7994420702;horizontal

Asus

При работе 3D приложений и игр они аварийно завершаются, компьютер зависает или операционная система выпадает в «синий экран» #

  1. Прежде всего следует проверить температуру и работу системы охлаждения графического процессора. Для современных видеокарт можно воспользоваться функцией мониторинга утилиты RivaTuner. Если температура GPU превысила 90 °C, и система охлаждения работает с низкой или нулевой эффективностью,  следует немедленно выключить компьютер и проверить исправность вентилятора на карте. Для устаревших карт и карт с пассивным охлаждением следует осторожно проверить температуру радиатора вручную. Рекомендованными действиями являются замена вентилятора или его разборка и прочистка, а также замена термоинтерфейса между графическим процессором и радиатором на свежую термопасту.
  2. Если видеокарта имеет интерфейс AGP:
    • eсли материнская плата построена на базе чипсета VIA 694, то проверьте, не включена ли в BIOS поддержка AGP FastWrites. Данная возможность в этом чипсете может приводить к фатальным ошибкам 3D приложений;
    • уменьшите размер AGP апертуры, выделенный в BIOS материнской платы;
    • причиной может быть некорректный драйвер AGP контроллера чипсета материнской платы. Обновите драйверы чипсета с сайта производителя материнской платы/разработчика чипсета;
    • с помощью RivaTuner уменьшите скорость работы AGP порта и отключите возможности SBA и/или Fast-Writes.
    • если используются процессор AMD и Windows 2000, обязательно установите заплатку, исправляющую проблему недостаточного выделения памяти.
  3. Для видеокарт с интерфейсом PCI Express проверьте, что в BIOS материнской платы отключена опция автоматического разгона. Подробнее смотрите специальный вопрос FAQ.
  4. С помощью таких утилит, как SpeedFan и HWMonitor, проверите значения напряжений электропитания во время работы игр/3D приложений (запустив игру в окне, например). Если значения для напряжения +3.3V падают ниже 3.25 и/или напряжения +12V — ниже 11.90 Вольт, блок питания компьютера не справляется с нагрузкой. Обратитесь к специальному вопросу FAQ за информацией о выборе блока питания.
  5. Функция использования многопоточности в драйверах NVIDIA версии 81.ХХ и выше может приводить к проблемам с 3D приложениями в многопроцессорной системе (несколько процессоров, многоядерный процессор или процессор с HyperThreading). Для Windows XP следует установить обновление или SP3. Если используется процессор AMD, следует также установить драйвер процессора. Если обновления не помогли, для отключения оптимизаций в драйвере следует с помощью RivaTuner на закладке «Реестр» (PowerUser) загрузить базу для текущей версии драйвера и в разделе «Direct3D» присвоить ключу WTD_EXECMODEL значение 0, в разделе «OpenGL» присвоить ключу OGL_ThreadControl значение 2.
  6. Если устранялась проблема 60 Гц в играх, то некоторые игры, жестко использующие режим с частотой обновления 60 Гц для отображения вступительного ролика или меню, будут аварийно завершаться. Если проблема возникает сразу после запуска игры, попробуйте восстановить доступность частоты 60 Гц.
  7. Некоторым играм при максимальных настройках графики может потребоваться объем памяти (физической и виртуальной) более 2 Гб, являющихся максимальным объемом памяти для 32-разрядных приложений в Windows. При этом игра может зависнуть или будет аварийно завершена системой. В Windows Vista рекомендуется установить обновление или SP1, но полностью проблемы это не решит. Существует способ расширить доступный приложениям объем памяти до 3 Гб. Для этого в Windows 2000/XP следует в скрытом файле boot.ini в корне загрузочного диска в строку загрузки операционной системы дописать ключ /3GB, в Windows Vista следует в запущенной с правами администратора командной строке выполнить команду BCDEDIT /Set IncreaseUserVa 3072. Однако, само приложение должно уметь использовать этот прием, проверить это можно с помощью утилиты imagecfg, выполнив в командной строке imagecfg.exe файл_игры.exe, в выводе программы должна быть строчка: Image can handle large (>2GB) addresses. В крайнем случае можно самостоятельно модифицировать приложение, выполнив команду imagecfg.exe -l файл_игры.exe. После данной процедуры могут перестать работать защита от копирования, защита от мошенничества (античит) и будущие патчи.
  8. Причина может быть в конфликте драйвера NVIDIA с режимом работы с оперативной памятью PAE операционной системы. Обратитесь к специальному вопросу FAQ.
  9. Приложения ASUS, такие как SmartDoctor и GamerOSD и их компонент Enchanced Driver, могут конфликтовать с драйвером видеокарты. Обновите или деинсталлируйте указанные приложения ASUS.
  10. Встроенные профили драйвера для приложений и игр нередко содержат критические ошибки. Особенно это характерно для бета-версий. В случае проблем попробуйте с помощью утилиты nHancer удалить профиль приложения/игры.

60 Hz, AGP, AMD, Asus, BIOS, BSOD, CPU, nHancer, PAE, PCI Express, RivaTuner, SmartDoctor, VIA, Windows 2000, Windows Vista, Windows XP, драйвер, реестр, системы охлаждения, электропитание

Неожиданно все объекты на рабочем столе становятся в два раза больше, вытягиваясь по вертикали. Видеокарта фирмы ASUS. #

Проблема вызвана конфликтом между приложением SmartDoctor и последними версиями драйвера NVIDIA. Попробуйте установить другую версию приложения SmartDoctor с сайта ASUS, а также обновить ASUS Enchanced Driver. В крайнем случае можно удалить SmartDoctor и использовать RivaTuner версии 15.6 и выше для мониторинга температур и напряжений, выбрав в списке источников данных для соответствующих графиков в модуле мониторинга «Fintek F75373S sensor»:

 RivaTuner Fintek sensor

Asus, RivaTuner, SmartDoctor

Как использовать аппаратное ускорение видео, обеспечиваемое видеокартой? #

Разные графические процессоры NVIDIA обеспечивают разный уровень ускорения для декодирования видео для разных форматов видео. Посмотреть примерные возможности можно в cравнительных таблицах. Имеется три основных возможных уровня аппаратного ускорения:

MoComp — графический процессор осуществляет компенсацию движения — обработку векторов, описывающих перемещения блоков изображения между кадрами. В зависимости от контента (статичная или динамическая сцена), данная функция составляет до 30% необходимых вычислений для декодирования.

IDCT — графический процессор осуществляет восстановление элементов изображения из описывающей их матрицы коэффициентов. В зависимости от размера элемента и разрешения исходного изображения, данная функция составляет до 50% необходимых вычислений для декодирования. В одних API поддержка IDCT означает выполнение графическим процессором и компенсации движения, в других API эти функции разделены.

VLD — графический процессор осуществляет восстановление описывающей изображение матрицы коэффициентов из исходного видеопотока. В зависимости от кодека, данная функция составляет до 75% необходимых вычислений для декодирования. В большинстве случаев извлеченный из носителя видеопоток отправляется прямиком в графический процессор, осуществляющий все дальнейшие функции по его декодированию и выводу.

Следует отметить, что даже наличие аппаратного ускорения декодирования видео уровня VLD у видеокарты не означает 0% нагрузки на центральный процессор. В любом случае определенную нагрузку создают работа с носителем, декодирование и вывод звука (особенно многоканального), синхронизация звука и видео, вывод меню и субтитров, интерфейс и функции проигрывателя.

