7994420702;horizontal

DirectX

Не включается Windows Aero #

Для включения Windows Aero видеосистема должна отвечать следующим требованиям:

  • Графический процессор должен поддерживать пиксельные шейдеры Direct3D 9.0 (версии 2.0 или выше) и виртуализацию видеопамяти. Для NVIDIA такой поддержкой обладают GPU GeForce FX и новее.
  • Должно быть доступно не менее видеопамяти:

    32 Мб — для разрешений 1024x768 и ниже;
    64 Мб — для разрешений 1280x1024 и ниже;
    128 Мб — для разрешений 1920x1200 и ниже;
    256 Мб — для больших разрешений.

    Для многомониторных конфигураций требуемый объем видеопамяти должен быть умножен на количество мониторов.
  • Требуется специально написанный для Windows Vista/7 драйвер видеосистемы, поддерживающий архитектуру WDDM.

Возможные причины недоступности опции включения Aero в целом и отдельных эффектов (прозрачности, Aero Peak):

  • Не рассчитан индекс производительности Windows или его значение недостаточно. Если заменялась видеокарта или её драйвер, зайдите в панель управления Windows, раздел «Система и её обслуживание» (System and Maintenance), апплет «Счетчики и средства производительности»(Performance Information and Tools) и обновите оценку. Для включения всех эффектов Aero оценка графики (Graphics) должна быть не ниже 3.0.
  • Для интегрированных графических решений материнской платы/ноутбука требуемый объем видеопамяти должен быть выделен до загрузки операционной системы, в настройках BIOS.
  • В многомониторной системе, обслуживаемой несколькими видеокартами, все видеокарты и их драйверы должны отвечать требованиям поддерживаемых функций и доступного объема видеопамяти. Windows Aero может быть включен лишь для всех дисплеев/рабочих столов сразу.
  • В некоторых устаревших мобильных решениях из-за агрессивной политики энергосбережения при работе от батарей частота видеопамяти снижается настолько, что её пропускная способность недостаточна для работы Windows Aero. Большинство производителей ноутбуков выпустили обновления BIOS или специальные драйверы, устраняющие эту проблему. Если для вашей модели решения от производителя нет, попробуйте отключить энергосбережение PowerMizer, как описано в специальном вопросе FAQ.
  • В системе установлены дополнительные видеодрайверы, конфликтующие с драйвером видеокарты. Например, драйверы программ удалённого администрирования, смотрите специальный вопрос FAQ.

Aero, BIOS, DirectX, DualView, GeForce FX, PowerMizer, Remote Desktop, VRAM, Windows 7, Windows Vista, видеопамять, драйвер, ноутбуки, шейдеры

Программа или игра не запускаются, сообщая об отсутствии у моей видеокарты определенных функций (TnL, шейдеров и тому подобного). Можно ли все-таки запустить программу/игру? #

В зависимости от графического API, используемого программой или игрой, существует несколько вариантов действий:

  1. Если приложение использует Direct3D:

    Вы можете воспользоваться такими утилитами как 3D Analyze и DxTweaker, и включить неподдерживаемые видеокартой возможности в разделе «Hw Limits» (3D Analyze), «Caps bits» (DXTweaker) для каждого приложения индивидуально.

    Предупреждение: этот метод не эмулирует недостающие функции! Он лишь имитирует их поддержку. Части изображения, которые невозможно отрисовать без аппаратной поддержки этих функций, будут отображены равномерной заливкой черного или белого цвета, или не будут отображены вовсе!

    Утилита SSAA-Tool позволяет форсировать для конкретной игры программный рендеринг на CPU с помощью «референсного» растризатора, включенного в набор инструментов для разработчиков DirectX SDK (имитирует «эталонную» видеокарту со всеми возможностями Direct3D 9.0), или WARP в Windows Vista (c обновлением) и Windows 7 (имитирует «эталонную» видеокарту со всеми возможностями Direct3D 10.1) . В качестве альтернативы можно попробовать программный эмулятор SwiftShader, который, хоть и не обеспечивая полной эмуляции, отличается более приемлемой производительностью.
  2. Если приложение использует OpenGL:

    В утилите RivaTuner возможно включить встроенный режим эмуляции возможностей более новых графических процессоров драйвера NVIDIA. В настройках OpenGL перейдите на закладку Compatibility (совместимость), выбрав из списка «NVXX Emulation Mode» вместо стоящего по-умолчанию «Max Acceleration». Отсутствующие аппаратные функции будут эмулироваться драйвером программно, за исключением некоторых шейдерных эффектов.

    Предупреждение: данная настройка имеет глобальное действие! Включайте ее только на время запуска проблемных приложений. 

    Вы также можете включить полностью программный OpenGL-рендеринг драйвером NVIDIA в утилите NVemulate, или воспользоваться библиотекой Mesa3D для конкретного приложения.

3D Analyze, CPU, DirectX, DXTweaker, Microsoft, NVemulate, OpenGL, RivaTuner, SSAA-Tool, SwiftShader, Windows 7, Windows Vista, игры, шейдеры

Объем видеопамяти, определяемый Windows, программами или драйвером, отличается от указанного в спецификациях видеокарты и/или определяемого видеоBIOS #

  1. У многопроцессорных видеокарт, таких как GeForce 7950 GX2, 9800 GX2, GTX 295, каждый из графических процессоров имеет свой объем видеопамяти и он не объединяется с памятью другого процессора. Из заявленного для всей карты объема 3D приложениям доступна лишь половина — память второго GPU дублирует данные для многопроцессорного рендеринга SLI. Определённым исключением из правила являются некоторые приложения CUDA (OpenCL, DirectCompute), умеющие при отключенном в панели драйвера режиме MultiGPU использовать видеопамять каждого графического процессора независимо от памяти другого, таким образом загружая полный объем памяти на видеокарте.
  2. В операционных системах Windows Vista и более новых изменен механизм определения объема видеопамяти. Вместо отчета драйвера/BIOS видеокарты операционная система сама считает объем видеопамяти при использовании драйвера видеокарты, совместимого с архитектурой WDDM. Независимо от объема видеопамяти на видеокарте к ней прибавляется определенный объем оперативной памяти по формуле:

    (Оперативная память - 512) / 2 , Мб

    «Излишняя» видеопамять выделяется из оперативной памяти только на время непосредственной в ней необходимости. Всем приложениям, в том числе и многим системным, в качестве объема видеопамяти сообщается сумма памяти на видеокарте, зафиксированной для видеокарты оперативной памяти (для интегрированных/мобильных решений) и добавленной по формуле выше оперативной памяти. Для определения объема именно памяти на видеокарте приложение должно использовать новые вызовы DirectX 10 (апплет панели управления «Счетчики и средства производительности»(Performance Information and Tools)) или прямой доступ к оборудованию (RivaTuner). Для приложений, использующих старые версии DirectX, нет программных способов определить физический объем видеопамяти в данной операционной системе.
  3. В операционных системах Windows Vista и 7 драйвер NVIDIA ограничивает сообщаемый приложениям через устаревшие интерфейсы DirectX общий объем видеопамяти во избежание ошибок обработки больших значений. При использовании видеокарт с большим объемом буфера (таких как Quadro) такое поведение может ограничивать и доступный приложениям объем физической видеопамяти. Для отключения данного поведения драйвера в утилите TAG Memory Tool включите опцию «Maximum memory», однако, некоторые программы могут перестать работать.
  4. Для интегрированных графических процессоров и видеокарт с технологией Turbo Cache с объемом локальной видеопамяти 64 Мб и менее драйвер всегда сообщает максимально возможный объем памяти с учетом использования системной памяти. Определение фактически установленного объема видеопамяти на видеокарте с технологией Turbo Cache с объемом локальной видеопамяти 64 Мб и менее возможно лишь с помощью низкоуровневых утилит, таких как RivaTuner.
  5. При определении доступного объема видеопамяти через вызовы DirectX достаточно сложно выделить локальную память видеокарты из общего объема вместе с AGP апертурой или добавленной с помощью технологии Turbo Cache системной памяти. Подобные ошибки определения объема видеопамяти характерны для большинства игр.
  6. Алгоритм определения объема видеопамяти диалога отображения производительности компьютера в Windows Vista и 7 неправильно работает для видеокарт с нестандартным объемом видеопамяти. Так, GeForce 8800 GTS с 640 Мб видеопамяти будет определена как имеющая 512 Мб видеопамяти, а 8800 GTS с 320 Мб видеопамяти — как имеющая 256 или 384 Мб. Это официально признанная ошибка.
  7. Если вы покупали видеокарту с рук, то вы могли стать жертвой мошенников. Строка с объемом памяти, отображаемая видеоBIOS при включении компьютера, может быть легко подделана редактированием BIOS, тогда как драйвер определяет истинный объем.
  8. Были отмечены случаи, когда такое наблюдалось с видеокартами имевшими физически (чипами) заявленный объем. Помимо случаев брака в разводке платы ряд пострадавших отметил, что с другой версией драйвера распознавался полный объем. Предположительно, драйвер переинициализирует видеокарту при загрузке системы, проводя некий тест памяти. Попробуйте снизить рабочие частоты видеопамяти с помощью RivaTuner или установить дополнительное охлаждение на память видеокарты (радиаторы на чипы). Попробуйте другие версии драйвера. При наличии возможности обновите BIOS видеокарты.
  9. Недостаточный уровень электропитания карты также может приводить к такой проблеме. Особенно это актуально для карт на базе чипов GeForce 2, GeForce 2 MX и GeForce 4 MX, в которых применяется видеопамять с напряжением питания внутренних цепей +3.3V. Во многих таких картах память запитывается непосредственно от линий питания в AGP разъеме. Если блок питания или стабилизатор на материнской плате «проседают» по +3.3V, память может перестать определяться.

CUDA, DirectX, GeForce 2, GeForce 2 MX, GeForce 4 MX, GeForce 7950 GX2, GeForce 8800 GTS, GeForce 9800 GX2, GeForce GTX 295, RivaTuner, SLI, TAG Memory Tool, Turbo Cache, VRAM, Windows 7, Windows Vista, видеопамять, драйвер, электропитание

Фильмы воспроизводятся рывками, подтормаживают. #

  1. Большинство версий драйвера не включает функцию наложения видео (оверлей), если размер видеоизображения по горизонтали и вертикали не кратен 32. Попробуйте обновить драйвер. Для фильмов в формате DivX можно воспользоваться функцией Extended Overlay, появившейся в пакете кодека 5.0 и более новых. Запустите программу config.exe в папке, куда установили пакет кодека DivX, и на закладке Quality Settings (Decoder) включите опцию «Overlay Extended Mode» (Use Advanced overlays), выбрав значение аспекта 4:3. Также можно установить кодек ffdshow и воспользоваться его функцией постобработки resize.
  2. Проверьте, что видеокарта с интерфейсом AGP работает не в режиме совместимости с PCI, видеокарта с интерфейсом PCI Express работает не с меньшим, чем х16, числом линий шины. Для этого воспользуйтесь утилитами RivaTuner и GPU-Z. Если да, обратитесь к специальным вопросам FAQ: AGP, PCI Express.
  3. Имеется несовместимость драйверов ТВ-тюнеров фирмы AverMedia и драйверов NVIDIA (70.ХХ и выше). Обновите драйвер ТВ-тюнера с сайта производителя.
  4. Если проблема наблюдается лишь с фильмами в формате WMV/ASF, то она может быть вызвана использованием аппаратного ускорения видеокартой для воспроизведения. Найдите в реестре в разделе HKCU\Software\Microsoft\Scrunch\WMVideo ключ DXVA и присвойте ему значение 0. Если в этом разделе имеется ключ DXVAPROFILE со значением больше 1, попробуйте перед отключением DXVA уменьшить значение DXVAPROFILE. Число в значении ключа DXVAPROFILE отражает степень использования аппаратного ускорения видеопроцессора.
  5. Новые функции драйверов 91.ХХ и более новых версий по улучшению качества воспроизведения видео отличаются большой ресурсоемкостью, и сильно нагружают центральный и графический процессоры. В новой панели управления NVIDIA в настройках видео отключите такие опции как «Коррекция цветовой температуры», Edge Enhancement и Noise Reduction, «Динамическое усиление контрастности», «Использовать обратную кинопроекцию» (Use inverse telecine).
  6. Установите последнюю версию DirectX.

AGP, Aver, DirectX, GPU-Z, overlay, PCI Express, RivaTuner, видео, реестр

Как использовать аппаратное ускорение видео, обеспечиваемое видеокартой? #

Разные графические процессоры NVIDIA обеспечивают разный уровень ускорения для декодирования видео для разных форматов видео. Посмотреть примерные возможности можно в cравнительных таблицах. Имеется три основных возможных уровня аппаратного ускорения:

MoComp — графический процессор осуществляет компенсацию движения — обработку векторов, описывающих перемещения блоков изображения между кадрами. В зависимости от контента (статичная или динамическая сцена), данная функция составляет до 30% необходимых вычислений для декодирования.

