7994420702;horizontal

выбор

В заставке BIOS видеокарты при включении пишется, что карта от NVIDIA, драйвер устанавливает как NVIDIA, разные утилиты опознают карту как NVIDIA. Значит ли это, что моя карта произведена самой NVIDIA? #

NVIDIA не производит видеокарты, NVIDIA лишь разрабатывает графические процессоры и дизайн печатных плат. Помимо ограниченного списка официальных партнеров, любой желающий производитель может приобрести графические процессоры и документацию. Некоторые из таких производителей не утруждают себя регистрацией торговой марки, идентификаторов оборудования SubVendor/SubSystem ID, адаптацией видеоBIOS, упаковкой и комплектацией изготавливаемых видеокарт. Впрочем, и известные производители часть продукции выпускают без особых отличительных знаков и без комплектации. Подобная продукция получила обозначение NoName - «без имени», потому как ни на видеокартах, ни на упаковке, ни в приложенном программном обеспечении не имеется никаких отличительных знаков и определить производителя нередко в принципе невозможно. Следует отметить, что такого рода изделия производятся для установки в готовые компьютеры (OEM), обычно для внутреннего рынка Китая, Тайваня и Южной Кореи, и не предназначены для реализации конечным покупателям отдельно. Тем не менее, ушлые дельцы наводнили рынок такими «незаконнорожденными» видеокартами, поскольку их отпускная цена с завода значительно ниже, чем у видеокарт известных производителей.

VideoBIOS, выбор

В чем разница между видеокартами известных производителей, например ASUS, MSI, LeadTek, и видеокартами без опознавательных знаков, и почему на них такая различная цена? #

Видеокарта от известного (Brand-Name) производителя Видеокарта от неизвестного (NoName) производителя
Произведена в соответствии с рекомендациями NVIDIA для каждого типа графического процессора, при этом схема может быть даже улучшена для увеличения стабильности. Произведена простым копированием образцовой (референс) карты NVIDIA, зачастую с нарушением технологии и невыполнением ряда рекомендаций.
Имеет компоненты (память, электрические компоненты, разъемы) с характеристиками не ниже требований разработчика, а зачастую и более высокого класса, полный набор выходов. Качество сборки высокое. Компоненты выбираются из соображений минимизации себестоимости, нередко с заведомо недостаточными характеристиками (особенно видеопамять). Ряд компонентов и выходов может просто отсутствовать. Качество сборки низкое.
Имеет стандартную или улучшенную систему охлаждения, обычно с запасом. Кулер обычно управляемый. Имеет стандартную или минимальную систему охлаждения, иногда недостаточную даже для рабочего режима, не говоря о разгоне. Кулер обычно неуправляемый.
Рабочие частоты карты примерно соответствуют стандартным или превосходят их. Частоты часто занижены от стандартных.
Проходит тщательную заводскую проверку и имеет гарантию и техническую поддержку производителя. Порой попадается откровенный брак, в плане гарантии и поддержки рассчитывать можно только на продавца.
Видеокарта поставляется в коробке, с названием модели и торговым знаком производителя. Видеокарта поставляется в пакете без опознавательных знаков.
В комплектацию входят все необходимые шнуры и переходники, отдельный диск с драйвером и утилитами только для видеокарт, обычно минимум один диск с игрой или дополнительной программой, бумажное руководство пользователя В комплектацию входит только один компакт-диск с братской могилой из драйверов и утилит ко всему спектру железа. Иногда и его нет.

Все эти различия не означают, что карты NoName совсем нельзя приобретать. Большая цена на изделия под известными брендами частично является платой за риск (вернее, за его отсутствие), частично платой за раскрученную торговую марку. Вполне возможно купить абсолютно работоспособную видеокарту без опознавательных знаков. Большая часть таких видеокарт производится на тех же заводах, где и карты известных производителей. Просто надо иметь ввиду, что можно нарваться на явный брак, а также то, что карта может быть ограничена в функциях и производительности. Желательно покупать «безымянные» видеокарты в магазинах с возможностью Money-Back - возврата денег в течение нескольких дней-недель.

выбор

Как узнать производителя и модель видеокарты, если упаковка и документация утеряны? #

Если сама плата не имеет маркировки производителя, можно попробовать воспользоваться утилитами, имеющими большую базу по идентификаторам SubVendor/SubDevice ID, поскольку для совместимости с драйверами от NVIDIA большинство производителей выставляют вместо своих Vendor/Device ID зарегистрированные на NVIDIA. Примерами таких утилит являются Sandra и GPU-Z, которые с большой вероятностью установят не только производителя, но и конкретную модель, если, конечно, поля SubVendor/SubDevice ID вообще были заполнены.

Если поля SubVendor/SubDevice ID недоступны, или нет возможности установить видеокарту в компьютер, можно попробовать поискать информацию о плате по различным номерам, как на наклейках, так и нанесенным на текстолит. Прежде всего стоит поискать номер FCC ID, все электронные устройства, которые могут продаваться на территории США, должны пройти сертификацию в комиссии по связи (FCC). Если номер FCC ID указан, по нему следует произвести поиск в базе данных FCC. По крайней мере, вы узнаете производителя. Если FCC ID не указан, последовательно вбивайте все имеющиеся на карте номера в общепоисковые системы, такие как Яндекс и Гугл.