Функции аппаратного ускорения видео графических процессоров NVIDIA реализованы в виде ускорения вызовов API DXVA (Windows), XvMC и VDPAU (Unix). Любой декодер/проигрыватель, написанный с использованием этих API, может автоматически или после специальной настройки использовать графический процессор при воспроизведении видео. Вместе с тем, возможность использования аппаратного ускорения зависит от доступной видеопамяти (особенно для декодирования HD видео), разрешения видео, версий драйвера и библиотек API. Проверить поддерживаемые в конкретной системе форматы и разрешения видео для аппаратного декодирования, а также наличие совместимых декодеров можно с помощью утилит DXVAChecker в Windows и vdpauinfo в Linux. Ниже приведены некоторые рекомендации по декодированию видео в различных форматах:

MPEG-2 (DVD, HDTV): функции аппаратного ускорения декодирования через DXVA реализованы в декодерах проигрывателей PowerDVD, WinDVD и Nero ShowTime, а также в декодере, включенном в состав Windows Media Center, Windows Vista и 7. Поддержка ускорения декодирования в Unix через XvMC и VDPAU имеется в проигрывателе Mplayer. Для полного использования возможностей графических процессоров NV40 и более новых необходим драйвер версии 65.ХХ и выше, а PowerDVD и WinDVD должны иметь версии не ниже 7.0 и 8.0 соответственно. NVIDIA также разработала декодер NVIDIA PureVideo Decoder, позволяющий задействовать возможности процессоров GeForce 4 — 7X00 в любых проигрывателях. Декодер является платным, пробная 30-дневная версия доступна на сайте NVIDIA.

WMV, VC-1 (IPTV, Blu-Ray): поддержка аппаратного ускорения декодирования WMV содержится в декодерах Windows Media, устанавливающихся с Windows Media Player версии 10 с обновлением и более новых, и работает для всех проигрывателей, использующих эти декодеры. В Windows Media Player для использования аппаратного ускорения зайдите в меню «Сервис-Параметры-Быстродействие-Дополнительно», и убедитесь, что установлены флажки «Использовать микширование» и «Использовать режим высокого качества». В других проигрывателях необходимо настроить вывод видео через рендер VMR или EVR. Декодеры, поставляемые в составе Windows Media Player версий до 11 включительно могут использовать уровень ускорения максимум IDCT. Проигрыватель Media Player Classic - Home Cinema содержит декодер VC-1 с поддержкой аппаратного ускорения, но требует поддержку видеокартой уровня ускорения VLD.

H.264 (Blu-Ray, HDTV): функции аппаратного ускорения декодирования через DXVA реализованы в декодерах проигрывателей PowerDVD, начиная с версии 7.3, WinDVD, начиная с версии 9.0, Media Player Classic - Home Cinema (требуется поддержка видеокартой уровня ускорения VLD_NoFGT) и в декодере, включенном в состав Windows 7. Для использования возможностей видеопроцессоров NVIDIA по декодированию H.264 необходим драйвер версии 92.ХХ и выше (графических процессоров G84/G86 и более новых — версии 163.ХХ и выше). В проигрывателях необходимо настроить вывод видео через рендер VMR версии 9 или EVR. В Unix поддержку аппаратного ускорения через API VDPAU имеет проигрыватель Mplayer последних SVN версий.

MPEG-4 ASP (DivX): функции аппаратного ускорения реализованы пока только в Unix через API VDPAU (при условии поддержки видеокартой уровня VDPAU C). Поддержку ускорения имеет проигрыватель Mplayer последних SVN версий.

AVC MVC (Blu-Ray 3D): функции аппаратного ускорения через DXVA реализованы в декодерах проигрывателей Cyberlink PowerDVD 10 Ultra 3D Mark II и ArcSoft Total Media Theater 3 Platinum с дополнением 3D Plug-in. Поддержка ускорения доступна при использовании драйвера NVIDIA версии 260.хх или более новой. 

Ряд проигрывателей вместо использования DXVA использует функции Direct3D для ускорения. В настройках QuickTime в панели управления перейдите на закладку «Дополнительно» (Advanced) и поставьте флажок «Включить видеоускорение Direct3D». В проигрывателе Media Player Classic в настройках на закладке «Output» выберите рендер «VMR 9 (renderless)», в разделе «DirectX 7 & 9 settings» выберите «Use texture surfaces and render video in 3D», после чего в выпадающем списке выберите способ, соответствующий возможностям видеокарты. Плагин Adobe Flash, начиная с версии 9.0.115, также может использовать Direct3D (Windows) или OpenGL (Linux) для ускорения вывода видео, функция включена по-умолчанию.

Отдельное исключение составляет ряд видеокарт на базе Riva TNT/TNT2, на которые устанавливался внешний по отношению к видеочипу чип-декодер DVD, использовавшийся через отдельную программу. Такие карты выпускала, в частности, фирма ASUS.

Adobe, Asus, Blu-Ray, DirectX, DVD, DXVA Checker, Flash, Linux, Microsoft, OpenGL, Riva TNT, vdpauinfo, Windows 7, Windows Vista, видео, драйвер, стерео

Проблемы совместимости некоторых чипсетов с видеокартами на базе NVIDIA #

VIA 691

Данный чипсет несовместим с видеокартами GeForce 256 и выше. Использование их в системах на базе этого чипсета возможно лишь в режиме совместимости с PCI. Для этого не надо устанавливать драйвер VIA AGP в системах Windows 9x-ME. В системах Windows 2000/XP следует отключить поддержку AGP с помощью RivaTuner.

RivaTuner AGP
Отключение AGP возможно лишь с драйвером версии до 56.ХХ.

VIA 694

  • Режим AGP 4x работает нестабильно. Драйвер NVIDIA по-умолчанию форсирует режим 2х. Информацию о включении режима смотрите в специальном вопросе FAQ.
  • Режим AGP Fast-Writes работает нестабильно. Включение Fast-Writes в системах на базе этого чипсета чаще всего приводит к фатальным ошибкам 3D, а иногда и Windows приложений.

VIA P4X266

Реализация AGP в данном чипсете имеет серьезные проблемы совместимости с большинством видеокарт. На практике это выражается в том, что установленная AGP-видеокарта не инициализируется при включении или же наблюдаются значительные искажения изображения. Не существует способов решения данной проблемы.

VIA КТ266А

При установке видеокарты на базе NVIDIA GeForce 4 MX может происходить зависание/невключение компьютера после «мягкой» (инициированной операционной системой) или «жесткой» (кнопкой Reset) перезагрузки. Это вызвано недостаточным уровнем сигнала «сброс» по шине AGP у чипсета КТ266 для сброса регистров состояния графических процессоров GeForce 4 MX 420-460. NVIDIA обновила спецификацию видеокарт на базе этих графических процессоров, карты, выпущенные после июня 2002 года, ей не подвержены, также как и карты с поддержкой AGP 3.0 (8x). Для владельцев карт первых выпусков существует экстремальное решение в виде припаивания резистора 120 Ом для повышения чувствительности карты к сигналу Reset.

GF4MX mod

VIA KT880, KM400

В данных чипсетах содержится ошибка в механизме обмена видеокарт AGP 3.0 с оперативной памятью, приводящая к искажению данных при передаче по шине. Ошибка проявляется, в частности, в порче интерфейса рабочего стола Windows. Эта проблема не затрагивает 3D приложения, работающие через AGP апертуру, и обходится драйвером NVIDIA версии 77.72 и более новыми.

