9923986909;rectangle
7994420702;horizontal

драйвер

Наблюдаются искажения изображения — «артефакты»: цветные точки, полосы, пропадание частей #

  1. Прежде всего следует проверить температуру и работу системы охлаждения графического процессора. Для современных видеокарт можно воспользоваться функцией мониторинга утилиты RivaTuner. Если температура GPU превысила 90 °C, и система охлаждения работает с низкой или нулевой эффективностью,  следует немедленно выключить компьютер и проверить исправность вентилятора на карте. Для устаревших карт и карт с пассивным охлаждением следует осторожно проверить температуру радиатора вручную. Рекомендованными действиями является замена вентилятора или его разборка и прочистка, а также замена термоинтерфейса между графическим процессором и радиатором на свежую термопасту.
  2. Если температура в пределах нормы и система охлаждения работает нормально, следует протестировать видеопамять с помощью программ из специального вопроса FAQ.
  3. Если тесты памяти ошибок не показали, с помощью RivaTuner снизьте частоту графического процессора на 100 МГц и проверьте, не исчезли ли ошибки изображения. Если тесты видеопамяти показали наличие ошибок, снизьте частоту видеопамяти на 100 МГц и прогоните тесты снова.
  4. Если после снижения частоты ошибки исчезли, это свидетельствует об определенной деградации компонентов видеокарты. Если видеокарта еще находится на гарантии, и ошибки появились не после перегрева/разгона, следует обратиться в сервис-центр. Если гарантийный срок истек, частоты, при которых ошибок не наблюдается, следует закрепить (установив в RivaTuner признак применения заданных частот при загрузке) и эксплуатировать карту в таком режиме до приобретения новой.
  5. Если после снижения частоты ошибки не исчезли, следует проверить систему на возможные неполадки по списку ниже:
    • причиной может быть некорректный драйвер AGP контроллера чипсета материнской платы. Обновите драйверы чипсета с сайта производителя материнской платы/разработчика чипсета;
    • обновите драйвер видеокарты. Если обновление не помогло, попробуйте наоборот, установить более старую версию драйвера. В частности, в настоящее время при наблюдении артефактов в старых играх рекомендуется использовать драйвер NVIDIA версии 178.24;
    • возможно, в системе установлена звуковая карта Yamaha на базе чипов 7x4. Имеется конфликт между драйвером NVIDIA и драйвером MIDI-синтезатора этих звуковых карт. Воспользуйтесь утилитой PowerYMF для отключения MIDI синтезатора;
    • причина может быть в конфликте между установленной виртуальной машиной Sun Java (или Java Runtimes) и утилитой драйвера nView Desktop Manager. Отключите nView Desktop Manager в панели управления Windows;
    • проверьте, не включен ли в BIOS материнской платы режим «write combining» (опция его включения обычно имеет вид «Video Memory Cache Mode : USWC»). В системе Windows XP снимите флажок «Совмещенная запись» в свойствах экрана, на закладке «Диагностика»;
    • если материнская плата построена на чипсете VIA с поддержкой AGP 3.0, порча изображения может быть вызвана имеющейся несовместимостью чипсета с видеокартами на базе NVIDIA. Эта проблема исправлена в драйвере NVIDIA версии 77.72 и выше, обновите драйвер видеокарты;
    • имеется несовместимость драйверов ТВ-тюнеров фирмы AverMedia и драйверов NVIDIA (70.ХХ и выше). Обновите драйвер ТВ-тюнера с сайта производителя;
    • ряд процессоров AMD К6-2, Athlon и Duron с индексами до 1400 имел дефект блоков MMX/3DNow, приводящий к различным ошибкам в воспроизведении видео, отображении JPEG изображений, и в 3D играх. Это официально признанная ошибка. Проверить, имеет ли ваш процессор данную ошибку, можно с помощью утилиты pmultest.
  6. Если ничего из списка выше не наблюдается/не помогает, это свидетельствует о серьезных неисправностях компонентов видеокарты. Следует обратиться по гарантии (если есть), иначе карта не подлежит дальнейшей эксплуатации. Если гарантии нет, до замены видеокарты на новую можно предпринять следующие действия:
    • может иметь место несовместимость видеокарты и материнской платы. Проверьте по возможности видеокарту в другом компьютере;
    • возможно, поврежден один из конвейеров графического процессора. Для видеокарт на базе графических процессоров от GeForce 6Х00 до GeForce 8800 (на базе G80) можно попытаться с помощью драйвера NVStrap из поставки RivaTuner обнаружить и отключить сбойный конвейер. Запустите RivaTuner и перейдите на закладку драйвера NVStrap в низкоуровневых системных настройках (low-level system settings). Установите драйвер. В поле «Конфигурация активных блоков» (Active pixel/vertex units configuration) выберите режим произвольной конфигурации для перехода к окну управления конфигурацией. Запомните изначальную конфигурацию. Выключите один из конвейеров графического процессора, сохраните конфигурацию, перезагрузитесь и проверьте те приложения, в которых наблюдались искажения. Если проблема исчезла, оставьте конвейер выключенным. Если проблема осталась, включите конвейер обратно и выключите следующий, после перезагрузки проверьте проблемные приложения снова. Следует ставить/снимать флажки только для строк, прямо подписанных как пиксельные или вершинные конвейеры (pixel/vertex unit), и больше ни в каких других.

AGP, AMD, Aver, BIOS, CPU, GeForce 8800, Java, RivaTuner, VIA, Windows XP, артефакты, видео, драйвер, конвейер, системы охлаждения

При работе 3D приложений и игр они аварийно завершаются, компьютер зависает или операционная система выпадает в «синий экран» #

  1. Прежде всего следует проверить температуру и работу системы охлаждения графического процессора. Для современных видеокарт можно воспользоваться функцией мониторинга утилиты RivaTuner. Если температура GPU превысила 90 °C, и система охлаждения работает с низкой или нулевой эффективностью,  следует немедленно выключить компьютер и проверить исправность вентилятора на карте. Для устаревших карт и карт с пассивным охлаждением следует осторожно проверить температуру радиатора вручную. Рекомендованными действиями являются замена вентилятора или его разборка и прочистка, а также замена термоинтерфейса между графическим процессором и радиатором на свежую термопасту.
  2. Если видеокарта имеет интерфейс AGP:
    • eсли материнская плата построена на базе чипсета VIA 694, то проверьте, не включена ли в BIOS поддержка AGP FastWrites. Данная возможность в этом чипсете может приводить к фатальным ошибкам 3D приложений;
    • уменьшите размер AGP апертуры, выделенный в BIOS материнской платы;
    • причиной может быть некорректный драйвер AGP контроллера чипсета материнской платы. Обновите драйверы чипсета с сайта производителя материнской платы/разработчика чипсета;
    • с помощью RivaTuner уменьшите скорость работы AGP порта и отключите возможности SBA и/или Fast-Writes.
    • если используются процессор AMD и Windows 2000, обязательно установите заплатку, исправляющую проблему недостаточного выделения памяти.
  3. Для видеокарт с интерфейсом PCI Express проверьте, что в BIOS материнской платы отключена опция автоматического разгона. Подробнее смотрите специальный вопрос FAQ.
  4. С помощью таких утилит, как SpeedFan и HWMonitor, проверите значения напряжений электропитания во время работы игр/3D приложений (запустив игру в окне, например). Если значения для напряжения +3.3V падают ниже 3.25 и/или напряжения +12V — ниже 11.90 Вольт, блок питания компьютера не справляется с нагрузкой. Обратитесь к специальному вопросу FAQ за информацией о выборе блока питания.
  5. Функция использования многопоточности в драйверах NVIDIA версии 81.ХХ и выше может приводить к проблемам с 3D приложениями в многопроцессорной системе (несколько процессоров, многоядерный процессор или процессор с HyperThreading). Для Windows XP следует установить обновление или SP3. Если используется процессор AMD, следует также установить драйвер процессора. Если обновления не помогли, для отключения оптимизаций в драйвере следует с помощью RivaTuner на закладке «Реестр» (PowerUser) загрузить базу для текущей версии драйвера и в разделе «Direct3D» присвоить ключу WTD_EXECMODEL значение 0, в разделе «OpenGL» присвоить ключу OGL_ThreadControl значение 2.
  6. Если устранялась проблема 60 Гц в играх, то некоторые игры, жестко использующие режим с частотой обновления 60 Гц для отображения вступительного ролика или меню, будут аварийно завершаться. Если проблема возникает сразу после запуска игры, попробуйте восстановить доступность частоты 60 Гц.
  7. Некоторым играм при максимальных настройках графики может потребоваться объем памяти (физической и виртуальной) более 2 Гб, являющихся максимальным объемом памяти для 32-разрядных приложений в Windows. При этом игра может зависнуть или будет аварийно завершена системой. В Windows Vista рекомендуется установить обновление или SP1, но полностью проблемы это не решит. Существует способ расширить доступный приложениям объем памяти до 3 Гб. Для этого в Windows 2000/XP следует в скрытом файле boot.ini в корне загрузочного диска в строку загрузки операционной системы дописать ключ /3GB, в Windows Vista следует в запущенной с правами администратора командной строке выполнить команду BCDEDIT /Set IncreaseUserVa 3072. Однако, само приложение должно уметь использовать этот прием, проверить это можно с помощью утилиты imagecfg, выполнив в командной строке imagecfg.exe файл_игры.exe, в выводе программы должна быть строчка: Image can handle large (>2GB) addresses. В крайнем случае можно самостоятельно модифицировать приложение, выполнив команду imagecfg.exe -l файл_игры.exe. После данной процедуры могут перестать работать защита от копирования, защита от мошенничества (античит) и будущие патчи.
  8. Причина может быть в конфликте драйвера NVIDIA с режимом работы с оперативной памятью PAE операционной системы. Обратитесь к специальному вопросу FAQ.
  9. Приложения ASUS, такие как SmartDoctor и GamerOSD и их компонент Enchanced Driver, могут конфликтовать с драйвером видеокарты. Обновите или деинсталлируйте указанные приложения ASUS.
  10. Встроенные профили драйвера для приложений и игр нередко содержат критические ошибки. Особенно это характерно для бета-версий. В случае проблем попробуйте с помощью утилиты nHancer удалить профиль приложения/игры.

