МИР NVIDIA / Сравнительный анализ Radeon 8500LE и GeForce3 Ti200 (стр.1) 

Сравнительный анализ Radeon 8500LE и GeForce3 Ti200

26.12.2001


Оглавление



Введение

На рынке холодного однообразия 3D-карт, в созвездии «ATi», зажглась новая звезда - «R200».. Событие, нужно сказать, долгожданное, ибо, после смерти гиганта 3dfx, никто более не мог более наставить NVIDIA на путь истинный... Ведь не секрет, что наша «самая любимая корпорация» уже порядком "задрала нос" придерживая выпуск бюджетного варианта своего флагмана GeForce3, и что цены на топовые модели ведущих производителей карт на этом чипе долгое время не опускались до уровня ниже 350 у.е., несмотря на то, что с момента выхода чипа прошло уже более полугода. Таким образом на рынке бытовых 3D-карт наметился определенный застой. Платить 350$ (у.е.) за карту полугодовалой давности это явный перебор и очень многие предпочитали «летающему в облаках» GeForce3, хотя уже довольно устаревшие, но все еще дающие хорошую производительность в современных играх, карты на чипах GeForce2 и Radeon256. И наконец свершилось - ATi выдала, наконец, хотя и со значительным опозданием, то, чего от нее так долго ждали - чип R200 и карту на нем - Radeon 8500. Да, что не говори, конкуренция только на благо нам - потребителям, и именно благодаря ей, «NV-гора» родила… нет, не мышь J а такие интересные варианты GeForce3, как Ti200 и Ti500.

GeForce3 Ti500 это старый, знакомый GeForce3, только немного разогнанный. Благодаря отладке тех. процесса выход чипов уверенно работающих на частотах, превосходящих 200MHz, повысился, и стало возможным без труда отбирать их, маркировать иначе, и продавать дороже. Карты нацелены на рынок бескомпромиссных игроков, которым важно иметь самый быстрый в мире ускоритель любой ценой.

GeForce3 T200 - есть тот самый долгожданный «бюджетный вариант». Это то же старый знакомый GeForce3, только на этот раз немного замедленный. NVIDIA, имевшая ранее привычку вырезать что-то в бюджетных вариантах своих карт, на этот раз ей (своей привычке) на этот раз не последовала. Подобрела? J Вряд ли... Просто "отрежь" она у GF3 пару конвейеров или шину памяти, и такой вариант просто не смог бы даже близко подобраться к производительности «бюджетного» варианта конкурента. Ti200, несмотря на всю свою похожесть на "старый" GeForce3, стоит при этом значительно дешевле. Причины тому - чипы и память. Во-первых, у NVIDIA появилась прекрасная возможность сбагрить «некондицию», уверенно не работающие на 200MHz чипы и не пригодные для выпуска GeForce3. Во-вторых, частота памяти 400MHz (с учетом DDR) позволяет использовать не «суперскорострельные» 3.8 ns чипы, что устанавливались на GeForce3, а уже вполне рядовые и изрядно подешевевшие 4-5ns, что мы уже наблюдали на GeForce2-картах.

ATi же разделила линейку своих чипов на «топовые» и «бюджетные» уже от рождения, отдав последние на откуп всем желающим.

Да, да, ATi, как и NVIDIA, теперь будет продавать свои «бюджетные» чипы производителям видеокарт, которые выпускают такие продукты под маркой Radeon 8500LE. Под своей торговой маркой она продает только Radeon 8500 с 275MHz-чипами, выход которых много ниже, чем бюджетных 250MHz.

Мы решили не рассматривать Hi-End варианты карт обоих производителей, а сосредоточиться только на «бюджетных», поскольку именно они сейчас притягивают к себе взоры озабоченных проблемой выбора карты геймеров. GeForce Ti200 и Radeon 8500LE имеют лучшее соотношение $/fps, нежели их «топовые» братья, и именно о них мы сегодня будем говорить.

