GeForce 6800 и 6800 GT — сравнительный анализ.

10.11.2004



Введение

Прошло более полугода, с момента анонса графических семейства GeForce 6800, известного ранее как «NV40». Чип этот, с надеждой ждали все, кто хоть сколько-то следит за новинками, в области 3D-графики. Ведь не секрет, что предыдущее семейство чипов NVIDIA, базирующихся на базе процессоров NV30 и в дальнейшем NV35, было если не провальным, то уж точно не слишком удачным. Постоянный проигрыш конкуренту от ATI, в тестах, использующих пиксельные шейдеры 2.0, больно бил по репутации NVIDIA, и по продажам карт на базе их процессоров. Такая ситуация, конечно, ни в коем случае, не устраивала компанию. В чипе NV40 NVIDIA учла уроки последних лет, и первые выпущенные карты произвели настоящий фурор в прессе. «Самые быстрые в мире», «беспрецедентный рывок в скорости», примерно такими эпитетами награждали новейшие карты компании, популярные он-лайн и печатные издания.

Сегодня, карты на базе процессора NV40 уже можно даже купить. Правда, по ценам более 300 USD, и, без проблем, только самую младшую модель. К сожалению, до сих пор, наблюдается, заметный дефицит моделей GeForce 6800 GT и Ultra, что отнюдь не способствует падению цен на них. Ведь, несмотря на такие, казавшиеся еще недавно нереальными, цены, карты высшего уровня, все равно расхватывают как горячие пирожки! Почему же? Видимо потому, что все больше пользователей-энтузиастов осознает, что современные карты среднего уровня просто не могут полностью удовлетворить запросам, становящегося все более требовательным к ресурсам программного обеспечения (т.е. игр).

Сегодня мы рассмотрим две карты высшего уровня, на базе процессоров NVIDIA GeForce 6800 и GeForce 6800 GT. В этом исследовании, мы решили не только сравнить скоростные характеристики карт на базе этих процессоров, но и выяснить какие архитектурные отличия, оказывают наибольшее влияние на разницу в производительности между этими картами, а так же показать способы эту разницу уменьшить.


Спецификации

 

GeForce 6800

GeForce 6800 GT

Чип:

Кодовое имя

NV40

NV40

Технологический процесс, мкм

0.13

0.13

Рабочая частота, МГц

325

350

Пиксельных конвейеров

12 (3)

16 (4)

Текстурных блоков в пиксельном конвейере

1 (4)

1 (4)

Скорость заполнения в режиме мультитекстурирования, Млн. пикселей/текселей в сек.

3900/3900

5600/5600

Вершинных конвейеров

5

6

Скорость трансформации, Млн. вершин в сек.

365

525

Память:

Тип

DDR SDRAM

GDDR3 SDRAM

Рабочая частота, МГц

350

500

Шина обмена с чипом, бит

256

256

Максимальная пропускная способность (без учета оптимизаций)

22.4

32.0

Технологии экономии полосы пропускания памяти

Intellisample

Intellisample

— «Перекрестный» контроллер памяти

+

+

— Быстрая очистка Z-буфера

+

+

— Сжатие Z-буфера

+

+

— Сжатие цвета в режимах антиалиасинга

+

+

— Удаление скрытых поверхностей

+

+

— UltraShadow 2

+

+

3D-возможности:

Наложение рельефа:

+

+

— Emboss

+

+

— Environment

+

+

— DOT3 Product

+

+

— Displacement

+

+

Кубические карты среды

+

+

Объемные текстуры

+

+

Компрессия текстур

+

+

Анизотропная фильтрация

+

+

— Уровни анизотропии

2, 4, 8, 16

2, 4, 8, 16

— Совмещение анизотропной и трилинейной фильтраций

+

+

Антиалиасинг

+

+

— Тип

MSAA

MSAA

— Маски 1

2x, Quincunx, 4x, 8xS

2x, Quincunx, 4x, 8xS

Вершинные шейдеры

3.0

3.0

Пиксельные шейдеры

3.0

3.0

Версия Direct3D 2

9.0b

9.0b

Версия OpenGL 2

1.5.2

1.5.2

2D-возможности:

Интегрированный RAMDAC, МГц

400x2

400x2

Интегрированная поддержка DVI

+

+

Интегрированная поддержка TV-out

+

+

Возможность работы одновременно: с двумя мониторами/монитором и TV

+/+

+/+

Особенности дизайна:

Интегрированный мониторинг температуры

+

+

Внешнее питание

+

+

Минимальная рекомендуемая разработчиком мощность блока питания, Вт 3

300

300



1 — доступные через панель управления драйвера 66.81
2 — репорты о поддерживаемых расширениях OpenGL и капсах D3D9, сняты с помощью RivaTuter 2.0 RC15.2
3 — по данным компании Leadtek


Карты

Карты на базе процессоров NVIDIA GeForce 6800 и 6800 GT, в нашем исследовании, представляют продукты тайваньской компании Leadtek — WinFast A400 TDH и WinFast A400 GT TDH.

