GeForce 6800 и 6800 GT — сравнительный анализ. |
10.11.2004 |
ВведениеПрошло более полугода, с момента анонса графических семейства GeForce 6800, известного ранее как «NV40». Чип этот, с надеждой ждали все, кто хоть сколько-то следит за новинками, в области 3D-графики. Ведь не секрет, что предыдущее семейство чипов NVIDIA, базирующихся на базе процессоров NV30 и в дальнейшем NV35, было если не провальным, то уж точно не слишком удачным. Постоянный проигрыш конкуренту от ATI, в тестах, использующих пиксельные шейдеры 2.0, больно бил по репутации NVIDIA, и по продажам карт на базе их процессоров. Такая ситуация, конечно, ни в коем случае, не устраивала компанию. В чипе NV40 NVIDIA учла уроки последних лет, и первые выпущенные карты произвели настоящий фурор в прессе. «Самые быстрые в мире», «беспрецедентный рывок в скорости», примерно такими эпитетами награждали новейшие карты компании, популярные он-лайн и печатные издания. Сегодня, карты на базе процессора NV40 уже можно даже купить. Правда, по ценам более 300 USD, и, без проблем, только самую младшую модель. К сожалению, до сих пор, наблюдается, заметный дефицит моделей GeForce 6800 GT и Ultra, что отнюдь не способствует падению цен на них. Ведь, несмотря на такие, казавшиеся еще недавно нереальными, цены, карты высшего уровня, все равно расхватывают как горячие пирожки! Почему же? Видимо потому, что все больше пользователей-энтузиастов осознает, что современные карты среднего уровня просто не могут полностью удовлетворить запросам, становящегося все более требовательным к ресурсам программного обеспечения (т.е. игр). Сегодня мы рассмотрим две карты высшего уровня, на базе процессоров NVIDIA GeForce 6800 и GeForce 6800 GT. В этом исследовании, мы решили не только сравнить скоростные характеристики карт на базе этих процессоров, но и выяснить какие архитектурные отличия, оказывают наибольшее влияние на разницу в производительности между этими картами, а так же показать способы эту разницу уменьшить. Спецификации
1 — доступные через панель управления драйвера 66.81 КартыКарты на базе процессоров NVIDIA GeForce 6800 и 6800 GT, в нашем исследовании, представляют продукты тайваньской компании Leadtek — WinFast A400 TDH и WinFast A400 GT TDH. Leadtek WinFast A400 TDHДизайн — эталонный NVIDIA, за исключением
WinFast A400 TDH имеет восемь микросхем памяти с временем доступа 2.8ns, емкостью 128Мбит, расположенных на лицевой стороне карты. Суммарный объем памяти карты 128MB, рабочая частота 700MHz (с учетом DDR). Графический процессор работает на частоте 325MHz, что точно соответствует эталонным характеристикам NVIDIA. Возможность вывода аналогового видеосигнала реализована посредством интегрированного в графический процессор Отдельного упоминания заслуживает система охлаждения карты, разработанная собственно компанией Leadtek. Для охлаждения графического процессора и памяти использован складчатый радиатор, выполненный из предположительно медной ленты, свернутой «в гармошку», которая закреплена, у основания, с помощью теплопроводящего состава. Кулер Leadtek, как и эталонный NVIDIA, достаточно компактен и не блокирует следующий за Leadtek WinFast A400 GT TDHКарта использует интерфейс AGP 2.0/3.0 (AGP 1.0 не поддерживается). Дизайн — эталонный NVIDIA, с некоторыми упрощениями элементной базы схемы стабилизатора питания.
WinFast A400 GT TDH, имеет восемь микросхем памяти с временем доступа 2.0 ns, емкостью 256Мбит, расположенные на лицевой стороне карты. Суммарный объем памяти карты 256MB, рабочая частота 1000MHz (с учетом DDR). Графический процессор работает на частоте 350MHz, что точно соответствует эталонным характеристикам NVIDIA. Возможность вывода аналогового видеосигнала реализована посредством интегрированного в графический процессор Система охлаждения карты Leadtek WinFast A400 GT TDH, значительно отличается от WinFast A400 TDH. Для охлаждения графического процессора и памяти использован гибридный, «складчато-составной» радиатор, который, в отличие от WinFast A400 TDH, и, референс GeForce 6800/6800GT NVIDIA, закрывает, следующий сразу за AGP, Для охлаждения, сильно греющейся, схемы стабилизатора питания карты, Leadtek использовал радиатор большего размера, в сравнении с эталонной картой NVIDIA.