VIA PT880, K8T(M)890, P4T(M)890

Данные чипсеты имеют проблемы совместимости с видеокартами с интерфейсом шины PCI Express 2.0 на базе графических процессоров GeForce 8800 GT, приводящие к невключению компьютера при установленной видеокарте. ASUS и EVGA выпустили специальные обновления BIOS видеокарт для пользователей подобных сочетаний оборудования, однако для обновления видео-BIOS придется воспользоваться другим компьютером. Также существует экспериментальная методика исправления проблемы для видеокарт других производителей путем редактирования видеоBIOS. В редакторе NiBiTor откройте файл видеоBIOS, зайдите в меню «Tools», «Set PCIE gen» и выберите из выпадающего списка gen1

NiBiTor PCIE gen1
Инструкции по работе с видеоBIOS смотрите в специальном разделе FAQ.

Intel 440LX

Этот первый чипсет с поддержкой AGP имеет ряд проблем с видеокартами AGP 2.0. В случае проблем рекомендуется с помощью RivaTuner отключить поддержку SBA и ограничить скоростной режим до 1х. Также, если был установлен (через адаптер) процессор Intel Pentium III с ядром Coppermine, то драйвер NVIDIA не стартует. В настоящее время нет решения этой проблемы.

Intel X38

Чипсет содержит ошибку логики управления состоянием шины PCI Express 2.0. Хотя некоторые производители материнских плат исправили данную ошибку с помощью обновлений BIOS, большинство производителей — нет. Вследствие этого, NVIDIA в драйверах 190.хх и более новых ограничивает режим работы шины PCI Express видеокарт версией 1.1 вместо 2.0.

AMD 750/760

  • Режим AGP 2x чипсетов AMD 750 работает нестабильно. Драйвер NVIDIA по-умолчанию форсирует режим 1х. Информацию о включении режима смотрите в специальном вопросе FAQ.
  • Режим AGP SBA чипсетов AMD 750 работает нестабильно. Драйвер NVIDIA по-умолчанию отключает SBA. Информацию о включении режима смотрите в специальном вопросе FAQ.
  • Реализация обмена шины AGP с оперативной памятью в данных чипсетах чрезвычайно чувствительна к стабильности работы оперативной памяти. В случае фатальных сбоев всех 3D приложений тщательно протестируйте оперативную память.

SiS 648

Режим AGP 8x работает нестабильно. В случае проблем рекомендуется обновить BIOS материнской платы, отключить функцию AGP Fast-Writes и ограничить скорость работы порта AGP до 4х через BIOS Setup. В крайнем случае рекомендуется форсирование режима AGP 2.0, смотрите специальный вопрос FAQ.

ALi 1647

Чипсет имеет серьезные проблемы совместимости с видеокартами на базе NVIDIA. Фирма-разработчик рекомендует использовать драйвер версии 23.11 для видеокарт GeForce 2/2 MX и более ранних. Драйверы NVIDIA версии 27.ХХ и более новые по-умолчанию отключают поддержку AGP. Информацию о включении режима смотрите в специальном вопросе FAQ. Рекомендуется с помощью утилиты от разработчика отключить функцию AGP SBA и ограничить скоростной режим порта AGP.

nForce3

  • В сочетании с видеокартами на базе графических процессоров GeForce 6X00 использование функции AGP Fast-Writes может приводить к ложным срабатываниям защиты драйвера, выражающимся в лагах изображения 3D приложений и игр. В таких случаях отключите использование Fast-Writes в BIOS материнской платы или с помощью RivaTuner.
  • Драйвер контроллера чипсетов nForce 3, включенный в состав Windows Vista, не совместим с двуядерными/двухпроцессорными системами. Подробнее смотрите в специальном вопросе FAQ.

AGP, ALI, AMD, Asus, BIOS, BSOD, CPU, EVGA, GeForce 2, GeForce 2 MX, GeForce 256, GeForce 4 MX, GeForce 8800 GT, Intel, nForce, nForce 3, NiBiTor, PCI Express, RAM, RivaTuner, SIS, VIA, VideoBIOS, автотормоз, артефакты, драйвер

Замечания по материнским платам ASUS P6T Deluxe #

Участник форума mishmak сообщает, что данные материнские платы имеют ограниченную совместимость с видеокартами NVIDIA семейств 6Х00-7Х00 при использовании Windows XP. Драйвер NVIDIA не устанавливается, компьютер зависает.

Asus, Windows XP, драйвер

7994420702;horizontal

Предупреждение относительно технологий скрытого разгона видеокарты в BIOS материнских плат #

Под опциями BIOS «PEG Link Mode», «PCIE Dynamic Overclocking», «Robust Graphics Booster», встречающихся на материнских платах производства ASUS, Gigabyte и ряда других, скрывается динамический разгон видеокарт с интерфейсом PCI Express. Разгон не дает большого прироста, так как осуществляется в пределах 15%, но при этом пользователь не уведомляется о факте разгона и все-таки уменьшается стабильность работы видеокарты. Рекомендуется выключить такие функции, установив их в значение Slow или Disable. Функция разгона из BIOS не действует после загрузки системы, если включен разгон в драйвере/RivaTuner.

Asus, BIOS, Gigabyte, overclock, PCI Express, разгон

Какой драйвер лучше использовать? И какая версия будет лучше для моей видеокарты? #

Рассмотрим источники драйвера к видеокарте:

  • драйвер с диска, шедшего с картой. Сразу уберите диск до наступления лучших времен, когда карту понадобится продать. Не следует устанавливать драйвер с диска, там уже устаревшая версия;
  • драйвер, установленный операционной системой. Драйвер из поставки Windows 2000 и Windows ME годится лишь если вы не планируете использовать функции 3D-ускорения и многомониторности видеокарты. В Windows XP и Vista включена более функциональная версия драйвера, но ряд функций, таких как nView и поддержка OpenGL, отсутствует;
  • драйвер с сайта производителя видеокарты. Это обычно тот же образцовый драйвер от NVIDIA, но прошедший тестирование и адаптированный для отображения видеокарты по названию модели. В ряде случаев нет и этих отличий. Только Asus и ELSA серьёзно дорабатывали драйверы для своих продуктов, и то лишь в прошлом. Из-за затрат времени на тестирование версия драйвера, предлагаемого производителем видеокарты, обычно отстает от версии, предлагаемой NVIDIA. Так что если Вам нужен самый новый драйвер, используйте драйвер от NVIDIA;
  • драйвер с Windows Update. На Windows Update выкладываются как драйверы от NVIDIA, так и драйверы от производителей видеокарт. К сожалению, запаздывание появления версии драйвера на Windows Update по отношению к сайту NVIDIA/производителя видеокарты достигает иногда года, что делает практически бессмысленным использование Windows Update для обновления драйвера видеокарты;
  • образцовый драйвер с сайта NVIDIA, он же референс. Однако, если ваша видеокарта имеет какие-то уникальные функции, вроде ТВ-входа, ТВ-тюнера, разъема для подключения джойстика или стереоочков, то следует использовать проверенный драйвер от производителя видеокарты, поскольку такие дополнительные функции могут не заработать с образцовым драйвером.

В большинстве случаев следует использовать драйвер последней доступной версии. Вопреки сложившемуся убеждению, что новые версии драйвера бесполезны для давно выпущенных видеокарт, новые версии обычно содержат исправления и улучшения в том числе и для устаревших графических процессоров. Это возможно за счет внутреннего разделения драйвера на специфические модули поддержки каждого конкретного поколения графических процессоров и общие модули для нескольких или всех поколений сразу. Кроме того, новые игры и приложения обычно пишутся в расчете на выполнение с современными версиями драйвера, и со старыми версиями не будут запускаться или будут работать очень медленно.

