7994420702;horizontal

RivaTuner

Высокая загрузка CPU с видеокартой GeForce 6800 GS #

В разводке схемы мониторинга температуры «образцовой» (reference) печатной платы GeForce 6800 GS на базе графического процессора NV42 допущена ошибка, приводящая к высокой загрузке центрального процессора драйвером видеокарты при снижении температуры графического процессора до 55 °C и ниже. Эта проблема исправлена во второй ревизии печатной платы, так что если вы столкнулись с этой проблемой, замените видеокарту по гарантии. Если же замена невозможна, то можно с помощью RivaTuner создать триггер, понижающий скорость вращения вентилятора при пересечении температурой значения 55 градусов в направлении сверху вниз по аналогии с примером в документации программы.

CPU, GeForce 6800 GS, RivaTuner

Замечания по установке видеокарты для шины AGP #

Предупреждение: Все манипуляции с оборудованием следует производить только при полностью выключенном компьютере! Недостаточно выключить компьютер кнопкой/командой операционной системы, поскольку часть схем все равно остается под напряжением. Следует вынуть провод к блоку питания из розетки. Включайте компьютер только после проверки, что видеокарта полностью зашла в слот материнской платы и не шатается, а все провода подключены плотно.

Прежде всего следует узнать, какую версию стандарта AGP поддерживает материнская плата. Обратитесь к документации или сайту производителя. Также вы можете воспользоваться такими утилитами как Sandra и RivaTuner (функция «Диагностический отчет» (Diagnostic report)). Было разработано три основных версии шины: 1.0, 2.0 и 3.0. Каждая версия увеличивала максимальную скорость работы шины (2х, 4х и 8х, соответственно), но основным отличием в свете совместимости является рабочее напряжение в сигнальных линиях. Стандарт AGP 1.0 использует напряжение 3.3, 2.0 — 1.5 и 3.0 — 0.8 Вольт. Более новые версии позволяют использовать устройства, разработанные для предыдущих, но обратную совместимость должен обеспечивать разработчик/изготовитель конкретного оборудования.

Установите версию стандарта AGP, поддерживаемую видеокартой, до ее установки. В связи с наличием большого числа NoName карт без документации и сведений о производителе Вы можете воспользоваться нашими наглядными пособиями:

 AGP 1.0

AGP 2.0

AGP 1.0/2.0 Universal

Соответственно, материнская плата может иметь слот:

  • AGP 1.0. В такой слот можно установить видеокарту формата AGP 1.0 или Universal AGP
  • AGP 2.0 only. В такой слот можно установить видеокарту формата AGP 2.0 или Universal AGP
  • Universal AGP. В такой слот можно установить любую видеокарту

 Слот материнской платы снабжен перемычками-ключами в тех местах, где на рисунках в разъеме видеокарты прорезь. Вследствие этого установить видеокарту неподдерживаемого стандарта не удастся чисто механически. Дополнительно, есть простые практические правила:

  • Все материнские платы, поддерживающие только AGP 1.0, имеют слот формата AGP 1.0
  • Все материнские платы, поддерживающие AGP 3.0, имеют слот формата AGP 2.0
  • Все видеокарты на базе NVIDIA, начиная с GeForce 6X00, имеют разъем формата AGP 2.0

Устройства стандарта AGP 3.0 используют те же разъемы, что и устройства AGP 2.0. Теоретически возможны только AGP 3.0 видеокарты и материнские платы, но все серийно выпускавшиеся AGP 3.0 устройства имели полную обратную совместимость с AGP 2.0.

Профессиональные видеокарты на базе NVIDIA Quadro обычно выпускались с разъемом AGP Pro 50. Этот разъем отличается наличием дополнительных 12 контактов усиления питания карты. При этом видеокарта может либо иметь третью прорезь в разъеме, тогда ее можно установить в стандартный слот, либо не иметь, и установить ее будет возможно только в слот AGP Pro.