Эти дополнительные улучшения системы охлаждения карт Leadtek, относительно референс NVIDIA, конечно избыточны и обычному пользователю принесут лишь эстетическое удовольствие. Но для пользователя оверклокера от этих улучшений возможна и практическая польза. Обе карты поставляются в симпатичных коробках одного размера, на которых изображены некие сказочные персонажи. Однако, несмотря на внешнюю красоту, внутренний дизайн упаковки, выглядит аляповатым, поэтому оставляет некое разочарование. По нашему мнению, карты высшего класса достойны более качественной упаковки, нежели предложена компанией Leadtek. Впрочем, сам комплект поставки карты, достаточно хорош. Он одинаков у обеих карт и включает в себя все необходимое для использования всех их возможностей.
В комплект поставки входят так же четыре лицензионные копии игр:
Как мы тестировалиОписание системы
Описание тестов
Сравнение производительности GeForce 6800 и 6800 GTПрежде всего, выясним, каков относительный расклад скоростей представленных в нашем исследовании карт. Это важный момент, поскольку разница в цене между ними, на момент написания статьи, составляет около 100 У.Е., и потенциальным покупателям нужно знать, насколько оправданы эти дополнительные вложения. 3Dmark 2005Превосходство GeForce 6800 GT в этом тесте составляет до 35% в режиме Codecreatures Benchmark ProПревосходство GeForce 6800 GT в этом тесте в режимах Обратите внимание на несколько неадекватные результаты, показанные GeForce 6800 в режимах с антиалиасингом. Скорость этой карты в разрешениях 1280х1024 и 1600х1200 очень близка. Очевидно, это объясняется, ограничением скорости карты, фактором, не зависящим от разрешения. По всей вероятности, этим фактором, в данном случае, является пропускная способность шины AGP. Ниже мы проведем исследование позволяющее ответить на этот вопрос точно. Aquamark3Тест базируется на движке игры: — «Aquanox2: Revelation». Разница в скорости карт, в этом тесте, не столь велика как в тестах предыдущих. Примечательно, что эта разница растет по мере увеличения разрешения, что говорит о значительном влиянии скорости CPU на скорость теста. Однако это влияние не является доминирующим, поскольку скорость обоих карт падает, по мере роста разрешения, вне зависимости используется дополнительная нагрузка или нет. FarCryВ разрешении 1024х768, скорость карты GeForce 6800 GT, в этом тесте, явно ограничена скоростью CPU. Однако по мере роста разрешения и (или) активации дополнительной нагрузки, любого типа, это ограничение в значительной мере снимается. В разрешении 1600х1200, при настройках, в том порядке, что они приводятся на диаграмме, GeForce 6800 GT лидирует соответственно на 27, 33, 44 и 60%. Unreal Tournament 2004Результаты этого теста оказались несколько нетрадиционны. Скорость обоих карт при настройках «AA 4x», оказалась выше, чем при настройках «ANISO16x». Объясняется это, вероятно, тем, что тестовая сцена (уровень Unreal II: The AwakeningОчевидно, сильное ограничение скорости обоих карт, при настройках Call of Duty — United OffensiveРезультаты этого теста напоминают Codecreatures Benchmark Pro. И в том и другом случае, наблюдается сильный «завал» скорости GeForce 6800 в разрешении 1280х1024, при использовании антиалиасинга, в то время как, при дальнейшем повышении разрешения, падение скорости уменьшается (в случае с Codecreatures Benchmark Pro падения нет вообще). Предположительно такое поведение объясняется ограничением скорости теста пропускной способностью шина AGP (или недостатком ОЗУ карты, что одно и тоже). Далее мы проверим это предположение. При