Пропускная способность видеопамяти: комплексный подход к проблеме | 10.11.2002 |
О соотношении "пропускная способность / объем видеопамяти" (bv)Много памяти это всегда хорошо. По одной простой причине: карта с большим объемом памяти ничего не теряет. Карта же, с объемом памяти недостаточным для хранения всех текстур в локальной видеопамяти, будет вынуждена работать с обычной памятью (ОЗУ), что катастрофически скажется на ее производительности. Казалось бы все просто: больше памяти - лучше! Ну, так бы оно и было, если бы карты с разным объемом памяти стоили одинаково. К сожалению, это не так. Тогда возникает вопрос: а нужно ли данной карте такой объем памяти? Ответ на этот вопрос поможет найти соотношение "пропускная способность / объем видеопамяти" (bv).
|
|
Дадим некоторые пояснения к графику. "Вершина" каждого цвета это величина bv для нижней границы объема указанного в легенде. "Низ", соответственно, является величиной bv для верхней границы объема. То есть, для карты объемом Х Мб область "эффективного" bv (использование памяти 50-100%) будет соответствовать цвету графика "Х/2-Х Мб".
|
|
Стоит отметить, что в графиках и таблице использована теоретическая, а не эффективная пропускная спосбность памяти, которая может быть выше за счет использования технологий экономии пропускной способности памяти. В таблице карты использующие такие технологии помечены знаком * в примечании. Таким образом например для GeForce4 4200 64 Мб bv = 106+, а не строго 106. О соотношении "филлрейт / пропускная способность" (fb)Под сбалансированностью карты понимают соотношение мощности чипа с пропускной способностью памяти. Традиционно сбалансированность карты проверялась экспериментально (это и есть самый точный способ) повышением частоты чипа при постоянной частоте памяти и, наоборот, повышением частоты памяти при постоянной частоте чипа. Я предлагаю более быстрый приблизительный, удобный для сравнения и теоретического расчета способ оценки сбалансированности карты. Это соотношение "филлрейт / пропускная способность" (fb). Большинство приложений используют мультитекстурирование с использованием двух текстурных модулей, поэтому будем использовать это значение, однако об этой договоренности следует помнить.
Чем больше отношение, тем менее ограничен филлрейтом максимальный FPS видеокарты. Большое отношение не значит что карта хороша, скорее наоборот - она сильно несбалансированна. Малое значение fb свидетельствует о малом филлрейте карты и ее несбалансированности с этой стороны.
|
|
Поскольку в современных видеокартах используются технологии экономии полосы пропускания, эффективная пропускная способность становится выше теоретической. Это также необходимо по возможности учитывать. В таблице такие карты помечены знаком * в примечании. Таким образом fb у GeForce4 4200 равно не 0.282, а 0,282-. Поэтому в данный момент имеет место тенденция смещения оптимального fb в область более высоких значений.
Об анализе видеокарты с помощью соотношений bv и fbО совместном их испотльзовании я уже упоминал при описании соотношения fb. Итак, соотношение bv дает нам оценку разумного объема памяти. Соотношение fb же является как бы критерием его истинности. Если при данном bv, fb = 0.1 (явно низкое), то значение bv не будет соответствовать действительности и лучше взять карту с меньшим объемом памяти. Если же fb = 0.4 (явно высокое), то соотношение bv будет соответствовать действительности, но лучше по возможности поискать модель карты с более быстрой памятью или меньшей частотой ядра (в обоих случаях соотношение fb уменьшается), так как в таком случае работа карты будет более эффективной (а вам возможно удасться съэкономить немного денег). При fb = 0.2 - 0.3 значение bv близко к действительному и карта достаточно хорошо сбалансирована. Причем для старых карт (без технологий экономии ПСП) лучше меньшее отношение (0.2), а для новых (с технологиями экономии ПСП) - лучше большее (0.3).
ПриложениеВ качестве приложения к статье, я написал программу Math (366 Кб), вычисляющую соотношения bv и fb (и некоторые промежуточные величины) по заданным исходным данным. Программа обладает более широкими возможностями чем графики и таблицы, представленные в статье. В частности, есть возможность ввести коэффициент средней экономии полосы пропускания и вычислять bv и fb как с его учетом, так и без; а также вычислять значение fb с испольованием всех ТМ конвейера графического процессора (а не только двух). Программа обладает интуитивно понятным интерфейсом и не должна вызвать трудностей в использовании. Дополнительная документация к программе содержится в файле readme.txt, входящим в архив с программой. djpython (djpython@mail.ru) |