7994420702;horizontal

SLI

Объем видеопамяти, определяемый Windows, программами или драйвером, отличается от указанного в спецификациях видеокарты и/или определяемого видеоBIOS #

  1. У многопроцессорных видеокарт, таких как GeForce 7950 GX2, 9800 GX2, GTX 295, каждый из графических процессоров имеет свой объем видеопамяти и он не объединяется с памятью другого процессора. Из заявленного для всей карты объема 3D приложениям доступна лишь половина — память второго GPU дублирует данные для многопроцессорного рендеринга SLI. Определённым исключением из правила являются некоторые приложения CUDA (OpenCL, DirectCompute), умеющие при отключенном в панели драйвера режиме MultiGPU использовать видеопамять каждого графического процессора независимо от памяти другого, таким образом загружая полный объем памяти на видеокарте.
  2. В операционных системах Windows Vista и более новых изменен механизм определения объема видеопамяти. Вместо отчета драйвера/BIOS видеокарты операционная система сама считает объем видеопамяти при использовании драйвера видеокарты, совместимого с архитектурой WDDM. Независимо от объема видеопамяти на видеокарте к ней прибавляется определенный объем оперативной памяти по формуле:

    (Оперативная память - 512) / 2 , Мб

    «Излишняя» видеопамять выделяется из оперативной памяти только на время непосредственной в ней необходимости. Всем приложениям, в том числе и многим системным, в качестве объема видеопамяти сообщается сумма памяти на видеокарте, зафиксированной для видеокарты оперативной памяти (для интегрированных/мобильных решений) и добавленной по формуле выше оперативной памяти. Для определения объема именно памяти на видеокарте приложение должно использовать новые вызовы DirectX 10 (апплет панели управления «Счетчики и средства производительности»(Performance Information and Tools)) или прямой доступ к оборудованию (RivaTuner). Для приложений, использующих старые версии DirectX, нет программных способов определить физический объем видеопамяти в данной операционной системе.
  3. В операционных системах Windows Vista и 7 драйвер NVIDIA ограничивает сообщаемый приложениям через устаревшие интерфейсы DirectX общий объем видеопамяти во избежание ошибок обработки больших значений. При использовании видеокарт с большим объемом буфера (таких как Quadro) такое поведение может ограничивать и доступный приложениям объем физической видеопамяти. Для отключения данного поведения драйвера в утилите TAG Memory Tool включите опцию «Maximum memory», однако, некоторые программы могут перестать работать.
  4. Для интегрированных графических процессоров и видеокарт с технологией Turbo Cache с объемом локальной видеопамяти 64 Мб и менее драйвер всегда сообщает максимально возможный объем памяти с учетом использования системной памяти. Определение фактически установленного объема видеопамяти на видеокарте с технологией Turbo Cache с объемом локальной видеопамяти 64 Мб и менее возможно лишь с помощью низкоуровневых утилит, таких как RivaTuner.
  5. При определении доступного объема видеопамяти через вызовы DirectX достаточно сложно выделить локальную память видеокарты из общего объема вместе с AGP апертурой или добавленной с помощью технологии Turbo Cache системной памяти. Подобные ошибки определения объема видеопамяти характерны для большинства игр.
  6. Алгоритм определения объема видеопамяти диалога отображения производительности компьютера в Windows Vista и 7 неправильно работает для видеокарт с нестандартным объемом видеопамяти. Так, GeForce 8800 GTS с 640 Мб видеопамяти будет определена как имеющая 512 Мб видеопамяти, а 8800 GTS с 320 Мб видеопамяти — как имеющая 256 или 384 Мб. Это официально признанная ошибка.
  7. Если вы покупали видеокарту с рук, то вы могли стать жертвой мошенников. Строка с объемом памяти, отображаемая видеоBIOS при включении компьютера, может быть легко подделана редактированием BIOS, тогда как драйвер определяет истинный объем.
  8. Были отмечены случаи, когда такое наблюдалось с видеокартами имевшими физически (чипами) заявленный объем. Помимо случаев брака в разводке платы ряд пострадавших отметил, что с другой версией драйвера распознавался полный объем. Предположительно, драйвер переинициализирует видеокарту при загрузке системы, проводя некий тест памяти. Попробуйте снизить рабочие частоты видеопамяти с помощью RivaTuner или установить дополнительное охлаждение на память видеокарты (радиаторы на чипы). Попробуйте другие версии драйвера. При наличии возможности обновите BIOS видеокарты.
  9. Недостаточный уровень электропитания карты также может приводить к такой проблеме. Особенно это актуально для карт на базе чипов GeForce 2, GeForce 2 MX и GeForce 4 MX, в которых применяется видеопамять с напряжением питания внутренних цепей +3.3V. Во многих таких картах память запитывается непосредственно от линий питания в AGP разъеме. Если блок питания или стабилизатор на материнской плате «проседают» по +3.3V, память может перестать определяться.

CUDA, DirectX, GeForce 2, GeForce 2 MX, GeForce 4 MX, GeForce 7950 GX2, GeForce 8800 GTS, GeForce 9800 GX2, GeForce GTX 295, RivaTuner, SLI, TAG Memory Tool, Turbo Cache, VRAM, Windows 7, Windows Vista, видеопамять, драйвер, электропитание

Требуется ли отдельный драйвер от производителя чипсета материнской платы для поддержки PCI Express видеокарт? #

Стандарт PCI Express предусматривает полную обратную совместимость с предыдущим стандартом PCI в программной модели. Так что все устройства PCI Express для программ выглядят как обычные PCI устройства, и взаимодействие с ними происходит по тем же принципам. Имеющиеся на данный момент в комплектах драйверов для чипсетов драйверы шины PCI Express при рассмотрении оказываются простыми «заглушками», предназначенными для скрытия неизвестных устройств в диспетчере Windows (дабы не смущать пользователя). Тем не менее, возможно использование специфических для PCI Express технологий, например технологий NVIDIA Turbo Cache или SLI без использования переходного моста. Но пока поддержка таких технологий реализуется в драйверах к самим устройствам, и врядли в ближайшее время появятся какие-то стандарты в этой области, поддержку которых возьмут на себя производители чипсетов.

