Современные AGP-карты среднего уровня.
Сравнительный анализ GeForce 6600GT, GeForce 6800LE и Radeon 9800Pro.

25.07.2005


Введение

Рынок современных видеокарт, уверенно переходит на шину PCI-Express и использование AGP-карты, в новом современном ПК, уже кажется несуразным. Однако использование карт нового стандарта, пока не несет их владельцам никаких преимуществ, кроме возможности дальнейшей модернизации графической подсистемы. Ведь не секрет, что ведущие производители графических процессоров уже весьма прохладно относятся к устаревшему стандарту AGP, и все свои новейшие решения, в первую очередь, ориентируют на рынок систем оснащенных PCI-E. Тем не менее, число владельцев "устаревших" систем, не поддерживающих данный стандарт, но которые остаются все еще достаточно мощными, чтобы обеспечить должную производительность в современных играх пока достаточно высоко. Этот рынок конечно производители графических чипов так же не могут игнорировать и предлагают каждый свое решение и здесь.

В этом исследовании мы рассмотрим AGP-видеокарты среднего класса, стоимостью 140-190 у.е., основанные на чипах двух крупнейших на сегодня игроков на рынке 3D графических решений NVIDIA и ATI.

NVIDIA в данном секторе выступает с двумя картами GeForce 6600 GT и GeForce 6800 LE.

Карты GeForce 6800 LE имеют изначально заложенную ("нативную") поддержку AGP3.0. Процессор GeForce 6800 LE (NV40) аналогичен GeForce 6800 GT/Ultra, в котором, однако, на стадии тестирования были обнаружены проблемы функционирования части пиксельных и (или) вершинных конвейеров. Блокировкой этих конвейеров NVIDIA восстанавливает работоспособность процессора предлагая покупателям такое решение по более низкой цене.

Карты GeForce 6600 GT, в отличие от предыдущих, основаны на ином графическом процессоре, NV43. NV43 вышел значительно позже NV40, и был ориентирован уже на более перспективный рынок карт PCI-E. Однако, помня о немалой распростаненности ПК, этот стандарт не поддерживающих, NVIDIA предложила простое решение. Мост-переходник, транслирующий сигналы чипа PCI-E, в сигналы AGP, причем поддерживающий и обратную возможность. Таким образом, появилась возможность выпускать и PCI-E и AGP решения на базе одного и того же процессора NV43. Конечно, мост, получивший имя HSI (High Speed Interconnect), представляющий из себя дополнительный процессор, несколько увеличивает цену видеокарты, но все же не столь значительно, чтобы предпочесть покупку карты, оснащенную им, покупке новой материнской платы и карты имеющей "нативную" поддержку PCI-E.

Компания ATI, в данном секторе, выступает с единственной картой - Radeon 9800 Pro. Такую карту мы уже рассматривали, довольно давно, и она показывала хорошие результаты в состязании с тогдашним соперником GeForce FX 5900. Но прошло время, неужели АТИ не придумала ничего нового? Придумала, конечно, но с оговорками. Прежде всего, семейство графических процессоров X700, которые должны были составить конкуренцию GeForce 6600 и GT, но, к сожалению, только на рынке решений PCI-E. Чипы семейства Radeon X700 (как и GeForce 6600) изначально имели "нативную" поддержку стандарта PCI-E, но в отличие от NVIDIA, ATI, переоценила скорость продвижения этого стандарта на рынок ПК. В результате, мост-переходник, названный в последствии "RIALTO", вышел слишком поздно, и до сих пор, по непонятным причинам, не используется в должных масштабах, для карт среднего ценового диапазона.

Представленные карты, доступны в розничной продаже и пользуются популярностью у покупателей желающих повысить 3D-производительность своего ПК, но не желающих тратить много денег на карту высшего класса и (или) на смену платформы. В этой статье, мы поможем сделать лучший выбор, рассмотрев поведение претендентов на Ваш кошелек, в разных игровых тестах, а так же уделим немало внимания качеству реализации дополнительных функций, таких как полноэкранное сглаживание и анизотропная фильтрация, которые значительно поднимают качество 3D-графики.



