7994420702;horizontal

RivaTuner

Я прочитал в документации RivaTuner, что видеокарты на базе GeForce FX и выше могут быть подвергнуты вольтмоду через редактирование BIOS. Как конкретно это сделать? #

Из BIOS видеокарт на базе GeForce FX и более новых возможно управлять напряжением только на графический процессор. BIOS содержит таблицу возможных напряжений (не путать с таблицей уровней производительности) на процессор, выбираемых драйвером в зависимости от текущего режима производительности. Уровню максимальной производительности соответствует обычно самое большое значение напряжения. Редактировать таблицу в BIOS видеокарт можно с помощью редакторов NiBiTor и BIOS Modifier. Однако вольтмоддинг через BIOS видеокарты чрезвычайно зависим от конкретной реализации схемы подачи напряжений на графический процессор. После прошивки BIOS с измененными напряжениями обязательно проверяйте их с помощью диагностического отчета (Diagnostic report) утилиты RivaTuner. Модуль выдаст предупреждение, если заданные параметры напряжений не соответствуют реализации видеокарты.

Предупреждение: Ошибка в редактировании настроек напряжений в видеоBIOS может привести к физическому повреждению графического процессора!

BIOS Modifier, GeForce FX, NiBiTor, overclock, RivaTuner, VideoBIOS, разгон, электропитание

Изображение в игре дергается, иногда отображаются куски двух кадров, или имеется мерцающая горизонтальная полоса в середине экрана #

Включите синхронизацию с частотой развертки (vSync) в настройках игры, в панели драйвера или с помощью RivaTuner.

Если включение vSync наносит сильный удар по скорости, попробуйте с помощью RivaTuner или nHancer увеличить/уменьшить величину переменной «Prerender Limit».

nHancer, RivaTuner, Vsync, артефакты, игры, контрольная панель

Как измерить FPS в игре, не содержащей встроенных средств измерения производительности? #

Вы можете воспользоваться утилитами FRAPS или D3DGear. Также, начиная с версии 15.4, в программу RivaTuner включена возможность мониторинга FPS. Для этого в модуле мониторинга добавьте график «Частота кадров» (Framerate), включите фоновый (background) мониторинг и запустите приложение RivaTunerStatisticsServer.exe из подпапки Tools программы или щелчком на соответствующую кнопку на самом графике.

D3DGear, FPS, FRAPS, RivaTuner, игры

Проблемы в GTA IV #

  1. Низкая производительность. Для комфортной игры требуется система с четырехъядерным процессором и видеокартой уровня GeForce 9800 GTX. В более слабых системах следует уменьшать качество графики, прежде всего дистанцию отображения (View distance) и плотность теней (Shadow density). Также может помочь отключение функции сохранения видеороликов (Clip capture).
  2. От объектов на расстоянии прорисовываются только контуры, без текстур.
    • В системах с видеокартой на базе графических процессоров серии GeForce 7X00 следует обновить драйвер NVIDIA до версии 180.84 или более новой, в котором исправлена данная ошибка.
    • Проблема может также быть вызвана некорректными настройками игры после смены видеокарты или драйвера, удалите все файлы из папки Settings, находящейся в папке Documents and Settings\Имя_пользователя\Local Settings\Application Data\Rockstar Games\GTA IV (Users\Имя_пользователя\AppData\Local\Rockstar Games\GTA IV для Windows Vista), игра переопределит видеокарту и сбросит настройки на умолчания.
    • Еще одна частая причина — нехватка оперативной памяти. Установите последний официальный патч, снизьте качество графики в настройках игры. В Windows Vista рекомендуется установить обновление или SP1.
    • Если проблема остается даже в системе с более чем 2 Гб оперативной памяти, можно попробовать расширить доступный 32-разрядным приложениям в Windows объем памяти до 3 Гб. Для этого в Windows 2000/XP следует в скрытом файле boot.ini в корне загрузочного диска в строку загрузки операционной системы дописать ключ /3GB, в Windows Vista следует в запущенной с правами администратора командной строке выполнить команду BCDEDIT /Set IncreaseUserVa 3072. Возможно также понадобится создать файл commandline.txt, как описано ниже, и дописать в строку ключ запуска -nomemrestrict
    • Из-за ошибки в утилите RivaTuner некоторые форматы текстур, используемые игрой, отключались для графических процессоров GeForce 6X00 и более новых после захода на закладку «Текстуры» (Textures) в настройках Direct3D драйвера. Установите RivaTuner версии 2.21 или более новой, зайдите на закладку «Текстуры» (Textures) в настройках Direct3D и нажмите кнопку «Исходные» (Defaults).
  3. Изображение в игре слишком дергается, иногда наблюдаются задержка отрисовки и разрывы картинки при езде на машине на высокой скорости. В папке с исполняемым файлом игры (LaunchGTAIV.exe) создайте текстовый файл commandline.txt, в котором в одну сроку запишите ключи запуска игры -refreshrate 60 -framelimit 1. Если такой файл уже имеется, удалите из строки ключ -novblank
  4. Иногда игра некорректно определяет возможности видеокарты (особенно графических процессоров ноутбуков и видеокарт семейства Quadro) и блокирует часть настроек качества графики. Разблокировать настройки можно, создав файл commandline.txt, как описано выше, и дописав в строку ключ запуска -norestrictions
  5. Если игра аварийно завершается с ошибкой «Out of Video Memory», обновите драйвер NVIDIA до версии 182.06 или более новой.
  6. Игра не имеет поддержки сглаживания FSAA. Существует сторонняя утилита ENB Series, позволяющая включить имитацию FSAA в игре с помощью шейдеров постобработки.

