Elsa Gladiac Ultra & ASUS V7700 Pro:
еще больше GeForce

07.02.2001


Материал предоставлен сайтом ITC Online

  Есть продукты, появление которых можно с достаточно высокой степенью вероятности предсказать еще до самых первых анонсов, просто потому, что они должны быть выпущены по логике вещей. Именно к такому разряду относятся новые "вариации на тему GeForce2" от NVIDIA – GeForce2 Pro и GeForce2 Ultra. Даже в названиях сохранена преемственность – многие читатели, наверняка, помнят чипы предыдущего поколения – TNT2 Pro и TNT2 Ultra – от того же производителя. Кстати, к именованию на западном рынке относятся с очень большим пиететом, зная, какую фору может получить новый продукт, чье название будет ассоциироваться у покупателя с ранее известным и хорошо "раскрученным".

  Состав карт, выбранный для этого тестирования, нам кажется оптимальным: это полная линейка высокопроизводительных игровых 3D-акселераторов на базе чипов NVIDIA от весьма уважаемых производителей. Ставший уже привычным GeForce2 GTS представлен видеокартой ELSA Gladiac с 32 MB DDR SDRAM. С этим эталоном будут сравниваться видеокарта на базе GeForce2 Pro от не нуждающегося в рекомендациях ASUS (AGP-V7700 Pro, 64 MB DDR SDRAM), а также новый продукт ELSA Gladiac Ultra (GeForce2 Ultra, 64 MB DDR SDRAM).



Особенности полугодичного цикла

  Даже конкуренты признают, что "полугодичный цикл", введенный NVIDIA в качестве стандарта, сыграл очень важную роль в успешном продвижении на рынок продукции этой компании, и своим сегодняшним успехом она обязана в большой степени именно ему. Что же это за "цикл"? Все очень просто: новый чип – каждые полгода. При этом, естественно, никто не обещает принципиальных изменений, но хотя бы номинальная новизна присутствует. Мы уже писали ("Компьютерное Обозрение", # 20, 2000), что GeForce2 GTS по большому счету – слегка отредактированный и "разогнанный" вариант GeForce 256 (конечно, кое-какие новые возможности появились, но их немного). Однако если посмотреть с другой стороны: ну и что с того? Быстродействие чипа возросло и весьма существенно, а рядового пользователя в основном только этот вопрос и интересует – чтобы качество и возможности оставались, как минимум, такими же, как и у предыдущего чипа, а скорость – увеличивалась.

  В результате мы наблюдаем целые "сериалы" от NVIDIA. Сначала была выпущена серия TNT – TNT, TNT2, Vanta, Vanta LT, TNT2 M64, TNT2 Pro, TNT2 Ultra. Потом был спроектирован чип GeForce 256, основанный уже на принципиально новом ядре, и опять пошла "серия": GeForce 256, GeForce2 GTS, GeForce2 MX, GeForce2 Pro и совсем недавно – GeForce2 Ultra. А если еще учитывать, что видеокарты на базе этих чипов могут иметь различные объемы видеопамяти и к тому же оснащаться двумя ее типами – SDRAM и DDR SDRAM, то от многообразия возможных вариантов у рядового пользователя даже "глаза разбегаются".





  Однако на рынке ничего просто так не делается, и, естественно, смысл в выпуске такого большого количества в чем-то похожих чипов и еще большего количества различных плат на их основе имеется. Состоит он в том, чтобы максимально плотно "забить" ценовой диапазон и тем самым предоставить конечному пользователю возможность почти "с точностью до доллара" выбрать наиболее подходящий по соотношению цена/возможности/производительность продукт. То есть в диапазоне от $X до $Y платы на соответствующей серии чипов располагаются, условно говоря, "через каждые $10--15", при этом каждая последующая чем-то лучше предыдущей. Именно такая политика в сочетании с вышеупомянутым полугодичным циклом разработки и позволила NVIDIA стать ведущим поставщиком 3D-чипов на сегодняшний день.



GeForce2 Pro и GeForce2 Ultra: что новенького?

  Поначалу рассмотрим GeForce2 Pro. Самым интересным в этом продукте является то, что суть изменений, внесенных в чип, для нас так и осталась загадкой. Похоже даже, что их просто нет. На фото можно увидеть, что название GeForce2 GTS – общее для обоих чипов, только у одного из них в правом верхнем углу есть еще надпись "PRO". Однако надписи – это, конечно, хорошо, но даже сама NVIDIA пишет на сайте: "GeForce2 Pro shares the same features as the GeForce2 GTS but offers 20% more bandwidth". В вольном переводе это означает, что никаких отличий в функциональности у чипов нет, и это признает даже их производитель. Что же это за загадочные 20%, на которые увеличилась полоса пропускания? Дело в том, что в видеокартах на GeForce2 Pro используется 5-наносекундная DDR SDRAM, что позволяет устанавливать частоту памяти не 166 MHz, как в случае с привычными картами на GeForce2 GTS, а 200 MHz. Именно этим и объясняется увеличение полосы пропускания в видеокартах на базе GeForce2 Pro. Однако сам видеочип по-прежнему работает на 200 MHz, и, в принципе, получается, что ничем, кроме частоты работы памяти, видеокарты на GeForce2 Pro от видеокарт на GeForce2 GTS не отличаются. Правда, есть и еще одно отличие, но мы единогласно отнесли его к чисто маркетинговым: плат на GeForce2 Pro с 32 MB видеопамяти не будет – только с 64 MB.