Спецификации

 

GeForce 6600 GT

GeForce 6800 LE

Radeon 9800Pro

Чип:

Кодовое имя

NV43

NV40

R350

Технологический процесс, мкм

0.11

0.13

0.15

Рабочая частота, МГц

500

300

380

Пиксельных конвейеров

8

8

8

Текстурных блоков в пиксельном конвейере

1

1

1

Скорость заполнения в режиме мультитекстурирования, млн. пикселей/текселей

4000/4000

2400/2400

3040/3040

Вершинных конвейеров

3

4

4

Память:

Тип

GDDR3 SDRAM

DDR SDRAM

DDR SDRAM

Рабочая частота, МГц

450

350

338

Шина обмена с чипом, бит

128

256

256

Максимальная пропускная способность (без учета оптимизаций)

14.4

22.0

21.6

Технологии экономии полосы пропускания памяти

Intellisample

Intellisample

HyperZ III

— «Перекрестный» контроллер памяти

+

+

+

— Быстрая очистка Z-буфера

+

+

+

— Сжатие Z-буфера

+

+

+

— Сжатие цвета в режимах антиалиасинга

+

+

+

— Удаление скрытых поверхностей

+

+

+

— UltraShadow 2

+

+

-

3D-возможности:

Наложение рельефа:

+

+

+

— Emboss

+

+

+

— Environment

+

+

+

— DOT3 Product

+

+

+

— Displacement

+

+

+

Кубические карты среды

+

+

+

Объемные текстуры

+

+

+

Компрессия текстур

+

+

+

Анизотропная фильтрация

+

+

+

— Уровни анизотропии

2, 4, 8, 16

2, 4, 8, 16

2, 4, 8, 16

— Совмещение анизотропной и трилинейной фильтраций

+

+

+

Антиалиасинг

+

+

+

— Тип

MSAA

MSAA

MSAA

— Маски (*)

2x, Quincunx, 4x, 8xS

2x, Quincunx, 4x, 8xS

2x, 4x, 6x

Вершинные шейдеры

3.0

3.0

2.0

Пиксельные шейдеры

3.0

3.0

2.0

Версия Direct3D (**)

9.0c

9.0c

9.0

Версия OpenGL (**)

1.5.3

1.5.3

1.5.4898

2D-возможности:

Интегрированный RAMDAC, МГц

400x2

400x2

400x2

Интегрированная поддержка DVI

+

+

+

Интегрированная поддержка TV-out

+

+

+

Возможность работы одновременно: с двумя мониторами/монитором и TV

+/+

+/+

+/+

Особенности дизайна:

Интегрированный мониторинг температуры

+

+

-

Внешнее питание

+

+

+

Минимальная рекомендуемая разработчиком мощность блока питания, Вт 3

300

300

300



* — доступные через панель управления драйвера 71.81
** — репорты о поддерживаемых расширениях OpenGL и капсах D3D9, сняты с помощью RivaTuter 2.0 RC15.3


Карты

Карты на базе процессоров NVIDIA GeForce 6600 GT и 6800 LE, в нашем исследовании, представляют продукты тайваньской компании ASUSTeK Computer – ASUS N6600GT/TD 128MB и ASUS V9999LE/TD 128MB

Ранее мы не исследовали подобных карт, поэтому рассмотрим творения ASUSTeK подробно.

ASUS N6600GT/TD 128MB

Открывается в новом окне Открывается в новом окне

Карта использует интерфейс AGP 2.0/3.0 (AGP 1.0 не поддерживается).

На карте установлено четыре микросхемы GDDR3 памяти Samsung, емкостью 256Мбит, со временем доступа 2.0 ns. Все микросхемы памяти расположены на лицевой стороне карты. Суммарный объем памяти карты 128MB, рабочая частота 900MHz (с учетом DDR). Графический процессор работает на частоте 300MHz в режиме «2D», и, 500MHz в режиме «3D», что точно соответствует эталонным характеристикам NVIDIA.

Дизайн печатной платы в точности повторяет эталонный дизайн NVIDIA, с той лишь разницей, что на референсном образце, с обратной стороны, установлен чип-кодер для оцифровки аналогового видеосигнала.

Открывается в новом окне Открывается в новом окне

NVIDIA GeForce 6600 GT AGP – референс-дизайн


На карте ASUSTeK, этого чипа нет, а присутствует лишь соответствующая разводка для его установки.

Вывод аналогового сигнала TV, осуществляется посредством интегрированного в графический процессор кодека.

Система охлаждения карты лишена каких-то дизайнерских изысков и в целом повторяет эталонный образец.


Хотя нельзя и не отметить высокое качество изготовления радиатора графического процессора карты ASUS N6600GT. Ребра и основание выточены из одного куска предположительно медного сплава, а не скреплены друг с другом с помощью теплопроводящего состава или пайки, как часто бывает на картах других производителей.

Мост HSI (High Speed Interconnect), обеспечивающий возможность работы с интерфейсом AGP, чипам NVIDIA, не имеющим встроенной его поддержки, так же нуждается в охлаждении. В данном случае ASUSTeK несколько увеличил площадь теплообмена, расположив ребра радиатора продольно. Хотя как нам кажется, в данном случае, предпочтительнее был бы, по крайней мере, игольчатый радиатор, обладающий еще большей площадью теплообмена, ибо греется HSI довольно сильно, и, при этом, не имеет какого-то активного охлаждения.