CPU, GeForce 9800 GTX, GTA, RAM, RivaTuner, VRAM, Windows Vista, артефакты, видеопамять, драйвер, игры, ноутбуки

Проблемы в Wolfenstein (2009) #

  1. Не применяется FSAA. Игра использует технологии отложенного рендеринга (Deferred shading) и не поддерживает полноэкранное сглаживание. Возможно форсировать FSAA, но лишь для разрешений в игре 1152x864 или ниже. Переименуйте исполянемый файл игры (wolf2.exe) в xr_3da.exe или oblivion.exe (не забудьте исправить ярлыки). В панели драйвера NVIDIA в пункте «Сглаживание — режим» (Antialiasing Mode) установите «Замещение настроек приложения» (Override application setting), и в пункте «Сглаживание — параметры» (Antialiasing Setting) задайте режим сглаживания, начав с минимального. Форсирование сглаживания может привести к падению производительности в несколько раз.
  2. Максимальная производительность в игре по-умолчанию ограничена 60 FPS. Для снятия ограничения частоты кадров надо в папке Users\имя_пользователя\AppData\Local\id Software\WolfSP\base (Documents and Settings\имя_пользователя\Local Settings\Application Data\id Software\WolfSP\base в Windows XP) создать файл autoexec.cfg и добавить в него строку seta com_fixedTic "1". Учтите, что при этом могут возникнуть проблемы в работе игровой физики и искуственного интеллекта монстров.
  3. На мониторах/в разрешениях с соотношением сторон 4:3 присутствуют черные полосы сверху и снизу изображения. В файле wolf2.cfg, расположенном в папках из предыдущего пункта, найдите строки seta r_letterBoxedHeight и seta r_letterBoxedWidth и исправьте их значения на значения из строк seta r_customHeight и seta r_customWidth соответственно.
  4. Если при подключении к сетевой игре вы получаете сообщение вида «Image '_default' was generated with internal format 0xХХХХ but GL returned 0xYYYY», причиной может быть включенная в RivaTuner или nHancer опция конверсии сжатых текстур. В RivaTuner в настройках OpenGL перейдите на закладку «Качество рендеринга» (Rendering quality) и выключите опцию «Упаковывать в DXT3 вместо DXT1» (Compress to DXT3 instead of DXT1).

FPS, FSAA, RivaTuner, Wolfenstein, игры, контрольная панель, монитор, сглаживание

7994420702;horizontal

Инструменты разгона видеокарты #

  1. Встроенные средства драйвера NVIDIA. В драйверах для Windows версии 95.XX и более новых отсутствуют. Минимальная функциональность. Об их применении смотрите в специальном вопросе FAQ.
  2. Утилиты NVIDIA nTune (для видеокарт GeForce FX — GeForce 7X00) и NVIDIA System Tools (для видеокарт GeForce 6Х00 и более новых) для Windows. Средняя функциональность.
  3. Утилиты RivaTuner, EVGA PrecisionMSI Afterburner, PowerStrip для Windows, NvClock для Linux и пробные сборки NvClock для MacOS. Наилучшая функциональность.

EVGA, EVGA Precision, Linux, MacOS, MSI Afterburner, nTune, NvClock, overclock, PowerStrip, RivaTuner, драйвер, разгон

Как безопасно разогнать видеокарту? #

Предупреждение: вне зависимости от способа и уровня разгона, работа на повышенных от заводских частотах сокращает срок службы видеокарты и может привести к ее поломке, причем поломка в результате разгона не будет являться гарантийным случаем для производителя/продавца. Если вы осознаете риск, перед радикальным разгоном настоятельно рекомендуется проверить способность блока питания выдержать повышенное энергопотребление и принять меры по улучшению охлаждения видеокарты: заменить систему охлаждения на более эффективную, установить радиаторы на видеопамять и силовые элементы схемы стабилизации напряжений, заменить термоинтерфейс между чипами и радиаторами. Это не только поможет существенно выше разогнать видеокарту, но и снизит вероятность ее выхода из строя.

Главное при разгоне — это постепенность. Начинайте постепенно повышать частоту графического процессора (core) примерно на 1/10 исходной частоты. После каждого повышения запускайте современную 3D игру или тест и начинайте тестировать: если по прошествии не менее получаса игра/тест не повисла и не наблюдается искажений изображения, то можно поднимать частоту еще на 1/10 исходной частоты. И так до первого зависания/сбоя изображения (появления «решетки», выпадания текстур и т.д.). После сбоя откатывайтесь на предыдущую частоту и еще раз тестируете, пробуйте промежуточные значения.

В качестве теста в настоящее время предпочтительно использовать «Stability Test» из FurMark или тест «GPU:OCCT» из OCCT Perestroïka (последний имеет функцию автоматического обнаружения возникающих при переразгоне артефактов). Обязательно следите за показаниями температуры в ходе теста, алгоритм тестирования способен быстро разогреть графический процессор до предельно допустимых температур (свыше 110 °C, в этом случае тест лучше прервать и снизить частоты).

После этого аналогичным способом разгоняйте видеопамять. В качестве дополнительного теста для видеопамяти можно воспользоваться программой VMT (достаточно экспресс-теста) или тестом «GPU:Memory» из OCCT Perestroïka.

После нахождения граничных частот графического процессора и видеопамяти следует провести еще один, окончательный тест большой длительности (от часа). Неплохим ходом будет также являться откат на 10-20 МГц от граничных частот, для обеспечения некоторого «запаса прочности».

Предупреждение: В связи с наличием защиты от переразгона в современных драйверах при разгоне видеокарт на базе GeForce FX и более новых чипов всегда запускайте мониторинг RivaTuner перед запуском теста для проверки разгона. Если игра/тест пройдены без проблем, но после выхода из них на графике RivaTuner видно, что частоты возросли лишь на короткое время и опустились до исходного уровня, или постоянно скакали вверх-вниз во время игры/теста — разгон не прошел, откатывайтесь на предыдущее значение частоты.