GPU-Z, Sandra, выбор

Я хочу приобрести видеокарту с рук. На что следует обратить внимание при покупке? #

Прежде всего поверните карту задней стороной (обратной к видеочипу) и внимательно осмотрите текстолит, особенно изнанку микросхем на лицевой части. Если что-то сгорело, то на текстолите неминуемо остаются помутнения цвета, «ржавые» разводы. Дальше исследуйте конденсаторы лицевой части, на предмет отклонений от формы цилиндра и следов потеков на текстолите вокруг. Осмотрите разъемы видеовыходов на предмет скола контактов, проверьте, крутится ли кулер. Определить примерный срок эксплуатации можно по состоянию разъемов для монитора и лопастей кулера, обилие царапин на разъемах и лохматая кромка лопастей, а также запыленность радиатора говорят о сроке интенсивной эксплуатации не менее полугода. Тем не менее, визуально определить битую видеопамять или выгоревший чип ТВ-выхода невозможно. Не полагайтесь на тест в виде «вставил в компьютер и Windows загрузилась», потребуйте прогнать какой-нибудь 3D-тест или 3D-игру в разрешении не ниже 1280х1024 с максимальными настройками качества графики.

TV, выбор, телевизоры

Стоит ли переплачивать за «элитные» версии видеокарт, предлагаемые некоторыми производителями? #

«Элитность» таких карт может быть образована одной или несколькими составляющими из списка:

  • Повышенный разгонный потенциал. Для карт отбираются графические процессоры, прошедшие жесткое тестирование на работу при повышенных от номинала частотах. Карта комплектуется видеопамятью с малыми временными задержками. Установлена мощная система охлаждения. Оснащение системами мониторинга, управления скоростью вращения кулера и т.д. Все это позволит разогнать карту до более высокого уровня, нежели стандартную.
  • Дополнительные возможности ввода-вывода. В разное время появлялись карты с функциями захвата внешнего видеосигнала (ViVo), портом FireWire (IEEE 1394), выходом для подключения стереоочков, ТВ-тюнером, выходом HDMI для цифрового телевизора.
  • Комплектация. Большой набор полных лицензионных версий игр и программ в комплекте, хотя обычно и не новых версий. Часто в комплектацию включены сувениры от производителя: простейшие стереоочки, мыши, флеш-драйвы, ручки, футболки и кепки с символикой производителя - фантазия маркетологов неистощима.

Как показало время, повышенный разгонный потенциал редко окупает значительную разницу в цене. Тем более, что графический процессор на такой карте нередко уже работает на повышенной частоте. На возможности ввода-вывода следует ориентироваться, если они действительно будут задействованы. Кроме того качество работы интегрированных решений обычно уступает специализированным. Заметим, что эти дополнительные возможности поставят вас в зависимость от выпуска драйверов производителем видеокарты, так как они могут не работать со стандартным драйвером NVIDIA. Комплектация ценна тем, что в нее могут попадать специальные версии игр и программ, которые сложно или вообще не купить другими способами.

выбор

7994420702;horizontal

Чем лучше GDDR (SGRAM) память по сравнению с DDR (SDRAM) памятью? #

GDDR (SGRAM) память в целом построена на той же технологии, что DDR (SDRAM), но с учетом ряда особенностей для использования в качестве видеопамяти. Количество чипов и общий объем памяти на видеокарте ограничены сильнее, чем для системной памяти, не требуется такого же уровня синхронизации (особенно с учетом применения многоканальных контроллеров памяти в современных графических процессорах), такой же ширины шины адресации. Путем упрощения электрического интерфейса и применения ряда специальных приемов управления буфером ввода-вывода память GDDR (SGRAM) позволяет достичь как несколько большей пропускной способности, так и более высоких рабочих частот по сравнению со стандартной DDR (SDRAM). Она также позволяет снизить энергопотребление и тепловыделение при работе на равных частотах.

Память GDDR использует отличную от стандартной DDR нумерацию версий. Хотя не следует сравнивать память DDR и GDDR напрямую, соответствие версий условно следующее:

  • GDDR2 — DDR1
  • GDDR3 — DDR2
  • GDDR4/5 — DDR3

Память GDDR2 сейчас практически не применяется, так что видеокарта низшего ценового диапазона, для которой производитель указал тип памяти GDDR2, скорее всего использует чипы обычной DDR или DDR2. Программно отличить один тип от другого почти невозможно, надежнее всего считать маркировку с чипов памяти и обратиться за документацией к сайту производителя или специализированным ресурсам, таким как ALLDATASHEET и Datasheet Archive.

VRAM, видеопамять, выбор

Я слышал, что видеокарты на базе NVIDIA потребляют большую мощность и имеющегося блока питания может не хватить. Надо ли покупать очень мощный блок под новую видеокарту? #

Видеокарты на базе NVIDIA потребляют не больше и не меньше, чем карты на наборах логики других разработчиков при примерно равных характеристиках графического процессора, объеме памяти и рабочих частотах. Выбор блока питания зависит от платформы, в частности от типа шины видеоадаптера.