WHQL обозначает специальную лабораторию Microsoft, в которой аппаратные средства и их драйверы проходят испытания на совместимость с операционными системами Windows. Прошедшие испытания с положительным результатам драйверы подписываются цифровой подписью и снабжаются специальным цифровым сертификатом. Прохождение этой проверки не является обязательным. По-идее, имеющие сертификат драйверы отличаются большей стабильностью, на практике при тестировании в основном проверяют взаимодействие драйвера с подсистемами Windows и соответствие его функций аппаратного ускорения стандартам DirectX. Проверке надежного взаимодействия с оборудованием и реальными приложениями уделяется меньше внимания. Практические наблюдения показывают, что версии драйверов, имеющие сертификат WHQL, содержат ошибки не реже неподписанных версий, и принимать как критерий при выборе драйвера наличие WHQL-сертификата не стоит, если речь не идет о выборе драйвера для серверной операционной системы.

Следует отметить, что сертификация драйверов для видеокарт, не соответствующих DirectX 9.0, как и сертификация драйверов для устаревших операционных систем, прекращена. Например, последняя сертифицированная версия для Windows 9x-ME — 40.72.

Предупреждение: на ряде других сайтов могут быть выложены драйверы более новой версии, нежели на сайте NVIDIA. Это так называемые бета-версии, рассылающиеся для тестирования. Не следует пытаться их устанавливать «просто так», в них может отсутствовать, частично или полностью, поддержка некоторых видеокарт и возможностей, а также могут содержаться серьезные ошибки.

Asus, DirectX, ELSA, Microsoft, OpenGL, Windows 2000, Windows 9x, Windows Server, Windows Vista, Windows XP, драйвер

Драйверы NVIDIA и программы удаленного администрирования (RAdmin, VNC, DameWare) #

При установке и использовании специальных драйверов захвата экрана программ удаленного администрирования возможен ряд конфликтов с драйвером NVIDIA. Типичными проблемами являются:

  • отключение драйвера NVIDIA (система загружается в минимальном видеорежиме);
  • отключение аппаратного ускорения 2D и 3D;
  • отключение и невозможность включения графического интерфейса Windows Aero;
  • искажения изображения при удаленном подключении;
  • аварийное завершение работы Windows с падением в «синий экран» при удаленном подключении.

Рекомендуется по возможности не устанавливать специальные драйверы дисплея программ удаленного администрирования. Если использовать драйверы все-таки необходимо, снизьте до минимума уровень аппаратного ускорения в свойствах экрана в панели управления Windows и не используйте специальные режимы многомониторности «Клон» и «Расширение». Указанные драйверы также несовместимы с рядом фирменных драйверов и утилит от производителей видеокарт, например с ASUS Enhanced Driver.

Aero, Asus, BSOD, Remote Desktop, артефакты, драйвер, клон

Где найти обновления видеоBIOS? #

Если производитель видеокарты известен, то с сайта производителя. Иногда проивзодитель предлагает утилиты автоматического поиска и обновления BIOS, например ASUS LiveBios или MSI LiveUpdate. Если производитель неизвестен, или на его сайте нет нужного обновления, можно поискать BIOS на следующих сайтах:

Предупреждение: Не пытайтесь использовать «образцовый» (reference) BIOS NVIDIA для карт от известных производителей, использующих не-референс схему печатной платы! В частности, видеокарты ASUS, MSI, LeadTek и ряда других производителей после такого обновления могут стать неработоспособными!

Предупреждение: Будьте внимательны при выборе файла BIOS. Убедитесь, что файл BIOS предназначен для вашей видеокарты. Параметры видеокарты можно определить с помощью утилит RivaTuner и GPU-Z.

  • Удостоверьтесь, что вы выбрали BIOS для видеокарты, оснащенной видеопамятью того же типа, что и ваша (SDRAM, SGRAM, DDR, DDR2, DDR3). Для разных типов памяти используются разные настройки видеоBIOS, и прошивка BIOS с настройками для типа видеопамяти, отличающегося от типа видеопамяти вашей видеокарты приведет к ее неработоспособности. Тип видеопамяти, для которого предназначен BIOS, пока ни одна из известных утилит не определяет. Можно с помощью редактора BIOS, такого как NiBiTor, сравнить значения таймингов в текущем BIOS и в файле обновления, они не должны заметно отличаться. Прошивайте BIOS только если Вы уверены в совпадении типа видеопамяти.
  • Удостоверьтесь, что вы выбрали BIOS для видеокарты, оснащенной графическим процессором той же ревизии, что и процессор на вашей видеокарте. Графические процессоры разных ревизий могут отличаться техпроцессом, предельными частотами и температурой эксплуатации, напряжением питания и даже числом конвейеров. Прошивка в карту с графическим процессором старой ревизии видеоBIOS, предназначенного для процессора новой ревизии, может привести к физическому повреждению графического процессора.
  • В видеокартах на базе графических процессоров GeForce 6X00 и более новых часто применяется градация по ценовому диапазону с помощью изменения числа конвейеров одного и того же графического процессора. Как правило, производители отключают конвейеры, не прошедшие тестирование из-за наличия аппаратных ошибок в их работе. Смена видеоBIOS на BIOS от другой видеокарты может привести к разблокировке сбойных конвейеров, что приведет к различным сбоям в работе видеокарты. Даже если в новом BIOS заблокировано такое же количество конвейеров, порядковые номера конвейеров в маске могут не совпасть, в результате будут отключены работоспособные блоки и включены неработоспособные. Проверить совпадение программной маски для видеокарт семейства GeForce 6X00 можно с помощью функции эмуляции видеоBIOS из файла утилиты RivaTuner. Для этого создайте диагностический отчет (Diagnostic report) c включенной опцией «NVIDIA VGA BIOS information», посмотрите в соответствующем разделе отчета строки «SW units mask» и «HW units mask» и запомните номера отключенных конвейеров. После этого перейдите на закладку «Реестр» (PowerUser), загрузите базу RivaTuner.rtd и в разделе «System» в ключе EmulateBIOSFromFile пропишите путь к файлу видеоBIOS

    RivaTuner BIOS Emulation

    Перезапустите программу и снова создайте диагностический отчет. Проверьте номера отключенных конвейеров в разделе «NVIDIA VGA BIOS information». Если они не совпадают, прошивать этот файл BIOS нельзя. Если модуль отчета пишет об ошибке доступа к BIOS, на закладке «Реестр» (PowerUser) присвойте ключу DisablePCIRCheck значение 1 и пересоздайте отчет.

Asus, GPU-Z, LeadTek, MSI, NiBiTor, PCI, RivaTuner, VideoBIOS, VRAM, видеопамять, реестр

Почему видеокарта переходит в 3D режим, если не запущено ни одного 3D приложения? #

Видеокарты, у которых отсутствует разделение на режимы производительности, всегда работают с максимальными частотами. Это, например, видеокарты на базе GeForce FX фирмы ASUS и большинство видеокарт на базе графического процессора G92 (GeForce 8800, 9800, GeForce GTS). Проверить наличие/отсутствия разделения на режимы можно, открыв BIOS видеокарты в редакторе NiBiTor. Если на закладке «Clockrates» в таблице частот заполнена значениями лишь одна строка или все строки заполнены одинаковыми значениями — у карты нет разделения режимов.

Предупреждение: нельзя сделать разделение режимов производительности, просто заполнив пустые строки в таблице частот. Разделение режимов требует внесения изменений во множестве мест BIOS, заполнение только таблицы частот не сделает режимы функционирующими и может привести к неработоспособности видеокарты после прошивки модифицированного BIOS.

