Выбор драйвера: какой лучше? Часть 3.
Выбор драйвера для Riva TNT

26.09.2000


Введение

  В этой части нашего обзора мы рассмотрим, какой драйвер является наилучшим для карт, построенных на базе чипа NVIDIA Riva TNT. Хоть многим и кажется, что ставить нужно самые последние драйвера, т.е. самые новые, но не все так просто: выпуская новые продукты, NVIDIA стремилась оптимизировать последние на тот момент драйверы именно под них (под новые продукты), не уделяя значительного внимания оптимизации работы со старыми ускорителями. В результате, хотя совместимость самых новейших Detonator-ов с вашей старенькой TNT гарантирована, найти наилучшие драйверы можно только опытным путем. Чем мы, собственно, сегодня и займемся.



Описание условий тестирования

  Были протестированы самые актуальные версии драйверов для TNT. Они разделяются всего на три класса:

  2.xx — выпускались специально для TNT/TNT2.

  3.хх — эти были выпущены для поддержки GeForce256, сразу же после его выхода.

  5.хх — сделанные и оптимизированные специально для GF256/GF2, в них также, начиная с официального выхода Detonator 5.22, включена предварительная поддержка GF2 MX, но ещё под названием NV11, однако эти драйверы полностью совместимы со всеми чипами, начиная от TNT. Начиная с официальной версии 5.22, имеют статус Detonator2.

  Каждый класс будет рассмотрен отдельно, будет выявлен победитель внутри каждого, и уже потом будет произведено сравнение победителей.

  В тестировании принимали участие:

  • Detonator 2.08
  • Detonator 2.17
  • Detonator 2.40
  • Detonator 3.48
  • Detonator 3.72
  • Detonator 3.77
  • Detonator 3.84
  • Detonator 5.08

  Фирменные драйверы от производителей плат (ASUS, Creative и пр.) в тестировании не участвовали, поскольку являются лишь незначительно переделанными эталонными драйверами от NVIDIA. Причем переделки касаются не оптимизации работы или исправлению ошибок, а встраивания дополнительных настроек для карт каждого конкретного производителя (яркости, гаммы, калибровки монитора и пр.).

Тестовая система:

Процессор

Celeron 300A, разогнанный до 450МГц

Оперативная память

128Мб

Материнская плата

Abit BH6

Видео карта

Creative Graphic Blaster Riva TNT 16Mb

  В качестве программ для тестирования, использовались встроенные тесты некоторых популярных игр:

Quake 2

  Игра, использующая API OpenGL. Для тестирования нужно вызвать клавишей «~» консоль и набрать следующие команды:

  s_initsound 0
  snd_restart


- эта команда отключает звук (для чистоты эксперимента J).

  timedemo 1
  map demo1.dm2


- эта команда запускает сам тест.

  Результаты выводятся в консоли, в кадрах в секунду (frames per second, или коротко - fps).

Quake 3: Arena

  Это одна из самых тяжелых для процессора и ускорителя OpenGL-игра. Для тестирования, аналогично Quake 2, вызывается консоль, и в ней набираются следующие команды:

  s_initsound 0
  snd_restart
  timedemo 1
  demo demo001

  Результаты также выводятся в консоли в кадрах в секунду.

Expendable

  Это Direct3D-игра. Для тестирования необходимо запустить файл go.exe с ключом «–timedem2». Результат тестирования записывается на диск в каталог игры в файл timedemo.txt



Тестирование

Detonator 2.xx

  Как уже писалось выше, драйверы этой серии создавались и оптимизировались под ускорители TNT, TNT2, а также TNT2 Vanta, TNT2 Model 64, TNT2 Ultra, TNT2 Pro (TNT2-A) (хотя надо сказать, что последний чип – TNT2 Pro, вышел позже, чем драйверы данной линейки, но учитывая то, что это тот же TNT2, но выполненный по 0.22мкм технологии, это утверждение можно смело отнести и к нему, к тому же версия 2.40 «знает» о данном чипе). Все они имеют одинаковую архитектуру, поэтому драйверы в равной степени оптимизировались для каждого. Драйверы Detonator делятся на официальные и неофициальные. Последние – это результат «утечек» файлов из лаборатории NVIDIA, т.е. использовать их можно только на собственный страх и риск, поскольку фирма не гарантирует их нормальную работу. Однако, как показали опыт и практика, никаких проблем при использовании неофициальных версий не наблюдается, поэтому «неофициальность» не будет считаться недостатком.

  Итак, приступим к тестированию:



  Detonator 2.08 – это официальный драйвер. Фактически, его результаты не отличаются от неофициального Detonator 2.17. Главная проблема этих драйверов – это отключенное мультитекстурирование в 16-битных режимах в OpenGL. Включить его можно, создав в реестре дополнительно ключ в папке:

[HKEY_LOCAL_MACHINE\Software\NVIDIA Corporation\
Riva TNT\OpenGL]


переменная типа dword: ForceMultiTexture = 1

  На диаграммах приведены результаты с установками по умолчанию. В версии 2.40 мультитекстурирование уже включено, так что в реестре что-либо править не придется J.

  Если в 32-битном цвете скорость у всех трех драйверов абсолютно одинакова, то в 16-битном явный лидер - Detonator 2.40, хотя при включении всё того же мультитекстурирования результаты всех драйверов практически равны:

  Перейдём к Quake3 Arena:

  Первые три режима - стандартные режимы игры, четвертый – это режим с разрешением 800х600, с 16 битным цветом и максимально детализированными 16-битными текстурами. На наш взгляд, такие настройки обеспечивают наилучшее качество на 16-ти мегабайтной TNT, при сохранении приемлемой скорости.
  Как видно из таблицы, в 16-битном цвете лидирует официальный Detonator 2.08. Однако Detonator 2.40 лидирует в 32-битных режимах и слегка обгоняет 2.17 при любой глубине цвета. Поскольку 32-битный цвет, на наш взгляд, всё-таки важнее, а также потому, что 2.40 обгоняет в 32-битном цвете 2.08 значительнее, чем последний обгоняет 2.40 в 16-битном (в процентном соотношении), лидером и этого теста можно признать 2.40.
  Стоит также отметить, что включение/выключение мультитекстурирования здесь никак не отражается на результатах 2.08 и 2.17.

  Теперь проверим работу драйверов в Direct3D:



  Сравнивая средние fps, трудно однозначно выявить победителя. В 32-х битном цвете все драйверы показывают почти одинаковые результаты. В 640х480 лучший результат показал победитель прошлых тестов – 2.40, однако, он чуть уступил первенство 2.17 в 800х600х16, и стал худшим в 800х600х32. Для более точного определения победителя, сравнивались не только средние, но и минимальные, а также максимальные fps:





  Эти тесты еще более затрудняют выбор победителя, поскольку 2.08 также включился в битву за первое место и показал лучшие результаты на минимальных и максимальных fps в некоторых тестах. В принципе, производительность всех трех версий в этих тестах можно признать примерно равной. Выявить явного победителя здесь почти невозможно.



Итоги

  По общим результатам тестирования драйверов Detonator серии 2.хх, победителем становится Detonator 2.40. Хотя он и показывает примерно одинаковую с конкурентами производительность в Direct3D, в OpenGL он их не на много, но всё же обходит. Хотя, если покопаться в реестре, и включить в Detonator 2.08 и 2.17 мультитекстурирование, то его лидерство будет практически незаметным.

вперед >>