PCI Express, SLI, Turbo Cache, драйвер

Сколько видеокарт PCI Express можно установить в компьютер? #

Теоретически, количество видеокарт ограничивается числом доступных слотов материнской платы. На практике имеется существенное ограничение. Видеокарты всегда занимают большой объем адресов памяти (именно адресов, а не собственно памяти) для обмена с оперативной памятью. В связи с отсутствием AGP апертуры видеокарты PCI Express резко увеличили занимаемые объемы, вплоть до 256 Мб. Однако, пространство адресов, зарезервированное в компьютере для PCI устройств (PCI Enumeration Area), ограничено. Конечный объем определяется чипсетом материнской платы и системным BIOS, и для большинства чипсетов составляет 512 или 768 Мб. Вследствие этого, уже при установке двух видеокарт PCI Express с учетом большого количества других устройств в современном компьютере практически весь объем PCI Enumeration Area будет занят. При увеличении числа видеокарт им может быть выделено недостаточное адресное пространство, и драйвер будет работать со сбоями или отключит 3D функции.

PCI Express, RAM, SLI

Видеокарта PCI Express использует ширину шины меньшую, чем x16 #

  1. Проверьте, что видеокарта прочно закреплена в слоте шины и что разъем полностью зашел в слот. Проверьте разъем видеокарты и слот шины материнской платы на отсутствие механических повреждений.
  2. Следует обратить внимание на число поддерживаемых чипсетом материнской платы линий PCI Express и на конфигурацию слотов PCIE х16 на конкретном экземпляре материнской платы. Прежде всего, большинство чипсетов не поддерживает достаточного числа каналов для реализации двух, и тем более трех-четырех полноценных слотов х16. 16 линий (каналов) шины выделяются обычно лишь первому слоту, остальным достается меньшее число (х8 или х4). Поэтому следует устанавливать видеокарту в ближайший к центральному процессору слот х16 шины. Либо же при установке второй видеокарты происходит перераспределение линий от первого слота шины ко второму, и оба начинают работать в режиме х8 (данный режим характерен для конфигураций SLI). Ряд чипсетов начального уровня, таких как Intel 910/915GL, 945/946GZ и NVIDIA nForce 405/400 в принципе не поддерживает достаточного числа линий для слота PCI Express x16, однако производители материнских плат на этих чипсетах иногда такой слот реализуют, физически же он имеет небольшое число линий.
  3. Другой причиной снижения ширины шины может быть ошибочное включение в BIOS Setup материнской платы опций, управляющих числом линий (каналов) в слотах шины. Такие опции обычно имеют вид «PEG Force X1» или «PCI-E Lanes». Обратитесь к документации материнской платы за информацией о значении и отключении подобных опций.
  4. В ноутбуках технология PowerMizer в качестве меры по снижению энергопотребления видеокарты может изменять число активных линий шины PCI Express. За информацией о PowerMizer обратитесь к специальному вопросу FAQ. 
  5. Одной из возможных причин снижения ширины шины может стать появившаяся в Windows Vista и Windows 7 система управления энергопотреблением шины PCI Express. В панели управления Windows зайдите в управление электропитанием и отредактируйте дополнительные настройки выбранного плана электропитания, настроив опцию «Управление питанием состояния связи» (Link State Power Management) на «отключено» (off).

PCI Express power saving

В целом, снижение числа линий до х8 оказывает незначительное влияние на производительность видеокарт, исключая двухпроцессорные решения, но при ширине шины х2 или х1 даже карты низшего ценового диапазона работают очень медленно.

BIOS, Intel, nForce 400, nForce 405, PCI Express, PowerMizer, SLI, Windows 7, Windows Vista, ноутбуки

Не работают настройки качества 3D графики в утилитах с новыми драйверами #

В драйверах NVIDIA для видеокарт версий 256.хх и выше введена новая система хранения настроек 3D графики. Существующие программы для видеокарт на базе NVIDIA, такие как RivaTuner и nHancer, должны быть переписаны для работы с новым форматом хранения настроек в драйвере. До появления новых версий утилит для настройки качества графики и создания профилей приложений, включая настройки SLI, используйте контрольную панель NVIDIA. Утилиты NVIDIA Inspector и NvTray (версии 1064) имеют частичную поддержку новых драйверов.

nHancer, NVIDIA Inspector, RivaTuner, SLI, драйвер, контрольная панель

7994420702;horizontal

В играх и 3D приложениях частота обновления только 60 Гц #

Для Direct3D приложений Вы можете воспользоваться стандартным средством DirectX. Запустите утилиту DxDiag.exe и на последней закладке пропишите нужную частоту в соответствующей опции.

В системах Windows 9х/ME можно поочередно установить на рабочем столе все используемые вами разрешения и установить для каждого из них желаемую частоту обновления. Важно не забыть, что устанавливать частоту обновления, для одного и того же разрешения, но с разной разрядностью цвета, нужно отдельно (например 1024*768*16bit*100Hz и 1024*768*32bit*100Hz). Вы также можете воспользоваться утилитой HZTool, позволяющей настроить частоты обновления для каждого видеорежима.

В системах Windows 2000/XP вы можете воспользоваться средством Low-level refresh rate settings из RivaTuner. Пользуйтесь контекстной помощью для инструкций. Если используется драйвер NVIDIA версий 50.ХХ - 91.ХХ, используйте штатное средство в панели управления драйвером «Измененная частота» (Refresh Rate Override). В ряде версий драйвера панель управления частотой обновления может быть недоступна. Для ее активации создайте в разделе реестра HKLM\SOFTWARE\NVIDIA Corporation\Global\NVTweak ключ (DWORD) NvCplDisableRefreshRatePage со значением 0. Учтите, что данная закладка панели драйвера недоступна при включенном режиме SLI. Также можно воспользоваться утилитой RefreshForce.

