9923986909;rectangle
7994420702;horizontal

Riva TNT

Как использовать аппаратное ускорение видео, обеспечиваемое видеокартой? #

Разные графические процессоры NVIDIA обеспечивают разный уровень ускорения для декодирования видео для разных форматов видео. Посмотреть примерные возможности можно в cравнительных таблицах. Имеется три основных возможных уровня аппаратного ускорения:

MoComp — графический процессор осуществляет компенсацию движения — обработку векторов, описывающих перемещения блоков изображения между кадрами. В зависимости от контента (статичная или динамическая сцена), данная функция составляет до 30% необходимых вычислений для декодирования.

IDCT — графический процессор осуществляет восстановление элементов изображения из описывающей их матрицы коэффициентов. В зависимости от размера элемента и разрешения исходного изображения, данная функция составляет до 50% необходимых вычислений для декодирования. В одних API поддержка IDCT означает выполнение графическим процессором и компенсации движения, в других API эти функции разделены.

VLD — графический процессор осуществляет восстановление описывающей изображение матрицы коэффициентов из исходного видеопотока. В зависимости от кодека, данная функция составляет до 75% необходимых вычислений для декодирования. В большинстве случаев извлеченный из носителя видеопоток отправляется прямиком в графический процессор, осуществляющий все дальнейшие функции по его декодированию и выводу.

Следует отметить, что даже наличие аппаратного ускорения декодирования видео уровня VLD у видеокарты не означает 0% нагрузки на центральный процессор. В любом случае определенную нагрузку создают работа с носителем, декодирование и вывод звука (особенно многоканального), синхронизация звука и видео, вывод меню и субтитров, интерфейс и функции проигрывателя.

Функции аппаратного ускорения видео графических процессоров NVIDIA реализованы в виде ускорения вызовов API DXVA (Windows), XvMC и VDPAU (Unix). Любой декодер/проигрыватель, написанный с использованием этих API, может автоматически или после специальной настройки использовать графический процессор при воспроизведении видео. Вместе с тем, возможность использования аппаратного ускорения зависит от доступной видеопамяти (особенно для декодирования HD видео), разрешения видео, версий драйвера и библиотек API. Проверить поддерживаемые в конкретной системе форматы и разрешения видео для аппаратного декодирования, а также наличие совместимых декодеров можно с помощью утилит DXVAChecker в Windows и vdpauinfo в Linux. Ниже приведены некоторые рекомендации по декодированию видео в различных форматах:

MPEG-2 (DVD, HDTV): функции аппаратного ускорения декодирования через DXVA реализованы в декодерах проигрывателей PowerDVD, WinDVD и Nero ShowTime, а также в декодере, включенном в состав Windows Media Center, Windows Vista и 7. Поддержка ускорения декодирования в Unix через XvMC и VDPAU имеется в проигрывателе Mplayer. Для полного использования возможностей графических процессоров NV40 и более новых необходим драйвер версии 65.ХХ и выше, а PowerDVD и WinDVD должны иметь версии не ниже 7.0 и 8.0 соответственно. NVIDIA также разработала декодер NVIDIA PureVideo Decoder, позволяющий задействовать возможности процессоров GeForce 4 — 7X00 в любых проигрывателях. Декодер является платным, пробная 30-дневная версия доступна на сайте NVIDIA.

WMV, VC-1 (IPTV, Blu-Ray): поддержка аппаратного ускорения декодирования WMV содержится в декодерах Windows Media, устанавливающихся с Windows Media Player версии 10 с обновлением и более новых, и работает для всех проигрывателей, использующих эти декодеры. В Windows Media Player для использования аппаратного ускорения зайдите в меню «Сервис-Параметры-Быстродействие-Дополнительно», и убедитесь, что установлены флажки «Использовать микширование» и «Использовать режим высокого качества». В других проигрывателях необходимо настроить вывод видео через рендер VMR или EVR. Декодеры, поставляемые в составе Windows Media Player версий до 11 включительно могут использовать уровень ускорения максимум IDCT. Проигрыватель Media Player Classic - Home Cinema содержит декодер VC-1 с поддержкой аппаратного ускорения, но требует поддержку видеокартой уровня ускорения VLD.