FurMark, GeForce FX, OCCT Perestroïka, overclock, RivaTuner, VMT, VRAM, автотормоз, видеопамять, разгон, системы охлаждения

Почему вместо одной частоты GPU выводится несколько частот и что они означают? #

В графических процессорах GeForce 7Х00 и более новых нет больше единой частоты для всего чипа. Разные блоки теперь работают на разных частотах в различных уровнях производительности. В графических процессорах 7Х00 серии представлено три частоты: блоков растеризации (ROP), блоков пиксельных шейдеров (Shader Unit) и блоков геометрии (Geometric unit). В графических процессорах серии GeForce 8Х00 и более новых представлено две частоты: универсальных вычислительных блоков (Shader Unit) и блоков растеризации (ROP).

Частота блоков геометрии/универсальных шейдерных  и частота блоков растеризации связана определенным соотношением. При разгоне через функции драйвера изменяется обычно только частота блока геометрии (универсальных шейдерных блоков), а частоты блоков ROP изменяются синхронно с учетом соотношения. При этом шаг изменения опорной частоты для блока геометрии/шейдеров меньше шага для остальных блоков. На практике это означает необходимость заметного увеличения частоты блока геометрии/шейдеров при разгоне для роста частот блоков ROP, при этом частоты блоков ROP вырастут скачкообразно, в зависимости от опорной частоты осциллятора (кварца).

Дополнительно, для блока геометрии в графических процессорах GeForce 7800 и 7900 предусмотрена работа на повышенной по отношению к другим блокам на определенную постоянную величину (geometric delta), заданную в BIOS видеокарты, частоте режиме 3D. В результате частота работы блока геометрии может быть на 50 с лишним мегагерц выше частот остальных блоков, что при разгоне приводит к резкому повышению температуры чипа и вероятности ошибок в работе блока геометрии. Возможна установка значения geometric delta в 0 в BIOS видеокарты с помощью редактора NiBiTor, после этого все частоты будут равны и шаг изменения будет такой же, как у блока геометрии, однако, подобное изменение может приводить к снижению производительности в отдельных задачах и ложным срабатываниям защиты драйвера.

При использовании драйверов NVIDIA версии 163.67 и более новых с графическими процессорами GeForce 8Х00 и более новыми возможно независимое изменение частот универсальных шейдерных блоков и блоков растеризации. Для этого можно воспользоваться RivaTuner и другими утилитами на её движке (EVGA PrecisionMSI Afterburner), либо NVIDIA System Tools.

EVGA Precision, GeForce 7800, GeForce 7900, MSI Afterburner, NiBiTor, nTune, overclock, RivaTuner, VideoBIOS, драйвер, разгон

Видеокарта не переходит в 3D режим при запуске игр/3D приложений #

  • В драйвере NVIDIA версий 190.ХХ и более новых введен режим программно-зависимого управления уровнем производительности. Во встроенных профилях драйвера задано использование режима 2D для приложений, не создающих значительной нагрузки на графический процессор. Отключить такое поведение можно в панели драйвера, выбрав в опции «Режим управления электропитанием» (Power Management Mode) режим максимальной производительности. Утилита nHancer позволяет задать и изменить режим производительности для конкретного приложения в профилях драйвера.
  • Вывод различного рода меню, служебных экранов, видеороликов в играх обычно сделан без использования функций 3D ускорения.
  • Это может свидетельствовать о срабатывании защиты от переразгона в драйвере NVIDIA — «автотормоза». Уберите разгон, если есть, с помощью RivaTuner проверьте температуру графического процессора. Попробуйте снизить частоты для режима 3D и посмотрите, не исчезла ли проблема. Если проблема решилась снижением частот, следует проверить, работает ли система охлаждения видеокарты, возможно, прочистить ее, заменить термоинтерфейс или кулер в целом.

nHancer, overclock, RivaTuner, автотормоз, драйвер, игры, контрольная панель, разгон

Что такое «автотормоз» и как можно его отключить/обойти? #

«Автотормоз» — это бытовое название интеллектуальной защиты от зависания графического процессора в драйвере NVIDIA, начиная с версии 40.ХХ. Защита основана на контроле состояния графического процессора, и работает лишь с графическими процессорами GeForce FX и более новыми. Для видеокарт, оснащенных термодатчиком, параллельно контролируется температура ядра чипа. Если в работе чипа стали возникать ошибки, либо температура превысила допустимый уровень, происходит принудительный перевод карты на безопасный уровень частот и энергопотребления. Драйвер проверяет работоспособность графического процессора после применения разгона, и во время выполнения 3D приложений с использованием аппаратного ускорения. Работа автотормоза приводит к двум типичным проблемам:

  1. Если графический процессор не прошел проверку после применения разгона при загрузке операционной системы, то частоты сбрасываются до исходного уровня для режима без 3D ускорения, и фиксируются в этом сеансе работы как для режима выполнения 2D приложений, так и для режима 3D приложений. После перезагрузки будут установлены исходные для видеокарты частоты для всех режимов.
  2. Если процессор не прошел проверку во время исполнения 3D приложений, то он переводится в специальный режим «low power 3D» с пониженными частотой и напряжением питания, и удерживается в таком состоянии вплоть до момента, когда чип снова начнет проходить проверку (или до снижения температуры ниже уровня срабатывания защиты). Проявляется это как лаг во время игры. Рекомендованным решением проблем является ограничение разгона уровнем, определенным с помощью функции автодетекта предельного разгона карты во встроенном средстве разгона драйвера или в RivaTuner. Повысить этот предел можно улучшением охлаждения графического процессора. Если снижение в low power 3D не помогло или этот режим недоступен, то карта переходит в режим 2D и может удерживается в нем вплоть до перезагрузки.

Отключить «автотормоз» возможно фиксированием одинаковых частот для всех режимов работы видеокарты с помощью RivaTuner или путем редактирования BIOS видеокарты. Для фиксирования в RivaTuner надо на закладке Реестр (PowerUser) загрузить базу ключей RivaTuner.rtd и создать ключ реестра EnablePerfLevelForcing в группе «NVIDIA \ Overclocking» с значением 1.

