COMPRO GeForce2 MX400 64MB ViVo

29.11.2001


Введение

Популярность карт на чипах NVIDIA, а особенно GeForce2 MX, не удивительна. На рынке представлено огромное количество карт, самых разных производителей, с самыми разными возможностями на любой вкус и кошелек, начиная от совсем простых и, заканчивая максимально навороченными, по части обработки видео, мультимедиа-комбайнов. Да и NVIDIA немало поспособствовала этой популярности, расширив линейку чипов MX до безумия широко, начиная от глубокого офисного low-end'a MX100 до бюджетного игрового решения MX400. Такое богатство выбора подчас застает покупателей врасплох, и они не в силах понять разницу, почему цены "на МХ" разняться от 45 до 100 у.е., атакуют конференцию вопросами "что выбрать". А ведь действительно, сложно переплатить вдвойне, не отдавая себе отчет, за что именно. J

Попавшую к нам плату, я, поначалу, охарактеризовал "метким русским" словом "noname", ибо производитель ее никак себя не обозначил на PCB. На обратной стороне ее имелась лишь следующая наклейка:

Наклейка обратной стороны карты

Ни модели карты в классификации производителя, ни самого производителя, как я уже сказал, на карте не было. Поскольку поставка карты была "голый ОЕМ", не было возможности почерпнуть эту информацию и из какого-либо описания. Однако, достаточно качественное исполнение карты заставляло усомниться в полной безымянности ее производителя и я продолжил поиск его следов, на его же собственном продукте. J

BIOS видеокарты, при загрузке, вещал следующее:

    COMPRO Personal Cinema / MX400
    Version 3.11.00.18.34
    (c) 1996-2001 NVidia Corp.
    64MB RAM

чем производил впечатление референсного биоса NVIDIA, для не так давно появившихся "видео-комбайнов" NVIDIA Personal Cinema. Но, я впоследствии проверил эту странную аббревиатуру (словосочетание?) "COMPRO", набив в браузере первое, что пришло в голову. А именно "www.compro.com.tw". И, как оказалось, "COMPRO" - это вовсе не "профессиональный COM-порт", а контора COMPRO TECHNOLOGY INC, занимающаяся исключительно выпуском видеокарт, с видеофункциями, на чипах NVIDIA и имеющая в своем ассортименте таковых аж четыре штуки. Посмотрим, что же представляет из себя эта карта.

COMPRO GeForce2 MX400 64MB ViVo

Так она выглядит на сайте производителя… однако, на самом деле, кулер на чипе установлен попроще и память вовсе не EliteMT. Но, не будем забегать вперед и рассмотрим все по порядку:

Карта имеет AGP2.0 конструктив. Дизайн близок к референсному от NVIDIA.

Заявленным NVIDIA, соответствуют и частоты работы: 200core/183mem. COMPRO GeForce2 MX400 несет на своем борту 64МБ памяти SDRAM, расположенных с обеих сторон PCB. Микросхемы 64-х мегабитные, 16-ти битные, что в количестве 8-ми штук соответствует 64MB и 128-битной шине между чипом и памятью. Пока все сходится.J
Чипы памяти произведены компанией Samsung, время выборки 6ns, что соответствует … 166MHz.
Да, нестыковочка со временем доступа у вас вышла, уважаемые "профессиональные COM-порты". J Для работы на заявленных для карты частотах 183MHz mem, существует 5.5ns память, вы же попросту разогнали более дешевую, лишив тем самым этого удовольствия пользователя и даже не спрося его согласия.J

На сайте производителя заявлена поддержка картой "Temperature Control Monitor". Однако, я не нашел у них какого-либо софта, позволяющего отслеживать показания этого якобы "монитора". Более того, никаких распаянных язычков-термодатчиков на PCB я не обнаружил.

Карта имеет Twin-View архитектуру, что позволяет ей работать с двумя мониторами в двух режимах:

  1. Clone - дублирование изображения на обоих мониторах
  2. Extended - "расширение" пространства рабочего стола с одного монитора на оба. Очень практичный режим для людей, которым по специфике работы приходится работать сразу с несколькими открытыми окнами программ.

На карте установлен TV In/Out модуль, позволяющий выводить изображение на экран TV и наоборот, производить оцифровку аналогового сигнала. Все эти функции берет на себя чип Philips SAA7108E. Выход распаян на 9-pin коннектор, на который выведен не только S-Video, но и композитный сигнал, что на практике означает отсутствие проблем с цветом на телевизорах, не оснащенных разъемом S-Video.