H.264 (Blu-Ray, HDTV): функции аппаратного ускорения декодирования через DXVA реализованы в декодерах проигрывателей PowerDVD, начиная с версии 7.3, WinDVD, начиная с версии 9.0, Media Player Classic - Home Cinema (требуется поддержка видеокартой уровня ускорения VLD_NoFGT) и в декодере, включенном в состав Windows 7. Для использования возможностей видеопроцессоров NVIDIA по декодированию H.264 необходим драйвер версии 92.ХХ и выше (графических процессоров G84/G86 и более новых — версии 163.ХХ и выше). В проигрывателях необходимо настроить вывод видео через рендер VMR версии 9 или EVR. В Unix поддержку аппаратного ускорения через API VDPAU имеет проигрыватель Mplayer последних SVN версий.

MPEG-4 ASP (DivX): функции аппаратного ускорения реализованы пока только в Unix через API VDPAU (при условии поддержки видеокартой уровня VDPAU C). Поддержку ускорения имеет проигрыватель Mplayer последних SVN версий.

AVC MVC (Blu-Ray 3D): функции аппаратного ускорения через DXVA реализованы в декодерах проигрывателей Cyberlink PowerDVD 10 Ultra 3D Mark II и ArcSoft Total Media Theater 3 Platinum с дополнением 3D Plug-in. Поддержка ускорения доступна при использовании драйвера NVIDIA версии 260.хх или более новой. 

Ряд проигрывателей вместо использования DXVA использует функции Direct3D для ускорения. В настройках QuickTime в панели управления перейдите на закладку «Дополнительно» (Advanced) и поставьте флажок «Включить видеоускорение Direct3D». В проигрывателе Media Player Classic в настройках на закладке «Output» выберите рендер «VMR 9 (renderless)», в разделе «DirectX 7 & 9 settings» выберите «Use texture surfaces and render video in 3D», после чего в выпадающем списке выберите способ, соответствующий возможностям видеокарты. Плагин Adobe Flash, начиная с версии 9.0.115, также может использовать Direct3D (Windows) или OpenGL (Linux) для ускорения вывода видео, функция включена по-умолчанию.

Отдельное исключение составляет ряд видеокарт на базе Riva TNT/TNT2, на которые устанавливался внешний по отношению к видеочипу чип-декодер DVD, использовавшийся через отдельную программу. Такие карты выпускала, в частности, фирма ASUS.

Adobe, Asus, Blu-Ray, DirectX, DVD, DXVA Checker, Flash, Linux, Microsoft, OpenGL, Riva TNT, vdpauinfo, Windows 7, Windows Vista, видео, драйвер, стерео

Видеокарты Riva TNT — GeForce FX и драйвер для Windows Vista #

NVIDIA официально признала устаревшие графические процессоры (выпущенные до GeForce FX) несовместимыми с Windows Vista, и не выпустила драйвер для этой и более новых операционных систем. Тем не менее, на практике возможно установить Vista в системах с этими видеокартами (будет использован универсальный драйвер VESA), но их 3D функции будут недоступными для приложений, равно как невозможно будет включить новый интерфейс рабочего стола Windows Aero. Установка драйвера для Windows XP также возможна, но стабильность работы видеокарты на практике крайне низка.

Для видеокарт семейства GeForce FX было выпущено несколько драйверов с архитектурой WDDM, совместимых с Windows Vista и Aero, однако, в итоге также была признана несовместимость с Windows Vista и выпуск драйверов прекращен. Последний выпущенный драйвер — 96.85.