настройках, в том порядке, что они приводятся на диаграмме, в разрешении 1600х1200, GeForce 6800 GT лидирует соответственно на 28, 31, 138 и 108%. Doom 3В разрешении 1024х768, при настройках Выводы по разделуРазница в скорости между GeForce 6800 128MB и GeForce 6800 GT 256MB по данным нашего исследования оказалась сильно зависимой от разрешения и дополнительной нагрузки. В разрешении 1024х768 при настройках В режимах с антиалиасингом, зависимость скорости тестов, от скорости CPU, значительно меньше. GeForce 6800 GT лидирует вне зависимости от разрешения. Хотя по мере роста разрешения, разрыв между картами все увеличивается, что может свидетельствовать обо все еще недостаточной мощности CPU для работы карт даже при активации антиалиасинга, недостаточной скорости видеопамяти карты GeForce 6800, недостаточного объема ОЗУ карты GeForce 6800. Далее мы как раз и займемся выяснением причин отмеченного отставания GeForce 6800 от старшей модели. Влияние объема видеопамяти на скорость GeForce 6800Для оценки влияния объема видеопамяти на скорость 6800 и степени влияния меньшего объема памяти GeForce 6800, на разницу скорости между этой картой и GeForce 6800 GT мы проведем это исследование. В качестве карты GeForce 6800, оснащенной 256MB ОЗУ, мы использовали модель, на базе карты GeForce 6800 GT 256MB. Отключив, с помощью RivaTuner, у этой карты четыре пиксельных и один вершинный конвейер, и понизив частоты до уровня GeForce 6800, мы получили практически полный аналог карты GeForce 6800 256MB. Нужно заметить, что карты GeForce 6800 оснащенные 256MB ОЗУ выпускаются серийно и такое исследование представляет интерес так же и с точки зрения целесообразности выбора карты на базе GeForce 6800 оснащенной большим или меньшим объемом памяти. 3Dmark 2005В разрешении 1024х768, при настройках Codecreatures Benchmark ProПри настройках Неадекватные результаты карты GeForce 6800 128MB, отмеченные ранее, в разрешениях 1280х1204 и 1600х1200, находят объяснение в этом тесте. Скорость карты, оснащенной 128MB ОЗУ, ограничивается недостаточным объемом памяти (т.е. пропускной способностью шины AGP) при таких настройках, в данном тесте. Aquamark3Увеличение объема ОЗУ, GeForce 6800, до 256MB, оказывается совершенно неэффективным в этом тесте, при любых, даже самых тяжелых, настройках. Очевидно, это следствие относительно малых объемов текстур, используемых здесь. FarCryУвеличение объема ОЗУ, до 256MB, дает GeForce 6800, преимущество не более 17% при самых тяжелых (и уже неиграбельных для этой карты) настройках «ANISO16x/AA 4x», в этом тесте. Unreal Tournament 2004Ситуация в данном тесте аналогична предыдущему, с той лишь разницей, что наибольшее преимущество (9%) GeForce 6800 256MB получает при настройках «AA 4x», в разрешении 1600х1200. В то время как при настройках «ANISO16x/AA 4x», разница меньше (5%), поскольку скорость карт GeForce 6800, в таком случае, уже ограничивается в большей степени скоростью текстурирования, а не объемом ОЗУ. Unreal II: The AwakeningПри настройках Call of Duty — United OffensiveСильный «завал» скорости карты GeForce 6800 128MB, при активации антиалиасинга, в разрешении 1280х1024 и выше, отмеченный ранее, в этом тесте, находит свое объяснение. Как и в тесте Codecreatures Benchmark Pro, 128МБ-карте сильно не хватает объема ОЗУ, и скорость теста в значительной мере ограничивается пропускной способностью шины AGP. Doom 3Ситуация в данном тесте напоминает FarCry. Увеличение объема ОЗУ, до 256MB, дает GeForce 6800, преимущество не более 17% при самых тяжелых (и уже неиграбельных для этой карты) настройках «ANISO16x/AA 