Интервью с создателем ретрошоу «16 бит тому назад» и «Кремниевые Титаны»

Сегодня у нас в гостях Дмитрий Бачило, ретро-видеоблогер, как он себя называет, создатель популярных шоу «16 бит тому назад», «Кремниевые Титаны» и образовательной серии «Сетевые технологии».

«МИР NVIDIA»: Добрый День, Дмитрий! Ты — широко известный в узких кругах видеоблогер, создавший несколько сезонов шоу «16 бит тому назад», его логическое продолжение «Кремниевые Титаны» и образовательную серию «Сетевые технологии». Ты как-то обмолвился, что первое видео, ты сделал про работу движка idTech1, при том, что тебе лично всегда было интересней железо. Ты его (видео про движок) сделал для своих друзей, или какая цель лично тебя сподвигла сделать ролик именно об этом?

Дмитрий: Когда я порылся в сети на предмет видеороликов по данной тематике, выяснилось, что таких пока в русскоязычном сегменте нет. Я тогда уже сколько-то лет вёл текстовые блоги, в которых объяснял разные технические штуки, особо не задумываясь о том, кто мои читатели (а их почти не было), и потому я решил, что я вполне могу создать ролик в таком же формате, и, может быть, это будет кому-нибудь интересно. Я взял дешёвую веб-камеру, встроенный в неё микрофон, сел на диван, и рассказал в двух словах, как работает idTech1, добавив потом в видеоредакторе пару иллюстраций для примера. На этом весь мой план заканчивался. Каково же было моё удивление, когда в отличии от всех моих тестовых постов за все эти годы, на данный ролик обратили внимание сотни человек, а десятки оставили комментарии. Я и не предполагал такой популярности у подобной темы. Тем не менее, зритель нашёлся, и я решил снять ещё, думая, что следующему-то ролику ничего подобного не светит. Но ситуация повторилась. Я хотел просто сделать «пост» про технологию на случай, если это интересно кому-то кроме меня, а оказалось, что я вскрыл нишу, которую никто до тех пор не занял, но зритель к ней был уже готов. Ну и понеслась.

«МИР NVIDIA»: Ты сам по образованию системный администратор, не программист? Если это так, то каким образом ты готовил все эти обзоры про игровые движки от id Software и других компаний? Лопатил интернет или со временем стал программировать и разбираться в движках на уровне алгоритмов/кода? Или как?

Дмитрий: Я по средне-специальному образованию лаборант-программист, и другого официального образования у меня нет. Куча всяких дипломов от вендоров телекоммуникационного оборудования вроде бы не в счёт, но на самом деле работодателей эти дипломы интересуют куда больше государственных. В конечном счёте моё самообразование привело меня и в НГУ в качестве, так сказать, преподавателя, и много ещё куда, потому что опыт, к сожалению, сильно ценнее того, чему учили в ВУЗах по этой тематике в те годы, когда для меня это было актуально. Сейчас ситуация с ВУЗами намного лучше, но мне, вроде бы, уже не надо. Тем не менее, да, я не программист, не считаю себя им во всяком случае, но софт я пишу, в том числе и для корпоративного использования. Просто я не думаю, что если ты можешь написать какую-нибудь программу — ты уже программист. Это Джон Кармак — программист. Линус Торвальдс — программист. А мы, так, экраномаратели. Но я вполне способен разобраться в технической документации, и, если на уровне кода idTech1 для меня был и остаётся тёмным лесом, то на уровне технического описания, которое, конечно, я рою в сотне разных источников, мне всё вполне понятно, и я готов упростить это описание до уровня развлекательного «научпопа», и передать это понимание дальше.

«МИР NVIDIA»: Ты как-то заявил, что строишь музей. Это была такая фигура речи, или ты реально создаёшь музей старого железа и намерен его открыть со временем? Будет ли это просто выставка железа, или ты планируешь сделать интерактивную демонстрацию того, на что способна та или иная вещь?

Дмитрий: Я действительно создаю музей. Я пока не придумал, как и в каком формате его открыть, потому что у меня совершенно нет времени на то, чтобы там сидеть, но я потихоньку строю экспозицию. В определённом смысле она интерактивна: у каждого экспоната установлен стендик с описанием, и обязательно есть QR-код, который ведёт на моё видео об этом устройстве. Когда-нибудь, надеюсь, начну водить туда экскурсии.

«МИР NVIDIA»: Когда ты стал известным уже обзорщиком, и люди стали присылать тебе железо, то его, наверное, стало скапливаться довольно много. Где ты его хранишь?

Дмитрий: Часть железа идёт в музей. У меня сейчас такой принцип, что никакое x86-совместимое железо в музей не попадает, иначе это будет просто кладовка с хламом, поэтому всё, что так или иначе предназначено для IBM PC за редким исключением хранится в другом месте, их у меня несколько. Главное ничего не хранить дома. На то есть множество причин, и одна из них в том, что жить бок о бок с тем, чем занимаешься уже практически как работой — плохая и вредная затея. Я не храню дома съёмочную аппаратуру, у меня для этого есть отдельная студия, и, конечно, не храню дома экспонаты.

