Microsoft X-Box: первый взгляд...

22.09.2000


  Рынок консолей существует уже довольно долго, за это время он очень сильно вырос, оформился и начал приносить доходы, в разы превышающие доходы рынка PC. Тут-то на него и обратила свое чуткое внимание корпорация Microsoft (ну куда ж без неё! J). Первые слухи на эту тему появились ещё в начале этого года, в то время как выход консоли запланирован на октябрь следующего, 2001 года.

  В недалёком будущем, а именно под рождество 2001 года, развернётся настоящая война. «Битва четырёх» - так её окрестили на многих ведущих мировых сайтах. Почему четырёх, спросите Вы, ведь выходит-то только одна приставка? Это не совсем так: к выходу X-Box, на рынке будет четыре консоли, и три из них - PlayStaion 2, GameCube и Dreamcast - будут от брендов в этой области - Sony, Nintendo и Sega соответственно, а четвёртой будет приставка от Mircrosoft — X-Box, которая совсем не выглядит аутсайдером на этом поприще. Посудите сами: по спецификациям, о которых чуть ниже, это будет самая быстрая и самая “фичная” (богатая по возможностям, навороченная) консоль!

  В продажу приставка поступит под именем X-Box, а не Raven (это название довольно часто фигурировало в слухах). Слишком большие суммы потрачены на раскрутку этого названия. Официальным логотипом скорее всего будет этот:

  У каждой консоли есть свой персонаж, появляющийся в играх только для этой консоли, так сказать персонаж, “продающий” консоль и, популярность этого персонажа, довольно сильно влияет на популярность самой консоли. У Sega это Sonic, у Nintendo — Mario… выделятся тут, пожалуй, Sony, у которой нет такого героя. Но зато есть несколько игр, выгодно выделяющих их игровую приставку (PSX1) над конкурентами — GranTurismo, Tekken и серия Final Fantasy. X-Box не станет исключением в этом плане, у неё тоже есть свой герой — Raven, довольно воинственная девушка, появлявшаяся в демонстрационных роликах X-Box на всевозможных выставках и презентациях.

Хотя, возможно, их будет двое - Raven и пока что безымянный робот.

Но ключевым героем будет всё же Raven.



Программная сторона (софт)

  В плане софта у X-Box всё в порядке, в роли ОС будет выступать некий вариант Windows 2000. В роли API (Application Programming Interface) выступает (кто бы мог подумать J) DirectX и по предварительным данным, этот будет восьмая версия мистической директории…

  В сети так же ходят слухи о том, что “Ось” будет занимать порядка 500 килобайт и не будет зашита в приставку, а будет записываться на каждый диск с игрой. Это, якобы, должно дать разработчикам, при надобности, возможность модифицировать ОС под конкретные игры. Такая маленькая ОС, всё по тем же слухам, будет грузиться не более секунды, причем 90% времени будет уходить на инициализацию графического ядра. В общем, не успеет включиться телевизор, а Вы уже играете J… Задумка хорошая, остается лишь нормально её реализовать.

  А вот с играми у X-Box точно не будет проблем, т.к. уже сейчас разрабатываются более 100 игр, и более 150 крупных (Eidos и Konami, например) кампаний объявили о своей верности M$ J.



Внутренности

  Теперь о возможностях приставки. Коренных отличием от конкурентов, в плане архитектуры, является максимальная приближенность последней у X-Box к архитектуре PC. Судите сами:

  В роли “сердца” системы выступает Intel Pentium III 733MHz, а не его 600Mhz-овый собрат, как предполагалось ранее. Сегодня 733Mhz вызывают зависть у многих, но через год, учитывая, что частоты процессоров за год в среднем возрастают вдвое, всё будет совсем наоборот. Хотя для консоли это очень хорошо, для сравнения - у PSX2 частота процессора 300Mhz, а у GameCube - 405Mhz.