IDCT — графический процессор осуществляет восстановление элементов изображения из описывающей их матрицы коэффициентов. В зависимости от размера элемента и разрешения исходного изображения, данная функция составляет до 50% необходимых вычислений для декодирования. В одних API поддержка IDCT означает выполнение графическим процессором и компенсации движения, в других API эти функции разделены.

VLD — графический процессор осуществляет восстановление описывающей изображение матрицы коэффициентов из исходного видеопотока. В зависимости от кодека, данная функция составляет до 75% необходимых вычислений для декодирования. В большинстве случаев извлеченный из носителя видеопоток отправляется прямиком в графический процессор, осуществляющий все дальнейшие функции по его декодированию и выводу.

Следует отметить, что даже наличие аппаратного ускорения декодирования видео уровня VLD у видеокарты не означает 0% нагрузки на центральный процессор. В любом случае определенную нагрузку создают работа с носителем, декодирование и вывод звука (особенно многоканального), синхронизация звука и видео, вывод меню и субтитров, интерфейс и функции проигрывателя.

Функции аппаратного ускорения видео графических процессоров NVIDIA реализованы в виде ускорения вызовов API DXVA (Windows), XvMC и VDPAU (Unix). Любой декодер/проигрыватель, написанный с использованием этих API, может автоматически или после специальной настройки использовать графический процессор при воспроизведении видео. Вместе с тем, возможность использования аппаратного ускорения зависит от доступной видеопамяти (особенно для декодирования HD видео), разрешения видео, версий драйвера и библиотек API. Проверить поддерживаемые в конкретной системе форматы и разрешения видео для аппаратного декодирования, а также наличие совместимых декодеров можно с помощью утилит DXVAChecker в Windows и vdpauinfo в Linux. Ниже приведены некоторые рекомендации по декодированию видео в различных форматах:

MPEG-2 (DVD, HDTV): функции аппаратного ускорения декодирования через DXVA реализованы в декодерах проигрывателей PowerDVD, WinDVD и Nero ShowTime, а также в декодере, включенном в состав Windows Media Center, Windows Vista и 7. Поддержка ускорения декодирования в Unix через XvMC и VDPAU имеется в проигрывателе Mplayer. Для полного использования возможностей графических процессоров NV40 и более новых необходим драйвер версии 65.ХХ и выше, а PowerDVD и WinDVD должны иметь версии не ниже 7.0 и 8.0 соответственно. NVIDIA также разработала декодер NVIDIA PureVideo Decoder, позволяющий задействовать возможности процессоров GeForce 4 — 7X00 в любых проигрывателях. Декодер является платным, пробная 30-дневная версия доступна на сайте NVIDIA.

WMV, VC-1 (IPTV, Blu-Ray): поддержка аппаратного ускорения декодирования WMV содержится в декодерах Windows Media, устанавливающихся с Windows Media Player версии 10 с обновлением и более новых, и работает для всех проигрывателей, использующих эти декодеры. В Windows Media Player для использования аппаратного ускорения зайдите в меню «Сервис-Параметры-Быстродействие-Дополнительно», и убедитесь, что установлены флажки «Использовать микширование» и «Использовать режим высокого качества». В других проигрывателях необходимо настроить вывод видео через рендер VMR или EVR. Декодеры, поставляемые в составе Windows Media Player версий до 11 включительно могут использовать уровень ускорения максимум IDCT. Проигрыватель Media Player Classic - Home Cinema содержит декодер VC-1 с поддержкой аппаратного ускорения, но требует поддержку видеокартой уровня ускорения VLD.

H.264 (Blu-Ray, HDTV): функции аппаратного ускорения декодирования через DXVA реализованы в декодерах проигрывателей PowerDVD, начиная с версии 7.3, WinDVD, начиная с версии 9.0, Media Player Classic - Home Cinema (требуется поддержка видеокартой уровня ускорения VLD_NoFGT) и в декодере, включенном в состав Windows 7. Для использования возможностей видеопроцессоров NVIDIA по декодированию H.264 необходим драйвер версии 92.ХХ и выше (графических процессоров G84/G86 и более новых — версии 163.ХХ и выше). В проигрывателях необходимо настроить вывод видео через рендер VMR версии 9 или EVR. В Unix поддержку аппаратного ускорения через API VDPAU имеет проигрыватель Mplayer последних SVN версий.

MPEG-4 ASP (DivX): функции аппаратного ускорения реализованы пока только в Unix через API VDPAU (при условии поддержки видеокартой уровня VDPAU C). Поддержку ускорения имеет проигрыватель Mplayer последних SVN версий.

AVC MVC (Blu-Ray 3D): функции аппаратного ускорения через DXVA реализованы в декодерах проигрывателей Cyberlink PowerDVD 10 Ultra 3D Mark II и ArcSoft Total Media Theater 3 Platinum с дополнением 3D Plug-in. Поддержка ускорения доступна при использовании драйвера NVIDIA версии 260.хх или более новой. 

Ряд проигрывателей вместо использования DXVA использует функции Direct3D для ускорения. В настройках QuickTime в панели управления перейдите на закладку «Дополнительно» (Advanced) и поставьте флажок «Включить видеоускорение Direct3D». В проигрывателе Media Player Classic в настройках на закладке «Output» выберите рендер «VMR 9 (renderless)», в разделе «DirectX 7 & 9 settings» выберите «Use texture surfaces and render video in 3D», после чего в выпадающем списке выберите способ, соответствующий возможностям видеокарты. Плагин Adobe Flash, начиная с версии 9.0.115, также может использовать Direct3D (Windows) или OpenGL (Linux) для ускорения вывода видео, функция включена по-умолчанию.

Отдельное исключение составляет ряд видеокарт на базе Riva TNT/TNT2, на которые устанавливался внешний по отношению к видеочипу чип-декодер DVD, использовавшийся через отдельную программу. Такие карты выпускала, в частности, фирма ASUS.