60 Hz, AGP, AMD, Asus, BIOS, BSOD, CPU, nHancer, PAE, PCI Express, RivaTuner, SmartDoctor, VIA, Windows 2000, Windows Vista, Windows XP, драйвер, реестр, системы охлаждения, электропитание

При работе 3D приложений и игр компьютер внезапно перезагружается #

В панели управления Windows в свойствах системы на закладке «Дополнительно» в параметрах загрузки и восстановления снимите флажок «Выполнить автоматическую перезагрузку». Если вместо перезагрузки стал появляться «синий экран» с сообщением об ошибке Windows, запомните/запишите текст с кодом ошибки STOP и дополнительной информацией. Если в сообщении упомянута ошибка в файле nv4_disp.sys, nv4_disp.dll или nvlddmkm.sys, следует обновить драйвер видеокарты. Если обновление драйвера не решило проблему, следует обратиться к поиску по тексту ошибки в базе данных Microsoft и к специальному вопросу FAQ.

Если компьютер по-прежнему перезагружается, с помощью утилит SpeedFan и HWMonitor проверите значения напряжений электропитания. Если для напряжения +3.3V показано значение ниже 3.2 и/или для напряжения +12V — ниже 11.8 вольт, следует заменить блок питания компьютера. Обратитесь к специальному вопросу FAQ за информацией о выборе блока питания.

BSOD, Microsoft, драйвер, электропитание

Медленная работа игр #

  1. Проверьте, что ваша видеокарта соответствует требованиям игры к видеосистеме. Обновите драйвер NVIDIA.
  2. С помощью утилит RivaTuner и GPU-Z проверьте, что видеокарта с интерфейсом AGP работает не в режиме совместимости с PCI, видеокарта с интерфейсом PCI Express работает не с меньшим, чем х16, числом линий шины. Если да, обратитесь к специальным вопросам FAQ: AGP, PCI Express.
  3. Попробуйте отключить синхронизацию рендеринга с вертикальной разверткой монитора (V-sync) средствами панели драйвера NVIDIA или RivaTuner. При включенном V-sync число FPS не может превышать частоты обновления изображения на дисплее. На практике, если система не успевает рассчитывать кадры синхронно с циклами вертикальной развертки изображения на дисплее, число FPS дополнительно уменьшается сразу в два или в четыре раза. Если и после выключения V-sync число FPS все равно меньше частоты обновления изображения на дисплее, при этом возникают погрешности изображения, попробуйте снова включить V-sync и использовать тройную буферизацию изображения (tripple buffering). Предпочтительно включать тройную буферизацию в настройках конкретного приложения. Если такой опции в игре не предусмотрено, то для приложений, использующих OpenGL, можно принудительно включить тройную буферизацию в панели драйвера NVIDIA. Для приложений, использующих Direct3D версии 9 и более старые версии, воспользуйтесь утилитой D3DOverrider.exe из поставки RivaTuner (в Tools\D3DOverrider папки с RivaTuner). Следует отметить, что включение тройной буферизации увеличивает нагрузку на видеопамять. Если объема видеопамяти не будет хватать, также будет наблюдаться падение производительности.
  4. Если используется выход карты на ТВ, то проверьте, не включены ли мультимониторные режимы «Клон» или «Расширение» в панели управления драйвера — эти режимы снижают производительность и могут препятствовать нормальной работе игр.
  5. Если видеокарта основана на GeForce FX и более новых графических процессорах, причина может заключаться в срабатывании защиты в драйвере. Обратитесь к специальному вопросу FAQ.
  6. Если используется многопроцессорная система (несколько процессоров, многоядерный процессор или процессор с HyperThreading), то в системе Windows XP следует установить обновление или SP3. Если используется процессор AMD, следует также установить драйвер процессора. Также можно попробовать запускать игру с исполнением всех процессов игры только на одном конкретном процессоре. Для этого воспользуйтесь утилитой Task Assignment Manager. Существует также способ модифицировать исполняемый файл игры так, чтобы операционная система исполняла его только на одном процессоре. Для этого воспользуйтесь утилитой imagecfg, выполнив в командной строке команду: imagecfg.exe -u файл_игры.exe. После данной процедуры могут перестать работать защита от копирования, защита от мошенничества (античит) и будущие патчи.
  7. В ноутбуках причиной проблем может быть работа технологии энергосбережения NVIDIA PowerMizer. За информацией об отключении данной технологии обратитесь к специальному вопросу FAQ.
  8. Рекомендуется установить последний сервис-пак для операционной системы, особенно в Windows Vista.
  9. Если используется процессор с поддержкой 64-битных расширений и 64-битная версия операционной системы Windows XP или Vista, имеет смысл попробовать 64-битную версию игры. Некоторые игры имеют встроенную поддержку 64-битных систем, нужно лишь запускать другой исполняемый файл или выбрать соответствующую опцию при установке игры (Chronicles of Riddick, Crysis, Gothic 3), для других существуют отдельно загружаемые патчи (Unreal Tournament 2004, FarCry, Half-Life 2).
  10. Снижайте настройки качества изображения в игре. В первую очередь уменьшайте степени постобработки изображения — FSAA и AF. Наиболее ресурсоемкими настройками обычно являются качество текстур, качество теней и использование HDR. Значительную нагрузку на графические процессоры до 8Х00 семейства создают такие эффекты как Bloom и Motion blur, до GTX 200 — Global Illumination и Ambient Occlusion (последний может быть включен для некоторых игр в панели управления драйвера, «Затенение фонового освещения»).
  11. Если игра использует технологию ускорения расчетов физики PhysX, попробуйте отключить поддержку данной технологии в игре. Причина может заключаться в некорректном использовании технологии игрой, или в недостатке вычислительной мощности графического процессора для одновременного обсчета графики и физики.

64-bit, AGP, AMD, Chronicles of Riddick, CPU, Crysis, FarCry, FPS, FSAA, Gothic, GPU-Z, Half-Life, HDR, OpenGL, PCI Express, PhysX, PowerMizer, RivaTuner, Unreal, Vsync, Windows Vista, Windows XP, автотормоз, драйвер, игры, клон, контрольная панель, ноутбуки, сглаживание

Не включается Windows Aero #

Для включения Windows Aero видеосистема должна отвечать следующим требованиям:

  • Графический процессор должен поддерживать пиксельные шейдеры Direct3D 9.0 (версии 2.0 или выше) и виртуализацию видеопамяти. Для NVIDIA такой поддержкой обладают GPU GeForce FX и новее.
  • Должно быть доступно не менее видеопамяти:

    32 Мб — для разрешений 1024x768 и ниже;
    64 Мб — для разрешений 1280x1024 и ниже;
    128 Мб — для разрешений 1920x1200 и ниже;
    256 Мб — для больших разрешений.

    Для многомониторных конфигураций требуемый объем видеопамяти должен быть умножен на количество мониторов.
  • Требуется специально написанный для Windows Vista/7 драйвер видеосистемы, поддерживающий архитектуру WDDM.

Возможные причины недоступности опции включения Aero в целом и отдельных эффектов (прозрачности, Aero Peak):

  • Не рассчитан индекс производительности Windows или его значение недостаточно. Если заменялась видеокарта или её драйвер, зайдите в панель управления Windows, раздел «Система и её обслуживание» (System and Maintenance), апплет «Счетчики и средства производительности»(Performance Information and Tools) и обновите оценку. Для включения всех эффектов Aero оценка графики (Graphics) должна быть не ниже 3.0.
  • Для интегрированных графических решений материнской платы/ноутбука требуемый объем видеопамяти должен быть выделен до загрузки операционной системы, в настройках BIOS.
  • В многомониторной системе, обслуживаемой несколькими видеокартами, все видеокарты и их драйверы должны отвечать требованиям поддерживаемых функций и доступного объема видеопамяти. Windows Aero может быть включен лишь для всех дисплеев/рабочих столов сразу.
  • В некоторых устаревших мобильных решениях из-за агрессивной политики энергосбережения при работе от батарей частота видеопамяти снижается настолько, что её пропускная способность недостаточна для работы Windows Aero. Большинство производителей ноутбуков выпустили обновления BIOS или специальные драйверы, устраняющие эту проблему. Если для вашей модели решения от производителя нет, попробуйте отключить энергосбережение PowerMizer, как описано в специальном вопросе FAQ.
  • В системе установлены дополнительные видеодрайверы, конфликтующие с драйвером видеокарты. Например, драйверы программ удалённого администрирования, смотрите специальный вопрос FAQ.