В системе Windows Vista воспользуйтесь утилитами DirectRefresh или Refresh Rate Patcher. Учтите, что частота, выставленная в этих утилитах, будет применяться во всех приложениях, в том числе на рабочем столе.

Предупреждение: Не исправляйте проблему этими средствами для разрешений экрана, используемых вами при выводе на телевизор, иначе изображения на ТВ не будет.

Предупреждение: Некоторые игры жестко настроены на использование видеорежима с частотой обновления 60 Гц, например, для вывода видеороликов или главного меню. После удаления 60 Гц из диапазона возможных частот эти игры могут перестать работать. Если после устранения проблемы стали вылетать/зависать некоторые игры, верните частоту 60 Гц для видеорежимов 800х600 и меньших.

60 Hz, DirectRefresh, HZTool, Refresh Rate Patcher, RefreshForce, RivaTuner, SLI, TV, Windows 2000, Windows 9x, Windows Vista, Windows XP, игры, телевизоры

Проблемы с выбором основного (primary, #1) дисплея в конфигурации DualView #

  • Максимальное аппаратное ускорение обеспечивается лишь для основного дисплея. Большинство приложений, использующих Direct3D, в полноэкранном режиме могут исполняться лишь на основном дисплее. Основным монитором по-умолчанию становится первый обнаруженный во время загрузки операционной системы дисплей. С помощью утилит DispDeal и UltraMon можно частично автоматизировать процесс смены основного монитора.
  • Для графического процессора ноутбука основным дисплеем может быть только экран ноутбука. Можно попробовать переопределить эту политику, в реестре перейдите к разделу HKLM\SYSTEM\CurrentControlSet\Control\Video. В нем следует найти подраздел видеоадаптера (ключ Device Description в подразделе 0000 будет иметь значением название видеоадаптера) и в подразделе 0000 создать ключ DualViewAllowNonDFPAsPrimary (DWORD) со значением 1. Данный способ работает не для всех версий драйвера NVIDIA.
  • Основной дисплей должен быть подключен к видеовыходу, обслуживаемому первым контроллером дисплеев (CRTC) графического процессора NVIDIA. Если возникают с установкой дисплея в качестве основного, попробуйте подключить его в другой выход видеокарты.
  • В SLI системе основным может быть лишь один из дисплеев, подключенных к мастер-карте (GPU #0).

DispDeal, DualView, SLI, UltraMon, ноутбуки, реестр

Предупреждение об особенностях BIOS двухпроцессорных видеокарт NVIDIA #

Двухпроцессорные видеокарты на базе графических процессоров NVIDIA, такие как GeForce 7950 GX2, 9800 GX2, GTX 295 представляют собой фактически две видеоплаты, объединенные специальным чипом на один слот шины. Каждая из плат имеет свой чип BIOS. Вследствие этого при обновлении BIOS таких видеокарт должны быть записаны одинаковые версии BIOS в каждую плату. За инструкциями по обновлению BIOS обратитесь к специальному вопросу FAQ.

GeForce 7950 GX2, GeForce 9800 GX2, GeForce GTX 295, SLI, VideoBIOS

Как обновлять видеоBIOS, если в компьютере установлено больше одной видеокарты на базе NVIDIA? #

Перед прошивкой сначала выполните команду nvflash --list. Будет выведен список всех видеокарт на базе NVIDIA с указанием порядковых номеров. Далее для обновления конкретной видеокарты используйте команду:

nvflash --index=порядковый_номер_карты имя_файла_BIOS

В случае двухпроцессорных видеокарт, таких как GeForce 7950 GX2, 9800 GX2, GTX 295 процедура схожа — каждый графический процессор из тандема имеет свой BIOS, который нужно сохранять/обновлять отдельно, и при этом после обновления BIOS видеокарты с порядковым номером 0 нельзя перезагружаться — надо сразу обновлять BIOS видеокарты с порядковым номером 1.

Предупреждение: Учтите, что у двухпроцессорных видеокарт имеется еще один BIOS — согласующего PCI-E моста BR04. Его прошивать не следует, будьте внимательны при указании номера устройства в команде nvflash!

GeForce 7950 GX2, GeForce 9800 GX2, GeForce GTX 295, NVFLASH, SLI, VideoBIOS

Проблемы в Splinter Cell: Double Agent #

  1. Игре требуется видеокарта с поддержкой пиксельных и вершинных шейдеров версии 3.0 (не ниже GeForce 6Х00 для NVIDIA). Игра не запустится на видеокартах с поддержкой шейдеров более ранних версий.
  2. Низкая или сильно колеблющаяся производительность в системах с двуядерным процессором. Установите обновление операционной системы Windows XP или SP3. В системах с процессором AMD Athlon X2 рекомендуется установить драйвер Dual-Core Optimizer.
  3. Игра аварийно завершается при запуске или загрузке уровня. Установите последнюю версию DirectX. Если это не помогло, измените ярлык запуска игры, добавив в строку запуска ключ -ll . Если игра стала запускаться, но иногда все же аварийно завершается, уменьшите качество текстур в настройках игры. Если проблема возникает лишь при использовании режима SLI, обновите драйвер видеокарты до версии 162.15 или более новой.
  4. Множество графических ошибок с видеокартами на базе GeForce семейства 8Х00. Обновите драйвер NVIDIA до версии 97.92 или более новой в Windows XP, до версии 158.ХХ в Windows Vista.
  5. В системе с видеокартой на базе GeForce 8Х00 включить одновременно HDR и FSAA можно лишь после установки патча версии 1.01 и более новой. В Windows Vista должен быть установлен драйвер версии 158.ХХ или более новой.