Память карты ASUS N6600GT никакого охлаждения не имеет, впрочем, оно и не предусмотрено эталонным дизайном NVIDIA.

Процессор GeForce 6600 GT имеет встроенные средства мониторинга температуры, которую может отслеживать драйвер. Зная, что пользователей графических карт волнует возможность их перегрева, мы решили отследить значения температур, с помощью Riva Tuner, при одном цикле игровых тестов 3DMark 2005, который довольно сильно нагружает все блоки видеокарты.

Прекрасно видно, что графический процессор карты, в течение трех минут работы теста, достигает температуры 77 градусов, затем температура стабилизируется в этом районе, и очень быстро падает по завершению работы 3D-приложения.

Очевидно, что температуры процессора около 80 градусов, нормальны для новейших процессоров NVIDIA, и не являются поводом для паники или переделки системы охлаждения карты.


ASUS V9999LE/TD 128MB

Открывается в новом окне Открывается в новом окне

Карта использует интерфейс AGP 2.0/3.0 (AGP 1.0 не поддерживается).

С лицевой стороны карты установлено восемь микросхем DDR памяти Hynix, емкостью 128Мбит, со временем доступа 2.8 ns. Суммарный объем памяти карты 128MB, рабочая частота 700MHz (с учетом DDR). Графический процессор работает на частоте 300MHz, как в режиме «2D», так и в режиме «3D».

NVIDIA не выпускала референсных плат на базе процессора GeForce 6800 LE, поэтому сравнивать дизайн ASUS V9999LE/TD 128MB мы будем с эталонной картой NVIDIA GeForce 6800.

Открывается в новом окне Открывается в новом окне

NVIDIA GeForce 6800  — референс-дизайн.


Очевидно, что дизайн платы V9999LE не референсный. ASUSTeK изменил AGP интерфейс карты и разводку ее стабилизатора питания. Кроме того, разъем дополнительного питания, на карте V9999LE установлен вертикально, а не горизонтально, как на эталонной карте NVIDIA. Последнее решение вызывает противоречивые впечатления. С одной стороны, на вертикальный разъем допустимо подавать ток большей силы. С другой стороны, демонтаж коннектора питания при вертикальной установке разъема, весьма неудобен, и, если эта операция производится непосредственно в корпусе ПК, даже опасен для карты.

Процессорный кулер карты V9999LE выточен предположительно из медного сплава и похож на эталонный NVIDIA. Из дизайнерских изысков ASUSTeK, в данном случае, нельзя не отметить лазурную подсветку этого кулера во включенном состоянии.

Открывается в новом окне

Выглядит довольно симпатично. Жаль, что в полной мере насладиться этой красотой, смогут лишь владельцы «модинговых» корпусов ПК, с прозрачной боковой стенкой. :)

Память карты ASUS V9999LE никакого охлаждения не имеет. Кулер установленный на видеопроцессоре частично «перекрывает» некоторые чипы памяти, и установка радиаторов на них попросту невозможна. Это печально, поскольку на эталонном образце NVIDIA GeForce 6800 память охлаждается весьма массивными радиаторами…

Процессоры семейства GeForce 6800 имеет встроенные средства мониторинга температуры, которую может отслеживать драйвер. Но, несмотря на это, мы не смогли снять график зависимости температуры GPU от времени на карте ASUS V9999LE. Дело в том, что ASUSTeK внес некоторые изменения в схему мониторинга температуры и его показания перестал понимать драйвер NVIDIA и как следствие Riva Tuner. Впрочем, фирменное ПО от ASUSTeK читать показания мониторинга умеет, но возможности этого ПО пока сильно уступают тому же Riva Tuner.

Упаковка ASUS N6600GT/TD и ASUS V9999LE/TD сходна между собой. Обе карты поставляются в однотипных, достаточно прочных, коробках, надежно защищающие карты от повреждений при транспортировке.


Открывается в новом окне Открывается в новом окне
Открывается в новом окне Открывается в новом окне

В комплект поставки обоих карт входят:

  • Кабель для подключения S-Video выхода карты к композитному входу TV («тюльпан»)
  • Переходник с DVI-I на VGA
  • Буклет, повествующий о правилах установки карты (в том числе и на русском языке)
  • CD с многоязычной инструкцией по установке карты (в том числе и на русском языке)
  • CD с драйверами и фирменным ПО от ASUSTeK
  • CD с программой создания мультимедиа презентаций от компании CyberLink

Помимо этого, с картой ASUS V9999LE/TD поставляется фирменный бокс для CD и следующее ПО:

  • ASUS DVD Player
  • Deus Ex Invisible War
  • Battle Engine Aquila
  • Gun Metal
  • CD с демоверсиями игр.