RivaTuner locking levels

Тогда в панели разгона RivaTuner появится опция «Форсировать уровень производительности» (Force constant performance level), включение которой зафиксирует частоты для всех режимов карты по уровню разгона для 3D режима.

Force 3D level

Недостатком метода является тот факт, что частота и энергопотребление будут постоянно высокими, даже если функции 3D ускорения не используются. Это приведет к большему нагреву карты и к повышенной нагрузке на систему стабилизации электропитания.

Другим вариантом является прошивка BIOS от видеокарт производителей, не использующих разделение на уровни производительности, например фирмы ASUS, или же удаление таблицы производительности из BIOS с помощью редакторов NiBiTor и BIOS Modifier. Тротлинг в форме перехода на более щадящие частоты/напряжения при использовании таких BIOS невозможен. Однако, имеются свидетельства, что автотормоз при этом не отключается. Просто вместо снижения частоты происходит явление значительного сброса производительности, предположительно за счет пропуска циклов в работе драйвера.

Предупреждение: отключение средства защиты не отключает причины его срабатывания. Просто вместо сброса частоты будут зависания и искажения изображения. Защита введена в драйвер чтобы предотвращать необратимые повреждения видеокарты при выводе пользователем в запредельный режим работы. Гораздо целесообразнее увеличивать пределы разгона видеокарты улучшением ее охлаждения, а не обходом защиты.

Предупреждение: Операционная система Windows Vista содержит схожий механизм защиты для видеокарт, драйверы которых используют архитектуру WDDM. Если графический процессор не отвечает на запросы системы в течение 2 секунд, система перезагружает ее драйвер, при этом частоты выставляются на аппаратные умолчания.

Asus, BIOS Modifier, GeForce FX, NiBiTor, overclock, RivaTuner, VideoBIOS, Windows Vista, автотормоз, драйвер, разгон, реестр, системы охлаждения

Есть ли способ включить журналирование событий срабатывания автотормоза? #

Cерьезные сбои заносятся в стандартный журнал событий Windows (они обычно содержат фразу «Silent L2-L1 transition»). Если сработала система защиты Windows Vista, в журнал будет записано событие с идентификатором 4101.

В драйверах NVIDIA версий до 95.ХХ была возможность включать расширенное журналирование работы системы защите. Для получения расширенной информации следует с помощью RivaTuner на закладке «Реестр» загрузить базу данных для драйвера и в разделе «NVIDIA System» присвоить ключу RmLogonRC значение 1. Затем в разделе «NVIDIA Control Panel global» ключу NvCPLEnableTroubleshootingPage присвоить значение 1. После этого в панели драйвера в свойствах экрана панели управления Windows появится закладка «Настройки отладки» (Debug), в которой будут отображаться все события системы защиты драйвера.

overclock, RivaTuner, Windows Vista, автотормоз, драйвер, контрольная панель, мониторинг, разгон, реестр

Почему не отображается температура графического ядра, ведь у GeForce FX и выше встроенный термодатчик? #

  • Термодатчик для семейства GeForce FX используется только на видеокартах семейств FX 5800 и FX 5900. Кроме того, для реализации функции термомониторинга кроме части в графическом процессоре нужна ответная часть на видеокарте, которую производитель мог не разместить на плате (что часто встречалось на видеокартах GeForce FX 5900 XT).
  • Термомониторинг может быть отключен в BIOS видеокарты. В частности, в первых версиях видеоBIOS для GeForce 6600, 6600 GT термомониторинг был отключен. Информацию о его включении смотрите в специальном вопросе FAQ.
  • В референсном дизайне NVIDIA на видеокартах на базе графического процессора G92 (например, GeForce 8800 GT, 8800 GTS 512) за мониторинг температур и управление кулером отвечает контроллер ADT7473, причем драйвер поддерживает только этот контроллер в качестве источника температуры. Ряд производителей отказались от использования данного контроллера, однако, из-за отсутствия в референсном видеоBIOS таблиц компенсации использование показаний встроенного в графический процессор температурного диода также оказалось невозможным. Владельцы видеокарт ASUS могут воспользоваться приложением ASUS SmartDoctor, содержащего программные таблицы пересчета, владельцы прочих видеокарт могут воспользоваться RivaTuner, реализующий аналогичные преобразования в модуле NVThermalDiode.dll.
  • Ряд производителей, в частности ASUS, предпочитают устанавливать свои оригинальные схемы мониторинга вместо использования предлагаемых NVIDIA. Попробуйте воспользоваться фирменной утилитой от производителя видеокарты (SmartDoctor, WinFOX и т.п.).

Asus, GeForce 6600, GeForce 6600 GT, GeForce 8800 GT, GeForce 8800 GTS 512, GeForce FX, GeForce FX 5800, GeForce FX 5900, GeForce FX 5900 XT, RivaTuner, SmartDoctor, VideoBIOS, мониторинг, системы охлаждения

Как можно управлять работой системы охлаждения на видеокарте? #

Управление системой охлаждения возможно лишь в случае, если сама система поддерживает такую возможность (косвенным признаком можно считать число проводов в кабеле, которым кулер подключен к видеокарте, их должно быть не менее 3-х). В картах верхнего ценового диапазона обычно используется автоматическое управление в зависимости от температуры или режима нагрузки на графический процессор. Изменять режим работы системы охлаждения вручную при отсутствии проблем с перегревом не следует. Карты среднего и низшего ценового диапазона обычно имеют всего два возможных режима, или вообще не поддерживают управление системой охлаждения. При регулировке следует учитывать, что в референсном дизайне NVIDIA регулируется не скорость вращения вентилятора напрямую, а подача питания посредством использования ШИМ (PWM) контроллера. Вследствие этого нет возможности задать точное значение текущей скорости вращения, а также снизить эффективность ниже 25% (в низких режимах мотору кулера может перестать хватать мощности питания для вращения крыльчатки).

