Интервью с Тестовой Лабораторией ITC Online

19.04.2001


Интервью любезно согласился дать Станислав Гарматюк, инженер Тестовой Лабратории крупнейшего IT-ресурса Украины ITC Online.


Интервью

Представьтесь, пожалуйста, нашим читателям. Кто Вы, чем и где занимаетесь?

Станислав Гарматюк, инженер Тестовой лаборатории Издательского Дома ITC. На текущий момент в нашей лаборатории работает три человека, занимаемся мы все, как понятно из названия, проведением тестирований компьютерного "железа", потом сами же пишем статьи. Лично я для самоименования употребляю обычно термин "пишущий инженер" :).

В принципе, жесткое разделение по областям отсутствует, каждый из нас в известных пределах может подменить товарища. Но своего рода "кураторы разделов" есть. Я, например, занимаюсь в основном процессорами, чипсетами/ материнскими платами и 3D-акселераторами.


Вы – крупнейший на Украине IT-ресурс, но также очень известны и в России. Есть ли своя специфика работы с "железной" аудиторией на Украине? Пишите ли Вы материалы на украинском языке?

Материалы пишем только по-русски, т.к. все наши журналы русскоязычные. Что же касается специфики… Специфика одна – все-таки очень многие продукты до Украины доходят с запаздыванием. Соответственно, с запаздыванием иногда "доходит" и интерес к ним. А в принципе, сообщество "железячников" изначально интернационально, а с вхождением в широкие массы Интернет и вовсе потеряло какие-либо национальные черты. Я знаю даже массу примеров, когда выехавшие на Запад русскоговорящие специалисты по-прежнему посещают отечественные онлайновые ресурсы, мало того – еще и приучают к этому своих западных коллег (узнать знакомую марку в заголовке статьи и в диаграммах, посмотреть результаты – это ведь несложно).


Как складываются взаимоотношения двух "зубров" – российского iXBT и украинского ITC?

Как по мне – очень даже замечательно складываются :). Я часто общаюсь с Полувяловым, Воробьевым т.е. ведущими тех разделов iXBT, которые меня более всего интересуют. Обмениваемся информацией, критикуем друг друга помаленьку :). Некоторые статьи Тестовой лаборатории ITC публиковались на iXBT, и я считаю, что это хорошо. На самом деле, imho, у ITC Online и iXBT на текущий момент больше точек пересечения, чем столкновения. Вряд ли может сложиться когда-нибудь такая ситуация, когда будет один ресурс, и за информацией пользователи будут обращаться только туда и никуда более. Класть все яйца в одну корзину, это, знаете ли, не очень мудрая позиция :). Несколько даже сходных по концепции ресурсов вполне могут ужиться на таком громадном виртуальном пространстве как русскоязычный Web. А ITC Online и iXBT даже по направленности немножко разные, поэтому тех самых "точек столкновения" становится еще меньше.


Какие ресурсы, по Вашему взгляду стороннего наблюдателя :), дают наиболее достоверную информацию в Рунете (имеется в виду "железо")? А самую интересную?

Я могу просто перечислить в произвольном порядке чьими новостийными рядами я пользуюсь. Это ITC Online, iXBT, 3DNews, Reactor Critical, ну и МИР NVIDIA, конечно :). Соответственно, когда вижу на этих сайтах новые статьи - открываю и смотрю. Достоверность и интересность для каждого конкретного случая оцениваю индивидуально :).

Кстати, возвращаясь частично к предыдущему вопросу, качественный и незаангажированный контент - по-прежнему редкость. Я не вижу конкуренции в Рунете, в частности, среди тестовых лабораторий. То есть она, конечно, присутствует, но тех, кто вообще способен создать объективный в то же время качественно написанный контент - очень мало. Как можно говорить о конкуренции, когда на таком громадном пространстве конкурируют игроки, которых можно пересчитать по пальцам одной руки? Пока что, по-моему, количество потенциальных читателей во много раз больше чем количество материалов. Я сужу хотя бы по нашей лаборатории - далеко не обо всем удается написать просто потому, что интересного "железа" гораздо больше, чем нас :). Каждая хорошая статья, лично для меня - радость, где бы ее ни опубликовали. Мало вот только этих радостей, очень мало…