Комплект поставки:

Как было сказано выше, карта к нам попала в ОЕМ-комплектации, однако согласно информации на сайте производителя, ее retail-поставка такова:

  • WinDVD2000 - неплохая программа просмотра DVD с возможностью выбора кода региона.
  • WinDVR - цифровой видеомагнитофон с возможностью управления TV-тюнером.
  • MGI VideoWave 4.0 SE - простенькая программа видеомонтажа.
  • 4in1 9-pin breakout cable - универсальный шнурок-переходник с 9-pin выхода карты на S-Video In/Out, Composite In/Out

Кабель из поставки

Вообще-то не густо…J

Ладно, прекращаю ворчать и переходим к тестам. Поскольку мы тестируем бюджетную карту, разумеется, предполагаем ее установку в бюджетную машину:

Процессор

AMD Duron 750MHz (100x7.5)

Оперативная память

256MB SDRAM PC133 (CL2)

Материнская плата

Abit KT7A

Жесткий диск

IBM DTLA 305020

Звуковая карта

Creative Sound Blaster Live! 1024 Value

Программная часть

Windows 98SE Rus, DirectX 8.0a, Detonator 12.83



Тестирование 2D:

На принимавшем участие в тестировании мониторе, к сожалению, невозможно оценить качество картинки в сверхвысоких разрешениях, однако в "крейсерском" для него режиме 1024х768х100Hz изображение очень хорошее. Копирование референс-дизайна NVIDIA, определенно, пошло карте на пользу. Я достаточно долго работал в этом разрешении с картой Radeon LE, и после замены ее на COMPRO не заметил никаких изменений, ни в худшую, ни в лучшую сторону. В обоих случаях, картинка была одинаково четкой. Однако, поспешу добавить в эту ложку меда, бочку дегтя.J Напомню читателю, что производитель, стремясь строго "блюсти стандарт" (т.е. заявленные NVIDIA, для MX400, частоты 200core/183mem), при этом был не прочь еще и сэкономить, установив память подешевле и фактически разогнав ее. Это сказалось печально. На таких частотах, карта, через некоторое время, имеет тенденцию окрашивать различные элементы экранного шрифта в оттенки синего и желтого, взамен оригинального черного.


Артефакты в 2D


Тестирование 3D:

Переходим к тестированию 3D, уже с некоторой опаской, ожидая артефактов и там.
К сожалению, так оно и есть. При прогоне теста всех времен и народов, 3Dmark 2001, обнаружились артефакты в виде черточек, летающих "по рогам дракона" в Game2 и "по очкам Neo" в Game3. Выглядит это примерно следующим образом:


Артефакты в 3D

Подобные артефакты, иногда, наблюдались так же и в SeriousSam, в котором они представляли из себя черные и белые "точки-кружочки", летающие вокруг букв CroTeam в технологическом тесте этой игры.


Артефакты в 3D

В Q3, на заставках, при загрузке уровней и в главном меню, при определенных настройках качества, имелись артефакты вот такого плана:


Артефакты в 3D

640x480x16 Normal


Все эти проблемы с артефактами полностью снимал downclocking памяти, до дефолтных для нее 166MHz. Мне сложно сказать, виновата ли бракованная память Samsung в этом казусе, либо производитель попросту переоценил ее потенциал. Но, как ни крути, вина производителя карты, безусловно, имеет место, поскольку 6ns память вовсе не обязана работать на 183MHz, как бы этого кому-то не хотелось. COMPRO память разогнал. Следовательно, ответственность за ее работу на установленной им частоте полностью на нем. Честные производители так не делают, а если уж и ставят 6ns память на MX400, то и тактуют ее соответственно на 166MHz. Тем самым, они ограждают "неподкованного" пользователя от любых проблем и, оставляют возможность подкованным, при желании, довести частоту "до ума", самостоятельно.

Справедливости ради, замечу, что подобные артефакты имеют место не во всех играх (а я их проверил около десятка) и, следовательно, память на 183MHz, в 3D, вполне можно тактовать. Правда, поминая COMPRO "добрым" словом, всякий раз возвращаясь на 166Mhz в 2D. Бескомпромиссные почитатели стабильной работы, скорее всего, предпочтут дефолтную, для 6ns памяти, частоту 166Mhz. Мы же посмотрим на скорость карты в обоих режимах. Такое сравнение имеет смысл, в плане сопоставления скоростей "правильных" MX400 (200core/183mem) и тех MX400, что представлены большинством производителей (200core/166mem).

Скорость карты (точнее сказать уже, карт) мы рассмотрим на следующих примерах:

OpenGl:

  • Quake 3 Arena 1.17 demo001 - куда уж без него. J Игра хотя и не задействует многие возможности современных ускорителей, тем не менее, является довольно требовательной к fillrate и поэтому все еще остается их "САМЫМ ГЛАВНЫМ БЕНЧЕМ". J
  • DroneZ - новая игра. Реализованы многие возможности GF2MX, например CEM, DOT3BM и т.п. В отличие от Q3, игра заметно требовательнее к мощности CPU, даже в высоких разрешениях.

Direct3D:

3Dmark 2001 Game3 - не игра, но при настройках LowDetail альтернатива долгожданному Max Payne. Он построен на том же движке, но, к сожалению, не имеет нормального бенчмарка.