AMD, CPU, DirectX, FSAA, HDR, SLI, Splinter Cell, Windows Vista, Windows XP, артефакты, драйвер, игры, сглаживание, шейдеры

Проблемы в Crysis #

  1. Низкая производительность. Для комфортной игры требуется система с двуядерным процессором с частотой 3 ГГц или четырехъядерным и видеокартой уровня GeForce 8800 GTX. Следует обновить драйвер NVIDIA до последней официальной версии и установить все патчи и хотфиксы на игру. Наиболее ресурсоемкими являются опции «Shader Quality», «PostProcessing quality» и «Particles Quality». В системе Windows Vista для слабых видеокарт с поддержкой Direct3D10 предпочтительно запускать игру в режиме Direct3D9, для этого сделайте ярлык для исполняемого файла игры Crysis.exe и допишите к строке запуска после пробела ключ -dx9
  2. Уровень качества «Very High» в настройках игры доступен только для DirectX 10 видеокарт в Windows Vista. Большинство неофициальных патчей и твиков для включения этого режима в Windows XP не работают в релизной версии игры с последними официальными патчами.
  3. Вертикальная синхронизация по-умолчанию отключена. Для включения следует в консоли выполнить команду con_restricted=0 и потом команду r_VSync 1 или в папке игры создать текстовый файл autoexec.cfg, и поместить в него строку r_Vsync=1. Патч версии 1.1 и более новой также добавляет опцию управления V-sync в меню графических настроек игры.
  4. Поддержка SLI для игры обеспечивается драйвером NVIDIA, начиная с версии 169.09. Переменная r_MultiGPU в игре должна иметь значение 2 (автоматическое определение многопроцессорной конфигурации), поместите в файл autoexec.cfg строку r_MultiGPU=2
  5. Рекомендуемые строки в файл autoexec.cfg для повышения производительности в режиме Very High:

    e_hw_occlusion_culling_objects=1 (может вызывать искажения графики)
    e_hw_occlusion_culling_water=1 (может вызывать искажения графики)
    r_GeomInstancing=1
    r_ColorGrading=0
    r_TexturesStreaming=0
    (может вызывать аварийное завершение игры)
    r_UsePOM=0
    r_UseGSParticles=1
    r_UseSoftParticles-0
    gpu_particle_physics=0
    e_vegetation_static_instancing=1

CPU, Crysis, DirectX, GeForce 8800 GTX, SLI, Vsync, Windows Vista, Windows XP, артефакты, драйвер, игры

Проблемы в World of Warcraft #

  1. Если игра аварийно завершается с появлением «синего экрана» с ошибкой в nv4_disp.dll, обновите драйвер NVIDIA до последней официальной версии. Не следует форсировать FSAA и AF из панели драйвера или RivaTuner, включайте эти функции только из настроек самой игры. При использовании видеокарты на базе GeForce 8X00 и более новых, не используйте полноэкранное сглаживание уровня выше 2х. Если ничего не помогает, попробуйте настроить игру на использование OpenGL. Для этого либо запускайте приложение Launcher.exe с ключом -opengl, либо в файле config.wtf в подпапке WTF папки игры в строке SET gxApi значение direct3d замените на opengl
  2. В системах с видеокартами на базе GeForce 4 MX могут наблюдаться сильные графические искажения, вызванные плохой работой блока геометрии этого графического процессора. Можно отключить некоторые функции ускорения, создав или изменив в файле config.wtf строку SET M2UseShaders со значением 0. Если этого оказалось недостаточно, можно заставить игру делать все геометрические вычисления программно. Для этого запускайте приложение Launcher.exe с ключом -swtnl. Участники форума сообщают, что подобные действия также могут помочь в случае проблем с видеокартами на базе GeForce FX 5200 и GeForce 2. В системах с прочими видеокартами попробуйте настроить игру на использование OpenGL, как описано выше. Также можно попробовать запускать игру в окне, для этого запускайте приложение Launcher.exe с ключом -windowed
  3. Низкая производительность в системах SLI может быть обусловлена проблемами с интерфейсом игры. Рекомендуется в настройках игры отключить вертикальную синхронизацию (V-sync), включить аппаратное ускорение курсора мыши и выключить сглаживание перемещений мыши (smooth). Дополнительный эффект можно получить отключением ускорения интерфейса (панелей и меню). Для этого в файле config.wtf создайте или измените строку Set UIFaster. Попробуйте значения строки 2 или 0. В системе Windows Vista производительность резко падает при запуске игры в окне.
  4. Если в режиме SLI исчезли портреты персонажей, обновите драйвер NVIDIA до версии 93.71 или более новой.
  5. Включение эффекта Glow в настройках игры препятствует использованию игрой FSAA высоких степеней.
  6. Плохая производительность с современными версиями драйвера NVIDIA часто вызвана включенной функцией масштабирования интерфейса игры. Попробуйте выключить опцию «Use UI Scale» в настройках игры.
  7. В системе с поддержкой DirectX 11 (Windows 7 или Vista c обновлением и видеокартой на базе NVIDIA GTX 400 или более новой) и установленным дополнением Cataclysm можно повысить FPS в игре включением рендера Direct3D 11, для чего файле config.wtf в подпапке WTF папки игры в строке SET gxApi значение direct3d замените на d3d11

BSOD, DirectX, FPS, FSAA, GeForce 2, GeForce 4 MX, GeForce FX 5200, OpenGL, SLI, Vsync, Windows 7, Windows Vista, World of Warcraft, артефакты, драйвер, игры, сглаживание

Я слышал, что видеокарты на базе NVIDIA потребляют большую мощность и имеющегося блока питания может не хватить. Надо ли покупать очень мощный блок под новую видеокарту? #

Видеокарты на базе NVIDIA потребляют не больше и не меньше, чем карты на наборах логики других разработчиков при примерно равных характеристиках графического процессора, объеме памяти и рабочих частотах. Выбор блока питания зависит от платформы, в частности от типа шины видеоадаптера.