Если у видеокарты разделение режимов присутствует, переход в режим 3D может быть вызван использованием различных функций видеокарты:

  • Прежде всего следует обратить внимание на заставку — хранитель экрана (screensaver). Некоторые заставки, использующие 3D графику, после нажатия клавиш неправильно завершают работу и остаются «висеть» в оперативной памяти, не проявляясь внешне.
  • Воспроизведение видео. Многие современные проигрыватели и декодеры умеют использовать функции графического процессора по ускорению декодирования видео. В этих функциях могут использоваться 3D блоки карты для аппаратного выполнения сложных операций с видеопотоком, что распознается драйвером как запуск приложения с 3D ускорением. Аппаратное ускорение использует и Adobe Flash Player, начиная с версии 9.0.115.
  • Использование приложений и Web-страниц, основанных на Java. Виртуальная машина Java от Sun может использовать функции Direct3D или OpenGL для отображения некоторых эффектов.
  • Некоторые приложения умеют использовать мощности видеокарты для вычислений с помощью API NVIDIA CUDA, например клиент распределенных вычислений Folding@Home и программы линейки Password Recovery фирмы Elcomsoft.
  • Видеокарты на базе графических процессоров G92 и более новых работают на частотах режима 3D при использовании многомониторности (DualView).
  • Использование режима 120 Гц 3D Vision-совместимых мониторов на рабочем столе также может приводить к работе GPU на повышенной частоте.

3D Vision, Adobe, Asus, CUDA, DirectX, DualView, Flash, GeForce 8800, GeForce 9800, GeForce FX, Java, NiBiTor, OpenGL, видео, монитор

Я не разгонял карту, однако в мониторинге RivaTuner видно, что карта работает на частотах выше стандартных. #

  1. В BIOS материнской платы может присутствовать опция динамического разгона видеокарт PCI Express скрытно от пользователя. Информацию об отключении таких функций смотрите в специальном вопросе FAQ.
  2. Ряд производителей оснащают свои видеокарты функцией динамического разгона, например технологии D.O.T у MSI, A.I. у ASUS. Изучите руководства пользователя к видеокарте для нахождения информации об отключении этой функции.
  3. Частоты графического процессора видеокарт на базе G94, G96, G98 зависят от частоты шины PCI Express (стандартно — 100 МГц). При разгоне центрального процессора по шине синхронно частота шины PCI-E может вырасти, соответственно, вырастет и частота GPU.

Asus, BIOS, MSI, overclock, PCI Express, разгон

Что такое «автотормоз» и как можно его отключить/обойти? #

«Автотормоз» — это бытовое название интеллектуальной защиты от зависания графического процессора в драйвере NVIDIA, начиная с версии 40.ХХ. Защита основана на контроле состояния графического процессора, и работает лишь с графическими процессорами GeForce FX и более новыми. Для видеокарт, оснащенных термодатчиком, параллельно контролируется температура ядра чипа. Если в работе чипа стали возникать ошибки, либо температура превысила допустимый уровень, происходит принудительный перевод карты на безопасный уровень частот и энергопотребления. Драйвер проверяет работоспособность графического процессора после применения разгона, и во время выполнения 3D приложений с использованием аппаратного ускорения. Работа автотормоза приводит к двум типичным проблемам:

  1. Если графический процессор не прошел проверку после применения разгона при загрузке операционной системы, то частоты сбрасываются до исходного уровня для режима без 3D ускорения, и фиксируются в этом сеансе работы как для режима выполнения 2D приложений, так и для режима 3D приложений. После перезагрузки будут установлены исходные для видеокарты частоты для всех режимов.
  2. Если процессор не прошел проверку во время исполнения 3D приложений, то он переводится в специальный режим «low power 3D» с пониженными частотой и напряжением питания, и удерживается в таком состоянии вплоть до момента, когда чип снова начнет проходить проверку (или до снижения температуры ниже уровня срабатывания защиты). Проявляется это как лаг во время игры. Рекомендованным решением проблем является ограничение разгона уровнем, определенным с помощью функции автодетекта предельного разгона карты во встроенном средстве разгона драйвера или в RivaTuner. Повысить этот предел можно улучшением охлаждения графического процессора. Если снижение в low power 3D не помогло или этот режим недоступен, то карта переходит в режим 2D и может удерживается в нем вплоть до перезагрузки.

Отключить «автотормоз» возможно фиксированием одинаковых частот для всех режимов работы видеокарты с помощью RivaTuner или путем редактирования BIOS видеокарты. Для фиксирования в RivaTuner надо на закладке Реестр (PowerUser) загрузить базу ключей RivaTuner.rtd и создать ключ реестра EnablePerfLevelForcing в группе «NVIDIA \ Overclocking» с значением 1.

RivaTuner locking levels

Тогда в панели разгона RivaTuner появится опция «Форсировать уровень производительности» (Force constant performance level), включение которой зафиксирует частоты для всех режимов карты по уровню разгона для 3D режима.

Force 3D level

Недостатком метода является тот факт, что частота и энергопотребление будут постоянно высокими, даже если функции 3D ускорения не используются. Это приведет к большему нагреву карты и к повышенной нагрузке на систему стабилизации электропитания.

Другим вариантом является прошивка BIOS от видеокарт производителей, не использующих разделение на уровни производительности, например фирмы ASUS, или же удаление таблицы производительности из BIOS с помощью редакторов NiBiTor и BIOS Modifier. Тротлинг в форме перехода на более щадящие частоты/напряжения при использовании таких BIOS невозможен. Однако, имеются свидетельства, что автотормоз при этом не отключается. Просто вместо снижения частоты происходит явление значительного сброса производительности, предположительно за счет пропуска циклов в работе драйвера.

Предупреждение: отключение средства защиты не отключает причины его срабатывания. Просто вместо сброса частоты будут зависания и искажения изображения. Защита введена в драйвер чтобы предотвращать необратимые повреждения видеокарты при выводе пользователем в запредельный режим работы. Гораздо целесообразнее увеличивать пределы разгона видеокарты улучшением ее охлаждения, а не обходом защиты.

Предупреждение: Операционная система Windows Vista содержит схожий механизм защиты для видеокарт, драйверы которых используют архитектуру WDDM. Если графический процессор не отвечает на запросы системы в течение 2 секунд, система перезагружает ее драйвер, при этом частоты выставляются на аппаратные умолчания.

Asus, BIOS Modifier, GeForce FX, NiBiTor, overclock, RivaTuner, VideoBIOS, Windows Vista, автотормоз, драйвер, разгон, реестр, системы охлаждения

Какая температура является предельно допустимой для графических процессоров NVIDIA? #

В BIOS видеокарт в качестве предельной температуры ядра для включения механизма защиты (тротлинга) указывается 105-140 °C. Мониторинг температур во время выполнения 3D приложений показывает, что при температуре ядра в пределах 90 градусов не наблюдается каких-либо проблем в работе качественных видеокарт на базе графических процессоров NVIDIA.

Следует отметить, что системы измерения температуры, применяемые в видеокартах, не отличаются точностью. Во-первых, только в ядре NV43 и более поздних система термомониторинга была полностью интегрирована в чип, в более ранних графических процессорах была зависимость от внешних компонентов, что оставляло место для ошибок в разводке производителями видеокарт. Во-вторых, разрядность АЦП, используемых в большинстве систем термомониторинга, явно недостаточна для измерения с точностью до градуса, и реальные значения температуры получаются интерполяцией или с помощью таблиц поправочных коэффициентов. В-третьих, в самих таблицах пересчета нередко содержатся ошибки. Так, драйверы NVIDIA версий 7Х.ХХ завышали отображаемую температуру на 20% от реальной для карт семейства GeForce 6X00. Эта ошибка была исправлена начиная с версий 71.89 и 76.45. Ошибки также имелись во многих версиях приложения ASUS SmartDoctor, что приводило к нереально высоким сообщаемым значениям температуры ядра на видеокартах серии V9999. Также, в BIOS первых видеокарт на базе графических процессоров G92 (GeForce 8800 GT, 8800 GTS 512) вообще отсутствовали таблицы пересчета показаний встроенного термодиода, из-за чего снимаемые с него утилитой ASUS SmartDoctor показания имеют погрешность порядка десяти градусов.