Adobe, Asus, Blu-Ray, DirectX, DVD, DXVA Checker, Flash, Linux, Microsoft, OpenGL, Riva TNT, vdpauinfo, Windows 7, Windows Vista, видео, драйвер, стерео

7994420702;horizontal

Настройки цвета в панели управления драйвером, равно как и цветовые профили не применяются к изображению игр. #

Приложения, использующие аппаратное ускорение 2D и 3D, обычно загружают в видеокарту свои LUT, перезаписывая таким образом настройки цвета в панели драйвера NVIDIA. Система ICM (цветовые профили) также не работает для изображения DirectX/OpenGL приложений. Используйте средства гамма-регулировки самих игр. Цветовые настройки панели драйвера/ICM в некоторых случаях (в основном для устаревших, или наоборот, новейших игр) могут применяться к изображению при запуске игры в окне.

DirectX, ICM, OpenGL, игры, контрольная панель

Какой драйвер лучше использовать? И какая версия будет лучше для моей видеокарты? #

Рассмотрим источники драйвера к видеокарте:

  • драйвер с диска, шедшего с картой. Сразу уберите диск до наступления лучших времен, когда карту понадобится продать. Не следует устанавливать драйвер с диска, там уже устаревшая версия;
  • драйвер, установленный операционной системой. Драйвер из поставки Windows 2000 и Windows ME годится лишь если вы не планируете использовать функции 3D-ускорения и многомониторности видеокарты. В Windows XP и Vista включена более функциональная версия драйвера, но ряд функций, таких как nView и поддержка OpenGL, отсутствует;
  • драйвер с сайта производителя видеокарты. Это обычно тот же образцовый драйвер от NVIDIA, но прошедший тестирование и адаптированный для отображения видеокарты по названию модели. В ряде случаев нет и этих отличий. Только Asus и ELSA серьёзно дорабатывали драйверы для своих продуктов, и то лишь в прошлом. Из-за затрат времени на тестирование версия драйвера, предлагаемого производителем видеокарты, обычно отстает от версии, предлагаемой NVIDIA. Так что если Вам нужен самый новый драйвер, используйте драйвер от NVIDIA;
  • драйвер с Windows Update. На Windows Update выкладываются как драйверы от NVIDIA, так и драйверы от производителей видеокарт. К сожалению, запаздывание появления версии драйвера на Windows Update по отношению к сайту NVIDIA/производителя видеокарты достигает иногда года, что делает практически бессмысленным использование Windows Update для обновления драйвера видеокарты;
  • образцовый драйвер с сайта NVIDIA, он же референс. Однако, если ваша видеокарта имеет какие-то уникальные функции, вроде ТВ-входа, ТВ-тюнера, разъема для подключения джойстика или стереоочков, то следует использовать проверенный драйвер от производителя видеокарты, поскольку такие дополнительные функции могут не заработать с образцовым драйвером.

В большинстве случаев следует использовать драйвер последней доступной версии. Вопреки сложившемуся убеждению, что новые версии драйвера бесполезны для давно выпущенных видеокарт, новые версии обычно содержат исправления и улучшения в том числе и для устаревших графических процессоров. Это возможно за счет внутреннего разделения драйвера на специфические модули поддержки каждого конкретного поколения графических процессоров и общие модули для нескольких или всех поколений сразу. Кроме того, новые игры и приложения обычно пишутся в расчете на выполнение с современными версиями драйвера, и со старыми версиями не будут запускаться или будут работать очень медленно.

WHQL обозначает специальную лабораторию Microsoft, в которой аппаратные средства и их драйверы проходят испытания на совместимость с операционными системами Windows. Прошедшие испытания с положительным результатам драйверы подписываются цифровой подписью и снабжаются специальным цифровым сертификатом. Прохождение этой проверки не является обязательным. По-идее, имеющие сертификат драйверы отличаются большей стабильностью, на практике при тестировании в основном проверяют взаимодействие драйвера с подсистемами Windows и соответствие его функций аппаратного ускорения стандартам DirectX. Проверке надежного взаимодействия с оборудованием и реальными приложениями уделяется меньше внимания. Практические наблюдения показывают, что версии драйверов, имеющие сертификат WHQL, содержат ошибки не реже неподписанных версий, и принимать как критерий при выборе драйвера наличие WHQL-сертификата не стоит, если речь не идет о выборе драйвера для серверной операционной системы.

Следует отметить, что сертификация драйверов для видеокарт, не соответствующих DirectX 9.0, как и сертификация драйверов для устаревших операционных систем, прекращена. Например, последняя сертифицированная версия для Windows 9x-ME — 40.72.

Предупреждение: на ряде других сайтов могут быть выложены драйверы более новой версии, нежели на сайте NVIDIA. Это так называемые бета-версии, рассылающиеся для тестирования. Не следует пытаться их устанавливать «просто так», в них может отсутствовать, частично или полностью, поддержка некоторых видеокарт и возможностей, а также могут содержаться серьезные ошибки.

Asus, DirectX, ELSA, Microsoft, OpenGL, Windows 2000, Windows 9x, Windows Server, Windows Vista, Windows XP, драйвер

Как правильно установить или обновить драйвер #

  1. Перед установкой драйвера убедитесь, что установлены драйверы чипсета материнской платы: Intel INF Update для чипсетов Intel, VIA 4in1 для чипсетов VIA и т.д. В диспетчере оборудования Windows в разделе системных устройств должны быть перечислены устройства с именем/обозначением чипсета и не должно быть неизвестных/неопознанных устройств. Если видеокарта имеет интерфейс AGP, среди системных устройств должен быть перечислен контроллер/мост AGP. Если имеется только «Стандартный мост PCI-PCI», следует переустановить драйверы чипсета, загрузить более новую версию их.
  2. Установите последнюю версию DirectX.
  3. Удалите предыдущую версию драйверов NVIDIA через апплет установки и удаления программ в панели управления Windows. Если была установлена неофициальная или сильно устаревшая версия драйвера, то рекомендуется воспользоваться специализированными утилитами Detonator Destroyer (для Windows 9x-ME) и DriverSweeper (для Windows XP/Vista) для удаления предыдущей версии драйвера. Перезагрузитесь.
  4. После перезагрузки установите новый драйвер, просто запустив скачанный файл дистрибутива драйвера. Если была скачена оптимизированная/Lite версия драйвера, то следует распаковать полученный пакет в папку с помощью архиватора (например, WinRAR), зайти в свойства видеокарты в диспетчере устройств Windows, на закладке сведений о драйвере нажать кнопку «Обновить драйвер», отказаться от использования Windows Update и автоматического поиска драйвера и указать расположение драйвера вручную, выбрав папку с распакованным драйвером.