По стандарту AGP потребляемый ток видеокарты может достигать до 6 А по напряжению +3.3 В, до 2 А по +5 В и до 1 А по напряжению +12 В. Итого до 42 Ватт. Большинство видеокарт на базе GeForce FX и более новых графических процессоров дополнительно получают до 6 A по напряжению +12 В через коннектор питания 5.25" (как для жесткого диска). Для того, чтобы оценить способность блока питания «потянуть» видеокарту обратитесь к его маркировке. Маркировка обычно содержит таблицу вида:

DC +3.3V +5V +12V -12V -5V +5VSB 3.3V&5V
 max.load
Max ____A ____A ____A ____A ____A ____A _____W

Сравните цифры по токам и мощностям с рекомендуемыми для блока той либо иной мощности по стандарту ATX:

  • мощностью 230W: +3.3V - 14A, +5V - 18A, +12V - 14A, общая мощность по 3.3V + 5V - 110W
  • мощностью 250W: +3.3V - 20A, +5V - 21A, +12V - 17A, общая мощность по 3.3V + 5V - 140W
  • мощностью 300W: +3.3V - 27A, +5V - 26A, +12V - 18A, общая мощность по 3.3V + 5V - 195W

По стандарту PCI Express 1.х потребляемый ток видеосистемы может достигать до 3 А по напряжению +3.3 В и до 5.5 А по +12 В, т.е. до 76 Ватт. Видеокарты среднего и высокого уровня производительности дополнительно получают до 10 А по напряжению +12 В через один специальный 6-контактный разъем PCIE Power, а видеокарты высшего уровня — до 15 А через два 6-контактных разъема или один 6- и один 8-контактный разъемы. Для систем с шиной PCI Express требуется блок питания, соответствующий стандарту ATX12V. Маркировка таких блоков выглядит обычно так:

DC +3.3V +5V +12V1 +12V2 -12V +5VSB 3.3V&5V
 max.load
12V
 max.load
Max ____A ____A ____A ____A ____A ____A _____W _____W

Сравните цифры по токам и мощностям с рекомендуемыми для блока той либо иной мощности по стандарту ATX12V:

  • мощностью 300W: +3.3V - 18A, +5V - 12A, +12V1 - 8А, +12V2 - 13 A, максимальная мощность по 3.3V + 5V - 120W, максимальная мощность по +12V - 265W
  • мощностью 350W: +3.3V - 20A, +5V - 12A, +12V1 - 10А, +12V2 - 13 A, максимальная мощность по 3.3V + 5V - 130W, максимальная мощность по +12V - 300W
  • мощностью 400W: +3.3V - 20A, +5V - 14A, +12V1 - 14А, +12V2 - 13 A, максимальная мощность по 3.3V + 5V - 130W, максимальная мощность по +12V - 350W
  • мощностью 450W: +3.3V - 22A, +5V - 15A, +12V1 - 14А, +12V2 - 16 A, максимальная мощность по 3.3V + 5V - 130W, максимальная мощность по +12V - 400W
  • для блоков большей мощности линии +12V1 и +12V2 должны поддерживать токи не менее 16 А.

Если блок питания имеет значительно меньшие цифры в сравнении с рекомендациями, приобретения такого блока следует избегать, а если такой блок уже установлен в компьютере, его лучше заменить до установки новой видеокарты.

Отдельно отметим подбор блока питания для системы SLI. В этом случае требования к качеству и характеристикам блока практически удваиваются. Даже для объединения карт нижнего ценового диапазона блок питания должен иметь мощность не менее 400 Ватт. Предпочтительно выбирать блок, имеющий более двух линий +12V (в таблице будут столбцы +12V3 и т.д.), причем каждая линия должна обеспечивать не менее 15 Ампер. Обратите внимание на количество коннекторов усиления питания для видеокарт — для объединения в пару мощных видеокарт у блока питания должно быть минимум четыре 6- или 8-контактных разъемов для видеокарт. Не рекомендуется обходить проблему подключением второго блока питания — все равно необходимые напряжения в слоте шины обеспечивать будет только один блок, а разные величины напряжений от разных блоков (даже от одного номинала/модели, вследствие различия степени нагрузки) могут привести к нестабильной работе системы, повышенному нагреву силовой части и даже к выходу видеокарт из строя.

AGP, PCI Express, SLI, выбор, электропитание

Как работает «новая» технология SLI? В чем ее отличие от «старой», времен 3DFX? #

Исходная реализация в видеокартах 3DFx Voodoo2 называлась Scan Line Interleave, и заключалась в рендеринге каждой картой чересстрочного изображения сцены, с последующим объединением кадров в аналоговой части. В графических процессорах GeForce 6X00 и более новых используются иные способы разделения задачи рендеринга. В SLI системе одна из видеокарт назначается мастером, одна подчиненной. Изображение на дисплей выводит только мастер-карта. Мастер-картой выбирается карта, с которой осуществляется загрузка системы. Обычно это карта, установленная в слот шины с меньшим порядковым номером. Например, если в компьютере имеется два слота PCI Express, один из них имеет номер PCIE-0, второй PCIE-1, то карта в слоте PCIE-0 будет мастер-картой, поскольку при поиске видеокарты на стадии POST при включении компьютера будет найдена первой. Видеокарты обмениваются информацией либо по специальной шине SLI с пропускной способностью 1 Гб/с, либо по шине PCI Express. Работа связки зависит от выбранного режима SLI:

  • Режим SFR — драйвер разбивает изображение на две зоны рендеринга на основании первичного «взвешивания» сложности сцены. При этом контролируется итоговая загрузка каждого GPU, так что в следующем такте размеры зон ответственности GPU могут быть перераспределены. Подчиненная видеокарта передает свою часть изображения в специальный буфер в памяти мастер-карты, после чего RAMDAC мастер-карты объединяет его с частью изображения мастер-карты в результирующий кадр для дисплея.
  • Режим AFR — видеокарты обрабатывают два кадра сразу, каждая по одному, которые затем выводятся последовательно один за другим. Подчиненная карта завершенный кадр передает в мастер карту, которая выстраивает кадры в очередь в линейном буфере. Существует также несколько отличающаяся версия этого режима, проходящая в драйвере под названием AFR2, она предназначена для решения проблем совместимости с некоторыми приложениями.
  • Режим SLI AA — в этом режиме рендеринг всей сцены осуществляется на подчиненной карте, а мастер-карта осуществляет полноэкранное сглаживание изображения с выборкой 8, 16, или 32х, и вывод его на дисплей.
  • Режим Single GPU — введен для совместимости с рядом приложений, в этом режиме изображение обрабатывается только на мастер-карте.