Leadtek WinFast A400 TDH

Открывается в новом окне Открывается в новом окне

Дизайн — эталонный NVIDIA, за исключением AGP-интерфейса. Референс NVIDIA, имеет универсальный интерфейс AGP с поддержкой всех стандартов, включая AGP 1.0,  в то время как WinFast A400 TDH использует интерфейс AGP 2.0/3.0 (AGP 1.0 не поддерживается).

Открывается в новом окне Открывается в новом окне

NVIDIA GeForce 6800 — референс-дизайн.


WinFast A400 TDH имеет восемь микросхем памяти с временем доступа 2.8ns, емкостью 128Мбит, расположенных на лицевой стороне карты. Суммарный объем памяти карты 128MB, рабочая частота 700MHz (с учетом DDR). Графический процессор работает на частоте 325MHz, что точно соответствует эталонным характеристикам NVIDIA.

Возможность вывода аналогового видеосигнала реализована посредством интегрированного в графический процессор TV-кодера.

Отдельного упоминания заслуживает система охлаждения карты, разработанная собственно компанией Leadtek.

Открывается в новом окне

Для охлаждения графического процессора и памяти использован складчатый радиатор, выполненный из предположительно медной ленты, свернутой «в гармошку», которая закреплена, у основания, с помощью теплопроводящего состава. Кулер Leadtek, как и эталонный NVIDIA, достаточно компактен и не блокирует следующий за AGP-слотом, слот PCI. Шумовые характеристики вентилятора внушают оптимизм. Заявленный Leadtek уровень шума — менее 30dB.

Обратная сторона карты охлаждается с помощью прессованного, предположительно, из меди, радиатора. Нужно заметить, что эта сторона, не имеет сильно нагревающихся элементов. Данный радиатор призван отводить тепло непосредственно с печатной платы, с которой он контактирует через специальные теплопроводящие «подушечки», расположенные с обратной стороны платы, напротив микросхем памяти и графического процессора. Подобное охлаждение тыльной стороны карты не предусмотрено эталонным дизайном NVIDIA, т.е.  является избыточным. Тем не менее, заметный нагрев этого радиатора, при работе карты в 3D-режиме, говорит о том, что, по крайней мере, радиатор действительно работает, т.е.  отводит тепло от печатной платы.


Leadtek WinFast A400 GT TDH

Открывается в новом окне Открывается в новом окне

Карта использует интерфейс AGP 2.0/3.0 (AGP 1.0 не поддерживается). Дизайн — эталонный NVIDIA, с некоторыми упрощениями элементной базы схемы стабилизатора питания.

Открывается в новом окне Открывается в новом окне

NVIDIA GeForce 6800 GT — референс-дизайн.


WinFast A400 GT TDH, имеет восемь микросхем памяти с временем доступа 2.0 ns, емкостью 256Мбит, расположенные на лицевой стороне карты. Суммарный объем памяти карты 256MB, рабочая частота 1000MHz (с учетом DDR). Графический процессор работает на частоте 350MHz, что точно соответствует эталонным характеристикам NVIDIA.

Возможность вывода аналогового видеосигнала реализована посредством интегрированного в графический процессор TV-кодера.

Система охлаждения карты Leadtek WinFast A400 GT TDH, значительно отличается от WinFast A400 TDH.

Открывается в новом окне

Для охлаждения графического процессора и памяти использован гибридный, «складчато-составной» радиатор, который, в отличие от WinFast A400 TDH, и, референс GeForce 6800/6800GT NVIDIA, закрывает, следующий сразу за AGP, PCI-слот. Шумовые характеристики, карты Leadtek WinFast A400 GT TDH, аналогичны WinFast A400 TDH. Уровень шума вентилятора менее 30dB.

Для охлаждения, сильно греющейся, схемы стабилизатора питания карты, Leadtek использовал радиатор большего размера, в сравнении с эталонной картой NVIDIA.


Leadtek WinFast A400 GT TDH

NVIDIA GeForce 6800 GT– референс-дизайн


Эти дополнительные улучшения системы охлаждения карт Leadtek, относительно референс NVIDIA, конечно избыточны и обычному пользователю принесут лишь эстетическое удовольствие. Но для пользователя оверклокера от этих улучшений возможна и практическая польза.

Обе карты поставляются в симпатичных коробках одного размера, на которых изображены некие сказочные персонажи.


Открывается в новом окне Открывается в новом окне

Однако, несмотря на внешнюю красоту, внутренний дизайн упаковки, выглядит аляповатым, поэтому оставляет некое разочарование. По нашему мнению, карты высшего класса достойны более качественной упаковки, нежели предложена компанией Leadtek.

Открывается в новом окне

Впрочем, сам комплект поставки карты, достаточно хорош. Он одинаков у обеих карт и включает в себя все необходимое для использования всех их возможностей.