AGP, Detonator Destroyer, DirectX, DriverSweeper, Intel, VIA, драйвер

При установке драйвера, а также в DxDiag и других утилитах сообщают, что драйвер не сертифицирован Microsoft, хотя был установлен драйвер, помеченный как WHQL #

  1. Проверьте, что запущена системная служба криптографии (Cryptographic Services). Данная служба отвечает за проверку в том числе и цифровых подписей.
  2. Цифровая подпись недействительна для так называемых «урезанных» (Lite) дистрибутивов драйвера, из которых выброшены многоязыковая поддержка и инсталлятор для уменьшения размера, а также для т.н. «оптимизированных» (Omega, DNA, NGO) драйверов, в файл сведений для установки (.inf) которых внесены изменения.
  3. Это может означать, что файлы драйвера были изменены относительно исходного состояния. В частности, модификация файлов драйвера с помощью PatchScripts из поставки RivaTuner, приводит к такому эффекту. Если драйвер не патчился вручную, восстановите файл из дистрибутива драйвера с помощью архиватора (например, WinRAR).
  4. Цифровые подписи WHQL имеют срок годности. Для драйверов, выпущенных два года назад и ранее, цифровая подпись при установленной последней версии DirectX уже недействительна.

Предупреждение: Вы не сможете установить измененный драйвер в 64-битных версиях Windows из-за расширенной защиты ядра (PatchGuard).

64-bit, DirectX, Microsoft, RivaTuner, драйвер

В Windows 2003/2008 Server нет аппаратного ускорения, как Direct3D, так и OpenGL #

  1. Устанавливайте драйвер NVIDIA не через его инсталлятор, а распаковав архиватором (например, WinRAR) и вручную указав расположение драйвера для видеоадаптера в диспетчере устройств Windows.
  2. Убедитесь, что в панели управления Windows в свойствах экрана уровень аппаратного ускорения выставлен на максимум.
  3. По-умолчанию, аппаратное ускорение Direct3D и AGP текстурирования отключено в данной ОС. Запустите утилиту DxDiag.exe и включите ускорение на закладке «Display».

DirectX, OpenGL, Windows Server, драйвер

Аппаратное ускорение 3D в многомониторных системах #

Подавляющее большинство Direct3D приложений в полноэкранном режиме использует так называемый «эксклюзивный» режим. В этом режиме изображение выводится только на основной монитор (первичный, primary, №1) и не может быть развернуто на остальные мониторы. Для выбора монитора, отличного от основного, или для использования нескольких дисплеев приложение должно иметь специальные функции, обычно их имеют только приложения инженерного и 3D моделирования, а также некоторые авиасимуляторы (Microsoft Flight Simulator, LockOn). Максимальное быстродействие в любом случае обеспечивается лишь для основного дисплея, дополнительные дисплеи стараются использовать для функций, не создающих большой графической нагрузки (обычно для отображения элементов интерфейса и предварительного просмотра). В оконном режиме аппаратное ускорение для приложения обеспечивается лишь пока окно находится в пределах одного монитора. Если окно разместить так, что его изображение попадает на два монитора, пусть даже в процессе перетаскивания на другой дисплей, аппаратное ускорение будет отключено, приложение будет завершено или начнется использование программного рендеринга. В системах с несколькими видеокартами, различающимися по Direct3D возможностям, для каждого монитора уровень аппаратного ускорения задается видеокартой, к которой он подключен.

Для OpenGL приложений драйвер NVIDIA обеспечивает аппаратное ускорение на нескольких мониторах, включая распределение одного окна между дисплеями. Однако, поскольку в один момент времени может работать только один OpenGL драйвер, то при использовании нескольких видеокарт на базе NVIDIA с различными возможностями OpenGL для всех мониторов, независимо от обслуживающей видеокарты, драйвер будет обеспечивать лишь совокупность функций, поддерживаемых всеми видеокартами без исключения. Например, если в системе есть видеокарта GeForce 6800 с поддержкой OpenGL 2.0 и видеокарта GeForce 4 MX с поддержкой OpenGL 1.4, то даже для случая запуска OpenGL приложения исключительно на мониторе, подключенном к GeForce 6800, будет доступен OpenGL лишь версии 1.4. При выводе изображения на несколько дисплеев, управляемых различными по функциям и быстродействию видеокартами, могут наблюдаться проблемы с неравномерным обновлением изображения. В этом случае рекомендуется в панели драйвера NVIDIA в настройках 3D параметр «Ускорение нескольких видеоплат» (Hardware acceleration) установить в значение «Режим совместимости» (Multi-display compatibility mode). Если в системе есть видеокарты на базе графических процессоров других фирм (не NVIDIA), для мониторов, подключенных к этим видеокартам, аппаратное ускорение OpenGL будет недоступно, при попытке вывода изображения на них приложение будет завершено или перейдет в режим программного рендеринга.

Исключение из данных правил составляют специальные многомониторные режимы драйвера NVIDIA «Клон» (Clone) и «Растяжение» (Span), поскольку в данных режимах два дисплея обслуживаются драйвером как один. В данные режимы могут быть объединены лишь дисплеи, подключенные к одной и той же видеокарте. Режим «Растяжение» недоступен в Windows 9x-ME и Windows Vista и выше из-за ограничений данных систем.

DirectX, DualView, GeForce 4 MX, GeForce 6800, Microsoft, OpenGL, Windows 9x, Windows Vista, драйвер, игры, клон, контрольная панель

Настройки полноэкранного сглаживания (FSAA) в драйвере не применяются к изображению игры. #

  1. В целях обеспечения совместимости настройки полноэкранного сглаживания для конкретной игры могли быть ограничены во встроенном профиле драйвера NVIDIA. Изменить встроенный профиль драйвера для игры можно с помощью утилиты nHancer.
  2. Если игра использует технологию Deferred shading, при которой рендеринг осуществляется в отдельный (внеэкранный) буфер в видеопамяти, то алгоритмы полноэкранного сглаживания изображения к изображению игры не применяются. Технологию Deferred shading используют, в частности, такие игры как S.T.A.L.K.E.R и Crysis. Обычно такие игры имеют опцию имитации полноэкранного сглаживания с помощью пиксельных шейдеров, которую следует включить в настройках игры (но которая потребует дополнительной производительности графического процессора).
  3. Для игр, использующих Direct3D 10 и выше, использование полноэкранного сглаживания возможно только по прямому запросу самой игры. Драйвер NVIDIA содержит функции, позволяющие применить сглаживание для некоторых популярных игр в режиме «Замещение настроек приложений», но работа этих функций не гарантирована.
  4. Графические процессоры GeForce 6X00 и 7X00 не поддерживают полноэкранное сглаживание при использовании игрой эффектов HDR. Совмещение HDR и FSAA в таких системах возможно лишь при использовании сглаживания по методу суперсэмплинга (2х) или же при реализации HDR в приложении без представления цветов в формате с плавающей точкой (движок Source, используемый в Half-Life 2).