По стандарту AGP потребляемый ток видеокарты может достигать до 6 А по напряжению +3.3 В, до 2 А по +5 В и до 1 А по напряжению +12 В. Итого до 42 Ватт. Большинство видеокарт на базе GeForce FX и более новых графических процессоров дополнительно получают до 6 A по напряжению +12 В через коннектор питания 5.25" (как для жесткого диска). Для того, чтобы оценить способность блока питания «потянуть» видеокарту обратитесь к его маркировке. Маркировка обычно содержит таблицу вида:

DC +3.3V +5V +12V -12V -5V +5VSB 3.3V&5V
 max.load
Max ____A ____A ____A ____A ____A ____A _____W

Сравните цифры по токам и мощностям с рекомендуемыми для блока той либо иной мощности по стандарту ATX:

  • мощностью 230W: +3.3V - 14A, +5V - 18A, +12V - 14A, общая мощность по 3.3V + 5V - 110W
  • мощностью 250W: +3.3V - 20A, +5V - 21A, +12V - 17A, общая мощность по 3.3V + 5V - 140W
  • мощностью 300W: +3.3V - 27A, +5V - 26A, +12V - 18A, общая мощность по 3.3V + 5V - 195W

По стандарту PCI Express 1.х потребляемый ток видеосистемы может достигать до 3 А по напряжению +3.3 В и до 5.5 А по +12 В, т.е. до 76 Ватт. Видеокарты среднего и высокого уровня производительности дополнительно получают до 10 А по напряжению +12 В через один специальный 6-контактный разъем PCIE Power, а видеокарты высшего уровня — до 15 А через два 6-контактных разъема или один 6- и один 8-контактный разъемы. Для систем с шиной PCI Express требуется блок питания, соответствующий стандарту ATX12V. Маркировка таких блоков выглядит обычно так:

DC +3.3V +5V +12V1 +12V2 -12V +5VSB 3.3V&5V
 max.load
12V
 max.load
Max ____A ____A ____A ____A ____A ____A _____W _____W

Сравните цифры по токам и мощностям с рекомендуемыми для блока той либо иной мощности по стандарту ATX12V:

  • мощностью 300W: +3.3V - 18A, +5V - 12A, +12V1 - 8А, +12V2 - 13 A, максимальная мощность по 3.3V + 5V - 120W, максимальная мощность по +12V - 265W
  • мощностью 350W: +3.3V - 20A, +5V - 12A, +12V1 - 10А, +12V2 - 13 A, максимальная мощность по 3.3V + 5V - 130W, максимальная мощность по +12V - 300W
  • мощностью 400W: +3.3V - 20A, +5V - 14A, +12V1 - 14А, +12V2 - 13 A, максимальная мощность по 3.3V + 5V - 130W, максимальная мощность по +12V - 350W
  • мощностью 450W: +3.3V - 22A, +5V - 15A, +12V1 - 14А, +12V2 - 16 A, максимальная мощность по 3.3V + 5V - 130W, максимальная мощность по +12V - 400W
  • для блоков большей мощности линии +12V1 и +12V2 должны поддерживать токи не менее 16 А.

Если блок питания имеет значительно меньшие цифры в сравнении с рекомендациями, приобретения такого блока следует избегать, а если такой блок уже установлен в компьютере, его лучше заменить до установки новой видеокарты.

Отдельно отметим подбор блока питания для системы SLI. В этом случае требования к качеству и характеристикам блока практически удваиваются. Даже для объединения карт нижнего ценового диапазона блок питания должен иметь мощность не менее 400 Ватт. Предпочтительно выбирать блок, имеющий более двух линий +12V (в таблице будут столбцы +12V3 и т.д.), причем каждая линия должна обеспечивать не менее 15 Ампер. Обратите внимание на количество коннекторов усиления питания для видеокарт — для объединения в пару мощных видеокарт у блока питания должно быть минимум четыре 6- или 8-контактных разъемов для видеокарт. Не рекомендуется обходить проблему подключением второго блока питания — все равно необходимые напряжения в слоте шины обеспечивать будет только один блок, а разные величины напряжений от разных блоков (даже от одного номинала/модели, вследствие различия степени нагрузки) могут привести к нестабильной работе системы, повышенному нагреву силовой части и даже к выходу видеокарт из строя.

AGP, PCI Express, SLI, выбор, электропитание

Существуют ли видеокарты на базе NVIDIA, позволяющие подключить больше двух дисплеев одновременно? #

Специально для 2D задач, требующих больше двух дисплеев, выпускаются карты семейства Quadro NVS. Карты Quadro NVS 400 (интерфейс AGP) и 440, 450 (интерфейс PCI Express) позволяют одновременно использовать до 4-х мониторов.

AGP, PCI Express, выбор, монитор

Я слышал, что видеокарты на базе NVIDIA подделывают. Правда ли это, и как избежать приобретения подделки? #

По своему типу подделки делятся на три группы.

Первую группу представляют подделки видеокарт brand-name производителей на базе видеокарт no-name. При этом подделывается фирменная упаковка производителя (коробка, документация), внутри же видеокарта того же класса, что и подделываемая модель, хотя и со всеми «прелестями» No-Name изготовления.