  • Если карта от известного производителя (ASUS, LEADTEK), то воспользуйтесь утилитой от производителя (SmartDoctor, WinFOX). Следует понимать, что такого рода сервисной функцией обычно оснащают только «топовые» и «разгонные» модели видеокарт.
  • Для видеокарт на базе GeForce FX 5800-5900 и более новых, построенных на референсном дизайне NVIDIA, при использовании драйверов NVIDIA версий 95.ХХ и более новых возможно управление работой системы охлаждения из утилиты nTune/NVIDIA System Tools. Для более старых версий драйвера возможно управление из панели драйвера в свойствах экрана . Для этого требуется с помощью RivaTuner в режиме «Реестр» (PowerUser) создать ключ реестра NvCplEnableFanControl и присвоить ему значение 1 или 3.

    RivaTuner Fan control
  • Для видеокарт на базе GeForce FX 5800-5900 и более новых, построенных на референсном дизайне NVIDIA, возможно также управлять системой охлаждения прямо из RivaTuner. По-умолчанию управление осуществляется через вызов функций драйвера. Для видеокарт, использующих контроллеры F75363S, LM64 или ADT7473, возможно и низкоуровневое управление.
  • Для видеокарт на базе FX 5800, 6Х00 и более новых, построенных на референсном дизайне NVIDIA, возможно изменить предустановленные значения эффективности для разных уровней производительности в BIOS видеокарты. Для этого воспользуйтесь редактором NiBiTor, закладка «Temperatures». Для видеокарт, поддерживающих автоматическое управление системой охлаждения (оснащенных контроллером ADT7473), там же можно изменить предустановленные значения для разных порогов температуры графического процессора (кнопка «Fan Speed IC»).

Asus, GeForce FX, GeForce FX 5800, GeForce FX 5900, LeadTek, NiBiTor, nTune, RivaTuner, VideoBIOS, системы охлаждения

Система охлаждения видеокарты не реагирует на регулировку #

  1. Попробуйте обновить драйвер NVIDIA.
  2. Попробуйте низкоуровневое управление в RivaTuner если карта оснащена контроллером F75363S, LM64 или ADT7473 и управление на уровне драйвера не работает или работает нестабильно.
  3. В некоторых видеокартах серии GeForce 7800 GT, построенных на референсном дизайне печатной платы, содержится ошибка разводки печатной платы, препятствующая программному управлению системой охлаждения. Если утилиты показывают, что изменяют эффективность, но реального изменения не происходит, ваша карта, вероятнее всего, имеет этот дефект. Существует экспериментальное руководство (на немецком языке) по аппаратной модификации видеокарты. Аналогичная ошибка присуща видеокартам GeForce 7900 GT, построенным на референсном дизайне печатной платы.
  4. Возможно, что система охлаждения карты неуправляема, даже если карта оснащена соответствующим контроллером. Такое встречается с видеокартами, построенными на дизайне, отличном от референсного дизайна NVIDIA.

GeForce 7800 GT, GeForce 7900 GT, RivaTuner, системы охлаждения

Что означают параметры в диалоге настройки автоматического управления системой охлаждения в RivaTuner/NiBiTor? #

Основные параметры, которые следует настраивать для автоматического управления системой охлаждения:

min Duty cycle (Цикл работы минимум) — минимальная эффективность (скорость) вращения вентилятора. На ней вентилятор крутится до достижения температурой величины Tmin

max Duty cycle (Цикл работы максимум, только в RivaTuner) — максимальная эффективность вращения вентилятора. На ней вентилятор крутится после достижения температуры Tmin+TRange

Tmin (T минимум) — минимальное значение температуры, при превышении которой скорость вращения вентилятора начнет увеличиваться выше min. Duty cycle

TRange (Т диапазон) — диапазон значений температуры, в пределах которого осуществляется изменение скорости вращения вентилятора от min. Duty cycle до 100%. Диапазон в итоге приблизительно определяется как Tmin - Tmin+TRange. Учтите, что TRange может принимать лишь определенные значения из ряда: 6.7, 8, 10, 13.3, 16, 20, 26.7, 32, 40, 53.3 и 80 градусов

TCrit (только в NiBiTor) — температура, по достижении которой вентилятор начинает вращаться на 100% эффективности. Это страховочная функция, на случай пропуска драйвером момента перехода значения Tmin+TRange. Значение TCrit должно быть больше Tmin+TRange

При настройке автоматического управления учитывайте, что ко всем значениям температуры добавляется термокомпенсация (задана в BIOS видеокарты), так что не забывайте ее вычитать из желаемых температур при выставлении параметров. Например, если вы хотите минимальной температурой видеть 60 градусов, а значение термокомпенсации в видеоBIOS задано в 8 градусов, в поле Tmin нужно вводить 52.

Также, для регулировки эффективности работы системы охлаждения при переходе граничных температур в направлении вниз применяется дополнительное смещение задержки (THyst), обычно несколько градусов. Например, если Tmin задано 52 градуса, а THyst составляет 2 градуса, то эффективность min. Duty cycle будет установлена не при падении температуры ядра до 60 градусов (с учетом термокомпенсации), а лишь при падении до 58 градусов.

NiBiTor, RivaTuner, VideoBIOS, системы охлаждения

Я слышал, что видеокарты на базе NVIDIA подделывают. Правда ли это, и как избежать приобретения подделки? #

По своему типу подделки делятся на три группы.

Первую группу представляют подделки видеокарт brand-name производителей на базе видеокарт no-name. При этом подделывается фирменная упаковка производителя (коробка, документация), внутри же видеокарта того же класса, что и подделываемая модель, хотя и со всеми «прелестями» No-Name изготовления.