Открывается в новом окне

  • Удлинитель разъема питания
  • Кабель S-Video
  • Кабель composite video («тюльпан-тюльпан»)
  • Переходник для подключения кабеля composite video
  • Переходник с DVI-I на VGA
  • Драйверы и фирменное программное обеспечение от Leadtek
  • Многоязычная инструкция по установке карты (в том числе и на русском языке)

В комплект поставки входят так же четыре лицензионные копии игр:

  • GunMetal
  • Big Mutha Truckers
  • Prince of Persia — Sands of Time
  • Splinter Cell: Pandora Tomorrow (поставляется на DVD-ROM)


Как мы тестировали


Описание системы

Открывается в новом окне

  • Процессор: AMD Athlon XP 2600+ (Model 8, 2083 MHz)
  • Материнская плата: Gigabyte GA-7N400-L
  • Системная память: Kingston PC2700 2×512MB
  • Жесткий диск: Hitachi HDS722516VLAT80
  • Монитор: Samsung SyncMaster 700IFT
  • Блок питания: Inwin IW-P300A3-1
  • Программная часть:
    • MS Windows XP Pro (Servce Pack 2)
    • NVIDIA ForceWare 66.81
    • RivaTuner 2.0 RC 15.2
    • Bench'emAll! 2.61 beta

Описание тестов

  • 3Dmark 2005 — Direct3D9, PS3.0, VS3.0, настройки по умолчанию
  • Codecreatures Benchmark Pro — Direct3D8, PS1.1, VS1.1, настройки по умолчанию
  • Aquamark3 — Direct3D9, PS1.1–2.0, VS1.1–2.0, детализация «Very High»
  • FarCry 1.1 — Direct3D9, PS1.1–2.0, VS1.1–2.0, детализация максимальная.
    • Тестовая сцена: уровень Research, demo01, от iXBT.com
  • Unreal Tournament 2004 — Direct3D8, HW T&L,  VS1.1, Cube Mapping, детализация максимальная
  • Unreal II: The Awakening — Direct3D8, HW T&L,  VS1.1, детализация максимальная
    • Тестовая сцена: уровень Asheron, Bench'emall benchmark
  • Call Of Duty — Unites Offensive — OpenGL, детализация максимальная
    • Тестовая сцена: уровень MP-Sicily, nvw-coduo-demo
  • Doom 3 — OpenGL, детализация — пресет «High Quality»
    • Тестовая сцена: demo1, поставляется с игрой

Сравнение производительности GeForce 6800 и 6800 GT

Прежде всего, выясним, каков относительный расклад скоростей представленных в нашем исследовании карт. Это важный момент, поскольку разница в цене между ними, на момент написания статьи, составляет около 100 У.Е., и потенциальным покупателям нужно знать, насколько оправданы эти дополнительные вложения.


3Dmark 2005


Превосходство GeForce 6800 GT в этом тесте составляет до 35% в режиме «ANISO/AA-OFF» и «ANISO 16x» и около 60% в режимах с антиалиасингом. Отметим невозможность запуска теста в разрешении выше 1024х768, при использовании антиалиасинга, на карте GeForce 6800. При указанных настройках тест выдавал сообщение о нехватке видеопамяти.


Codecreatures Benchmark Pro


Превосходство GeForce 6800 GT в этом тесте в режимах «ANISO/AA-OFF» и «ANISO 16x» достигает 30%. В режиме с «АА4х» — 78% и в режиме «ANISO16x/AA4x» — 110%.

Обратите внимание на несколько неадекватные результаты, показанные GeForce 6800 в режимах с антиалиасингом. Скорость этой карты в разрешениях 1280х1024 и 1600х1200 очень близка. Очевидно, это объясняется, ограничением скорости карты, фактором, не зависящим от разрешения. По всей вероятности, этим фактором, в данном случае, является пропускная способность шины AGP. Ниже мы проведем исследование позволяющее ответить на этот вопрос точно.


Aquamark3

Тест базируется на движке игры: — «Aquanox2: Revelation».



Разница в скорости карт, в этом тесте, не столь велика как в тестах предыдущих. Примечательно, что эта разница растет по мере увеличения разрешения, что говорит о значительном влиянии скорости CPU на скорость теста. Однако это влияние не является доминирующим, поскольку скорость обоих карт падает, по мере роста разрешения, вне зависимости используется дополнительная нагрузка или нет.


FarCry


В разрешении 1024х768, скорость карты GeForce 6800 GT, в этом тесте, явно ограничена скоростью CPU. Однако по мере роста разрешения и (или) активации дополнительной нагрузки, любого типа, это ограничение в значительной мере снимается. В разрешении 1600х1200, при настройках, в том порядке, что они приводятся на диаграмме, GeForce 6800 GT лидирует соответственно на 27, 33, 44 и 60%.