Вторая группа — подделки собственно GPU NVIDIA. Наиболее часто вторым способом подделывались видеокарты на базе Riva TNT2 и GeForce 2 MX. В роли TNT2 выступали чаще всего платы на базе графических процессоров S3 Savage4 и Trident Cyberblade, в роли GeForce 2 MX - S3 Savage 2000. Встречались подделки и серии GeForce 4 MX, на чипах SiS 315. Сообщалось о поддельных видеокартах GeForce FX 5200, на чипах SiS Xabre 200. Фальсификаторы обычно изменяют заставку видеоBIOS при загрузке и файл драйвера на прилагаемом CD, чтобы те отображали видеокарту как основанную на графическом процессоре от NVIDIA. Распознать такую подделку при приобретении довольно сложно, так как визуальный осмотр ничего не покажет. Даже если снять систему охлаждения с GPU, то скорее всего обнаружится, что оригинальная маркировка сточена или вытравлена, и нанесена фальшивая.

Третья группа — простая модификация видеоBIOS или же прошивка BIOS от видеокарты старшей модели в видеокарту младшей модели, с последующей продажей её как карты старшей модели. В последнее время таким способом часто подделывают видеокарты семейств GeForce 9800 и 9600, а также GeForce GT 220.

Верными признаками использования подделки являются:

  1. Все драйверы, скачанные из Интернет, не устанавливаются, выдавая сообщение, что в системе не обнаружено оборудования NVIDIA. Устанавливаются только драйверы с приложенного к карте CD.
  2. Утилита RivaTuner не распознает видеокарту, блокирует большинство настроек.
  3. Результаты в тесте 3DMark значительно ниже результатов для примерно равных конфигураций по базе данных FutureMark.

Если у вас наблюдаются такие признаки, то рекомендуется воспользоваться утилитами Sandra и GPU-Z для идентификации графического процессора видеокарты.

3DMark, GeForce 2 MX, GeForce 4 MX, GeForce 9600, GeForce 9800, GeForce FX 5200, GeForce GT 220, GPU-Z, Riva TNT2, RivaTuner, Sandra, VideoBIOS, выбор, подделка

Замечания по видеокартам GeForce 8X00 с интерфейсом PCI #

Даже видеокарты начального уровня на базе графических процессоров GeForce 8/9 семейств, такие как GeForce 8400 GS, имеют энергопотребление равное или превышающее максимально допустимую мощность питания через слот шины PCI (не PCI Express) в 25 Ватт. Как следствие, регуляторы напряжения на некоторых материнских платах не могут обеспечить достаточное питание вариантов видеокарт на базе этих графических процеесоров с интерфейсом шины PCI — компьютер может зависать при включении или при загрузке операционной системы независимо от мощности блока питания. Особенно часто данная проблема наблюдается с компьютерами марки Dell. NVIDIA официально не поддерживает шину PCI для данных графических процессоров, такие видеокарты производители выпускают на свой страх и риск с применением сторонних чипов — преобразователей шины.

Dell, GeForce 8400 GS, PCI, выбор, электропитание

Замечания по видеокартам ASUS GeForce 8500, 8600 с пассивным охлаждением #

Отмечено большое количество выходов из строя таких карт после некоторого периода эксплуатации. Пассивная система охлаждения не способна равномерно охладить графический процессор или же применен термоинтерфейс с неудовлетворительной теплопроводностью.

Asus, GeForce 8500, GeForce 8600, выбор, системы охлаждения

Замечания по ноутбукам с видеоадаптерами GeForce 8400, 8500 и 8600 #

Из-за недостаточного качества соединения кристалла и упаковки ряд производимых в 2007-2008 гг. GPU G84 и G86, предназначенных для установки в ноутбуки, склонны к выходу из строя при нагреве до температур меньших, чем критическая температура чипа, заложенная в спецификацию. В результате после некоторого периода эксплуатации ноутбука, укомплектованного таким графическим процессором, могут возникнуть следующие проблемы:

  • искажения (артефакты) изображения, как в 2D, так и в 3D;
  • вывод нескольких уменьшенных копий изображения на экран ноутбука;
  • неработоспособность выходов для подключения внешнего монитора;
  • полное отсутствие изображения.

Как правило, предотвратить проблему можно обновлением BIOS ноутбука, изменяющим регулировку работы вентилятора охлаждения GPU. DellHP и Apple опубликовали списки подверженных проблеме моделей ноутбуков и обновления BIOS для них, также сводный список опубликовала и NVIDIA. Все же рекомендуется воздержаться от приобретения ноутбуков с такими видеоадаптерами, особенно б/у. 

Apple, BIOS, Dell, GeForce 8400, GeForce 8500, GeForce 8600, Hewlett-Packard, артефакты, выбор, ноутбуки, системы охлаждения

Замечания по видеокартам GeForce G 100, GT 120, GT 130, GT 140 #

Эти видеокарты предназначены исключительно для крупных сборщиков компьютеров (OEM) и не должны продаваться в магазинах отдельно. Они имеют невысокую производительность и системы охлаждения, позволяющие их эксплуатировать лишь в специально спроектированных корпусах с принудительным охлаждением отсека плат расширения. Некоторые карты имеют нестандартные BIOS и разъемы, и, скорее всего, не заработают в неоригинальном компьютере.