  GeForce2 Ultra больше "похожа" на новую разработку, хотя и она является примером банальнейшего "разгона". Однако в этом случае, по крайней мере, увеличили частоту работы не только памяти, но и чипа. Графическое ядро GeForce2 Ultra работает на частоте 250 MHz, DDR-память – на 230 MHz. В остальном никаких изменений нет. Ну и, естественно, платы на GeForce2 Ultra также будут выпускаться только с 64 MB видеопамяти.

  Как легко заметить, оба продукта являются усовершенствованными вариантами нашего старого знакомого – чипа GeForce2 GTS, при этом GeForce2 Pro, скорее, следует называть именно "продуктом", а не чипом, ну а GeForce2 Ultra фактически просто демонстрирует эффект улучшения и отладки технологического процесса производства, позволивший через некоторое время выпустить тот же чип, но рассчитанный на большую частоту работы. Ну и естественно, легко заметить, как настойчиво NVIDIA пытается приучить пользователей к мысли о том, что 64 MB видеопамяти – это именно тот объем, который ну просто совершенно необходим любому современному высокоскоростному 3D-акселератору.



Тестирование

  Тесты всех видеокарт проводились на системе, оснащенной процессором AMD Athlon 1 GHz и 128 MB PC133 SDRAM (CAS2). Мы сознательно отказались от 16-битового цвета и разрешений ниже 800 x 600, так как все представленные продукты относятся к игровому high-end, и поэтому вряд ли кто-то будет использовать их для игр не в 32-битовом цвете или же в низких разрешениях. А вот набор тестовых программ мы расширили за счет двух технологических демо, сделанных специально для чипов серии GeForce – Crytek X-Isle и Dagoth Moor Zoological Gardens. Обе эти программы написаны с целью продемонстрировать возможности новых GPU от NVIDIA, поэтому, естественно, тестировать скорость карт на чипах других производителей с их помощью было бы несколько некорректно. Однако в нашем случае, когда сравниваются три продукта на базе микросхем одной серии, никаких "накладок" из-за оптимизации кода под конкретную архитектуру быть не должно.







  Особые комментарии к графикам, как нам кажется, излишни: падение производительности во всех случаях почти линейное. Но следует заметить, что хотя бы нижний уровень играбельности в разрешении 1600 x 1200 способна обеспечить только видеокарта на GeForce2 Ultra. И это, несомненно, радует – еще один рубеж преодолен новым продуктом NVIDIA: теперь любители качественной графики в играх могут порадовать себя режимом 1600 x 1200 x x TrueColor, не превращая игру в "слайд-шоу".



Выводы

  В принципе, они очевидны и являются прямым продолжением результатов тестирования. Видеокарты (соответственно и чипы) демонстрируют замечательную производительность, при этом прирост у GeForce2 Pro по отношению к GeForce2 GTS почти аналогичен GeForce2 Ultra по сравнению с GeForce2 Pro.

  Оба продукта явно ориентированы на серьезных геймеров. Карты на GeForce2 Pro можно посоветовать тем, кто задумывался над покупкой 64-мегабайтового варианта GeForce2 GTS, – все-таки более высокая частота памяти служит неплохой "прибавкой" к солидному ее объему. Что же касается GeForce2 Ultra, то тут говорить о такой характеристике, как "соотношение цена/производительность", просто не имеет смысла: данный продукт ориентирован на тех, кто желает иметь в своем компьютере самый мощный игровой 3D-акселератор на сегодняшний день, невзирая на то, сколько это будет стоить. Впрочем, не следует забывать, что наиболее дорогой участник нашего тестирования – ELSA Gladiac Ultra – комплектуется еще и очень хорошими стереоочками, причем самым продвинутым их вариантом – бескабельным (IR).

Ориентировочная цена ELSA Gladiac Ultra – $410.
Видеокарта предоставлена компанией "Квазар-Микро":
тел. (044) 239-9999.
Ориентировочная цена ASUS AGP-V7700 Pro – $345.
Видеокарта предоставлена компанией "Хелп":
тел. (044) 235-9651



Станислав Гарматюк a.k.a. Nawhi
Тестовая лаборатория Издательского дома ITC

Форум ITC Online , где проходит обсуждение данной статьи.

Кроме того, данный материал можно обсудить на нашем форуме.