Вторая группа — подделки собственно GPU NVIDIA. Наиболее часто вторым способом подделывались видеокарты на базе Riva TNT2 и GeForce 2 MX. В роли TNT2 выступали чаще всего платы на базе графических процессоров S3 Savage4 и Trident Cyberblade, в роли GeForce 2 MX - S3 Savage 2000. Встречались подделки и серии GeForce 4 MX, на чипах SiS 315. Сообщалось о поддельных видеокартах GeForce FX 5200, на чипах SiS Xabre 200. Фальсификаторы обычно изменяют заставку видеоBIOS при загрузке и файл драйвера на прилагаемом CD, чтобы те отображали видеокарту как основанную на графическом процессоре от NVIDIA. Распознать такую подделку при приобретении довольно сложно, так как визуальный осмотр ничего не покажет. Даже если снять систему охлаждения с GPU, то скорее всего обнаружится, что оригинальная маркировка сточена или вытравлена, и нанесена фальшивая.

Третья группа — простая модификация видеоBIOS или же прошивка BIOS от видеокарты старшей модели в видеокарту младшей модели, с последующей продажей её как карты старшей модели. В последнее время таким способом часто подделывают видеокарты семейств GeForce 9800 и 9600, а также GeForce GT 220.

Верными признаками использования подделки являются:

  1. Все драйверы, скачанные из Интернет, не устанавливаются, выдавая сообщение, что в системе не обнаружено оборудования NVIDIA. Устанавливаются только драйверы с приложенного к карте CD.
  2. Утилита RivaTuner не распознает видеокарту, блокирует большинство настроек.
  3. Результаты в тесте 3DMark значительно ниже результатов для примерно равных конфигураций по базе данных FutureMark.

Если у вас наблюдаются такие признаки, то рекомендуется воспользоваться утилитами Sandra и GPU-Z для идентификации графического процессора видеокарты.

3DMark, GeForce 2 MX, GeForce 4 MX, GeForce 9600, GeForce 9800, GeForce FX 5200, GeForce GT 220, GPU-Z, Riva TNT2, RivaTuner, Sandra, VideoBIOS, выбор, подделка

Замечания по видеокартам GeForce GT 220, предназначенным для OEM рынка #

Часть видеокарт GeForce GT 220 для OEM рынка (не предназначенных для розничной продажи) фактически не являются видеокартами GT 220 (на базе GPU G216), а производными видеокарт GeForce 9600 GSO 512 (на базе GPU G94). Обычно такие видеокарты можно приобрести лишь в составе готового компьютера от крупного сборщика, но иногда такие карты попадают в обычные торговые сети отдельно. Признаки, по которым можно отличить такие карты от настоящих GT 220:

  • Нестандартная конфигурация видеовыходов, например, наличие только двух портов для подключения дисплея (только два DVI, или только DVI и VGA). Карты GT 220 референсного дизайна обычно имеют три порта — DVI, VGA и HDMI.
  • Наличие 6-контактного разъёма подключения усиления электропитания с торца карты — оригинальные GT 220 в усилении электропитания не нуждаются.
  • Карта не распознаётся драйверами с сайта NVIDIA. В свойствах карты в диспетчере устройств Windows на закладке сведений код экземпляра устройства (PCI Device ID) показывается как PCI\VEN_10DE&DEV_0633…, вместо PCI\VEN_10DE&DEV_0A20… 

Тип графического процессора, на котором построена карта, могут определить утилиты RivaTuner и GPU-Z.

OEM видеокарты GeForce GT 220 в настоящее время не поддерживаются официальными драйверами NVIDIA. Драйверы для них следует получить у производителя/поставщика компьютера или поискать неофициальные релизы на сайте LaptopVideo2Go.

GeForce 9600 GSO 512, GeForce GT 220, GPU-Z, RivaTuner, выбор, драйвер

Выход на ТВ не работает, драйвер не определяет подключенный телевизор или нет изображения #

  1. Прежде всего простой тест на исправность ТВ-выхода. Выключите компьютер, отсоедините все мониторы от видеокарты, оставьте только шнур к ТВ. Включите компьютер. Если на ТВ появляется заставка BIOS, значит выход исправен и используется правильный соединительный кабель. В таком случае переходите к подпункту 3.
  2. Если на ТВ заставка BIOS не появилась:
    • убедитесь, что соединительный кабель не поврежден и распаян правильно. Попробуйте заменить кабель;
    • убедитесь, что телевизор настроен на прием сигнала с того входа, через который подключен к компьютеру;
    • убедитесь, что телевизор обеспечивает нагрузку 75 Ом на входе. Это можно проверить с помощью тестера, замеряя сопротивление между несущим контактом и экраном разъема (при выключенном телевизоре!);
    • на некоторых видеокартах чип, отвечающий за выход на ТВ, питается не от стабилизатора на карте, а прямо от напряжения +3.3 Вольт из разъема AGP слота. Если блок питания компьютера или стабилизатор на материнской плате проседают по 3.3 Вольт, то чип видеовыхода может не работать по причине нехватки питания. С помощью тестера или  раздела мониторинга BIOS материнской платы проверьте действующие значения напряжений от блока питания; 
    • если в видеокарту прошивался «неродной» (референс, для видеокарты другого производителя) BIOS, то могла быть потеряна поддержка ТВ-выхода. Следует вернуть исходный BIOS.
    • по-умолчанию в BIOS большинства продаваемых в нашей стране видеокарт выбран формат сигнала NTSC. Поэтому проверку рекомендуется проводить с телевизором, поддерживающим этот стандарт. Можно также изменить умолчания в BIOS видеокарты с помощью редакторов RVBEdit (для GeForce 256 - 4) и NiBiTor (для GeForce FX и выше).
    • возможно, что чип-преобразователь сигнала или графический процессор поврежден.
  3. Если на ТВ заставка BIOS появилась:
    • проверьте в панели управления драйвера, что драйвер обнаружил подключенный телевизор;
    • если драйвер не обнаруживает подключенный телевизор, то можно воспользоваться опцией принудительной активации выхода на ТВ в панели драйвера;
    • попробуйте подключить монитор к другому выходу видеокарты.. Это особенно актуально для большинства карт на базе чипа GeForce 4 MX 440-AGP 8x и многих карт на базе GeForce FX 5700, так как у этих карт выход на ТВ часто спарен с выходом на VGA монитор (DSUB-15), и в один момент времени может работать либо телевизор, либо выход VGA;
    • убедитесь, что в драйвере выбран именно тот выход на ТВ, по которому телевизор подключен — S-Video, Composite или Component;
    • у видеокарт семейства GeForce 6600 имеется достаточно неприятная особенность — после загрузки драйвера меняется пин в разъеме ТВ-выхода для композитного сигнала. При композитном подключении рекомендуется делать кабель к телевизору с учетом этой особенности;
    • если исправлялась проблема 60 Гц частоты обновления в 3D приложениях для разрешения 800х600, то при выборе исправленного разрешения для вывода на ТВ изображения не будет. Выводите на ТВ в другом разрешении или не исправляйте проблему 60 Гц для 800х600;
    • попробуйте обновить драйвер NVIDIA;
    • если видеовыход на карте организован чипом BrookTree BT868/869, то с драйвером версий 40.ХХ и выше ТВ-выход может не работать.
    • если видеовыход на карте организован чипом Philips 7104, 7108, то с драйвером версий 70.ХХ и выше ТВ-выход может не работать.
    • если видеовыход на карте организован чипом Chrontel 700X, с помощью RivaTuner на закладке «Реестр» (PowerUser) в разделе «System» присвойте ключу DisableTVClockInversion значение 1;