Aero, BIOS, DirectX, DualView, GeForce FX, PowerMizer, Remote Desktop, VRAM, Windows 7, Windows Vista, видеопамять, драйвер, ноутбуки, шейдеры

7994420702;horizontal

Тест 3DMark 2006 зависает или аварийно завершается при запуске. Остальные приложения работают нормально. #

Проблема обычно вызвана модулем получения сведений о системе бенчмарка. Если оборудование (центральный процессор, видеокарта) ему неизвестны, может произойти зацикливание опроса. Установите патч последней версии, содержащий обновление модуля сведений о системе. Если обновление не помогло, можно запускать исполняемый файл теста с ключом -nosysteminfo, но результаты, полученные при таком запуске, не признаются допустимыми для публикации в базе данных ORB.

В Windows 7 обновите драйвер NVIDIA до версии 195.62 и выше.

3DMark, Windows 7, драйвер

Объем видеопамяти, определяемый Windows, программами или драйвером, отличается от указанного в спецификациях видеокарты и/или определяемого видеоBIOS #

  1. У многопроцессорных видеокарт, таких как GeForce 7950 GX2, 9800 GX2, GTX 295, каждый из графических процессоров имеет свой объем видеопамяти и он не объединяется с памятью другого процессора. Из заявленного для всей карты объема 3D приложениям доступна лишь половина — память второго GPU дублирует данные для многопроцессорного рендеринга SLI. Определённым исключением из правила являются некоторые приложения CUDA (OpenCL, DirectCompute), умеющие при отключенном в панели драйвера режиме MultiGPU использовать видеопамять каждого графического процессора независимо от памяти другого, таким образом загружая полный объем памяти на видеокарте.
  2. В операционных системах Windows Vista и более новых изменен механизм определения объема видеопамяти. Вместо отчета драйвера/BIOS видеокарты операционная система сама считает объем видеопамяти при использовании драйвера видеокарты, совместимого с архитектурой WDDM. Независимо от объема видеопамяти на видеокарте к ней прибавляется определенный объем оперативной памяти по формуле:

    (Оперативная память - 512) / 2 , Мб

    «Излишняя» видеопамять выделяется из оперативной памяти только на время непосредственной в ней необходимости. Всем приложениям, в том числе и многим системным, в качестве объема видеопамяти сообщается сумма памяти на видеокарте, зафиксированной для видеокарты оперативной памяти (для интегрированных/мобильных решений) и добавленной по формуле выше оперативной памяти. Для определения объема именно памяти на видеокарте приложение должно использовать новые вызовы DirectX 10 (апплет панели управления «Счетчики и средства производительности»(Performance Information and Tools)) или прямой доступ к оборудованию (RivaTuner). Для приложений, использующих старые версии DirectX, нет программных способов определить физический объем видеопамяти в данной операционной системе.
  3. В операционных системах Windows Vista и 7 драйвер NVIDIA ограничивает сообщаемый приложениям через устаревшие интерфейсы DirectX общий объем видеопамяти во избежание ошибок обработки больших значений. При использовании видеокарт с большим объемом буфера (таких как Quadro) такое поведение может ограничивать и доступный приложениям объем физической видеопамяти. Для отключения данного поведения драйвера в утилите TAG Memory Tool включите опцию «Maximum memory», однако, некоторые программы могут перестать работать.
  4. Для интегрированных графических процессоров и видеокарт с технологией Turbo Cache с объемом локальной видеопамяти 64 Мб и менее драйвер всегда сообщает максимально возможный объем памяти с учетом использования системной памяти. Определение фактически установленного объема видеопамяти на видеокарте с технологией Turbo Cache с объемом локальной видеопамяти 64 Мб и менее возможно лишь с помощью низкоуровневых утилит, таких как RivaTuner.
  5. При определении доступного объема видеопамяти через вызовы DirectX достаточно сложно выделить локальную память видеокарты из общего объема вместе с AGP апертурой или добавленной с помощью технологии Turbo Cache системной памяти. Подобные ошибки определения объема видеопамяти характерны для большинства игр.
  6. Алгоритм определения объема видеопамяти диалога отображения производительности компьютера в Windows Vista и 7 неправильно работает для видеокарт с нестандартным объемом видеопамяти. Так, GeForce 8800 GTS с 640 Мб видеопамяти будет определена как имеющая 512 Мб видеопамяти, а 8800 GTS с 320 Мб видеопамяти — как имеющая 256 или 384 Мб. Это официально признанная ошибка.
  7. Если вы покупали видеокарту с рук, то вы могли стать жертвой мошенников. Строка с объемом памяти, отображаемая видеоBIOS при включении компьютера, может быть легко подделана редактированием BIOS, тогда как драйвер определяет истинный объем.
  8. Были отмечены случаи, когда такое наблюдалось с видеокартами имевшими физически (чипами) заявленный объем. Помимо случаев брака в разводке платы ряд пострадавших отметил, что с другой версией драйвера распознавался полный объем. Предположительно, драйвер переинициализирует видеокарту при загрузке системы, проводя некий тест памяти. Попробуйте снизить рабочие частоты видеопамяти с помощью RivaTuner или установить дополнительное охлаждение на память видеокарты (радиаторы на чипы). Попробуйте другие версии драйвера. При наличии возможности обновите BIOS видеокарты.
  9. Недостаточный уровень электропитания карты также может приводить к такой проблеме. Особенно это актуально для карт на базе чипов GeForce 2, GeForce 2 MX и GeForce 4 MX, в которых применяется видеопамять с напряжением питания внутренних цепей +3.3V. Во многих таких картах память запитывается непосредственно от линий питания в AGP разъеме. Если блок питания или стабилизатор на материнской плате «проседают» по +3.3V, память может перестать определяться.

CUDA, DirectX, GeForce 2, GeForce 2 MX, GeForce 4 MX, GeForce 7950 GX2, GeForce 8800 GTS, GeForce 9800 GX2, GeForce GTX 295, RivaTuner, SLI, TAG Memory Tool, Turbo Cache, VRAM, Windows 7, Windows Vista, видеопамять, драйвер, электропитание

Можно ли превратить видеокарту семейства GeForce в видеокарту семейства Quadro? #

Видеокарты GeForce и Quadro действительно построены на одинаковых базовых моделях графических процессоров. Основные отличия заложены в модели драйверов для каждого семейства, драйверы для видеокарт Quadro не могут быть установлены на видеокарты семейства GeForce. В разное время для разных видеокарт были открыты способы обмануть драйверы Quadro и все-таки заставить работать их с видеокартой GeForce как с видеокартой Quadro. Вместе с тем это не означает идентичности карт из разных семейств:

  • оригинальные карты Quadro обычно имеют повышенный объем видеопамяти по сравнению с картами GeForce;
  • графические процессоры для видеокарт Quadro (с приставкой GL), начиная с NV25, имеют аппаратные блоки, отсутствующие(или физически отключенные) у графических процессоров для видеокарт GeForce. Например, блоки аппаратного сглаживания линий и четверной буферизации, функции которых востребованы в профессиональных приложениях;
  • карты Quadro могут нести дополнительное оборудование (блок синхронизации с внешним сигналом, разъем для прямого подключения стереоочков, профессиональный видеовыход SDI), не встречающееся у видеокарт GeForce.

 Ниже приведены известные проверенные способы «превращения» видеокарт GeForce в видеокарты Quadro. Все способы работают только в 32-битных версиях Windows 2000 и XP.

  1. Видеокарты GeForce 256 — GeForce 3. Следует с помощью драйвера NVSTRAP из поставки утилиты RivaTuner изменить PCI DeviceID видеокарты на ID от примерно эквивалентной видеокарты Quadro, после чего установить драйвер NVIDIA для Quadro.
  2. Видеокарты GeForce 4 Ti/MX. Следует с помощью драйвера NVSTRAP из поставки утилиты RivaTuner изменить DeviceID видеокарты на ID от примерно эквивалентной видеокарты Quadro. Затем надо снять защиту с драйвера NVIDIA для Quadro с помощью патч-скрипта SoftQuadro4 (также из поставки RivaTuner) до его установки, и только после этого установить пропатченный драйвер. Патч-скрипт SoftQuadro4 поддерживает только драйверы версий 27.ХХ — 42.51 и 6Х.ХХ для данной операции. С помощью патч-скрипта NV25AALines можно также включить блок аппаратного сглаживания линий для графических процессоров NV25 ревизии А2 и ранних.
  3. Видеокарты GeForce FX 5800, 5900. Следует с помощью драйвера NVSTRAP из поставки утилиты RivaTuner изменить DeviceID видеокарты на ID от примерно эквивалентной видеокарты Quadro. Затем надо снять защиту с драйвера NVIDIA для Quadro с помощью патч-скрипта SoftQuadro4 (также из поставки RivaTuner) до его установки, и только после этого установить пропатченный драйвер. Патч-скрипт SoftQuadro4 поддерживает только драйверы версий 44.ХХ, 45.28 и 6Х.ХХ для данной операции. Блок аппаратного сглаживания линий графических процессоров NV30 не отключен, NV35 — отключен и включить его невозможно.
  4. Видеокарты GeForce 6600, 6800 на базе графических процессоров NV40, NV45, NV43 (последний — только ревизии до А3). Следует с помощью драйвера NVSTRAP из поставки утилиты RivaTuner изменить DeviceID видеокарты на ID от примерно эквивалентной видеокарты Quadro и в нем же включить опцию «Разблокировать блок профессиональных свойств» (Unlock professional capabilities). После этого установить драйвер NVIDIA для Quadro.