Unreal Tournament 2004


Результаты этого теста оказались несколько нетрадиционны. Скорость обоих карт при настройках «AA 4x», оказалась выше, чем при настройках «ANISO16x». Объясняется это, вероятно, тем, что тестовая сцена (уровень «DM-Icetomb») представлена сложной текстурной моделью (повсеместно используется Cube Mapping) и относительно простой моделью геометрической. Примечательно так же низкое влияние скорости CPU на скорость теста, которое объясняется специфичностью созданной игровой ситуации (отсутствие «ботов»). В разрешении 1600х1200, при настройках, в том порядке, что они приводятся на диаграмме, GeForce 6800 GT лидирует соответственно на 31, 32, 44 и 42%.

Unreal II: The Awakening


Очевидно, сильное ограничение скорости обоих карт, при настройках «ANISO/AA-OFF», скоростью CPU, практически во всех разрешениях. Только в разрешении 1600х1200, для GeForce 6800, в таком случае, скорость теста упирается в характеристику независящую от разрешения. Это может быть скорость закраски, пропускная способность видеопамяти или AGP. По мере ужесточения настроек разница в скорости карт растет и достигает максимальных значений в разрешении 1600х1200. При настройках, в том порядке, что они приводятся на диаграмме, в разрешении 1600х1200, GeForce 6800 GT лидирует соответственно на 9, 17, 40 и 50%.


Call of Duty — United Offensive


Результаты этого теста напоминают Codecreatures Benchmark Pro. И в том и другом случае, наблюдается сильный «завал» скорости GeForce 6800 в разрешении 1280х1024, при использовании антиалиасинга, в то время как, при дальнейшем повышении разрешения, падение скорости уменьшается (в случае с Codecreatures Benchmark Pro падения нет вообще). Предположительно такое поведение объясняется ограничением скорости теста пропускной способностью шина AGP (или недостатком ОЗУ карты, что одно и тоже). Далее мы проверим это предположение. При настройках, в том порядке, что они приводятся на диаграмме, в разрешении 1600х1200, GeForce 6800 GT лидирует соответственно на 28, 31, 138 и 108%.

Doom 3


В разрешении 1024х768, при настройках «ANISO/AA-OFF» и «ANISO 16x» очевиден явный недостаток скорости CPU, для карты GeForce 6800 GT в этом тесте, поскольку результаты, показанные в таких условиях, почти совпадают с младшей моделью, и, почти не падают при увеличении разрешения до 1280х1024. По мере увеличения разрешения и, особенно, при активации антиалиасинга, влияние скорости CPU на результаты теста перестает быть доминирующим. При настройках, в том порядке, что они приводятся на диаграмме, в разрешении1600х1200, GeForce 6800 GT лидирует соответственно на 15, 17, 50 и 56%.


Выводы по разделу

Разница в скорости между GeForce 6800 128MB и GeForce 6800 GT 256MB по данным нашего исследования оказалась сильно зависимой от разрешения и дополнительной нагрузки.

В разрешении 1024х768 при настройках «ANISO/AA-OFF» и «ANISO 16x» скорость GeForce 6800 GT часто сильно ограничивается мощностью используемого в тестах CPU — Athlon XP 2600+. В ряде тестов, при таких настройках, скорость рассмотренных карт оказалось очень близкой или даже практически равной. По мере роста разрешения, однако, ограничения, накладываемые на скорость тестов, недостаточно мощным CPU, в значительной мере снимаются. В разрешении 1600х1200, лидерство GeForce 6800 GT составляет в среднем около 30%.

В режимах с антиалиасингом, зависимость скорости тестов, от скорости CPU, значительно меньше. GeForce 6800 GT лидирует вне зависимости от разрешения. Хотя по мере роста разрешения, разрыв между картами все увеличивается, что может свидетельствовать обо все еще недостаточной мощности CPU для работы карт даже при активации антиалиасинга, недостаточной скорости видеопамяти карты GeForce 6800, недостаточного объема ОЗУ карты GeForce 6800. Далее мы как раз и займемся выяснением причин отмеченного отставания GeForce 6800 от старшей модели.


Влияние объема видеопамяти на скорость GeForce 6800

Для оценки влияния объема видеопамяти на скорость 6800 и степени влияния меньшего объема памяти GeForce 6800, на разницу скорости между этой картой и GeForce 6800 GT мы проведем это исследование.

В качестве карты GeForce 6800, оснащенной 256MB ОЗУ, мы использовали модель, на базе карты GeForce 6800 GT 256MB. Отключив, с помощью RivaTuner, у этой карты четыре пиксельных и один вершинный конвейер, и понизив частоты до уровня GeForce 6800, мы получили практически полный аналог карты GeForce 6800 256MB. Нужно заметить, что карты GeForce 6800 оснащенные 256MB ОЗУ выпускаются серийно и такое исследование представляет интерес так же и с точки зрения целесообразности выбора карты на базе GeForce 6800 оснащенной большим или меньшим объемом памяти.