3DFX, FSAA, PCI Express, SLI, сглаживание

Какое оборудование требуется для SLI? #

Варианты построения систем SLI и требуемое оборудование:

  Материнская плата Видеокарты
«Классический» SLI Материнская плата с двумя слотами PCI Express x16 на чипсете nForce с индексом SLI в названии или на чипсете Intel E7525, 5400 + nForce 100, Х58 + nForce 200, избранные платы на P55 и H57 (с SLI-сертификатом в BIOS) Две видеокарты на одинаковых графических процессорах, поддерживающих технологию SLI, с интерфейсом PCI Express
Multi-GPU Материнская плата со слотом PCI Express x16 Видеокарта с двумя графическими процессорами: GeForce 7950 GX2, 9800 GX2, GTX 295, а также Gigabyte GV-3D1, ASUS Extreme Dual и Leadtek Winfast Duo при использовании драйверов от производителя
Hybrid-SLI (GeForce Boost) Материнская плата на чипсете nForce 980а/780a/750a/730a/730i или чипсета GeForce 8Х00/9Х00 Видеокарта с графическим процессором 8500 GT, 8400 GS rev.2, 9300 GS/GE, G100
3-way SLI Материнская плата с тремя слотами PCI Express x16 на чипсете nForce 680i SLI, 780i, 790i, 790i Ultra, 780a, 980a, Intel Х58 + nForce 200 Три видеокарты на одинаковых графических процессорах GeForce 8800 GTX, 8800 Ultra, 9800 GTX/GTX+, GTS 250, GTX 260/260 rev.2/275/280/285/465/470/480
4-way SLI Материнская плата с четырьмя слотами PCI Express x16 на чипсете Intel Х58 + nForce 200 с 4-Way SLI сертификатом в BIOS Четыре видеокарты на одинаковых графических процессорах GeForce GTX 480
Quad SLI Материнская плата с двумя слотами PCI Express x16 на чипсете nForce с индексом SLI в названии или Intel 5400 + nForce 100, Х58 + nForce 200 Две видеокарты с двумя одинаковыми графическими процессорами: GeForce 7950 GX2, 9800 GX2, GTX 295

Узнать, какие графические процессоры NVIDIA поддерживают технологию SLI, можно из Сравнительных таблиц. Режимы 3-Way, 4-Way SLI и Hybrid-SLI поддерживаются драйвером NVIDIA только в операционной системе Windows Vista и более новых. Режим Quad-SLI поддерживается драйвером только в операционных системах Windows Vista и более новых и Linux с ядром версий 2.6.9 и выше.

Ряд производителей материнских плат адаптировал свои продукты на базе чипсетов Intel и не-SLI вариантов чипсетов nForce для поддержки SLI. Работа с SLI в таких системах возможна только при использовании специальных драйверов видеокарт от производителя материнской платы. Кроме того, второй слот х16 в таких платах имеет реальную конфигурацию х4 или ниже. Учитывая, что все исходные данные для рендеринга обе карты в SLI должны получать в полном объеме сцены, скорость работы второй карты тандема может оказаться неудовлетворительной, особенно если вместо выделенной шины SLI для связи карт используется обмен по шине PCI Express. Вдобавок, чипсеты Intel имеют недостаточную пропускную способность контроллера шины PCI Express второго слота к оперативной памяти, так как он расположен в южном мосте и разделяет с другими устройствами полосу в 1-2 Гбит/с к северному мосту.

Число разрешенных в драйвере комбинаций карт для объединения в SLI для чипсетов Intel значительно меньше, чем для чипсетов NVIDIA. Как правило, объединять можно только видеокарты верхнего ценового диапазона.

При приобретении видеокарт для SLI системы следует обращать внимание на наличие разъема выделенной шины SLI вверху карты. SLI-коннектор должен быть в комплекте видеокарты или материнской платы. Карты без разъема SLI или при отсутствии SLI-коннектора тоже можно будет объединить, но производительность будет ниже.

Обратите внимание на способность блока питания обеспечить энергопотребление нескольких видеокарт и всего остального оборудования компьютера. За информацией о выборе блока питания обратитесь к специальному вопросу FAQ. Также блок питания должен иметь соответствующее количество проводов усиления питания для видеокарт.

Несколько видеокарт существенно повысят тепловыделение в системном блоке компьютера. Целесообразно установить полный набор дополнительных вентиляторов для отвода теплого воздуха, в пределах возможностей корпуса. Если возможности корпуса исчерпаны, хороший эффект дает установка в непосредственной близости к видеокартам бокового вентилятора, вставляемого в свободный слот шины и выбрасывающего воздух через щель в задней стенке корпуса.