Желательно, если число слотов шины позволяет, выдерживать интервал в один пустой слот между видеокартой и звуковой картой, ТВ-тюнером или модемом. Все эти устройства в процессе работы создают электромагнитные помехи, и в то же время чувствительны к ним. Также это улучшит охлаждение видеокарты.

Начиная с семейства GeForce FX, видеокарты имеют энергопотребление, превышающее заложенные в интерфейс AGP возможности по электроснабжению устройств. Вследствие этого, видеокарты требуют подключения дополнительного усиления питания. Разъем подключения усиления на видеокарте выполняется в виде одного-двух 4-контактных разъемов Molex (как для питания IDE жестких дисков и CD-ROM). Провод усиления должен быть обязательно подключен, иначе видеокарта будет работать в безопасном режиме, со значительно сниженными частотами и напряжением питания графического процессора, а особо мощные видеокарты не заработают без усиления вообще. Перед приобретением видеокарты убедитесь, что блок питания компьютера имеет необходимое количество свободных разъемов для подключения усиления.

Предупреждение: Ряд первых материнских плат на чипсетах с поддержкой только AGP 2.0 (1.5 В), в частности Intel 845, имеют универсальный слот, позволяющий установить карту AGP 1.0 (3.3 В). Установка такой карты с большой вероятностью приведет к выходу из строя материнской платы.

Предупреждение: Ряд видеокарт, в частности на базе Riva TNT2 выпуска 1999 года и на базе Vanta имеют Universal AGP разъем, но реально являются 3.3 В картами. Установка таких карт в материнскую плату, не поддерживающую 3.3 В устройства, с большой вероятностью приведет к повреждению материнской платы. Если Вы планируете установить такую карту в новую материнскую плату, сначала проверьте ее в материнской плате AGP 2.0, гарантированно поддерживающей 3.3 В карты. Если карта является только 3.3 В устройством, то она не сможет заработать в режиме 4х.

Предупреждение: Ряд производителей материнских плат предлагают платы, построенные на чипсетах без поддержки порта AGP (Intel 865GV, большинство чипсетов с шиной PCI Express), на которых тем не менее слот AGP присутствует. Это, например, платы с технологиями A.G.I фирмы Asrock и AGP Express фирмы ECS. В таких платах слот AGP получен из слота PCI. Это возможно благодаря полной обратной совместимости протокола обмена по шине AGP с протоколом PCI. Слот AGP у таких плат является только механически и электрически AGP слотом, видеокарта, вставленная в такой слот, работает как обычная видеокарта для шины PCI. Помимо значительного снижения производительности AGP видеокарты, такие материнские платы имеют большие проблемы с совместимостью. Если Вы все-таки решились на приобретение такой платы и эксплуатацию в ней AGP видеокарты, обязательно проверьте, присутствует ли Ваша видеокарта в списке поддерживаемых в документации/на сайте производителя. Если вашей модели в списках нет, лучше воздержаться от приобретения такой материнской платы.

AGP, ASRock, ECS, Intel, PCI, Riva TNT2, RivaTuner, Sandra, Vanta, электропитание

Драйвер и диагностические утилиты сообщают, что видеокарта работает в режиме PCI. В программе DxDiag ускорение AGP текстурирования отключено и не поддерживается #