3Dmark 2005


В разрешении 1024х768, при настройках «ANISO/AA-OFF» и «ANISO 16x» двух кратное увеличение объема ОЗУ, практически неэффективно, но по мере роста разрешения дополнительные 128MB начинают давать некоторое преимущество. В режимах же с антиалиасингом, GeForce 6800 получает от дополнительных 128MB ОЗУ преимущество уже в разрешении 1024х768, которое, в режимах «AA 4x» и «ANISO16x/AA 4x», составляет 18 и 22% соответственно. Кроме того, GeForce 6800 256MB успешно прошла тесты в разрешениях 1280х1024 и 1600х1200, при активированном антиалиасинге, что оказалось не по силам GeForce 6800 128MB, в данном случае.


Codecreatures Benchmark Pro


При настройках «ANISO/AA-OFF» и «ANISO 16x» увеличение объема ОЗУ, GeForce 6800, до 256MB оказалось неэффективным во всех протестированных разрешениях. Более того, карта, оснащенная 128MB ОЗУ, оказалась чуть быстрее, своей «сестры» оснащенной 256MB ОЗУ. Объясняется такой казус, по всей вероятности, менее агрессивными таймингами памяти GDDR3, установленной на карте GeForce 6800 GT (на базе которой смоделирована карта GeForce 6800 256MB), против более агрессивных таймингов памяти DDR, которая установлена на карте GeForce 6800 128MB.

Неадекватные результаты карты GeForce 6800 128MB, отмеченные ранее, в разрешениях 1280х1204 и 1600х1200, находят объяснение в этом тесте. Скорость карты, оснащенной 128MB ОЗУ, ограничивается недостаточным объемом памяти (т.е.  пропускной способностью шины AGP) при таких настройках, в данном тесте.


Aquamark3


Увеличение объема ОЗУ, GeForce 6800, до 256MB, оказывается совершенно неэффективным в этом тесте, при любых, даже самых тяжелых, настройках. Очевидно, это следствие относительно малых объемов текстур, используемых здесь.


FarCry


Увеличение объема ОЗУ, до 256MB, дает GeForce 6800, преимущество не более 17% при самых тяжелых (и уже неиграбельных для этой карты) настройках «ANISO16x/AA 4x», в этом тесте.


Unreal Tournament 2004


Ситуация в данном тесте аналогична предыдущему, с той лишь разницей, что наибольшее преимущество (9%) GeForce 6800 256MB получает при настройках «AA 4x», в разрешении 1600х1200. В то время как при настройках «ANISO16x/AA 4x», разница меньше (5%), поскольку скорость карт GeForce 6800, в таком случае, уже ограничивается в большей степени скоростью текстурирования, а не объемом ОЗУ.


Unreal II: The Awakening


При настройках «ANISO/AA-OFF» и «ANISO 16x» увеличение объема ОЗУ неэффективно для GeForce 6800, но в разрешении 1600х1200, при активации антиалиасинга, это увеличение приносит преимущество около 20%.


Call of Duty — United Offensive


Сильный «завал» скорости карты GeForce 6800 128MB, при активации антиалиасинга, в разрешении 1280х1024 и выше, отмеченный ранее, в этом тесте, находит свое объяснение. Как и в тесте Codecreatures Benchmark Pro, 128МБ-карте сильно не хватает объема ОЗУ, и скорость теста в значительной мере ограничивается пропускной способностью шины AGP.


Doom 3


Ситуация в данном тесте напоминает FarCry. Увеличение объема ОЗУ, до 256MB, дает GeForce 6800, преимущество не более 17% при самых тяжелых (и уже неиграбельных для этой карты) настройках «ANISO16x/AA 4x», в этом тесте.


Выводы по разделу

Как показало наше исследование, скорость карт на базе GeForce 6800, оснащенных 128MB ОЗУ, не ограничивается объемом памяти при настройках «ANISO/AA-OFF» и «ANISO 16x» в разрешениях вплоть до 1600х1200 практически во всех проведенных тестах. Исключение составляет только 3Dmark 2005, в котором максимальное преимущество 256MB-карты, в разрешении 1600х1200, при указанных настройках, составило 10 и 12% соответственно.

Настройки «AA 4x» и «ANISO16x/AA 4x», в разрешении 1024х768, так же не приводят к падению скорости 128MB-карты, относительно карты оснащенной 256MB ОЗУ, в большинстве случаев. Исключение составляет опять же 3Dmark 2005, в котором преимущество 256MB-карты, при настройках «AA 4x» и «ANISO16x/AA 4x», составляет соответственно 18 и 22%.

В разрешении 1280х1024, при настройках «AA 4x» и «ANISO16x/AA 4x», ситуация со скоростью 128MB-карт GeForce 6800, относительно GeForce 6800 256MB уже не столь однозначна. Некоторые тесты, в таком случае, получают преимущество (порой очень значительное) от дополнительных 128MB ОЗУ, а некоторые не получают никакого преимущества.

В разрешении 1600х1200, при настройках «AA 4x» и «ANISO16x/AA 4x», преимущество от установки дополнительных 128MB, GeForce 6800, получает практически во всех проведенных тестах, в той или иной степени. Однако такие серьезные настройки подчас оказываются «неиграбельными» для этой карты.