Шоу «Кремниевые Титаны»

«МИР NVIDIA»: Бывает ли так, что присланная железка не работает, и ты что-то паяешь или как-то ещё ремонтируешь? Согласуют ли присылающие с тобой, то, что высылают? Есть ли люди, которые влияют на предстоящие выпуски – может быть как-то заказывают тебе ту или иную тематику будущих выпусков?

Дмитрий: Неработающее железо приезжает редко, потому что я всегда согласовываю всё, что мне присылают. Во-первых, часто предлагают то, что у меня уже есть, либо мне не интересно. Во-вторых, всё равно отправляющий не знает, куда присылать посылку, пока мы не пообщаемся и не договоримся. Есть вещи, которые имеет смысл починить, они стоят того, чтобы их доделать, дозаказать какие-то детали — и в этом случае я с благодарностью принимаю не совсем работающие агрегаты, но чаще я отказываюсь от такого оборудования по самой распространённой причине, влияющей, к сожалению, очень на многое: мне просто некогда заниматься всеми этими ремонтами. Если прислали железку — значит, выпуск про неё будет. Но просто заказать какой-то ролик — нет, я выбираю темы сам.

«МИР NVIDIA»: Делаешь ли ты что-то, чтобы распространять свои видео, привлекать дополнительных подписчиков, или ты просто создаёшь качественный контент, а дальше уже работает «сарафанное радио»?

Дмитрий: Качественный ли контент я создаю — судить не мне. На мой личный взгляд ничего особо качественного в нём нет. Я вкладываю в него столько усилий, сколько считаю для себя оправданным. Я сам же спустя год или два с удовольствием пересматриваю свои ролики, потому что часто просто забываю то, о чём говорил, и смотрю свои видео как чужие — порой весьма увлекательно. Кто ещё кроме меня смотрит эти ролики — заботит меня не слишком, но я очень рад и благодарен, что они нравятся ещё кому-то. Как именно на них натыкается народ — я не знаю. Ничего специального для этого я не делаю.

«МИР NVIDIA»: Давай вернёмся к твоим сериям. «16 бит тому назад» тебе предложили снять представители одного из каналов на Youtube, «Кремниевые Титаны» — это уже твоё видение, каким должно быть это шоу, так? А вот серия «Сетевые технологии», где ты доступным даже для школьника языком рассказываешь о вполне серьёзных технологиях и понятиях, — она как появилась? Что этому способствовало — ты решил заняться образованием молодой поросли или что?

Дмитрий: Да, «Кремниевые Титаны» — это некий идеальный с моей точки зрения формат «16 бит», главный плюс которого лично для меня в том, что для изготовления этих видеороликов вообще не нужна видеокамера. Думаю, постороннему человеку трудно представить, сколько на самом деле это экономит времени и сил, хотя, казалось бы, камера нужна только чтобы сказать «привет» и «пока», но, поверьте, это одна из самых трудоёмких составляющих производственного процесса. А вот «Сетевые технологии» — это, как и «16 бит» — тоже «заказ». ФИТ НГУ (Факультет информационных технологий Новосибирского Государственного Университета) в лице одного из преподавателей предложил мне за символические, но, всё таки, деньги создать несколько роликов по заранее заданным темам, чтобы визуальная их составляющая помогла студентам понять принципы работы разного рода аспектов телекоммуникационных технологий. Ну а все голосовые объяснения в этих видео я должен был написать сам, как я сам понимаю эти технологии, своим языком. Ролики я сделал, передал ФИТу, получил оплату, и, можно сказать, забыл. Спустя какое-то время соответствующий курс в НГУ закончился, и мне предложили выпустить ролики в свободный доступ, и только тогда я придумал им название «Сетевые технологии», чтобы как-то логически объединить.

Образовательная серия «Сетевые технологии»

«МИР NVIDIA»: В своих роликах ты иногда даёшь откровенные оценки тем или событиям из мира IT-индустрии, например, о том, что компанию Nokia изнутри развалили выходцы из Microsoft (Стивен Элоп, Джерри Девард, Крис Вебер), не дав в своё время уйти на ОС Android. Откуда эти данные — ты шерстишь сеть или у тебя есть какие-то внутренние контакты в определённых компаниях, которые позволяют делать такие заявления?