  1. Это нормально для систем с шиной PCI Express. Видеокарты PCI Express для программного уровня выглядят как обычные PCI устройства и не поддерживают AGP текстурирование (DiME). Аналоги DiME для PCI Express, такие как технология NVIDIA Turbo Cache, работают автоматически, не требуя поддержки со стороны операционной системы и DirectX.
  2. Убедитесь, что установлен драйвер AGP контроллера чипсета вашей материнской платы. Обратитесь к разделу системных устройств диспетчера оборудования Windows. Если там имеется устройство AGP с названием чипсета материнской платы, значит, драйвер установлен или контроллер поддерживается Windows. Если же имеется только «Стандартный мост PCI-PCI», то требуется установка драйвера от разработчика чипсета или производителя материнской платы — Intel INF Update для чипсетов Intel, VIA 4in1 для чипсетов VIA и т.д.
  3. Проверьте размер AGP апертуры в BIOS материнской платы. В ряде случаев драйвер NVIDIA переводит видеокарту в режим PCI, если размер AGP апертуры меньше 16 мегабайт.
  4. Если материнская плата построена на базе чипсетов ALi 1541 или 1647, то драйвер NVIDIA версии 27.хх и более новой отключает поддержку AGP из соображений стабильности. В этом случае необходимо с помощью RivaTuner включить поддержку, для чего надо на закладке «Реестр» (Power User) загрузить базу для используемой версии драйвера и в разделе System включить ключ реестра EnableAliAGP

    RivaTuner ALI AGP
  5. Поддержка AGP текстурирования отключена, если уровень аппаратного ускорения в свойствах экрана Windows меньше максимального. Проверьте значение на закладке «Устранение неполадок» (Диагностика). Особенно это актуально для серверных операционных систем Windows, в которых аппаратное ускорение по-умолчанию отключено.
  6. Если компьютер оснащен более чем 512 Мб оперативной памяти, и используется операционная система семейства Windows 9x-ME, то причина заключается в некорректной работе операционной системы с большим объемом оперативной памяти. Обратитесь к статье базы знаний Microsoft за информацией и способами решения проблемы.
  7. Ряд производителей материнских плат предлагают платы, построенные на чипсетах без поддержки порта AGP (Intel 865GV, большинство чипсетов с шиной PCI Express), на которых тем не менее слот AGP присутствует. Это, например, платы с технологиями A.G.I фирмы Asrock и AGP Express фирмы ECS. В таких платах слот AGP получен из слота PCI. Это возможно благодаря полной обратной совместимости протокола обмена по шине AGP с протоколом PCI. Слот AGP у таких плат является только механически и электрически AGP слотом, видеокарта, вставленная в такой слот, работает как обычная видеокарта для шины PCI. AGP текстурирование (DiME) в таких системах недоступно.

AGP, ALI, ASRock, BIOS, ECS, Intel, Microsoft, PCI, PCI Express, RAM, RivaTuner, Turbo Cache, VIA, Windows 9x, Windows Server, драйвер, реестр

Видеокарта AGP работает не в максимальном скоростном режиме шины (2х вместо 4х, например) #

Прежде всего проверьте, что максимальный скоростной режим разрешен в BIOS материнской платы. Если режим разрешен, имеется ряд отдельных случаев, по которым максимальный режим может быть недоступен:

  • Если материнская плата построена на базе чипсета VIA 694x, то драйвер NVIDIA запрещает режим 4х. Это связано с недостаточной стабильностью в данном режиме большинства материнских плат на этом чипсете. Прежде всего, необходимо подрегулировать значение опции «AGP Driving Streinght» (может также называться «AGP Driving Value») в BIOS материнской платы. Рекомендованное NVIDIA значение — EA, значение, полученное из опыта участников форума — СА. После этого следует разрешить с помощью RivaTuner работу в режиме 4х.

    RivaTuner VIA 4x

    Если драйвер после перезагрузки не включит 4х режим, то следует принудительно включить данный режим в секции AGP настроек уровня драйвера RivaTuner и перезагрузиться. Рекомендуется прогнать тесты и игры для выяснения стабильности системы в данном режиме. Возможно, потребуется методом перебора подобрать оптимальное значение AGP Driving Streinght.
  • Если материнская плата на базе чипсета AMD серии 750, то драйвер не включает режим 2х. Это связано с недостаточной стабильностью в данном режиме большинства материнских плат на этом чипсете. Можно попытаться разрешить с помощью RivaTuner работу в режиме 2х и выставить вручную требуемую скорость.