Предупреждения:

  • Драйверы NVIDIA для Quadro, начиная с версии 27.ХХ имеют защиту от подмены DeviceID видеокарты. Для видеокарт GeForce 4 Ti и более ранних следует снимать защиту с драйвера с помощью патч-скрипта NVStrapAntiprotection из комплекта RivaTuner до его установки. Внимательно читайте текст в окне скрипта, от вас может потребоваться совершение дополнительных действий перед пропатчиванием. Для видеокарт GeForce FX и более новых вместо NVStrapAntiprotection следует использовать опцию драйвера NVSTRAP «Использовать коммутаторы ROM для изменения PCI DeviceID» (Use ROM straps for PCI DeviceID programming).
  • Дополнительные специализированные драйверы (для 3DMax, для Autocad и т.п.) содержат собственную защиту, которая не обходится NVSTRAP/SoftQuadro4. В настоящее время нет способов заставить их работать на преобразованных картах GeForce.
  • Преобразование существенно повлияет только на производительность профессиональных приложений, работающих через API OpenGL. Скорости в играх не прибавится, скорее убавится за счет отключения игровых оптимизаций и задействования режима высокой точности рендеринга.
  • Любые (ранее не отмечавшиеся) проблемы в профессиональных приложениях, такие как очень медленная работа, зависания и BSOD, означают, что была допущена ошибка и преобразование не осуществилось.

AutoCAD, GeForce 3, GeForce 4 MX, GeForce 4 Ti, GeForce 6600, GeForce 6800, GeForce FX, GeForce FX 5800, GeForce FX 5900, OpenGL, RivaTuner, SoftQuadro, Windows 2000, Windows XP, драйвер

Как использовать аппаратное ускорение видео, обеспечиваемое видеокартой? #

Разные графические процессоры NVIDIA обеспечивают разный уровень ускорения для декодирования видео для разных форматов видео. Посмотреть примерные возможности можно в cравнительных таблицах. Имеется три основных возможных уровня аппаратного ускорения:

MoComp — графический процессор осуществляет компенсацию движения — обработку векторов, описывающих перемещения блоков изображения между кадрами. В зависимости от контента (статичная или динамическая сцена), данная функция составляет до 30% необходимых вычислений для декодирования.

IDCT — графический процессор осуществляет восстановление элементов изображения из описывающей их матрицы коэффициентов. В зависимости от размера элемента и разрешения исходного изображения, данная функция составляет до 50% необходимых вычислений для декодирования. В одних API поддержка IDCT означает выполнение графическим процессором и компенсации движения, в других API эти функции разделены.

VLD — графический процессор осуществляет восстановление описывающей изображение матрицы коэффициентов из исходного видеопотока. В зависимости от кодека, данная функция составляет до 75% необходимых вычислений для декодирования. В большинстве случаев извлеченный из носителя видеопоток отправляется прямиком в графический процессор, осуществляющий все дальнейшие функции по его декодированию и выводу.

Следует отметить, что даже наличие аппаратного ускорения декодирования видео уровня VLD у видеокарты не означает 0% нагрузки на центральный процессор. В любом случае определенную нагрузку создают работа с носителем, декодирование и вывод звука (особенно многоканального), синхронизация звука и видео, вывод меню и субтитров, интерфейс и функции проигрывателя.

Функции аппаратного ускорения видео графических процессоров NVIDIA реализованы в виде ускорения вызовов API DXVA (Windows), XvMC и VDPAU (Unix). Любой декодер/проигрыватель, написанный с использованием этих API, может автоматически или после специальной настройки использовать графический процессор при воспроизведении видео. Вместе с тем, возможность использования аппаратного ускорения зависит от доступной видеопамяти (особенно для декодирования HD видео), разрешения видео, версий драйвера и библиотек API. Проверить поддерживаемые в конкретной системе форматы и разрешения видео для аппаратного декодирования, а также наличие совместимых декодеров можно с помощью утилит DXVAChecker в Windows и vdpauinfo в Linux. Ниже приведены некоторые рекомендации по декодированию видео в различных форматах:

MPEG-2 (DVD, HDTV): функции аппаратного ускорения декодирования через DXVA реализованы в декодерах проигрывателей PowerDVD, WinDVD и Nero ShowTime, а также в декодере, включенном в состав Windows Media Center, Windows Vista и 7. Поддержка ускорения декодирования в Unix через XvMC и VDPAU имеется в проигрывателе Mplayer. Для полного использования возможностей графических процессоров NV40 и более новых необходим драйвер версии 65.ХХ и выше, а PowerDVD и WinDVD должны иметь версии не ниже 7.0 и 8.0 соответственно. NVIDIA также разработала декодер NVIDIA PureVideo Decoder, позволяющий задействовать возможности процессоров GeForce 4 — 7X00 в любых проигрывателях. Декодер является платным, пробная 30-дневная версия доступна на сайте NVIDIA.

WMV, VC-1 (IPTV, Blu-Ray): поддержка аппаратного ускорения декодирования WMV содержится в декодерах Windows Media, устанавливающихся с Windows Media Player версии 10 с обновлением и более новых, и работает для всех проигрывателей, использующих эти декодеры. В Windows Media Player для использования аппаратного ускорения зайдите в меню «Сервис-Параметры-Быстродействие-Дополнительно», и убедитесь, что установлены флажки «Использовать микширование» и «Использовать режим высокого качества». В других проигрывателях необходимо настроить вывод видео через рендер VMR или EVR. Декодеры, поставляемые в составе Windows Media Player версий до 11 включительно могут использовать уровень ускорения максимум IDCT. Проигрыватель Media Player Classic - Home Cinema содержит декодер VC-1 с поддержкой аппаратного ускорения, но требует поддержку видеокартой уровня ускорения VLD.

H.264 (Blu-Ray, HDTV): функции аппаратного ускорения декодирования через DXVA реализованы в декодерах проигрывателей PowerDVD, начиная с версии 7.3, WinDVD, начиная с версии 9.0, Media Player Classic - Home Cinema (требуется поддержка видеокартой уровня ускорения VLD_NoFGT) и в декодере, включенном в состав Windows 7. Для использования возможностей видеопроцессоров NVIDIA по декодированию H.264 необходим драйвер версии 92.ХХ и выше (графических процессоров G84/G86 и более новых — версии 163.ХХ и выше). В проигрывателях необходимо настроить вывод видео через рендер VMR версии 9 или EVR. В Unix поддержку аппаратного ускорения через API VDPAU имеет проигрыватель Mplayer последних SVN версий.

MPEG-4 ASP (DivX): функции аппаратного ускорения реализованы пока только в Unix через API VDPAU (при условии поддержки видеокартой уровня VDPAU C). Поддержку ускорения имеет проигрыватель Mplayer последних SVN версий.

AVC MVC (Blu-Ray 3D): функции аппаратного ускорения через DXVA реализованы в декодерах проигрывателей Cyberlink PowerDVD 10 Ultra 3D Mark II и ArcSoft Total Media Theater 3 Platinum с дополнением 3D Plug-in. Поддержка ускорения доступна при использовании драйвера NVIDIA версии 260.хх или более новой. 

Ряд проигрывателей вместо использования DXVA использует функции Direct3D для ускорения. В настройках QuickTime в панели управления перейдите на закладку «Дополнительно» (Advanced) и поставьте флажок «Включить видеоускорение Direct3D». В проигрывателе Media Player Classic в настройках на закладке «Output» выберите рендер «VMR 9 (renderless)», в разделе «DirectX 7 & 9 settings» выберите «Use texture surfaces and render video in 3D», после чего в выпадающем списке выберите способ, соответствующий возможностям видеокарты. Плагин Adobe Flash, начиная с версии 9.0.115, также может использовать Direct3D (Windows) или OpenGL (Linux) для ускорения вывода видео, функция включена по-умолчанию.

Отдельное исключение составляет ряд видеокарт на базе Riva TNT/TNT2, на которые устанавливался внешний по отношению к видеочипу чип-декодер DVD, использовавшийся через отдельную программу. Такие карты выпускала, в частности, фирма ASUS.