Влияние частот чипа и памяти на скорость GeForce 6800

Это исследование мы проведем для оценки влияния на скорость карт GeForce 6800, частот чипа и памяти. Как известно, частоты чипа и памяти, у карт GeForce 6800, несколько ниже, чем GeForce 6800 GT, и степень их влияния, на разницу в скорости, между этими картами, может интересовать оверклокеров. Насколько разгон младшей модели, может помочь ей приблизиться к старшей модели? Что дает большие преимущества GeForce 6800 разгон чипа или разгон памяти? Посмотрим.


3Dmark 2005


В данном тесте, пониженная частота чипа GeForce 6800, относительно GeForce 6800 GT, наиболее значительно сказывается при работе карты в режиме «ANISO 16x». В других режимах, скорость GeForce 6800, в большей степени «страдает» из-за недостаточной скорости ОЗУ, относительно старшей модели.


Codecreatures Benchmark Pro


В режимах «ANISO/AA-OFF» и «ANISO 16x», повышение частоты чипа и повышение частоты памяти, приносит GeForce 6800 практически равные преимущества, в этом тесте. Но в режимах с антиалиасингом, первостепенную роль играет частота памяти, в то время как повышение частоты чипа оказывается практически неэффективным.


Aquamark3


Ситуация в этом тесте, аналогична предыдущему. Режимы с антиалиасингом очень требовательны к скорости памяти видеокарты, в то время как требования карт, к скорости чипа и памяти, в режимах «ANISO/AA-OFF» и «ANISO 16x», примерно равнозначны.


FarCry


Результаты теста, полностью соответствуют, тесту предыдущему.


Unreal Tournament 2004


Выше мы уже отмечали чувствительность этого теста, к скорости текстурирования. Следствием этой чувствительности и является сильная отзывчивость карты GeForce 6800, к повышению частоты чипа, нежели к частоте памяти, в режимах «ANISO/AA-OFF» и «ANISO 16x». В режиме «AA 4x», напротив, скорость GeForce 6800 определяется в первую очередь скоростью памяти. В режиме же «ANISO16x/AA 4x», наблюдается достаточно сбалансированная зависимость карты, от частот чипа и памяти.


Unreal II: The Awakening


Тест на базе игры Unreal II: The Awakening, оказался очень зависимым от скорости памяти GeForce 6800. Настолько, что в режиме «AA 4x» карты GeForce 6800 и GeForce 6800 GT, работающие на равных частотах, показали равную скорость.
Лишь при настройках «ANISO 16x», скорость чипа GeForce 6800 играет заметную роль.


Call of Duty — United Offensive


Чуть большая зависимость скорость GeForce 6800 от частоты чипа, нежели памяти, в режиме «ANISO 16x» и сильнейшая зависимость скорости GeForce 6800, от частоты работы памяти в режимах «AA 4x» и «ANISO16x/AA 4x».


Doom 3


Уже знакомая картина. В режимах «ANISO/AA-OFF» и «ANISO 16x», повышение частоты чипа и повышение частоты памяти, приносит GeForce 6800 практически равные преимущества. В режимах же с антиалиасингом, повышение частоты чипа оказывается практически неэффективным. Скорость карты, при таких настройках, определяется пропускной способностью видеопамяти.


Выводы по разделу

В режимах «ANISO/AA-OFF» и «ANISO 16x» влияние частот чипа и памяти, на скорость карты GeForce 6800 довольно равномерно. Тем не менее, ряд тестов, в режиме «ANISO 16x», оказался все же наиболее чувствительным к частоте работы чипа. Скорость же GeForce 6800, в режимах с антиалиасингом, во всех проведенных тестах, страдает, в первую очередь, от недостаточной скорости памяти.

Очевидно именно недостаточная пропускная способность памяти, в значительной степени и определяет отставание карты GeForce 6800, от GeForce 6800 GT в режимах с антиалиасингом.



Влияние количества пиксельных и вершинных конвейеров на скорость GeForce 6800

В конце, нашего исследования, мы изучим степень влияния архитектурных различий чипов GeForce 6800 и GeForce 6800 GT на скорость в 3D-приложениях. Этих различий всего два — количество пиксельных и вершинных конвейеров. Насколько сильно ослабление пиксельной и геометрической скорости чипа GeForce 6800 отдаляет его от старшей модели? Какой прирост может дать программная активация тех и других отключенных конвейеров с помощью RivaTuner? Чтобы ответить на эти вопросы, мы создали, с помощью RivaTuner, помимо собственно карты «GeForce 6800 256MB», мы создали еще две, «виртуальные» (серийно не производящиеся), модели:

  • GeForce 6800 256 с 16-ю пиксельными и 5-ю вершинными конвейерами (16pp/5vp)
  • GeForce 6800 256 с 12-ю пиксельными и 6-ю вершинными конвейерами (12pp/6vp)

Исследование скоростных характеристик этих моделей, поможет так же выявить, насколько проведенные тесты ограничены пиксельной и геометрической производительностью современных графических процессоров.