    RivaTuner AMD 2x

    После перезагрузки рекомендуется прогнать тесты/игры для выяснения стабильности работы в данном режиме.
  • Некоторые материнские платы фирмы ASUS при разгоне после превышения определенной частоты AGP шины автоматически запрещают 4х скоростной режим. Существуют неофициальные BIOS для ряда материнских плат, в которых такое поведение отключено.

Для остальных случаев попробуйте вручную форсировать максимальный режим с помощью RivaTuner, с обязательным тестированием стабильности системы после перезагрузки.

AGP, AMD, Asus, BIOS, RivaTuner, VIA

Не работает режим AGP SBA или сообщается, что он не поддерживается #

  1. Убедитесь, что видеокарта поддерживает эту возможность. Информацию о поддержке AGP SBA различными графическими процессорами NVIDIA можно посмотреть в Сравнительных таблицах.
  2. Проверьте, что поддержка режима SBA не отключена в BIOS материнской платы.
  3. Видеокарты на базе Riva TNT2, GeForce 256, GeForce 2, GeForce 3 вначале выходили с отключенной в видеоBIOS поддержкой SBA из соображений стабильности. Позже были выпущены обновленные версии BIOS с включенной поддержкой. Если производитель видеокарты известен, обратитесь на его сайт за обновленным BIOS. Если видеокарта NoName или производитель не выпускал обновление, то можно попробовать включить поддержку, отредактировав видеоBIOS с помощью редактора RVBEdit, либо обновив BIOS на reference BIOS от NVIDIA (перед прошивкой рекомендуется проверить факт поддержки SBA, открыв скачанный файл с помощью того же RVBEdit).

    RVBEDIT AGP SBA
    Инструкции по работе с BIOS смотрите в специальном разделе FAQ. Если видеокарта не поддерживает обновление BIOS (не flash чип), или обновление запрещено условиями гарантии, вы можете воспользоваться драйвером NVStrap из поставки RivaTuner для включения этой возможности.

    RivaTuner AGP SBA
  4. По-умолчанию, драйвер не включает поддержку SBA если обнаруживает материнскую плату на базе чипсета AMD 750. Для доступа к возможности включить SBA предварительно необходимо с помощью RivaTuner включить опцию совместимости с чипсетами AMD.

    RivaTuner AMD SBA
  5. В режиме AGP 3.0 (8х) видеокарта всегда работает с использованием SBA. При этом регистры состояния устройства могут не отображать факта включения SBA и ряд диагностических утилит может показать, что SBA отключен или не поддерживается.

AGP, AMD, BIOS, GeForce 2, GeForce 256, GeForce 3, Riva TNT2, RivaTuner, RVBEdit, VideoBIOS

7994420702;horizontal

Не работает режим AGP Fast-Writes (FW) или сообщается, что он не поддерживается #

  1. Убедитесь, что видеокарта поддерживает эту возможность. Информацию о поддержке AGP Fast-Writes различными графическими процессорами NVIDIA можно посмотреть в Сравнительных таблицах.
  2. Убедитесь, что чипсет материнской платы поддерживает Fast-Writes. Все чипсеты с поддержкой только AGP 1.0, чипсеты Intel 815 всех серий и чипсет SiS 630 не поддерживают AGP Fast-Writes.
  3. Проверьте, что поддержка режима Fast-Writes не отключена в BIOS материнской платы.
  4. У видеокарт на базе GeForce 3 возможность FastWrites заблокирована в BIOS из соображений стабильности. Попытаться включить ее можно, подредактировав BIOS карты с помощью редактора RVBEdit.

    RVBEDIT AGP Fast-Writes
    Если BIOS карты необновляемый (не flash чип), или обновление запрещено условиями гарантии, вы можете воспользоваться драйвером NVStrap из поставки RivaTuner для включения этой возможности.

    RivaTuner AGP Fast-Writes
  5. В некоторых системах включение Fast-Writes возможно только при скорости работы шины AGP не ниже 4х.