4x», в этом тесте. Выводы по разделуКак показало наше исследование, скорость карт на базе GeForce 6800, оснащенных 128MB ОЗУ, не ограничивается объемом памяти при настройках Настройки «AA 4x» и «ANISO16x/AA 4x», в разрешении 1024х768, так же не приводят к падению скорости 128MB-карты, относительно карты оснащенной 256MB ОЗУ, в большинстве случаев. Исключение составляет опять же 3Dmark 2005, в котором преимущество 256MB-карты, при настройках «AA 4x» и «ANISO16x/AA 4x», составляет соответственно 18 и 22%. В разрешении 1280х1024, при настройках «AA 4x» и «ANISO16x/AA 4x», ситуация со скоростью 128MB-карт GeForce 6800, относительно GeForce 6800 256MB уже не столь однозначна. Некоторые тесты, в таком случае, получают преимущество (порой очень значительное) от дополнительных 128MB ОЗУ, а некоторые не получают никакого преимущества. В разрешении 1600х1200, при настройках «AA 4x» и «ANISO16x/AA 4x», преимущество от установки дополнительных 128MB, GeForce 6800, получает практически во всех проведенных тестах, в той или иной степени. Однако такие серьезные настройки подчас оказываются «неиграбельными» для этой карты. Влияние частот чипа и памяти на скорость GeForce 6800Это исследование мы проведем для оценки влияния на скорость карт GeForce 6800, частот чипа и памяти. Как известно, частоты чипа и памяти, у карт GeForce 6800, несколько ниже, чем GeForce 6800 GT, и степень их влияния, на разницу в скорости, между этими картами, может интересовать оверклокеров. Насколько разгон младшей модели, может помочь ей приблизиться к старшей модели? Что дает большие преимущества GeForce 6800 разгон чипа или разгон памяти? Посмотрим. 3Dmark 2005В данном тесте, пониженная частота чипа GeForce 6800, относительно GeForce 6800 GT, наиболее значительно сказывается при работе карты в режиме «ANISO 16x». В других режимах, скорость GeForce 6800, в большей степени «страдает» Codecreatures Benchmark ProВ режимах Aquamark3Ситуация в этом тесте, аналогична предыдущему. Режимы с антиалиасингом очень требовательны к скорости памяти видеокарты, в то время как требования карт, к скорости чипа и памяти, в режимах FarCryРезультаты теста, полностью соответствуют, тесту предыдущему. Unreal Tournament 2004Выше мы уже отмечали чувствительность этого теста, к скорости текстурирования. Следствием этой чувствительности и является сильная отзывчивость карты GeForce 6800, к повышению частоты чипа, нежели к частоте памяти, в режимах Unreal II: The AwakeningТест на базе игры Unreal II: The Awakening, оказался очень зависимым от скорости памяти GeForce 6800. Настолько, что в режиме «AA 4x» карты GeForce 6800 и GeForce 6800 GT, работающие на равных частотах, показали равную скорость. Call of Duty — United OffensiveЧуть большая зависимость скорость GeForce 6800 от частоты чипа, нежели памяти, в режиме «ANISO 16x» и сильнейшая зависимость скорости GeForce 6800, от частоты работы памяти в режимах «AA 4x» и «ANISO16x/AA 4x». Doom 3Уже знакомая картина. В режимах Выводы по разделуВ режимах Очевидно именно недостаточная пропускная способность памяти, в значительной степени и определяет отставание карты GeForce 6800, от GeForce 6800 GT в режимах с антиалиасингом. Влияние количества пиксельных и вершинных конвейеров на скорость GeForce 6800В конце, нашего исследования, мы изучим степень влияния архитектурных различий чипов GeForce 6800 и GeForce 6800 GT на скорость в
Исследование скоростных характеристик этих моделей, поможет так же выявить, насколько проведенные тесты ограничены пиксельной и геометрической производительностью современных графических процессоров.