Так что высокие значения температуры, сообщаемые драйвером и утилитами, сами по себе не являются признаком перегрева, ориентироваться следует на искажения и остановки изображения, свидетельствующие о нестабильной работе видеокарты.

Asus, GeForce 8800 GT, GeForce 8800 GTS 512, SmartDoctor, VideoBIOS, драйвер, мониторинг, системы охлаждения

Почему не отображается температура графического ядра, ведь у GeForce FX и выше встроенный термодатчик? #

  • Термодатчик для семейства GeForce FX используется только на видеокартах семейств FX 5800 и FX 5900. Кроме того, для реализации функции термомониторинга кроме части в графическом процессоре нужна ответная часть на видеокарте, которую производитель мог не разместить на плате (что часто встречалось на видеокартах GeForce FX 5900 XT).
  • Термомониторинг может быть отключен в BIOS видеокарты. В частности, в первых версиях видеоBIOS для GeForce 6600, 6600 GT термомониторинг был отключен. Информацию о его включении смотрите в специальном вопросе FAQ.
  • В референсном дизайне NVIDIA на видеокартах на базе графического процессора G92 (например, GeForce 8800 GT, 8800 GTS 512) за мониторинг температур и управление кулером отвечает контроллер ADT7473, причем драйвер поддерживает только этот контроллер в качестве источника температуры. Ряд производителей отказались от использования данного контроллера, однако, из-за отсутствия в референсном видеоBIOS таблиц компенсации использование показаний встроенного в графический процессор температурного диода также оказалось невозможным. Владельцы видеокарт ASUS могут воспользоваться приложением ASUS SmartDoctor, содержащего программные таблицы пересчета, владельцы прочих видеокарт могут воспользоваться RivaTuner, реализующий аналогичные преобразования в модуле NVThermalDiode.dll.
  • Ряд производителей, в частности ASUS, предпочитают устанавливать свои оригинальные схемы мониторинга вместо использования предлагаемых NVIDIA. Попробуйте воспользоваться фирменной утилитой от производителя видеокарты (SmartDoctor, WinFOX и т.п.).

Asus, GeForce 6600, GeForce 6600 GT, GeForce 8800 GT, GeForce 8800 GTS 512, GeForce FX, GeForce FX 5800, GeForce FX 5900, GeForce FX 5900 XT, RivaTuner, SmartDoctor, VideoBIOS, мониторинг, системы охлаждения

Как можно управлять работой системы охлаждения на видеокарте? #

Управление системой охлаждения возможно лишь в случае, если сама система поддерживает такую возможность (косвенным признаком можно считать число проводов в кабеле, которым кулер подключен к видеокарте, их должно быть не менее 3-х). В картах верхнего ценового диапазона обычно используется автоматическое управление в зависимости от температуры или режима нагрузки на графический процессор. Изменять режим работы системы охлаждения вручную при отсутствии проблем с перегревом не следует. Карты среднего и низшего ценового диапазона обычно имеют всего два возможных режима, или вообще не поддерживают управление системой охлаждения. При регулировке следует учитывать, что в референсном дизайне NVIDIA регулируется не скорость вращения вентилятора напрямую, а подача питания посредством использования ШИМ (PWM) контроллера. Вследствие этого нет возможности задать точное значение текущей скорости вращения, а также снизить эффективность ниже 25% (в низких режимах мотору кулера может перестать хватать мощности питания для вращения крыльчатки).

  • Если карта от известного производителя (ASUS, LEADTEK), то воспользуйтесь утилитой от производителя (SmartDoctor, WinFOX). Следует понимать, что такого рода сервисной функцией обычно оснащают только «топовые» и «разгонные» модели видеокарт.
  • Для видеокарт на базе GeForce FX 5800-5900 и более новых, построенных на референсном дизайне NVIDIA, при использовании драйверов NVIDIA версий 95.ХХ и более новых возможно управление работой системы охлаждения из утилиты nTune/NVIDIA System Tools. Для более старых версий драйвера возможно управление из панели драйвера в свойствах экрана . Для этого требуется с помощью RivaTuner в режиме «Реестр» (PowerUser) создать ключ реестра NvCplEnableFanControl и присвоить ему значение 1 или 3.

    RivaTuner Fan control
  • Для видеокарт на базе GeForce FX 5800-5900 и более новых, построенных на референсном дизайне NVIDIA, возможно также управлять системой охлаждения прямо из RivaTuner. По-умолчанию управление осуществляется через вызов функций драйвера. Для видеокарт, использующих контроллеры F75363S, LM64 или ADT7473, возможно и низкоуровневое управление.
  • Для видеокарт на базе FX 5800, 6Х00 и более новых, построенных на референсном дизайне NVIDIA, возможно изменить предустановленные значения эффективности для разных уровней производительности в BIOS видеокарты. Для этого воспользуйтесь редактором NiBiTor, закладка «Temperatures». Для видеокарт, поддерживающих автоматическое управление системой охлаждения (оснащенных контроллером ADT7473), там же можно изменить предустановленные значения для разных порогов температуры графического процессора (кнопка «Fan Speed IC»).

Asus, GeForce FX, GeForce FX 5800, GeForce FX 5900, LeadTek, NiBiTor, nTune, RivaTuner, VideoBIOS, системы охлаждения

Замечания по видеокартам ASUS GeForce 8500, 8600 с пассивным охлаждением #

Отмечено большое количество выходов из строя таких карт после некоторого периода эксплуатации. Пассивная система охлаждения не способна равномерно охладить графический процессор или же применен термоинтерфейс с неудовлетворительной теплопроводностью.

Asus, GeForce 8500, GeForce 8600, выбор, системы охлаждения

Предупреждение о подключении провода передачи звука к видеокарте для интерфейса HDMI #

Все манипуляции с соединениями следует производить только при полностью выключенном компьютере. Соблюдайте внимательность при подключении провода интерфейса SPDIF к видеокарте, сверьтесь с документацией материнской платы/звуковой карты и убедитесь, что проводник «земли» в проводе SPDIF (обычно черный) подключен именно к контакту GND разъема SPDIF_OUT материнской/звуковой платы.

Предупреждение: Проявляйте особую внимательность с материнскими платами ASUS и звуковыми картами Creative, в их разъемах SPDIF_OUT присутствует выход напряжения +5V для питания фирменных дополнительных переходников. Этот контакт питания не должен быть соединен с видеокартой на базе NVIDIA! Ошибка при подключении провода передачи звука на видеокарту может привести к выходу ее из строя.

Asus, Creative, HDMI, TV, звук, телевизоры

Моя материнская плата поддерживает технологию SLI, но в панели драйвера я не вижу закладки управления SLI #

В RivaTuner на закладке «Реестр» (PowerUser) загрузите базу для текущего драйвера и в разделе «System» присвойте ключам MB_Capable и MB_Enable значения 1. Перезагрузитесь.