Adobe, Asus, Blu-Ray, DirectX, DVD, DXVA Checker, Flash, Linux, Microsoft, OpenGL, Riva TNT, vdpauinfo, Windows 7, Windows Vista, видео, драйвер, стерео

Нет изображения при попытке воспроизвести фильм с Blu-Ray, выдается сообщение об ошибке дисплея #

Фильмы на дисках Blu-ray обычно защищены системой DRM AACS, требующей использования протокола HDCP для цифровых видеовыходов. Протокол HDCP предусматривает шифрование выходного сигнала видеокартой и расшифровку его в мониторе. Для работы HDCP должны быть выполнены следующие условия:

  1. Видеокарта с поддержкой HDCP. Поддержка HDCP включает в себя HDCP-совместимый графический процессор и чип CryptoROM на видеокарте для хранения ключей шифрования. Графические процессоры NVIDIA поддерживают HDCP, начиная с G71. CryptoROM интегрирована в графические процессоры, начиная с G98, в видеокартах на базе более ранних GPU это необязательная опция производителя видеокарты.
  2. Монитор или телевизор, имеющий интерфейс DVI, HDMI или DisplayPort, и поддерживающий HDCP. Большинство мониторов до 2008 года выпуска, а также с диагональю менее 22" не поддерживают HDCP.
  3. Драйвер видеокарты, поддерживающий HDCP. Требуется драйвер NVIDIA версии 174.ХХ или более новой.

В случае отсутствия хотя бы одного из компонентов, воспроизведение защищенного видео на дисплей, подключенный к цифровому выходу, невозможно. Проверить общее состояние поддержки HDCP можно в закладке панели управления NVIDIA «Просмотр состояния HDCP» (HDCP Status). Проверить наличие на видеокарте CryptoROM можно, сняв систему охлаждения и поискав микросхемы Atmel AT88SC или AT24C168 (посадочные места U50Х на плате). При аналоговом подключении (VGA) система AACS автоматически снижает качество видео до 540 линий по вертикали.

  • Графические процессоры NVIDIA серии 7Х00 и G80 (8800 GTS/GTX) поддерживают HDCP при подключении монитора/телевизора через DVI только для одного канала TMDS (single-link). Таким образом, максимальное разрешение монитора для воспроизведения защищенного контента ограничено 1600х1200. Для вывода больших разрешений требуется подключение DVI с двумя каналами TMDS (Dual-link), поддержка HDCP при этом отключается. Можно попытаться сделать доступным разрешение 1920х1200 при одноканальном подключении путем создания профиля с уменьшенным временем гашения, смотрите специальный вопрос FAQ.
  • Некоторые мониторы также поддерживают HDCP лишь для одного канала TMDS (single-link), например Dell 3008WFP. Обратитесь к документации на монитор. В таких случаях следует снижать разрешение рабочего стола перед запуском проигрывателя Blu-ray.
  • Защита HDCP не применяется для встроенных дисплеев ноутбуков, однако, при подключении дополнительного монитора/телевизора к ноутбуку он должен соответствовать требованиям HDCP. Для воспроизведения защищенного видео на внешний монитор предварительно следует отключить встроенный дисплей ноутбука (в панели NVIDIA выбрать основным внешний монитор/телевизор и включить однодисплейный режим).
  • В Surround системе все мониторы группы должны поддерживать HDCP, но изображение видео будет выводиться только на центральный экран.
  • HDCP предназначен для работы при частоте обновления не выше 60 Гц. При использовании большей частоты (особенно в стереосистемах) работа протокола может быть нестабильной. 

Продукт AnyDVD HD позволяет отключить систему защиты AACS, сняв требование на поддержку HDCP. Предупреждение: Использование подобных средств является нарушением закона в некоторых странах.

Blu-Ray, Dell, DVI, GeForce 8800 GTS, GeForce 8800 GTX, HDCP, HDMI, TV, драйвер, контрольная панель, монитор, ноутбуки, стерео, телевизоры

Низкое качество изображения в высоких разрешениях на мониторе, подключенном через цифровой выход DVI/HDMI/DisplayPort #

  1. Проблема может быть вызвана слишком длинным или бракованным DVI кабелем. Замените кабель. При использовании HDMI проблема встречается особенно часто, кабель HDMI длиной 10 метров и более не может стоить дешево.
  2. Цифровой выход DVI на видеокартах на базе GeForce 2 — GeForce 7X00 может быть реализован одним из двух способов: либо с помощью внешнего TMDS-чипа, например Silicon Image 164, либо интегрированным в GPU TMDS-трансмиттером. Качество интегрированного трансмиттера поначалу было проблемным, по этой причине он практически не использовался на pre-GeForce FX видеокартах. Помимо недостатков совместимости с некоторыми дисплеями, в высоких разрешениях интегрированный трансмиттер нестабилен (вернее, не столько в высоких разрешениях, сколько при высоких частотах pixel rate). Выходом может быть переключение на другой DVI-выход (если их на карте два, то один всегда реализован с помощью дополнительного чипа, исключая GeForce 7Х00), или создание в панели драйвера или в утилите PowerStrip видеорежима с уменьшенным временем гашения (требуемое время гашения для LCD мониторов в десять раз меньше такового для ЭЛТ мониторов). Информацию о создании видеорежима смотрите в специальном вопросе FAQ.
  3. Даже при реализации цифрового выхода сторонним чипом возможны проблемы. Чип по дизайну получает питания не от стабилизатора на видеокарте, а напрямую из слота шины. И если блок питания компьютера или схема стабилизации на материнской плате проседают, чип начинает работать нестабильно. Воспользуйтесь программами мониторинга напряжений компьютера, такими как SpeedFan и HWMonitor. Если напряжения заметно изменяются во времени или при повышении нагрузки, замените блок питания. Обратитесь к рекомендациям по выбору блока питания.
  4. Проблема также возникает при использовании широкоформатных мониторов в некоторых версиях драйвера NVIDIA. Смените способ синхронизации, как описано в специальном вопросе FAQ, либо воспользуйтесь модификацией драйвера согласно руководству.

DVI, HDMI, PowerStrip, драйвер, монитор, электропитание

При подключении широкоформатного монитора в списке доступных разрешений отсутствует максимальное разрешение монитора #

Данная проблема чаще всего наблюдается при цифровом подключении монитора по интерфейсу DVI/HDMI. Она может иметь одну или несколько причин из списка:

  • Монитор сообщает компьютеру неполную информации EDID, в которой отсутствуют сведения о специфических разрешениях монитора или сообщает в неправильном формате. В этом случае может помочь обращение в сервис-центр производителя монитора для обновления ПЗУ. Просмотреть информацию EDID монитора можно с помощью утилиты Monitor Asset Manager. Следует отметить, что такая проблема может возникнуть и при аналоговом подключении.
  • Максимальное разрешение монитора превышает возможности одноканального DVI подключения. В интерфейсе DVI для доставки сигнала используется передача по одному или двум TMDS каналам. Пропускной способности одного канала достаточно максимум для разрешения 1600х1200 при частоте обновления 60 Гц. Интегрированный контроллер DVI графических процессоров до GeForce 6X00 включительно поддерживает только один канал TMDS, но и среди более новых видеокарт попадаются исключения, такие как GeForce 7100 GS или 7800 GS AGP, и интегрированные в чипсет графические процессоры. Для поддержки больших разрешений требуется двухканальное подключение DVI (Dual-Link). Обратитесь к документации на видеокарту за информацией о поддержке ею Dual-Link DVI перед покупкой широкоформатного монитора с максимальным разрешением выше 1600х1200. В крайнем случае, если требуемое разрешение ненамного превышает 1600х1200, можно попробовать добавить разрешение с использованием уменьшенного времени гашения вручную.
  • Также следует учитывать, что даже если видеокарта поддерживает Dual-Link DVI, но на ней разведено два DVI порта, то порты могут поддерживаться как разными контроллерами, так и одним интегрированным. В последнем случае при подключении двух мониторов на каждый порт придется лишь по одному каналу DVI, и максимальное разрешение широкоформатного монитора останется недоступным. В полной мере от этого избавлены видеокарты на базе графических процессоров G70 и более новых, так как контроллер DVI в них поддерживает два полноценных двухканальных порта DVI, за исключением некоторых интегрированных графических процессоров.
  • Даже при наличии двухканального подключения DVI и правильной информации EDID монитора максимальное разрешение может оказаться недоступным. Все разрешения для интегрированного контроллера DVI должны соответствовать условию — каждая сторона должна делиться на 8 нацело. Например, популярное у производителей мониторов разрешение матрицы 1366x768 этому критерию не соответствует. Для использования такого разрешения его надо создать вручную на основе одного из имеющегося в панели управления драйвера NVIDIA, при условии, что версия драйвера 75.ХХ или более новая (ранние версии создавать дополнительные разрешения для интегрированного контроллера DVI не позволяли). Описание процедуры создания специального разрешения в нашем FAQ.
  • В системах Windows 9x следует использовать драйвер NVIDIA последней версии.

Утилита Refresh Rate Patcher позволяет принудительно добавить в список доступных разрешений драйвера NVIDIA многие популярные широкоформатные разрешения, однако работоспособность добавленных режимов не гарантирована.

