/ / Оверклокинг, как способ экономии денег
7994420702;horizontal

Оверклокинг, как способ экономии денег

Вступление  

На дворе зима 2010. В стране, да и во всём мире до сих пор экономический кризис. Некоторые сидят без работы в ожидании чуда, а большинство стали экономить денежные средства. Но при этом очень много людей продолжают проводит свободное время за компьютерными играми. Да и кроме этого иногда архивируют данные, кодируют видео и т.д. С каждым годом игры и программы становятся более требовательны к ресурсам компьютера. И вот, вдруг, новая и долгожданная игра стала тормозить. А денег на новый компьютер или апгрейд нет. Что тогда делать? Правильно, позвать на помощь overclocking.

Разгон, оверклокинг (от англ. overclocking) — повышение быстродействия компонентов компьютера за счёт эксплуатации их в форсированных (нештатных) режимах работы.

В данной статье я хотел бы поведать Вам, что оверклокинг — это не только хобби, спорт или простое занятие ерундой, но и еще способ экономии денег, которых и так не хватает большинству людей.

Вы наверно скажете: « Разгонять опасно, компьютер может выйти из строя». Но ничего опасного в оверклокинге нет, если правильно подходить к делу. Суть оверклокинга заключается не только в повышении частоты компьютерных комплектующих, но и в тестировании на стабильность уже разогнанного железа. По сути, для обычного и повседневного разгона дополнительных вложений не требуется. Конечно, на кулере, шедшем в комплекте, процессор сильно не разгонишь, но и ставить рекорды мы не собираемся. Получается, что с помощью оверклокинга вы получаете более производительный компьютер за те же самые деньги. Но в моей статье будет использоваться альтернативное охлаждение для процессора и видеокарты, так как комплектные BOX-кулеры шумны и малоэффективны для покорения больших частот. Хотя, в некоторых случаях, производители процессоров и видеокарт оснащают свои изделия более качественными системами охлаждения.

Конфигурация тестового стенда  

  • Процессор: Athlon II x2 240 АМ3 2,8 ГГц
  • Система охлаждения процессора: Thermaltake Big Typhoon 120 мм
  • Материнская плата: МВ Gigabyte MA-790FX-DQ6
  • Память: DDR2 Hynix 2 х 2 Gb 800 МГц 6-6-6-18-24-2Т 1,8 В
  • Видеокарта: BFG GeForce 8800 GT 512 Мб
  • Система охлаждения видеокарты: Zalman VF 1000
  • Жесткий диск: Seagate 250 Gb SATA
  • Блок питания: FSP 450 Ватт PNF
  • Привод: DVD+RW NEC SATA
  • Монитор: BenQ G 900 (19 дюймов, 1280х1024, DVI/VGA)

 Разгон и тестирование проводилось на открытом стенде для лучшего охлаждения компьютерных комплектующих.

Система на открытом стенде

Разгон процессора  

Разгон центрального процессора — это основа оверклокинга. От частоты процессора зависит очень много: скорость кодирования и архивирования данных, число fps в играх, скорость работы программ и прочее. Большинство процессоров разгоняются на 20-30 % от номинала на обычном охлаждении, некоторое на 50 и более процентов. В данной статье за основу взят процессор компании AMD — Athlon II x2 240.

Процессор AMD Athlon II x2 240 имеет номинальную частоту 2800 МГц, объём L2 кеша составляет 2 Мб, а выделяемая мощность не превышает 65 Вт. Данный процессор при напряжении 1,47 Вольта разогнался до 3714 МГц. Северный мост чипсета материнской платы и шина HT Link функционировали на частоте 2650 МГц. При этих частотах процессор проходил тесты стабильности Linxp и ОССТ. В итоге, разгон составил 33 % от номинальной частоты. Довольно хороший результат для процессора стоимостью 2000 рублей!

CPU-Z AMD Athlon X2 240

Разгон оперативной памяти  

В отличие от процессора, разгон оперативной памяти не даёт такого большого прироста производительности. К тому же, разгон памяти не заключается только в повышении частоты, очень сильно на производительность влияют тайминги. И это не все подводные камни разгона оперативной памяти: частота памяти зависит от частоты процессора или тактового генератора.

При номинальной частоте памяти в 800 МГц разгон составил 10,5 %, то есть 884 МГц. Тайминги при этом уменьшил до 6-5-5-15-20-2Т вместо положенных 6-6-6-18-24-2Т. Напряжение пришлось поднять до 2,05 Вольта. При понижении таймингов также возрастает производительность.

 CPU-Z оперативная память

Разгон видеокарты  

Разгон видеокарты не отнимает много времени. Надо всего лишь установить программу для разгона, например Riva Tuner. Довольно удобная программа даже для новичка. У видеокарты можно изменять 3 частоты сразу: частоту графического чипа, частоту шейдерного домена и частоту памяти. Естественно, чем выше эти частоты, тем производительнее становится видеокарта. Но при этом не надо забывать про температуру графического чипа. При разгоне она может резко возрасти. Желательно поставить дополнительный вентилятор напротив видеокарты, а еще лучше заменить стандартное охлаждение на альтернативное.