GeForce G 100, GeForce GT 120, GeForce GT 130, GeForce GT 140, выбор

Замечания по видеокартам GeForce GT 220, предназначенным для OEM рынка #

Часть видеокарт GeForce GT 220 для OEM рынка (не предназначенных для розничной продажи) фактически не являются видеокартами GT 220 (на базе GPU G216), а производными видеокарт GeForce 9600 GSO 512 (на базе GPU G94). Обычно такие видеокарты можно приобрести лишь в составе готового компьютера от крупного сборщика, но иногда такие карты попадают в обычные торговые сети отдельно. Признаки, по которым можно отличить такие карты от настоящих GT 220:

  • Нестандартная конфигурация видеовыходов, например, наличие только двух портов для подключения дисплея (только два DVI, или только DVI и VGA). Карты GT 220 референсного дизайна обычно имеют три порта — DVI, VGA и HDMI.
  • Наличие 6-контактного разъёма подключения усиления электропитания с торца карты — оригинальные GT 220 в усилении электропитания не нуждаются.
  • Карта не распознаётся драйверами с сайта NVIDIA. В свойствах карты в диспетчере устройств Windows на закладке сведений код экземпляра устройства (PCI Device ID) показывается как PCI\VEN_10DE&DEV_0633…, вместо PCI\VEN_10DE&DEV_0A20… 

Тип графического процессора, на котором построена карта, могут определить утилиты RivaTuner и GPU-Z.

OEM видеокарты GeForce GT 220 в настоящее время не поддерживаются официальными драйверами NVIDIA. Драйверы для них следует получить у производителя/поставщика компьютера или поискать неофициальные релизы на сайте LaptopVideo2Go.

GeForce 9600 GSO 512, GeForce GT 220, GPU-Z, RivaTuner, выбор, драйвер

Стоят ли видеокарты с увеличенным относительно стандартного объемом видеопамяти своей цены? #

Объем видеопамяти на одинаковых по прочим характеристикам картах при выборе следует принимать во внимание, если видеокарта покупается на длительный срок. Объем видеопамяти, потребляемый играми, в целом растет довольно медленно, так как разработчикам приходится учитывать наличие интегрированных и мобильных решений, видеопамять которых обычно сильно ограничена, а также технические спецификации текущих игровых консолей, поскольку подавляющее большинство игровых проектов в настоящее время делается с расчетом на выпуск в первую очередь на консолях. Прочие факторы, влияющие на потребление видеопамяти, как то: разрешение «среднего» монитора, возможные режимы полноэкранного сглаживания (FSAA), новые технологии улучшения графики; также прогрессируют не так быстро. В результате, видеокарта с повышенным объемом видеопамяти может устареть и потребовать замены быстрее, чем ее объем станет востребованным в играх.

Вместе с тем, если видеокарта приобретается для профессиональных применений (программы 3D моделирования, CAD) или планируется ее использование для неграфических вычислений (с помощью API CUDA от NVIDIA, например), повышенный объем видеопамяти вполне может найти применение изначально или в ближайшем будущем.

CUDA, FSAA, VRAM, видеопамять, выбор, сглаживание

Насколько можно руководствоваться результатами синтетических тестов быстродействия, таких как 3DMark, при выборе видеокарты? #

Синтетические тесты в целом адекватно отражают производительность видеосистемы, большинство из них также учитывает общую способность системы загрузить видеокарту, в частности, в 3DMark при тестировании проводятся специализированные тесты центрального процессора компьютера. Но есть ряд особенностей, которые следует принимать во внимание:

  • Хотя авторы таких тестов и стараются снизить зависимость показаний от компонентов конкретной системы, полностью избежать зависимостей невозможно. На результат влияет операционная система, полоса пропускания оперативной памяти, версия драйвера видеокарты, наличие исполняющихся на заднем плане ресурсоемких приложений (таких как антивирусный монитор). Вследствие этого воспроизводимость опубликованных показателей весьма условна.
  • Синтетические тесты создают нагрузку, характер которой (паттерны) может существенно отличаться от характеров нагрузки, создаваемой реальными приложениями, такими как игры. Мало того, «движки» синтетических бенчмарков созданы в основном именно для тестирования, и плохо подходят для создания реальных приложений. За более чем десятилетнюю историю бенчмарка 3DMark так и не появилось сколь-либо заметных игр на его движке.
  • Последняя версия того или иного бенчмарка сразу после выхода обычно использует технологии компьютерной графики, которые играми станут использоваться в лучшем случае через год, и то лишь в паре самых передовых игр. Нередко случается так, что какая-то технология, используемая бенчмарком, вообще остается невостребованной в реальных приложениях.
  • Еще более печальным явлением стало предпочтение в бенчмарке определенному подходу к реализации технологий компьютерной графики, предложенному одним конкретным разработчиком аппаратного обеспечения. На решениях его конкурентов результаты тестов заранее оказываются ниже, чем могли бы быть при равном внимании разработчика бенчмарка ко всем реализациям или при использовании общего подхода, независящего от конкретных реализаций. Разработчики аппаратного обеспечения в долгу не остаются и делают в драйверах специальные оптимизации (обычно в ущерб качеству графики), чтобы нивелировать преимущество решений конкурента в данном бенчмарке.