RivaTuner SLI

Также, для некоторых ранних материнских плат с поддержкой SLI (на чипсетах nForce 4 SLI/X16, особенно производства ASUS) режим SLI следовало предварительно разрешать изменением конфигурации джамперов или переключателем на самой материнской плате. Обратитесь к руководству материнской платы за информацией об аппаратных «включателях» SLI, таких как ASUS EZ Selector.

Если на материнской плате имеется больше двух слотов PCI Express, проверьте диаграмму выделения линий и слотов PCI Express в документации материнской платы. Включение SLI может быть недоступным, если видеокарты подключены в слоты, обслуживаемые разными компонентами чипсета материнcкой платы. Например, если одна карта установлена в слот, линии шины на который выделяет северный мост или чип nForce 100/200, вторая в слот, линии шины на который выделяет южный мост, такая конфигурация может не определяться драйвером NVIDIA как сертифицированная для SLI. Данная проблема особенно характерна для материнских плат на базе чипсетов Intel. Следует переставить карты в слоты, обслуживаемые одним и тем же чипом.

Asus, Intel, nForce, nForce 4 SLI, nForce 4 SLI X16, PCI Express, RivaTuner, SLI, контрольная панель, реестр

Какие мониторы поддерживаются для 3D Vision? #

Для «стандартного» комплекта GeForce 3D Vision Kit поддерживаются следующие виды мониторов:

  • LCD мониторы с поддержкой частоты обновления 120 Гц, подключаемые через порт Dual-Link DVI из присутствующих в списке на сайте NVIDIA;
  • DLP (проекционные) телевизоры с поддержкой HDTV, подключаемые через порт HDMI и имеющие разъем VESA 3-pin DIN для синхронизации со стереоочками;
  • CRT (электронно-лучевые) мониторы, подключаемые через VGA, поддерживающие частоты обновления 100 Гц и выше. Обратите внимание, что такая частота обновления должна поддерживаться в конкретном разрешении, используемом для игр — в максимально поддерживаемом монитором разрешении частота обновления обычно заметно ниже.

Не поддерживаются следующие виды дисплеев:

  • плазменные панели (по цифровым интерфейсам);
  • LCD телевизоры с частотой обновления 100 или 120 Гц, в которых указанная частота поддерживается лишь путем удвоения частоты изображения, принимаемого с ТВ-тюнера/внешних входов. Для поддержки 3D Vision монитор/телевизор должен уметь принимать изображение с исходной частотой 120 Гц с DVI порта «как есть»;
  • 3D мониторы, самостоятельно формирующие стереоизображение, такие как Sharp 3D или iZ3D (кроме Zalman Trimon, поддерживаемых отдельными драйверами NVIDIA).
  • экраны ноутбуков, кроме специальных 3D Vision-моделей ноутбуков от Asus и Toshiba.

3D Vision-совместимый дисплей должен быть выбран как основной (primary) в панели NVIDIA перед началом использования 3D Vision. Драйвер 3D Vision не поддерживает стереорендеринг для дополнительных дисплеев в настоящее время.

Комплекты 3D Vision Discover (анаглиф) теоретически могут работать на любых дисплеях, но с плазменными панелями, LCD мониторами с большими задержками (latency) и старыми CRT мониторами и телевизорами качество изображения может оказаться неприемлемым.

3D-телевизоры (модели, подключаемые по HDMI 1.4 или 1.3 с поддержкой 3D режимов) поддерживаются для вывода стереоизображения, но должны использоваться фирменные очки от производителя телевизора. Очки NVIDIA 3D Vision с 3D-телевизором работать не будут. Поддержка 3D-телевизоров доступна бесплатно для владельцев комплектов GeForce 3D Vision Kit, для прочих будет выпущено дополнительное платное программное обеспечение 3DTV Play.

3D Vision, Asus, DVI, HDMI, Toshiba, TV, Zalman, монитор, ноутбуки, стерео, телевизоры

У меня сохранились старые стереоочки из комплекта видеокарты ASUS или ELSA. Можно ли их использовать с драйвером 3D Vision? #

Нет. Синхронизация и управление затворными очками из комплекта видеокарт ASUS и ELSA осуществлялись либо через специальный порт на видеокарте, либо с использованием незадействованных контактов в VGA разъёме. На современных видеокартах GeForce необходимых портов/сигналов не разведено.

Предупреждение: Прямое подключение старых очков через переходник 1/8" stereo → VESA 3-pin DIN для включения в выделенный порт некоторых видеокарт Quadro не поддерживается! В старых разъёмах использовалось напряжение питания +12V, а в VESA 3-pin DIN применяется +5V. Подключение контактов напрямую может повредить очки и видеокарту.

3D Vision, Asus, ELSA, VESA, стерео

Замечания по материнским платам ASUS A8N32-SLI #

Последние версии утилиты nTune аварийно завершаются при попытке изменения параметров материнской платы. Для работы утилиты требуется обновить BIOS до версии 1303 или более новой.

Asus, BIOS, nForce, nForce 4 SLI X16, nTune

Замечания по материнским платам ASUS m2npv #

В разводке выхода DVI интегрированного графического процессора на материнских платах данной серии имеются ошибки, приводящие в ряде случаев к неопределению подключенного монитора. Рекомендуется использовать короткий (в пределах 2-х метров) кабель для соединения монитора и материнской платы. Существует экспериментальное руководство по переделке материнской платы для устранения данной ошибки.

Asus, DVI, nForce, nForce 430, монитор

Видеокарта AGP работает не в максимальном скоростном режиме шины (2х вместо 4х, например) #

Прежде всего проверьте, что максимальный скоростной режим разрешен в BIOS материнской платы. Если режим разрешен, имеется ряд отдельных случаев, по которым максимальный режим может быть недоступен:

  • Если материнская плата построена на базе чипсета VIA 694x, то драйвер NVIDIA запрещает режим 4х. Это связано с недостаточной стабильностью в данном режиме большинства материнских плат на этом чипсете. Прежде всего, необходимо подрегулировать значение опции «AGP Driving Streinght» (может также называться «AGP Driving Value») в BIOS материнской платы. Рекомендованное NVIDIA значение — EA, значение, полученное из опыта участников форума — СА. После этого следует разрешить с помощью RivaTuner работу в режиме 4х.

    RivaTuner VIA 4x

    Если драйвер после перезагрузки не включит 4х режим, то следует принудительно включить данный режим в секции AGP настроек уровня драйвера RivaTuner и перезагрузиться. Рекомендуется прогнать тесты и игры для выяснения стабильности системы в данном режиме. Возможно, потребуется методом перебора подобрать оптимальное значение AGP Driving Streinght.
  • Если материнская плата на базе чипсета AMD серии 750, то драйвер не включает режим 2х. Это связано с недостаточной стабильностью в данном режиме большинства материнских плат на этом чипсете. Можно попытаться разрешить с помощью RivaTuner работу в режиме 2х и выставить вручную требуемую скорость.

    RivaTuner AMD 2x

    После перезагрузки рекомендуется прогнать тесты/игры для выяснения стабильности работы в данном режиме.
  • Некоторые материнские платы фирмы ASUS при разгоне после превышения определенной частоты AGP шины автоматически запрещают 4х скоростной режим. Существуют неофициальные BIOS для ряда материнских плат, в которых такое поведение отключено.

Для остальных случаев попробуйте вручную форсировать максимальный режим с помощью RivaTuner, с обязательным тестированием стабильности системы после перезагрузки.

AGP, AMD, Asus, BIOS, RivaTuner, VIA

Замечания по материнским платам Aсorp 6BX81, 6BX86 #

С видеокартой Asus 3800C 16M не работают игры и 3D приложения. Отключите ускорение AGP-текстурирования в утилите DxDiag.exe в Windows 9x-ME или использование AGP в Windows 2000/XP с помощью RivaTuner.