DVI, EDID, GeForce 7100 GS, GeForce 7800 GS, HDMI, Refresh Rate Patcher, Windows 9x, драйвер, монитор

Не загружается драйвер видеокарты в Windows Vista. В диспетчере устройств видеокарта отмечена желтым знаком, код ошибки 43 #

  1. Если система построена на базе материнской платы с чипсетом nForce 3 и двуядерного процессора AMD Athlon X2, то причина в том, что драйвер AGP контроллера чипсетов nForce, включенный в состав Windows Vista, несовместим с двуядерными/двухпроцессорными системами. Возможным решением может стать установка AGP GART драйвера NVIDIA из пакета драйверов nForce для Windows XP. Загрузите последнюю версию драйверов (5.11 для x86, 6.25 Beta для x64), распакуйте пакет архиватором (например, WinRAR) в папку. Перейдите в диспетчер устройств Windows, в разделе системных устройств зайдите в свойства устройства вида «NVIDIA nForce AGP to PCI Host Bridge». Обновите драйвер устройства, отказавшись от поиска и вручную указав источником подпапку /GART папки с распакованным пакетом драйверов. К сожалению, работа компьютера может стать нестабильной, вплоть до незагружаемости операционной системы. В этом случае единственным вариантом является отключение одного ядра в BIOS материнской платы или ограничение числа используемых Windows процессоров в утилите Msconfig.exe.
  2. Если в системе установлено больше одной видеокарты, то они могут работать вместе в Windows Vista лишь при выполнении следующих условий:
    • обе видеокарты построены на графических процессорах одного производителя;
    • обе видеокарты используют драйвер, совместимый с архитектурой WDDM;
    • обе видеокарты используют драйвер одной и той же версии;

    Либо:

    • обе видеокарты построены на графических процессорах разных производителей;
    • обе видеокарты используют драйверы, несовместимые с архитектурой WDDM (например, от Windows XP). В этом варианте новый интерфейс Windows Aero будет недоступен, как и ряд других функций.
  3. По неизвестной причине в драйверах NVIDIA версий 180.ХХ и выше подобная ошибка возникает для всех AGP видеокарт GeForce серий 6Х00 и 7Х00. Ошибка исправлена в драйвере версии 182.47 и выше.
  4. Также причиной может быть исчерпание зарезервированного пространства адресов. Подробнее смотрите в специальном вопросе FAQ.

Aero, AGP, AMD, CPU, nForce, nForce 3, RAM, Windows Vista, драйвер

Проблемы совместимости некоторых чипсетов с видеокартами на базе NVIDIA #

VIA 691

Данный чипсет несовместим с видеокартами GeForce 256 и выше. Использование их в системах на базе этого чипсета возможно лишь в режиме совместимости с PCI. Для этого не надо устанавливать драйвер VIA AGP в системах Windows 9x-ME. В системах Windows 2000/XP следует отключить поддержку AGP с помощью RivaTuner.

RivaTuner AGP
Отключение AGP возможно лишь с драйвером версии до 56.ХХ.

VIA 694

  • Режим AGP 4x работает нестабильно. Драйвер NVIDIA по-умолчанию форсирует режим 2х. Информацию о включении режима смотрите в специальном вопросе FAQ.
  • Режим AGP Fast-Writes работает нестабильно. Включение Fast-Writes в системах на базе этого чипсета чаще всего приводит к фатальным ошибкам 3D, а иногда и Windows приложений.

VIA P4X266

Реализация AGP в данном чипсете имеет серьезные проблемы совместимости с большинством видеокарт. На практике это выражается в том, что установленная AGP-видеокарта не инициализируется при включении или же наблюдаются значительные искажения изображения. Не существует способов решения данной проблемы.

VIA КТ266А

При установке видеокарты на базе NVIDIA GeForce 4 MX может происходить зависание/невключение компьютера после «мягкой» (инициированной операционной системой) или «жесткой» (кнопкой Reset) перезагрузки. Это вызвано недостаточным уровнем сигнала «сброс» по шине AGP у чипсета КТ266 для сброса регистров состояния графических процессоров GeForce 4 MX 420-460. NVIDIA обновила спецификацию видеокарт на базе этих графических процессоров, карты, выпущенные после июня 2002 года, ей не подвержены, также как и карты с поддержкой AGP 3.0 (8x). Для владельцев карт первых выпусков существует экстремальное решение в виде припаивания резистора 120 Ом для повышения чувствительности карты к сигналу Reset.

GF4MX mod

VIA KT880, KM400

В данных чипсетах содержится ошибка в механизме обмена видеокарт AGP 3.0 с оперативной памятью, приводящая к искажению данных при передаче по шине. Ошибка проявляется, в частности, в порче интерфейса рабочего стола Windows. Эта проблема не затрагивает 3D приложения, работающие через AGP апертуру, и обходится драйвером NVIDIA версии 77.72 и более новыми.

VIA PT880, K8T(M)890, P4T(M)890

Данные чипсеты имеют проблемы совместимости с видеокартами с интерфейсом шины PCI Express 2.0 на базе графических процессоров GeForce 8800 GT, приводящие к невключению компьютера при установленной видеокарте. ASUS и EVGA выпустили специальные обновления BIOS видеокарт для пользователей подобных сочетаний оборудования, однако для обновления видео-BIOS придется воспользоваться другим компьютером. Также существует экспериментальная методика исправления проблемы для видеокарт других производителей путем редактирования видеоBIOS. В редакторе NiBiTor откройте файл видеоBIOS, зайдите в меню «Tools», «Set PCIE gen» и выберите из выпадающего списка gen1

NiBiTor PCIE gen1
Инструкции по работе с видеоBIOS смотрите в специальном разделе FAQ.

Intel 440LX

Этот первый чипсет с поддержкой AGP имеет ряд проблем с видеокартами AGP 2.0. В случае проблем рекомендуется с помощью RivaTuner отключить поддержку SBA и ограничить скоростной режим до 1х. Также, если был установлен (через адаптер) процессор Intel Pentium III с ядром Coppermine, то драйвер NVIDIA не стартует. В настоящее время нет решения этой проблемы.

Intel X38

Чипсет содержит ошибку логики управления состоянием шины PCI Express 2.0. Хотя некоторые производители материнских плат исправили данную ошибку с помощью обновлений BIOS, большинство производителей — нет. Вследствие этого, NVIDIA в драйверах 190.хх и более новых ограничивает режим работы шины PCI Express видеокарт версией 1.1 вместо 2.0.

AMD 750/760

  • Режим AGP 2x чипсетов AMD 750 работает нестабильно. Драйвер NVIDIA по-умолчанию форсирует режим 1х. Информацию о включении режима смотрите в специальном вопросе FAQ.
  • Режим AGP SBA чипсетов AMD 750 работает нестабильно. Драйвер NVIDIA по-умолчанию отключает SBA. Информацию о включении режима смотрите в специальном вопросе FAQ.
  • Реализация обмена шины AGP с оперативной памятью в данных чипсетах чрезвычайно чувствительна к стабильности работы оперативной памяти. В случае фатальных сбоев всех 3D приложений тщательно протестируйте оперативную память.

SiS 648

Режим AGP 8x работает нестабильно. В случае проблем рекомендуется обновить BIOS материнской платы, отключить функцию AGP Fast-Writes и ограничить скорость работы порта AGP до 4х через BIOS Setup. В крайнем случае рекомендуется форсирование режима AGP 2.0, смотрите специальный вопрос FAQ.

ALi 1647

Чипсет имеет серьезные проблемы совместимости с видеокартами на базе NVIDIA. Фирма-разработчик рекомендует использовать драйвер версии 23.11 для видеокарт GeForce 2/2 MX и более ранних. Драйверы NVIDIA версии 27.ХХ и более новые по-умолчанию отключают поддержку AGP. Информацию о включении режима смотрите в специальном вопросе FAQ. Рекомендуется с помощью утилиты от разработчика отключить функцию AGP SBA и ограничить скоростной режим порта AGP.

nForce3

  • В сочетании с видеокартами на базе графических процессоров GeForce 6X00 использование функции AGP Fast-Writes может приводить к ложным срабатываниям защиты драйвера, выражающимся в лагах изображения 3D приложений и игр. В таких случаях отключите использование Fast-Writes в BIOS материнской платы или с помощью RivaTuner.
  • Драйвер контроллера чипсетов nForce 3, включенный в состав Windows Vista, не совместим с двуядерными/двухпроцессорными системами. Подробнее смотрите в специальном вопросе FAQ.

AGP, ALI, AMD, Asus, BIOS, BSOD, CPU, EVGA, GeForce 2, GeForce 2 MX, GeForce 256, GeForce 4 MX, GeForce 8800 GT, Intel, nForce, nForce 3, NiBiTor, PCI Express, RAM, RivaTuner, SIS, VIA, VideoBIOS, автотормоз, артефакты, драйвер

Замечания по материнским платам ASUS P6T Deluxe #

Участник форума mishmak сообщает, что данные материнские платы имеют ограниченную совместимость с видеокартами NVIDIA семейств 6Х00-7Х00 при использовании Windows XP. Драйвер NVIDIA не устанавливается, компьютер зависает.