  Видеочип разрабатывается NVIDIA, частота чипа будет в районе 300Mhz, пока что точно известно лишь то, что помимо моря возможностей, чип будет поддерживать полноэкранное сглаживание на аппаратном уровне и нести на борту блок расчёта геометрических трансформаций, освещения и клиппинга (HW T&L), что очень хорошо для телевизоров, у которых максимальное разрешение лишь 800*600. Известно также, что мощности чипа будет достаточно, что бы Raven и другие персонажи/объекты выглядели на уровне приведенных выше картинок с роботом и Raven. Вот один из скриншотов, сделанных с демонстрации X-Box:

Это НЕ пререндеренный ролик, графика рассчитывалась в реальном времени с использованием FSAA.

  Память. Консоль будет иметь 64Mb оперативной памяти, что для консоли очень много (38Mb у PSX2, 40Mb у GameCube), тем более что тип памяти будет не SDR и не SGR, а, скорее всего, DDR (Double Data Rate), которая имеет вдвое большую пропускную способность, чем SDR/SGR память. Сегодня такая память устанавливается лишь на некоторых видео картах из серии GeForce. Но через год, этот тип памяти уже будет использоваться и в роли системной памяти, уже анонсировано несколько наборов логик для материнских плат, с поддержкой этого типа памяти.

  Аудио чип, также, разрабатывается NVIDIA. Чип будет выполнен по 0,15 мк технологическому процессу, с использованием семислойного сплава. Он сможет делать четыре биллиона операций в секунду, что эквивалентно мультимедийной мощности Pentium III (то есть, если старший Pentium будет заниматься только расчётом звука, то получим эквивалентный результат). В итоге мы получим 64-х битный 3D аудио звук в реальном времени.

  У приставки будет восьми гигабайтный жёсткий диск, что просто огромно для консолей. Наверное, Microsoft посчитали, что если они приблизили архитектуру к PC, то и игры будут выходить как и на PC - полуфабрикатами, которые потом “дожариваются” чередой патчей J.

  В плане носителей информации, Microsoft не стали изобретать велосипед, как например, Nintendo, и снабдили X-Box 5-ти скоростным DVD драйвом. Сделано это не из-за того, что “лень”, а из соображения обеспечить лёгкую портируемость игр на PC, а так же для возможности просматривать DVD-фильмы, используя любимую консоль.

  Остались не очень интересные подробности, из которых следует особо выделить наличие сетевой карты, 56Kb модема, а так же наличие 4-х портов для устройств ввода (в принципе, только PSX2 имеет два порта, а GameCube и Dreamcast тоже имеют по четыре порта), думаю, объяснять, что они будут обеспечивать, не стоит J.

  Итак, подведём итог, что же мы получим от всех этих “железок”:

  • 1 200 гигафлоп (flop — операция в секунду);
  • 150 миллионов треугольников (полигонов) в секунду. Если учесть, что частота регенерации у телевизора 50Hz, получим 3 миллиона полигонов в кадре, при частоте кадров 50fps (frame per second);
  • 256-ти канальный звук, выводящийся в 64-х битном качестве;
  • полноэкранное сглаживание (на официальном сайте X-Box пишут, что максимальным разрешением будет 1920*1080, как M$ этого добьются, остается загадкой);
  • возможность просмотра DVD фильмов;
  • возможность игры по сети, включая Интернет.

  Продаваться X-Box будет, скорее всего, в таком стильном корпусе :

  Хотя по Сети гуляет и ещё один вариант корпуса — очень похожий на обычный PC корпус, стилизированный под X-Box. Хотелось бы верить, что приставка будет продаваться в корпусе приведённом выше J.



Заключение

  Что же X-Box, на сегодняшний день, выглядит очень перспективно. У этой приставки есть большие шансы на победу в «битве четырех». Пожелаем ей успехов!



Павел Данильченко a.k.a. Quaz (quaz@aaanet.ru)