Crysis, DirectX, FSAA, Half-Life, HDR, nHancer, S.T.A.L.K.E.R., драйвер, игры, контрольная панель, сглаживание, шейдеры

Проблемы в Splinter Cell: Double Agent #

  1. Игре требуется видеокарта с поддержкой пиксельных и вершинных шейдеров версии 3.0 (не ниже GeForce 6Х00 для NVIDIA). Игра не запустится на видеокартах с поддержкой шейдеров более ранних версий.
  2. Низкая или сильно колеблющаяся производительность в системах с двуядерным процессором. Установите обновление операционной системы Windows XP или SP3. В системах с процессором AMD Athlon X2 рекомендуется установить драйвер Dual-Core Optimizer.
  3. Игра аварийно завершается при запуске или загрузке уровня. Установите последнюю версию DirectX. Если это не помогло, измените ярлык запуска игры, добавив в строку запуска ключ -ll . Если игра стала запускаться, но иногда все же аварийно завершается, уменьшите качество текстур в настройках игры. Если проблема возникает лишь при использовании режима SLI, обновите драйвер видеокарты до версии 162.15 или более новой.
  4. Множество графических ошибок с видеокартами на базе GeForce семейства 8Х00. Обновите драйвер NVIDIA до версии 97.92 или более новой в Windows XP, до версии 158.ХХ в Windows Vista.
  5. В системе с видеокартой на базе GeForce 8Х00 включить одновременно HDR и FSAA можно лишь после установки патча версии 1.01 и более новой. В Windows Vista должен быть установлен драйвер версии 158.ХХ или более новой.

AMD, CPU, DirectX, FSAA, HDR, SLI, Splinter Cell, Windows Vista, Windows XP, артефакты, драйвер, игры, сглаживание, шейдеры

Проблемы в Crysis #

  1. Низкая производительность. Для комфортной игры требуется система с двуядерным процессором с частотой 3 ГГц или четырехъядерным и видеокартой уровня GeForce 8800 GTX. Следует обновить драйвер NVIDIA до последней официальной версии и установить все патчи и хотфиксы на игру. Наиболее ресурсоемкими являются опции «Shader Quality», «PostProcessing quality» и «Particles Quality». В системе Windows Vista для слабых видеокарт с поддержкой Direct3D10 предпочтительно запускать игру в режиме Direct3D9, для этого сделайте ярлык для исполняемого файла игры Crysis.exe и допишите к строке запуска после пробела ключ -dx9
  2. Уровень качества «Very High» в настройках игры доступен только для DirectX 10 видеокарт в Windows Vista. Большинство неофициальных патчей и твиков для включения этого режима в Windows XP не работают в релизной версии игры с последними официальными патчами.
  3. Вертикальная синхронизация по-умолчанию отключена. Для включения следует в консоли выполнить команду con_restricted=0 и потом команду r_VSync 1 или в папке игры создать текстовый файл autoexec.cfg, и поместить в него строку r_Vsync=1. Патч версии 1.1 и более новой также добавляет опцию управления V-sync в меню графических настроек игры.
  4. Поддержка SLI для игры обеспечивается драйвером NVIDIA, начиная с версии 169.09. Переменная r_MultiGPU в игре должна иметь значение 2 (автоматическое определение многопроцессорной конфигурации), поместите в файл autoexec.cfg строку r_MultiGPU=2
  5. Рекомендуемые строки в файл autoexec.cfg для повышения производительности в режиме Very High:

    e_hw_occlusion_culling_objects=1 (может вызывать искажения графики)
    e_hw_occlusion_culling_water=1 (может вызывать искажения графики)
    r_GeomInstancing=1
    r_ColorGrading=0
    r_TexturesStreaming=0
    (может вызывать аварийное завершение игры)
    r_UsePOM=0
    r_UseGSParticles=1
    r_UseSoftParticles-0
    gpu_particle_physics=0
    e_vegetation_static_instancing=1

CPU, Crysis, DirectX, GeForce 8800 GTX, SLI, Vsync, Windows Vista, Windows XP, артефакты, драйвер, игры

Проблемы в World of Warcraft #

  1. Если игра аварийно завершается с появлением «синего экрана» с ошибкой в nv4_disp.dll, обновите драйвер NVIDIA до последней официальной версии. Не следует форсировать FSAA и AF из панели драйвера или RivaTuner, включайте эти функции только из настроек самой игры. При использовании видеокарты на базе GeForce 8X00 и более новых, не используйте полноэкранное сглаживание уровня выше 2х. Если ничего не помогает, попробуйте настроить игру на использование OpenGL. Для этого либо запускайте приложение Launcher.exe с ключом -opengl, либо в файле config.wtf в подпапке WTF папки игры в строке SET gxApi значение direct3d замените на opengl
  2. В системах с видеокартами на базе GeForce 4 MX могут наблюдаться сильные графические искажения, вызванные плохой работой блока геометрии этого графического процессора. Можно отключить некоторые функции ускорения, создав или изменив в файле config.wtf строку SET M2UseShaders со значением 0. Если этого оказалось недостаточно, можно заставить игру делать все геометрические вычисления программно. Для этого запускайте приложение Launcher.exe с ключом -swtnl. Участники форума сообщают, что подобные действия также могут помочь в случае проблем с видеокартами на базе GeForce FX 5200 и GeForce 2. В системах с прочими видеокартами попробуйте настроить игру на использование OpenGL, как описано выше. Также можно попробовать запускать игру в окне, для этого запускайте приложение Launcher.exe с ключом -windowed
  3. Низкая производительность в системах SLI может быть обусловлена проблемами с интерфейсом игры. Рекомендуется в настройках игры отключить вертикальную синхронизацию (V-sync), включить аппаратное ускорение курсора мыши и выключить сглаживание перемещений мыши (smooth). Дополнительный эффект можно получить отключением ускорения интерфейса (панелей и меню). Для этого в файле config.wtf создайте или измените строку Set UIFaster. Попробуйте значения строки 2 или 0. В системе Windows Vista производительность резко падает при запуске игры в окне.
  4. Если в режиме SLI исчезли портреты персонажей, обновите драйвер NVIDIA до версии 93.71 или более новой.
  5. Включение эффекта Glow в настройках игры препятствует использованию игрой FSAA высоких степеней.
  6. Плохая производительность с современными версиями драйвера NVIDIA часто вызвана включенной функцией масштабирования интерфейса игры. Попробуйте выключить опцию «Use UI Scale» в настройках игры.
  7. В системе с поддержкой DirectX 11 (Windows 7 или Vista c обновлением и видеокартой на базе NVIDIA GTX 400 или более новой) и установленным дополнением Cataclysm можно повысить FPS в игре включением рендера Direct3D 11, для чего файле config.wtf в подпапке WTF папки игры в строке SET gxApi значение direct3d замените на d3d11