Опять-таки, давайте смотреть правде в глаза - не одними мозгами сильны сайт и/или издательство, публикующие статьи о компьютерном "железе". У нас любят гордо заявлять, что, дескать "мозги решают все", однако не будем лукавить - это не всегда так. Полноценная лаборатория, в которой можно протестировать по крайней мере бОльшую часть наиболее распространенных видов комплектующих - это, между прочим, весьма дорогое удовольствие. Посмотрите на конфигурацию тестовых стендов в статьях ITC или iXBT, откройте еще несколько статей и оцените, сколько разновидностей этих стендов находится "в работе", возьмите калькулятор и посчитайте. Это полезно, это отрезвляет :). Понятно, что не все исполь-зуемые комплектующие являются собственностью данного издания, но все равно - кто-то должен их предоставить. А для этого нужно чтобы ресурс был известен, популярен, чтобы ему доверяли (в том числе и учитываемая стоимость предоставляемого оборудования).


Что Вы скажете о западных сайтах и обозревателях, например о Пабсте и Ананде? Есть на Ваш взгляд интересные проекты "за бугром"?

Я начинал знакомиться с hardware именно с Пабста, но сейчас практически не хожу на западные сайты, разве что в случае появления там статей о железе, которое еще не дошло до "постсоветского" пространства. Нужно четко учитывать специфику тамошнего читателя, чтобы понять, почему большинство обзоров на западных сайтах именно таковы, каковы они есть. Это у нас практически любой пользователь воспринимает наличие в системе Norton Utilites и заход в BIOS Setup для настройки параметров чипсета как само собой разумеющееся, а там компьютер для большинства является просто немного более усложненной кофе-молкой - по Интернет походить, почту почитать, в игрушки поиграть…

Объяснять тому же американцу почему, к примеру, разогнанный GeForce2 GTS это то же самое что неразогнанный GeForce2 Pro - намного сложнее. А уж объяснить почему прирост производительности в 3DWinBench вовсе не означает гарантированного прироста в играх и что такое "заточка драйверов под бенчмарк" - это вообще почти нереально :). Я не говорю, что там "все такие", имеется в виду средний уровень пользователей.

Может быть это и ортодоксальный взгляд, но я считаю "наших" тестеров гораздо более сильными в плане профессионализма, уровня знаний и подготовки. Хотя это, конечно, очень личное мнение. Следует еще учитывать и то, что на западе является обычной практикой когда один человек тестирует железо и протоколирует процесс и полученные результаты, а второй - на основании этих материалов пишет статью. Я… просто не знаю как так можно писать :). Наверное, какой-то смысл в таком подходе есть, но теряется по-моему очень многое.


Давайте немного перейдем от общего к частному :).
Вот, например, такой вопрос - NVIDIA проводит очень агрессивную политику и старается "засветиться" где только возможно - профессиональные ускорители, мобильные; системная логика, консоли...
Как думаете, какая область будет следующей, привлекшей внимание такой акулы? Не может ли в недалеком будущем появиться на процессорном рынке новичок?


Вспоминается русская народная присказка о козе, которой совершенно не нужен некий музыкальный инструмент :). Не думаю. Зачем это NVIDIA, a? Чтобы выпустить еще один Cyrix III? :) Я не верю, что можно сейчас вот так "с нуля", никогда ничем похожим не занимаясь, взять и разработать классное и быстрое процессорное ядро. Дешевое и маленькое… да, наверное, можно. Но ведь VIA уже делает такой процессор, и тогда нужно будет сделать его еще дешевле! Сможет ли NVIDIA в этом тягаться с VIA Technology? Думаю, это все-таки немного разного масштаба игроки, да простят меня поклонники NVIDIA :).


Хорошо, тогда зайдем с другого фланга. Как Вы оцениваете Crush?