AGP, BIOS, GeForce 3, Intel, RivaTuner, RVBEdit, SIS, VideoBIOS

Замечания по материнским платам Aсorp 6BX81, 6BX86 #

С видеокартой Asus 3800C 16M не работают игры и 3D приложения. Отключите ускорение AGP-текстурирования в утилите DxDiag.exe в Windows 9x-ME или использование AGP в Windows 2000/XP с помощью RivaTuner.

RivaTuner AGP SBA

На платах с 2-Mbit BIOS (BIOS 2A, 2C) таких проблем не замечено.

Acorp, AGP, Asus, BIOS, RivaTuner

Замечания по материнским платам Gigabyte GA-6OXT #

Если вы столкнулись с зависаниями компьютера при работе 3D приложений, не связанными с перегревом, рекомендуется отключить функцию AGP SBA с помощью RivaTuner.

AGP, Gigabyte, RivaTuner

Шрифты и изображения стали нечеткими, расплываться и двоиться #

  • Панель управления в драйверах некоторых версий из серии 5Х.ХХ (преимущественно бета-версий) содержит ошибку, приводящую к некорректной активации технологии DVC (увеличения яркости/контраста для отдельных частей экрана) при каждом обращении к панели драйвера. Для исправления используйте патч-скрипт ImageSharpeningBugfix из комплекта RivaTuner.
  • Если установлена виртуальная машина Java от Sun (или Java Runtimes), то она может конфликтовать с утилитой nView Desktop Manager драйвера NVIDIA. Отключайте nView Desktop Manager в панели управления перед запуском Java-приложений.
  • Если используется видеокарта из семейства GeForce 8X00, обновите драйвер до версии 158.ХХ или более новой. Если проблема с широкоформатным монитором, подключенным по DVI, сохраняется и после обновления драйвера, смените способ синхронизации с монитором на CVT. Обратитесь к специальному вопросу FAQ.

Java, RivaTuner, артефакты, драйвер, контрольная панель, монитор

Возможно ли сделать рабочий стол большим, чем текущее физическое разрешение дисплея? #

Коммерческая утилита WinSpace позволяет сделать это на уровне API Windows, не используя возможности видеокарты.

Драйверы NVIDIA версий 50.ХХ - 90.ХХ содержат средство Virtual Desktop. Изначально оно работает только для многомониторного режима «Клон». Для его включения в панели драйвера в свойствах экрана панели управления Windows на закладке «Разрешения экрана и частота обновления» (Screen resolutions & Refresh rates) поставьте флажок «Показывать только физические разрешения панорамирования» (Show only physical panning resolutions). После этого на той же закладке установите физическое разрешение монитора, а в свойствах экрана Windows выберите размер рабочего стола. Возможно включить Virtual Desktop и для других режимов, в том числе для случая одного монитора. Для этого с помощью RivaTuner в режиме PowerUser (Реестр) в разделе «NVIDIA/System advanced» найдите ключ PanScanSelection и присвойте ему значение 1.

RivaTuner virtual desktop 

После перезагрузки флажок «Показывать только физические разрешения панорамирования» станет доступен в панели драйвера.

RivaTuner, драйвер, клон, реестр

Предупреждение об особенностях BIOS видеокарт на базе GeForce 6Х00 и более новых #

BIOS видеокарт GeForce 6X00 и более новых настолько велик по размеру, что не всегда может быть полностью отображен в оперативную память компьютера. Поэтому не пытайтесь сохранить BIOS видеокарты в файл старыми и общесистемными программами, не предназначенными специально для новых видеокарт NVIDIA (сохраняющими BIOS через ShadowRam). По этой же причине не получится использовать такие утилиты как VGABIOS для проверки перед прошивкой. Настоятельно рекомендуется использовать nvflash для получения 100%-работоспособной копии BIOS. В крайнем случае используйте опцию «Read BIOS - Device» редактора NiBiTor или RivaTuner с ключом запуска /BI для сохранения BIOS в файл.