3Dmark 2005


В данном тесте, мы видим зависимость скорости GeForce 6800 в первую очередь от количества пиксельных конвейеров (т.е.  от скорости закраски или выполнения пиксельных шейдеров). Геометрическая производительность заметную играет роль только в разрешении 1024х768 при настройках «ANISO/AA-OFF» и «ANISO 16x». При активации антиалисинга влияние геометрической производительности карты на скорость уменьшается.


Codecreatures Benchmark Pro


В данном примере, влияние геометрической производительности карты, на скорость теста, в разрешении 1024х768, оказывается еще выше, чем в предыдущем случае. По мере роста разрешения, и при настройках «ANISO 16x», однако, главенствующую роль, уже начинает играть производительность пиксельная.

Если же мы обратим внимание, на результаты, показанные GeForce 6800 при активации антиалиасинга, то можем отметить, что, в данном случае, ни пиксельная, ни вершинная производительность карты GeForce 6800 уже не играет решающей роли. Скорость карты ограничивается только пропускной способностью видеопамяти.


Aquamark3


Этот оказался безразличным к геометрической производительности GeForce 6800. При настройках «ANISO/AA-OFF» и «ANISO 16x» важнейшую роль играет производительность пиксельная. При настройках же «AA 4x» скорость теста ограничивается пропускной способностью видеопамяти, но дополнительная нагрузка карты еще и анизотропной фильтрацией, снова делает важной ее пиксельную скорость.


FarCry


Результаты этого теста повторяют предыдущие. В режиме «AA 4x» скорость GeForce 6800 ограничена, прежде всего, пропускной способностью видеопамяти, а в других режимах, прежде всего, важна пиксельная производительность. Увеличение геометрической производительности, посредством активации шестого вершинного процессора, не имеет смысла.


Unreal Tournament 2004


Помня, что ранее мы уже отмечали, чувствительность данного теста, к скорости текстурирования, данные результаты неудивительны. Пиксельная скорость GeForce 6800 важна во всех режимах. Заметим только, что геометрическая скорость, в данном случае, неважна ни при каких условиях, что, впрочем, так же не удивительно, если вспомнить относительную простоту данной тестовой сцены.


Unreal II: The Awakening


Скорость этого теста, как мы уже отмечали выше, ограничена, прежде всего, пропускной способностью видеопамяти. Вследствие чего, увеличение пиксельной производительности GeForce 6800 имеет смысл, прежде всего, при настройках «ANISO 16x», а увеличение геометрической производительности не имеет смысла ни в коем случае.


Call of Duty — United Offensive


Этот оказался безразличным к геометрической производительности GeForce 6800. При настройках «ANISO/AA-OFF» и «ANISO 16x» важнейшую роль играет производительность пиксельная. При настройках же «AA 4x» и «ANISO16x/AA 4x», влияние пиксельной производительности карты заметно снижается, ибо скорость теста ограничивается пропускной способностью видеопамяти.


Doom 3


Увеличение геометрической производительности, в тесте DOOM3, так же не имеет смысла. При настройках «ANISO/AA-OFF» и «ANISO 16x», важнейшую роль играет производительность пиксельная, а при активации антиалиасинга, скорость теста, целиком упирается в пропускную способность видеопамяти.


Выводы по разделу

Наше исследование показало, что увеличение геометрической производительности, карт на базе процессора GeForce 6800, посредством активации шестого вершинного процессора, имеет смысл, прежде всего в разрешении 1024х768, без активации антиалиасинга. При таких условиях, скорость некоторых тестов еще не ограничивается пиксельной производительностью карты GeForce 6800 или пропускной способностью памяти, вследствие чего и возникают предпосылки для увеличения скорости выполнения теста, посредством ускорения геометрических вычислений.

Активация же пиксельных конвейеров, карты GeForce 6800, приносит преимущества в скорости чаще и эти преимущества большие. Рывок в скорости, в таком случае, оказывается, наиболее заметен, при настройках «ANISO/AA-OFF» и «ANISO 16x». При настройках же «AA 4x» и «ANISO16x/AA 4x» скорость GeForce 6800 уже начинает в значительной мере ограничиваться пропускной способностью видеопамяти, тем не менее, в значительном количестве тестов, активация дополнительных 4-ех,  пиксельных конвейеров, дает значительные преимущества и при таких, сложных, настройках.



Заключение

Прежде всего, нельзя не отметить значительное превосходство GeForce 6800 GT. Карта эта порой очень серьезно превосходит младшую, в тяжелых графических режимах. Можно даже сказать, что более чем двух кратная разница в скорости, отмеченная в ряде тестов, это многовато для карт одного семейства.

С другой стороны, нельзя не заметить, что производительность карт на базе процессора GeForce 6800 GT, в режимах без дополнительной нагрузки, очень часто ограничивается мощностью используемого в тестах CPU — Ahtlon XP 2600+. Причем порой настолько сильно, что карты GeForce 6800 GT, оказываются не быстрее GeForce 6800.