Начнем со спецификаций:


 

GeForce3 Ti200

Radeon 8500LE

ЧИП

Кодовое имя

NV20

R200

Технологический процесс, мкм

0.15

0.15

Число транзисторов, млн

57

60

Рабочая частота, МГц

175

250

Число конвейеров

4

4

Число текстурных блоков в конвейере

2

2

Число текстур за один проход

4

6

Скорость заполнения в режиме мультитекстурирования, млн. пикселей (текселей)

700 (1400)

1000 (2000)

RAMDAC, МГц

350

400

ПАМЯТЬ

Тип

DDR SDRAM

DDR SDRAM

Объем, Мб

64

64

Шина памяти, бит

128

128

Рабочая частота, МГц (с учетом DDR)

400

500

3D-возможности

Наложение рельефа:

есть

есть

- Emboss

есть

есть

- Environment

есть

есть

- DOT3 Product

есть

есть

Кубические карты среды (CEM)

есть

есть

Объемные текстуры

есть

есть

Компрессия текстур

есть

есть

Анизотропная фильтрация

есть

есть

- Уровни анизотропии

2, 4, 8

16 (?)

Антиалиасинг-мультисэмплинг

есть

есть

Тесселяция поверхностей

RT-Patches

N-Patches

Вертекстные шейдеры

1.0, 1.1

1.0, 1.1

Пиксельные шейдеры

1.0, 1.1

1.0, 1.1, 1.4

Прочее

Технологии экономии полосы пропускания памяти

Light Speed Memory Architecture

HyperZ II





Карты

GeForce3 Ti200

Карта имеет AGP 2.0 конструктив и выполнена по референс-дизайну NVIDIA.

NVIDIA GeForce3 Ti200 (передняя сторона) NVIDIA GeForce3 Ti200 (задняя сторона)

Более того, это и есть референс-карта GeForce3 Ti200 от NVIDIA. Что касается большинства серийных производителей, то они не стали ничего переделывать и выпускают свои карты именно такого дизайна. Исключение составляет, пожалуй, лишь система охлаждения. На серийных моделях, часто устанавливают радиаторы на память, несмотря на ее относительно низкую частоту работы (400MHz) и не забывают об активном охлаждениии чипа. На нашем референсном образце чип охлаждается здоровым алюминиевым радиатором, подозрительно напоминающий тот, что ранее 3dfx ставила на свои карты Voodoo3 3000. Теперь ясно, чем занимаются инженеры компании 3dfx, перешедшие в NVIDIA J.

На карте установлен, казалось бы, самый обычный NVIDIA GeForce3 чип версии A5, а вовсе не какой-то там «Titanium»:

Чип NVIDIA GeForce3 Ti200 (передняя сторона)

Тем не менее, это именно «Titanium» и именно «Ti200». На это указывает индекс «V» под словом «TAIWAN». Таким образом, NVIDIA, до последнего времени, маркировала чипы «Ti200». Впоследствии эта маркировка была изменена на явное «Ti200» вместо указанного индекса. В продаже сейчас можно встретить карты с чипами маркированные и тем, и другим образом.

На карте установлена 64MB памяти производства EliteMT с временем выборки 5ns, что соответствует ее рабочей частоте 400MHz (с учетом DDR). Установка такой «тормозной» памяти совсем не удивительна, ведь мы имеем дело с референсной картой и разумеется разработчик постарался, чтобы она максимально соответствовала, его же собственным спецификациям. Нам же будет интересно оценить разгонный потенциал такой памяти, ибо, старые запасы 3.8ns чипов, у ведущих производителей карт уже закончились и в продаже появляются Ti200 с такой, недорогой, 5ns или 4ns DDR SDRAM.

Память EliteMT на NVIDIA GeForce3 Ti200




Radeon 8500LE

Именно «Radeon», а не «ATi Radeon». Как было сказано выше, ATi не продает 8500LE под своей торговой маркой. Попавшая к нам карта называется Manli Radeon 8500LE. Кто-то уже недовольно наморщил лоб, а напрасно. J Но, не будем забегать вперед...

Карта имеет AGP2.0 конструктив и выполнена по референс-дизайну ATi:

ATi Radeon 8500LE (передняя сторона) ATi Radeon 8500LE (задняя сторона)