NiBiTor, NVFLASH, RivaTuner, VGABIOS, VideoBIOS

В GTA 3, GTA Vice City, GTA San Andreas пропадают текстуры и поверхности #

  1. Установите патч последней версии и обновите драйвер видеокарты.
  2. Если проблема возникает в операционной системе Windows XP, обновите систему до SP1 и обновите DirectX.
  3. Подобные эффекты могут появляться после оптимизации с помощью RivaTuner в разделе Direct3D, закладке «Textures», кнопке «Texture Filtering Preferences». В качестве лечения надо удалить ключ реестра D3D_98141181 в на закладке «Реестр» (PowerUser).

DirectX, GTA, RivaTuner, Windows XP, артефакты, игры, реестр

В GTA 3, GTA Vice City все изображение дергается и наблюдаются лаги управления #

  • Если была отключена вертикальная синхронизация рендеринга с частотой обновления монитора (V-Sync), то причиной может быть слишком большое значение параметра «Prerender Limit». Уменьшите его значение до 1 с помощью RivaTuner или nHancer в настройках Direct3D драйвера.
  • Не отключайте опцию «Frame Limiter» в настройках игры.

GTA, nHancer, RivaTuner, Vsync, игры

Need for Speed: Underground идет с сильными рывками изображения #

  • Наиболее частая причина — срабатывание защиты от переразгона в драйвере. Подробнее смотрите в специальном вопросе FAQ.
  • Эксперименты участников форума показали, что с драйвером NVIDIA версии 45.23 для поддерживаемых им карт проблема не наблюдается.
  • Если вертикальная синхронизация рендеринга с разверткой монитора (V-Sync) отключена, попробуйте с помощью RivaTuner или nHancer в настройках Direct3D драйвера уменьшить значение параметра «Prerender Limit» до 1.

Need for Speed, nHancer, RivaTuner, Vsync, автотормоз, драйвер, игры

В игре из серии Need for Speed все изображение в розовом или желтом тумане #

Включите с помощью RivaTuner в настройках Direct3D драйвера на закладке «Совместимость» (Compatibility) эмуляцию (аппаратную поддержку для GeForce 256 и выше) табличного тумана (Fog table). Также не следует включать с помощью RivaTuner поддержку FOURCC NV текстур для DirectX 7 приложений.

GeForce 256, Need for Speed, RivaTuner, артефакты, игры

Почему нет мультитекстурирования в играх на движке GLQuake/Quake2? #

Игры на этих движках используют мультитекстурирование через OpenGL расширение GL_SGIS_MULTITEXTURE. По неизвестным причинам NVIDIA исключила это расширение для видеокарт GeForce FX и более новых в OpenGL драйвере. Следует отметить, что производительность современных видеокарт более чем достаточна для игр на базе движков GLQuake/Quake2 и без мультитекстурирования. Но если мультитекстурирование все-таки требуется, то с помощью RivaTuner  можно включить режим совместимости, для этого в настройках OpenGL драйвера на закладке «Совместимость» (Compatibility) выберите из списка "NV1X Compatibility Mode" вместо "Max Acceleration".

Предупреждение: данная настройка имеет глобальное действие! Включайте ее только на время запуска проблемных приложений.

OpenGL, Quake, RivaTuner, драйвер, игры

Return to Castle Wolfenstein в консоли пишет «…ignoring GL_EXT_texture_filter_anisotropic». Как же заставить игру работать с анизотропной фильтрацией? #

Для использования анизотропной фильтрации необходимо пропатчить файл OpenGL драйвера NVIDIA патч-скриптом AnisoBoosterOGL из поставки RivaTuner. После этого выставленный в панели драйвера или в RivaTuner уровень анизотропной фильтрации будет применяться всегда, вне зависимости от попыток обойти его использование игрой.

Эта проблема неактуальна при использовании драйверов 50.ХХ и выше, которые всегда применяют включенную в панели драйвера или RivaTuner анизотропную фильтрацию.