Aero, GeForce 2, GeForce 2 MX, GeForce 256, GeForce 3, GeForce 4 MX, GeForce 4 Ti, GeForce FX, Riva TNT, Riva TNT2, VESA, Windows Vista, драйвер

После установки драйвера сразу же после загрузки Windows экран гаснет #

  1. Могла быть выставлена частота обновления, превышающая возможности монитора. Загрузитесь в безопасном (SAFE) режиме и  в скрытом файле boot.ini в корне загрузочного диска допишите в строку загрузки операционной системы ключ /BASEVIDEO, например:

    multi(0)disk(0)rdisk(0)partition(1)\WINNT="Microsoft Windows 2000 Professional RUS" /fastdetect /BASEVIDEO

    и перезагрузитесь. Система загрузится с минимальным видеорежимом и можно будет обновить драйвер дисплея или перенастроить атрибуты дисплея. Не забудьте убрать ключ /BASEVIDEO из boot.ini.
  2. Данная проблема отмечалась с ранними драйверами, картами RIVA TNT/TNT2 и некоторыми мониторами (отмечены LG и Hyundai) в Windows 9x-ME и заключается в ошибке взаимодействия с монитором по каналу DDC. Для обхода проблемы загрузитесь в безопасном режиме и выставьте в свойствах экрана разрешение 640х480х 16 цветов (обязательно выберите его вручную из выпадающего списка!). Перезагрузившись, в нормальном режиме в свойствах экрана на закладке «Монитор» снимите флажок «Автоматическое определение мониторов Plug&Play» После перезагрузки проверьте, что флажок остался снятым и выставьте обычное разрешение рабочего стола.
  3. Причина может быть в некорректно работающем драйвере AGP контроллера материнской платы. Загрузитесь в безопасном режиме и установите другую версию драйвера AGP (набора драйверов чипсета материнской платы).
  4. Из-за ошибки в драйверах для Windows Vista версий 169.ХХ и более новых в некоторых системах ошибочно активируется ТВ-выход (даже если телевизор не подключен) в режиме единственного монитора. В качестве обходного способа можно сразу после установки драйвера, отказавшись от перезагрузки, остановить системную службу NVIDIA Display Driver Service, зайти в панель управления NVIDIA и в меню «Дисплей» - «Изменение конфигурации дисплеев» (Display — Set Up Multiple Displays) включить режим DualView и применить изменения. После этого снова запустите службу NVIDIA Display Driver Service и перезагружайтесь, изображение должно появиться на мониторе.
  5. Проблема может возникнуть из-за отсутствия назначенного видеокарте прерывания или конфликта с другими устройствами. Загрузитесь в безопасный режим режиме и в скрытом файле boot.ini в корне загрузочного диска допишите в строку загрузки операционной системы ключ /BASEVIDEO, как описано выше. После загрузки с минимальным видеорежимом проверьте в диспетчере оборудования Windows, назначено ли видеокарте прерывание и не делится ли оно с другими устройствами. Если прерывание не назначено, то обратитесь к документации по материнской плате для включения в BIOS опции назначения прерывания видеокарте (обычно имеет вид «Assign IRQ for VGA»). Если видеокарта делит прерывание с другими устройствами, желательно развести видеокарту на отдельное прерывание. Это можно сделать либо отключив в BIOS материнской платы неиспользуемые устройства (порты COM, LPT, неиспользуемые встроенные звук и сеть), либо принудительным назначением прерывания для слота с видеокартой (если в BIOS материнской платы есть такая функция).

BIOS, DualView, IRQ, LG, Riva TNT, Riva TNT2, TV, Windows 9x, Windows Vista, монитор, прерывание, телевизоры

Драйверы NVIDIA и режим работы с оперативной памятью PAE #

Режим работы с оперативной памятью PAE операционных систем Windows 2000 и более новых используется в следующих случаях:

  • Для работы с оперативной памятью больше 4 Гб в 32-битных версиях серверных операционных системах Windows. Определить использование функции PAE можно, зайдя в свойства системы в панели управления, в сведениях о компьютере будет указано, что используется режим Physical Address Extension (расширение физических адресов). Также можно открыть скрытый файл boot.ini в корне загрузочного диска (обычно диск C:) и посмотреть наличие в строке операционной системы ключа /PAE
  • Для использования аппаратных функций NX (XD) bit процессоров AMD и Intel в технологии предотвращения выполнения данных (DEP) в операционных системах Windows XP с установленным Service Pack 2 и Windows 2003 Server с установленным Service Pack 1, и более новых. При обнаружении процессора с поддержкой функций NX/XD Bit автоматически используется режим PAE. В системах без поддержки NX/XD Bit режим PAE для работы DEP не требуется.
  • В случае, если в компьютер установлена оперативная память с «горячей» заменой (встречается только в серверах) в операционных системах Windows 2003/2008 Server режим PAE включается автоматически.