С учетом вышесказанного, результат конкретной видеокарты в том или ином бенчмарке следует принимать во внимание лишь в качестве одного из факторов, неосновного.

3DMark, выбор

Какое оборудование требуется для SLI? #

Варианты построения систем SLI и требуемое оборудование:

  Материнская плата Видеокарты
«Классический» SLI Материнская плата с двумя слотами PCI Express x16 на чипсете nForce с индексом SLI в названии или на чипсете Intel E7525, 5400 + nForce 100, Х58 + nForce 200, избранные платы на P55 и H57 (с SLI-сертификатом в BIOS) Две видеокарты на одинаковых графических процессорах, поддерживающих технологию SLI, с интерфейсом PCI Express
Multi-GPU Материнская плата со слотом PCI Express x16 Видеокарта с двумя графическими процессорами: GeForce 7950 GX2, 9800 GX2, GTX 295, а также Gigabyte GV-3D1, ASUS Extreme Dual и Leadtek Winfast Duo при использовании драйверов от производителя
Hybrid-SLI (GeForce Boost) Материнская плата на чипсете nForce 980а/780a/750a/730a/730i или чипсета GeForce 8Х00/9Х00 Видеокарта с графическим процессором 8500 GT, 8400 GS rev.2, 9300 GS/GE, G100
3-way SLI Материнская плата с тремя слотами PCI Express x16 на чипсете nForce 680i SLI, 780i, 790i, 790i Ultra, 780a, 980a, Intel Х58 + nForce 200 Три видеокарты на одинаковых графических процессорах GeForce 8800 GTX, 8800 Ultra, 9800 GTX/GTX+, GTS 250, GTX 260/260 rev.2/275/280/285/465/470/480
4-way SLI Материнская плата с четырьмя слотами PCI Express x16 на чипсете Intel Х58 + nForce 200 с 4-Way SLI сертификатом в BIOS Четыре видеокарты на одинаковых графических процессорах GeForce GTX 480
Quad SLI Материнская плата с двумя слотами PCI Express x16 на чипсете nForce с индексом SLI в названии или Intel 5400 + nForce 100, Х58 + nForce 200 Две видеокарты с двумя одинаковыми графическими процессорами: GeForce 7950 GX2, 9800 GX2, GTX 295

Узнать, какие графические процессоры NVIDIA поддерживают технологию SLI, можно из Сравнительных таблиц. Режимы 3-Way, 4-Way SLI и Hybrid-SLI поддерживаются драйвером NVIDIA только в операционной системе Windows Vista и более новых. Режим Quad-SLI поддерживается драйвером только в операционных системах Windows Vista и более новых и Linux с ядром версий 2.6.9 и выше.

Ряд производителей материнских плат адаптировал свои продукты на базе чипсетов Intel и не-SLI вариантов чипсетов nForce для поддержки SLI. Работа с SLI в таких системах возможна только при использовании специальных драйверов видеокарт от производителя материнской платы. Кроме того, второй слот х16 в таких платах имеет реальную конфигурацию х4 или ниже. Учитывая, что все исходные данные для рендеринга обе карты в SLI должны получать в полном объеме сцены, скорость работы второй карты тандема может оказаться неудовлетворительной, особенно если вместо выделенной шины SLI для связи карт используется обмен по шине PCI Express. Вдобавок, чипсеты Intel имеют недостаточную пропускную способность контроллера шины PCI Express второго слота к оперативной памяти, так как он расположен в южном мосте и разделяет с другими устройствами полосу в 1-2 Гбит/с к северному мосту.

Число разрешенных в драйвере комбинаций карт для объединения в SLI для чипсетов Intel значительно меньше, чем для чипсетов NVIDIA. Как правило, объединять можно только видеокарты верхнего ценового диапазона.

При приобретении видеокарт для SLI системы следует обращать внимание на наличие разъема выделенной шины SLI вверху карты. SLI-коннектор должен быть в комплекте видеокарты или материнской платы. Карты без разъема SLI или при отсутствии SLI-коннектора тоже можно будет объединить, но производительность будет ниже.

Обратите внимание на способность блока питания обеспечить энергопотребление нескольких видеокарт и всего остального оборудования компьютера. За информацией о выборе блока питания обратитесь к специальному вопросу FAQ. Также блок питания должен иметь соответствующее количество проводов усиления питания для видеокарт.

Несколько видеокарт существенно повысят тепловыделение в системном блоке компьютера. Целесообразно установить полный набор дополнительных вентиляторов для отвода теплого воздуха, в пределах возможностей корпуса. Если возможности корпуса исчерпаны, хороший эффект дает установка в непосредственной близости к видеокартам бокового вентилятора, вставляемого в свободный слот шины и выбрасывающего воздух через щель в задней стенке корпуса.