RivaTuner, Wolfenstein, драйвер, игры, контрольная панель

Проблемы в FarCry #

  1. Для игры необходим драйвер NVIDIA версии не ниже 53.03. Для игры при установленном драйвере 60.ХХ и выше обязателен патч 1.1 и выше.
  2. Участник форума KuzMich обнаружил, что если изображение в игре затянуто голубым туманом, для устранения проблемы надо включить с помощью RivaTuner в настройках Direct3D драйвера на закладке «Совместимость» (Compatibility) эмуляцию (аппаратную поддержку для GeForce 256 и выше) табличного тумана (Fog table). Этот способ работает лишь для драйверов версий 52.ХХ-56.ХХ.
  3. Игра позволяет переключиться в режим рендеринга через OpenGL. Для этого необходимо отредактировать файл настроек игры system.cfg, изменив в нем строку r_Driver = "direct3d9" на r_Driver = "openGL". В режиме OpenGL игра идет несколько быстрее, но возможны ошибки изображения. Не выставляйте уровень теней и освещения выше среднего.
  4. После установки патча 1.1 игра может отказаться использовать шейдеры версии 2.0 на видеокартах на базе GeForce FX. Чтобы включить использование шейдеров версии 2.0 необходимо отредактировать файл настроек игры system.cfg, присвоив переменной r_Quality_BumpMapping значение 3. Или выставить качество освещения в приложении FarCryConfigurator.exe на уровень «VeryHigh».
  5. Если после включения HDR в игре стали пропадать поверхности, это может быть вызвано использованием FSAA или нехваткой видеопамяти. Вследствие этого, после установки патча до версии 1.3.0 и более новой при включении HDR автоматически отключается FSAA.
  6. Аварийное завершение работы игры с видеокартами семейства GeForce 8800 исправлено в драйвере NVIDIA начиная с версии 162.15.

FarCry, FSAA, GeForce 8800, GeForce FX, HDR, OpenGL, RivaTuner, артефакты, драйвер, игры, сглаживание, шейдеры

Medal of Honor: Pacific Assault вылетает в «синий экран» #

Участник форума Саня сообщает, что частоту вылетов многократно сокращает форсирование с помощью RivaTuner в настройках Direct3D на закладке «Шейдеры» (Shaders) версии вершинных шейдеров (vertex shader) 1.1. Подобное поведение игры обычно отмечается на системах, для которых характерна проблема с тестом 3DMark 2003, описаная в специальном вопросе FAQ.

3DMark, BSOD, Medal of Honor, RivaTuner, игры, шейдеры

Dark Messiah of Might and Magic сразу завершается при запуске #

Обновите драйвер NVIDIA до версии 158.ХХ или более новой. Если игра все равно аварийно завершается после показа вступительного ролика и используется двуядерный процессор/процессор с HyperThreading, отключите многопроцессорные оптимизации в драйвере. Для этого в RivaTuner на закладке «Реестр» (PowerUser) загрузить базу для текущей версии драйвера и в разделе «Direct3D» присвоить ключу WTD_EXECMODEL значение 0, в разделе «OpenGL» присвоить ключу OGL_ThreadControl значение 2.

CPU, Dark Messiah of Might&Magic, RivaTuner, драйвер, игры, реестр

Использование встроенных средств разгона драйвера NVIDIA #

В Windows следует в разделе реестра HKLM\Software\NVIDIA Corporation\Global\NVTweak создать параметр CoolBits (типа DWORD) со значением 2. После этого в панели драйвера NVIDIA в свойствах экрана панели управления Windows появится закладка для работы с частотами видеокарты. Начиная с драйвера версии 95.ХХ и более новых эта закладка удалена из драйвера, функции управления частотами переданы в утилиты NVIDIA System Tools/nTune. В Linux следует внести опцию Coolbits со значением 1 в файл конфигурации Х-интерфейса (обычно XF86Config или xorg.conf), после чего закладка управления частотами появится в комплектной утилите драйвера nvidia-settings. Встроенные средства драйвера имеют ряд ограничений:

  • они обязательно осуществляют предварительное тестирование нового частотного режима. Алгоритм данного тестирования часто дает сбои, слишком ограничивая или вообще запрещая разгон;
  • повышение частот мобильных продуктов, если они выполнены в виде интегрированных на материнскую плату ноутбука решений, невозможно;
  • в Linux в графическом интерфейсе отсутствует возможность включения автоприменения разгона при загрузке Х-интерфейса;
  • встроенные средства обычно не позволяют изменение частот для режимов работы, отличных от 3D, и независимое изменение частот отдельных блоков графического процессора;
  • включение встроенных средств управления частотами несовместимо с использованием функций разгона каких-либо иных утилит. RivaTuner тем не менее имеет специальный обходной режим, позволяющий разгонять видеокарту независимо от статуса встроенных средств драйвера, хотя и с некоторыми ограничениями.

Linux, nTune, overclock, RivaTuner, драйвер, контрольная панель, разгон, реестр

В чем различие двух закладок для разгона, в низкоуровневых настройках (low level) и в настройках уровня драйвера (driver level) в RivaTuner? Какой из них пользоваться? Почему закладка в низкоуровневых настройках недоступна? #

Закладка в низкоуровневых настройках использует метод прямого программирования графического процессора. Закладка уровня драйвера использует API драйвера NVIDIA для получения текущих и установки новых значений частот. Использование прямого доступа позволяет более точно управлять частотой и избежать неадекватного тестирования применимости частот драйвером, но может привести к зависанию. Использование закладки уровня драйвера позволяет более безопасно управлять частотами и произвести предварительную проверку работоспособности видеокарты с планируемыми частотами. Видеокарты с графическим процессором GeForce FX и более новыми в большинстве имеют динамическое тактование, драйвер выбирает частоту исходя из того, задействована ли функция аппаратного ускорения 3D графики, или нет. При переходе из одного режима в другой предыдущие аппаратные настройки частоты сбрасываются. Вследствие этого низкоуровневый режим разгона отключен для видеокарт на базе GeForce FX и всех последующих графических процессоров. Низкоуровневый разгон для видеокарт без динамического тактования (некоторые модели ASUS, к примеру) позволяет осуществить утилита PowerStrip.

Asus, GeForce FX, overclock, PowerStrip, RivaTuner, разгон

Почему в RivaTuner невозможно выставить частоты выше, чем на закладке разгона в панели драйвера? #

В связи с особенностями разгона карт GeForce FX и более новых закладка разгона уровня драйвера в RivaTuner использует тот же стресс-тест, что и встроенное средство разгона в драйвере. Отключить тестирование частоты в RivaTuner можно, загрузив на закладке «Реестр» (PowerUser) файлы базы RivaTuner.rtd и создав ключ реестра DisableClockTest в группе «RivaTuner\Overclocking\Global» со значением 1.

RivaTuner stress test

Но практического смысла в этом действии нет, так как превышение пределов, определенных стресс-тестом драйвера, приведет к срабатыванию автотормоза и разгон будет сброшен после перезагрузки. Как вариант, можно на закладке разгона в RivaTuner поставить флажок «Альтернативный режим загрузки» (Use alternate daemon) и исключить панель управления драйвера NVIDIA из автозагрузки (NvCplDaemon), тем самым добиться сохранения частоты после перезагрузки, но первый же запуск 3D приложения, скорее всего, все расставит на свои места.

RivaTuner по-умолчанию не использует стресс-тест в модуле разгона в Windows Vista и Windows XP при использовании драйвера NVIDIA версии 163.ХХ или более новой.

GeForce FX, overclock, RivaTuner, Windows Vista, Windows XP, автотормоз, драйвер, разгон, реестр