Карта как две капли воды похожа на «атишную», а на некую связь с фирмой «Manli» указывает только голографический стикер (наклейка) с обратной стороны PCB, стикер с указанием даты выпуска и разумеется коробка (карта поставляется в retail-упаковке). Так кто же все-таки выпустил эту карту - ATi или Manli? Ответ может быть неожиданный, но именно ATi. Эта фирма сейчас проводит в жизнь новую модель ведения бизнеса с производителями карт. А именно - производитель (в данном случае Manli) просто заказывает у ATi необходимое ему количество карт (не чипов!). ATi их производит и поставляет их Manli в OEM-комплектации. Производителю карт остается только упаковать карты в коробки со своим именем, приклеить на PCB стикер вещающий «Manli»-мол и пустить карты в продажу. Для нас, потребителей, такая модель бизнеса, безусловно, заманчива, поскольку она гарантирует нам «атишное качество», даже если карта «не чисто атишная». Однако, такая модель не слишком выгодна самим производителям карт, которые имеют с простой «перепродажи» карт, гораздо меньше прибыли, нежели изготавливая карты самостоятельно. Ведь в последнем случае фирма уже «сам себе режиссер» и вправе устанавливать какие угодно комплектующие, а не те, что хотелось бы ATi. В итоге, установив чего подешевле, кое-где сэкономив, кое-что не распаяв что-то, можно получить дешевую карту и относительно высокую прибыль. Конечно, при таком подходе сертификацию карт у ATi уже вряд ли получить, но это ведь не беда, главное - карта получилась дешевая. J Это лишь небольшое предупреждение - не стоит питать иллюзий, что карты Radeon8500LE, на рынке, всегда будут именно «атишными».

Теперь, когда вы в курсе происхождения нашего R8500LE, можно продолжить его дальнейшее изучение: по традиции, на картах ATi, радиатор приклеен на чип термоклеем, а не посажен на пружинные защелки как на большинстве карт на чипах GeForce3. На карте установлен чип ATi Radeon 8500 версии A13. Никакой маркировки, что он именно «LE» нет.

Чип ATi Radeon 8500LE (передняя сторона)

На карте установлены 64MB ОЗУ, микросхемы произведены Hynix (ранее Hyundai), с временем выборки 3.6 ns, что соответствует примерно 550MHz (c учетом DDR). Частота памяти по умолчанию снижена до 500MHz, но мы можем предполагать ее хороший разгонный потенциал (до дефолтной частоты как минимум). Точно такая же память, используется ATi, для установки на свои флагманские карты ATi Radeon 8500 с частотами 275core/275(550)mem по умолчанию. Память на Radeon 8500LE работает без какого либо дополнительно охлаждения и, как мне показалась, действительно греется меньше, чем на карте NVIDIA.

Память Hynix на ATi Radeon 8500LE




Тестирование

Поставив целью сравнить карты не только на штатных частотах но и при разгоне, было решено приблизить его (разгон) к реальному, который пользователь сможет получить на большинстве карт. Нюансы коснулись в первую очередь карты NVIDIA. Как я уже написал выше, в продаже уже стали появляться карты GeForce3 Ti200 с памятью 4 или 5ns, разгонный потенциал которых будет ограничен. Поэтому было решено тестировать наш Ti200 не в режиме максимального разгона, а в гипотетическом, потенциально очень вероятном для серийных Ti200 с памятью 4-5ns, режиме 200core/470mem, что примерно соответствует частотам «обычного» GeForce. Здесь замечу только, что наш образец, оснащенный памятью 5ns EliteMT, работал на частотах вплоть до 515MHz, но все же делать выводы об аналогичном потенциале серийных карт мы поостереглись.

Manli Radeon 8500LE потенциалом по разгону, прежде всего памяти, совсем не порадовал. Чип устойчиво работал на частоте 275MHz, а память, несмотря на 3.6ns, и этого не позволила, показав результат 265 (530) MHZ. Остается сделать вывод, что не все R8500LE, способны работать на частотах «обычного» 8500 а именно 275core/550mem и в первую очередь, из-за низкого порога разгона для памяти.

Система

Карты тестировались в следующей системной конфигурации:

Процессор

AMD Duron (Spitfire) 1000MHz (133x7.5)

Материнская плата

Abit KT7A

Оперативная память

256MB SDRAM PC133 (CL2)

Жесткий диск

IBM DTLA 305020

Звуковая карта

SB Live! 1024 Value

Монитор

Samsung SyncMaster 700IFT

Программная часть

Windows98 SE, WindowsXP, DirectX8.1

Версии драйверов

NVIDIA – 21.83, ATi – 7206 и 3286(XP)



Тестирование 2D

Разумеется не скорости 2D. Все современные карты уже настолько быстры в 2D, что сравнивать их по этому параметру просто бессмысленно. Качество же 2D цифрами не измерить и, следовательно, сравнить качество 2D объективно очень сложно, поскольку оно зависит от многих факторов - начиная от субъективного мнения смотрящего и заканчивая конкретной связкой "монитор-видеокарта", или даже конкретного экземпляра видеокарты. Поэтому я отмечу только, что в режиме 1024х768х100Hz, к которому я привык, недостатков у обоих карт нет. По крайней мере, в данном разрешении, они дают одинаково четкую картинку. Более же высокие разрешения, для работы на 17'' мониторе, по моему мнению, неприемлемы и тестирование в них не проводилось.