В таком случае, вопрос о предпочтениях конкретной карты, в пару к процессору подобного класса, не имеет однозначного ответа. Все зависит от предпочтений конкретного пользователя, к наиболее скоростным, либо наиболее качественным графическим настройкам.

Что же касается скоростных характеристик карт на базе процессора GeForce 6800, то наше исследование позволило выявить, что основными причинами, сдерживающими скорость карты GeForce 6800 128MB, относительно старшей модели GeForce 6800 GT 256MB являются:

  • Недостаточный объем ОЗУ

    Этот недостаток, негативно сказывается на скорости GeForce 6800 в режимах с антиалиасингом, в разрешении 1280х1024 и выше, в ряде тестов, и, в разрешении 1600х1200, во всех тестах.
    К сожалению, этот недостаток никоим образом невозможно исправить, кроме как ограничив настройки максимального качества, режимом «ANISO16x/AA 4x» в разрешении 1024х768. В таком случае, мы не отметили никакого влияния дополнительных 128MB ОЗУ на скорость GeForce 6800, ни в одном тесте, кроме 3Dmark 2005.

  • Пониженные частоты чипа и памяти

    Пониженная, относительно старшей модели, частота чипа GeForce 6800, наибольшим образом ударяет по скорости этой карты в режимах «ANISO/AA-OFF» и «ANISO 16x». Соответственно разгоном графического процессора можно заметно поднять скорость GeForce 6800 в этих режимах.

    Однако уровня производительности GeForce 6800 GT, картам на базе процессора GeForce 6800 разгоном добиться вряд ли удастся. Ведь что бы достичь той же скорости закраски, что и у первых карт, графическому процессору GeForce 6800, обладающему лишь 12-ю пиксельными конвейерами, теоретически, нужно будет работать на частоте 467MHz! Это кажется совершенно нереальным, даже при повышении напряжения и использовании водяного охлаждения.

    Пониженная относительно старшей модели частота памяти, GeForce 6800, в режимах «ANISO/AA-OFF» и «ANISO 16x», ударяет по скорости этих карт не менее чем пониженная частота чипа. Но особенно сильно чувствительны, к недостатку пропускной способности памяти, оказываются режимы с антиалиасингом. Соответственно повышением частоты памяти GeForce 6800 можно добиться серьезного прироста скорости во всех режимах, которые, однако, неограниченны, по скорости, другими факторами, такими, например, как скорость центрального процессора или шины AGP.

  • Отключенные пиксельные конвейеры

    Недостаток пиксельной производительности сказывается на скорости GeForce 6800 в относительно простых режимах «ANISO/AA-OFF» и «ANISO 16x», если скорость в режимах этих, в свою очередь, не ограничена мощностью CPU. При более сложных настройках, включающих антиалиасинг, влияние на скорость тестов, увеличения пиксельной производительности, как правило, падает (вплоть до нуля!), поскольку, в таком случае, существенную роль начинают играть другие факторы, ограничивающие скорость GeForce 6800 (такие как недостаток пропускной способности памяти и ее объем).

    Что же касается отключенного вершинного конвейера, то его заметное влияние на скорость отмечено лишь в тестах 3DMark 2005 и Codecreatures Benchmark Pro, причем только в разрешении 1024х768 и без активации антиалиасинга.
    Эти тесты создают серьезную геометрическую нагрузку на графический процессор, что, в ситуации, когда производительность теста практически не ограничена другими факторами, и приводит к некоторому приросту скорости GeForce 6800. Однако стоит заметить, что условия и тесты, в которых этот прирост был отмечен, близки по свому характеру к предельной синтетике, поэтому мы не можем считать, отключенный вершинный конвейер, фактором, сдерживающим скорость GeForce 6800, по крайней мере, в современных играх.



P.S.

Напоследок, хотелось бы коснуться вопроса о программной активации конвейеров, у попавшей к нам на тестирование карты Leadtek WinFast A400 TDH 128MB. Активация аппаратно заблокированных пиксельных и вершинных конвейеров, с помощью программы RivaTuner прошла без проблем. После чего карта без визуальных проблем проходила все тесты, результаты которых вы могли видеть в данном обзоре, кроме двух:

  • 3Dmark 2005 (отмечен «цветной мусор» в первом же игровом тесте)

  • Codecreatures Benchmark Pro (отмечено «мерцание» озера)

Из данных результатов, можно заключить, что после активации заблокированных конвейеров у карт на базе процессора GeForce 6800 не стоит торопиться делать выводы об успехе этой операции, на базе двух-трех тестов. Тестировать необходимо как можно большим числом приложений, и даже в таком случае, при успешном прохождении тестов, не может быть стопроцентной гарантии стабильной работы карты во всех приложениях.

«МИР NVIDIA» выражает признательность компании «OLDI»
за предоставленную для тестирования видеокарту
Leadtek WinFast A400 TDH 128MB


Андрей Дерябин aka andser