GeForce 7950 GX2, GeForce 8400 GS rev.2, GeForce 8500 GT, GeForce 8800 GTX, GeForce 8800 Ultra, GeForce 9300 GE, GeForce 9300 GS, GeForce 9800 GTX, GeForce 9800 GTX+, GeForce 9800 GX2, GeForce G 100, GeForce GTS 250, GeForce GTX 260, GeForce GTX 260 rev.2, GeForce GTX 275, GeForce GTX 280, GeForce GTX 285, GeForce GTX 295, GeForce GTX 465, GeForce GTX 470, GeForce GTX 480, Intel, Linux, nForce, nForce 680i SLI, nForce 730a, nForce 730i, nForce 750a SLI, nForce 780a SLI, nForce 780i SLI, nForce 790i SLI, nForce 790i SLI Ultra, nForce 980a SLI, PCI Express, SLI, Windows Vista, выбор, драйвер, системы охлаждения, электропитание

Должны ли быть видеокарты абсолютно одинаковыми для объединения в SLI? #

  1. Безусловным требованием для объединения в SLI двух видеокарт является использование одинакового графического процессора на обеих картах. К примеру, можно объединить две видеокарты на базе GeForce 6600 GT, но не одну на базе GeForce 6600 и одну на базе GeForce 6600 GT.
  2. По-умолчанию, требуется сопадение объема видеопамяти у карт. Однако, при использовании драйвера NVIDIA версии 80.ХХ и выше возможно включить функцию объединения видеокарт с разным объемом памяти. Для этого в реестре по адресу HKLM\SOFTWARE\NVIDIA Corporation\Global\NVTweak следует создать ключ (DWORD) CoolBits со значением 1f. «Избыточный» объем памяти одной из видеокарт не будет доступен для использования при включенном режиме SLI. Тем не менее, использовать такие конфигурации не рекомендуется. 
  3. Совпадения рабочих частот графического процессора и видеопамяти не требуется. Вместе с тем отмечено, что разница в частотах может приводить к искажениям изображения в некоторых приложениях. Если одна из карт имеет большие частоты, рекомендуется установить ее в слот шины PCI Express на материнской плате с меньшим порядковым номером, чтобы она стала мастер-картой. Дополнительная нагрузка на мастер-карту позволит сгладить неравенство видеокарт, кроме того в режиме Single GPU это обеспечит лучшую производительность.
  4. Видеокарты могут быть от разных производителей, и даже разных моделей одного производителя (при выполнении условия №1). Рекомендуется все же приобрести две видеокарты одной модели от одного производителя во избежание возможных проблем с совместимостью с материнской платой.

GeForce 6600, GeForce 6600 GT, PCI Express, SLI, VRAM, артефакты, видеопамять, выбор, драйвер, реестр

Моя материнская плата поддерживает технологию SLI, но в панели драйвера я не вижу закладки управления SLI #

В RivaTuner на закладке «Реестр» (PowerUser) загрузите базу для текущего драйвера и в разделе «System» присвойте ключам MB_Capable и MB_Enable значения 1. Перезагрузитесь.

RivaTuner SLI

Также, для некоторых ранних материнских плат с поддержкой SLI (на чипсетах nForce 4 SLI/X16, особенно производства ASUS) режим SLI следовало предварительно разрешать изменением конфигурации джамперов или переключателем на самой материнской плате. Обратитесь к руководству материнской платы за информацией об аппаратных «включателях» SLI, таких как ASUS EZ Selector.

Если на материнской плате имеется больше двух слотов PCI Express, проверьте диаграмму выделения линий и слотов PCI Express в документации материнской платы. Включение SLI может быть недоступным, если видеокарты подключены в слоты, обслуживаемые разными компонентами чипсета материнcкой платы. Например, если одна карта установлена в слот, линии шины на который выделяет северный мост или чип nForce 100/200, вторая в слот, линии шины на который выделяет южный мост, такая конфигурация может не определяться драйвером NVIDIA как сертифицированная для SLI. Данная проблема особенно характерна для материнских плат на базе чипсетов Intel. Следует переставить карты в слоты, обслуживаемые одним и тем же чипом.

Asus, Intel, nForce, nForce 4 SLI, nForce 4 SLI X16, PCI Express, RivaTuner, SLI, контрольная панель, реестр

Можно ли включить поддержку SLI на материнской плате, не поддерживающей данную технологию официально? #

  1. Для чипсетов nForce без поддержки SLI существовал неофициальный патч, заменявший идентификаторы чипсета материнской платы на идентификаторы nForce 4 SLI. Однако, данный патч не работает для современных чипсетов и заблокирован в большинстве драйверов NVIDIA версий 90.ХХ и более новых.
  2. Для материнских плат на базе чипсетов Intel X58 и P55 существует способ подсунуть драйверу цифровой сертификат от материнской платы с официальной поддержкой SLI на базе данных чипсетов. В настоящее время известны два способа это сделать:

    — модификация BIOS материнской платы. С детальным руководством по данному способу можно ознакомиться на сайте oveclockers.com.ua.
    — использование специально пропатченных драйверов NVIDIA или модификация операционной системы Windows. С детальным руководством по данному способу можно ознакомиться на сайте xDevs.

Следует отметить, что все подобные способы не отличаются надежностью и обычно быстро блокируются в новых версиях драйвера NVIDIA.

Intel, nForce, nForce 4 SLI, SLI, драйвер

Всегда ли использование SLI приводит к повышению производительности? #

В большинстве случаев использование SLI дает радикальное увеличение производительности 3D приложений, но не всегда. Исключения составляют:

  1. Устаревшие игры, программы с относительно простой графической частью. В режиме SLI возникает некоторая дополнительная нагрузка на графическую подсистему, связанная с синхронизацией работы видеокарт и необходимостью объединения раздельных изображений в общий поток. Эта нагрузка незначительна на фоне общего большого объеме сцены и относительно невысоких значениях FPS, но становится заметной, когда все зависит лишь от «чистой» скорости заполнения сцены. На простых приложениях, таких как демонстрации GLUT или DirectX SDK, или игры на движке Quake 1/2 использование SLI иногда приводит к снижению числа FPS.
  2. Приложения и игры, производительность которых зависит преимущественно от быстродействия центрального процессора. В условиях, когда видеокарты большую часть времени проводят в ожидании данных от CPU, использование SLI не даст ровным счетом никакого преимущества.
  3. Приложения, использующие особые графические объекты и приемы рендеринга. Это в основном профессиональные приложения конструирования, использующие каркасный рендеринг, наложения с индексированной цветовой палитрой, пиксельные карты. Такие задачи очень сложно поделить между двумя видеокартами. Включение SLI может привести к снижению производительности таких приложений в режиме редактирования (но производительность просмотра итогового изображения детали возрастет).
  4. Приложения, имеющие внутренние ограничения разрешения, максимальной сложности сцены, максимального числа FPS. Включение SLI для таких приложений может не привести к увеличению производительности.
  5. Приложения, работающие в окне, включая профессиональные приложения. Ускорение SLI для оконного режима обеспечивается драйвером лишь при использовании видеокарт Quadro. 