GeForce 7950 GX2, GeForce 8400 GS rev.2, GeForce 8500 GT, GeForce 8800 GTX, GeForce 8800 Ultra, GeForce 9300 GE, GeForce 9300 GS, GeForce 9800 GTX, GeForce 9800 GTX+, GeForce 9800 GX2, GeForce G 100, GeForce GTS 250, GeForce GTX 260, GeForce GTX 260 rev.2, GeForce GTX 275, GeForce GTX 280, GeForce GTX 285, GeForce GTX 295, GeForce GTX 465, GeForce GTX 470, GeForce GTX 480, Intel, Linux, nForce, nForce 680i SLI, nForce 730a, nForce 730i, nForce 750a SLI, nForce 780a SLI, nForce 780i SLI, nForce 790i SLI, nForce 790i SLI Ultra, nForce 980a SLI, PCI Express, SLI, Windows Vista, выбор, драйвер, системы охлаждения, электропитание

Должны ли быть видеокарты абсолютно одинаковыми для объединения в SLI? #

  1. Безусловным требованием для объединения в SLI двух видеокарт является использование одинакового графического процессора на обеих картах. К примеру, можно объединить две видеокарты на базе GeForce 6600 GT, но не одну на базе GeForce 6600 и одну на базе GeForce 6600 GT.
  2. По-умолчанию, требуется сопадение объема видеопамяти у карт. Однако, при использовании драйвера NVIDIA версии 80.ХХ и выше возможно включить функцию объединения видеокарт с разным объемом памяти. Для этого в реестре по адресу HKLM\SOFTWARE\NVIDIA Corporation\Global\NVTweak следует создать ключ (DWORD) CoolBits со значением 1f. «Избыточный» объем памяти одной из видеокарт не будет доступен для использования при включенном режиме SLI. Тем не менее, использовать такие конфигурации не рекомендуется. 
  3. Совпадения рабочих частот графического процессора и видеопамяти не требуется. Вместе с тем отмечено, что разница в частотах может приводить к искажениям изображения в некоторых приложениях. Если одна из карт имеет большие частоты, рекомендуется установить ее в слот шины PCI Express на материнской плате с меньшим порядковым номером, чтобы она стала мастер-картой. Дополнительная нагрузка на мастер-карту позволит сгладить неравенство видеокарт, кроме того в режиме Single GPU это обеспечит лучшую производительность.
  4. Видеокарты могут быть от разных производителей, и даже разных моделей одного производителя (при выполнении условия №1). Рекомендуется все же приобрести две видеокарты одной модели от одного производителя во избежание возможных проблем с совместимостью с материнской платой.

GeForce 6600, GeForce 6600 GT, PCI Express, SLI, VRAM, артефакты, видеопамять, выбор, драйвер, реестр

Какие оборудование и программное обеспечение требуются для PhysX? #

В текущей реализации для аппаратной обработки PhysX требуется наличие в системе графического процессора NVIDIA GeForce поколения 8Х00 или более нового, имеющего минимум 32 вычислительных шейдерных ядра (SPU), либо соответствующей видеокарты Quadro. Требуется наличие 256 Мб видеопамяти у видеокарты или соответствующего зарезервированного объема системной памяти, выделенного интегрированному процессору. Вместе с тем имеется ряд дополнительных соображений:

  • Вычислительные ресурсы для расчетов CUDA/PhysX выделяются блоками шейдерных процессоров (мультипроцессорами). Минимальный размер блока — 8 шейдерных процессоров, которые уже не смогут участвовать в расчете графики.
  • Оригинальный PPU, применявшийся на картах AGEIA до ее приобретения NVIDIA, согласно открытой патентной документации имел 16 вычислительных ядер, каждое из которых состояло из двух VPU и двух ALU блоков. Универсальный шейдерный процессор графических процессоров NVIDIA содержит всего один ALU. Хотя шейдерные процессоры в графических процессорах NVIDIA работают на много больших тактовых частотах, чем AGEIA PPU, для соответствия производительности выпущенных до 2008 года приложений производительности при использовании оригинального AGEIA PPU может потребоваться выделение для расчета физики двух-трех мультипроцессоров (16-24 шейдерных процессоров). Современные игры для более насыщенных физических эффектов могут потребовать и больших вычислительных мощностей.
  • Разные графические процессоры NVIDIA имеют разную степень реализации универсальных вычислений CUDA. Эта степень обозначается Compute capability, с ее значениями для разных графических процессоров NVIDIA можно ознакомиться в сравнительных таблицах. Детальное описание каждой степени содержится в документации CUDA, чем выше степень, тем выше производительность универсальных вычислений при том же количестве шейдерных процессоров. На более ранних графических процессорах (с меньшей степенью сompute capability) может потребоваться выделение большего числа процессоров для расчета физики.
  • Физические вычисления требуют значительного обмена данными между оперативной памятью и видеопамятью. На оригинальных картах ускорения физики от AGEIA применялась память GDDR3 с полосой пропускания 23 Гб/с, что превосходит полосу пропускания видеопамяти видеокарт начального уровня и интегрированных графических процессоров. При использовании одной и той же видеокарты начального или среднего уровня и для графики, и для расчётов физики, полосы пропускания видеопамяти может не хватить и производительность будет неудовлетворительной.