Asus, Windows XP, драйвер

Требуется ли отдельный драйвер от производителя чипсета материнской платы для поддержки PCI Express видеокарт? #

Стандарт PCI Express предусматривает полную обратную совместимость с предыдущим стандартом PCI в программной модели. Так что все устройства PCI Express для программ выглядят как обычные PCI устройства, и взаимодействие с ними происходит по тем же принципам. Имеющиеся на данный момент в комплектах драйверов для чипсетов драйверы шины PCI Express при рассмотрении оказываются простыми «заглушками», предназначенными для скрытия неизвестных устройств в диспетчере Windows (дабы не смущать пользователя). Тем не менее, возможно использование специфических для PCI Express технологий, например технологий NVIDIA Turbo Cache или SLI без использования переходного моста. Но пока поддержка таких технологий реализуется в драйверах к самим устройствам, и врядли в ближайшее время появятся какие-то стандарты в этой области, поддержку которых возьмут на себя производители чипсетов.

PCI Express, SLI, Turbo Cache, драйвер

Какой драйвер лучше использовать? И какая версия будет лучше для моей видеокарты? #

Рассмотрим источники драйвера к видеокарте:

  • драйвер с диска, шедшего с картой. Сразу уберите диск до наступления лучших времен, когда карту понадобится продать. Не следует устанавливать драйвер с диска, там уже устаревшая версия;
  • драйвер, установленный операционной системой. Драйвер из поставки Windows 2000 и Windows ME годится лишь если вы не планируете использовать функции 3D-ускорения и многомониторности видеокарты. В Windows XP и Vista включена более функциональная версия драйвера, но ряд функций, таких как nView и поддержка OpenGL, отсутствует;
  • драйвер с сайта производителя видеокарты. Это обычно тот же образцовый драйвер от NVIDIA, но прошедший тестирование и адаптированный для отображения видеокарты по названию модели. В ряде случаев нет и этих отличий. Только Asus и ELSA серьёзно дорабатывали драйверы для своих продуктов, и то лишь в прошлом. Из-за затрат времени на тестирование версия драйвера, предлагаемого производителем видеокарты, обычно отстает от версии, предлагаемой NVIDIA. Так что если Вам нужен самый новый драйвер, используйте драйвер от NVIDIA;
  • драйвер с Windows Update. На Windows Update выкладываются как драйверы от NVIDIA, так и драйверы от производителей видеокарт. К сожалению, запаздывание появления версии драйвера на Windows Update по отношению к сайту NVIDIA/производителя видеокарты достигает иногда года, что делает практически бессмысленным использование Windows Update для обновления драйвера видеокарты;
  • образцовый драйвер с сайта NVIDIA, он же референс. Однако, если ваша видеокарта имеет какие-то уникальные функции, вроде ТВ-входа, ТВ-тюнера, разъема для подключения джойстика или стереоочков, то следует использовать проверенный драйвер от производителя видеокарты, поскольку такие дополнительные функции могут не заработать с образцовым драйвером.

В большинстве случаев следует использовать драйвер последней доступной версии. Вопреки сложившемуся убеждению, что новые версии драйвера бесполезны для давно выпущенных видеокарт, новые версии обычно содержат исправления и улучшения в том числе и для устаревших графических процессоров. Это возможно за счет внутреннего разделения драйвера на специфические модули поддержки каждого конкретного поколения графических процессоров и общие модули для нескольких или всех поколений сразу. Кроме того, новые игры и приложения обычно пишутся в расчете на выполнение с современными версиями драйвера, и со старыми версиями не будут запускаться или будут работать очень медленно.

WHQL обозначает специальную лабораторию Microsoft, в которой аппаратные средства и их драйверы проходят испытания на совместимость с операционными системами Windows. Прошедшие испытания с положительным результатам драйверы подписываются цифровой подписью и снабжаются специальным цифровым сертификатом. Прохождение этой проверки не является обязательным. По-идее, имеющие сертификат драйверы отличаются большей стабильностью, на практике при тестировании в основном проверяют взаимодействие драйвера с подсистемами Windows и соответствие его функций аппаратного ускорения стандартам DirectX. Проверке надежного взаимодействия с оборудованием и реальными приложениями уделяется меньше внимания. Практические наблюдения показывают, что версии драйверов, имеющие сертификат WHQL, содержат ошибки не реже неподписанных версий, и принимать как критерий при выборе драйвера наличие WHQL-сертификата не стоит, если речь не идет о выборе драйвера для серверной операционной системы.

Следует отметить, что сертификация драйверов для видеокарт, не соответствующих DirectX 9.0, как и сертификация драйверов для устаревших операционных систем, прекращена. Например, последняя сертифицированная версия для Windows 9x-ME — 40.72.

Предупреждение: на ряде других сайтов могут быть выложены драйверы более новой версии, нежели на сайте NVIDIA. Это так называемые бета-версии, рассылающиеся для тестирования. Не следует пытаться их устанавливать «просто так», в них может отсутствовать, частично или полностью, поддержка некоторых видеокарт и возможностей, а также могут содержаться серьезные ошибки.

Asus, DirectX, ELSA, Microsoft, OpenGL, Windows 2000, Windows 9x, Windows Server, Windows Vista, Windows XP, драйвер

Где мне взять драйвер для видеокарты в ноутбуке? Могу ли я использовать стандартный драйвер NVIDIA для нее? #

Обязанность по обеспечению драйверами мобильных продуктов в целом возложена на производителей ноутбуков. Это связано с особенностями реализации систем охлаждения и энергосбережения у каждого производителя. NVIDIA выпускает референсные драйверы для графических процессоров GeForce M/Go 7Х00 и более новых, доступные на ее сайте (Verde), но они необязательно подойдут для конкретного ноутбука. Если обновленный драйвер от производителя недоступен, и образцовый драйвер от NVIDIA не поддерживает вашу модель ноутбука, можно попробовать установить обычный драйвер для «настольных» решений, выполнив следующую процедуру:

  • Распакуйте файлы дистрибутива имеющегося драйвера от производителя и скачанного драйвера NVIDIA архиватором (например, WinRAR) в разные папки.
  • Откройте файл с расширением .INF в папке имеющегося драйвера и перейдите к секции ;Localizable Strings (или просто [Strings]). Откройте диспетчер оборудования Windows. Найдите строку с названием в кавычках, 100% совпадающим с названием вашей видеокарты в диспетчере оборудования Windows.
  • Запомните найденную строку и перейдите к секции [NVIDIA.Mfg] ([Mfg] в версии для Windows 9x-ME). Необходимо найти строку, у которой в левой части вида
    %NVIDIA_NVХХ.DEV_ХХХХ.% цифры совпадали с цифрами в найденной в секции ;Localizable Strings ([Strings]) строки с названием вашей видеокарты.
  • Теперь откройте файл с расширением .INF в папке скачанного драйвера NVIDIA. Перейдите в секцию ;Localizable Strings ([Strings]) и вставьте в нее найденную строку из одноименной секции в файле драйвера от производителя.
  • Перейдите в секцию [NVIDIA.Mfg] ([Mfg]). Метод прямого копирования строки в данном случае может не сработать. Поэтому скопируйте и вставьте строку какого-нибудь адаптера того же поколения, что и ваш мобильный чип. Поколение указывается в форме NVХХ. После этого замените в строке все цифры в DEV_ХХХХ на цифры из найденной строки в одноименной секции файла драйвера от производителя.
  • Сохраните изменения в .INF файле драйвера NVIDIA. Перейдите к диспетчеру устройств, выберите видеокарту и обновите ее драйвер, указав местоположением обновленного драйвера папку отредактированного драйвера NVIDIA.
  • Если все было проделано правильно, вы увидите в списке найденных устройств вашу мобильную видеокарту. Если же подходящих устройств найдено не было, повторно распакуйте драйвер NVIDIA и проделайте процедуру снова. В частности, если в .INF файле драйвера от производителя имеется несколько строчек в секции ;Localizable Strings ([Strings]) с совпадающим названием в кавычках, попробуйте использовать другую строку.

Энтузиасты с сайта laptopvideo2go.com проделали эту операцию для многих драйверов, существует также утилита Mobility Modder.NET, позволяющая автоматизировать модификацию драйвера, однако спектр мобильных решений от NVIDIA необычайно широк, и поддержки Вашей видеокарты может не оказаться даже при использовании подобных средств и драйверов.

Предупреждение: работа стандартного драйвера при использовании средств энергосбережения может быть нестабильной. Не играйте при питании от батарей! Кроме того, могут стать недоступными некоторые сервисные функции ноутбука, например экранные меню по нажатию функциональных кнопок (OSD) или расширенные режимы гибернации.

Mobility Modder.NET, драйвер, ноутбуки

Где взять драйвер для платформы Itanium? #

Для видеокарт Quadro/Quadro2 он доступен на сайте NVIDIA: WindowsLinux. Обязанность обеспечения драйверами более новых карт возложена на поставщиков основанных на процессорах Intel Itanium компьютеров.