Выводы по разделу:

Нам кажется, что комплект поставки мог бы быть лучше.

Во-первых, справедливые нарекания вызывает отсутствие удлинителя питания карты, а так же кабеля, обеспечивающему подключение карты с S-Video входу TV. Во-вторых, поставляемые в комплекте игры сильно устарели.



Как мы тестировали

Сравнивать рассмотренные выше карты, как вы уже поняли, мы решили с ближайшим конкурентом от компании ATI - Radeon 9800 Pro 128MB.

Помимо этого мы решили попробовать разблокировать, с помощью программы RivaTuner, скрытые пиксельные и вершинные конвейеры графического процессора GeForce 6800 LE.

По отзывам владельцев подобных карт, вероятность успеха такой операции, достаточно высока, что может играть заметную роль в выборе карты. Удалось это и нам.

Первоначально, конфигурация графического процессора нашей карты ASUS V9999LE/TD была следующая:

Конфигурация графического процессора нашей карты ASUS V9999LE/TD после разблокирования конвейеров:

Успех наш был лишь частичный. «Pixel unit 2» имел аппаратные проблемы, которые приводили к некорректному рендерингу в тесте «3DMark 2005 Pixel Shader». И хотя в игровых сценах того же теста, (да и в других тестах) проблем с качеством изображения мы не отметили, решено было все же остановиться на достаточно пессимистичной конфигурации процессора с 12 пиксельными и 5 вершинными конвейерами (далее по тексту «12pp/5vp). Как нам кажется, анализ скоростных характеристик карты GeForce 6800 LE именно с такой конфигурацией графического процессора, наиболее актуален, ибо вероятность успеха такой переделки все же много выше, чем процессора с оптимистичной конфигурации «16pp/6vp».

Описание системы

Открывается в новом окне

  • Процессор: AMD Athlon XP 2600+ (Model 8, 2083 MHz)
  • Материнская плата: Gigabyte GA-7N400-L
  • Системная память: Kingston PC2700 2×512MB
  • Жесткий диск: Hitachi HDS722516VLAT80
  • Монитор: Samsung SyncMaster 700IFT
  • Блок питания: Inwin IW-P300A3-1
  • Видеокарты:
    • ASUS N6600GT/TD 128MB
    • ASUS V9999LE/TD 128MB
    • ASUS V9999LE/TD 128MB (12pp/5vp)
    • PowerColor Radeon 9800Pro 128MB
  • Программная часть:
    • MS Windows XP Pro (Servce Pack 2)
    • NVIDIA ForceWare 71.81
    • ATI Catalyst 5.2
    • RivaTuner 2.0 RC 15.3
    • Bench'emAll! 2.64

Описание тестов

  • 3Dmark 2005 – Direct3D9, PS2.0-3.0, VS2.0-3.0, настройки по умолчанию
  • Codecreatures Benchmark Pro - Direct3D8, PS1.1, VS1.1, настройки по умолчанию
  • Aquamark3 - Direct3D8, PS1.1-2.0, VS1.1-2.0, детализация «Very High»
  • FarCry 1.31 - Direct3D8, PS1.1-2.0, VS1.1-2.0, детализация максимальная.
    • Тестовая сцена: уровень Research, demo01, от iXBT.com
  • Half-Life 2 – Direct3D9, PS1.1-2.0, VS1.1-2.0, детализация максимальная.
    • Тестовая сцена: уровень Chapter 4: - «Water Hazard», d1_canals_09
  • Half-Life 2 – Direct3D9, PS1.1-2.0, VS1.1-2.0, детализация максимальная.
    • Тестовая сцена: уровень Chapter 6: - «We don’t go to Ravenholm…», d1_town_01
  • Unreal Tournament 2004 – Direct3D8, HW T&L, VS1.1, Cube Mapping, детализация максимальная
  • Unreal II: The Awakening - Direct3D8, HW T&L, VS1.1, детализация максимальная
    • Тестовая сцена: уровень Asheron, Bench’emall benchmark
  • Painkiller - Battle Out Of Hell - Direct3D8, PS1.1, VS1.1, детализация максимальная
    • Тестовая сцена: C5L1, поставляется с игрой
  • Call Of Duty - Unites Offensive – OpenGL, детализация максимальная
    • Тестовая сцена: уровень MP-Sicily, nvw-coduo-demo
  • Doom 3 – OpenGL, детализация - пресет «High Quality»
    • Тестовая сцена: demo1, поставляется с игрой
  • The Chronicles of Riddick: Escape from Butcher Bay, OpenGL, Shader Mode – 2.0, детализация максимальная

Далее: Качество 3D графики