Итак, приступим к разгону видеокарты. В моих руках оказался «легендарный» продукт от компании NVIDIA — GeForce 8800 GT. Легендарен он тем, что до сих пор является отличным решением по соотношению цена/производительность в сегменте недорогих видеокарт. Приведу краткие характеристики данной видеокарты:

  • Частота ядра: 600 МГц
  • Частота универсальных процессоров: 1500 МГц
  • Количество универсальных процессоров: 112
  • Количество текстурных блоков — 56, блоков блендинга — 16
  • Эффективная частота памяти: 1.8 ГГц (2*900 МГц)
  • Тип памяти: GDDR3

Стандартную систему охлаждения я поменял на довольно производительный видеокулер Zalman VF 1000. В итоге, частоту графического ядра удалось поднять с 600 до 743 МГц (23%), частоту шейдерного домена с 1500 до 1861 МГц (24%), а память с 1800 до 2100 МГЦ (17%). Довольно неплохой результат для данной видеокарты.

CPu-Z GeForce 8800 GT

В итоге, средний процент разгона всех комплектующих (процессора, памяти и видеокарты) составил 21 %.

Тестирование  

В тестировании будет участвовать две системы:

  1. Default system — компьютерные комплектующие на номинальных частотах;
  2. OC system — на повышенных частотах.

Тестирование проводилось при разрешении 1280х1024 в следующих бенчмарках и играх (качество высокое, полноэкранное сглаживание 2х):

Синтетические тесты:

  • Super Pi
  • EVEREST Ultimate Edition CPU Queen
  • WinRAR

 Игровые тесты:

  • 3DMark 06
  • Crysis CPU Benchmark
  • Crysis GPU Benchmark
  • FarCry 2 Benchmark
  • GTA 4 Benchmark
  • RESIDENT EVIL 5 Benchmark
  • S.T.A.L.K.E.R. Call Of Pripyat Benchmark
  • Colin McRae: DiRT 2 Benchmark

Тесты проводились в операционной системе Windows XP SP3 х86. Для видеокарты использовалась версия драйвера 195.62.

 Результат в SuperPi

Довольно хороший тест для оценки производительности процессора и памяти. Прирост производительности составляет 30%.

 Результат в Everest CPU

И вновь этот синтетический тест нагружает только центральный процессор и видеокарту. Прирост от разгона составил около 33%.

 Результат в WinRAR

В тесте на скорость архивирования файлов производительность компьютера увеличилась на 16%. «Мелочь», а приятно.

Результат в 3DMark 06

В самом популярном игровом бенчмарке разница между системами 25%. Этот тест нагружает полностью всю систему. А также является отличным способом для проверки стабильности разогнанного железа.

 Результат в Crysis CPU

Отличный игровой тест для процессора и памяти. Видеокарту нагружает не слишком сильно. Прирост производительности в этом тесте на уровне 20%.

Результат в Crysis GPU

«Брат» предыдущего теста, но уже ориентирован на загрузку видеоядра. Разница в производительности 25%.

Результат в FarCry 2

В данной игре прирост аналогичен предыдущему — около 25%.

Результат в GTA IV

Данная игра очень требовательна к ресурсам процессора, поэтому от разгона именно процессора появляется значительный прирост! 50% прироста – это вам не шутки.

Результат в RE5

И в этом тесте прирост тоже довольно большой, около 30%.

Результат в STALKER

В последней части всем известного шутера прирост составил 22,5%.

Результат в CMR: DIRT2

А в популярном симуляторе раллийных гонок разница около 17%.

Выводы  

Сегодня я вам пытался поведать, что оверклокинг — это очень хороший способ сэкономить кровно заработанные деньги. И что же мы получили? На разгон всех комплектующих и проверку на стабильность у меня ушло несколько часов. Этот совсем немного. Зато при этом я получил в среднем 26,3 % прироста производительности в синтетических тестах и 26,8 % в играх. Если учитывать, что представленный системный блок стоит около 20 000 рублей, то, если бы мы хотели достичь такой же производительности на компьютере классом выше, мы бы потеряли более 5200 рублей. А зачем терять? Немного труда — и лишние деньги на руках. Довольно существенная экономия, даже если учитывать то, что я потратил около тысячи рублей на альтернативную систему охлаждения.

23 февраля 2010 года





Похожие статьи

  • Сокет 754 — прошлое, настоящее и будущее

    Предлагаем вашему вниманию анализ состояния дел для платформы Сокет 754. Есть ли у него будущее с выпуском новых процессоров? (конкурсная работа)

  • Добрый NVIDIA Inspector

    Краткий обзор новой утилиты для разгона, мониторинга и управления видеокартами NVIDIA.

  • Курс физики для «красных»

    Хотя споры относительно целесообразности GPU-ускорения «физических» вычислений в играх далеки от итога, а список внедрений PhysX растёт по паре-тройке игр в год, всё же владельцы видеокарт AMD иногда чувствуют себя обделёнными. Но естественный выход в виде добавления видеокарты NVIDIA оказался сопряжён со многими трудностями (конкурсная работа).

  • MSI Afterburner — новый инструмент для тонкой настройки и разгона видеокарт

    В октябре текущего года стартовал интересный программный продукт, основанный на технологиях популярной утилиты для тонкой настройки видеокарт RivaTuner, под красноречивым названием MSI Afterburner. Предлагаем ознакомиться с небольшим обзором новой программы.

  • Прощание с ядром Windsor в свете апгрейда платформы AM2

    Не так давно компания AMD объявила о скором прекращении выпуска двухъядерных процессоров, основанных на ядре Windsor, выпускаемых по 0.09 мкм техпроцессу, ознаменовав закат золотой эры архитектуры К8.