64-bit, CPU, Intel, драйвер

Где взять драйвер для MacOS? #

Драйверы для видеокарт NVIDIA включены в состав операционной системы. Обновления обычно поставляются только в составе новых релизов операционной системы, но иногда NVIDIA выпускает оперативные обновления для исправления какой-то конкретной проблемы. Драйверы поддерживают только ограниченный набор видеокарт из числа официально устанавливавшихся в компьютеры Macintosh и предлагавшихся для апгрейда через Apple Store.

Релизы MacOS X для архитектуры х86 версий до 10.4.7 включительно содержат драйверы только для встроенной графики чипсетов Intel GMA 900/950 и для видеокарт на базе графических процессоров ATI. Для остальных видеокарт используется универсальный драйвер VESA. Однако, энтузиасты обнаружили в дистрибутиве прототип драйвера для видеокарт NVIDIA и доработали его. Поддерживаются графические процессоры GeForce от 4 Ti/MX до 6800. Последняя версия поддерживает аппаратное ускорение 2D, но поддержка QuartzExtreme, CoreImage и OpenGL отсутствует. Для AGP видеокарт дополнительно потребуется драйвер AGPGart.

Релизы MacOS X для архитектуры х86 версии 10.4.8 и более новые содержит также драйвер для видеокарт NVIDIA, устанавливаемых в MacPro и MacBook. Однако, этот драйвер защищен проверкой EFI. Для снятия защиты необходимы патчи NVInject или NVEnabler. После установки патча загружается драйвер с полным ускорением и всеми функциями, однако патч работает лишь для компьютеров с процессором и чипсетом от Intel. Поддерживаются графические процессоры GeForce FX — 9800, из интегрированные в чипсеты графических процессоров поддерживаются только GeForce 9400.

AGP, ATI, GeForce 4 MX, GeForce 4 Ti, GeForce 6800, GeForce 9400, GeForce 9800, GeForce FX, Intel, MacOS, OpenGL, драйвер

Видеокарты Riva TNT — GeForce FX и драйвер для Windows Vista #

NVIDIA официально признала устаревшие графические процессоры (выпущенные до GeForce FX) несовместимыми с Windows Vista, и не выпустила драйвер для этой и более новых операционных систем. Тем не менее, на практике возможно установить Vista в системах с этими видеокартами (будет использован универсальный драйвер VESA), но их 3D функции будут недоступными для приложений, равно как невозможно будет включить новый интерфейс рабочего стола Windows Aero. Установка драйвера для Windows XP также возможна, но стабильность работы видеокарты на практике крайне низка.

Для видеокарт семейства GeForce FX было выпущено несколько драйверов с архитектурой WDDM, совместимых с Windows Vista и Aero, однако, в итоге также была признана несовместимость с Windows Vista и выпуск драйверов прекращен. Последний выпущенный драйвер — 96.85.

Aero, GeForce 2, GeForce 2 MX, GeForce 256, GeForce 3, GeForce 4 MX, GeForce 4 Ti, GeForce FX, Riva TNT, Riva TNT2, VESA, Windows Vista, драйвер

«Оптимизированные» драйверы (Omega, DNA, NGO) #

«Оптимизированные» драйверы представляют собой обычный драйвер NVIDIA, в файл сведений для установки (.inf) которого добавлены строчки, создающие определенные ключи реестра, которые по мнению составителя оптимизированного драйвера способствуют увеличению производительности. При этом широко используются недокументированные и специальные настройки, которые создаются драйвером только в особых случаях. Очень часто оптимизатор не имеет представления о действии вставляемых ключей реестра, выдергивая их из сторонних программ настройки или из файлов ресурсов драйвера. В итоге реестр засоряется кучей опций, действующих лишь для каких-то определенных графических процессоров (обычно устаревших), не действующих вообще или оказывающих на производительность и стабильность работы прямо обратный эффект. Независимые проверки производительности с использованием оптимизированных драйверов часто показывают отсутствие какого-либо прироста по сравнению с референсным драйвером или же незначительное увеличение производительности на фоне нестабильной работы приложений и искажений изображения (артефактов). Нередко в качестве заготовок используются неофициальные бета-версии драйвера, что также не способствует надежности. Рекомендуем не связываться с такими драйверами или делать полную резервную копию реестра и папки операционной системы перед их установкой.

драйвер, реестр

Как правильно установить или обновить драйвер #

  1. Перед установкой драйвера убедитесь, что установлены драйверы чипсета материнской платы: Intel INF Update для чипсетов Intel, VIA 4in1 для чипсетов VIA и т.д. В диспетчере оборудования Windows в разделе системных устройств должны быть перечислены устройства с именем/обозначением чипсета и не должно быть неизвестных/неопознанных устройств. Если видеокарта имеет интерфейс AGP, среди системных устройств должен быть перечислен контроллер/мост AGP. Если имеется только «Стандартный мост PCI-PCI», следует переустановить драйверы чипсета, загрузить более новую версию их.
  2. Установите последнюю версию DirectX.
  3. Удалите предыдущую версию драйверов NVIDIA через апплет установки и удаления программ в панели управления Windows. Если была установлена неофициальная или сильно устаревшая версия драйвера, то рекомендуется воспользоваться специализированными утилитами Detonator Destroyer (для Windows 9x-ME) и DriverSweeper (для Windows XP/Vista) для удаления предыдущей версии драйвера. Перезагрузитесь.
  4. После перезагрузки установите новый драйвер, просто запустив скачанный файл дистрибутива драйвера. Если была скачена оптимизированная/Lite версия драйвера, то следует распаковать полученный пакет в папку с помощью архиватора (например, WinRAR), зайти в свойства видеокарты в диспетчере устройств Windows, на закладке сведений о драйвере нажать кнопку «Обновить драйвер», отказаться от использования Windows Update и автоматического поиска драйвера и указать расположение драйвера вручную, выбрав папку с распакованным драйвером.

AGP, Detonator Destroyer, DirectX, DriverSweeper, Intel, VIA, драйвер

Установка драйвера выдает, что в системе не обнаружено оборудование NVIDIA. При попытке установить драйвер вручную сообщается, что в указанном месте не найдено сведений об оборудовании. #

  • Видеокарта может быть основана на новом графическом процессоре, вышедшем после выпуска версии драйвера, которую вы пытаетесь установить. Проверьте сайт NVIDIA или сайт производителя видеокарты на предмет наличия обновленного драйвера.
  • Видеокарта может быть основана на устаревшем графическом процессоре, поддержка которых отсутствует в новом драйвере. Проверьте список поддерживаемых продуктов на странице загрузки драйвера на сайте NVIDIA или сайте производителя видеокарты.
  • Для видеокарты в ноутбуке требуются отдельные драйверы. Смотрите специальный вопрос FAQ.
  • Данная ситуация может возникнуть после попытки преобразования карты игровой серии GeForce в карту профессиональной серии Quadro с помощью драйвера NVSTRAP из RivaTuner. При выборе в поле «Идентификация» (Graphics Adapter Identification) значения «Quadro» драйвер осуществляет изменение DeviceID по определенному алгоритму для совпадения с Quadro версией видеокарты. Однако, существуют определенные комбинации, для которых алгоритм дает сбой, назначая видеокарте идентификатор, никогда не использовавшийся видеокартами NVIDIA Quadro. Обычно такие исключения учитываются в новых версиях программы, но если сбой все же произошел, то следует в поле «Идентификация» конфигурации NVSTRAP выбрать режим «Произвольная» (Custom) и вручную ввести DeviceID ближайшего аналога вашей карты из семейства Quadro. Список DeviceID видеокарт на базе NVIDIA можно посмотреть в .inf файле драйвера NVIDIA или на сайте developer.nvidia.com.
  • Если ни одна из полученных через Интернет версий драйвера не устанавливается, это может свидетельствовать о том, что ваша видеокарта — подделка. Смотрите специальный вопрос FAQ.

RivaTuner, SoftQuadro, драйвер, подделка

При установке драйвера, а также в DxDiag и других утилитах сообщают, что драйвер не сертифицирован Microsoft, хотя был установлен драйвер, помеченный как WHQL #

  1. Проверьте, что запущена системная служба криптографии (Cryptographic Services). Данная служба отвечает за проверку в том числе и цифровых подписей.
  2. Цифровая подпись недействительна для так называемых «урезанных» (Lite) дистрибутивов драйвера, из которых выброшены многоязыковая поддержка и инсталлятор для уменьшения размера, а также для т.н. «оптимизированных» (Omega, DNA, NGO) драйверов, в файл сведений для установки (.inf) которых внесены изменения.
  3. Это может означать, что файлы драйвера были изменены относительно исходного состояния. В частности, модификация файлов драйвера с помощью PatchScripts из поставки RivaTuner, приводит к такому эффекту. Если драйвер не патчился вручную, восстановите файл из дистрибутива драйвера с помощью архиватора (например, WinRAR).
  4. Цифровые подписи WHQL имеют срок годности. Для драйверов, выпущенных два года назад и ранее, цифровая подпись при установленной последней версии DirectX уже недействительна.

Предупреждение: Вы не сможете установить измененный драйвер в 64-битных версиях Windows из-за расширенной защиты ядра (PatchGuard).

64-bit, DirectX, Microsoft, RivaTuner, драйвер