      RivaTuner TV fix
    • с помощью RivaTuner на закладке «Реестр» (PowerUser) в разделе «System» присвойте ключу DisableTVOutBIOS значение 1.

      RivaTuner TV BIOS fix

60 Hz, AGP, BIOS, GeForce 4 MX 440 AGP-8x, GeForce 6600, GeForce FX 5700, NiBiTor, RivaTuner, RVBEdit, TV, VideoBIOS, драйвер, мониторинг, реестр, телевизоры, электропитание

При выводе на ТВ изображение имеет большие черные бордюры. Как их убрать? #

  1. Для видеокарт GeForce 256 - GeForce 4 Ti, GeForce 4 MX с VIVO наилучший эффект даст использование функции Overscan в программе TVTool. Но эта функция не работает для некоторых ранних ТВ-чипов (применявшихся на видеокартах RivaTNT/TNT2).
  2. Для видеокарт GeForce FX и выше, GeForce 4 MX без VIVO можно воспользоваться функцией изменения размеров изображения в настройках телевизора в панели управления драйвера. В драйвере для Windows Vista эти функции появились лишь начиная с версий 190.ХХ.
  3. Если ТВ-выход карты организован чипом Chrontel или Conexant, то возможен эффективный способ устранения бордюров путем создания специального разрешения экрана и последующего его выбора для вывода на ТВ:
    • в Windows 2000/XP создать разрешение 721 на 576 с помощью «Мастера создания пользовательских разрешений» (Custom Display Mode Wizard) из группы настроек драйвера в RivaTuner, либо в панели драйвера. К сожалению, этот способ работает лишь с немногими версиями драйвера
    • в Windows 9x/ME создать разрешение 720 на 576 либо с помощью панели драйвера, либо с помощью утилиты PowerStrip. Этот способ работает с большинством драйверов.

GeForce 256, GeForce 4 MX, GeForce 4 Ti, GeForce FX, PowerStrip, RivaTuner, TV, TVTool, Windows 2000, Windows 9x, Windows Vista, Windows XP, драйвер, контрольная панель, телевизоры

Изображение на телевизоре мерцает #

  • Отсоедините от телевизора кабель антенны/КТВ, а также все другие устройства (приставку, декодер, видеомагнитофон/DVD плеер)
  • В панели драйвера в свойствах экрана зайдите в настройки телевизора и попробуйте устранить мерцание передвижением бегунка «Фильтр мерцания» (Flicker). Эта возможность доступна только если ТВ-выход организован встроенной функцией графических процессоров GeForce 4 MX и выше, или некоторыми чипами Conexant.
  • Если проблема возникает только при выводе фильмов, воспользуйтесь фильтром ReClock. Выставьте принудительный вывод 25 кадров в секунду, если выводите на ТВ в стандарте PAL, 30 кадров в секунду — если в формате NTSC.
  • Если видеовыход на карте организован чипом Chrontel 700X, с помощью RivaTuner на закладке «Реестр» (PowerUser) в разделе «System» присвойте ключу DisableTVClockInversion значение 1.

    RivaTuner TV fix
  • Возможно, причина в слишком длинном кабеле к телевизору. Смотрите специальный вопрос FAQ.
  • Попробуйте выводить изображение в другой системе цветности, например NTSC вместо PAL.

GeForce 4 MX, RivaTuner, TV, реестр, телевизоры

При воспроизведении видеофильма в окне изображение появляется только на одном из подключенных в режиме «клон» дисплеев #

Это ограничение драйвера NVIDIA, начиная с версии 45.ХХ, при использовании оверлея. Возможные пути решения:

  • Если проигрыватель позволяет, отключите использование оверлея в нем. Используйте средства DirectShow VMR/EVR.
  • Возможно отключение оверлея на глобальном уровне. Для этого с помощью RivaTuner в режиме «Реестр» (Power User) загрузите базу для текущего драйвера и в разделе System создайте ключ DisableOverlay со значением 1. После перезагрузки вывод фильмов будет идти через стандартные функции Windows, и проблем с воспроизведением в окне не будет. Однако нагрузка на компьютер для проигрывания видео резко возрастет.

