Подробности о защите от стресс-тестов в GeForce GTX 580

Пушистые бублики и кубики отныне под запретом.

С выходом новой видеокарты GeForce GTX 580 NVIDIA примкнула к AMD в противостоянии с утилитами, до предела прогревающими графический процессор и видеокарту в целом. Согласно официальному заявлению, на видеокарты GeForce GTX 580 устанавливаются специальные чипы, проверяющие токи потребления по линиям питания +12 В от слота шины PCI-Express и усилителей питания. Драйвер NVIDIA проверяет значения потребления и уменьшает частоты на 50% при обнаружении запуска потенциально опасных приложений, в частности стресс-тестов FurMark и OCCT, либо при превышении определённого предела энергопотребления. Данная защита не должна будет затрагивать обычные игры. Именно работой защиты объясняются странные показания предварительных исследований производительности GTX 580 в FurMark.

GeForce GTX 580 overvoltage protection

Целесообразность подобной защиты вызывает много вопросов. Во-первых, исследования реального энергопотребления показывают, что некоторые вполне «законные» игры и приложения могут вызывать не меньшее, а то и большее потребление, чем тот же FurMark, например: тест PixelShader из 3DMark 06, Crysis Warhead DX10. Во-вторых, простого переименования исполняемого файла «вредной» программы может оказаться достаточно для обхода защиты в драйвере, мало того, уже подтверждено, что защита не работает для старых версий FurMark. В-третьих, подобные меры приводят к удорожанию видеокарт (три чипа мониторинга + обвязка, посадочные места, дорожки PCB) и создают потенциальные проблемы стабильности драйверов — постоянная работа с i2c шиной может быть весьма накладна, в чём неоднократно убеждались авторы сторонних утилит вроде RivaTuner.

Но что сделано, то сделано, и с идеей стресс-тестирования карт в бытовых условиях, столь полезного для выявления производственного брака, а также при поиске пределов разгона, пока придётся попрощаться. Несомненно, действие породит противодействие, например в форме:

  • неофициальных патчей драйвера, снимающих защиту, как это было с SLI и PhysX;
  • хитрых трюков в следующих версиях утилит для обмана драйвера;
  • инструкций по аппаратному «обезвреживанию» чипов-вредителей;
  • повышенного спроса на кражи внутреннего теста NVIDIA под названием MODS и интеграции его частей в утилиты — саму себя компания-то не забанит;
  • появления еще более «смертоносных» методов стресс-тестирования, например, через API CUDA.

Мы будем освещать дальнейший ход борьбы светлых и тёмных сил, и пусть победят достойнейшие!