В свете последних новостей (слухов?) о том, что в Crush таки сделают "выделенную" видеопамять, для которой понадобится отдельный DDR DIMM - даже и не знаю. Для меня это был мини-шок, когда я прочитал такую информацию впервые.

Одно дело - делать решение, которое будет дешевле чем просто материнская плата на другом чипсете + обычная видеокарта на чипе NVIDIA с выделенной видеопамятью. Совсем другое дело - то, о чем идет речь сейчас. Мне кажется, что в таком виде материнская плата на Crush + DDR DIMM под видеопамять вряд ли будут дешевле чем обычная DDR-плата + обычная видеокарта. Тогда в чем смысл Crush? Мне видятся три варианта:

  1. Смысл -- в производительности. То есть Crush будет потрясающе быстр сам по себе как чипсет, ну а "в довесок" - еще и не самое плохое графиче-ское ядро. Но для того, чтобы такой вариант позиционирования был поло-жительно воспринят рынком, нужно чтобы Crush был намного производительнее всех аналогов.
  2. Смысл в том, что Crush - это просто-напросто модифицированный вариант того, что NVIDIA разработала для Microsoft X-Box. То есть спроектировать этот чипсет не составляло большого труда, потому что бОльшая часть на-работок для X-Box используется в Crush (или наоборот). Тоже вариант. Тогда позиция NVIDIA может выглядеть еще и так: "невелик труд сделать из этого ядра еще и чипсет для PC, пусть будет, а там - посмотрим". Ну, тогда уж действительно- "посмотрим" :)
  3. Чипсет "не получился", производительность в графического ядра в 3D оказалась очень малой, и ему срочно "приделали костыль" в виде отдельной видеопамяти. Тогда совсем плохо…

Можно и еще парочку вариантов придумать :). Я выбрал те, которые лично мне кажутся наиболее вероятными. Но в любом случае, очень мало фактического мате-иала для того чтобы составить более-менее реальный прогноз. Я не знаю, каким будет Crush. Но очень надеюсь, что у NVIDIA все же "получится". Интегрированный чипсет с действительно быстрой 3D-графикой - этого еще не было на x86. И будет очень приятно, если кому-то удастся сделать такой продукт. NVIDIA разрабатывает очень хорошие графические чипы, у нее есть замечательные решения в этой области, есть хорошие идеи, у нее может получиться.


Вы сказали "хорошие графические чипы", "хорошие идеи". Тогда, оглядываясь назад, как Вы считаете, был ли для своего времени GeForce256 своего рода революцией?

Да, хотя это не сразу стало понятно :). Но, по крайней мере, после GeForce 256 и вплоть до выхода GeForce3, похоже, шла чистая эволюция. Что отнюдь не означает, что это плохо. Много революций на единицу времени- это в общем-то никому не нужно :).


Хорошо :), вернемся опять в современность - как Вы думаете, сможет ли X-Box перетянуть на себя одеяло игровой индустрии PC? Не отвернется ли часть издателей игр насовсем от PC платформы?

Не думаю. Мне в "Ящике" как раз нравится то, что он весь такой "писишный". Это правильно. Это избавляет разработчиков игр от необходимости поддерживать несколько абсолютно аппаратно разных платформ. Наоборот - игр для ПК станет больше если X-Box приобретет популярность, потому что разработчики, ранее ориентировавшиеся на SPS, Dreamcast и прочие платформы, станут делать игры для X-Box, а от X-Box до PC как говорится "рукой подать". И, конечно же, игры будут портировать на ПК. Это же здоровенный кусок рынка, кто же от него откажется?!


Не напомнинает ли Вам ситуация GeForce2 Ultra vs GeForce3 ситуацию Pentium III vs Pentium 4? Что это - закономерный переход к более развитым технологиям либо просто совпадение? Все-таки лидирующие игроки, как-никак...