BSOD, DirectX, FPS, FSAA, GeForce 2, GeForce 4 MX, GeForce FX 5200, OpenGL, SLI, Vsync, Windows 7, Windows Vista, World of Warcraft, артефакты, драйвер, игры, сглаживание

Почему видеокарта переходит в 3D режим, если не запущено ни одного 3D приложения? #

Видеокарты, у которых отсутствует разделение на режимы производительности, всегда работают с максимальными частотами. Это, например, видеокарты на базе GeForce FX фирмы ASUS и большинство видеокарт на базе графического процессора G92 (GeForce 8800, 9800, GeForce GTS). Проверить наличие/отсутствия разделения на режимы можно, открыв BIOS видеокарты в редакторе NiBiTor. Если на закладке «Clockrates» в таблице частот заполнена значениями лишь одна строка или все строки заполнены одинаковыми значениями — у карты нет разделения режимов.

Предупреждение: нельзя сделать разделение режимов производительности, просто заполнив пустые строки в таблице частот. Разделение режимов требует внесения изменений во множестве мест BIOS, заполнение только таблицы частот не сделает режимы функционирующими и может привести к неработоспособности видеокарты после прошивки модифицированного BIOS.

Если у видеокарты разделение режимов присутствует, переход в режим 3D может быть вызван использованием различных функций видеокарты:

  • Прежде всего следует обратить внимание на заставку — хранитель экрана (screensaver). Некоторые заставки, использующие 3D графику, после нажатия клавиш неправильно завершают работу и остаются «висеть» в оперативной памяти, не проявляясь внешне.
  • Воспроизведение видео. Многие современные проигрыватели и декодеры умеют использовать функции графического процессора по ускорению декодирования видео. В этих функциях могут использоваться 3D блоки карты для аппаратного выполнения сложных операций с видеопотоком, что распознается драйвером как запуск приложения с 3D ускорением. Аппаратное ускорение использует и Adobe Flash Player, начиная с версии 9.0.115.
  • Использование приложений и Web-страниц, основанных на Java. Виртуальная машина Java от Sun может использовать функции Direct3D или OpenGL для отображения некоторых эффектов.
  • Некоторые приложения умеют использовать мощности видеокарты для вычислений с помощью API NVIDIA CUDA, например клиент распределенных вычислений Folding@Home и программы линейки Password Recovery фирмы Elcomsoft.
  • Видеокарты на базе графических процессоров G92 и более новых работают на частотах режима 3D при использовании многомониторности (DualView).
  • Использование режима 120 Гц 3D Vision-совместимых мониторов на рабочем столе также может приводить к работе GPU на повышенной частоте.

3D Vision, Adobe, Asus, CUDA, DirectX, DualView, Flash, GeForce 8800, GeForce 9800, GeForce FX, Java, NiBiTor, OpenGL, видео, монитор

Почему нет прибавки производительности при использовании SLI в Windows Vista? #

Из-за ошибки в Windows Vista вторая видеокарта в DirectX не используется. Установите обновление системы или SP1, а также обновите драйвер NVIDIA до версии 162.18 или более новой.

DirectX, Microsoft, SLI, Windows Vista, драйвер

Программная поддержка 3D Vision #

Для работы комплектов 3D Vision в общем случае не требуется специальной адаптации приложений. Стереодрайвер NVIDIA на определенном этапе перехватывает рендеринг 3D изображения в ядре Direct3D и формирует дополнительное «разностное» изображение для второго глаза для создания стереоэффекта. Тем не менее, NVIDIA взаимодействует с разработчиками игр по улучшенной поддержке стерео, а также тестирует новые игры на совместимость с 3D Vision, включая в стереодрайвер профили настроек и оптимизаций для определенных приложений. Со списком и оценками совместимости игр с 3D Vision можно ознакомиться на сайте NVIDIA.

Драйверы 3D Vision в настоящее время выпускаются лишь для Windows Vista и Windows 7, 32- и 64-разрядных версий. Не существует драйверов 3D Vision для Windows XP, а старые стереодрайверы для Windows XP не поддерживают комплекты 3D Vision Kit.

Драйвер 3D Vision поддерживает дискретные видеокарты поколения GeForce 8X00 и более новые. Видеокарты GeForce 7X00 и ранние не поддерживаются, как и интегрированные графические ядра nForce/ION. Графические адаптеры ноутбуков поддерживаются лишь при подключении 3D Vision-совместимого внешнего монитора по интерфейсу DVI Dual-Link.

Драйвер 3D Vision не поддерживает приложения OpenGL, в частности, игры на движке Doom 3. По этой же причине комплекты 3D Vision не поддерживаются в Linux и MacOS, где OpenGL является основным API трёхмерной графики. Стереоизображение в OpenGL поддерживается лишь профессиональными видеокартами Quadro, и лишь для приложений, прямо использующих технологию OpenGL quad-buffered stereo.

Драйвер 3D Vision не поддерживает профессиональные видеокарты Quadro FX и NVS, однако, сам комплект 3D Vision Kit и совместимый дисплей могут использоваться как устройство вывода OpenGL quad-buffered stereo изображения поддерживающих данную технологию приложений после установки драйвера связи по USB в Windows XP/Vista/7.

Вывод стереоизображения на 3D-телевизоры по HDMI драйвером 3D Vision поддерживается лишь для видеокарт GeForce GTX 200-семейства и видеокарт на базе Fermi (GT/GTS/GTX 400-семейства и более новых).

3D Vision, DirectX, Doom, HDMI, ION, Linux, MacOS, nForce, OpenGL, TV, USB, Windows 7, Windows Vista, Windows XP, драйвер, игры, стерео, телевизоры

Разблокировка поддержки DirectX 10 для ION LE #

Графическое ядро чипсетов ION и ION LE не имеет серьёзных отличий между собой, отключение поддержки Direct3D 10 осуществляется на уровне драйвера NVIDIA. Путем модификации драйвера можно восстановить поддержку Direct3D 10 для ION LE.