    RivaTuner overlay disabling
  • В качестве альтернативы полному отключению оверлея возможно также попытаться перенаправить видеопоток на средства DirectShow (VMR, только для драйверов версий до 95.ХХ). Для этого в разделе реестра HKLM\SOFTWARE\NVIDIA Corporation\Global\NVTweak создайте ключ (DWORD) NVCplShowEnableVMR и присвойте ему значение 1. После этого в панели драйвера в свойствах экрана на закладке управления видеоналожением появится опция для включения VMR.

overlay, RivaTuner, TV, драйвер, клон, контрольная панель, реестр, телевизоры

Моя материнская плата поддерживает технологию SLI, но в панели драйвера я не вижу закладки управления SLI #

В RivaTuner на закладке «Реестр» (PowerUser) загрузите базу для текущего драйвера и в разделе «System» присвойте ключам MB_Capable и MB_Enable значения 1. Перезагрузитесь.

RivaTuner SLI

Также, для некоторых ранних материнских плат с поддержкой SLI (на чипсетах nForce 4 SLI/X16, особенно производства ASUS) режим SLI следовало предварительно разрешать изменением конфигурации джамперов или переключателем на самой материнской плате. Обратитесь к руководству материнской платы за информацией об аппаратных «включателях» SLI, таких как ASUS EZ Selector.

Если на материнской плате имеется больше двух слотов PCI Express, проверьте диаграмму выделения линий и слотов PCI Express в документации материнской платы. Включение SLI может быть недоступным, если видеокарты подключены в слоты, обслуживаемые разными компонентами чипсета материнcкой платы. Например, если одна карта установлена в слот, линии шины на который выделяет северный мост или чип nForce 100/200, вторая в слот, линии шины на который выделяет южный мост, такая конфигурация может не определяться драйвером NVIDIA как сертифицированная для SLI. Данная проблема особенно характерна для материнских плат на базе чипсетов Intel. Следует переставить карты в слоты, обслуживаемые одним и тем же чипом.

Asus, Intel, nForce, nForce 4 SLI, nForce 4 SLI X16, PCI Express, RivaTuner, SLI, контрольная панель, реестр

Можно ли разогнать видеокарты, объединенные в SLI? #

Разгон средствами драйвера, версий 71.89 - 95.ХХ, или nTune/NVIDIA System Tools применяется одновременно для обеих видеокарт по наибольшей стабильной частоте, доступной для мастер-карты. RivaTuner позволяет также разгонять каждую видеокарту из пары индивидуально. Для этого перейдите на закладку «Реестр» (PowerUser), загрузите базу данных RivaTuner.rtd и в разделе «System» ключу NVAPIMultiGpuClockControl присвоить значение 0.

 RivaTuner SLI overcloking

 После этого можно будет, выбирая карту в главном окне программы, применять разгон конкретно к ней. Вместе с тем отмечено, что различия в частотах между картами SLI пары (особенно в частоте GPU) могут приводить к искажениям изображения.

nTune, overclock, RivaTuner, SLI, драйвер, разгон, реестр

Форсирование версии шейдеров в утилитах RivaTuner и 3D Analyze #

По-умолчанию драйвер NVIDIA сообщает приложениям о поддержке версий пиксельных и вершинных шейдеров в соответствии с возможностями графического процессора. Например, с видеокартой семейства GeForce 6800 приложения автоматически смогут использовать шейдеры версий 1.1 — 1.4, 2.0 и 3.0. Данная функция позволяет изменить сообщаемую драйвером версию шейдеров только в сторону уменьшения. Она никак не влияет на исполнение самих шейдеров графическими процессорами NVIDIA. Например, если игра/приложение использует только шейдеры версии 2.0, а драйвер после использования данной функции сообщит о поддержке только шейдеров версии 1.3 (1.1), то шейдеры не будут выполняться вообще.

Настройки версии шейдеров неработают для приложений, использующих DirectX 10 и новее.

DirectX, GeForce 6800, RivaTuner, драйвер, шейдеры

Известные ограничения графических процессоров NVIDIA #

Ниже перечислены некоторые известные ограничения графических процессоров NVIDIA:

  • технология Stencil Buffer выполняется аппаратно графическими процессорами NVIDIA RivaTNT-TNT2-Vanta только при глубине цвета 32 бит. В режиме 16 бит данная возможность выполняется драйвером программно (и значительно медленнее). Это сказывается на производительности таких функций как динамическое освещение, отражения или тени, обычно реализуемых через stencil, в приложениях при работе с глубиной цвета 16 бит;
  • поддержка технологии HSR по-умолчанию отключена драйвером для графических процессоров GeForce 4 Ti, предположительно из-за проблем с данным блоком GPU. Для включения HSR необходимо установить драйвер NVIDIA версии 41.80-44.ХХ, после чего с помощью RivaTuner в настройках Direct3D драйвера на закладке «LMA» включить опции «Enable early Z-occlusion culling» и «Enable lossless Z-buffer compression»;
  • экспериментально установлено, что с картами GeForce 4 Ti драйвер при включенной анизотропной фильтрации отключает вторые TMU в каждом конвейере. Из-за этого, например, результат бенчмарка 3DMark 2001 с включенной анизотропной фильтрацией будет одинаков как при включенном, так и при отключенном мультитекстурировании;
  • в связи с архитектурными ограничениями графических процессоров GeForce 6X00 и 7Х00 невозможно одновременное использование HDR и FSAA по методу мультисэмплинга. Попытка одновременного их включения в играх и приложениях приведет к потере в кадре объектов, к которым применяется HDR. Совмещение HDR и FSAA возможно при использовании сглаживания по методу суперсэмплинга (2х) или же при реализации HDR в приложении без представления цветов в формате с плавающей точкой (движок Source, используемый в Half-Life 2). Также, использование HDR примерно удваивает потребность в видеопамяти, и на видеокартах с объемом видеопамяти менее 256 Мб в ситуации нехватки памяти возможен такой же эффект или аварийное завершение работы программы.

3DMark, FSAA, GeForce 4 Ti, Half-Life, HDR, Riva TNT, Riva TNT2, RivaTuner, Vanta, VRAM, видеопамять, драйвер, сглаживание