Это некоторое совпадение в подходе… которое вовсе не означает, что если в одном случае такой подход себя оправдает, то он же оправдает себя в другом случае. Не забывайте, что GeForce2 Ultra действительно "vs." по сути только с GeForce3, а вот в случае с Pentium III vs. Pentium 4 мы наблюдаем еще и AMD с ее Athlon, которая в общем-то хочет со своим процессоров "сделать" и Pentium III, и Pentium 4 :). Получится или не получится - другой вопрос, но у Intel сейчас сильнейший конкурент реально есть, и его разработки выглядят как минимум не хуже, а вот насчет такой же жесткой конкуренции кого-либо с NVIDIA - такого я пока не вижу.


Как человек, через руки которого прошло много железа, как Вы относитесь к "noname"? Оправдывает ли хоть иногда низкая цена низкое качество?

Низкая цена никогда не оправдывает низкое качество, но низкая цена не всегда означает низкое качество. Давайте четко определимся, что из себя представляет то, что обычно называют "noname". Как правило это просто изделия, которые выпускаются без соблюдения соответствующих технических норм, контроля качества на выходе либо нет, либо он сведен к минимуму, R&D-отдел у производителя отсутствует или в нем сидит один инженер (еще и не самой высокой квалификации). К чему это приводит? К большому проценту брака. Значит ли это, что все изделия такого производителя - заведомый брак? Нет. Чисто случайно могут попадаться и хорошие :) Если есть возможность безболезненно перебирать одну, две, три (десять, двадцать :) плат- да, действительно, зачастую можно подобрать нормально функционирующую. А может и с первого раза повезти :).

Все дело в том, насколько ценишь собственное время и нервы. Я, например - ценю, у меня физически нет возможности возиться со всеми "глюками", мучаться, подбирать параметры BIOS, драйвера, и т.д. и т.п. Поэтому я не покупаю noname. И другим тоже не советую, потому что искренне считаю, что оно того не стоит. Это просто вопрос самоуважения - согласен ли человек тратить свое время и нервы на то чтобы бороться с последствиями того, что кто-то где-то "на коленке" кривыми руками напаял :). Я считаю что это где-то даже оскорбительно - выпускать такое железо, поэтому не покупаю noname.


Какие карты (каких производителей) Вы бы выделили из общей массы, с учетом специфики рынка экс-СССР? Т.е. речь идет о соотношении цена/качество.

Давайте не будем углубляться в персоналии :). А то вдруг кого-то случайно забуду, и совершенно напрасно и незаслуженно :). Я уже выше говорил про noname - так вот среди "не-noname" я не могу назвать ни одной фирмы, вся продукция которой была бы заведомо хуже чем у других. А неудачные модели, наоборот, встречаются у всех производителей. Лично я хорошо знаю видеокарты ASUS, ELSA, Leadtek, и мне нравится то, как эти производители подходят к своим продуктам. О чем это свидетельствует? Да пожалуй только о том, что именно у меня ввиду специфики доступности, распространенности, и личных предпочтений сложилось благоприятное впечатление о видеокартах именно этих фирм.


Совсем недавно отгремел CeBIT. Что Вы думаете по поводу "провала" Matrox на нем? Будет ли G800 или можно поставить на нем жирный крест?

Я… как бы так сказать… не совсем понимаю, зачем чипам/ картам Matrox нужно игровое 3D :). Замечательнейшие карты, DualHead - классная штука, дизайнеры и верстальщики от Matrox уже давно в восторге. Попробуйте заставить человека, занимающегося версткой "в промышленных масштабах", установить на свой компьютер карту не от Matrox - многие не согласятся в категорической форме. Но в игровом 3D Matrox так и не смог предложить ничего конкурентоспособного с приемлемой комбинацией скорости и функциональности. И, честно говоря, не очень верится, что сможет. Я люблю приятно удивляться, но… Вообще, может это и ортодоксальное мнение, но, imho, игровое 3D в картах Matrox - это, как говорится, "от лукавого". Такое как есть - чисто номинально с точки зрения сегодняшнего дня, а такого как хотелось бы - пока не видно.


Если G800 все же будет, то какой? Реально, кому он сможет составить конкуренцию? GeForce2 МХ или все-таки GeForce2 GTS?

