Чистка и смазка кулера видеокарты

14.01.2004

Теперь препарируем noname-видеокарту.

RivaTNT2. Изделие неизвестного китайского мастера конца ХХ века

Для примера взят практически эталон noname из домашнего музея - TNT2 M64 работы неизвестного восточного мастера конца ХХ века, нагло подающая себя как TNT2 Pro, да еще и якобы производства фирмы Inno3D.

Дешевое охлаждение. Профиль

Как видно из снимка, система охлаждения выбрана из соображений минимизации себестоимости. Видимо, только желание продать ее как Pro, объясняет оснащение карты активным охлаждением вообще.

1. Система охлаждения крепится прямо к корпусу видеочипа с помощью термоклея. Отдирать ее от видеочипа автору представляется рискованным, так что решено было просто открутить собственно вентилятор от радиатора. Для этого аккуратненько (без лишнего давления вниз) были отвинчены саморезы.

Кулер после удаления маскировки

2. Переворачиваем кулер крыльчаткой вниз. Привычно отклеиваем бумажку. В подобного рода кулерах канал вала частенько бывает закрыт «потайной» крышечкой. Ее надо поддеть. Трудно предсказать, какое действие даст эффект, можно нажимать плоской отверткой на один край или попытаться вклиниться иглой в линию стыка.

3. Снимаем стопор, за ним иногда бывает еще черное резиновое колечко, его тоже надо снять. Вынимаем крыльчатку.

Система охлаждения в разборе

4. Дальше все в полном соответствии с пунктами 7-10 для брэндовой видеокарты - чистим, смазываем, собираем кулер.

5. Теперь задача стоит в привинчивании кулера обратно к радиатору. Помним, что нажимать вниз можно лишь в ограниченных пределах. Так что рекомендуется подложить что-нибудь, что обеспечит нужный зазор между платой и нижней поверхностью кулера. Автор воспользовался столовым прибором:

"Используй то, что под рукою, и не ищи себе другое"

Выбор смазки. Здесь следует учитывать два разных варианта конструкции кулера. В дешевых моделях вращается только вал с пропеллером, со стороны корпуса подвижных частей нет. В моделях подороже используется шарикоподшипник со стороны корпуса, для уменьшения трения и шума. Смазки в этом аспекте можно разделить на две группы – жидкие и аморфные (консистентные). В варианте без подшипника можно использовать оба типа. Жидкая смазка – различные масла - обычно всегда под рукой. Но рабочий цикл жидкой смазки в кулере коротковат – за полгода вся смазка вытечет/загустеет и процедуру придется повторять. Для кулера с шарикоподшипником жидкая смазка и вовсе не подойдет, так как может затечь в подшипник и привести к проскальзываниям, что приведет к сильной вибрации и дополнительному шуму. Так что имеет смысл прикупить аморфной (консистентной) смазки. Автор долгое время с успехом применяет немецкое средство для швейных машинок торговой марки Bechem:

Das ist fantastish!


Коллега автора, заядлый автолюбитель, с не меньшим успехом использует многофункциональную смазку Golden Pearl:

Das ist fantastish!


Что не следует применять для смазки:

  • Вазелин. Он не рассчитан на такие обороты и быстро теряет свои свойства. Вдобавок при длительном простое вазелин загустевает и может сковать вал при включении.

  • Автомобильные моторные масла. Они создаются с расчетом на работу в условиях достаточно высокой температуры, каковых в кулере не создается. От этого их смазывающие свойства не раскрываются в полном объеме. Кроме того, из-за присадок они могут оказаться агрессивными к пластмассовым элементам кулера. Но автомобильные масла для других узлов использовать можно.


    К сожалению, иногда прочистка не помогает устранить шум. В дешевых кулерах часто втулка делается из пластмассы. За год-два вал расточит такую втулку и начнет болтаться в ней - тогда шум станет постоянным спутником работы кулера. Другая причина непрекращающегося гула – повреждение крыльчатки. Если в результате столкновения с другим предметом, например шлейфом IDE, одна лопасть будет сильно погнута или вовсе выдрана, образуется область турбулентности, вызывающая характерное завывание воздуха и сильную вибрацию. Так что если прочистка и смазка не помогают, имеет смысл задуматься о покупке нового кулера, который, помимо снижения шума, может улучшить охлаждение видеопроцессора, открыв новые перспективы разгона или длительной стабильной работы. С обзором популярных моделей кулеров для видеокарт Вы можете ознакомиться в статье на нашем ресурсе.

    В завершение упомяну, что на стадии 5 может появиться желание ограничиться просто капаньем масла в канал вала. Это вроде бы и дает эффект, но из-за того, что грязь и остатки старой смазки не удалены, новая смазка быстро придет в негодность. Вдобавок излишний объем разбрызгается в радиатор, мотор кулера, а то и на саму плату, пачкая их и превращая в пылесборник. Кроме того, масло в этом случае также заливает и шарикоподшипник, так что делать это настоятельно не рекомендуется.

    Дополнения от наших чичтателей

    JaJa: "Подшипники качения (или скольжения) надо не только прочичтить, но и промыть высококачественным бензином (для зажигалок, для чистки одежды и т.д.). Шарикоподшипники вообще в смазке не нуждаются, правда без неё шумней работают."

    Swed: "Хочу добавить от себя про смазку. Я уже 2 года применяю силиконовое масло "ПМС-100", "ПМС-200" или "ПМС-5". Число показывает уровень вязкости. Диапазон температур -50+200 С. Неагрессивно, не растворяется в воде и спирте. На мой взгляд лучший выбор" "

    Dr.Evil (drevil_etc@hotbox.ru)

    Ранее: работа с кулером brand-карты