Поскольку вычисления PhysX на графических процессорах NVIDIA реализованы через API универсальных вычислений CUDA, требуется использование драйвера видеокарты, поддерживающего интерфейс CUDA версии 2.0 или выше. Такой поддержкой обладают драйверы NVIDIA версии 178.ХХ или более новой. Также требуется установка клиентского программного обеспечения PhysX System Software. Установка CUDA SDK для работы PhysX-совместимых приложений не требуется. Клиентское программное обеспечение PhysX доступно лишь для операционных систем Windows (XP, Vista и 7).

AGEIA, CUDA, PhysX, VRAM, видеопамять, выбор, драйвер, шейдеры

У меня видеокарта на базе графического процессора AMD. Могу ли я установить в систему отдельную видеокарту на базе NVIDIA для ускорения PhysX, сохранив имеющуюся карту для графики? #

В настоящее время это возможно лишь в операционной системе Windows XP или Windows 7. Windows Vista имеет ограничение на работу лишь одного драйвера видеосистемы, препятствующее одновременному использованию видеокарт на базе чипов разных разработчиков.

В драйверах версии 185.81 и более новых NVIDIA ввела защиту, препятствующую включению аппаратного ускорения PhysX при наличии в системе активных графических процессоров других производителей (не NVIDIA). Последний драйвер без данной защиты — 185.68. Существуют сделанные энтузиастами патчи драйвера NVIDIA, снимающие данное ограничение. Следует отметить, что для работы ускорения PhysX в таких системах требуется подключение монитора или телевизора к видеокарте на базе NVIDIA или создание «виртуального» дисплея с расширением на него рабочего стола, иначе её функции будут неактивны.

AMD, PhysX, Radeon, Windows 7, Windows Vista, выбор, драйвер, монитор

У меня две видеокарты в SLI. Могу ли я установить в систему третью видеокарту для ускорения PhysX, оставив SLI для графики? #

При выполнении следующих условий:

  • дополнительная видеокарта должна быть основана на графическом процессоре, поддерживающем PhysX (GeForce 8X00 или более новом с не менее чем 32-мя ядрами SPU) и иметь не менее 256 Мб видеопамяти;
  • ее графический процессор должен отличаться от графических процессоров видеокарт SLI пары;
  • драйвер NVIDIA версии 256.ХХ или выше.

Следует отметить, что для работы ускорения PhysX в Windows XP может потребоваться подключение монитора или телевизора к третьей видеокарте или создание «виртуального» дисплея с расширением на него рабочего стола, иначе её функции будут неактивны.

PhysX, SLI, Windows XP, выбор

Замечения по видеокартам INNO 3D Tornado GeForce FX 5200-8X 64Mb With DVI+CRT+TV DDR #

Карты данной модели со штрих-кодом на наклейке на плате I-5200-E3F3V и BIOS версии 4.34.20.59 замечены в проблемах совместимости с материнскими платами на базе чипсетов nForce и VIA. Карта может работать только на половине максимальной скорости AGP шины материнской платы, при этом опознается утилитами как не поддерживающая полную скорость шины.

AGP, GeForce FX 5200, Inno3D, nForce, VIA, VideoBIOS, выбор

Замечения по видеокартам Gigabyte GV-N57L128DP #

Видеокарты этой модели склонны к постепенной деградации контакта графического процессора с печатной платой.

GeForce FX 5700 LE, Gigabyte, выбор

Замечания по видеокартам GeForce 6200 с технологией Turbo Cache #

Видеокарты с технологией NVIDIA Turbo Cache оснащаются небольшим (в пределах 64 Мб) объемом локальной памяти, для рендеринга с 3D-ускорением в основном используется системная память. К сожалению, при продаже на упаковке не указывается объем локальной памяти, а только общий объем памяти (128 или 256 Мб), вследствие чего их трудно отличить от полноценных плат GeForce 6200 без технологии Turbo Cache. При Retail комплектации ищите логотип NVIDIA Turbo Cache на упаковке для определения типа платы, при OEM комплектации обратите внимание на количество микросхем памяти на плате — наличие всего одной или двух микросхем указывает, что перед вами плата с технологией Turbo Cache, а не полноценная GeForce 6200.

Помимо более низкой производительности, платы с Turbo Cache требуют наличия минимум 512 Мб оперативной памяти на компьютере, причем 112-224 Мб из нее должно быть свободно на момент загрузки драйвера — драйвер отключит 3D-функции платы при меньшем объеме.

GeForce 6200 TC, RAM, Turbo Cache, VRAM, видеопамять, выбор

Замечания по видеокартам GeForce 6610 XL #

Эти видеокарты предназначены исключительно для крупных сборщиков компьютеров (OEM) и не должны продаваться в магазинах отдельно. Хотя в теории возможна реализация избытков производства, но чаще всего под таким названием продается брак видеокарт 6600-6600GT, от неработоспособного ТВ-выхода, до половины «битой» видеопамяти.

GeForce 6610 XL, TV, VRAM, видеопамять, выбор, телевизоры

Замечания по видеокартам GeForce 7100 GS #

Видеокарты данной серии построены на графическом процессоре NV44 и фактически являются официально перемаркированными картами GeForce 6200 с технологией Turbo Cache. Следует учитывать это при покупке и не переплачивать за больший номер в названии модели.

GeForce 6200 TC, GeForce 7100 GS, Turbo Cache, выбор