Не знаю. Просто не знаю. Даже не хочу ничего предполагать. Хотя если бы меня кто-то услышал :), то я бы "предложил" Matrox реализовать такой вот вариант: производительность GeForce2 MX, чуть более высокая цена карт, и сохранение всех прелестей DualHead, 2D, и т.п. Imho, такая видеокарта имела бы спрос. Конечно же, бесспорно, видеокарта с производительностью как у GeForce2 Pro или Ultra, или даже как у GeForce3 - тоже имела бы спрос. Но такой чип, по-моему, Matrox будет создать гораздо тяжелее. Да и нужно ли? - вот в чем вопрос!


Хорошо, оставим Matrox пока в покое. Тем более, что сейчас всех волнует другое - есть ли перспективы у KYRO 2? Что скажете о выходе в 4-м кваратале KYRO 3 с T&L?

Перспективы есть у тайловой архитектуры. У KYRO - тоже есть, но у сегодняшних воплощений этого чипа - только в том случае, если карты на нем будут дешевыми. Я уже писал в одной из своих статей: сделайте карту на базе KYRO, которая будет дешевле, чем аналог GeForce2 MX- и ее будут покупать. Сейчас могу добавить - сделайте карту на KYRO 2 хотя бы равную по цене. По крайней мере в этом случае я вижу реальные предпосылки к тому, чтобы эти продукты покупали.

Если у KYRO 3 появится T&L - это будет здорово, но… если только T&L - то это ей не поможет. Нужно увеличивать fillrate, нужно еще больше "гнать" частоту. В комбинации с T&L вполне может получиться замечательный продукт. Если все это сделают, то в целом я настроен по отношению к KYRO 3 оптимистично.

Правда, NVIDIA тоже не стоит на месте. Судя по анонсам, какая-то технология отсечения невидимых поверхностей есть и у GeForce3, правда, еще не ясно насколько она эффективна. Так что STMicro может "проспать" имеющееся у нее преимущество в виде тайловой архитектуры, особенно если NVIDIA быстро освоит все наработки, доставшиеся ей от 3dfx/ GigaPixel.


Как Вы оцениваете первую задержку NVIDIA - мы имеем в виду выход GeForce3? Это аппаратные проблемы или, как они утверждают, доводка драйверов? Или это тонкий маркетинговый шаг?

Я думаю, все дело в том, под какие программы и энжины "заточен" новый чип NVIDIA. Зачем сейчас активно продвигать аппаратное решение, громадное количество возможностей которого еще не востребовано играми? GeForce 256 даже по "голому" fillrate легко выигрывал у TNT2 Ultra. Ситуация с GeForce3 немного другая - этот чип, судя по всему, изначально проектировался в расчете на игры, где будем совсем другая, гораздо более сложная, детализованная и насыщенная эффектами графика. В них GeForce3 должен проявить себя "во весь рост". А в старых играх - получается примерно такая же производительность как у GeForce2 Ultra, а иногда и меньше.

Я думаю, NVIDIA ждет. Как только появится игра (или несколько игр), в которых преимущества GeForce3 можно будет увидеть воочию - сразу же и начнется гораздо более мощная "раскрутка" нового чипа, чем сейчас. И, думаю, это про-изойдет довольно скоро.


И, напоследок, личный вопрос, если позволите :). До нас дошли сведения, что Вы поменяли свой GeForce2 МХ на Radeon. Как ваши субъективные впечатления? :)

Были такие планы :). Но я все же воздержался, и остался со своей старой ELSA Gladiac MX. Это не "в пику" Radeon, и не "в плюс" GeForce2 MX, просто по зрелом размышлении я пришел к выводу, что некоторые плюсы Radeon LE (именно он и "просился" в мою домашнюю систему) вполне уравновешиваются его же минусами, и в результате… а, собственно, зачем? "Шило на мыло"… :).


Большое спасибо за такие интересные ответы, Стаснислав! Удачи и интересных материалов Вам лично и ITC Online!


Интервью вел Игорь Шевченко a.k.a. Bishop (weevil@mail.ru)