Пакет драйвера NVIDIA для Windows Vista/7 следует распаковать архиватором (например, WinRAR) в папку, после чего сделать поиск в папке по слову/фразе в файлах 087F. Найденные файлы с расширением .inf открыть в текстовом редакторе и найти первую строку, начинающуюся с %NVIDIA_DEV.0876.01%. Запомните число параметра SectionXXX в найденной строке. Теперь найдите первую строку, начинающуюся с %NVIDIA_DEV.087F.01%, и в параметре SectionXXX измените число на число из найденной ранее строки. Найдите вторую строку, начинающуюся с %NVIDIA_DEV.0876.01% и запомните число параметра SectionXXX в найденной строке. Теперь найдите вторую строку, начинающуюся с %NVIDIA_DEV.087F.01%, и в параметре SectionXXX измените число на запомненное.

После редактирования всех .inf файлов можно запустить установку через setup.exe в папке с модифицированным драйвером. Рекомендуется предварительно удалить через панель управления Windows текущий драйвер NVIDIA. В процессе установки возможны предупреждения о недопустимой цифровой подписи, соглашайтесь с продолжением установки. После установки драйвера и перезагрузки проверьте работу приложений, использующих Direct3D 10, например 3DMark Vantage.

3DMark, DirectX, ION, ION LE, nForce, Windows Vista, драйвер

Тест 3DMark 2001 не запускается #

Оригинальная версия этого теста не работает при установленном DirectX версии 9 и выше. С DirectX 9 может работать только второе издание (SE) этого теста после установки патча до версии 330.

3DMark, DirectX

3DMark 2003 аварийно завершает работу в тесте Game-4 «Mother Nature» #

Данная проблема характерна для систем со следующими особенностями:

  • центральный процессор Pentium 3/Celeron на ядре Coppermine/Tualutin;
  • видеокарта на базе GeForce FX и драйвер NVIDIA версии 60.ХХ и более новой;
  • операционная система Windows XP.

В настоящее время не существует подтвержденных средств устранения проблемы. Предположительно, проблема заключается в некорректном использовании драйвером NVIDIA расширений MMX/SSE процессоров на ядре Coppermine/Tualutin. В качестве средств решения проблемы предлагались:

  • отключение AGP-текстурирования в утилите DxDiag.exe;
  • отключение использования MMX в апплете DirectX панели управления Windows;
  • форсирование максимальной версии вершинных шейдеров 1.1 с помощью RivaTuner или в настройках теста.

Однако, ни один из способов (равно как и их комбинация) не срабатывает в 100% случаев. Сообщается, что установка DirectX SDK и переключение Direct3D на использование Debug версий библиотек в апплете DirectX панели управления позволяет избежать проявления проблемы.

3DMark, BSOD, CPU, DirectX, GeForce FX, Intel, Windows XP, драйвер, шейдеры

Форсирование версии шейдеров в утилитах RivaTuner и 3D Analyze #

По-умолчанию драйвер NVIDIA сообщает приложениям о поддержке версий пиксельных и вершинных шейдеров в соответствии с возможностями графического процессора. Например, с видеокартой семейства GeForce 6800 приложения автоматически смогут использовать шейдеры версий 1.1 — 1.4, 2.0 и 3.0. Данная функция позволяет изменить сообщаемую драйвером версию шейдеров только в сторону уменьшения. Она никак не влияет на исполнение самих шейдеров графическими процессорами NVIDIA. Например, если игра/приложение использует только шейдеры версии 2.0, а драйвер после использования данной функции сообщит о поддержке только шейдеров версии 1.3 (1.1), то шейдеры не будут выполняться вообще.

Настройки версии шейдеров неработают для приложений, использующих DirectX 10 и новее.

DirectX, GeForce 6800, RivaTuner, драйвер, шейдеры

В GTA 3, GTA Vice City, GTA San Andreas пропадают текстуры и поверхности #

  1. Установите патч последней версии и обновите драйвер видеокарты.
  2. Если проблема возникает в операционной системе Windows XP, обновите систему до SP1 и обновите DirectX.
  3. Подобные эффекты могут появляться после оптимизации с помощью RivaTuner в разделе Direct3D, закладке «Textures», кнопке «Texture Filtering Preferences». В качестве лечения надо удалить ключ реестра D3D_98141181 в на закладке «Реестр» (PowerUser).

DirectX, GTA, RivaTuner, Windows XP, артефакты, игры, реестр

Need for Speed 4: High Stakes работает без использования Z-буфера #

Причина в устаревшей версии библиотеки d3da.dll, некорректно работающей с DirectX версии 8.0 и выше. Скачайте обновленный файл (распакуйте и скопируйте в папку игры).

DirectX, Need for Speed, игры

Почему видеокарты семейства GeForce FX работают в Half-Life 2 только в режиме DirectX 8.1? #

Разработчики игры сочли недостаточной производительность видеокарт на базе GeForce FX в режиме DirectX 9.0 (с использованием шейдеров версии 2.0). Поэтому движок игры по-умолчанию работает с такими видеокартами в режиме DirectX 8.1. Для активации режима DirectX 9.0 выполните в консоли игры команду mat_dxlevel 90 или внесите ее в файл autoexec.cfg в папке cfg игры.

Следует отметить, что только видеокарты на базе GeForce FX 5900 и выше в состоянии обеспечить приемлемую производительность в игре с использованием возможностей DirectX 9.0.

DirectX, GeForce FX, GeForce FX 5900, Half-Life, игры, шейдеры

Age of Empires 3 выдает ошибку при запуске, что инициализация Direct3D не удалась или Direct3D не найден #

  1. Для игры необходимо последняя версия DirectX.
  2. Игра выставляет разрешение на основании результатов автоопределения возможностей компьютера и не позволяет его менять после установки. В результате ошибок автоопределения может быть выбрано разрешение, превышающее возможности видеокарты (в котором для игры не хватает видеопамяти). Для смены разрешения надо открыть файл NewProfile.xml в подпапке Users игры и в строке optiongrfxres прописать более щадящее разрешение. Возможно, понадобится также в строке optimalrefreshrate выставить иную частоту обновления экрана.
  3. Если после выставления в настройках максимального качества шейдерных эффектов и разрешения 1600х1200 и выше игра перестала запускаться, установите патч версии 1.07 или более новой.

60 Hz, Age of Empires, DirectX, игры, шейдеры