Quake 3 Arena

Тестировались как простые настройки в 16-ти битном цвете, демонстрирующие скорее мощность процессора, чем видеокарты, так и более сложные, в 32-битном цвете, позволяющие оценить степень влияния скорости видеопамяти.

Quake 3 Arena

Как и следовало ожидать, в низком разрешении и 16-ти битном цвете, производительность практически целиком зависит от мощности CPU и пропускной способности системной шины и памяти компьютера. При установке более сложных настроек, начинает играть свою роль недостаточная пропускная способность видеопамяти GF2MX и разница растет. В 800х600х32HQ она составляет 6%, а в 1024х768х32MAX уже 9%. Ну что же, мы еще раз убедились в нереализованных возможностях GPU GF2MX, загубленных тормозной для него 128-bit SDR памятью.


DroneZ

Посмотрим на влияние скорости видеопамяти в этой игре, насыщенной массой спецэффектов. Игра имеет предварительные установки уровня качества (пресеты), которые мы и будем использовать, меняя лишь разрядность цвета и соответственно Z-buffer'a.

Сначала посмотрим, как карта ведет себя на довольно простых настройках "GeForce2 Normal":

DroneZ

DroneZ


В 16-ти битном цвете, пропускная способность памяти не является заметно узким местом. Даже в 1024х768х16, разница между MX400 с памятью 166 и 183MHz, составляет всего 2%.
В 32-битном мы таки упираемся в эту пропускную способность, но не так явно, как в Q3.
В 800х600х32 разница составляет меньше 2%, а в 1024х768х32 - около 5%. Таковы особенности движков этих игр.

Теперь попробуем нагрузить GPU намного сильнее, а именно включим BumpMapping и посмотрим, как изменится влияние пропускной способности видеопамяти на скорость.

DroneZ

DroneZ


В 16-ти битном цвете, влияние пропускной способности видеопамяти по-прежнему минимально. Результаты в 32-битах интереснее. Увеличение нагрузки на GPU привело к уменьшению разницы между картами, память которых работает на 166 и 183MHz, в 800х600х32 до 1% и в 1024х768 до 3%. В этом, впрочем, нет ничего удивительного. При расчете рельефа, GPU загружен по самое "дальше ехать некуда" (обратите внимание, что скорость, при включении бампа, упала на 40-45%!). Дисбаланс, между потенциальной скоростью GPU, в операции по рендерингу, и пропускной способностью памяти, уменьшился. Уменьшилось и влияние последней.


3Dmark 2001 Game3

На примере этого теста, посмотрим скорость карты и влияние скорости памяти в Direct3D, при средней и высокой детализации.

3DMark2001

3DMark2001


Все вполне предсказуемо: в 16-ти битном цвете разница минимальна - 2% даже в 1024х768, и становится заметна в 32битах, по мере роста разрешения - в 800х600х32 - 3% и в 1024х768х32 - 9%.

Увеличим детализацию:

3DMark2001


3DMark2001


Влияние скорости видеопамяти свелось почти к нулю в 16-ти битном цвете (1% в 1024х768х16). Столько же и в 800х600х32. Лишь в 1024х868х32 разница заметна - 6%, но и она меньше, нежели была в низкой детализации. Причина проста - в этом тесте, первостепенную роль играет мощность центрального процессора, он - узкое место, что и уменьшает влияние пропускной способности памяти на скорость.


Выводы:

COMPRO, стремясь строго блюсти "NV-стандарт" и экономя при этом, испортил впечатление о карте. И, хотя снижение частоты памяти до 166MHz влияет на скорость не так уж критично (в пределах максимум 9%), сам факт артефактов, на дефолтной частоте, мало кого порадует. В остальном же, по части 3D, карта COMPRO GeForce 2MX400 не представляет из себя ничего особенного, за исключением 64МБ ОЗУ, которые, впрочем, имеют смысл, в основном лишь в высоких разрешениях, либо в средних (1024х768х32), при использовании антиалиасинга. Но, все это находится, для карт на чипах GeForce 2MX, за пределами играбельности и поэтому преимущества, даваемые "лишними" 32 мегабайтами, вряд ли могут быть востребованы.

Хорошее впечатление оставляют потенциальные возможности по части обработки видеосигнала и работы с несколькими мониторами, которые, правда, остались вне тестирования, по причине ОЕМ комплектации карты.

Плюсы:

  • Хорошее 2D (после приведения частот "в норму")
  • Качественное исполнение карты
  • Возможности оцифровки и вывода сигнала

Минусы:

  • Разогнанная по умолчанию память
  • Для стабильной работы, приведение частот "в норму" строго обязательно
  • Потенциальная неспособность к разгону



Андрей Дерябин a.k.a. andser (andser@nvworld.ru)


Обсудить/дополнить в конференции