Windows 98

Тестирование 3D начнем c Windows98 SE и 3Dmark 2001, в котором рассмотрим подробно как игровые, так и синтетические тесты. Сразу хочу заметить, что тестирование проводилось только в 32битном цвете, поскольку мы имеем дело хотя и бюджетными вариантами, но хайэнд-ускорителей, при скорости которых в 32-х битах, просто бессмысленно эксплуатировать их в 16-ти. Имеет смысл (скорее уже тоже теоретический) посмотреть только качество картинки, что мы и сделаем чуть ниже.

3Dmark 2001

Для начала посмотрим скорость заполнения, которая, по спецификациям, у Radeon 8500LE значительно выше.

Так оно и есть. Скорость заполнения у Radeon 8500LE реально значительно превосходит GeForce3 Ti200. Это не маловажно, поскольку именно скорость заполнения является критичным параметром, в который упирается скорость любой карты в высоких разрешениях. У нас появляются все основания предполагать лидерство Radeon именно в таких тяжелых условиях.

Рассмотрим производительность блока T&L, как важнейшей характеристики карты в будущих играх, в которых он может играть не меньшую роль, чем даже скорость заполнения:

Очевидно, что чип R200 избавился от «детских болезней» первого Radeon-a (R100) и демонстрирует нам всю мощь своего блока T&L, как с одним, так и с 8-мью источниками света. NVIDIA побеждена на собственном поле. J В доказательство сказанному можно привести еще тест Point Sprites:

Лошадь в тесте состоит не из полигонов, а из спрайтов. В скорости их закраски собственно и кроется смысл теста. Но R8500 здесь побеждает скорее не за счет скорости закраски пикселей, а за счет мощи своего блока T&L, благодаря которому трансформация координат этих самых пикселей происходит чрезвычайно быстро.

Рассмотрим как программируемые блоки T&L NV20 и R200 справляется с вершинными шейдерами:

Radeon 8500LE побеждает более чем с двухкратным отрывом. Так же можно обратить внимание на слабую зависимость скорости обработки вершинных шейдеров GeForce3 от разрешения, и заметный прирост при разгоне. Это в данном случае можно объяснить двумя причинами: - либо скорость уперлась в производительность блока T&L GeForce3, либо в «кривой» драйвер.

Падающие, по мере роста разрешения результаты Radeon 8500, говорят о том, что он упирается в собственную скорость заполнения. Т.е. не факт, что даже в разрешении 800х600х32, мы увидели максимальную скорость работы блока работы с вершинными шейдерами R200.

В этом тесте Radeon 8500 так же лидирует, но не так уверено как в предыдущих тестах. А в низком разрешении он проиграл, несмотря даже на большую частоту, однако в высоком [разрешении] таки ушел в некоторый отрыв, за счет большей скорости заполнения.

Заканчивая с синтетическими тестами, посмотрим, как шустро карты могут накладывать рельеф методами EMBM и DOT3 Product, которые все чаще можно встретить в современных играх (особенно DOT3).

Разогнанный GF3Ti 200 немного обогнал разогнанный же Radeon 8500LE, не разогнанные карты продемонстрировали совсем близкие результаты. Лидера выделять я бы не стал, ибо при такой разнице ситуация может изменяться даже в зависимости от версии используемых драйверов.

Итого, по результатам синтетических тестов R8500LE, вышел победителем, причем в большинстве из них лидерство его просто подавляюще - до 100% и даже более. Но синтетика это конечно хорошо, однако к реальности она имеет довольно смутное отношение, поскольку в реальных играх влияние рассмотренных характеристик на fps тесно переплетено между собой, а не независимо как в данном случае.

Перейдем к 3D-сценам из того же 3Dmark, в которых сравним ускорители, в условиях близких к реальной работе. Помимо этого, рассмотрим такой не менее важный момент, как качество картинки.



Переход на страницу:

 1 

 2 

 3 

 4 

 5 

 6 

 7 

 8 

 9 

 10