RivaTuner AGP SBA

На платах с 2-Mbit BIOS (BIOS 2A, 2C) таких проблем не замечено.

Acorp, AGP, Asus, BIOS, RivaTuner

Замечания по материнским платам ASUS P2L97 #

Данная плата ревизий 1.05 и более ранних из-за конструктивных особенностей имеет ограничение по выдаваемой портом AGP мощности электропитания, препятствующее использованию большинства видеокарт. Существует экспериментальное руководство по доработке платы.

AGP, Asus, электропитание

В чем различие двух закладок для разгона, в низкоуровневых настройках (low level) и в настройках уровня драйвера (driver level) в RivaTuner? Какой из них пользоваться? Почему закладка в низкоуровневых настройках недоступна? #

Закладка в низкоуровневых настройках использует метод прямого программирования графического процессора. Закладка уровня драйвера использует API драйвера NVIDIA для получения текущих и установки новых значений частот. Использование прямого доступа позволяет более точно управлять частотой и избежать неадекватного тестирования применимости частот драйвером, но может привести к зависанию. Использование закладки уровня драйвера позволяет более безопасно управлять частотами и произвести предварительную проверку работоспособности видеокарты с планируемыми частотами. Видеокарты с графическим процессором GeForce FX и более новыми в большинстве имеют динамическое тактование, драйвер выбирает частоту исходя из того, задействована ли функция аппаратного ускорения 3D графики, или нет. При переходе из одного режима в другой предыдущие аппаратные настройки частоты сбрасываются. Вследствие этого низкоуровневый режим разгона отключен для видеокарт на базе GeForce FX и всех последующих графических процессоров. Низкоуровневый разгон для видеокарт без динамического тактования (некоторые модели ASUS, к примеру) позволяет осуществить утилита PowerStrip.

Asus, GeForce FX, overclock, PowerStrip, RivaTuner, разгон

Почему разгон видеокарты даже на 1 МГц приводит к столь резкому падению производительности? #

Данная ситуация характерна для видеокарт GeForce FX — 7X00 производства ASUS, а также при использовании модифицированных BIOS с заявленным отключенным «автотормозом». Общая черта — отсутствие у видеокарты разделения режимов работы на 2D и 3D. Проблема возникает из-за ошибки драйвера в разгоне таких видеокарт. Разгоняйте карту только по чипу или воспользуйтесь утилитой PowerStrip.

Участник форума BlackIsle предложил иной метод решения проблемы: через редактирование BIOS видеокарты. Вам понадобятся редактор видеоBIOS RVBEdit, утилита обновления BIOS nvflash и BIOS от видеокарты на базе GeForce FX 5200.

В RVBEdit читаете BIOS своей видеокарты, в меню «Open» выбрав «Read from memory», и сохраняете его, допустим под именем my.rom. Далее открываете BIOS от FX 5200 и, не закрывая программу, открываете в ней свой BIOS. Теперь на закладке «Initialization» в области «Memory Clock tables» меняете первую строку на те частоты которые Вам нужны. После того как в первой строке Вы заполнили частоты ядра и памяти жмете обе кнопки «DUP» под обоими столбцами чтоб эти частоты проставились во всех строках. Сохраняете измененный BIOS, например под именем new.rom, и прошиваете его в видеокарту.

Редактор NiBiTor, начиная с версии 2.8, может изменять исходную частоту, устанавливаемую видеоBIOS при включении компьютера («Bootup Clocks»), за счет этого для таких видеокарт возможен разгон без использования средств драйвера.

Asus, GeForce FX 5200, NiBiTor, NVFLASH, overclock, PowerStrip, RVBEdit, VideoBIOS, автотормоз, драйвер, разгон

Замечания по видеокартам ASUS V9280S #

Видеокарты первой ревизии имели брак монтажа радиатора для охлаждения микросхем памяти на обратной стороне карты. Радиатор отставал от микросхем памяти и не имел термоинтерфейсов в точках соприкосновения. Кроме того, многие партии вместо положенной памяти с временем доступа 2.8 наносекунд комплектовались памятью с временем доступа 3.3 наносекунды. Позднее была выпущена вторая ревизия видеокарты, в которой была решена проблема крепления охлаждения видеопамяти. В прайс-листах и каталогах карты второй ревизии проходят обычно под названием «9280S2». При приобретении проверяйте дату выпуска видеокарты, она должна быть выпущена не ранее мая 2003 года. Также осмотрите плату сбоку на просвет, чтобы убедиться, что радиатор соприкасается со всеми микросхемами памяти.

Asus, GeForce 4 Ti 4200 AGP-8x, VRAM, видеопамять, системы охлаждения

Замечания по материнским платам ASUS A7N8X/Deluxe #

  • Отмечены многочисленные случаи нестабильной работы оригинальной оперативной памяти фирмы Samsung на этих материнскими платах. В случае проблем стабильности работы компьютера или сообщений POST об ошибках памяти рекомендуется заменить память на память другой марки.
  • Особенности работы возможности Processor Bus Disconnect. Эта возможность включена на материнской плате изначально и работает с процессорами AMD Athlon, поддерживающими этот режим (начиная с ядра Palomino). Но эта возможность в стандартной конфигурации может не работать с процессорами на ядре Barton. Участник нашего форума Ray обнаружил, что причина может заключаться в конфликте со сходного назначения возможностью Halt Monitor. Для отключения Halt Monitor необходимо скачать программу WPCREDIT и/или WPCRSET и исправить вручную в регистре значение по смещению 6F, изменив значение 7-го его бита с 1 на 0.

AMD, Asus, CPU, nForce, nForce 2, RAM, Samsung, системы охлаждения

В диспетчере оборудования Windows устройство «NVIDIA WDM Video Capture» помечено желтым вопросительным знаком, сообщается, что устройство не работает (Код.10) #

Чаще всего это означает, что видеокарта не оснащена функцией видеозахвата (ViVo), но по каким-то причинам был установлен драйвер NVIDIA WDM. Просто удалите драйвер NVIDIA WDM из системы через панель управления Windows — «Установка и удаление программ». Ниже приведены возможные причины для случая, когда видеокарта оснащена такой функцией (о ней прямо заявлено на упаковке/в документации видеокарты): 

  1. Если в видеокарту прошивался «неродной» (референс, для видеокарты другого производителя) BIOS, то могла быть потеряна поддержка ТВ-входа. Следует вернуть исходный BIOS.
  2. Новые WDM драйверы NVIDIA не поддерживают сочетание чипов Chrontel и Philips на одной карте, часто использовавшееся в картах ASUS серии Deluxe. Причина в коллизиях на шине i2C. Попробуйте установить специальную версию WDM драйвера.
  3. Попробуйте включать компьютер при отключенном кабеле к источнику сигнала или телевизору. Подсоединяйте кабель после загрузки Windows.
  4. Попробуйте другую версию драйвера видеокарты или WDM драйвера. Возможно, придется подбирать совместимые версии драйвера видеокарты и WDM драйвера.
  5. Драйверы NVIDIA WDM версий 4.ХХ и выше не поддерживают видеокарты на базе графических процессоров GeForce FX и более ранних.

Asus, VideoBIOS, ViVo, драйвер

При захвате с ТВ-входа видеокарты ASUS все изображение забито белым пятном или полосами #

Видеокарты фирмы ASUS на базе Riva TNT/TNT2 с функцией ViVo не поддерживаются драйвером NVIDIA WDM версии выше 1.08.

Asus, Riva TNT, Riva TNT2, ViVo, артефакты, драйвер