Дмитрий: Внутренние контакты у меня действительно много где есть, я даже пару раз попадал в разного рода неприятности в связи с оглаской сведений, которые мне казались безобидными (да они такими и были), но, тем не менее, некоторых людей очень расстраивало то, что получить из открытых источников я их никак не мог, а значит, мне эти данные кто-то слил, и, как правило, по этим данным сразу становилось ясно, кто именно. Поэтому я стараюсь так не делать. В основном мои откровенные оценки строятся на информации, которая так или иначе проскакивает на всеобщем обозрении, правда специфика посещаемых мной ресурсов такова, что их вообще мало кто читает. Связи больше помогают узнавать «куда копать», то есть — о чём в ближайшие дни имеет смысл спрашивать у Гугла, нежели что-то конкретное, что можно было вот так сразу выдать зрителю.

«МИР NVIDIA»: В твоих передачах местами проскальзывает нелюбовь к Microsoft. Это потому что тебе лично ближе *nix- системы, или тебе не нравится бизнес-стратегия, проводимая компанией из Редмонда?

Дмитрий: Я всегда за конкретику. Я не хейтер, и стараюсь им не стать. Есть технологии Microsoft, которыми я искренне восхищаюсь. К моему личному и тоже искреннему сожалению Windows — не одна из них. То, что сейчас позволяет себе Microsoft не только вызывает у меня непонимание, но и негативно затрагивает мою профессиональную деятельность. Я на конкретных примерах считаю, скажем, Windows 10 — крайне некачественным, неготовым и очень самоуверенным продуктом, который нужно наказывать рублём, то есть не покупать его. Кстати я в целом против пиратства, и не считаю, что использовать не лицензионную копию Windows — это выход. Нет. От плохого продукта надо отворачиваться, иначе никаких позитивных изменений в нём не наступит. Но при этом я считаю, что Microsoft Azure — это хорошо. Я считаю, что протокол RDP, который, может, изначально и не майкрософтовская разработка, но всё же сейчас это продукт Microsoft — это вообще гениально, и никто лучше пока не сделал. Я считаю, что реализация клиентской части протокола CIFS/SMB в Windows выполнена лучше, чем где-либо.

Нельзя забывать и про то, что Microsoft — платиновый партнёр Linux Foundation, и программисты Майкрософта за майкрософтовские же деньги пишут драйверы для FreeBSD, чтобы она хорошо работала в том же Hyper-V, который, кстати, тоже неплохой гипервизор и тоже создан Microsoft. Но лицензионная политика компании, да и вообще вклад Microsoft и лично Билла Гейтса в совершенно идиотичную на сегодняшний день систему цифровых авторских прав — это то, против чего я протестую, и буду протестовать. Сейчас в Microsoft происходят позитивные изменения, их трудно не замечать. Компания всё чаще выпускает отдельные приложения под лицензиями MIT, Apache и BSD, всё больше старается стать открытой, хотя и очевидно, что делает она это с большой осторожностью. Посмотрим, что будет лет через десять. Но сравнивать сегодняшнюю компанию с Microsoft двадцатилетней давности даже смешно, это две разные организации, и изменения в основном — в лучшую сторону.

«МИР NVIDIA»: Не связывались ли с тобой представители компаний, которым ты даёшь не слишком лестные оценки на предмет цензурирования или внесения правок в выпуски? Ведь многие из компаний уже давно официально представлены на нашем рынке и, в принципе, в каждой PR-службе работают вполне себе наши соотечественники, которые должны заботиться об имидже компании, отслеживая публикации в рунете.

Дмитрий: Наоборот (и так же говорят мои коллеги по цеху), компании всё чаще связываются с блогерами, критикующими их продукты, для того, чтобы предложить ещё что-нибудь из своих товаров на обзор. Российский сегмент подобного бизнеса очень «повзрослел», и к блогерской деятельности относится правильно, прекрасно понимая, что негативный отзыв — тоже отзыв, тоже пиар. Я общался и с Samsung, и с Kingston, и много ещё с кем, и все они говорят: «мы дадим тебе железку, скажи про неё всё, что думаешь на самом деле, железку можешь оставить себе». Блогерам моего уровня денег никто как правило не предлагает, это не реклама, это обзор, личное мнение.

Вендоры готовы спонсировать такие личные мнения своей продукцией, и их устраивает любое её освещёние. Даже если в пух и прах разнести «железку» или «софтинку», тебе за это скажут только «спасибо», если ты был объективен, и предложат следующий продукт на обзор. Крайне редкие исключения, случающиеся в основном на западе — начинающие психовать и требовать исправить или удалить материал вендоры — с такими мало кто работает, и живут такие конторы, как правило не долго. У нас такое чаще встречается в киноиндустрии, но там и по продукту, по его уровню, уже понятно, каких слов следует ждать от создателей в случае, если ты решишь их покритиковать. Я считаю, что такое поведение авторов чего бы то ни было — признак инфантилизма. У них и продукт плохой, и поговорить с ними не о чем. К счастью на моём пути такого не встречалось. Но я и не обозреваю плохие продукты. Я для себя во всём найду что-то интересное, что мне искренне нравится, и так же искренне об этом расскажу. Если продукт плохой и неинтересный, то и видео про это делать у меня желания не возникнет.

 /