В данном тесте, мы видим зависимость скорости GeForce 6800 в первую очередь от количества пиксельных конвейеров (т.е. от скорости закраски или выполнения пиксельных шейдеров). Геометрическая производительность заметную играет роль только в разрешении 1024х768 при настройках Codecreatures Benchmark ProВ данном примере, влияние геометрической производительности карты, на скорость теста, в разрешении 1024х768, оказывается еще выше, чем в предыдущем случае. По мере роста разрешения, и при настройках «ANISO 16x», однако, главенствующую роль, уже начинает играть производительность пиксельная. Если же мы обратим внимание, на результаты, показанные GeForce 6800 при активации антиалиасинга, то можем отметить, что, в данном случае, ни пиксельная, ни вершинная производительность карты GeForce 6800 уже не играет решающей роли. Скорость карты ограничивается только пропускной способностью видеопамяти. Aquamark3Этот оказался безразличным к геометрической производительности GeForce 6800. При настройках FarCryРезультаты этого теста повторяют предыдущие. В режиме «AA 4x» скорость GeForce 6800 ограничена, прежде всего, пропускной способностью видеопамяти, а в других режимах, прежде всего, важна пиксельная производительность. Увеличение геометрической производительности, посредством активации шестого вершинного процессора, не имеет смысла. Unreal Tournament 2004Помня, что ранее мы уже отмечали, чувствительность данного теста, к скорости текстурирования, данные результаты неудивительны. Пиксельная скорость GeForce 6800 важна во всех режимах. Заметим только, что геометрическая скорость, в данном случае, неважна ни при каких условиях, что, впрочем, так же не удивительно, если вспомнить относительную простоту данной тестовой сцены. Unreal II: The AwakeningСкорость этого теста, как мы уже отмечали выше, ограничена, прежде всего, пропускной способностью видеопамяти. Вследствие чего, увеличение пиксельной производительности GeForce 6800 имеет смысл, прежде всего, при настройках «ANISO 16x», а увеличение геометрической производительности не имеет смысла ни в коем случае. Call of Duty — United OffensiveЭтот оказался безразличным к геометрической производительности GeForce 6800. При настройках Doom 3Увеличение геометрической производительности, в тесте DOOM3, так же не имеет смысла. При настройках Выводы по разделуНаше исследование показало, что увеличение геометрической производительности, карт на базе процессора GeForce 6800, посредством активации шестого вершинного процессора, имеет смысл, прежде всего в разрешении 1024х768, без активации антиалиасинга. При таких условиях, скорость некоторых тестов еще не ограничивается пиксельной производительностью карты GeForce 6800 или пропускной способностью памяти, вследствие чего и возникают предпосылки для увеличения скорости выполнения теста, посредством ускорения геометрических вычислений. Активация же пиксельных конвейеров, карты GeForce 6800, приносит преимущества в скорости чаще и эти преимущества большие. Рывок в скорости, в таком случае, оказывается, наиболее заметен, при настройках ЗаключениеПрежде всего, нельзя не отметить значительное превосходство GeForce 6800 GT. Карта эта порой очень серьезно превосходит младшую, в тяжелых графических режимах. Можно даже сказать, что более чем двух кратная разница в скорости, отмеченная в ряде тестов, это многовато для карт одного семейства. С другой стороны, нельзя не заметить, что производительность карт на базе процессора GeForce 6800 GT, в режимах без дополнительной нагрузки, очень часто ограничивается мощностью используемого в тестах CPU — Ahtlon XP 2600+. Причем порой настолько сильно, что карты GeForce 6800 GT, оказываются не быстрее GeForce 6800. В таком случае, вопрос о предпочтениях конкретной карты, в пару к процессору подобного класса, не имеет однозначного ответа. Все зависит от предпочтений конкретного пользователя, к наиболее скоростным, либо наиболее качественным графическим настройкам. Что же касается скоростных характеристик карт на базе процессора GeForce 6800, то наше исследование позволило выявить, что основными причинами, сдерживающими скорость карты GeForce 6800 128MB, относительно старшей модели GeForce 6800 GT 256MB являются:
P.S.Напоследок, хотелось бы коснуться вопроса о программной активации конвейеров, у попавшей к нам на тестирование карты Leadtek WinFast A400 TDH 128MB. Активация аппаратно заблокированных пиксельных и вершинных конвейеров, с помощью программы RivaTuner прошла без проблем. После чего карта без визуальных проблем проходила все тесты, результаты которых вы могли видеть в данном обзоре, кроме двух:
Из данных результатов, можно заключить, что после активации заблокированных конвейеров у карт на базе процессора GeForce 6800 не стоит торопиться делать выводы об успехе этой операции, на базе двух-трех тестов. Тестировать необходимо как можно большим числом приложений, и даже в таком случае, при успешном прохождении тестов, не может быть стопроцентной гарантии стабильной работы карты во всех приложениях. «МИР NVIDIA» выражает признательность компании «OLDI» | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||