Для работы в режиме PAE драйверы устройств должны обладать специальной поддержкой. Отсутствие поддержки может приводить к тому, что обмен устройства с оперативной памятью окажется невозможен или данные в оперативной памяти будут испорчены. Драйверы NVIDIA для видеокарт имеют поддержку PAE начиная с версии 56.64. К сожалению, поддержка PAE не реализована для видеокарт на базе графических процессоров Riva TNT/TNT2/Vanta и GeForce 256/2 (для GeForce 2 MX поддержка есть). В системах с такими видеокартами для надежной работы компьютера придется отключить PAE. Для этого в скрытом файле boot.ini в корне загрузочного диска нужно удалить ключ /PAE из строки операционной системы, если он есть, ключ /noexecute надо привести к виду /noexecute=alwaysoff и добавить в конец строки ключ /NOPAE. После этого объем доступной оперативной памяти будет ограничен 4 Гб, а технология предотвращения выполнения данных DEP будет отключена.

Отключение PAE также рекомендуется в случаях фатальных ошибок 3D приложения и операционной системы, если обновление драйвера NVIDIA не помогает. Следует отметить, что 64-разрядные версии операционных систем не используют режим PAE.

64-bit, AMD, CPU, GeForce 2, GeForce 2 MX, GeForce 256, Intel, PAE, RAM, Riva TNT, Riva TNT2, Vanta, Windows 2000, Windows Server, Windows XP, драйвер

Известные ограничения графических процессоров NVIDIA #

Ниже перечислены некоторые известные ограничения графических процессоров NVIDIA:

  • технология Stencil Buffer выполняется аппаратно графическими процессорами NVIDIA RivaTNT-TNT2-Vanta только при глубине цвета 32 бит. В режиме 16 бит данная возможность выполняется драйвером программно (и значительно медленнее). Это сказывается на производительности таких функций как динамическое освещение, отражения или тени, обычно реализуемых через stencil, в приложениях при работе с глубиной цвета 16 бит;
  • поддержка технологии HSR по-умолчанию отключена драйвером для графических процессоров GeForce 4 Ti, предположительно из-за проблем с данным блоком GPU. Для включения HSR необходимо установить драйвер NVIDIA версии 41.80-44.ХХ, после чего с помощью RivaTuner в настройках Direct3D драйвера на закладке «LMA» включить опции «Enable early Z-occlusion culling» и «Enable lossless Z-buffer compression»;
  • экспериментально установлено, что с картами GeForce 4 Ti драйвер при включенной анизотропной фильтрации отключает вторые TMU в каждом конвейере. Из-за этого, например, результат бенчмарка 3DMark 2001 с включенной анизотропной фильтрацией будет одинаков как при включенном, так и при отключенном мультитекстурировании;
  • в связи с архитектурными ограничениями графических процессоров GeForce 6X00 и 7Х00 невозможно одновременное использование HDR и FSAA по методу мультисэмплинга. Попытка одновременного их включения в играх и приложениях приведет к потере в кадре объектов, к которым применяется HDR. Совмещение HDR и FSAA возможно при использовании сглаживания по методу суперсэмплинга (2х) или же при реализации HDR в приложении без представления цветов в формате с плавающей точкой (движок Source, используемый в Half-Life 2). Также, использование HDR примерно удваивает потребность в видеопамяти, и на видеокартах с объемом видеопамяти менее 256 Мб в ситуации нехватки памяти возможен такой же эффект или аварийное завершение работы программы.

3DMark, FSAA, GeForce 4 Ti, Half-Life, HDR, Riva TNT, Riva TNT2, RivaTuner, Vanta, VRAM, видеопамять, драйвер, сглаживание

7994420702;horizontal

При захвате с ТВ-входа видеокарты ASUS все изображение забито белым пятном или полосами #

Видеокарты фирмы ASUS на базе Riva TNT/TNT2 с функцией ViVo не поддерживаются драйвером NVIDIA WDM версии выше 1.08.

Asus, Riva TNT, Riva TNT2, ViVo, артефакты, драйвер