Для случаев 1,2,4 можно воспользоваться режимом SLI AA для улучшения качества итогового изображения за счет "бесплатного" полноэкранного сглаживания.

CPU, FPS, FSAA, Quake, SLI, игры, сглаживание

Драйвер позволяет использовать SLI только для определенного списка приложений. Как использовать SLI для любого приложения? #

Возможно разблокирование настроек SLI при создании профилей драйвера. Для этого в реестре по адресу HKLM\SOFTWARE\NVIDIA Corporation\Global\NVTweak надо создать ключ (DWORD) CoolBits со значением 15. После этого при создании профиля в драйвере будут доступны настройки режима SLI для профиля. Можно также отредактировать предустановленные профили, скопировав их под новым именем.

Утилита nHancer позволяет свободно редактировать список профилей драйвера, включая предустановленные, и создавать профили для новых приложений. Однако, в драйверах 256.ХХ и более новых сменен формат хранения профилей. nHancer в настоящее время не поддерживает новый формат, пользуйтесь редактором в составе утилиты NVIDIA Inspector.

nHancer, NVIDIA Inspector, SLI, драйвер, контрольная панель, реестр

Какой режим SLI лучше всего использовать? #

Следует отметить, что в большинстве случаев выбор режима уже сделан в предустановленном профиле драйвера NVIDIA для игры. Узнать о настройках для конкретной игры можно, воспользовавшись утилитой nHancer. Как правило, не следует менять предустановленный режим. Для добавляемых приложений следует указывать режим AFR, так как режим SFR плохо подходит для современных игр. Если с режимами AFR и SFR игра не работает или наблюдаются сильные искажения изображения, укажите в качестве режима SLI AA или SLI: Single GPU.

nHancer, SLI, игры

Можно ли в режиме SLI/MultiGPU использовать дополнительный монитор/телевизор? #

Для использования более одного дисплея при включенном режиме SLI/MultiGPU требуется соблюдение следующих условий:

  • используется комбинация видеокарт на базе GeForce 8X00 или более новых графических процессоров;
  • видеокарты объединены через мост SLI (решения с объединением по шине PCI Express не поддерживаются);
  • используется операционная система Windows Vista или новее и драйвер NVIDIA версии 180.ХХ или более новой;
  • все дисплеи подключены к первой видеокарты (мастер-карте) в случае SLI, к выходам, обслуживаемым первым графическим процессором видеокарты MultiGPU.

Во всех остальных случаях в режиме SLI поддерживается работа лишь одного выхода и дисплей должен быть подключен к мастер-карте. Выбор конкретного устройства из числа подключенных для вывода изображения в режиме SLI возможен лишь при использовании драйвера NVIDIA версии 80.ХХ или более новой, в более ранних версиях будет активен лишь первый распознанный системой монитор.

PCI Express, SLI, Windows Vista, драйвер, монитор

Можно ли получить дополнительные дисплеи при использовании SLI, установив еще одну видеокарту? #

При выполнении следующих условий:

  • дополнительная видеокарта должна быть основана на графическом процессоре GeForce 8X00 или более новом;
  • ее графический процессор должен отличаться от графических процессоров видеокарт SLI пары;
  • драйвер NVIDIA версии 175.ХХ или выше.

При невыполнении этих условий поведение системы может стать непредсказуемым, вплоть до принудительного отключения SLI драйвером и полной невозможности использовать третью видеокарту.

 Также могут возникнуть проблемы с функционированием третьей видеокарты вследствие ограниченности системных ресурсов, смотрите специальный вопрос FAQ.

Невозможно использовать третью видеокарту на базе графического процессора другого разработчика (не NVIDIA) в Windows Vista в связи с ограничениями системы на работу лишь одного драйвера видеосистемы.

SLI, Windows Vista, драйвер

Можно ли разогнать видеокарты, объединенные в SLI? #

Разгон средствами драйвера, версий 71.89 - 95.ХХ, или nTune/NVIDIA System Tools применяется одновременно для обеих видеокарт по наибольшей стабильной частоте, доступной для мастер-карты. RivaTuner позволяет также разгонять каждую видеокарту из пары индивидуально. Для этого перейдите на закладку «Реестр» (PowerUser), загрузите базу данных RivaTuner.rtd и в разделе «System» ключу NVAPIMultiGpuClockControl присвоить значение 0.

 RivaTuner SLI overcloking

 После этого можно будет, выбирая карту в главном окне программы, применять разгон конкретно к ней. Вместе с тем отмечено, что различия в частотах между картами SLI пары (особенно в частоте GPU) могут приводить к искажениям изображения.

nTune, overclock, RivaTuner, SLI, драйвер, разгон, реестр

Объединяется ли объем видеопамяти у видеокарт в составе SLI? #

Нет, в режиме SLI каждая видеокарта использует только свою видеопамять. Каждая видеокарта загружает в память всю исходную информацию для построения сцены (геометрию, текстуры, карты нормалей). Исключение составляет использование API универсальных вычислений NVIDIA CUDA, приложения CUDA могут использовать видеопамять каждой карты отдельно, хотя и с рядом ограничений.

CUDA, SLI, VRAM, видеопамять