоборот — с NVIDIA.

Voodoo3 от 3Dfx

«МИР NVIDIA»: Как ты думаешь, как дальше будет развиваться компьютерное железо? Не кажется ли тебе, что, несмотря на появление новинок, вот уже несколько лет длится некоторая стагнация? Причём, как в аппаратном, так и в программном мире?

Дмитрий: Мне чаще всего, наверное, задают именно этот вопрос. Короткий ответ: «я не знаю». Да, мне кажется, что серьёзных прорывов в ПК-железе не было уже довольно давно. Это не стагнация, а скорее застой. Тут нужно подключать науку и искать новые решения, без этого мы будем видеть лишь увеличение гигагерц и гигабайт, количества ядер и какого-то очень небольшого уменьшения техпроцесса. Это что касается аппаратной части. Но на счёт программного мира не соглашусь. Если Microsoft решил пойти по пути Facebook, и развивать по сути единственное направление в Windows — направление контекстной рекламы в меню «пуск», основываясь на том, что вы делаете за компьютером, отдавая под сбор этой информации о вас почти все ресурсы вашей машины, то множество других операционных систем, наоборот, идут по пути очень интенсивного развития. Я очень доволен тем, как развивается Linux, FreeBSD, такие технологии как ZFS, nginx, сектор мобильных приложений и многие другие, всего не перечислишь.

«МИР NVIDIA»: Кстати о мобильности. Нет ли у тебя ощущения, что основные акценты у ведущих hardware-компаний сместились в сторону мобильных платформ и беспроводных технологий?

Дмитрий: Да, это безусловно так. Но это не сговор какой-то, просто этого от них требует рынок. Реальность. Всё больше людей получают доступ в интернет минуя ПК. В прошлом, кажется, году в статистике интернет-компаний произошёл переломный момент: доля трафика с планшетов и смартфонов превысила долю трафика с ПК. Всё большему количеству людей для выполнения своих повседневных задач не нужен компьютер в классическом смысле слова. Вполне достаточно мобильного устройства. Геймеры уходят на консоли, потому что это дёшево. Когда говорят про цены в Стиме, забывают, что для игры в ААА-игры нужно ещё купить компьютер тысяч за сто, хотя за 20-30 тысяч можно купить консоль, и даже если купить к ней ещё двадцать игр, всё равно сотка не получится. Когда же вы поиграете в 20 игр на ПК, 21-ую он уже не потянет — устареет, и в его апгрейд придётся вложить ещё одну сотку, а консоль продолжит поддерживать игры ещё несколько лет. И можно спорить о нюансах «графона» хоть до потери сознания, всё равно для морально взрослых людей (не только для родителей, покупающих приставку своему ребёнку, но и просто взрослых геймеров) такая математика гораздо понятней какого-то там субъективного восприятия количества пикселей, теней и сглаживания на мониторе-телевизоре. Это всё уходит в круг ценителей, количество которых не так и велико, если смотреть на обороты игровой индустрии в целом.

Таким образом, вычислительное устройство среднестатистическому пользователю для игр не нужно вовсе. Ему нужен браузер, мессенджер, потихоньку уходящая в прошлое электронная почта, и, может быть, иногда просто позвонить. Смартфон для этого не только более чем достаточен, но и в разы дешевле, чем простой офисный компьютер. Добавьте сюда ещё обилие мобильных игр для тех, кому всё же хочется ещё и поиграть на рабочем коммуникаторе, и необходимость в ПК становится тем более призрачной. Нужно быть плохим бизнесменом, чтобы в этих реалиях не уводить свой бизнес в сторону мобильных платформ и беспроводных технологий. Да, нам, как потребителям, нравится это не всем. Лично мне — уж точно не нравится. Но я стараюсь объективно смотреть на вещи. Нас, архаиков, история ждать не станет, она пойдёт дальше, нравится нам это или нет.

«МИР NVIDIA»: Есть ли какие-то технологии, которые за последний год-два тебя прямо поразили? Или, скажем так, оставили глубокий след в твоей душе?

Дмитрий: Вообще, таких технологий было достаточно много, особенно в области софта, но, думаю, ничего не сравнится с моим впечатлением от Oculus Rift. Ещё того, самого первого, который ничего не мог, имел кучу багов, и официально вообще не продавался. Вышел он конечно, не год-два назад, но я увидел его тоже не сразу. И я не утверждаю, что эта технология перспективна, вероятно, лет через пять про неё опять все забудут, но впечатление моё было очень сильным. А сейчас у меня есть шлем GearVR к моему Galaxy Note 8, и всё то же самое, что мог тот самый первый (и даже потом второй) Oculus Rift, теперь может мой сотовый, безо всякого компа, на природе, на даче, в машине, где угодно. Вот вам и мобильные технологии. И, да, мне пока не надоело.

«МИР NVIDIA»: Что бы ты хотел сказать напоследок читателям? Или может хотел бы поделиться своими планами?

Дмитрий: Всем моим зрителям я бы хотел сказать огромное спасибо за то, что смотрят, что поддерживают, что не бросают. Я очень ценю каждого из вас. Это хобби не только не приносит никакого дохода, но и, наоборот, требует очень большого расходования личных средств, а следственно, если нужно кормить семью, то в приоритете всегда будут другие занятия: работа, домашние дела и всё остальное. На видео совсем не остаётся времени, и иногда я думаю завязать с этим процессом вообще, но время от времени на телефон приходит уведомление, что очередной зритель «задонатил» сто рублей, а то и двести, время от времени на улице подходит незнакомый человек и просит сфотографироваться — всё это очень воодушевляет и заставляет снимать ещё и ещё. Спасибо вам!

«МИР NVIDIA»: И тебе большое спасибо, Дмитрий, за тот качественный контент, что ты создаёшь, тратя своё собственное время и силы!

Удачи тебе и ждём с нетерпением твоих новых выпусков!

 / 
Игорь Шевченко (Bishop)